Каждый педагог задумывается о том, как вызвать интерес у обучающихся к преподаваемому предмету. Литература - это особый предмет на любом этапе обучения. Она преследует. с моей точки зрения, не столько образовательную цель, сколько развивающую и воспитательную. Цель уроков литературы - помочь адаптироваться в самостоятельной жизни. ТРКМ помогает вызвать интерес к предмету, понять его значимость в жизни.
ТРКМ-залог успешного преподавания литературы.docx
ТРКМ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ
Никитина Любовь Викторовна,
преподаватель литературы
ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум
технологий и экономики»
г. Златоуст
Аннотация: ТРКМ. УУД. Результат. Выводы
Ключевые слова: образовательный процесс; педагогическая
технология; технология развития критического мышления; универсальные
учебные навыки.
Размышляйте над этим…только
критически
Как вызвать у обучающихся интерес к урокам литературы? Можно ли
научить мыслить более эффективно? Как подготовить и провести урок,
который предполагает творческую активность обучающегося и
преподавателя, на котором каждый обучающийся чувствует себя
комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой
проблеме, проявить собственные возможности, интересы,
самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить
атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех. Пытаясь
ответить на эти вопросы, в течение нескольких лет обращалась к
методическим темам: «Организация обратной связи на уроках литературы»,
«Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках
литературы», «Использование ИКТ на уроках литературы и во внеурочной
деятельности». В результате пришла к выводу, что все вопросы и ответы на
них для меня объединились в использовании технологии развития
критического мышления (ТРКМ) Считаю эту педагогическую технологию более приемлемой на уроках
литературы еще и потому, что выпускник СПО должен обладать не только
определённой суммой знаний, но и умением действовать в реальных
социальных условиях, принимать продуманные решения.
Мне показалось важным в этой педагогической технологии, что ее
использование позволяет наложить новую информацию на имеющийся
личный опыт обучающегося. А это важный момент на уроках литературы.
Ведь и самто предмет выделяется из ряда преподаваемых
общеобразовательных предметов.
Современному педагогу можно позавидовать в том, что
использование другой педагогической технологии (ИКТ) позволяет
сегодня быстро найти для подготовки урока любую информацию.
Изучая материал к теме статьи, на одном из сайтов я прочитала, что
суть ТРКМ хорошо изложена в китайской пословице:
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и, может быть, я запомню.
Но вовлеки меня, и тогда я постигну».
Что такое критическое мышление? В педагогике дано множество
определений. Одно из них принадлежит Муштавинской И.В.: «Под
критическим мышлением мы понимаем оценочную деятельность субъекта
познания, которая направлена на усвоение знаний и проявляется в
рефлексии и восприятии этих знаний, характеризующаяся
контролируемостью, самостоятельностью, обоснованностью, логичностью и
целенаправленностью [Муштавинская И. В.].
Что такое технология критического мышления? ТРКМ это
естественный способ взаимодействия с идеями и информацией; особый вид
деятельности, позволяющий обучающемуся вынести здравое суждение о
предложенной ему точке зрения или модели поведения; разумный подход к принятию сложных решений. Это одна из современных педагогических
технологий, позволяющая формировать УУД. Иными словами, она
способствует реализации компетентностного подхода в обучении и
воспитании обучающегося. Технология получила развитие в системе
российского образования с 1997 года, ее авторы – американские ученые Ч.
Темпл, К. Мередит, Д. Стилл [Муштавинская И. В.].
Для меня как преподавателя литературы важно то, что ТРКМ
формирует, прежде всего, регулятивные учебные действия, которые
помогут им в дальнейшей социализации.
Данная технология предполагает использование на уроке 3 этапов
(стадий):
1 этап – «Вызов» («Что я знаю?»);
2 этап – «Осмысление» («Что хочу знать?»);
3 этап – Рефлексия («Что узнал по данной проблеме на уроке?)
В целом это привычные для преподавателя этапы урока, но с другим
названием и функциями. Вся суть заключается в используемых приемах
преподавания в рамках данной технологии. Конечно, важны все стадии
мышления на уроке, но особое внимание обращаю на стадию «Вызова». Мне
кажется, что именно здесь можно «зацепить» обучающихся, вызвать
интерес и «повести» их дальше по изучаемой теме. С этой целью использую
следующие приемы: «логическая цепочка»; работа с цитатой для
определения темы и цели урока; «фишбоун», «мозговой штурм» (парами
или в отдельных группах); ассоциативный ряд; «шаг за шагом» и другие.
На стадии «Осмысление» эффективными считаю «лови ошибку»;
разбивка на кластеры, прием ЗХУ; «оставьте за мной последнее слово»;
чтение с остановками; «корзина идей»; таблица «тонких» и «толстых»
вопросов.
На стадии «Рефлексии» работают все использованные на уроке
приемы. Они способствуют установлению причинноследственных связей,
возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям. Все это становится основой для дальнейшей работы: обмен
мнениями, написание эссе, организации дискуссий.
Реализация ТРКМ будет более успешной на уроке, если ее сочетать с
информационнокоммуникационными технологиями. Опора на эти
технологии позволяет не только поддержать интерес к изучаемому
материалу, но и повысить темп урока, освободить педагога от классной
доски для общения с обучающимися. Имеющиеся в кабинете компьютер,
проектор, аудиосистему я использую на всех стадиях урока, успешно
«вплетая» все в технологию развития критического мышления. Вот
некоторые примеры использования ИКТ на уроке литературы:
демонстрация отрывков из фильмов, в том числе экранизаций
изучаемых произведений;
аудиозаписи мастеров художественного слова, исполняющих
стихотворения программных поэтов;
сопровождение объяснений преподавателя и ответов обучающихся
иллюстрациями;
демонстрация презентаций обучающимися и защита проектов;
выведение на экран эпиграфов, цитат, важных фраз без
необходимости диктовать их;
проведение тестирований, опросов с использованием изображений
аудиовидеофрагментов.
Отдельно хочу сказать о работе в АСУ Procollege, которая позволяет
разнообразить урок, организовать самостоятельную работу, использовать
Интернетресурсы, совершить виртуальную экскурсию в доммузей
писателя.
Все вышеназванные технологии и приемы успешно описаны в трудах
педагоговметодистов и на «просторах» интернета. Самое главное – «не
навредить» обучающемуся используемым приемом той или иной
педагогической технологии, а это значит, что следует помнить возрастные и
психологические особенности группы. И если не превращать урок в «калейдоскоп» приемов, не выходить за рамки используемой технологии,
то она для педагога может стать «своей».
Список используемой литературы:
1. Загашев И. О., Заир Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить
критически. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
2. Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использования
образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки
естествознания. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.
3. Ильин Е.Н.Путь к ученику.М.:Просвещение1988.
Интернет ресурсы
1.https://multiurok.ru//
2. https://nsportal.ru//
3. https://лучшийпедагог.рф//
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.