ТРКМ - залог успешного преподавания литературы. Обобщение опыта.
Оценка 5

ТРКМ - залог успешного преподавания литературы. Обобщение опыта.

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
русская литература
Взрослым
17.04.2019
ТРКМ - залог успешного преподавания литературы. Обобщение опыта.
Каждый педагог задумывается о том, как вызвать интерес у обучающихся к преподаваемому предмету. Литература - это особый предмет на любом этапе обучения. Она преследует. с моей точки зрения, не столько образовательную цель, сколько развивающую и воспитательную. Цель уроков литературы - помочь адаптироваться в самостоятельной жизни. ТРКМ помогает вызвать интерес к предмету, понять его значимость в жизни.
ТРКМ-залог успешного преподавания литературы.docx
ТРКМ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Никитина Любовь Викторовна,  преподаватель литературы ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум  технологий и экономики» г. Златоуст Аннотация: ТРКМ. УУД. Результат. Выводы Ключевые слова: образовательный процесс; педагогическая  технология; технология развития критического мышления; универсальные  учебные навыки. Размышляйте над этим…только критически Как вызвать у обучающихся интерес к урокам литературы? Можно ли научить мыслить более эффективно? Как подготовить и провести урок,  который предполагает творческую активность обучающегося  и  преподавателя, на котором каждый обучающийся чувствует себя  комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой  проблеме, проявить собственные возможности, интересы,  самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить  атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех. Пытаясь  ответить на эти  вопросы, в течение нескольких лет обращалась к  методическим темам: «Организация обратной связи на уроках литературы», «Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках  литературы», «Использование ИКТ на уроках литературы и во внеурочной  деятельности». В результате пришла к выводу, что все вопросы и ответы на  них для меня объединились в использовании технологии развития  критического мышления (ТРКМ) Считаю эту педагогическую технологию более приемлемой на уроках  литературы еще и потому, что выпускник  СПО должен обладать не только  определённой суммой знаний, но и умением действовать в реальных  социальных условиях, принимать    продуманные решения. Мне показалось важным в этой педагогической технологии, что ее  использование позволяет наложить новую информацию на имеющийся  личный опыт обучающегося. А это важный момент на уроках литературы.  Ведь и сам­то предмет выделяется из ряда преподаваемых  общеобразовательных предметов. Современному педагогу можно позавидовать в том, что  использование другой педагогической технологии  (ИКТ) позволяет  сегодня быстро найти для подготовки урока любую информацию.  Изучая материал к теме статьи, на одном из сайтов я прочитала, что  суть ТРКМ хорошо изложена в китайской пословице: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть,  я запомню. Но  вовлеки меня, и тогда я постигну». Что такое критическое мышление? В педагогике дано множество  определений. Одно из них принадлежит Муштавинской И.В.: «Под  критическим мышлением мы понимаем оценочную деятельность субъекта  познания, которая направлена на усвоение знаний и проявляется в  рефлексии и восприятии этих знаний, характеризующаяся  контролируемостью, самостоятельностью, обоснованностью, логичностью и целенаправленностью [Муштавинская И. В.].  Что такое технология критического мышления? ТРКМ ­ это  естественный способ взаимодействия с идеями и информацией; особый вид  деятельности, позволяющий обучающемуся вынести здравое суждение о  предложенной ему точке зрения или модели поведения; разумный подход к принятию сложных решений.  Это одна из современных педагогических  технологий, позволяющая формировать УУД. Иными словами, она  способствует реализации компетентностного подхода в обучении и  воспитании обучающегося. Технология получила развитие в системе  российского образования с 1997 года, ее авторы – американские ученые Ч.  Темпл, К. Мередит, Д. Стилл [Муштавинская И. В.].  Для меня  как преподавателя литературы важно то, что ТРКМ  формирует, прежде всего, регулятивные учебные действия, которые  помогут им в дальнейшей социализации.     Данная технология предполагает использование на уроке 3 этапов  (стадий): 1 этап – «Вызов» («Что я знаю?»); 2 этап – «Осмысление» («Что хочу знать?»); 3 этап – Рефлексия («Что узнал по данной проблеме на уроке?) В целом это привычные для преподавателя этапы урока, но с другим  названием и функциями. Вся суть заключается в используемых приемах  преподавания в рамках данной технологии. Конечно, важны все стадии  мышления на уроке, но особое внимание обращаю на стадию «Вызова». Мне кажется, что именно здесь можно «зацепить» обучающихся, вызвать  интерес и «повести» их дальше по изучаемой теме. С этой целью использую  следующие приемы: «логическая цепочка»; работа с цитатой для  определения темы и цели урока; «фишбоун», «мозговой штурм» (парами  или в отдельных группах); ассоциативный ряд; «шаг за шагом» и другие. На стадии  «Осмысление» эффективными считаю ­ «лови ошибку»;  разбивка на кластеры, прием З­Х­У; «оставьте за мной последнее слово»;  чтение с остановками; «корзина идей»; таблица «тонких» и «толстых»  вопросов.  На стадии «Рефлексии» работают все использованные на уроке  приемы. Они способствуют установлению причинно­следственных связей,  возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям. Все это становится основой для дальнейшей работы: обмен  мнениями, написание эссе, организации дискуссий.  Реализация ТРКМ будет более успешной на уроке, если ее сочетать с  информационно­коммуникационными технологиями. Опора на эти  технологии позволяет не только поддержать интерес к изучаемому  материалу, но и повысить темп урока, освободить педагога от классной  доски для общения с обучающимися. Имеющиеся в кабинете компьютер,  проектор, аудиосистему я использую на всех стадиях урока, успешно  «вплетая» все в технологию развития критического мышления. Вот  некоторые примеры использования ИКТ на уроке литературы: ­ демонстрация отрывков из фильмов, в том числе экранизаций  изучаемых произведений; ­аудиозаписи мастеров художественного слова, исполняющих  стихотворения программных поэтов; ­сопровождение объяснений преподавателя и ответов обучающихся   иллюстрациями; ­демонстрация презентаций обучающимися и защита проектов; ­выведение на экран эпиграфов, цитат, важных фраз без  необходимости диктовать их; ­проведение тестирований, опросов с использованием изображений  аудио­видеофрагментов. Отдельно хочу сказать о работе в АСУ Procollege, которая  позволяет разнообразить урок, организовать самостоятельную работу, использовать  Интернет­ресурсы, совершить виртуальную экскурсию в дом­музей  писателя. Все вышеназванные технологии и приемы успешно описаны в трудах  педагогов­методистов и на «просторах» интернета. Самое главное – «не  навредить» обучающемуся используемым приемом той или иной  педагогической технологии, а это значит, что следует помнить возрастные и психологические особенности группы. И если не превращать урок в «калейдоскоп» приемов, не выходить за рамки  используемой технологии,  то она для педагога может стать «своей». Список используемой литературы: 1. Загашев И. О., Заир Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить  критически. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.  2. Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использования  образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки  естествознания. – СПб.: СПбГУПМ, 2003. 3. Ильин Е.Н.Путь к ученику.М.:Просвещение­1988. Интернет ­ ресурсы 1.https://multiurok.ru// 2. https://nsportal.ru// 3. https://лучшийпедагог.рф//

ТРКМ - залог успешного преподавания литературы. Обобщение опыта.

ТРКМ - залог успешного преподавания литературы. Обобщение опыта.

ТРКМ - залог успешного преподавания литературы. Обобщение опыта.

ТРКМ - залог успешного преподавания литературы. Обобщение опыта.

ТРКМ - залог успешного преподавания литературы. Обобщение опыта.

ТРКМ - залог успешного преподавания литературы. Обобщение опыта.

ТРКМ - залог успешного преподавания литературы. Обобщение опыта.

ТРКМ - залог успешного преподавания литературы. Обобщение опыта.

ТРКМ - залог успешного преподавания литературы. Обобщение опыта.

ТРКМ - залог успешного преподавания литературы. Обобщение опыта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2019