Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №10
Колпинского района г.СПб
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения Протокол № 1 от «30»_08_2021 г. |
ПРИНЯТО на Педагогическом Совете ГБОУ школы-интерната №10 Протокол № 1 от «31» _08_2021 г |
УТВЕРЖДАЮ Приказ № 64/4-0 От «31» _08_ 2021 г. Директор ГБОУ школы-интерната №10 _______ Е.Б.Кутузова |
Рабочая программа индивидуального обучения на дому
по учебному предмету «Труд»
ученика 1 «Б» класса
Боровкова Тимофея
Составила: учитель Соколова М.А.
2021-2022 учебный год
Санкт-Петербург
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Труд» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школы-интерната №10, протокол педсовета № 35 от 22.04.2016г., санитарных правил СП 2.4.3648-20, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов, создание специальных условий, перераспределения содержания программы по годам обучения.
Цель-формирование элементарных трудовых навыков, позволяющих учащемуся выполнять различные поделки вместе с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на реальные образцы, их объемные и плоскостные модели, а затем и самостоятельно.
Основными задачами являются:
Коррекционно – образовательные:
1.Формировать представления у обучающегося о свойствах материалов;
2.Обучать ученика умениям выполнять практические задания по труду;
3.Формировать и обогащать сенсорный опыт;
4.Формировать потребности учащегося использовать вербальные и невербальные средства общения для обогащения чувственного опыта и умения фиксировать полученные впечатления в речи;
5.Формировать умения переносить знания, умения и навыки в практическую деятельность вне урока;
Коррекционно – развивающие:
1.Развивать мышцы рук, глазомер;
2.Развивать умения использовать эталоны для обозначения свойств и качеств предметов (цвет, форма, размер);
3.Развивать умения подбирать предметы по одному-двум признакам (цвет, размер, материал);
Коррекционно – воспитательные:
1.Воспитывать положительное отношение и интерес к труду;
2.Воспитывать бережное отношение к результату своего труда и труда других.
Воспитательный компонент.
Воспитательная задача определяет задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения ребёнком коммуникативными умениями, развития социальной активности:
воспитывать наблюдательность;
воспитывать настойчивость и терпение;
воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к окружающему миру, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.);
формировать устойчивую самостоятельность в разных видах деятельности;
формировать у учащегося гражданско-патриотическое сознание, духовно-нравственные ценности;
прививать навыки здорового образа жизни.
Виды и формы деятельности
Каждый урок предполагает свой воспитательный потенциал, который реализует учитель-предметник. Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учеником, способствующих позитивному восприятию требований и просьб учителя, привлечению его внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации его познавательной деятельности;
- побуждение школьника соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьника к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учеником своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию ребёнку примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию ребёнка к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация предметных образовательных событий для обучающегося с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающегося с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
- специально разработанные занятия - уроки, занятия-экскурсии, которые, расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному краю;
- использование электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (виртуальные музеи, учебные занятия на платформах Учи.ру, Якласс, Инфоурок, программы-тренажеры, тесты, мультимедийные презентации, фильмы с учетом психофизических особенностей ребёнка;
Сотрудничество педагога и обучающегося на учебном занятии позволяет приобретать знания, опыт и навыки в самостоятельной деятельности. Тесная связь обучения и воспитания позволяет создать все условия для развития высоконравственной, творческой всесторонне развитой личности.
Характеристика на Боровкова Тимофея
Основные учебные навыки не сформированы. Речь отсутствует. Наблюдается чрезмерная двигательная активность: ходит по классу, за партой сидит вместе со взрослым. На уроке требуется постоянная помощь взрослого. На данный момент к самостоятельной работе ребёнок не способен.
Тимофей понимает обращённую речь на бытовом уровне. Реагирует на своё имя. Понимает простые речевые инструкции, но не выполняет их без помощи учителя. Названия предметов с их изображениями не соотносит.
Тимофей не проявляет интерес к совместной деятельности, не взаимодействует с учителем. Не просит о помощи и не принимает её. Для взаимодействия требуется настойчивая помощь взрослого. Самостоятельная игровая деятельность не сформирована.
Базовые учебные действия не сформированы. С трудом сидит за партой на занятии. Редко смотрит на говорящего с ним взрослого, действия по подражанию и образцу не выполняет.
Требуется постоянная помощь со стороны взрослого..
Все эти особенности учитываются при реализации задач «Программы». Занятия проходят в игровой форме. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы-интерната № 10 на 2021-2022 учебный год рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю (исходя из 33 учебных недель). Содержание самостоятельной работы обучающегося на дому направлено на расширение и углубление его практических знаний и умений по данному учебному предмету (66 часов самостоятельной работы, 2 часа в неделю).
Используемый учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы, дополнительные информационные ресурсы
Учебники и рабочие тетради Л.А.«Ручной труд». Учебник по трудовому обучению для класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2008. |
Рабочие тетради №1 и №2 к учебнику «Ручной труд» для класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. СПб Филиал издательства «Просвещение», 2008.
Учебные пособия
Л.Б. Баряева, О.П.Гаврилушкина «Игры-занятия с природным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ «СОЮЗ». 2005.
«Гимнастика для пальчиков» / Е.М.Косинова. М.: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
Материально-техническое оснащение учебного предмета:
- образцы изделий;
- коллекции бумаги, тканей, ниток;
- предметные картинки;
- сюжетные картинки;
- фотографии;
- игрушки;
- тематические наборы: овощи, домашние животные, дикие животные, игрушки, обувь, одежда, мебель;
- аудиозаписи с детскими песенками и потешками;
- пластилин;
- ножницы, клей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Предметные:
включают освоенные обучающимся знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающегося
Без оценочное обучение. Контроль достижений обучающегося осуществляется в форме наблюдения за его деятельностью.
2. Содержание учебного предмета
№ п/п |
Наименование разделов учебного предмета |
Количество часов |
1. |
Работа с бумагой и картоном |
8 |
2. |
Работа с пластичными материалами |
8 |
3. |
Конструирование |
9 |
4. |
Работа с разными материалами |
8 |
|
Итого: |
33 |
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Базовые учебные действия |
Ожидаемый результат |
|
План |
Факт |
|||||
1 четверть (8 часов) |
||||||
1 |
Аппликация из засушенных листьев «Птица |
1 |
|
|
Развитие мелкой моторики рук.
Повторение цветов.
Работа с клеем и бумагой.
Приклеивание полосок бумаги.
Работа с пластилином. |
Уметь соединять детали с помощью клея. |
2 |
Сорта и виды бумаги |
1 |
|
|
Различать виды бумаги, узнавать какой вид, Знать названия инструментов для работы с бумагой и картоном, знать виды работ с бумагой; уметь пользоваться клеем, знать правила работы.
|
|
3 |
Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном |
1 |
|
|
||
4 |
Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). |
1 |
|
|
||
5 |
Складывание фигурок из бумаги (оригами) |
1 |
|
|
||
6 |
Игрушка «цветок» |
1 |
|
|
||
7 |
Лепка. Фигуры птиц. |
1 |
|
|
Знать виды ра-бот с пластили-ном, соблюдать технику безопасности, знать названия инструментов для работы с пластилином. |
|
8 |
Лепка. Фигуры зверей. |
1 |
|
|
||
2 четверть (8ч) |
||||||
9 |
Составление изображений с использованием кубиков |
1 |
|
|
Развитие мелкой моторики рук. Работа с кубиками и изображениями. |
Различение геометрических фигур, составление рисунка, узора из геометрических фигур. |
10 |
Сборка по показу и по образцу треугольника (из трех плоских планок) |
1 |
|
|
||
11 |
Сборка по показу и по образцу квадрата (из четырех планок), |
1 |
|
|
||
12 |
Сборка по показу и по образцу прямоугольника (из двух длинных и двух коротких планок) |
1 |
|
|
||
13 |
Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха |
1 |
|
|
Умение сгибать проволоку. |
Умение работать с разными материалами, развитие воображения, фантазии, умение работать с шаблонами. |
14 |
Цветы из прищепок |
1 |
|
|
Совершенствование общей и ручной моторики. |
|
15 |
Сматывание ниток в клубок. Шарики разной величины. |
1 |
|
|
||
16 |
Заполнение шаблона, контуров предметных изображений семенами гороха |
1 |
|
|
Приклеивание семян гороха. |
|
3 четверть (9 часов) |
||||||
17 |
Снежинки |
1 |
|
|
Вырезание, приклеивание деталей. Резание по контуру. Работа с пластелином: разминать, раскатывать, расплющивать, отщипывать, оттягивать. |
Умение рабо-тать с ножни-цами, соблюдать технику безопасности, резать по заданной линии.
Знать виды работ с пласти-лином, соблю-дать технику безопасности, знать названия инструментов для работы с пластилином. |
18 |
«Рваная аппликация» |
1 |
|
|
||
19 |
Аппликация – орнамент (коврик) |
1 |
|
|
||
20 |
Лепка «Фигуры зверей» |
1 |
|
|
||
21 |
Лепка «Фигуры птиц» |
1 |
|
|
||
22 |
Лепка «Фигуры рыб» |
1 |
|
|
||
23 |
Домик |
1 |
|
|
Знакомство с приёмом сминания, отрывания бумаги, Приклеивание бумаги. Формирование умения использовать цвет пластилина для создания яркого образа. Умение работать по образцу. Умение анализировать готовый образец. |
Умение работать с ножницами, соблюдать технику безопасности, резать по заданной линии. Знать как работать по образцу, уметь выполнять инструкцию. |
24 |
Конструирование объектов с помощью учителя и по готовому образцу |
1 |
|
|
||
25 |
Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. «Домик гнома»
|
1 |
|
|
||
|
||||||
4 четверть (8 часов) |
||||||
26 |
Заполнение шаблона, контуров предметных изображений семенами |
|
|
|
Работа по образцу, уметь выполнять инструкцию. |
Умение работать с разными материалами, развитие воображения, фантазии, умение работать с шаблонами. |
27 |
Аппликация из ватных дисков |
|
|
|
||
28 |
Сборка объёмных изделий по образцу и рисунку: «стол». |
|
|
|
Приёмы соединения деталей. Собирать изделия по образцу и рисунку. Соединять планки крепёжной парой путём завинчивания. |
Собирать изделие по образцу, уметь работать по инструкции, Знать как работать с конструктором, соединять детали, закреплять детали. |
29 |
Сборка объёмных изделий по образцу и рисунку: «стул». |
|
|
|
||
30 |
Конструирование по образцу: «скамейка» |
|
|
|
||
31 |
Игры со сборно-разборными игрушками |
|
|
|
Совершенствование навыков взаимодействия с предметами. Умение собирать бусы. |
Работа с различными материалами, проявление воображения, фантазии, выполнение техники безопасности. |
32 |
Изготовление бус из разных материалов |
|
|
|
||
33 |
Игры со сборно-разборными игрушками |
|
|
|
||
|
Итого |
33 |
|
|
|
|
Информация о часах самостоятельной работы
33 недели ( 2 часа в неделю) – 66 часов |
||
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
1 четверть (16 часов) |
||
1. |
Аппликация из засушенных листьев |
2 |
2. |
Сорта и виды бумаги |
2 |
3 |
Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном |
2 |
4. |
Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика) |
2 |
5. |
Беседа с использованием картинок - названия инструментов для работы с бумагой и картоном |
2 |
6. |
Складывание фигурок из бумаги (оригами) |
2 |
7. |
Заготовка для изделия. |
2 |
8. |
Заготовка для изделия. |
2 |
2четверть(16 часов) |
||
9. |
Составление изображений с использованием кубиков |
2 |
10. |
Сборка по показу и по образцу треугольника (из трех плоских планок) |
2 |
11. |
Сборка по показу и по образцу квадрата (из четырех планок) |
2 |
12. |
Сборка по показу и по образцу прямоугольника (из двух длинных и двух коротких планок) |
2 |
13. |
Игры и упражнения на умение работать с разными материалами, развитие воображения, фантазии, умение работать с шаблонами |
2 |
14. |
Игры и упражнения с нитками, мелкими шариками, прищепками для развития мелкой моторики рук |
2 |
15. |
Крупотерапия |
2 |
16. |
Заготовка материала для поделки |
2 |
3 четверть (18 часов) |
||
17. |
Резание по контуру |
2 |
18. |
Приклеивание деталей |
2 |
19. |
Вырезание снежинок |
2 |
20. |
Игры с мягким песком (разминать, раскатывать, расплющивать, отщипывать, оттягивать) |
2 |
21. |
Игра «Домик» |
2 |
22. |
Конструирование из кубиков |
2 |
23. |
Изготовление аппликации «Грузовик», «Автофургон» |
2 |
24. |
Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. |
2 |
25. |
Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. |
2 |
4 четверть (16 часов) |
||
26. |
Заполнение шаблона, контуров предметных изображений семенами |
2 |
27. |
Аппликация из ватных дисков |
2 |
28. |
Сборка объёмных изделий по образцу и рисунку. |
2 |
29. |
Сборка объёмных изделий по образцу и рисунку. |
2 |
30. |
Конструирование из кубиков по образцу. |
2 |
31. |
Изготовление бус из разных материалов |
2 |
32. |
Игры со сборно-разборными игрушками |
2 |
33. |
Поделка из любого материала на свободную тему |
2 |
Итого 66 |
Лист коррекции
Корректировка программы
|
|||
Четверть
|
Количество часов по плану |
Количество часов по факту |
Примечания |
1 |
8 |
|
|
2 |
8 |
|
|
3 |
9 |
|
|
4 |
8 |
|
|
Всего: |
33 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.