Трудности в организации проектной деятельности на уроках в начальной школе
Оценка 5

Трудности в организации проектной деятельности на уроках в начальной школе

Оценка 5
docx
06.11.2022
Трудности в организации проектной деятельности на уроках в начальной школе
Самообраз.docx

Трудности в организации проектной деятельности на уроках в начальной школе

 Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. И, по моему мнению, именно метод проектов помогает достичь всего этого.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Главная идея метода проекта: развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решить учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.

 Несмотря на популярность и достоинства этого метода, его реализация вызывает затруднения в практической деятельности учителя из-за недостаточно разработанной и систематизированной методической базы. Из-за того, что работа над проектом обширна и кропотлива, она занимает много времени и у учителя, и у детей. Возникает проблема перегрузки учащихся, возрастает нагрузка на учителя. Проекты в начальной школе не должны быть длительны. Младшие школьники работу начинают с интересом и желанием. Но сталкиваясь с трудностями, а это, например, большой объём информации, которую нужно найти, изучить, проанализировать, систематизировать, возможно, провести исследование, могут потерять интерес и бросить работу над проектом. Тогда учителю приходится использовать различные приемы, даже превратиться в ментора, который диктует свое мнение, что, безусловно, нельзя допускать. Или он вынужден взвалить на себя основную часть работы, оставив детям лишь самый минимум. Детям не всегда хватает умений и навыков работы с компьютером. И опять учитель берет на себя эту функцию. Поэтому, к сожалению, неудивительно игнорирование данного метода некоторыми педагогами.

Проблемы при организации проектной деятельности решаются с помощью сотрудничества учителя и родителей. Тогда учителю необходимо дополнительно консультировать родителей о сущности проектного метода. Родители должны понять, что основной целью является сотрудничество, партнерство с собственным ребенком. Подключение родителей к проектной деятельности решает многие семейные проблемы, в т.ч. дефицит общения.

Мы убеждены, что недопустимо задавать выполнение проекта на дом. Интернет переполнен письмами родителей подобного содержания: «Моя дочь учится в 3"м классе, и мы готовим проект на тему "Мода", но застряли на целях и задачах проекта. Подскажите, пожалуйста, с чего начать!!!». Если проект превращается в домашнее задание, ученики оказываются изначально поставленными в неравные условия. Учитель не может скорректировать работу детей, о промежуточной оценке их деятельности даже говорить не приходится. Формирование компетенций происходит стихийно, и часто такая работа становится простым накоплением знаний, от которого и призван был увести метод проектов. Проектная деятельность предполагает организованную учителем самостоятельную работу учащихся по решению значимой для них проблемы. Найти такую «значимую проблему» для 6летнего человека далеко не просто.

Следующим этапом должно стать выдвижение гипотез решения проблемы и планирование деятельности по реализации проекта. Если проекты выполняются детьми дома, то вы двигают гипотезы и планируют деятельность родители. В таком случае ребенок обычно не узнаёт новую информацию, а оформляет на бумаге уже известные ему сведения. Осложняет ситуацию доступность любых сведений в Интернете. Очевидно, что подобные задания приводят не к формированию новых компетенций, а к накоплению знаний, которые не способствуют развитию личности школьника, не делают его учебную деятельность более осмысленной. Только взрослый может подвести ребёнка к проблеме истинного понимания полученной информации, и происходить это может только в форме диалога.

Проектная деятельность предполагает в основном самостоятельную работу учащихся. И здесь следует обратить внимание на различия в организации работы над групповым и индивидуальным проектом.

Чаще всего во внеурочной деятельности по какому-либо предмету  предпочитают индивидуальные проекты. При организации индивидуальной работы учащегося над проектом учителю предоставляется возможность учитывать не только возрастные возможности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы. А значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности учащегося в целом.

Учащиеся, склонные к научно-исследовательской деятельности, получают возможность исследовать свои предположения, находить доказательства для них, проводить свои собственные исследования, разрабатывать впоследствии собственные методики. Но главным условием реализации этой деятельности является работа на интерес ученика, а не подстраивание под цели педагога. Для этого учитель предварительно должен выяснить, каким багажом интересов и склонностей обладает ученик.

Групповая проектная работа на уроке и особенно исследовательские проекты представляют определённую трудность: формирование проектной группы, сотрудничество в группе, гибкость и проницательность, умение видеть точку зрения другого и убедительно отстаивать собственную позицию, идти на компромисс ради общей цели и т.п.

Преимущества и недостатки индивидуальных и групповых проектов.

Тип проекта

Преимущества

Проблемы

 

 

 

 

 

 

Групповой

 ● формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели;

● групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удаётся;

● совместная работа даёт возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности;

● при успешном взаимодействии может подняться статус отдельных учащихся в группе сверстников;

● такой проект способствует групповому сплочению.

 

● отдельные ученики не проявляют активность, а «выезжают» за счёт более инициативных и ответственных;

● труднее организовать и координировать работу;

● нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы;

● труднее оценить вклад каждого члена группы

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный

● автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы;

● развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность;

● тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора;

● ход работы и её результат зависят только от автора проекта;

● итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора

 

● не вырабатывается опыт группового сотрудничества;

 ● нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы;

 ● работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта.

 


 

Трудности в организации проектной деятельности на уроках в начальной школе

Трудности в организации проектной деятельности на уроках в начальной школе

Мы убеждены, что недопустимо задавать выполнение проекта на дом

Мы убеждены, что недопустимо задавать выполнение проекта на дом

Тип проекта Преимущества

Тип проекта Преимущества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022