Трудовое направление воспитания в ДО

  • docx
  • 24.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Трудовое направление воспитания в ДО.docx

Консультация живого общения

«Трудовое направление воспитания в соответствие с ОП и АОП ДО»

Одной из годовых задач работы ДО в текущем учебном году является - создавать условия для формирования положительного отношения детей к различным видам труда и профессий, и стремления приносить пользу людям.

В результате которой дети должны получить представления о различных профессиях людей в соответствии с программным содержанием и возрастных характеристик; проявлять интерес к профессиям людей и положительное отношение к трудовой деятельности в сюжетно-ролевой игре.

В арсенале воспитателей должны появится методические разработки по организации трудовой деятельности воспитанников. В игровых уголках должны появится атрибуты изученных профессий для сюжетно-ролевой игры воспитанников.

Родители должны получить опыт совместной деятельности с дошкольниками по ознакомлению их со своей профессией.

 

Для начала давайте разберемся, что включается в трудовое направление воспитания на основании нашей ОО (ФОП ДО).

Целью Программы в соответствии с ФОП является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. (Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 46, ст. 79770).

Кроме того, в ОО присутствует задача:

Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

Инициативность, самостоятельность, ответственность - являются составляющими трудовой деятельности: в ней проявляются и воспитываются.

В планируемых результатах реализации ОО у нас прописано, что к пяти годам ребенок самостоятелен в самообслуживании; ребенок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражает эти представления в играх; ребенок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками.

К 6-ти годам: ребенок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;

К концу дошкольного возраста: ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью.

Зачем дошкольнику заниматься трудом? Почему государство ставит перед дошкольным образованием задачу трудового воспитания?

 

Роль труда в формировании личности дошкольников:

· Роль в личностном развитии. Труд удовлетворяет потребности ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми (так воспринимает деятельность сам ребенок).

· Роль в развитии волевой сферы. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.

·Роль в умственном развитии. В процессе труда дети практические познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.

· Роль в эстетическом воспитании. В трудовой деятельности осуществляется эстетическое воспитание и эмоциональное развитие. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

· Роль в физическом развитии. Труд закаливает детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

· Роль в нравственном воспитании. Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

 

Как вы думаете, в какой образовательной области ФГОС и ФОП ставят для воспитателя задачи по трудовому воспитанию?

Одним из направлений ОО «СКР» является – «Сфера трудового воспитания».


 

Содержание образовательной области «СКР» в сфере трудового воспитания

2-3г.

3-4г.

4-5л.

5-6л.

6-7л.

Поощряет стремление детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге.

 

 

Педагог формирует представление детей о простых предметах своей одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает детям о назначении предметов одежды, способах их использования (надевание колготок, футболок и тому подобное).

• развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений группы и участка и прочее) и трудовые навыки;

•воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;

приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку

•формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;

•воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях; вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;

•развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье

Педагог обогащает представления детей о труде взрослых, знакомит детей с разными видами производительного (промышленность, строительство, сельское хозяйство) и обслуживающего (сфера досуга и отдыха, сфера культуры, медицина, торговля) труда. Создает образовательные ситуации по ознакомлению детей с конкретными профессиями взрослых, демонстрирует возможные связи между профессиями, обращает внимание детей на содержание каждой профессии в соответствии с общей структурой трудового процесса (мотив, цель, инструменты и оборудование, содержание действий, выбор трудовых действий в соответствии с целью, результат)

·                    Педагог формирует представление детей о современной технике, в том числе цифровой, её разнообразии, создает образовательные ситуации для знакомства детей с конкретными техническими приборами, показывает, как техника способствует ускорению получения результата труда и облегчению труда взрослых.

• Педагог создает условия для знакомства детей с экономическими знаниями, рассказывает о назначении рекламы для распространения информации о товаре, формирует представление о финансовой грамотности человека, обсуждает с детьми назначение денег и их участие в процессе приобретения товаров или услуг, организует проблемные и игровые ситуации для детей, развивает умения планировать расходы на покупку необходимых товаров и услуг, формирует уважение к труду родителей (законных представителей).

·                    Педагог создает условия для коллективного выполнения детьми трудовых поручений во время дежурства, учит детей распределять между собой трудовые поручения для получения единого трудового результата.

·                   Педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем знакомства детей с разными профессиями, рассказывает о современных профессиях, возникших в связи с потребностями людей. Организует встречи детей с представителями разных профессий, организует экскурсии с целью продемонстрировать реальные трудовые действия и взаимоотношения специалистов на работе, организует просмотры видеофильмов, мультфильмов, чтение художественно литературы для знакомства детей с многообразием профессий современного человека. Организует этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку определенной профессии, раскрывает личностные качества, помогающие человеку стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности.

• Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги - товар (продажа - покупка), формирует представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.

• Поощряет инициативность и самостоятельность детей в процессах самообслуживания в группе (убрать постель после сна, расставить ровно стулья за столами в зоне учебной деятельности), создает проблемные и игровые ситуации для развития умений выполнять отдельные трудовые действия, привлекает к решению поставленных задач родителей (законных представителей) с целью создания дома условий для развития умений реализовывать элементы хозяйственно-бытового труда: вымыть тарелку после обеда, вытереть пыль в комнате, застелить кровать, погладить носовой платок, покормить домашнего питомца и тому подобное.

·                   Поддерживает коллективное выполнения детьми трудовых поручений во время дежурства, учит детей распределять между собой трудовые поручения для получения единого трудового результата, знакомит детей с правилами использования инструментов труда - ножниц, иголки и тому подобное.

 

Содержание образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» «Окружающий мир»

 

2-3г.

3-4г.

4-5л.

5-6л.

6-7л.

знакомит с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит кашу, шофер водит машину, доктор лечит)

знакомит с трудом людей близкого окружения, (ходят в магазин, убирают квартиру, двор, готовят еду, водят транспорт и другое). Знакомит с трудом работников ДОО (помощника воспитателя, повара, дворника, водителя). Демонстрирует некоторые инструменты труда, воспитывает бережное отношение к предметам, сделанным руками человека. Поощряет детей за проявление аккуратности (не сорить, убирать за собой, не расходовать лишние материалы зря и так далее).

Знакомит детей с трудом взрослых в городе и сельской местности;

педагог расширяет первичные представления о населенном пункте (местах отдыха и работы близких)

формировать представления о профессиях, связанных с природой и её защитой


Как вы думаете важно ли учить детей труду или они сами научаться?

Чему именно нужно учить?

Для того, чтобы понять, чему именно нужно учить, необходимо проанализировать компоненты трудовой деятельности и как младшие и старшие дошкольники могут ими овладеть.

В трудовой деятельности дошкольников присутствуют все компоненты, характерные для этой деятельности:

· цель;

· мотив;

· процесс планирования;

· трудовые действия;

· оценка;

· результат труда.

Цель трудовой деятельности – дети младшего дошкольного возраста не могут ставить цели, удерживать в памяти весь процесс и результат. Ребенок сразу начинает действовать, действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер. Цель для маленького ребенка не имеет смысла, он формулирует ее для обозначения сиюминутного действия.

Дети старшего возраста самостоятельно формулируют цель на материале уже известного труда, удерживают ее на протяжении процесса до получения результата. С незнакомым содержанием труда необходима помощь взрослого. Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны. Особенность данного компонента – участие взрослого.

Мотивы трудовой деятельности – характеризуют то, ради чего и почему ребенок трудится. В качестве мотивов могут выступать:

· потребность в положительной оценке взрослых;

· самоутверждение;

· потребность в общении со взрослыми;

· желание чему-то научиться;

· общественные мотивы (приносить пользу другим).

Особенность данного компонента – отсутствие стремления получить материальную награду за труд.

Планирование трудовой деятельности – включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом. Ребенок младшего дошкольного возраста свою деятельность не планирует. Планирование деятельности старшими дошкольниками осуществляется с помощью взрослых.

Специфика планирования старшими дошкольниками:

· планируют лишь процесс исполнения;

· не планируют организацию труда;

· намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения;

· не предусматривают контроль и оценку работы;

· словесное планирование отстает от практического;

· план работы не может составить, но действует последовательно.

Роль взрослого на разных этапах различна: первоначально планирует сам, далее привлекает детей к совместному планированию. Особенность данного компонента – детей следует учить планированию деятельности.

Трудовые действия – детей младшего дошкольного возраста увлекает именно процесс деятельности. Ребенок выполняет трудовые действия непосредственно под руководством взрослого, при его показе. Старшие дошкольники овладели многими действиями, способны обучаться трудовым действиям по словесному объяснению, но процесс деятельности для них тоже привлекателен. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитывается настойчивость, потребность делать все красиво, аккуратно, правильно. Участие взрослых делает труд детей более привлекательным. Особенность данного компонента – у детей формируются отдельные трудовые умения, которые они могут выполнять свободно без помощи взрослых.

Оценка деятельности – для ребенка исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны. Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу, но не самого ребенка. Оценка должна быть объективной, учитывающей психофизические возможности ребенка.

Младшие дошкольники затрудняются оценивать свою деятельность. Старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. Особенность данного компонента – детей следует учить предвидеть к плохому или хорошему результату приведут их усилия.

Результат труда – под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.

Для младших дошкольников важен не материальный результат, а моральный, выраженный в положительной оценке взрослого.  

Ребенка старшего дошкольного возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, оценка взрослого для него также важна. У детей 5-7 лет уже может появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата труда. Особенность данного компонента – результат видят все дошкольники.

 

Виды труда в дошкольном возрасте

Как видно из образовательной программы выделяются следующие виды труда:

·        Самообслуживание

·        Хозяйственно-бытовой труд

·        Труд в природе

·        Ручной труд

 

Давайте разберем каждый из них в отдельности по следующим вопросам:

·        С какого возраста начинается

·        В течение какого периода используется

·        Что включается в содержание труда

 

Характеристики

 

Виды труда

Самообслуживание

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Ручной труд

С какого возраста начинается

 

2-3г.

Со средней группы

Со средней группы

Со средней группы

В течение какого возрастного периода используется

 

С 2 л. и до выпуска из ДО

С 4 лет и до выпуска из ДО

С 4 лет и до выпуска из ДО

С 4 лет и до выпуска из ДО

Что включается в содержание труда

 

Уход за собой

поддержание порядка и чистоты в помещении и на участке, оказание помощи взрослым и обслуживание всего коллектива

участие в уходе за растениями, животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, цветнике

изготовление предметов из разнообразных материалов




Формы организации труда:

·                   Трудовые поручения

·                   Дежурство

·                   Коллективный труд

 

Трудовое поручение – это возложение на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с трудовыми действиями для коллектива. Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют на младших ступенях дошкольного возраста, когда труд еще не стал планомерной и систематической деятельностью, и дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Иными словами: выполняют просьбу или требование взрослых сделать что-либо, принести какой-то предмет, полить цветы, покормить рыб, накрыть на стол, убрать посуду и т.д.

Целесообразно вначале давать поручения более активным детям. При этом воспитатель показывает образец выполнения трудового действия и контролирует выполнение действий ребенком.

 

Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату.

Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой – разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. Постепенно дети осваивают умение согласовывать свои действия, учатся договариваться, распределять трудовые обязанности. В процессе дежурства младших дошкольников по столовой воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности. Оценивает старательность ребенка, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому. Количество дежурных равно количеству обслуживаемых столов. Дети младшего дошкольного возраста дежурят только перед завтраком. Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к проявлению самостоятельности. Важной задачей в организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

 

Старшие дошкольники регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по центру экспериментирования и природы. При оценке качества работы дежурных воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Варианты назначения дежурных разные: по симпатиям детей; девочка с мальчиком; умеет – не умеет; активный- пассивный; быстрый – медленный и т.д.

Дежурство по подготовке к занятиям вводится в старшей группе и требует особой сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Детям на первых порах следует помогать, напоминать им, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство в центре природы вводится с начала года в старшей группе. Оно должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность. Дежурство способствует систематичности включения детей в труд.

Следует отмечать кто, где и когда дежурил. В группе оформляется стенд, где отмечаются дети-дежурные. Информация должна быть понятна детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях. Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

 

Для коллективного труда отличительной способностью является общая цель дела.  Например, воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить печенье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7 и больше). Каждый из детей получает конкретное задание. Сначала дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда: каждый потрудился и вместе выполнили общую работу. Это наиболее простое объединение, здесь подводится общий итог трудовой деятельности команды. Такой труд называется общим трудом.

 При этом следует учитывать возможности и уровень навыков каждого ребенка, предусмотреть объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время. Такая форма объединения является переходной от труда «рядом» и «общего труда» к «совместному труду». (Р.С.Буре). По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками, педагог начинает переходить к более сложным задачам – формировать у детей навыки сотрудничества, воспитывать умение трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда и т. п. Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей (Р.С.Буре).

По своей структуре труд может быть организован как труд «общий» (в труде участвуют несколько детей или вся группа. Каждый ребенок при этом получает отдельное задание. Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат. Например, каждый ребенок в центре природы протирает листья у растений. В результате все вместе сделали растения чистыми) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей. Если процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляют один из участников или группа детей, то такая форма объединения называется «совместный» труд. Каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше. Например, одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третьи делают грядки).

При организации коллективного труда воспитатель осуществляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Важно научить детей учитывать интересы друг друга, уступать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеждать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса. В старшей и подготовительной к школе группах организуется общая трудовая деятельность, такие виды труда, как уборка групповой комнаты пли участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и др.

 

Методика руководства трудовой деятельностью дошкольников

 

Младший дошкольный возраст (3-5лет)

 

Во всех видах труда педагог сначала учит всех детей (фронтально) способам выполнения трудовых операций, используя показ, подробное объяснение смысла действия, дробное деление процесса труда на конкретные операции.  Предлагает всем детям выполнить трудовую операцию. Отслеживает как дети справляются с показанной трудовой операцией. Необходимо многократное повторение трудового действия для его автоматизации и перехода в навык. Для отработки навыка воспитатель выдает детям индивидуальные поручения, а также предлагает дидактические игры с соответствующей целью. В случае затруднений ребенка воспитатель оказывает ему помощь различной степени: выполняет рукой ребенка полив растения, показывая на практике сколько именно воды нужно для увлажнения почвы, чтобы ребенок почувствовал, что он работает и что он может. Либо использует напоминания. И всегда использует одобрения!

 

Старший дошкольный возраст (5-7лет)

 

Замечали ли вы, что некоторые дети охотно участвующие в разных видах труда в младшем дошкольном возрасте, повзрослев до старшего дошкольного возраста, теряют интерес к ранее интересовавшим их видам труда и те действия, которые они научились выполнять самостоятельно престали их привлекать? Данное обстоятельство связано с потерей мотивацией, отсутствием цели труда. Причина состоит в отсутствии условий для проявления трудового усилия. Необходимо найти мотивацию для проявления трудовых усилий ребенка. Возможно она находится в ситуации одобрения и усиливающегося доверия к деятельности ребенка.

Как мы уже говорили, в старшей группе вводятся дежурства детей в центре природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств – до двух дней, возможно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, деловитости, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначения детей на дежурство фиксируются на доске дежурных.

Дежурные должны уметь договариваться о том, кто что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т. д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми. Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и поведении животных. При оценке дежурств следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных.

В старших группах особое значение придается коллективному характеру труда дошкольников. Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь.

 

В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа:

1. Подготовка к труду:

·                   разъяснение содержания общего задания для детей группы, его значимости;

·                   распределение между звеньями отдельных заданий, входящих в общее;

·                   формирование представлений о проявлении справедливости, об отношении к сверстнику, как к партнеру;

·                   помощь детям в распределении работы между собой внутри каждого звена.

2. Руководство процессом труда:

·                   регуляция продуктивных действий детей;

·                   формирование способов проявления ответственности, заботы о результате общего дела, об отношении к партнерам, о правилах, регулирующих поведение в сообществе сверстников.

3. Обсуждение результата:

·                   оценка его значимости, положительная оценка слаженных действий детей в звеньях;

·                   постановка задач на будущее.

 

Каждый из этих этапов требует своеобразных методов руководства.

 

Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как важная, нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения, ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда.

 

В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель ставит своей основной задачей формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в другом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети. Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и работа у них спорится, быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые».

Он вводит понятие: товарищей нельзя подводить; на конкретном примере из деятельности самих детей подводит их к пониманию этой нормы: «Не торопись ставить растения на подоконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми, и тогда ты подведешь своих товарищем, все подумают, что они неаккуратно работали».

Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает нравственные проявления, отношение к товарищам, к порученному делу. В процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности и т. д.

Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили работу. Наблюдая за деятельностью детей, он может заметить, что какое-либо звено задерживается или может выполнить порученное дело раньше. Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда товарищам трудно».

Воспитателю важно не только пригласить детей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети не справились с работой: «Как много оказалось у них дела! Гораздо больше, чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».

Однако не всегда воспитатель присоединяет детей, закончивших работу, к тем, кто еще не справился с заданием. В том случае, если он видит необходимость дать последним возможность самим довести ее до конца, он дополняет объем первых.

По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он задает им вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол и др.). Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо. При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу.

Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей.

Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей - в старшем дошкольном возрасте – 15-25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Ручной труд проводится на занятиях и их методику мы уже обсуждали, поэтому останавливаться на этом виде труда мы не будем.

Для организации самостоятельного ручного труда необходимо создать условия, которые способствую творческому развитию детей:

· обеспечение возможности для свободного и доступного пользования материалами;

· наличие образцов различных поделок и конструкций.

 

Оборудование для организации труда

 

Для организации дежурств:

·                   стенд «Мы дежурим» с окошечками и индивидуальными карточками.

 

Для организации хозяйственно-бытового труда:

·                   Совочки, метёлочки

·                   Ведерки, тряпочки

·                   Фартуки, колпаки

Для организации труда в природе:

·                   Лейки, опрыскиватель

·                   Лопатки для рыхления почвы

·                   Схемы ухода за растениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Периодичность организации труда

 

Виды труда

Форма труда

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Самообслуживание

Самообслуживание

Ежедневно все дети

Ежедневно все дети

Ежедневно все дети

Ежедневно все дети

Хозяйственно-бытовой труд

Индивидуальные поручения

 

Ежедневно несколько детей

Ежедневно несколько детей

Ежедневно несколько детей

Ежедневно несколько детей

Дежурство по столовой

Не используется

Ежедневно только перед завтраком (сколько столов, столько дежурных)

Ежедневно (2-3 дежурных в порядке общего труда)

Ежедневно (2-3 дежурных в порядке совместного труда)

Дежурство по занятиям

Не используется

Не используется

Ежедневно (2-3 дежурных в порядке общего труда)

Ежедневно (2-3 дежурных в порядке совместного труда)

Коллективный труд

Не используется

Не используется

Раз в неделю (5-6 детей в порядке общего труда)

Раз в неделю (все дети в порядке совместного труда)

Труд в природе

Индивидуальные поручения

Ежедневно несколько детей

Ежедневно несколько детей

Ежедневно несколько детей

Ежедневно несколько детей

Дежурство

Не используется

Не используется

Ежедневно (2-3 дежурных в порядке общего труда)

Ежедневно (2-3 ребенка всю неделю в порядке совместного труда)

Коллективный труд

Не используется

Не используется

Раз в неделю (5-6 детей в порядке общего труда)

Раз в неделю (все дети в порядке совместного труда)

Ручной труд

Занятия

 

Не используется

В соответствие с учебным планом и КТП

В соответствие с учебным планом и КТП

В соответствие с учебным планом и КТП

Самостоятельная деятельность детей

Не используется

Постоянно

Постоянно

Постоянно

 


В соответствие с программными задачами необходимо также проводить работу по обогащению детей знаниями о труде взрослых. В этой работе используем наряду с наблюдениями и экскурсиями опосредованное ознакомление детей с различными видами труда. С этой целью широко используется художественная литература, например: С. Маршак «Почта», М. Пожарова «Маляры», С. Маршак «Мы военные», М. Ильин и Е. Сегал «Машины с нашей улицы», И. Виноградов «Сквозь буран», С. Сахаров «Два радиста», В. Маяковский «Кем быть» С. Баруздин «Кто построил этот дом», О. Донченко «Голубой винтик», Л. Дегутите «Руками человека» и др.

 

После наблюдений, экскурсий и чтения художественных произведений, полученные представления детям необходимо закрепить, отыгрывая их в сюжетно-ролевой игре, а также отобразить в изобразительной деятельности.  Поэтому после наблюдений, экскурсий, встреч с родителями по профессиям, чтения необходимо организовать занятия по изобразительной деятельности и сюжетно-ролевую игру по изученным темам.

В перспективе работы методической службы ДО, мы с вами рассмотрим вопросы обыгрывания, полученных детьми представлений о профессиях, в сюжетно-ролевой игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка

Задачи для планирования трудовой деятельности дошкольников

Трудовое воспитание осуществляется в течение всего времени пребывания ребят в дошкольном учреждении. Это позволяет педагогу планировать работу по трудовому воспитанию в разное время дня: в утренние часы до завтрака, на прогулке и вечернее время (после дневного сна). Воспитатель должен не менее 2–3 раз в день фиксировать внимание на трудовом воспитании и соответственно планировать свою работу на неделю. Ежедневно планируется трудовая деятельность детей на прогулке в разное время года.

Задачами педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста являются:

· воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам, предметам, желание выполнять поручения взрослых;

· проявлять активность и старание при выполнении поручения взрослого;

· развивать настойчивость в доведении начатого дела до конца;

· соблюдать порядок в помещении;

· трудиться «рядом», общаться в процессе деятельности.

В старшем дошкольном возрасте образовательной программой ДОУ определены следующие задачи трудового воспитания:

· расширять представления детей о труде взрослых.

· показывать общественную значимость результатов труда.

· учить бережно, относиться к тому, что сделано руками человека.

· систематизировать знание о труде в разное время года.

· рассказывать о профессиях.

· объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

· знакомить, детей с трудом людей творческих профессий.

· показывать результаты их труда: картины, книги, ноты и т.д.

· объяснять, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на свои потребности.

· развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

· учить детей доводить начатое дело до конца.

· развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. · формировать ответственность за выполнение трудового поручения.

· учить детей наиболее экономным приемам работы.

· воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

· учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.

· стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

· формировать навыки самообслуживания.

· формировать навыки хозяйственно-бытового труда. Продолжать формировать навыки труда в природе.