Трудовое обучение 4 класс. Соломоплетение
Оценка 4.7

Трудовое обучение 4 класс. Соломоплетение

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
технология
4 кл
03.11.2019
Трудовое обучение 4 класс. Соломоплетение
Данный урок предполагает, что учащиеся познакомятся с традициями народного соломоплетения, с правилами подготовки соломы к работе, будут уметь изготавливать соломенную скульптуру Задачи: познакомить детей с новым природным материалом – соломой; формировать умение планировать работу при изготовлении игрушек из соломы. Развивать навыки самоконтроля в работе с природным материалом. Воспитывать любовь к народному творчеству.
Трудовое обучение. Соломенная лошадка.docx
Зачетный Дата:25.10.2018 Учебный предмет трудовое обучение Тема: «Соломенная скульптура». Цель:  планируется,   что   учащиеся   познакомятся   с   традициями народного соломоплетения, с правилами подготовки соломы к работе, будут уметь изготавливать соломенную скульптуру Задачи: познакомить детей с новым природным материалом – соломой; формировать   умение   планировать   работу   при   изготовлении   игрушек   из соломы. Развивать навыки самоконтроля в работе с природным материалом. Воспитывать любовь к народному творчеству. Оборудование:  серп,   шкатулка,   кукла   и   лошадка   из   соломы,   лапти, книга Н.А.Некрасова «Колосья», альбом П.И.Чайковского «Времена года», таблички с терминами. Организационный момент. Ход урока I. Здравствуй, солнце золотое Здравствуй, небо голубое Здравствуйте мои друзья Всех вас рада видеть я. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в город Мастеров. ­ Но сначала, проверим готовность к урока… Молодцы, все к уроку готовы. Сообщение целей и задач урока II. Учитель: Мне хочется начать сегодняшний урок с загадки: Весной – травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, Ну, а зимнею порою – Аппликацией горою. Суха и ломка, Зовут её … Дети: Соломка Сегодня   мы   с   вами   отправляемся   в   город   Мастеров   на   улицу Соломенную.  Выставка   поделок   из соломки. ­   Посмотрите   пожалуйста   на   данные работы. ­ Что необычного вы увидели? Все поделки из соломки. У. Сегодня   мы   продолжим   знакомиться   с   одним   из   видов   народного декоративно­прикладного искусства – художественной обработкой соломы. Сделанная   вашими   руками   вещь   подарит   дому   тепло   и   уют,   вашим родственникам   и   друзьям   –   радость   от   оригинального   подарка,   а   вам   – удовлетворение от хорошо выполненной  работы. Цена такой поделки – не рубли, а ваше умение и терпение, фантазия и творчество, желание сделать приятное близким. Сегодня мы попробуем оказаться в деревне XIX века в крестьянской семье, где дети спят на полу, устланном соломой, где топится русская печь,­ там, где не знают о куклах Барби, где соломенные куклы – самые любимые игрушки. III. На столе лежат тонкие веточки деревьев, травянистые стебли и Знакомство с видами и свойствами нового материала солома. ­ Найдите среди образцов солому. (дети выполняют задание) ­ Как солому можно отличить от других предметов? (выслушиваются ответы детей) ­ Опишите, как выглядит солома. На экране проецирует текст: Соломка – это полый внутри стебель, легко обрабатываемый материал. Изделия из соломки очень привлекательны, красивы. Солома – сухие стебли – замечательный материал для работы. Издавна народ применяет её для изготовления лёгких и прочных вещей. С соломой приятно   работать:   она   золотая,   гладкая,   гибкая,   пахучая.   Отдал   стебель людям целый колос налитых зёрен, а потом послушно сгибается в умелых руках,   подчиняясь   фантазии   мастера.   А   мастер   придерживается   народных пословиц, в которых отражена народная мудрость. IV. Вводная беседа На доске. ­ Поспешишь – людей насмешишь. ­ Есть хотенье – будет и уменье ­ И швец, и жнец, и на дуде игрец. ­   Как   вы   понимаете   смысл   каждой   из   них?   (выслушиваются   ответы детей) ­Ребята, все они относятся к теме нашего урока. Работать мы должны не спеша, с желанием. Поможет нам во всём жнец. ­Кто это такой? Дети: Человек, который работает в поле и убирает хлеб. ­ Кто может назвать орудие труда этого человека? Дети: Серп. Учитель:  с   помощью   серпа   жнец   убирал   урожай   с   огромных, бескрайних   полей.   Жницами   становились   молодые   и   не   очень   молодые женщины. Убирали хлеб вручную. Наверное,   и   к   хлебу   раньше   относились   намного   бережнее   чем   мы сейчас.   Многие   русские   народные   песни   отражают   бережное   отношение   к хлебу. Послушайте песню и подумайте, какая главная мысль песни? Исполнение песни «Хлеб всему голова» ­Почему это главная мысль? (Потому что нельзя прожить без хлеба) Итак, хлеб собирали в снопы. Красиво убранный сноп подпоясывали свяслом. На экране появляется новое определение: Свясло – соломенный жгут. Показ учителем на рисунке свясло. ­   Пучок   соломы,   перевязанный   жгутом,   издревле   служил   основой традиционных   крестьянских   игрушек.   В   страду   крестьянки   часто   брали   с собой в поле малых детей. Чтобы как­то развлечь дитя, женщина делала для него примитивную куклу из первого, что попадалось в руки,­ из соломенного жгута­свясла. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины – платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала усложняться.   вставить   пучок   соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.   Было   найдено   решение: Показ образца соломенной куклы ­ Также солома всегда была нужным материалом и в крестьянском хозяйстве.   А   где   она   применялась   вы   узнаете   послушав   стихотворение Ивана Сурикова «Зима», написанное в конце прошлого века. Белый снег, пушистый в воздухе кружится  И на землю тихо падает, ложится.  И под утро снегом поле побелело,  Точно пеленою все его одело. Темный лес что шапкой принакрылся чудной  И заснул под нею крепко, непробудно…  Божьи дни коротки, солнце светит мало,  Вот пришли морозцы ­ и зима настала. Труженик­крестьянин вытащил санишки, Снеговые горы строят ребятишки.  Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,  И избу соломой он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,  Не надули б снега вьюги и метели.  Он теперь покоен ­ все кругом укрыто,  И ему не страшен злой мороз, сердитый. ­Где же ещё использовали солому? Издавна использует народ солому. Но нигде, наверное, не нашла она такого широкого применения,  как в белорусском Полесье.  Там из соломы стали делать шкатулки, корзины, мужские шляпы, короба для хранения зерна и продуктов, ларцы, различные игрушки. И сегодня из соломы продолжают изготавливать шляпы, сумки, коврики, мебель. Во многих странах и в наше время на праздниках урожая из последних собранных колосков и соломы делают кукол. Люди верят, что куклы приносят удачу. И сегодня мы сделаем такую куклу. V. Практическая работа –Рассмотрите лошадки из соломы. ­ На кого они похожи? Обратите внимание, как у них оформлены туловище, голова, ноги. Лошадки   сделаны   просто.   Пучок   соломы   скручен   жгутом,   перегнут пополам   и   перехвачен   нитками   по   линии   головы   и   шеи.   Из   нескольких отведённых   от   основного   пучка   соломинок,   также   скрученных   плотным жгутиком, сделаны ноги и вставлены «крендельком» в середину фигурки. ­ Как вы думаете, какие инструменты будут помогать нам в работе с этим материалом? Дети: Ножницы. Учитель: Вспомните правила работы с ножницами. 1. 2. 3. 4. Соблюдай порядок на всём рабочем месте Пред работой проверь исправность инструментов Не работай ножницами с ослабленным креплением Работай   только   исправным   инструментом: отрегулированными и заточенными ножницами Работай ножницами только на своём рабочем месте Следи за движением лезвий во время работы Ножницы клади кольцами к себе Подавай ножницы кольцами вперед Не оставляй ножницы открытыми 5. 6. 7. 8. 9. 10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз   хорошо 11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу 12. Используй ножницы по назначению Итак, мы приступаем. За работу! Наш девиз: «Сделай сам, помоги товарищу» А   для   работы   нам   понадобится   материал   (солома),   инструменты (ножницы) и о безопасности труда мы с вами уже поговорили. Учитель   вывешивает   на   доску   таблички   со   словами:   материалы, инструменты, безопасность труда. Под   руководством   учителя   дети   начинают   делают   соломенных лошадок. VI. Итог урока: На следующем уроке мы продолжим изготавливать лошадок Уборка рабочих мест

Трудовое обучение 4 класс. Соломоплетение

Трудовое обучение 4 класс. Соломоплетение

Трудовое обучение 4 класс. Соломоплетение

Трудовое обучение 4 класс. Соломоплетение

Трудовое обучение 4 класс. Соломоплетение

Трудовое обучение 4 класс. Соломоплетение

Трудовое обучение 4 класс. Соломоплетение

Трудовое обучение 4 класс. Соломоплетение

Трудовое обучение 4 класс. Соломоплетение

Трудовое обучение 4 класс. Соломоплетение
Скачать файл