Плахова Т.В.
ЦЕЛЕВЫЕ СИСТЕМНЫЕ ПРОЕКТЫ
Мы привыкли воспитывать урывками и отрывками, определенными невесть кем и
для чего дозами, используя обедненный по формам и содержанию свой педагогический запас. Но несколькими беседами, праздниками и конкурсами, не подкрепленными деятельностью самих детей, успеха не добьешься.
На помощь могут прийти целевые системные программы и проекты, в которых во-
едино связаны цели, содержание и технологии педагогического взаимодействия с субъектами воспитания.
Приведем в качестве примера ряд таких проектов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Цели проекта:
-пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
-формирование у воспитанников и их родителей интереса к жизни родных и близких
людей;
-формирование желания и готовности к созданию семьи, продолжению рода.
1. РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Ставим цели:
-открытие непреходящих жизненных ценностей по имени «Семья», «Родитель-
ский Дом»;
-укрепление родственных чувств.
Действуем!
1. Проводим исследования (анкеты, тесты, сочинения):
-«Дом, в котором я живу»;
-«Моя семья и я».
2. Общаемся:
-«Родительский Дом – начало начал»;
-«Из кладовых народной мудрости» (обращение к пословицам и поговоркам наше
го народа).
-«Моя семья – мое богатство».
11. КТО-КТО В РОДНОМ ДОМЕ ЖИВЕТ?
НАШИ РОДИТЕЛИ
Ставим цели:
-выяснить, какие они наши родители, за что мы их любим и ценим;
-открыть в родных и близких нам людях то, что мы еще плохо знаем или не знаем
вовсе;
-научиться беречь своих родных и близких, заботиться о них.
Действуем!
Открываем своих родителей заново
Путешествуем:
-в детство своих родителей;
-в Мир увлечений своих родителей ((эстафета увлечений, выставки, работа города
Мастеров, семейные концерты, спектакли и др.);
-в профессию своих родителей
Узнаем:
-историю романтической любви папы и мамы;
-что радует и огорчает наших родителей;
-с какими трудностями сталкиваются наши родители в жизни;
-какими нас видят и хотят видеть наши родители.
Учимся по-новому смотреть на маму, относиться к маме, помогать маме
1. Пишем: «Рассказы о маме, мамочке, мамуле», «Оды в честь наших мам».
2. Вспоминаем:
-«Мамины добрые и ласковые слова»;
-«Мамины нотации и нравоучения»;
-«Мамины наказы и советы».
3. Оцениваем «Мамины заботы».
4. Ищем:
-«Добрые слова в адрес мамы»;
-«Слова благодарения маме».
5. Рисуем милой мамочки портрет;
6. Выясняем: «Какие мы мамам помощницы (ки)?»;
7. Ищем и реализуем способы обрадовать маму.
8. Усваиваем и реализуем «Мамины уроки».
9. Проводим конкурсные программы: «Наши мамы – самые-самые!»
Учимся по-новому смотреть на папу, относиться к папе, помогать папе
1. Пишем: «Рассказы о моем отце»;
2. Вспоминаем «Папины наказы и советы».
3. Оцениваем «Папины заботы».
4. Ищем:
-«Добрые слова в адрес папы»;
-«Слова благодарения папе».
5. Рисуем папин портрет;
6. Выясняем: «Какие мы папам помощницы (ки)?»;
7. Ищем и реализуем способы обрадовать папу.
8. Доказываем: «Мой папа – настоящий мужчина»; «Очень мы похожи – я и папа
мой»; «Мой папа – рыцарь без страха и упрека»; «Лучше папы друга нет».
9. Проводим конкурсы: «Наши папы – самые-самые!»; «Папа может все, что угод-
но»;
4. Осваиваем и реализуем «Папины уроки и секреты».
Изменяемся!
Учимся быть хорошими детьми: любить по-настоящему, понимать, слушаться,
заботиться, помогать по дому, создавать хорошее настроение.
Разгружаем родителей от забот: берем на себя обязанности по дому, по уходу за
младшими братьями и сестрами, по уходу за животными, домашними растениями, садом и огородом.
Сажаем Яблоню (другое дерево) в честь своих родителей (мамину, папину).
НАШИ БРАТИШКИ И СЕСТРЕНКИ – САМЫЕ-САМЫЕ!
Ставим цель:
-выяснить, какие мы братья и сестры?
-научиться заботиться и любить больше, чем любили до сих пор.
Действуем!
1. Проводим исследования:
-«Я хороший брат?»;
-«Я хорошая сестра?».
2. Ведем разговоры о главном:
-Если мы сестра и брат – настоящие!
3. Проводим программы-презентации, конкурсные программы:
-«Вот какие наши братишки!»,
-«Вот какие наши сестренки!»;
-«Наши братишки и сестренки – самые-самые!».
4. Учимся заботиться и любить больше, чем делали до сих пор:
-общаемся с братьями и сестрами как можно чаще и только с помощью волшебных добрых слов;
-искореняем в себе привычку жаловаться, ябедничать, обзываться;
-учимся уступать, мириться, прощать, не обижать;
-оказываем помощь в уходе за младшими, учебе, в выполнении семейных обязанностей; в трудных ситуациях;
-готовим сюрпризы и подарки к дням рождения, праздникам и просто так от чистого сердца и желания доставить радость.
БАБУШКИ И ДЕДУШКИ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
Ставим цели:
-воспитать в себе уважение к старшему поколению в семье,
-познакомиться с жизнью бабушек и дедушек, написать о них свои книги, снять о
них фильмы, записать их советы и наказы;
-взять на себя ответственность и заботу о бабушках и дедушках.
Действуем!
1. Ведем разговоры о главном:
-«Бабушки и дедушки в нашей жизни»;
-«Как мы относимся к нашим дедушкам и бабушкам?»;
-«Что мы знаем о наших дедушках и бабушках?»;
-«Всегда ли мы понимаем наших бабушек и дедушек?»;
-«Как не обижать бабушек и дедушек?»
-«Как стать любящими, послушными, заботливыми внуками?».
2. Проводим программы-презентации: «Наши дедушки-дедулички – самые-самые!»,
«Наши «Бабушки-бабулички – самые-самые!».
3. Открываем свое сходство: «Я на дедушку похож (а)»; «Я на бабушку похож (а)»;
4. Размышляем о жизни своих бабушек и дедушек «Бабушка рядышком с дедушкой».
5. Путешествуем: в «Бабушкино детство»; «Дедушкино детство»; Путешествие в
бабушкину юность»; «Путешествие в дедушкину юность».
6. Слушаем: «Бабушкины истории»; «Дедушкины истории»; «Бабушкины сказки».
7. Слушаем песни и романсы бабушек и дедушек.
8. Осваиваем «Бабушкины уроки», «Дедушкины уроки».
9. Играем в: бабушкины игры, забавы, развлечения; дедушкины игры, забавы, раз-
влечения; «Бабушкины уроки»; «Дедушкины уроки».
11. Проводим праздник для бабушек и дедушек «Тряхнем стариной!».
12. Проводим конкурсы: «Вот какие наши бабушки!», «Вот какие наши дедушки!».
13. Открываем клуб дедушек и бабушек «У самовара».
14. Учимся в дедушкиных мастерских, в бабушкиной школе.
15. Сажаем Яблоню (другое дерево) в честь своего дедушки, своей бабушки.
16. Ищем и находим слова прощения и благодарения в адрес наших дедушек и бабушек.
16. Пишем о бабушках и дедушках книги, снимаем о них фильмы, записываем их советы и наказы.
НАШ ДОМАШНИЙ ЗООПАРК
Ставим цель:
-узнать как можно больше о братьях наших меньших;
-научиться нести ответственность за тех, кого мы приручили.
Действуем!
1. Ведем разговоры о главном (общение просвещение):
-«Мы в ответе за тех, кого приручили»;
-«Домашние животные в семье: радости общения и проблемы»;
-«Посмотри в глаза брошенным животным»;
-«Не дразните собак, не гоняйте кошек…».
2. Проводим:
Программы-презентации «Зверье мое»: «Вот какие наши братья меньшие!»
собаки и кошки, мышки и хомячки, птички и рыбки, козочки и коровки, курочки и петушки, а также другая домашняя живность);
Познавательные программы:
-«В мире диких животных»;
-«Наши домашние питомцы – наши друзья»;
-«Животные – лекари».
Консультации со специалистами по уходу за домашними животными.
Конкурсные программы:
-«Домашние дрессировщики»;
-«Шоу-гав!»;
-«Кис-кис-мяу!»;
-«Артисты в мире братьев наших меньших».
3. Организуем Общество друзей братьев наших меньших:
-Школа умелых хозяев братьев наших меньших (уроки Знаек «О братьях наших
меньших», уроки специалистов «Азбука ухода за животными», уроки доктора Неболита для братьев наших меньших и др.);
-Служба помощи бездомными животным;
-Столовая для птичек и зверьков;
-Зал для уроков и экскурсий «В мире братьев наших меньших»;
-Творческие мастерские друзей братьев наших меньших;
-Творческая выставка (постоянно действующая).
111. УЧИМСЯ БЫТЬ СЕМЬЯНИНАМИ
Ставим цель:
-осознать свои семейные роли: сын - дочь, внук - внучка, брат – сестра, близкий –
дальний родственник;
-выяснить, какие мы семьянины уже сегодня, какие роли и как мы «играем» в
семье;
-научиться быть настоящими семьянинами: взять на себя ответственность за
родных и близких нам людей;
-действовать во благо своей семье, своим родным и близким людям.
Действуем!
1. Выясняем:
-Кого называют семьянином?
-Что значит быть семьянином?
-Наши семейные роли: (сын-дочь, внук-внучка, брат-сестра, близкий - дальний
родственник)»;
-«Какие мы в семье?»: («Какой я сын?», «Какая я дочь?», «Какой я внук?», «Какая я
внучка?», «Какой я брат?», «Какая я сестра?», «Какие мы родственники?»).
-Что мы знаем о своих родных и близких людях?
-Что значит быть семьянином?
-«Я – семьянин! (?) (…)»;
-Какой я семьянин?
2. Проводим программы-презентации, конкурсные программы:
-«Я – семьянин!»;
-«Я и мои родные люди»;
-«Какие мы в доме помощники?».
3. Открываем ШКОЛУ СЕМЬЯНИНА
Ведем разговоры о главном:
- «Когда нет семьи, так нет и дома»;
- «В семье согласно, так идет дело прекрасно»;
- «Намеки да попреки – семейные пороки»;
- «Дома и стены помогают»;
- «Семья – убежище души».
- «Моя семья – мое богатство».
Изучаем и осваиваем «Азбуку семьянина»
Уроки народной семейной мудрости;
Уроки наших родителей, бабушек и дедушек, наших родственников;
Уроки человечности (наука «Не обижать родных людей!»): доброты, чуткости,
внимательности, заботы, милосердия; учимся владеть своими чувствами)»;
Учимся быть домохозяевами (забота о чистоте, порядке и уюте; освоение секре-
тов кулинарного искусства; работа с инструментами; ремонт в доме и др.;
Уроки домашнего досуга «Досуг – наш Друг»:
-часы домашнего чтения и просмотра фильмов,
-прогулки, походы,
-культпоходы в кино-театры, театры, цирк, концертные залы, музеи,
-коллекционирование,
-занятия по интересам,
-занятия спортом,
-домашние праздники,
-и др.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
1. Антология мудрости / Сост. В. Ю. Шойхер – М.: Вече, 2007.
4. Семья. Книга для чтения, часть 1. Составители В.С. Андреева, А.В. Гулыга. М., Издательство политической литературы. 1991.
«Лерокс», 1998.
семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений – М.: Издательство Гном и Д., 2000.
12. Плахова Т.В. Эхо Великой войны в сердце моей семьи: Рабочая книга школьника. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.
ваш ребенок».)
Православная библиотека
1. Как жить по-православному. Ответы на вопросы – священник Евгений Шестун.
Составитель Наталья Огудина. Православная семейная библиотека. Самара, 1997.
2. Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. О воспитании детей. Изда-
тельство Сибирская Благозвонница. Москва, 2007.
3. Пестов Н. Е. Православное воспитание детей. С-Петербург: Издательство «Са-
тисъ», 1999.
4. Что необходимо знать каждой матери. – М.: Даниловский благовестник, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.