ОГБОУ «Школа-интернат для
обучающихся с нарушениями слуха»
Автор: Моисеева Раиса Ивановна
rimoiseeva@list.ru
г. Томск
Цели образования и пути их реализации
В соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и законом «Обобразовании» учащиеся с ограниченнымивозможностями здоровья (ОВЗ) имеют равные сдругими детьми права. За последние десятилетия в обществепроизошёл кардинальный сдвиг в представлении оцелях образования и путях их реализации: отпризнания «знаний, умений и навыков», какосновных итогах образования – к пониманиюобучения как процесса подготовки обучающихся креальной жизни.
К сожалению, в последнеевремя увеличилось количество семей,воспитывающих детей с нарушениями в развитии.Дети не всегда готовы принять в свой коллективребёнка «не такого, как все», наблюдаютсяявления преследования и отвержения детей с ОВЗв школе и детском саду, в современном понимании этого направления присутствует буллинг (многократное негативное психологическое давление на человека). При поступлении в школуу детей с ОВЗ наблюдаются явления школьной дезадаптации, психологическойнеготовности к школьному обучению; низкий уровень коммуникативнойкомпетентности.
Исходя из выше сказанного, необходимо создать условия для охраны и укрепленияфизического и психического здоровья детей, сохранения и поддержкииндивидуальности каждого ребёнка, развития обучающегося как субъекта отношений слюдьми; обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников. Надосформировать универсальные учебные действия (УУД) у детей с ограниченнымивозможностями здоровья, необходимые для успешного обучения.
Выпускники«новой подготовки» должны быть готовы к
тому, чтобы занять активнуюпозицию, успешно решать в современном социуме жизненные
реальные задачи, уметь сотрудничать иработать в группе, быть готовыми к
быстрому переучиванию в ответ наобновление знаний и требования рынка труда.35
лет я учу слабослышащих детей говорить, мыслить,
решать жизненноважные задачи, обучаю творчеству, стараясь воспитывать
потребность в знаниях,побуждаяучащихся проявлять активность. В своей работе
руководствуюсьзнаниями основ теории педагогики, возрастной психологии,
психологиинеслышащего ребенка, сурдопедагогики и дефектологии
Обучающиеся представляют собой неоднородную группу,характеризующуюся: разной
степенью и характером нарушений слуха; временем,в котором произошло понижение
слуха; уровнем речевого развития; наличиемили отсутствием дополнительных
отклонений в развитии в качестве первичных;педагогическими условиями, в которых
находился ребенок после потери слуха
Любые отклонения в физическом
ипсихическом становлении ребенка приводятк нарушению его общего развития.
Снижение или отсутствие слуха ведет ксущественным отклонениям в развитииречи,
формировании устной речи, негативноотражается на психическом
развитии,ограничивает возможности познанияокружающего мира, затормаживает
процессовладения знаниями, умениями и навыками.
В
школе-интернате создана коррекционно-развивающая среда,
обеспечивающая возможности получения образования, оздоровления, коррекциюнарушений
развития, реабилитации и социальную адаптацию
У
воспитанников с нарушениями слуха за годы обучения должны сформироваться
прочные навыки слухозрительного развития слуха ,выработаться достаточно
внятное, членораздельное произношение, интонированная, эмоционально-окрашенная
речь для более полнойкоммуникации и социальной адаптациивыпускников в обществе образование общегосударственного цензового уровня, обеспечивая
вместе с тем
коррекционно-развивающую направленность образовательного процесса. Главное
– дать всестороннее образование и гармоничное развитие, приучить мыслить,
анализировать, выработать трудовые навыки
Ряд традиционных задач,
стоящих перед учителем: научить учащихся
планировать свою деятельность; формировать обобщенные способы действий;
научить применять знания в практической деятельности; развивать точность
языка, культуру речи, мышления и, в конечном счете, научить мыслить,
дополняют задачи, возникающие при воспитании неслышащего ребенка:
Развиватьумственныеспособностиребенка, его речь, память, мышление
охранять и укреплятьздоровье,
предупреждатьзаболевания, преодолевать
последствия глухоты
развиватькоммуникативныенавыки: общения исотрудничества,речевого общения
формировать навыкижелания и уменияучиться,убежденности внеобходимостиобразования,самообразования, ихнепрерывности
формировать иразвиватьположительныенравственныекачества,оптимистическуюсамооценку и уверенность в себе
формировать активнуютрудовую иобщественную позицииличности, развитие еётворческихспособностей
развиватьпознавательный интерес и творческуюактивность черезразличные
видыдеятельности
социальная адаптацияи профессиональнаяориентировка
Школьники с нарушениями слуха
различаются не только уровнем знаний и
умений, познавательной самостоятельностью, работоспособностью, но и
состоянием остаточного слуха и степенью его использования, уровнем
речевогоразвития и владения навыками чтения с губ. То, что доступно одному
ученику,может быть недоступно другому. В каждом классе обучаются дети с
задержкойпсихического развития (ЗПР) и с умственной отсталостью (УО), есть дети
сдиагнозом детского церебрального паралича (ДЦП). Для каждого
ребенкасоставляется Программа индивидуального развития.
Любой ребенок – личность, он достоин уважения и оценка знаний и умений
воспитанника идет соответственно его психофизическим способностям.
На общее развитие ребенка с
нарушением слуха оказывают влияние:
состояние слуха, уровень развития речи, индивидуальные особенности и
специально организованное обучение.
Наши дети видят мир немного по иному, и им очень хочется рассказать об
этом. Детям нужно помочь проявить себя, показать свою силу и ловкость, свою
фантазию, воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на жизнь, адля
этого надо научить их говорить
Позитивная динамика
успеваемости и качества знаний
Основная задача обучения в специальной (коррекционной) школе I, II
вида –
развитие речи воспитанников.
Сущность работы по развитию речи заключается в развитии способа
общения, в воспитании речевого поведения, в формировании речевой
деятельности, акцент делается на воспитание потребности общения
словеснымисредствами. Речевое развитие осуществляется на всех уроках, во
внеклассноевремя и на индивидуальных занятиях с учителем-дефектологом.
Применяю: комплексы упражнений
для проведения фоноритмики (Т.М.
Власова, А.Н. Пфафенродт, А.Я. Мухина); элементы дыхательной гимнастики(А.Н.
Стрельникова); пальчиковую гимнастику (В. Цвынтарный, Л.П. Савина);технологию
дифференцированного обучения речи (В.В. Фирсов, Н.П. Гузиков);групповые и коллективные
способы обучения речи (И.Б. Первин, В.К. Дьяченко).
Недостаток слуха ограничивает возможность овладения словесной речью.
Слабослышащий ребенок не может разборчиво воспринимать речь
окружающих,подражать им и воспроизводить сказанное четко, внятно, с соблюдением
всехнорм произношения. Нарушение произносительной стороны речи – этовторичный
дефект. Искаженная речь влечет за собой ряд отклонений впсихическом развитии
ребенка: нарушение познавательных процессов,наглядного мышления и зрительного
восприятия.
Большой опыт работы в школе показывает, что запас «вколоченных» в головуребенка
знаний в начальном звене заканчивается через пару месяцев обучения в 5классе, а
с ним заканчивается и иллюзия успешности. Более успешнымиоказываются не те
дети, которые обладали большим запасом заученных знаний иумений, а те, которые
пытаются самостоятельно думать, наблюдать,анализировать, сравнивать, делать
выводы. Умеют слушать и слышать учителя,стараются самостоятельно добывать
нужную информацию из различныхдоступных ребенку источников, принимать и с
пользой использовать помощьвзрослых и сверстников. Современные дети мало
читают, еще сложнее привитьинтерес к чтению слабослышащим детям, так
как словарь их ограничен и втексте много незнакомых слов. Но чтение – основной
способ пополнениясловарного запаса школьников с нарушениями слуха и,
следовательно, успешнойсоциализации их в современном обществе.
От класса к классу повышается интерес учащихся к предмету
литературы,
абсолютная успеваемость стабильна (100 %), качественная успеваемостьимеет
положительную динамику (50% в 5 классе – 100% в 10 классе).
Сложнее с предметами русский язык и развитие речи
В классах для детей,
обучающихся по программам VII вида, не проводится
муниципальное тестирование, так как воспитанники не понимают смысла
многихвопросов в силу ограниченности словарного запаса и неразвитого
логическогомышления. Большой объем вопросов и ограниченность во времени
оказываютогромную (отрицательную) психологическую нагрузку на детей с ОВЗ,
многие изкоторых имеют несколько сопутствующих заболеваний.
С 1999 года дети с нарушениями слуха проходят Государственную
итоговую аттестацию по русскому языку и литературе за курс основной
школы в форме изложения, получая Аттестаты государственного образца. У
выпускников появилась возможность продолжить обучение
Учитывая недостаточный уровень развития словесной речи и словесно
–
логического мышления детей с нарушениями слуха, они не могут участвовать
вгородских или областных олимпиадах по предметам, так как возникаютсложности
понимания заданий. Но мы ежегодно организуем внутришкольныеолимпиады в рамках
предметных декад, конкурсы чтецов и сочинений, выставкирисунков и плакатов,
участвуем в заочных предметных конкурсах.
силы, для каждогонадо найти
хорошие,подбадривающиеслова и задания, с
которыми ребенокможет успешносправиться, чтобыинтерес к литературе
и русскому языку неугас.
Ребята участвуют в речевых
конференциях, конкурсах стихов иинсценировок, разрабатывают медиапрезентации,
пишут рассказы и минисочинения, представляют работы на конкурсы и выставки.
Развиваются речевые икоммуникативные навыки, дети приобретают опыт
самопрезентации. Главное,чтобы все ощущали важность мероприятия и
чувствовали свою значимость
Ребята
участвуют в речевых конференциях, конкурсах стихов и
инсценировок, разрабатывают медиапрезентации, пишут рассказы и минисочинения,
представляют работы на конкурсы и выставки. Развиваются речевые
икоммуникативные навыки, дети приобретают опыт самопрезентации. Главное,чтобы
все ощущали важность мероприятия и
чувствовали свою значимость
С целью формирования
коммуникативных и читательских компетенций у
слабослышащих обучающихся был разработан и реализован проект
«Сотрудничество детей с писателями России». Ребята встречались с
известными людьми, искали информацию об их творчестве в библиотеках и
сетиИнтернет; разрабатывали медиапрезентации и представляли свои находки
передребятами. Лучшие работы были представлены на Областной конкурс историкопоисковых,
исследовательских и литературных работ «Россия, Родина моя».
Ребят и педагога отметили Дипломами и Благодарностью за активное
участие вконкурсе
Для детей с недостатками слуха
важен пример взрослых людей-инвалидов,
добившихся значительных успехов в жизни. Эти примеры окрыляют детей,
помогают преодолеть трудности.
С целью формирования личностных универсальных учебных действий у
детей с ОВЗ был реализован проект «Жизнь – как победа над собой!».
Во время работы над проектом были организованы встречи с успешными
людьми-инвалидами, проведена речевая конференция, написаны мини-сочиненияо
паралимпийцах, организованы выставки газет, рисунков и сочинений.
Разработана и представлена перед воспитанниками, родителями и педагогами
медиапрезентация, где рассказывается о людях-инвалидах, достигших
невероятных рекордов и о своих спортивных успехах. Сочинения ребят 10
классабыли отмечены как «самые интересные» и представлены на школьной выставке
В школе-интернате проживают
почти 70 воспитанников из разных районов
Томской области. С целью воспитания любви к своей «Малой Родине»,
формирования семейных ценностей, изучения истории своей страны, в рамкахпроекта
«Моя малая Родина», ребята работали над презентациями и писали
сочинения о семейных традициях, о своем селе или улице, о родной школе,
рисовали рисунки. Лучшие работы были представлены на Межрегиональный
конкурс «Сибирь, земля моя бескрайняя…»
В школе-интернате сейчас
широко используются такие формы уроков, как
медиауроки. Значительно возрастает интерес к урокам литературы,
на которыхиспользуются материалы разработанные учащимися. Воспитанники
разрабатывают уроки и внеклассные мероприятия в системе презентаций PowerPoint.
Дети подбирают материал, разрабатывают медиапрезентации к урокам,готовят
выступления и вместе с учителем проводят уроки-конференции.
Увеличилось количество творческих работ, качество работ улучшается,
что доказывают полученные Дипломы различных конкурсов
При разработке
медиапрезентаций ребята используют собственные
фотографии, иногда допускаем фантазии и «заходим в гости» к Сергею Есенинуили
на полотна известных художников
По результатам опроса
воспитанников о качестве школьной жизни на вопрос
«Любимый предмет», ребята моих классов написали «русский язык –
трудно,литература - интересно» (Справка о проведении анкетирования в
школе).
Мы активно и результативно участвуем в общешкольном проекте «180 дней
вокруг света». Сочинять и представлять мини рассказы о разных частях
светаочень понравилось ребятам. Особенно эти выступления нравятся
младшимшкольникам, которые с обожанием смотрят на «дяденек – десятиклассников».
Ребята не могут сами интересно и с юмором передать информацию из
Интернета, не хватает словарного запаса и логики, поэтому подготовка к
каждомувыступлению требует огромных сил и времени, это тяжелый труд
длявоспитанников и педагога, но, тем приятнее победы.
Такие методы обучения
направлены на развитие творческой мысли и
элементов поисковой деятельности учащихся, на привитие навыков
самостоятельной работы с учебным материалом. Повышается самооценка,
появилась вера в свои силы, на уроках – положительный эмоциональный настрой
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.