Цели проектного обучения на уроках обществознания.
Оценка 4.6

Цели проектного обучения на уроках обществознания.

Оценка 4.6
docx
01.02.2020
Цели проектного обучения на уроках обществознания.
Цели проектного обучения на уроках обществознания..docx

Цели проектного обучения в рамках ФГОС  на уроках обществознания.

 

 Плохой учитель преподносит истину,

 хороший  учит ее находить.

А. Дистервег

 

Цель проектного обучения  в рамках ФГОС на уроках  - создать условия, при которых учащиеся:

·                   самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

·                   учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

·                   приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

·                   развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения);

·                   развивают системное мышление.

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.  Используя при изучении какого-либо раздела метод проектов, необходимо все тщательно продумать, правильно организовать проблему над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.

В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др. Эти источники отличаются по характеру содержащейся информации, по степени дидактической обработанности, поэтому при работе с ними требуется помощь учителя. Учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы (можно и на электронных носителях) и готовятся к презентации своего проекта.

В результате этого они приобретают  знания и навыки исследовательской деятельности. У учащихся развиваются умения устанавливать истину, оценивать свою деятельность и возможные последствия. У них формируется  компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков, умения увидеть проблему и наметить пути ее решения), создаётся  информационно-обучающая  среда, обеспечивающая мотивацию учащихся к самостоятельным исследованиям.

Новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.

 С этой целью я часто использую на уроках обществознания проектный метод. Хочется научить детей всему тому, что способствует развитию свободного и системного мышления, формирует у них умения и навыки исследования. Как говорил Константин Кушнер: «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».

Проектная методика позволяет реализовать эти цели. На первом этапе работы по этой методике я ставила перед собой задачу – развитие познавательного мотива: интереса к предмету и любознательности. Сейчас на уроках обществознания стараюсь создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель. Вместо объяснения как решить проблему, поощряю учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление. Задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе подтверждаем или опровергаем эти догадки при анализе проблемы.

Секрет успеха проектного обучения  на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность.

Проектные работы школьников защищаются на школьных конкурсах. Выводы и предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для обсуждения, сначала на уроках, а потом и на школьной научно-практической конференции «Элита XXI века».

В настоящее время я нахожусь на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

Примерные темы проектов.

Я – человек

Учащиеся обсуждают проблему сходство и отличие человека и животных. Они выдвигают гипотезы и предлагают и отклоняют признаки, отличающие человека от других живых существ, анализируют роль социума

В процессе групповой работы (в том числе – с использованием ИКТ) они могут выполнить и презентовать проектную работу «Я – человек».

Моя семья

Учащиеся, работая индивидуально или в группах, могут охарактеризовать состав семьи из двух и трех поколений, составив о них рассказы, сказки; дать с помощью учителя характеристику роли отдельных членов в семье.

Работая индивидуально или в группе, учащиеся могут обсудить замысел и выполнить проектную работу по темам «Семейный праздник», «Семейные реликвии».

Они могут с помощью учителя подготовить и провести конкурс «Домашние мастера», демонстрируя свои умения в выполнении домашних обязанностей.

Работая в группе, учащиеся могут обсудить реальность своих запросов. («Хочу попросить родителей…», составить список своих желаний, исходя из возможностей семейного хозяйства).

Моя страна

Учащимся предлагают отправиться в путешествие по карте «Широка страна моя родная: с южных гор до северных морей». Они готовятся к этому путешествию, знакомясь с ребятами из других городов, ведя с ними переписку и обмениваясь фотографиями и рисунками родных мест.

Во время путешествия они «заезжают в гости» к своим друзьям по переписке, рассказывают о достопримечательностях посещенного места, готовятся к ответному визиту. Вместе готовятся к поездке в Москву или Санкт-Петербург, обмениваясь проектами «По памятным местам столицы».

Работая в группах, учащиеся совместно готовят такой проект и проводят его презентацию.

Учащиеся могут подготовить и провести викторину на знание государственных символов «Вопросы герольдмейстеру».

Они разрабатывают и создают общеклассную символику и вводят определенные традиции ее использования.

Работая в группе, учащиеся могут подготовить рукописную книгу «Народов дружная семья».

Мой класс. Моя школа

Учащиеся, работая в группе, подготовят визитную карточку «Мой класс».

Работая индивидуально или в парах, они могут обсудить основной момент  письма сверстнику из другого региона с рассказом о своей школе, классе.

Учитель приглашает в гости других преподавателей и сотрудников школы, которые рассказывают о своей работке. Учащиеся слушают и задают вопросы, разыгрывают ролевые игры с поочередным исполнением роли учителя, директора, медсестры и т.д.

Они могут принять участие в обсуждении содержания и маршрута экскурсии по классу для гостей школы (родителей), подготовить и коллективно провести такую экскурсию.

Работая в группе, они могут обсудить и составить режим дня ученика, следить за его выполнением.

Работая в группах, они могут обсудить условия конкурса на лучшее рабочее место ученика; конкурса «Мой портфель всегда в порядке» и совместно организовать и провести с помощью учителя такой конкурс.

Работая в группе или индивидуально, учащиеся могут подготовить и провести викторину «Гений общения».

Они могут организовать и провести конкурс рассказов «С чего начинается Родина», «Моя дорога от дома до школы», выполнить работу над картой маршрута.

Работая в группах, учащиеся могут обсудить и совместно разработать «Правила нашего класса».

 

Государственные праздники

Учащиеся могут спланировать и провести коллективное мини-исследование связи некоторых государственных праздников с историческими событиями и представить полученные результаты

Профессии

Работая в группе с учебными и иллюстративными материалами (в том числе – информационными образовательными ресурсами), учащиеся могут составить список из 5-10 наиболее распространенных профессий, устно презентовать свой список.

Они могут провести интервью с родителями и подготовить выставку «Все работы хороши»

                                                   Права детей

Учащиеся работают с информационными ресурсами, отбирают материалы, подготовят и проводят для родителей и других гостей иллюстрированную выставку «Имею право».

Список использованной литературы:

1.                 Никитин А., Суворова Н. Технология критического мышления.//Учитель – 2002-№2.

2.                 Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.- Изд. «Вита- Пресс», М.,2004.

3.                 Саплина Е.В., Шевченко Н.И. Проектная деятельность. - М.: Русское слово, 2008.

4.                 Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 2001.


 

5.                

Цели проектного обучения в рамках

Цели проектного обучения в рамках

Учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы (можно и на электронных носителях) и готовятся к презентации своего проекта

Учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы (можно и на электронных носителях) и готовятся к презентации своего проекта

Вместо объяснения как решить проблему, поощряю учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление

Вместо объяснения как решить проблему, поощряю учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление

Учащиеся обсуждают проблему сходство и отличие человека и животных

Учащиеся обсуждают проблему сходство и отличие человека и животных

Учащиеся могут подготовить и провести викторину на знание государственных символов «Вопросы герольдмейстеру»

Учащиеся могут подготовить и провести викторину на знание государственных символов «Вопросы герольдмейстеру»

Работая в группах, учащиеся могут обсудить и совместно разработать «Правила нашего класса»

Работая в группах, учащиеся могут обсудить и совместно разработать «Правила нашего класса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020