Цели проектного обучения в рамках ФГОС на уроках обществознания.
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Цель проектного обучения в рамках ФГОС на уроках - создать условия, при которых учащиеся:
· самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
· учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
· приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
· развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения);
· развивают системное мышление.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Используя при изучении какого-либо раздела метод проектов, необходимо все тщательно продумать, правильно организовать проблему над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.
В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ и др. Эти источники отличаются по характеру содержащейся информации, по степени дидактической обработанности, поэтому при работе с ними требуется помощь учителя. Учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы (можно и на электронных носителях) и готовятся к презентации своего проекта.
В результате этого они приобретают знания и навыки исследовательской деятельности. У учащихся развиваются умения устанавливать истину, оценивать свою деятельность и возможные последствия. У них формируется компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков, умения увидеть проблему и наметить пути ее решения), создаётся информационно-обучающая среда, обеспечивающая мотивацию учащихся к самостоятельным исследованиям.
Новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.
С этой целью я часто использую на уроках обществознания проектный метод. Хочется научить детей всему тому, что способствует развитию свободного и системного мышления, формирует у них умения и навыки исследования. Как говорил Константин Кушнер: «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».
Проектная методика позволяет реализовать эти цели. На первом этапе работы по этой методике я ставила перед собой задачу – развитие познавательного мотива: интереса к предмету и любознательности. Сейчас на уроках обществознания стараюсь создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель. Вместо объяснения как решить проблему, поощряю учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление. Задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе подтверждаем или опровергаем эти догадки при анализе проблемы.
Секрет успеха проектного обучения на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность.
Проектные работы школьников защищаются на школьных конкурсах. Выводы и предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для обсуждения, сначала на уроках, а потом и на школьной научно-практической конференции «Элита XXI века».
В настоящее время я нахожусь на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.
Примерные темы проектов.
Я – человек
Учащиеся обсуждают проблему сходство и отличие человека и животных. Они выдвигают гипотезы и предлагают и отклоняют признаки, отличающие человека от других живых существ, анализируют роль социума
В процессе групповой работы (в том числе – с использованием ИКТ) они могут выполнить и презентовать проектную работу «Я – человек».
Моя семья
Учащиеся, работая индивидуально или в группах, могут охарактеризовать состав семьи из двух и трех поколений, составив о них рассказы, сказки; дать с помощью учителя характеристику роли отдельных членов в семье.
Работая индивидуально или в группе, учащиеся могут обсудить замысел и выполнить проектную работу по темам «Семейный праздник», «Семейные реликвии».
Они могут с помощью учителя подготовить и провести конкурс «Домашние мастера», демонстрируя свои умения в выполнении домашних обязанностей.
Работая в группе, учащиеся могут обсудить реальность своих запросов. («Хочу попросить родителей…», составить список своих желаний, исходя из возможностей семейного хозяйства).
Моя страна
Учащимся предлагают отправиться в путешествие по карте «Широка страна моя родная: с южных гор до северных морей». Они готовятся к этому путешествию, знакомясь с ребятами из других городов, ведя с ними переписку и обмениваясь фотографиями и рисунками родных мест.
Во время путешествия они «заезжают в гости» к своим друзьям по переписке, рассказывают о достопримечательностях посещенного места, готовятся к ответному визиту. Вместе готовятся к поездке в Москву или Санкт-Петербург, обмениваясь проектами «По памятным местам столицы».
Работая в группах, учащиеся совместно готовят такой проект и проводят его презентацию.
Учащиеся могут подготовить и провести викторину на знание государственных символов «Вопросы герольдмейстеру».
Они разрабатывают и создают общеклассную символику и вводят определенные традиции ее использования.
Работая в группе, учащиеся могут подготовить рукописную книгу «Народов дружная семья».
Мой класс. Моя школа
Учащиеся, работая в группе, подготовят визитную карточку «Мой класс».
Работая индивидуально или в парах, они могут обсудить основной момент письма сверстнику из другого региона с рассказом о своей школе, классе.
Учитель приглашает в гости других преподавателей и сотрудников школы, которые рассказывают о своей работке. Учащиеся слушают и задают вопросы, разыгрывают ролевые игры с поочередным исполнением роли учителя, директора, медсестры и т.д.
Они могут принять участие в обсуждении содержания и маршрута экскурсии по классу для гостей школы (родителей), подготовить и коллективно провести такую экскурсию.
Работая в группе, они могут обсудить и составить режим дня ученика, следить за его выполнением.
Работая в группах, они могут обсудить условия конкурса на лучшее рабочее место ученика; конкурса «Мой портфель всегда в порядке» и совместно организовать и провести с помощью учителя такой конкурс.
Работая в группе или индивидуально, учащиеся могут подготовить и провести викторину «Гений общения».
Они могут организовать и провести конкурс рассказов «С чего начинается Родина», «Моя дорога от дома до школы», выполнить работу над картой маршрута.
Работая в группах, учащиеся могут обсудить и совместно разработать «Правила нашего класса».
Государственные праздники
Учащиеся могут спланировать и провести коллективное мини-исследование связи некоторых государственных праздников с историческими событиями и представить полученные результаты
Профессии
Работая в группе с учебными и иллюстративными материалами (в том числе – информационными образовательными ресурсами), учащиеся могут составить список из 5-10 наиболее распространенных профессий, устно презентовать свой список.
Они могут провести интервью с родителями и подготовить выставку «Все работы хороши»
Права детей
Учащиеся работают с информационными ресурсами, отбирают материалы, подготовят и проводят для родителей и других гостей иллюстрированную выставку «Имею право».
Список использованной литературы:
1. Никитин А., Суворова Н. Технология критического мышления.//Учитель – 2002-№2.
2. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.- Изд. «Вита- Пресс», М.,2004.
3. Саплина Е.В., Шевченко Н.И. Проектная деятельность. - М.: Русское слово, 2008.
4. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 2001.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.