«ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
Иконка файла материала цели и задачи работы.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ» Целями работы учителей с одаренными детьми являются:  – выявление одаренных детей;  – создание условий, способствующих их оптимальному развитию. Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:  1.   Знакомство   учителей   с   научными   данными   о   психологических особенностях   и   методических   приемах,   эффективных   при   работе   с одаренными детьми, через:  – проведение педагогических советов с приглашением специалистов;  – обучение на курсах повышения квалификации;  – подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;  – научно­методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом). 2.   Проведение   целенаправленных   наблюдений   за   учебной   и   внеурочной деятельностью   обучающихся   для   выявления   детей,  имеющих   склонность   и показывающих   высокую   результативность   в   различных   областях деятельности, путем:  – обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;  – знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;  –   выявления,   мнения   родителей   о   склонностях,   области   наибольшей успешности   и   круге   интересов,   об   особенностях   личностного   развития   их ребенка;  –   периодического   сбора   сведений   среди   учителей­предметников   и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах. 3.   Подбор   материалов   и   проведение   специальных   тестов,   позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:  –   знакомство   с   имеющимся   практическим   опытом   работы   по   данному направлению;  –   лонгэтюдное   (длительное)   наблюдение   за   корреляцией   между результативностью   по   итогам   тестирования   и   успехами   в   реальной деятельности; – проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.  После   выявления   одаренных   детей   работа   с   ними   должна   вестись двумя группами педагогов:1)   учителями,   вводящими   учащегося   в   сферу   учебного   предмета   и создающими   атмосферу   эмоциональной   включенности,   стимулирующими   и поддерживающими   интерес   к   предмету,   закладывающими   основы   системы знаний,   отрабатывающими   с   учеником   технику   исполнения   видов деятельности при решении различных учебных задач;  2) наставниками, которые:  –   выполняют   функции   научного   руководителя,   выводящего   ученика   на высокий  профессиональный   уровень   в  работе  над   темой,  избранной   самим учеником;  –   координируют   индивидуальную   работу   всех   лиц,   заинтересованных   в судьбе одаренного учащегося;  – обеспечивают необходимое одаренному учащемуся общение;  – осуществляют связь с родителями одаренного учащегося. Наставниками   могут   стать   учителя,   психологи,  студенты,  родители   или приглашенные для этой цели специалисты.  Учащийся   свободен   в   выборе   наставника   или   в   отказе   от   работы   с наставником.  Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:  1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые   способствуют   развитию   самостоятельности   мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов с опорой на следующие правила:  – соотнести количество предоставляемой информации и отбор умения ее обрабатывать   (анализировать,   сравнивать,   сопоставлять,   классифицировать, делать выводы);  – минимальное количество времени сообщать информацию или показать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);  – не стремиться реагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их.   (Такое   поведение   способствует   тому,   что   ученики   начинают   больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников.   Тем   самым   они   оказываются   в   меньшей   зависимости   от учителя.)  2.   Предоставление   возможности   совершенствовать   способности   в совместной   деятельности   с   научным   руководителем,   поскольку   научный руководитель:  –   обеспечивает   высокий   уровень   консультирования   по   выбранной учащимся теме научного исследования;– поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели;  – создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;  – способствует пробуждению желания испытать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой­либо области.  3. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того что:  –   целью   индивидуальной   программы   обучения   одаренного   учащегося является   создание   условий   для   оптимального   развития   одаренности   и одновременно   для   ликвидации   возможной   «флюсовости»   в   познании   или дисбаланса в личностном развитии;  –   предложение   о   создании   таких   программ   может   быть   внесено родителями,   классным   руководителем, наставником,   психологом,   педсоветом   или   любыми   другими   лицами, заинтересованными в судьбе одаренного учащегося;    учителем­предметником, – инициативу разработки программы берет на себя психолог, наставник, классный руководитель, учитель­предметник, кто­либо из родителей или сам ученик (старшеклассник) и привлекает к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося.  4. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:  а) понимание особенностей развития одаренного учащегося;  б)   составление   программы   личностного   развития   учащегося, способствующей   формированию   адекватного   отношения   к   окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию   чуткого   отношения   к   людям   (такая   программа   составляется психологом);  в)   создание   ситуации   продуктивного   и   эмоционально   благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;  г) стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, с одной стороны,   а   с   другой   стороны   –   публичное   принижение   достоинства   или игнорирование интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;  д)   освобождение   от   целого   ряда   ошибочных   стереотипных   ожиданий   и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:  –   не   обязательно   должен   иметь   столь   же   высокую   эмоциональную   и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным);–   не   всегда   способен   заниматься   самостоятельно   и   нуждается   в индивидуализации обучения и помощи;  –   может   иметь   некоторое   отставание   в   физическом   развитии (проявляющееся,   например,   в   плохой   координации   движений   или   корявом почерке);  –   не   должен   успевать   и   превосходить   всех   по   большинству   предметов школьной программы;  – ему всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учебе, положительное отношение к школе;  –   ему   могут   быть   свойственны   пассивность,   отсутствие   внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.