Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
Целями работы учителей с одаренными детьми являются:
– выявление одаренных детей;
– создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Знакомство учителей с научными данными о психологических
особенностях и методических приемах, эффективных при работе с
одаренными детьми, через:
– проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой
для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
– научнометодическую работу по данному направлению (с последующим
обсуждением и обменом опытом).
2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной
деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и
показывающих высокую результативность в различных областях
деятельности, путем:
– обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
– знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
– выявления, мнения родителей о склонностях, области наибольшей
успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их
ребенка;
– периодического сбора сведений среди учителейпредметников и
классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.
3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих
определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности,
как:
– знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному
направлению;
– лонгэтюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между
результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной
деятельности;
– проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих
ребенку проявить свои способности.
После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись
двумя группами педагогов:1) учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и
создающими атмосферу эмоциональной включенности, стимулирующими и
поддерживающими интерес к предмету, закладывающими основы системы
знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов
деятельности при решении различных учебных задач;
2) наставниками, которые:
– выполняют функции научного руководителя, выводящего ученика на
высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим
учеником;
– координируют индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в
судьбе одаренного учащегося;
– обеспечивают необходимое одаренному учащемуся общение;
– осуществляют связь с родителями одаренного учащегося.
Наставниками могут стать учителя, психологи, студенты, родители или
приглашенные для этой цели специалисты.
Учащийся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с
наставником.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов,
которые способствуют развитию самостоятельности мышления,
инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов с
опорой на следующие правила:
– соотнести количество предоставляемой информации и отбор умения ее
обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать,
делать выводы);
– минимальное количество времени сообщать информацию или показать
конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять
ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше
спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять,
как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);
– не стремиться реагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с
интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете
их. (Такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше
взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения
одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от
учителя.)
2. Предоставление возможности совершенствовать способности в
совместной деятельности с научным руководителем, поскольку научный
руководитель:
– обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной
учащимся теме научного исследования;– поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора
области приложения сил и методов достижения цели;
– создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом
особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;
– способствует пробуждению желания испытать себя и в других сферах,
поощряя результативность в какойлибо области.
3. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья
одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того что:
– целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося
является создание условий для оптимального развития одаренности и
одновременно для ликвидации возможной «флюсовости» в познании или
дисбаланса в личностном развитии;
– предложение о создании таких программ может быть внесено
родителями,
классным руководителем,
наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами,
заинтересованными в судьбе одаренного учащегося;
учителемпредметником,
– инициативу разработки программы берет на себя психолог, наставник,
классный руководитель, учительпредметник, ктолибо из родителей или сам
ученик (старшеклассник) и привлекает к участию в разработке программы
лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося.
4. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности,
предполагает:
а) понимание особенностей развития одаренного учащегося;
б) составление программы личностного развития учащегося,
способствующей формированию адекватного отношения к окружающей
действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и
развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется
психологом);
в) создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного
взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития
интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;
г) стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей –
возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, с одной
стороны, а с другой стороны – публичное принижение достоинства или
игнорирование интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;
д) освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и
понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:
– не обязательно должен иметь столь же высокую эмоциональную и
социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля,
не является независимым и ответственным);– не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в
индивидуализации обучения и помощи;
– может иметь некоторое отставание в физическом развитии
(проявляющееся, например, в плохой координации движений или корявом
почерке);
– не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов
школьной программы;
– ему всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть
лучшим, сознательные усилия в учебе, положительное отношение к школе;
– ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего
интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.