Тема: Формирование ценностных ориентаций на уроках биологии.
Воспитывать, обучая, и учить воспитывая…
Цымбалюк Наталья Сергеевна.
зам.дир-ра по НМР
Школа-гимназия №18
г.Костаная
Р.т.50-86-39
Материал данной статьи описывает сущность, значение и структуру ценностного компонента содержания образования.
И.Я. Лернер был одним из первых исследователей, который четко обозначил данный компонент в структуре содержания образования, подчеркнул важность его проектирования и реализации в образовательном процессе.
По большому счету проблема содержания образования является ключевой в области педагогики. Содержание образования отвечает на вопросы: «Чему учить в образовательном учреждении?», «Что целесообразно познать и освоить обучающимся?».
Содержанием образования, прежде всего, образовательное учреждение отвечает на запросы и требования жизни, обеспечивает преемственность поколений в различных сферах жизни, играет огромную роль в формировании личности, ее мировоззрения, нравственного отношения к миру, окружающим и самому себе. Содержание образования обусловливает и сущностную сторону педагогического процесса, поскольку задает ответы на вопросы личностного характера. «Какой личность войдет в самостоятельную жизнь?», «Носителем каких ценностных ориентаций она будет?», «Насколько созидательны будут ее помыслы и идеи?», «Какую жизненную позицию личность займет в обществе?», Проявлением каких отношений к окружающей действительности, к другим людям она будет характеризоваться?»
Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.
Особенно это актуально для современной общественно-политической ситуации. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, увеличением числа других антиобщественных действий особо настораживает складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентаций подростков. Вытеснение традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижение общественно-политической активности, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм. Что не должно не настораживать нас, взрослых.
Сравнительно недавно доминирующим в теории обучения и в педагогической практике было понимание содержания образования как системы так называемых ЗУНов – знаний, умений, навыков. Предполагалось, что обладание знаниями, умениями и навыками позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Однако чтобы усвоенное содержание образования являлось не только предпосылкой приобщения к жизни, но и результатом приобщения к одним формам жизнедеятельности, подготавливающим к участию в других ее формах и ситуациях, только лишь знаний, умений и навыков недостаточно. Под содержанием образования авторы понимают педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте[6]. Такое видение содержания образования занимает ведущее место в современном дидактическом знании, поскольку соответствует установкам культурологической парадигмы образования.
Многие авторы предлагают черпать содержание образования в культуре общества. Соответствуя составляющим культуры, содержание образования должно включать в себя четыре элемента (компонента):
- опыт знаний о природе, обществе, технике, человеке, о способах деятельности. Реализация данного компонента в педагогическом процессе выражается в конкретных знаниях, которыми владеют учащиеся.
- опыт осуществления известных способов деятельности, реализация которого выражается в умениях и навыках школьников действовать по алгоритму (образцу);
- опыт творческой деятельности – реализация этого компонента выражается в умениях обучающихся принимать нестандартные решения в новых, проблемных, неоднозначных ситуациях;
- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к самому себе.
Говоря о компонентах содержания образования, необходимо отметить их взаимосвязь и взаимозависимость. Например, умения формируются на основе знаний, опыт творчества развивается на базе репродуктивных умений, а эмоционально-ценностные отношения окрашивают жизненными смыслами и знания, и умения, и творческую деятельность, что делает их значимыми для учащихся. Не случайно И.Я. Лернер подчеркивал: «Попробуйте изъять любой из компонентов - и общество, и личность распались – без знаний, или без умений, без готовности к творчеству, без ценностного отношения»[6].
Не смотря на то, что культурологический подход к содержанию образования, а также целостность его структуры были предложены более трех десятков лет назад, до сих пор в проектировании и реализации содержания образования просматривается некая однобокость. Эта однобокость проявляется в том, что в содержании образования технологически целесообразно и относительно полно проработаны лишь компоненты опыта знаний, умений, навыков. К отражению опыта творческой деятельности учителя только приступили. Что касается опыта эмоционально-ценностного отношения, то он практически не зафиксирован в содержании образования, а, следовательно, и реализация его в педагогическом процессе протекает хаотично и интуитивно. Как подчеркивает И.М. Осмоловская, подобный подход к содержанию образования делает его академическим, личностно отчужденным, не стимулирующим формирование ценностных ориентаций личности, ее самопознания и самоопределения [5].
· Ценностная компетентность как система норм отношений к миру
И.Я. Лернер определил ценностная компетентность – система норм отношений к миру, к деятельности, к людям, которая характеризуется тем, что предполагает усвоение эмоционального опыта, накопленного человечеством, и освоение системы ценностей, программируемой обществом [6].
В концепции В.Н. Мясищева, отношение выступает как «целостная система сознательных, избирательных, основанных на опыте психологических связей личности с различными сторонами и объектами действительности, которые выражаются в действиях человека, его реакциях и переживаниях и формируются в деятельности и общении» [4]. Таким образом, отношение не является вещью, предметом, процессом, и не отражает свойств действительности, оно представляется как форма участия и соучастия личности в чем-либо, а также как форма значимости для личности чего-либо. В.Н. Мясищев подчеркивает, что развитие личности необходимо представлять как накопление опыта не только в форме знаний, умений, навыков, но и в форме отношений.
Более того, В.Н. Мясищев отмечает, что, в сущности, личность характеризуют не знания, умения и навыки, а ее отношения. В школьной практике это может выглядеть примерно так: ученик может знать материал, уметь его представить (ответить на вопросы, выполнить задание) и даже потенциально быть готовым преобразовать имеющие знания, но при этом не хотеть включаться в педагогический процесс. «Не хотеть» - это и есть отношение ученика. Возможно это отношение к учебному предмету, либо к учителю, либо к сложившейся на данный момент педагогической ситуации. В любом случае такое отношение может выражаться в уходе от требований учителя, в нежелании общаться, в дисциплинарном нарушении, в манипуляциях различного рода и другое. Следовательно, чтобы знания, умения, навыки, опыт творчества находили активный отклик у ученика, переходили в практическую плоскость через его действия и поступки, эти знания, умения, навыки, творческая деятельность должны стать значимыми для ученика, стать его потребностью, и к ним у ученика должно проявляться позитивное отношение. «В любом другом случае знания, умения, навыки останутся «мертвыми» (В.П. Зинченко).
Именно поэтому И.Я. Лернер подчеркивает, что игнорирование эмоционально-ценностного компонента содержания образования может сорвать учебный процесс вообще [3].
Однако И.А. Зимняя отмечает, что центральной частью системы отношений, ее стержнем, являются присвоенные личностью, окрашенные эмоциональными переживаниями ценности. Автор выделяет ценности общественного сознания, ценности, которые «дает» сама жизнь, семья, образовательные учреждения и т.д.[2].
На сегодняшний момент в психолого-педагогической литературе выделяется несколько групп объектов, на которые может быть направлено отношение школьников, а, следовательно, при определенных условиях эти объекты могут войти в их ценностный мир.
К таким группам относят:
1. отношение к Мирозданию, Вселенной, Космосу;
2. отношение к предметному миру в целом;
3. отношение к обществу (его законам развития, нормам, правилам);
4. отношение к себе, которое выражается в самооценке;
5. отношение к труду (к различным видам деятельности, в том числе и познавательной);
6. отношение к другим людям;
7. отношение к природе;
8. отношение к знанию и процессу познания.
Этот круг объектов может быть расширен, детализирован, но названные объекты являются основными для формирования системы ценностей учащихся.[1].
● Функции ценностного компонента содержания образования в учебно-воспитательном процессе.
Под реализацией эмоционально-ценностного компонента содержания образования надо понимать целенаправленное формирование личностной системы ценностей. Развитие эмоционально-чувственной сферы с учетом сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья развивающейся личности. В целом реализация данного компонента содержания образования ведет к выстраиванию у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, обществу, другим людям и к самому себе.
Конечно, наиболее очевидной и обобщенной функцией эмоционально-ценностного компонента содержания образования является воспитательная функция, которая предполагает присвоение личностью учащегося общечеловеческих ценностей, формирование у них гуманистических взглядов, убеждений, потребностей и мотивов нравственного характера. Данная функция оказывает школьникам помощь в осознании себя в мире культуры, в развитии своего «Я», в нахождении своего места среди других людей. В конечном счете, эта функция ведет к личностному росту учащихся. Педагог должен понимать, что воспитательную функцию необходимо реализовывать не только в сфере школьного досуга, но и на уроке. Урок, на котором учитель целенаправленно организует процесс формирования опыта эмоционально-ценностного отношения у школьников по праву можно называть уроком воспитывающим.
● Место и роль эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебных предметах
Таким образом, любой учебный предмет включает в себя учебный материал, зафиксированный в различных формах (тексты, задания, упражнения, иллюстрации и другое), и средства представления и передачи учебного материала учащимся (работа с текстами, ответы на вопросы, решение задач, самостоятельная работа, лабораторно-практическая работа и другое).
Чтобы учебный предмет соответствовал концепции целостности содержания образования, в него должны закладываться все компоненты содержания образования, в том числе и опыт эмоционально-ценностного отношения.
Применение различных видов деятельности, творчества и опыта отношений.
Я считаю, что именно поэтому, при изучении биологии необходимо пробуждать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к предлагаемому учебному материалу, создавать условия для осознания ими ценности получаемых научных знаний, для возникновения у них познавательного интереса и любознательности к научным фактам, теориям, закономерностям. Всегда стараюсь показать место и значение данной темы в системе биологического образования. Привожу примеры из жизни растений и животных, обязательно делаю акцент на человеческое влияние и отношение к данной проблеме. Повторяю, что в любой ситуации человек должен оставаться человеком.
Используя в практике формы уроков проблемных лекций,
поисковых бесед, уроков-исследований, много времени уделяю формированию
самостоятельной поисковой деятельности учащихся, в конечном итоге готовлю из
них людей, способных исследовать вопросы прикладного характера, самостоятельно
решать проблемы, нестандартно мыслить.
Развитие ребенка, я в этом убеждена, должно идти через его самостоятельную
деятельность. Всем известна китайская мудрость: скажи мне, и я забуду, покажи
мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.
Исходя из сказанного, можно сделать следующий вывод: каждый учебный предмет не зависимо от его ведущей функции так или иначе должен участвовать в процессе формирования у школьников опыта ценностного отношения к миру. Если ведущей функцией учебных предметов является формирование опыта научных знаний или опыта способов деятельности, то эмоционально-ценностный компонент в структуре данных предметов является вспомогательным блоком. Как важно ухватить в человеке духовные, идеальные силы, составляющие мир личности - ценностную ориентацию, жизненные силы, нравственные идеалы и самооценку. Научить ребенка видеть цель, радоваться жизни, стремиться к самосовершенствованию - нелегкий, но интересный труд учителя.
Литература
1. Журавлев И.К., Зорина Л.Я. Дидактическая модель учебного предмета// Новые исследования. Выпуск № 1, 1979, С. 18-23.
2. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения).- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
3. Лернер И.Я. Человеческий фактор и функции содержания образования// Советская педагогика. Выпуск № 11, 1987, С.60-65.
4. Мясищев В.Н. Психология отношений/ Под ред. А.А. Бодалева. - М.:Институт практической психологии, 1995.
5. Осмоловская И.М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
6. Теоретические основы содержания общего среднего образования/Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983, С.44-57.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.