Ценностные смыслы культуротворческой профессиональной подготовки будущего педагога
Оценка 4.9

Ценностные смыслы культуротворческой профессиональной подготовки будущего педагога

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
администрации
Взрослым
14.11.2021
Ценностные смыслы культуротворческой профессиональной подготовки  будущего педагога
Ценностные смыслы культуротворческой профессиональной подготовки будущего педагога.docx

ЦЕННОСТНЫЕ СМЫСЛЫ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

 

 

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

         Введение. Одним из главных направлений развития системы

образования Донецкой Народной Республики, также как и Российской

Федерации, выступают гуманизация и гуманитаризация, усиление

личностного компонента в педагогической науке; основой образования

ХХІ века выступает ориентация на человека, фундаментальные ценности,

демократизация образования; основу обучения должны составлять

равноправный диалог между участниками педагогического процесса,

демократическая образовательно-педагогическая идеология, проблемно-

деятельностный тип образования. Решение этих важных задач возлагается

на педагога ХХІ столетия, преподавателя высшей школы, поскольку

именно она готовит специалиста нового поколения. Прогнозируя развитие

образования в новом тысячелетии, специалисты отмечают, что

воспитательная функция присуща практически всем социальным

институтам, и в будущем каждому человеку придется учиться и

заниматься самообразованием на протяжении всей жизни, а это неминуемо

ведет к будущей глобальной педагогизации общества, к влиянию

педагогических идей на все сферы его жизнедеятельности [1]. Будущее

любой страны зависит от качества педагогического образования, от

полученного учителем объема разносторонних знаний, умений и навыков,

от уровня сформированности его компетенций, творческих умений и

развития творческих способностей создавать культуру в самом широком ее

понимании.

Актуальность (социальная значимость) проблематики

определяется резко возросшим в годы социально-экономической и военно-

политической нестабильности интересом профессионалов и широкого

круга общественных деятелей к проблемам поиска ценностных смыслов

жизни человека и общества. Это, в свою очередь, обусловило повышение

значимости таких социальных факторов воспитания как история и

традиции нашего народа, литературное и художественное творчество

народов России и Донбасса, русский язык и многообразная русская

культура в целом. Но процесс развития социума не может ограничиться

только воспроизводством готовых культурных форм, ему необходимо

движение вперед, нужно научить подрастающее поколение творить,

созидать культуру, тем самым развивая себя и общество в целом. Поэтому

актуализируются методологические вопросы организации педагогического

образования, поиски его аксиологических основ, культуротворческих

форм. Только педагог-творец сможет воспитать ученика-творца,

стремящегося к совершенствованию себя и мира вокруг себя. Поэтому

исследования, направленные на выявление ценностных смыслов

профессионально-педагогической деятельности представляются нам

своевременными и весьма значимыми в поликультурной среде

Донбасского региона.

         Целью настоящего исследования выступает определение

ценностных смыслов культуротворческой профессионально-

педагогической деятельности на современном этапе в поликультурной

среде Донбасского региона.

Для исследования используются методы: общенаучные – анализ,

синтез; эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование; теоретические

– конкретно-исторический анализ.

Исследование строится на аксиологическом и деятельностном

подходах.

         Результат. Западная культурология в определении культуры

исходит из ее толкования Э. Тайлором, который рассматривал культуру

как целостный комплекс, состоящий из знаний, верований, убеждений,

искусства, морали, законов, обычаев, привычек и способностей, которые

приобретает человек как член общества [3]. Наиболее обобщенным и

важным с педагогической точки зрения представляется понятие культуры

М. Харриса, который определяет ее как «средство мышления, ощущения и

поведения, которые отражаются в традициях и образе жизни членов

общества и передаются в процессе обучения и социального

взаимодействия» [5, с. 6]. Поскольку цель образования «ввести ребенка в

современную культуру для принятия общественных ценностей»;

«сформировать сознательное, гуманное и практически эффективное

отношение к духовным и материальным ценностям» [2, с.204-205]; то

содержание образования определяется содержанием культуры.

Из более 600 определений культуры целям нашего исследования

отвечает следующее: «культура – это активная творческая деятельность

людей по освоению мира, в процессе которой производятся и

потребляются материальные и духовные ценности и происходит

становление человека как субъекта культурной деятельности» [4]. Данное

определение отражает культуротворческий характер деятельности

человека, и профессионально-педагогической деятельности в частности,

так как ее результатом являются и материальные, и духовные ценности,

воплощенные в личностях ученика и учителя, а также в продуктах

деятельности: планах уроков и мероприятий, методических

рекомендациях, уроках и пр. Культуротворчество приобретает особый

смысл, когда оно направлено во благо общества и личности, когда оно

несет в себе духовно-нравственные смыслы. Будущие педагоги увлеченно

работали над созданием «Героической азбуки», реализаций проектов

«Природа Донбасса» и «Имена, которые носят улицы Донбасса» для

старших дошкольников и первоклассников с целью их ознакомления со

славной историей трудовых и ратных подвигов нашего народа и с

природой Донбасса. Работая над проектами, студенты интеллектуально и

духовно обогащались сами, развивались их личностные и

профессиональные качества, у будущих педагогов формировалась система

ценностей, достойная Человека и Учителя. Изменяя себя, будущий педагог

тем самым изменяет и мир вокруг себя, делая его лучше, совершеннее,

комфортнее, добрее. А ребенок скорее потянется к педагогу, чья

деятельность строится на служении Добру, Истине, Красоте, Любви, чем к

тому, кто сосредоточен исключительно на себе и своих меркантильных

проблемах. Чрезвычайная чувствительность, восприимчивость детской

души не позволяет педагогу кривить душой, утверждать истины, в которые

он сам не верит.

         Заключение. Так как педагогическая работа – это деятельность

творческая по своему характеру, то вопрос о том, что творить, созидать, на

чем должен основываться творческий процесс, что должно лежать в основе

созидания культуры, приобретает первостепенное значение на

современном этапе развития нашего общества. Актуализируется задача

поиска адекватных форм культуротворческой подготовки будущего

педагога, которые преподаватели высшей школы могли бы эффективно

использовать в процессе профессиональной подготовки будущего

воспитателя. Кроме того для будущего педагога представляется важным

определиться с целями обучения и воспитания, так как ясно осознаваемая

цель способствует ее достижению. В педагогике в ее широком понимании

безрезультатных действий не бывает, поэтому так важно, чтобы в основе

культуротворческой профессиональной деятельности лежали

общечеловеческие ценности, духовные и нравственные ориентиры,

выработанные и принятые нашим народом на протяжении его

исторического развития.

 

Список литературы

1. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХІ века (в поисках практико-

ориентированных образовательных концепций). / Б.С. Герушинский – М.:

Издательство «Совершенство», 1998. – 608 с.

2. Парсонс Г. Человек в современном мире. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1985. – 430 с.

3. Тайлор Э. Миф и обряд в первобытной культуре. Пер. с англ. – Смоленск: Русич,

2000. – 642 с.

4. Философское понимание культуры. Культура и цивилизация [Электронный ресурс].

– URL: https://www.ifilosofia.ru/voprosy-s-otvetami-po-filosofii-nauki/194-filosofskoeponimanie-kultury-kultura-i.html

5. Harris M. Cultural Anthropology. – N.-Y.: Harper and Row Publishers, 1987. – 477 p.


 

ЦЕННОСТНЫЕ СМЫСЛЫ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ

ЦЕННОСТНЫЕ СМЫСЛЫ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ

Только педагог-творец сможет воспитать ученика-творца, стремящегося к совершенствованию себя и мира вокруг себя

Только педагог-творец сможет воспитать ученика-творца, стремящегося к совершенствованию себя и мира вокруг себя

Донбасса. Работая над проектами, студенты интеллектуально и духовно обогащались сами, развивались их личностные и профессиональные качества, у будущих педагогов формировалась система ценностей, достойная

Донбасса. Работая над проектами, студенты интеллектуально и духовно обогащались сами, развивались их личностные и профессиональные качества, у будущих педагогов формировалась система ценностей, достойная
Скачать файл