ЦЕННОСТНЫЕ СМЫСЛЫ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Введение. Одним из главных направлений развития системы
образования Донецкой Народной Республики, также как и Российской
Федерации, выступают гуманизация и гуманитаризация, усиление
личностного компонента в педагогической науке; основой образования
ХХІ века выступает ориентация на человека, фундаментальные ценности,
демократизация образования; основу обучения должны составлять
равноправный диалог между участниками педагогического процесса,
демократическая образовательно-педагогическая идеология, проблемно-
деятельностный тип образования. Решение этих важных задач возлагается
на педагога ХХІ столетия, преподавателя высшей школы, поскольку
именно она готовит специалиста нового поколения. Прогнозируя развитие
образования в новом тысячелетии, специалисты отмечают, что
воспитательная функция присуща практически всем социальным
институтам, и в будущем каждому человеку придется учиться и
заниматься самообразованием на протяжении всей жизни, а это неминуемо
ведет к будущей глобальной педагогизации общества, к влиянию
педагогических идей на все сферы его жизнедеятельности [1]. Будущее
любой страны зависит от качества педагогического образования, от
полученного учителем объема разносторонних знаний, умений и навыков,
от уровня сформированности его компетенций, творческих умений и
развития творческих способностей создавать культуру в самом широком ее
понимании.
Актуальность (социальная значимость) проблематики
определяется резко возросшим в годы социально-экономической и военно-
политической нестабильности интересом профессионалов и широкого
круга общественных деятелей к проблемам поиска ценностных смыслов
жизни человека и общества. Это, в свою очередь, обусловило повышение
значимости таких социальных факторов воспитания как история и
традиции нашего народа, литературное и художественное творчество
народов России и Донбасса, русский язык и многообразная русская
культура в целом. Но процесс развития социума не может ограничиться
только воспроизводством готовых культурных форм, ему необходимо
движение вперед, нужно научить подрастающее поколение творить,
созидать культуру, тем самым развивая себя и общество в целом. Поэтому
актуализируются методологические вопросы организации педагогического
образования, поиски его аксиологических основ, культуротворческих
форм. Только педагог-творец сможет воспитать ученика-творца,
стремящегося к совершенствованию себя и мира вокруг себя. Поэтому
исследования, направленные на выявление ценностных смыслов
профессионально-педагогической деятельности представляются нам
своевременными и весьма значимыми в поликультурной среде
Донбасского региона.
Целью настоящего исследования выступает определение
ценностных смыслов культуротворческой профессионально-
педагогической деятельности на современном этапе в поликультурной
среде Донбасского региона.
Для исследования используются методы: общенаучные – анализ,
синтез; эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование; теоретические
– конкретно-исторический анализ.
Исследование строится на аксиологическом и деятельностном
подходах.
Результат. Западная культурология в определении культуры
исходит из ее толкования Э. Тайлором, который рассматривал культуру
как целостный комплекс, состоящий из знаний, верований, убеждений,
искусства, морали, законов, обычаев, привычек и способностей, которые
приобретает человек как член общества [3]. Наиболее обобщенным и
важным с педагогической точки зрения представляется понятие культуры
М. Харриса, который определяет ее как «средство мышления, ощущения и
поведения, которые отражаются в традициях и образе жизни членов
общества и передаются в процессе обучения и социального
взаимодействия» [5, с. 6]. Поскольку цель образования «ввести ребенка в
современную культуру для принятия общественных ценностей»;
«сформировать сознательное, гуманное и практически эффективное
отношение к духовным и материальным ценностям» [2, с.204-205]; то
содержание образования определяется содержанием культуры.
Из более 600 определений культуры целям нашего исследования
отвечает следующее: «культура – это активная творческая деятельность
людей по освоению мира, в процессе которой производятся и
потребляются материальные и духовные ценности и происходит
становление человека как субъекта культурной деятельности» [4]. Данное
определение отражает культуротворческий характер деятельности
человека, и профессионально-педагогической деятельности в частности,
так как ее результатом являются и материальные, и духовные ценности,
воплощенные в личностях ученика и учителя, а также в продуктах
деятельности: планах уроков и мероприятий, методических
рекомендациях, уроках и пр. Культуротворчество приобретает особый
смысл, когда оно направлено во благо общества и личности, когда оно
несет в себе духовно-нравственные смыслы. Будущие педагоги увлеченно
работали над созданием «Героической азбуки», реализаций проектов
«Природа Донбасса» и «Имена, которые носят улицы Донбасса» для
старших дошкольников и первоклассников с целью их ознакомления со
славной историей трудовых и ратных подвигов нашего народа и с
природой Донбасса. Работая над проектами, студенты интеллектуально и
духовно обогащались сами, развивались их личностные и
профессиональные качества, у будущих педагогов формировалась система
ценностей, достойная Человека и Учителя. Изменяя себя, будущий педагог
тем самым изменяет и мир вокруг себя, делая его лучше, совершеннее,
комфортнее, добрее. А ребенок скорее потянется к педагогу, чья
деятельность строится на служении Добру, Истине, Красоте, Любви, чем к
тому, кто сосредоточен исключительно на себе и своих меркантильных
проблемах. Чрезвычайная чувствительность, восприимчивость детской
души не позволяет педагогу кривить душой, утверждать истины, в которые
он сам не верит.
Заключение. Так как педагогическая работа – это деятельность
творческая по своему характеру, то вопрос о том, что творить, созидать, на
чем должен основываться творческий процесс, что должно лежать в основе
созидания культуры, приобретает первостепенное значение на
современном этапе развития нашего общества. Актуализируется задача
поиска адекватных форм культуротворческой подготовки будущего
педагога, которые преподаватели высшей школы могли бы эффективно
использовать в процессе профессиональной подготовки будущего
воспитателя. Кроме того для будущего педагога представляется важным
определиться с целями обучения и воспитания, так как ясно осознаваемая
цель способствует ее достижению. В педагогике в ее широком понимании
безрезультатных действий не бывает, поэтому так важно, чтобы в основе
культуротворческой профессиональной деятельности лежали
общечеловеческие ценности, духовные и нравственные ориентиры,
выработанные и принятые нашим народом на протяжении его
исторического развития.
Список литературы
1. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХІ века (в поисках практико-
ориентированных образовательных концепций). / Б.С. Герушинский – М.:
Издательство «Совершенство», 1998. – 608 с.
2. Парсонс Г. Человек в современном мире. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1985. – 430 с.
3. Тайлор Э. Миф и обряд в первобытной культуре. Пер. с англ. – Смоленск: Русич,
2000. – 642 с.
4. Философское понимание культуры. Культура и цивилизация [Электронный ресурс].
– URL: https://www.ifilosofia.ru/voprosy-s-otvetami-po-filosofii-nauki/194-filosofskoeponimanie-kultury-kultura-i.html
5. Harris M. Cultural Anthropology. – N.-Y.: Harper and Row Publishers, 1987. – 477 p.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.