Ценностные смыслы культуротворческой профессиональной подготовки будущего педагога

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 14.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ценностные смыслы культуротворческой профессиональной подготовки будущего педагога.docx

ЦЕННОСТНЫЕ СМЫСЛЫ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

 

 

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

         Введение. Одним из главных направлений развития системы

образования Донецкой Народной Республики, также как и Российской

Федерации, выступают гуманизация и гуманитаризация, усиление

личностного компонента в педагогической науке; основой образования

ХХІ века выступает ориентация на человека, фундаментальные ценности,

демократизация образования; основу обучения должны составлять

равноправный диалог между участниками педагогического процесса,

демократическая образовательно-педагогическая идеология, проблемно-

деятельностный тип образования. Решение этих важных задач возлагается

на педагога ХХІ столетия, преподавателя высшей школы, поскольку

именно она готовит специалиста нового поколения. Прогнозируя развитие

образования в новом тысячелетии, специалисты отмечают, что

воспитательная функция присуща практически всем социальным

институтам, и в будущем каждому человеку придется учиться и

заниматься самообразованием на протяжении всей жизни, а это неминуемо

ведет к будущей глобальной педагогизации общества, к влиянию

педагогических идей на все сферы его жизнедеятельности [1]. Будущее

любой страны зависит от качества педагогического образования, от

полученного учителем объема разносторонних знаний, умений и навыков,

от уровня сформированности его компетенций, творческих умений и

развития творческих способностей создавать культуру в самом широком ее

понимании.

Актуальность (социальная значимость) проблематики

определяется резко возросшим в годы социально-экономической и военно-

политической нестабильности интересом профессионалов и широкого

круга общественных деятелей к проблемам поиска ценностных смыслов

жизни человека и общества. Это, в свою очередь, обусловило повышение

значимости таких социальных факторов воспитания как история и

традиции нашего народа, литературное и художественное творчество

народов России и Донбасса, русский язык и многообразная русская

культура в целом. Но процесс развития социума не может ограничиться

только воспроизводством готовых культурных форм, ему необходимо

движение вперед, нужно научить подрастающее поколение творить,

созидать культуру, тем самым развивая себя и общество в целом. Поэтому

актуализируются методологические вопросы организации педагогического

образования, поиски его аксиологических основ, культуротворческих

форм. Только педагог-творец сможет воспитать ученика-творца,

стремящегося к совершенствованию себя и мира вокруг себя. Поэтому

исследования, направленные на выявление ценностных смыслов

профессионально-педагогической деятельности представляются нам

своевременными и весьма значимыми в поликультурной среде

Донбасского региона.

         Целью настоящего исследования выступает определение

ценностных смыслов культуротворческой профессионально-

педагогической деятельности на современном этапе в поликультурной

среде Донбасского региона.

Для исследования используются методы: общенаучные – анализ,

синтез; эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование; теоретические

– конкретно-исторический анализ.

Исследование строится на аксиологическом и деятельностном

подходах.

         Результат. Западная культурология в определении культуры

исходит из ее толкования Э. Тайлором, который рассматривал культуру

как целостный комплекс, состоящий из знаний, верований, убеждений,

искусства, морали, законов, обычаев, привычек и способностей, которые

приобретает человек как член общества [3]. Наиболее обобщенным и

важным с педагогической точки зрения представляется понятие культуры

М. Харриса, который определяет ее как «средство мышления, ощущения и

поведения, которые отражаются в традициях и образе жизни членов

общества и передаются в процессе обучения и социального

взаимодействия» [5, с. 6]. Поскольку цель образования «ввести ребенка в

современную культуру для принятия общественных ценностей»;

«сформировать сознательное, гуманное и практически эффективное

отношение к духовным и материальным ценностям» [2, с.204-205]; то

содержание образования определяется содержанием культуры.

Из более 600 определений культуры целям нашего исследования

отвечает следующее: «культура – это активная творческая деятельность

людей по освоению мира, в процессе которой производятся и

потребляются материальные и духовные ценности и происходит

становление человека как субъекта культурной деятельности» [4]. Данное

определение отражает культуротворческий характер деятельности

человека, и профессионально-педагогической деятельности в частности,

так как ее результатом являются и материальные, и духовные ценности,

воплощенные в личностях ученика и учителя, а также в продуктах

деятельности: планах уроков и мероприятий, методических

рекомендациях, уроках и пр. Культуротворчество приобретает особый

смысл, когда оно направлено во благо общества и личности, когда оно

несет в себе духовно-нравственные смыслы. Будущие педагоги увлеченно

работали над созданием «Героической азбуки», реализаций проектов

«Природа Донбасса» и «Имена, которые носят улицы Донбасса» для

старших дошкольников и первоклассников с целью их ознакомления со

славной историей трудовых и ратных подвигов нашего народа и с

природой Донбасса. Работая над проектами, студенты интеллектуально и

духовно обогащались сами, развивались их личностные и

профессиональные качества, у будущих педагогов формировалась система

ценностей, достойная Человека и Учителя. Изменяя себя, будущий педагог

тем самым изменяет и мир вокруг себя, делая его лучше, совершеннее,

комфортнее, добрее. А ребенок скорее потянется к педагогу, чья

деятельность строится на служении Добру, Истине, Красоте, Любви, чем к

тому, кто сосредоточен исключительно на себе и своих меркантильных

проблемах. Чрезвычайная чувствительность, восприимчивость детской

души не позволяет педагогу кривить душой, утверждать истины, в которые

он сам не верит.

         Заключение. Так как педагогическая работа – это деятельность

творческая по своему характеру, то вопрос о том, что творить, созидать, на

чем должен основываться творческий процесс, что должно лежать в основе

созидания культуры, приобретает первостепенное значение на

современном этапе развития нашего общества. Актуализируется задача

поиска адекватных форм культуротворческой подготовки будущего

педагога, которые преподаватели высшей школы могли бы эффективно

использовать в процессе профессиональной подготовки будущего

воспитателя. Кроме того для будущего педагога представляется важным

определиться с целями обучения и воспитания, так как ясно осознаваемая

цель способствует ее достижению. В педагогике в ее широком понимании

безрезультатных действий не бывает, поэтому так важно, чтобы в основе

культуротворческой профессиональной деятельности лежали

общечеловеческие ценности, духовные и нравственные ориентиры,

выработанные и принятые нашим народом на протяжении его

исторического развития.

 

Список литературы

1. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХІ века (в поисках практико-

ориентированных образовательных концепций). / Б.С. Герушинский – М.:

Издательство «Совершенство», 1998. – 608 с.

2. Парсонс Г. Человек в современном мире. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1985. – 430 с.

3. Тайлор Э. Миф и обряд в первобытной культуре. Пер. с англ. – Смоленск: Русич,

2000. – 642 с.

4. Философское понимание культуры. Культура и цивилизация [Электронный ресурс].

– URL: https://www.ifilosofia.ru/voprosy-s-otvetami-po-filosofii-nauki/194-filosofskoeponimanie-kultury-kultura-i.html

5. Harris M. Cultural Anthropology. – N.-Y.: Harper and Row Publishers, 1987. – 477 p.


 

Посмотрите также