Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога
В настоящее время в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики, что в свою очередь повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост. Приоритетным проектом является «Современная цифровая образовательная среда в РФ» в рамках реализации государственной программы «Развитие образования», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
Технические и информационные средства, обеспечивающие жизнедеятельность человека как в профессиональной сфере, так и в быту, стали неотъемлемой частью жизни. Процесс информатизации современного общества сопровождается и существенными изменениями в педагогике, связанных с внесением корректив в содержание технологий обучения. Последние должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению человека в информационное общество. Использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Особую роль в этом процессе играют Информационные технологии, по причине того, что их применение способствует повышению мотивации обучения обучающихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного материала.
Основные педагогические цели информационных технологий на занятиях состоят:
• в развитии личности обучающегося, включающее в себя: развитие творческого, конструктивно-поискового мышления, развитие коммуникативных способностей;
• в развитии умения принимать неординарные решения в сложных ролевых ситуациях;
• в совершенствовании навыков исследовательской деятельности.
Направлениями применения информационных технологий в образовательном процессе это не только разработка педагогических программных средств различного назначения (обучающие, диагностирующие, контролирующие, моделирующие, тренажеры, игровые), а также и разработка web-сайтов учебного назначения, разработка методических и дидактических материалов, осуществление управления реальными объектами, организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями, и многое другое.
При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Наиболее широко в данный момент используются интегрированные занятия с применением мультимедийных средств. Обучающие презентации становятся неотъемлемой частью обучения, но это лишь простейший пример применения ИТ. В последнее время преподаватели создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями (далее ИКТ – компетентность).
Профессиональная ИКТ-компетентность педагога основана на рекомендациях ЮНЕСКО и устанавливает правовые основы использования информационно-коммуникационных технологий в системе образования. Педагогические работники, осуществляющие профессиональную деятельность с использованием ИКТ, обязаны осуществлять свою деятельность по использованию ИКТ на высоком профессиональном уровне».
Таким образом, педагог, использующий ИКТ в своей профессиональной деятельности просто ОБЯЗАН быть ИКТ-компетентным.
ИКТ-компетентность педагога включает в себя три компонента:
1. Общепользовательский компонент;
2. Общепедагогический компонент;
3. Предметно-педагогический компонент. Остановимся кратко на каждом из этих компонентов.
Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя пользовательские навыки, в том числе использование видео- фотосъемки, умение использования систем мгновенных сообщений, навыки поиска в сети Интернет и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.
Общепедагогическая ИКТ-компетентность связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования: применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде, привлечь обучающихся к активному участию в образовательном процессе (в ИС). Немаловажным является задача педагога – привлечение обучающихся к активному участию в образовательном процессе, используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype и т. п.
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность соответствует области деятельности и определена следующим образом: преподавателю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.
Таким образом, в приведенном стандарте требования к ИКТ -компетенциям преподавателя можно условно разделить на два уровня – технологический (предусматривается пользовательское владение информационными технологиями) и методический (предполагает владение преподавателем методами применения ИКТ в учебной и воспитательной работе с обучающимися).
Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:
- наличие действующего Федерального государственного образовательного стандарта (любой ступени образования);
- наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в ОУ;
- наличие потребности у педагога и установки администрации образовательной организации на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательной организации в ИС;
- начальное освоение педагогом базовой ИКТ- компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения.
- самообразование преподавателя в области ИКТ- компетентности.
Занятие, как основная форма организации обучения – это то место, где сходятся результаты долгих дидактических и методических поисков, где происходит встреча субъектов, в результате которой каждый из них меняется, приобретая что-то новое. В информационно-образовательной среде занятия приобретают свои особенности: изменяется позиция преподавателя на занятие, учебный процесс индивидуализируется, в связи с чем активизируется познавательная деятельность обучающихся, возможность сочетания различных форм познавательной деятельности вне рамок одной образовательной организации, совместная интерактивная деятельность не только педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня занятия, но и учебный диалог между удаленными группами обучающихся, использование баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом. Все это требует от педагога высокого уровня владения ИКТ, а движущийся вперед научно – технический прогресс побуждает постоянно совершенствоваться в этом направлении.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.