ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Проблема цифровизации образования, в частности дошкольного образования, стала особенно актуальной в последние годы. Безусловно, до сих пор не утихают дискуссии относительно полезности и вреда цифровизации, тем не менее, очевиден и тот факт, что цифровые технологии могут и должны использоваться в современной педагогической практике. Цифровые технологии, используемые в ДОУ, соответствуют общей стратегии повышения инновационности педагогического процесса и образовательной среды. Современное поколение уже с ранних лет воспитывается в мире компьютеров и иных гаджетов, соответственно, цифровизация – это неотъемлемая часть образования, даже в ДОУ. Поколения детей, несмотря на общие черты, сугубо индивидуальны. И каждое новое поколение все более приобщено к цифровому миру, а значит, и от воспитателей требуется реакция на актуальные изменения, на потребности таких «цифровых» детей, на специфику их мышления. Таким образом, хотелось бы обратить внимание на преимущества, которые нам, воспитателям, может дать использование цифровых технологий. В первую очередь, цифровые технологии позволяют ускорить процесс передачи информации. Кроме того, благодаря цифровым технологиям в ДОУ мы можем использовать возможности динамики, звука, мультипликации, соответственно, увеличивается то время, на которое мы «захватываем» внимание ребенка, а ведь проблема удержания внимания – одна из самых серьезных на дошкольном уровне образования. Также, как показывает опыт, цифровые технологии помогают воспитателям в повышении интереса детей к изучаемым темам, дети лучше запоминают материал. Согласно некоторым исследованиям, частое использование гаджетов приводит к тому, что у детей страдают память и воображение. Тем не менее, исходя из моих собственных педагогических наблюдений, могу смело утверждать, что опасения сильно преувеличены. Если цифровые технологии внедряются грамотно, дозированно, органично сочетаются с традиционными методами и формами воспитательной работы в ДОУ, то эффект получается прямо противоположный: память, воображение развиваются быстрее. Далее обратимся к проблеме наглядности. Применение наглядных методов в ДОУ оказывает благотворное влияние на результат процесса обучения и усвоения знаний, кроме того, воспитатели регулярно имеют потребность в том, чтобы реализовать эффективные методы применения наглядности. Благодаря переходу ДОУ на новые усовершенствованные планы и программы, ищутся новые эффективные методы воспитания и обучения, таким образом, сейчас никак нельзя ограничиваться применением тех форм работы, которые преимущественно ориентированы на механическое запоминание. Повышается уровень знаний, заложенный в учебных программах современности, что приводит к изменению функции наглядности, ее характера и использования в учебном процессе ДОУ. У детей дошкольного возраста наблюдается доминирование конкретно-образного, наглядного мышления. Именно поэтому им необходимы образные опоры. Следовательно, при использовании принципа наглядности мы работаем над развитием логического словесного мышления ребенка. Метод наглядности дает возможность продемонстрировать развитие явлений, их динамику, преподнести информацию в новом свете. Наглядные пособия направлены на стимуляцию познавательных интересов детей, создание при определенных условиях повышенного эмоционального отношения, обеспечение разностороннего формирования образов, знания прочно усваиваются. И именно посредством цифровых технологий мы можем более эффективно реализовать принцип наглядности. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Например, слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь и т.д. Цифровые технологии дают возможность моделирования многих жизненных ситуаций, например, мы можем воспроизвести звуки природы, показать, как работает транспорт на занятиях ПДД и т.д. На этапе раннего дошкольного возраста применение цифровых образовательных технологий выполняет одну из основных целей всестороннего развития дошкольника – познавательное исследование. Существуют следующие цифровые устройства, применимые для дошкольного образования. Кроме всем нам известных компьютеров, ноутбуков, планшетов, проекторов, интерактивных досок, есть ещё и специально созданные для обучения дошкольников цифровые устройства: • Интерактивные скалодромы • Интерактивные песочницы • Интерактивные детские мультстудии • Интерактивные полы • Интерактивные тумбы • Интерактивные столы для дошкольных учреждений с развивающими играми, мультиками и приложениями. • Интерактивные комплексы. Мой опыт показывает, что занятия с презентациями, слайдами, обучающими и развивающими играми действительно очень радуют детей, вызывают у них настоящий восторг. На диагностических занятиях у меня была возможность сделать вывод о том, что те темы, которые давались с использованием цифровых технологий, гораздо лучше запоминались и осознавались моими воспитанниками. Безусловно, все занятия в ДОУ должны проводиться с соблюдением гигиенических норм согласно СанПин 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». В частности, в дошкольном возрасте занятия с помощью компьютерных технологий должно проводиться не более 4-5-10 минут, в зависимости от возраста. Высота установки экрана для просмотра презентации должна составлять 1-1,3 м от пола – то есть на уровне глаз сидящего ребёнка Расстояние от экрана не ближе 2 м и не дальше 5 м. Кроме того, после проведения занятий обязательно нужно сделать гимнастику для глаз, провести физкультминутку. Также отмечу, что использую в своей работе и дистанционные технологии. В частности, совместно с родителями (законными представителями), детьми мы проводим дистанционные мастер-классы, интернет-конкурсы и многие другие мероприятия, которые не только развивают творческий потенциал детей, но и позволяют воспитателю более грамотно и тесно взаимодействовать с родителями (законными представителями) воспитанников Таким образом, цифровизация дошкольного образования – это объективная реальность и неизбежность, это очередной этап в инновационном развитии сферы образования. Мне как работающему воспитателю представляется, что цифровые технологии несут в себе много позитивных возможностей, кроме того, они гармонично сочетаются с традиционными методами и формами работы, которые уже зарекомендовали себя и доказали свою эффективность. Список литературы 1. Байбородова Л. В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования // Педагогика. 2020. № 7. С. 22-30. 2. Бондарчук О. А. Особенности формирования мировоззрения дошкольника под влиянием информационных технологий // Научный альманах. 2019. № 5-3 (55). С. 136- 138.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.