Цикл бесед о речевых нарушениях младших школьников.
В цикле бесед участвуют:
Налбандян Овик Гагикович – доктор физико-математических наук, Директор Центра речевых технологий,
Борисова Виктория Валерьевна – кандидат педагогических наук, директор Образовательного учреждения «Логотех»
Година Наталья Николаевна – логопед высшей категории
Беседа 1.
Речевые нарушения, мешающие успеваемости в школе, и «гаджетное развитие».
Ведущий:
– Под речевыми нарушениями чаще всего обыватели понимают проблемы со звуками, когда дети что-то не могут произнести или произносят какой-то звук искаженно. Именно эти нарушения мешают школьной успеваемости?
Борисова Виктория Валерьевна
– Нет. Как правило, нарушения звукопроизношения будут мешать обучению в школе, только если ребенок не выговаривает очень много звуков.
Мешают успеваемости речевые нарушения, связанные с низким словарным запасом, с непониманием смысла сложно сконструированных предложений, смысла предлогов, приставок и суффиксов, с неправильным употреблением окончаний слов, с неумением пересказывать. Кроме того, для нормального обучения чтению и письму нужно чтобы у ребенка не было проблем с фонематическим слухом, анализом и синтезом. Проще говоря, дети должны отличать на слух схожие звуки, понимать из каких звуков по порядку состоит слово, как обозначить эти звуки буквами и, наоборот, как из последовательности отдельных звуков, букв, слогов собрать слово. А если взяться за проблему глобально, то надо сказать, что с помощью речи мы думаем. Если низкий уровень речевого развития мешает воспринимать объяснения учителя, понимать текст учебника, делать правильные выводы на основе серии словесных рассуждений, то, безусловно, это будет сильно мешать хорошей успеваемости в школе.
Ведущий:
–Неужели это актуальная проблема? Не припомню, чтобы во времена моего обучения в начальной школе, у многих детей были бы подобные трудности. Скорее таких учащихся были единицы.
Борисова Виктория Валерьевна
–Да, ситуация сильно изменилась именно в последние десятилетия. Число детей, у которых диагностируются дисграфия (нарушение письма) или дислексия (нарушение чтения), достигло 50% от контингента учащихся начальной школы, в то время как лет 50 назад таких детей было не более 5%.
Ведущий:
–То есть сейчас в начальной школе половина детей имеют речевые нарушения, препятствующие их успешному обучению? Какая пугающая статистика! В чём же причины такого роста речевых нарушений?
Година Наталья Николаевна
–Причин множество. Благодаря успехам современной медицины зачинается, вынашивается и рождается много детей, которые раньше не имели бы шанса жить по причине слабого здоровья родителей. Загрязнённость окружающей среды и неправильное питание. Всё это влечёт за собой недоразвитие мозга и множественные мелкие нарушения в его работе. Однако это отнюдь не приговор, а всего лишь затруднение для нормального речевого развития. Определяющей является социальная среда. Вот эта-то среда кардинально изменилась, что и привело к такой печальной статистике.
Ведущий:
–В чём заключаются эти негативные для развития речи изменения среды, в которой растут наши дети?
Налбандян Овик Гагикович
– «Гаджетное развитие». Тысячелетиями мышление детей формировалось в условиях получения информации со слуха. В процессе развития ребенок овладевал словом, состоящим из акустических образов (звуков речи), устанавливал связи между словами и предметами, явлениями, понятиями. Развитая речь была основой для вербального мышления. То есть познание и саморазвитие было непосредственно связано с развитием языковой системы. Система эта базируется на искусственной кодировке окружающей действительности в ряды звуков и букв. При этом языковая система чрезвычайно сложна, так как включает в себя многочисленные правила склонения, спряжения, обозначения рода, числа, и еще более многочисленные исключения из правил. То есть овладевают дети этой системой долго и трудно.
Ведущий:
–Что же изменилось с появлением гаджетов?
Налбандян Овик Гагикович
–Они сделали основой получения новой информации зрительное восприятие. Последние десятилетия все большее количество детей вовлечено в виртуальную среду компьютеров и разнообразных гаджетов. Нельзя сказать, что это однозначно плохо. «Гаджетное развитие» основано на предметном восприятии мира, оно способствует формированию у детей широкой эрудиции, интенсивному обучению законам виртуальной среды. Предметное восприятие окружающей среды естественно для всех представителей животного мира. Для такого восприятия характерна большая интенсивность познавательной деятельности, быстрое и устойчивое установления связей между различной информацией, высокая скорость обучения и адаптации к среде. Для человека естественно развитие образного восприятия, основанного на предметном восприятии. Образное восприятие и образное мышление являются необходимой составляющей творческой деятельности человека. Выраженное развитие образного мышления можно отнести к непременному атрибуту талантливости.
Ведущий:
–Вас послушать, так гаджеты – это сплошные «плюсы». В чём же их «минусы», их отрицательное воздействие на формирование речи?
Налбандян Овик Гагикович
– Яркая, многообразная виртуальная среда поглощает ребенка, оттесняя традиционное вербальное общение. Речь перестает быть важной составляющей детской жизни. Дети не умеют слушать и слышать, не умеют выражать свои мысли и чувства. Именно в вербальное, языковое мышление заложены все необходимые элементы для систематизации и классификации образов и понятий окружающего мира, для формирования логических и причинно-следственных связей. Пространство вербального мышления практически безгранично, оно охватывает все многообразие абстрактных понятий. В то время как, предметное восприятие ограничено, поскольку в нем отсутствуют понятия, не имеющие зрительного образа. Вербальное мышление – это неотъемлемая часть интеллектуального развития и развития духовности.
Ведущий:
–Что же происходит с детьми, если их вербальное мышление недостаточно развито?
Налбандян Овик Гагикович
– Мы получили поколение функционально слегка глухих, немых, ограниченных, хоть и талантливых детей. Глубокие чувства и эмоции, не имея зрительного образа, уплощаются, сводятся к «смайлам» и «лайкам». Разносторонние многомерные понятия понимаются примитивно. Гаджеты не могут донести до детей, что такое совесть, честь, отвага, стыд, самопожертвование или сострадание, а ведь именно эти понятия делают человека Человеком. Очень хочется решить проблему речевых нарушений у детей и подарить им сокровища духовного наследия человечества.
Беседа 2.
Проблемы в овладении письмом и чтением и последствия этих проблем.
Ведущий:
– Почему у внешне благополучного ребенка, который неплохо разговаривает, могут возникнуть проблемы с обучением чтению и письму?
Година Наталья Николаевна
– Дело в том, что письменная речь является символической графической записью устной речи, как нотная запись является графической записью музыки, звучащей в голове композитора. Однако если в голове композитора не звучит музыка, а есть лишь зрительный образ черных и белых клавиш, то результат записи будет очень сомнительным.
Зрительное восприятие написанного слова заводит ребенка в тупик. Сколько ни смотреть на слово «мяч», как это слово ни вертеть, этот зрительный портрет никак не ассоциируется с мячом-предметом – ничего круглого и разноцветного. Только прочтение слова по законам символической записи и формирование фонематического образа [мьач] позволяет сформировать образ мяча.
Ведущий:
–И что же необходимо для прочтения символической записи?
Година Наталья Николаевна
– Овладение связью между внешним образом буквы и звуками, которые с её помощью отображаются, умение различать сходные по начертанию буквы, умение соединить прочтённые изолированные звуки в слова. Иными словами ребенок должен запоминать, сравнивать, осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, сосредотачиваться на сложном зрительном образе. И если это у него не получится, то возникает специфическое нарушение чтения - дислексия.
Ведущий:
–А какие сложности «поджидают» ребёнка в процессе овладения письмом?
Година Наталья Николаевна
–Возьмём тот же пример со словом «мяч». Уверенное и однозначное овладение ребенком фонематическим образом этого слова позволяет по тем же законам записать это слово, перекодируя [мьач] в «мяч». При этом надо не перепутать сходные внешне буквы «м» и «л», «ч» и «ъ» Процесс освоения письменной речи осложняется свойственными русскому языку несоответствиями между написанием слов буквами и их фонематическим образом, осложняется выраженной ролью ударения, трудностью деления текста на предложения, а предложения на слова. Если нормативной перекодировки в буквенную запись не происходит, то возникает специфическое нарушение письма – дисграфия.
Ведущий:
–И все же, какие речевые нарушения наиболее часто приводят к нарушению чтения и письма?
Борисова Виктория Валерьевна
– Это фонетико-фонематическое недоразвитие детей. Оно приводит к неумению формировать фонематический образ написанного слова – фонематической дислексии и к неумению записывать графическими символами невнятный фонематический образ – акустической дисграфии.
Ведущий:
–Чем же грозят нарушения чтения и письма школьнику?
Борисова Виктория Валерьевна
–Дисграфия и дислексия приводят к возникновению стойкой и выраженной неуспеваемости по русскому языку, чтению и литературе, проблемам в освоении всех предметов, связанных с необходимостью читать и писать, вторичному интеллектуальному отставанию. Однако наиболее тревожными являются вторичные психологические и поведенческие последствия хронической неуспеваемости детей.
Ведущий:
–А можно эту дисграфию и дислексию как-то перетерпеть, перерасти?
Борисова Виктория Валерьевна
–К сожалению, у подавляющего большинства детей эти нарушения без специальной коррекционной работы не проходят и не компенсируются.
Ведущий:
–Очень жаль. И как при этом к детям, испытывающим подобные проблемы, относится школа?
Налбандян Овик Гагикович
–Это больной вопрос. Дело в том, что наша школа, при всем богатстве традиций и педагогических технологий, обладает ярко выраженным недостатком – стрессогенностью. Ежедневная проверка знаний, ответы у доски, публичное выставление оценок и недоброжелательное отношения к неуспевающим создают у этих детей негативное отношение к школе. Особенно отчуждает ребенка непонимание родителями и большинством учителей причин отставания, некорректные обвинения в лености, а порой, даже в тупости.
Ведущий:
–Может быть так и есть?
Налбандян Овик Гагикович
–Нет, ленивых детей не бывает! Дети подолгу и с охотой занимаются любым делом, в котором есть реальный успех или субъективное ощущение успеха, публичное признание достижений. В то же время дети, как и взрослые, избегают деятельности, чреватой неудачами, ощущениями собственной непригодности, публичным порицанием или наказанием.
Такая особенность поведения является не только замечательным механизмом развития способностей, но и инстинктивным механизмом сохранения психического здоровья. Попробуйте у дальтоника ежедневно просить красный карандаш и публично оценивать неуспех его действий. Через месяц он будет Вас ненавидеть и избегать, а подобное третирование приведет к нарушению психического равновесия, вплоть до депрессивных состояний.
Ведущий:
–Да, вы упомянули о поведенческих отклонениях. Расскажите подробнее.
Борисова Виктория Валерьевна
–Непонимание родителями и педагогами истинных причин неуспеваемости ребенка, неадекватные и некорректные порицания приводят этих детей к тревожности и агрессивности. У таких детей снижается самооценка, возникает психологической неустойчивость, неприятие школы и школьного сообщества. Хотя правильнее было бы сказать, что это школа и школьники первыми отвергают, не принимают «злостных двоечников». В конечном счете часто это приводит к асоциальному поведению. По исследованиям американских ученых до 80% малолетних преступников страдают нарушениями чтения и письма, то есть наличие этого речевого нарушения в 6 раз повышает вероятность асоциального поведения детей.
Ведущий:
–Ваши слова действенно убеждают в том, что пускать на самотёк сложности в овладении письмом и чтением не стоит. Ими, несомненно, необходимо заниматься. Об этом мы и поговорим с Вами в следующий раз.
Беседа 3.
Диагностика наличия у детей речевых нарушений, мешающих успеваемости в школе.
Ведущий:
– Во-первых, хотелось бы выяснить, как определить, что именно речевые нарушения мешают успеваемости в школе?
Налбандян Овик Гагикович
– Существуют многочисленные статистические исследования, которые показывают существенное влияние речевых нарушений на успешность обучения в школе. Однако, успешному обучению в школе могут препятствовать и другие трудности, такие как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение физического слуха, слабое зрение и многие другие факторы, поэтому диагностика ребенка должна быть детальной и всесторонней.
Ведущий:
– Но если практически половина детей нуждается в коррекции, то диагностика крайне важна?
Налбандян Овик Гагикович
– Да, массовая диагностика необходима для детей старшего дошкольного возраста и для учащихся начальной школы. Ведь чем раньше будут приняты меры по коррекции, тем до более высокого уровня развития удастся довести ребенка. Результатом диагностики должно стать детальное заключение по каждому ребёнку. Однако это трудноосуществимо по вышеизложенным причинам. В связи с этим мы и хотели бы предложить собственное решение этой проблемы.
Ведущий:
– Какое?
Налбандян Овик Гагикович
– Научно-исследовательским центром речевых технологий совместно с образовательной организацией «Логотех» разработана Информационная система «Речевые технологии», позволяющая провести эту массовую диагностику речевых нарушений у детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы, с формированием детального заключения по каждому ребенку. В разработке системы принимали участие специалисты из различных областей педагогики и психологии. Её содержание соответствует современному уровню коррекционной педагогики.
Ведущий:
– Каково мнение специалистов в области педагогики и специальной педагогики о Вашей программе?
Борисова Виктория Валерьевна
– Информационная система «Речевые технологии» сертифицирована Российской академией образования, Институтом информатизации образования в качестве прикладного программного средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса для детей дошкольного и школьного возраста (Сертификат № АПИК.RU.04 АО.С.00028).
Ведущий:
– Многие специалисты пользуются для диагностики небольшими проверенными тестами, созданными более полувека назад. Ходит слух, что дети выучивают правильные ответы наизусть, когда их в третий раз спрашивают одно и то же.
Борисова Виктория Валерьевна
– Наша система базируется на интерактивном взаимодействии ребенка с базой, содержащей более 20000 диагностических заданий. Вероятность столкнуться с тем же заданием ничтожно мала.
Ведущий:
– Откуда же у Вас возьмется необходимое количество специалистов для диагностики?
Борисова Виктория Валерьевна
– Большого количества не потребуется. Это же компьютерная программа, адаптированная к тому, что ребенок может тестироваться, а позже и получать коррекционные занятия самостоятельно, лишь имея под рукой компьютер. Для работы с готовой компьютерной программой требуется минимальное количество специалистов.
Ведущий:
– Что даст для ребёнка прохождение им этой диагностики?
Налбандян Овик Гагикович
– Программное обеспечение системы позволяет по результатам взаимодействия ребенка с диагностическим заданиями выявить характерную симптоматику нарушений ребенка в различных разделах логопедии: фонетико-фонематическоге недоразвитие, дисграфия, дислексия и общее недоразвитие речи. Статистический анализ результатов каждого ребенка позволяет определить нарушения, ответственные за выявленную симптоматику, и сформировать заключение с указанием характера и уровня выявленных нарушений.
Ведущий:
– Чем может помочь подобное заключение?
Налбандян Овик Гагикович
– Заключения помогут родителям и педагогам в понимании источника проблем ребенка, в формировании адекватного отношения к этой проблеме и к этому ребёнку. Результаты диагностики необходимы также специалистам-логопедам для определения оптимальной методики и способов коррекционной работы с каждым ребенком конкретно.
Ведущий:
– Значит после диагностики Ваша программа сможет помочь всем этим детям учиться без проблем?
Налбандян Овик Гагикович
– Не всем, конечно, но большинству. Не секрет, что не все нарушения могут быть скорректированы или скомпенсированы дистантной программой или групповыми занятиями коррекционного сопровождения. Многие нарушения, в частности, нарушения произносительной стороны речи, а также нарушения, связанные с достаточно серьёзными органическими поражениями мозга, со значительным его недоразвитием, требуют непосредственного контакта ребенка со специалистом соответствующего профиля. Но, к счастью, подавляющее количество детей в массовой школе имеет хоть и множественные, но лёгкие отклонения в развитии. Ликвидацией этих проблем и призвана заниматься наша программа.
Беседа 4.
Пути коррекции у детей речевых нарушений, мешающих успеваемости в школе.
Ведущий:
– Итак, у ребёнка диагностировали наличие речевых нарушений, мешающих школьной успеваемости. Что делать?
Налбандян Овик Гагикович
– Вспомните о тревожности и агрессии этих детей, возрастающей от невозможности быстро решить их проблему с обучением. Помните, что в первую очередь, надо всеми силами сохранить психическое здоровье детей.
Ведущий:
– Но как помочь? Как наилучшим образом организовать коррекционную работу?
Налбандян Овик Гагикович
– Несомненно, оптимальной является коррекционная работа при непосредственном контакте ребенка со специалистом в области нарушения ребенка. Если родителям удается найти хорошего профильного специалиста, организовать регулярное посещение ребенком коррекционных занятий (а дети часто болеют) и изыскать в семейном бюджете средства для оплаты труда такого специалиста, то можно рассчитывать на заметные результаты. Однако в силу массовости речевых нарушений у детей невозможно обеспечить специалистами соответствующего профиля сколь-либо заметную часть контингента детей, нуждающихся в коррекционной помощи. При индивидуальной форме коррекционных занятий количество логопедов должно существенно превышать количество педагогов начальной школы.
Ведущий:
– И как по-Вашему могла бы разрешиться проблема нехватки специалистов для проведения занятий со всеми нуждающимися?
Налбандян Овик Гагикович
– При таком массовом спросе на занятия, нам кажется, оптимальной базой для коррекционной работы могла бы стать общеобразовательная школа, обладающая потенциалом для организации этих коррекционных занятий регулярно. Необходимо введение в расписание школьных занятий ежедневных уроков речевых технологий с объединением детей в группы по признаку ведущего речевого нарушения. Групповая форма занятий по специальной программе, соответствующей ведущему нарушению, потребует привлечения меньшего количества специалистов по речи. Однако даже это необходимое количество специалистов для коррекционной работы в школе может быть мобилизовано лишь в крупных городах с многолетними традициями подготовки специалистов-логопедов.
Ведущий:
– То есть мы снова вернулись к дорогим индивидуальным занятиям?
Налбандян Овик Гагикович
– Ну почему же?.. Проблема коррекционной помощи учащимся начальной школы может быть решена с использованием нашей Информационной системы «Речевые технологии», размещенной на сайте logo-tech.ru.
Ведущий:
– Как же организуются коррекционные занятия по Вашей системе?
Борисова Виктория Валерьевна
– Так же как и диагностика. Компьютерная программа коррекционного сопровождения обучения детей в начальной школе базируется на дистантном интерактивном взаимодействии ребенка с системой, содержащей комплекс коррекционных заданий по различным направлениям коррекционной педагогики.
Ведущий:
– Какие именно направления коррекционной работы охвачены этой программой?
Борисова Виктория Валерьевна
– Это коррекция и компенсаторное развитие фонетико-фонематических нарушений. Это преодоление дисграфии и дислексии. Это коррекция общего недоразвития речи. А также задания, направленные на тренировку памяти, внимания, восприятия и особое важное место выделяется работе над словесно-логическим мышлением.
Ведущий:
– И как много времени ребёнок будет проводить у компьютера, работая по этой коррекционной программе?
Борисова Виктория Валерьевна
– Немного. Взаимодействие ребенка организовано в виде компьютерных занятий длительностью до 15 минут, во время которых ему предъявляются 8 тренировочных и 6 контрольных заданий коррекционной направленности. При этом все результаты ребенка регистрируются и статистически обрабатываются.
Ведущий:
– Сейчас появилось много компьютерных программ с развивающими заданиями. В чем отличие Вашей?
Налбандян Овик Гагикович
– Исключительной особенностью программы является ее коррекционная направленность, возможность диагностики и распределения детей по группам, в зависимости от симптоматики нарушений. По результатам диагностики ребенка по каждому направлению определяется группа симптоматики нарушений ребенка. Он переводится в группу с наиболее эффективной программой коррекции данного нарушения. В результате коррекционной работы с программой, обучения в школе и естественного взросления симптоматика нарушений у ребёнка может изменяться, поэтому ежемесячно проводится перераспределение детей по группам, в зависимости от того, какую симптоматику дают нарушения на данный момент. Эффективность программы коррекционного сопровождения и обеспечивается именно тем, что по каждому направлению задания подбираются с учетом группы симптоматики нарушений, с учётом класса обучения ребенка и с учётом уровня достижений ребенка.
Ведущий:
Ну что же, на этом мы прервемся. А подробнее об этой Программе мы сможем узнать в следующий раз.
Беседа 5.
О компьютерной программе коррекционного сопровождения обучения детей в начальной школе.
Ведущий:
– В одной из прошлых бесед Вы упоминали о создании Информационной системы «Речевые технологии», разработанной Научно-исследовательским центром речевых технологий совместно с образовательной организацией «Логотех». Расскажите о ней подробнее.
Борисова Виктория Валерьевна
– Прошу прощения за вынужденный повтор, но я позволю себе кратко напомнить о том, что представляет собой наша программа. Разрешите?
Ведущий:
– Да, конечно.
Борисова Виктория Валерьевна
– Это компьютерная программа дистантного обучения. Ребенок занимается по ней самостоятельно. Она осуществляет подробную диагностику речевого развития ребенка и диагностику знаний, умений и навыков, необходимых учащемуся для успешного обучения. Затем программа индивидуально каждому в зависимости от результатов диагностики пишет план коррекции. Внешне же занятия выглядят так: в течение 15 минут учащемуся предлагаются различные задания из разных областей коррекционной педагогики, в зависимости от того, какие пробелы и трудности имеет конкретный ребёнок. База из 20000 заданий (новые в разработке) не только разбита по разделам, но и по уровню сложности, и учитывает в каком классе учится ребёнок.
Ведущий:
– Есть ли какое-нибудь фирменное отличие в подаче заданий?
Борисова Виктория Валерьевна
– Их много. Но наиболее важны некоторые. Во-первых, формулировки всех заданий программы представлены в виде аудиозаписей и должны восприниматься ребенком на слух. То есть речевое внимание, слухоречевое восприятие тренируется постоянно. Наших детей надо учить «слышать» учителей.
Ведущий:
– А во-вторых?
Борисова Виктория Валерьевна
– Во-вторых, это особая подача, направленная на снижение стресогенности. Помните, я говорила, что каждое занятие состоит из 8 тренировочных заданий и 6 заданий контрольного тестирования? Так вот: в процессе тренировки, неверно решенные задания вновь предъявляются ребенку до трех раз. Повтор заданий приводит к существенному снижению стрессогенности занятий и позволяет ребенку безболезненно вести активный поиск верного решения.
Ведущий:
– Как связано снижение стрессогенности с повтором задания?
Борисова Виктория Валерьевна
–Очень просто. Это позволяет детям совершать ошибки. Делать выводы из полученного опыта, а не просто констатировать, что они ответили неверно. Право совершать ошибки в обучении – эффективный путь избежать этих ошибок в дальнейшем. Кстати, о совершенной ошибке программа информирует ребенка максимально корректно: мягким звуковым сигналом и доброжелательным смайлом.
Ведущий:
– И всё же, чтобы выполнить столько заданий за 15 минут, ребенку, наверно, надо очень напрягаться?
Налбандян Овик Гагикович
–Знаете, дети должны учиться ценить время, не расслабленно сидеть часами за уроками, а коротко, но эффективно поработать и идти отдыхать.
Мы продумывали, как переключать ребенка с задания на задание, чтобы он оставался настроенным на работу и в то же время мог между заданиями, так сказать, «выдохнуть». Временной интервал между заданиями заполнен мелодичными музыкальными паузами, позволяющими ребенку отдохнуть перед новым заданием и, вместе с тем, сохранить внимание и готовность к вербальному восприятию. При этом музыкальная пауза одновременно является и поощрением за верно пройденное задание.
Ведущий:
– Это всё замечательно. Но мне кажутся сомнительными самостоятельные занятия ребенка при отсутствии контроля…
Налбандян Овик Гагикович
–Отсутствие стоящего рядом надсмотрщиком взрослого – это ещё не отсутствие контроля. Наша программа предусматривает очень высокий уровень контроля над процессом коррекции. Программа регистрирует результаты каждого ребенка по каждому занятию, по каждой теме, отражает траекторию перехода ребенка на более высокие уровни, причём по каждому из направлений коррекции может быть разный темп перехода на новый уровень. Помимо отчетов по каждому занятию, программой предусмотрено формирование по каждому ребенку отчетов ежемесячных, позволяющих родителям, педагогам и специалистам в области речевых нарушений непрерывно отслеживать процесс коррекционного сопровождения.
Ведущий:
– Как много статистических данных хранит Ваша программа!
Налбандян Овик Гагикович
–Не просто хранит, а активно использует их! Наша программа коррекционного сопровождения обучения детей в начальной школе обладает уникальными особенностями и возможностями, основанными на статистическом анализе результатов каждого ребенка.
Ведущий:
– И что это за возможности?
Налбандян Овик Гагикович
– В программу включена, основанная на статистическом анализе результатов детей, компьютерная технология верификации заданий, позволяющая распределять задания в соответствии с классом обучения ребенка в школе и уровнем его достижений в программе, а также она выявляет и отсеивает некорректные задания. Эта же технология позволяет сертифицировать задания, выявляет адекватность заданий программе коррекционного сопровождения и их эффективность. Иными словами, задание должно быть не только интересным, но и полезным, находящимся в своём разделе коррекционной программы и должно реально помогать преодолеть определенные трудности в обучении.
Ведущий:
– Впечатляет. Мне казалось, что хорошее задание от плохого можно отличить разве что «на глаз». Чем еще будет полезна статистика?
Налбандян Овик Гагикович
– Программой предусмотрено распределение детей по группам со схожей симптоматикой нарушений, основываясь на регулярном анализе результатов работы учащихся. Кроме того, в программу включена компьютерная технология подбора для занятий ребенка заданий, наиболее эффективных для группы, к которой относится ребенок.
Ведущий:
– Невероятно. А будущее, случайно, это чудо техники не предсказывает?
Налбандян Овик Гагикович
– Почти… Оно умеет прогнозировать. Основываясь на статистическом анализе результатов различных групп детей, программа позволяет сформировать статистический же прогноз результатов коррекционного сопровождения ребенка, в зависимости от симптоматики нарушений, уровня достижений и класса обучения ребенка в школе.
Ведущий:
– Не понимаю, зачем следить за процессом коррекции самому, если Ваша программа так профессионально справляется с этим одна?
Налбандян Овик Гагикович
– Не следует забывать, что у детей могут быть такие проблемы, с которыми нельзя справиться без очных индивидуальных занятий напрямую со специалистом, поэтому следует пристально следить за процессом дистантного или группового коррекционного сопровождения и, в случае недостаточной его эффективности, принимать решение о привлечении дополнительных или замещающих методов коррекции.
Ведущий:
– Ну что ж, Наличие такой Программы вселяет оптимизм в решении столь масштабной задачи. Большое спасибо за содержательную беседу! Успехов Вам Вашем очень нужном труде.
Налбандян Овик Гагикович
- Спасибо Вам за внимание. Главное - успехов нашим детям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.