Цикл консультаций с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, а также детьми с девиантным поведением может включать в себя следующие этапы и темы:
Этап 1: Знакомство и доверие
1. Консультация: «Я и моя семья» - цель: познакомиться с ребенком и его семейным окружением.
2. Консультация: «Мои чувства и эмоции» - цель: помочь ребенку определить и выражать свои эмоции.
Этап 2: Работа с трудными жизненными ситуациями
1. Консультация: «Кризис и его преодоление» - цель: помочь ребенку понять и преодолеть трудные ситуации.
2. Консультация: «Механизмы совладания со стрессом» - цель: научить ребенка способам справляться со стрессом и тревогой.
Этап 3: Развитие социальных навыков
1. Консультация: «Коммуникация и дружба» - цель: развить навыки общения и построения отношений.
2. Консультация: «Решение конфликтов» - цель: научить ребенка разрешению конфликтов мирным путем.
Этап 4: Работа с девиантным поведением
1. Консультация: «Правила и границы» - цель: объяснить ребенку важность правил и границ.
2. Консультация: «Последствия поступков» - цель: помочь ребенку понять последствия своего поведения.
Этап 5: Интеграция в общество
1. Консультация: «Моя роль в обществе» - цель: помочь ребенку понять свою роль в обществе.
2. Консультация: «План действий для будущего» - цель: помочь ребенку спланировать и достичь своих целей.
Этап 6: Поддержка и сопровождение
1. Регулярные встречи для поддержки и обсуждения прогресса.
2. Вовлечение родителей или опекунов в процесс консультирования для обеспечения комплексной поддержки ребенка.
Каждая консультация должна быть проведена в форме диалога, с учетом индивидуальных потребностей и особенностей ребенка. Цель цикла консультаций - помочь ребенку преодолеть трудности, формировать социально-эмоциональные навыки и интегрироваться в общество.
Приложение 1
Консультация 1: «Я и моя семья»
Цель: Познакомиться с ребенком и его семейным окружением, установить доверие и создать комфортную атмосферу для дальнейших консультаций.
Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.
План консультации:
1. Введение (5 минут):
o Представиться и объяснить цель консультации.
o Создать комфортную атмосферу и установить доверие.
2. Знакомство (10 минут):
o Спросить ребенка о его имени, возрасте, хобби и интересах.
o Использовать открытые вопросы, чтобы побудить ребенка рассказать о себе.
3. Семейное окружение (15 минут):
o Спросить ребенка о его семье: кто живет с ним, какие отношения у него с членами семьи.
o Использовать диаграмму или схему, чтобы помочь ребенку изобразить свою семейную структуру.
4. Чувства и эмоции (10 минут):
o Спросить ребенка, как он чувствует себя, когда думает о своей семье.
o Использовать картинки или эмоциональные карточки, чтобы помочь ребенку определить и выражать свои эмоции.
5. Заключение (10 минут):
o Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.
o Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.
o Объяснить, что следующая консультация будет посвящена его чувствам и эмоциям.
Методы и материалы:
o Открытые вопросы.
o Диаграмма или схема для изображения семейной структуры.
o Картинки или эмоциональные карточки.
o Бумага и карандаши для рисования или записи мыслей.
Оценка эффективности:
o Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.
o Анализ рисунков или записей ребенка.
o Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.
Примечания:
o Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.
o Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.
o Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.
Приложение 2
Консультация 2: «Мои чувства и эмоции»
Цель: Помочь ребенку определить и выражать свои эмоции, развить эмоциональный интеллект и научиться управлять своими чувствами.
Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.
Время: 45-60 минут.
План консультации:
1. Введение (5 минут):
o Напомнить ребенку о предыдущей консультации и его семье.
o Объяснить цель текущей консультации: изучение чувств и эмоций.
2. Определение эмоций (15 минут):
o Использовать картинки или эмоциональные карточки, чтобы помочь ребенку определить и назвать различные эмоции (счастье, грусть, гнев, страх и т.д.).
o Спросить ребенка, какие эмоции он испытывает чаще всего.
3. Выражение эмоций (15 минут):
o Спросить ребенка, как он выражает свои эмоции (например, через слова, действия, рисунки).
o Использовать творческие методы, такие как рисование или письмо, чтобы помочь ребенку выражать свои эмоции.
4. Управление эмоциями (10 минут):
o Спросить ребенка, что он делает, когда чувствует себя перегруженным или испытывает негативные эмоции.
o Обсудить здоровые способы управления эмоциями, такие как глубокое дыхание, физические упражнения или разговор с доверенным взрослым.
5. Заключение (10 минут):
o Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.
o Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.
o Объяснить, что следующая консультация будет посвящена решению проблем и преодолению трудностей.
Методы и материалы:
o Картинки или эмоциональные карточки.
o Бумага и карандаши для рисования или записи мыслей.
o Творческие материалы (краски, маркеры и т.д.).
o Музыка или релаксационные упражнения (по желанию).
Оценка эффективности:
o Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.
o Анализ рисунков или записей ребенка.
o Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.
Примечания:
o Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.
o Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.
o Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.
Дополнительные советы:
o Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.
o Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать различные эмоции и способы их выражения.
o Рассказать ребенку, что нормально испытывать негативные эмоции и что важно научиться управлять ими здоровым образом.
Приложение 3
Консультация 3: «Кризис и его преодоление»
Цель: Помочь ребенку понять концепцию кризиса, его причины и последствия, а также научиться эффективным стратегиям преодоления кризисных ситуаций.
Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.
Время: 45-60 минут.
План консультации:
1. Введение (5 минут):
o Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.
o Объяснить цель текущей консультации: понимание кризиса и его преодоление.
2. Определение кризиса (10 минут):
o Объяснить ребенку, что такое кризис и как он может проявляться в жизни.
o Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать кризисные ситуации.
3. Причины кризиса (10 минут):
o Обсудить с ребенком возможные причины кризиса, такие как конфликты, потери, изменения или травмы.
o Помочь ребенку понять, что кризис может быть вызван различными факторами.
4. Последствия кризиса (10 минут):
o Обсудить с ребенком возможные последствия кризиса, такие как эмоциональный дистресс, проблемы в отношениях или снижение самооценки.
o Помочь ребенку понять, что кризис может иметь серьезные последствия, если не решать его эффективно.
5. Стратегии преодоления кризиса (15 минут):
Обсудить с ребенком эффективные стратегии преодоления кризисных ситуаций, такие как:
o поиск поддержки у доверенных взрослых или друзей;
o практика релаксационных техник, таких как глубокое дыхание или медитация;
o фокусирование на положительных аспектах жизни и благодарности.
Поощрять ребенка разработать свой личный план преодоления кризиса.
6. Заключение (10 минут):
o Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.
o Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.
o Объяснить, что следующая консультация будет посвящена механизмам совладания со стрессом и тревогой.
Методы и материалы:
o Диаграммы или схемы для иллюстрации кризисных ситуаций.
o Ролевые игры или сценарии для практики стратегий преодоления кризиса.
o Бумага и карандаши для записи мыслей и плана преодоления кризиса.
o Музыка или релаксационные упражнения (по желанию).
Оценка эффективности:
o Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.
o Анализ записей или плана преодоления кризиса ребенка.
o Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.
Примечания:
o Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.
o Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.
o Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.
Дополнительные советы:
o Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.
o Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать кризисные ситуации и стратегии преодоления.
o Рассказать ребенку, что нормально испытывать трудности и что важно научиться эффективным стратегиям преодоления кризиса.
Приложение 4
Консультация 4: «Механизмы совладания со стрессом»
Цель: Помочь ребенку понять концепцию стресса, его причины и последствия, а также научиться эффективным механизмам совладания со стрессом.
Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.
Время: 45-60 минут.
План консультации:
1. Введение (5 минут):
o Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.
o Объяснить цель текущей консультации: понимание стресса и механизмы совладания с ним.
2. Определение стресса (10 минут):
o Объяснить ребенку, что такое стресс и как он может проявляться в жизни.
o Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать стрессовые ситуации.
3. Причины стресса (10 минут):
o Обсудить с ребенком возможные причины стресса, такие как школа, семья, друзья или личные проблемы.
o Помочь ребенку понять, что стресс может быть вызван различными факторами.
4. Последствия стресса (10 минут):
o Обсудить с ребенком возможные последствия стресса, такие как головные боли, проблемы со сном или снижение самооценки.
o Помочь ребенку понять, что стресс может иметь серьезные последствия, если не решать его эффективно.
5. Механизмы совладания со стрессом (15 минут):
Обсудить с ребенком эффективные механизмы совладания со стрессом, такие как:
o глубокое дыхание и релаксация;
o физические упражнения и спорт;
o творческие занятия, такие как рисование или музыка;
o общение с друзьями или доверенными взрослыми.
Поощрять ребенка разработать свой личный план совладания со стрессом.
6. Заключение (10 минут):
o Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.
o Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.
o Объяснить, что следующая консультация будет посвящена развитию социальных навыков и отношений.
Методы и материалы:
o Диаграммы или схемы для иллюстрации стрессовых ситуаций.
o Ролевые игры или сценарии для практики механизмов совладания со стрессом.
o Бумага и карандаши для записи мыслей и плана совладания со стрессом.
o Музыка или релаксационные упражнения (по желанию).
Оценка эффективности:
o Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.
o Анализ записей или плана совладания со стрессом ребенка.
o Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.
Примечания:
o Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.
o Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.
o Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.
Дополнительные советы:
o Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.
o Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать стрессовые ситуации и механизмы совладания со стрессом.
o Рассказать ребенку, что нормально испытывать стресс и что важно научиться эффективным механизмам совладания с ним.
Приложение 5
Консультация 5: «Коммуникация и дружба»
Цель: Помочь ребенку понять важность коммуникации и дружбы, а также научиться эффективным навыкам коммуникации и построению дружеских отношений.
Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.
Время: 45-60 минут.
План консультации:
1. Введение (5 минут):
o Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.
o Объяснить цель текущей консультации: понимание коммуникации и дружбы.
2. Определение коммуникации (10 минут):
o Объяснить ребенку, что такое коммуникация и как она важна в жизни.
o Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать коммуникацию.
3. Навыки коммуникации (15 минут):
Обсудить с ребенком эффективные навыки коммуникации, такие как:
o активное слушание;
o ясное выражение мыслей и чувств;
o уважение к мнению других.
Практиковать навыки коммуникации через ролевые игры или сценарии.
4. Дружба (15 минут):
o Обсудить с ребенком, что такое дружба и как она важна в жизни.
o Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать дружеские отношения.
5. Построение дружеских отношений (10 минут):
Обсудить с ребенком, как построить и поддерживать дружеские отношения, такие как:
o общие интересы и хобби;
o уважение и доверие;
o помощь и поддержка друг друга.
Поощрять ребенка развивать дружеские отношения с другими детьми.
6. Заключение (10 минут):
o Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.
o Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.
o Объяснить, что следующая консультация будет посвящена решению конфликтов и разрешению проблем.
Методы и материалы:
o Диаграммы или схемы для иллюстрации коммуникации и дружбы.
o Ролевые игры или сценарии для практики навыков коммуникации и построения дружеских отношений.
o Бумага и карандаши для записи мыслей и плана построения дружеских отношений.
o Игры или активности для развития навыков коммуникации и дружбы (по желанию).
Оценка эффективности:
o Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.
o Анализ записей или плана построения дружеских отношений ребенка.
o Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.
Примечания:
o Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.
o Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.
o Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.
Дополнительные советы:
o Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.
o Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать коммуникацию и дружбу.
o Рассказать ребенку, что нормально иметь друзей и что важно научиться эффективным навыкам коммуникации и построению дружеских отношений.
Приложение 6
Консультация 6: «Решение конфликтов»
Цель: Помочь ребенку понять концепцию конфликтов и научиться эффективным навыкам решения конфликтов, а также развить навыки коммуникации и разрешения проблем.
Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.
Время: 45-60 минут.
План консультации:
1. Введение (5 минут):
o Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.
o Объяснить цель текущей консультации: понимание конфликтов и решение конфликтов.
2. Определение конфликтов (10 минут):
o Объяснить ребенку, что такое конфликты и как они могут возникать в жизни.
o Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать конфликты.
3. Причины конфликтов (10 минут):
o Обсудить с ребенком возможные причины конфликтов, такие как разные мнения, интересы или ценности.
o Помочь ребенку понять, что конфликты могут быть вызваны различными факторами.
4. Навыки решения конфликтов (15 минут):
Обсудить с ребенком эффективные навыки решения конфликтов, такие как:
o активное слушание;
o ясное выражение мыслей и чувств;
o поиск компромисса;
o уважение к мнению других.
Практиковать навыки решения конфликтов через ролевые игры или сценарии.
5. Разрешение конфликтов (10 минут):
Обсудить с ребенком, как разрешить конфликты, такие как:
o поиск помощи у доверенных взрослых;
o извинение и примирение;
o поиск компромисса.
Поощрять ребенка развивать навыки разрешения конфликтов.
Заключение (10 минут):
o Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.
o Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.
o Объяснить, что следующая консультация будет посвящена развитию самооценки и уверенности.
Методы и материалы:
o Диаграммы или схемы для иллюстрации конфликтов и решения конфликтов.
o Ролевые игры или сценарии для практики навыков решения конфликтов и разрешения конфликтов.
o Бумага и карандаши для записи мыслей и плана решения конфликтов.
o Игры или активности для развития навыков решения конфликтов и разрешения конфликтов (по желанию).
Оценка эффективности:
o Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.
o Анализ записей или плана решения конфликтов ребенка.
o Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.
Примечания:
o Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.
o Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.
o Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.
Дополнительные советы:
o Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.
o Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать конфликты и решение конфликтов.
o Рассказать ребенку, что нормально иметь конфликты и что важно научиться эффективным навыкам решения конфликтов и разрешения конфликтов.
Приложение 7
Консультация 7: «Правила и границы»
Цель: Помочь ребенку понять важность правил и границ, а также научиться уважать и следовать им.
Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.
Время: 45-60 минут.
План консультации:
1. Введение (5 минут):
o Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.
o Объяснить цель текущей консультации: понимание правил и границ.
2. Определение правил и границ (10 минут):
o Объяснить ребенку, что такое правила и границы, и как они важны в жизни.
o Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать правила и границы.
3. Важность правил и границ (10 минут):
Обсудить с ребенком, почему правила и границы важны, такие как:
o безопасность и защита;
o уважение к другим;
o поддержание порядка и дисциплины.
Помочь ребенку понять, что правила и границы необходимы для счастливой и безопасной жизни.
4. Уважение к правилам и границам (15 минут):
Обсудить с ребенком, как уважать и следовать правилам и границам, такие как:
o слушать и выполнять указания взрослых;
o уважать права и пространство других;
o брать на себя ответственность за свои действия.
Практиковать навыки уважения к правилам и границам через ролевые игры или сценарии.
5. Последствия нарушения правил и границ (10 минут):
Обсудить с ребенком, что может произойти, если он нарушит правила и границы, такие как:
o получение наказания или штрафа;
o потеря доверия и уважения;
o негативное влияние на отношения с другими.
Помочь ребенку понять, что нарушение правил и границ может иметь негативные последствия.
6. Заключение (10 минут):
o Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.
o Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.
o Объяснить, что следующая консультация будет посвящена развитию самооценки и уверенности.
Методы и материалы:
o Диаграммы или схемы для иллюстрации правил и границ.
o Ролевые игры или сценарии для практики навыков уважения к правилам и границам.
o Бумага и карандаши для записи мыслей и плана уважения к правилам и границам.
o Игры или активности для развития навыков уважения к правилам и границам (по желанию).
Оценка эффективности:
o Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.
o Анализ записей или плана уважения к правилам и границам ребенка.
o Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.
Примечания:
o Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.
o Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.
o Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.
Дополнительные советы:
o Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.
o Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать правила и границы.
o Рассказать ребенку, что нормально делать ошибки и что важно научиться уважать и следовать правилам и границам.
Приложение 8
Консультация 8: «Последствия поступков»
Цель: Помочь ребенку понять, что его действия имеют последствия, и научиться думать о потенциальных последствиях своих поступков.
Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.
Время: 45-60 минут.
План консультации:
1. Введение (5 минут):
o Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.
o Объяснить цель текущей консультации: понимание последствий поступков.
2. Определение последствий (10 минут):
o Объяснить ребенку, что такое последствия и как они связаны с его действиями.
o Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать последствия.
3. Типы последствий (10 минут):
Обсудить с ребенком разные типы последствий, такие как:
o положительные последствия (например, похвала, награды);
o отрицательные последствия (например, наказание, штраф).
Помочь ребенку понять, что последствия могут быть разными в зависимости от ситуации.
4. Думая о последствиях (15 минут):
Обсудить с ребенком, как думать о потенциальных последствиях своих поступков, такие как:
o Что может произойти, если я сделаю это?
o Как другие люди могут отреагировать на мое действие?
o Какое влияние это может иметь на меня и других?
Практиковать навыки думания о последствиях через ролевые игры или сценарии.
5. Принятие ответственности (10 минут):
Обсудить с ребенком, почему важно принимать ответственность за свои действия и их последствия, такие как:
o признание ошибок и извинение;
o взятие на себя ответственности за свои действия;
o учеба на ошибках и улучшение.
Помочь ребенку понять, что принятие ответственности является важным частью взросления и личного роста.
6. Заключение (10 минут):
o Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.
o Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.
o Объяснить, что следующая консультация будет посвящена развитию самооценки и уверенности.
Методы и материалы:
o Диаграммы или схемы для иллюстрации последствий.
o Ролевые игры или сценарии для практики навыков думания о последствиях.
o Бумага и карандаши для записи мыслей и плана думания о последствиях.
o Игры или активности для развития навыков думания о последствиях (по желанию).
Оценка эффективности:
o Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.
o Анализ записей или плана думания о последствиях ребенка.
o Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.
Примечания:
o Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.
o Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.
o Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.
Дополнительные советы:
o Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.
o Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать последствия.
o Рассказать ребенку, что нормально делать ошибки и что важно научиться думать о последствиях и принимать ответственность за свои действия.
Приложение 9
Консультация 9: «Моя роль в обществе»
Цель: Помочь ребенку понять свою роль в обществе, его ответственность и вклад в общее благо, а также развить чувство гражданской ответственности и социальной сознательности.
Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.
Время: 45-60 минут.
План консультации:
1. Введение (5 минут):
o Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.
o Объяснить цель текущей консультации: понимание своей роли в обществе.
2. Определение общества (10 минут):
o Объяснить ребенку, что такое общество и как оно состоит из разных людей, групп и институтов.
o Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать общественные структуры.
3. Моя роль в обществе (15 минут):
Обсудить с ребенком, какая его роль в обществе, такие как:
o член семьи;
o ученик школы;
o сосед;
o гражданин.
Помочь ребенку понять, что каждая роль имеет свои обязанности и ответственность.
4. Ответственность и вклад (15 минут):
Обсудить с ребенком, как он может внести свой вклад в общество, такие как:
o помощь другим;
o участие в общественных мероприятиях;
o уход за окружающей средой.
Поощрять ребенка развивать чувство ответственности и гражданской сознательности.
5. Примеры положительного вклада (10 минут):
Обсудить с ребенком примеры положительного вклада в общество, такие как:
o волонтерство;
o участие в школьных проектах;
o помощь в доме или семье.
Помочь ребенку понять, что каждый может сделать свой вклад, независимо от возраста или обстоятельств.
6. Заключение (10 минут):
o Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.
o Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.
o Объяснить, что следующая консультация будет посвящена развитию самооценки и уверенности.
Методы и материалы:
o Диаграммы или схемы для иллюстрации общественных структур.
o Ролевые игры или сценарии для практики навыков социальной ответственности.
o Бумага и карандаши для записи мыслей и плана положительного вклада.
o Игры или активности для развития навыков социальной ответственности (по желанию).
Оценка эффективности:
o Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.
o Анализ записей или плана положительного вклада ребенка.
o Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.
Примечания:
o Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.
o Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.
o Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.
Дополнительные советы:
o Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.
o Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать общественные структуры и положительный вклад.
o Рассказать ребенку, что каждый может сделать свой вклад в общество, независимо от возраста или обстоятельств.
Приложение 10
Консультация 10: «План действий для будущего»
Цель: Помочь ребенку разработать план действий для будущего, определить цели и задачи, и научиться принимать решения и нести ответственность за свои выборы.
Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.
Время: 45-60 минут.
План консультации:
1. Введение (5 минут):
o Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.
o Объяснить цель текущей консультации: разработка плана действий для будущего.
2. Определение целей (10 минут):
Обсудить с ребенком, какие цели он хочет достичь в будущем, такие как:
o образование;
o карьера;
o личностный рост.
Помочь ребенку определить конкретные и достижимые цели.
3. Разработка плана действий (15 минут):
Обсудить с ребенком, какие шаги он может предпринять для достижения своих целей, такие как:
o создание расписания и графика;
o поиск ресурсов и поддержки;
o преодоление препятствий и проблем.
Помочь ребенку разработать план действий и определить необходимые ресурсы.
4. Принятие решений (10 минут):
Обсудить с ребенком, как принимать решения и нести ответственность за свои выборы, такие как:
o взвешивание плюсов и минусов;
o рассмотрение последствий;
o принятие ответственности за результаты.
Помочь ребенку понять, что принятие решений является важной частью взросления и личного роста.
5. Ответственность и мотивация (10 минут):
Обсудить с ребенком, как оставаться мотивированным и ответственным за свои цели и план действий, такие как:
o создание системы наград и поощрений;
o поиск поддержки и мотивации;
o празднование успехов и достижений.
Помочь ребенку понять, что ответственность и мотивация являются важными для достижения целей.
6. Заключение (10 минут):
o Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.
o Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.
o Объяснить, что следующая консультация будет посвящена поддержке и сопровождению ребенка в его дальнейшем развитии.
Методы и материалы:
o Диаграммы или схемы для иллюстрации плана действий.
o Ролевые игры или сценарии для практики навыков принятия решений и ответственности.
o Бумага и карандаши для записи мыслей и плана действий.
o Игры или активности для развития навыков принятия решений и ответственности (по желанию).
Оценка эффективности:
o Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.
o Анализ записей или плана действий ребенка.
o Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.
Примечания:
o Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.
o Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.
o Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.
Дополнительные советы:
o Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.
o Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать план действий и принятие решений.
o Рассказать ребенку, что каждый может создать свой план действий и достичь своих целей с помощью поддержки и мотивации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.