Цикл консультаций с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, а также детьми с девиантным поведением

  • docx
  • 09.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Цикл консультаций.docx

Цикл консультаций с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, а также детьми с девиантным поведением может включать в себя следующие этапы и темы:

 

Этап 1: Знакомство и доверие

1.     Консультация: «Я и моя семья» - цель: познакомиться с ребенком и его семейным окружением.

2.     Консультация: «Мои чувства и эмоции» - цель: помочь ребенку определить и выражать свои эмоции.

 

Этап 2: Работа с трудными жизненными ситуациями

1.     Консультация: «Кризис и его преодоление» - цель: помочь ребенку понять и преодолеть трудные ситуации.

2.     Консультация: «Механизмы совладания со стрессом» - цель: научить ребенка способам справляться со стрессом и тревогой.

 

Этап 3: Развитие социальных навыков

1.     Консультация: «Коммуникация и дружба» - цель: развить навыки общения и построения отношений.

2.     Консультация: «Решение конфликтов» - цель: научить ребенка разрешению конфликтов мирным путем.

 

Этап 4: Работа с девиантным поведением

1.     Консультация: «Правила и границы» - цель: объяснить ребенку важность правил и границ.

2.     Консультация: «Последствия поступков» - цель: помочь ребенку понять последствия своего поведения.

 

Этап 5: Интеграция в общество

1.     Консультация: «Моя роль в обществе» - цель: помочь ребенку понять свою роль в обществе.

2.     Консультация: «План действий для будущего» - цель: помочь ребенку спланировать и достичь своих целей.

 

Этап 6: Поддержка и сопровождение

1.     Регулярные встречи для поддержки и обсуждения прогресса.

2.     Вовлечение родителей или опекунов в процесс консультирования для обеспечения комплексной поддержки ребенка.

 

Каждая консультация должна быть проведена в форме диалога, с учетом индивидуальных потребностей и особенностей ребенка. Цель цикла консультаций - помочь ребенку преодолеть трудности, формировать социально-эмоциональные навыки и интегрироваться в общество.

 

 

 

Приложение 1

Консультация 1: «Я и моя семья»

 

Цель: Познакомиться с ребенком и его семейным окружением, установить доверие и создать комфортную атмосферу для дальнейших консультаций.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.

 

План консультации:

1.     Введение (5 минут):

o   Представиться и объяснить цель консультации.

o   Создать комфортную атмосферу и установить доверие.

 

2.     Знакомство (10 минут):

o   Спросить ребенка о его имени, возрасте, хобби и интересах.

o   Использовать открытые вопросы, чтобы побудить ребенка рассказать о себе.

 

3.     Семейное окружение (15 минут):

o   Спросить ребенка о его семье: кто живет с ним, какие отношения у него с членами семьи.

o   Использовать диаграмму или схему, чтобы помочь ребенку изобразить свою семейную структуру.

 

4.     Чувства и эмоции (10 минут):

o   Спросить ребенка, как он чувствует себя, когда думает о своей семье.

o   Использовать картинки или эмоциональные карточки, чтобы помочь ребенку определить и выражать свои эмоции.

 

5.     Заключение (10 минут):

o   Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o   Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o   Объяснить, что следующая консультация будет посвящена его чувствам и эмоциям.

 

Методы и материалы:

o   Открытые вопросы.

o   Диаграмма или схема для изображения семейной структуры.

o   Картинки или эмоциональные карточки.

o   Бумага и карандаши для рисования или записи мыслей.

 

Оценка эффективности:

o   Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o   Анализ рисунков или записей ребенка.

o   Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

 

Примечания:

o   Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o   Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.

o   Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.

 

 

Приложение 2

Консультация 2: «Мои чувства и эмоции»

 

Цель: Помочь ребенку определить и выражать свои эмоции, развить эмоциональный интеллект и научиться управлять своими чувствами.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

 

План консультации:

1.     Введение (5 минут):

o   Напомнить ребенку о предыдущей консультации и его семье.

o   Объяснить цель текущей консультации: изучение чувств и эмоций.

 

2.     Определение эмоций (15 минут):

o   Использовать картинки или эмоциональные карточки, чтобы помочь ребенку определить и назвать различные эмоции (счастье, грусть, гнев, страх и т.д.).

o   Спросить ребенка, какие эмоции он испытывает чаще всего.

 

3.     Выражение эмоций (15 минут):

o   Спросить ребенка, как он выражает свои эмоции (например, через слова, действия, рисунки).

o   Использовать творческие методы, такие как рисование или письмо, чтобы помочь ребенку выражать свои эмоции.

 

4.     Управление эмоциями (10 минут):

o   Спросить ребенка, что он делает, когда чувствует себя перегруженным или испытывает негативные эмоции.

o   Обсудить здоровые способы управления эмоциями, такие как глубокое дыхание, физические упражнения или разговор с доверенным взрослым.

 

5.     Заключение (10 минут):

o   Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o   Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o   Объяснить, что следующая консультация будет посвящена решению проблем и преодолению трудностей.

 

Методы и материалы:

o   Картинки или эмоциональные карточки.

o   Бумага и карандаши для рисования или записи мыслей.

o   Творческие материалы (краски, маркеры и т.д.).

o   Музыка или релаксационные упражнения (по желанию).

 

Оценка эффективности:

o   Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o   Анализ рисунков или записей ребенка.

o   Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

 

Примечания:

o   Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o   Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.

o   Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.

 

Дополнительные советы:

o   Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.

o   Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать различные эмоции и способы их выражения.

o   Рассказать ребенку, что нормально испытывать негативные эмоции и что важно научиться управлять ими здоровым образом.

 

 

Приложение 3

Консультация 3: «Кризис и его преодоление»

 

Цель: Помочь ребенку понять концепцию кризиса, его причины и последствия, а также научиться эффективным стратегиям преодоления кризисных ситуаций.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

 

План консультации:

1.     Введение (5 минут):

o   Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o   Объяснить цель текущей консультации: понимание кризиса и его преодоление.

 

2.     Определение кризиса (10 минут):

o   Объяснить ребенку, что такое кризис и как он может проявляться в жизни.

o   Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать кризисные ситуации.

 

3.     Причины кризиса (10 минут):

o   Обсудить с ребенком возможные причины кризиса, такие как конфликты, потери, изменения или травмы.

o   Помочь ребенку понять, что кризис может быть вызван различными факторами.

 

4.     Последствия кризиса (10 минут):

o   Обсудить с ребенком возможные последствия кризиса, такие как эмоциональный дистресс, проблемы в отношениях или снижение самооценки.

o   Помочь ребенку понять, что кризис может иметь серьезные последствия, если не решать его эффективно.

 

5.     Стратегии преодоления кризиса (15 минут):

Обсудить с ребенком эффективные стратегии преодоления кризисных ситуаций, такие как:

o   поиск поддержки у доверенных взрослых или друзей;

o   практика релаксационных техник, таких как глубокое дыхание или медитация;

o   фокусирование на положительных аспектах жизни и благодарности.

Поощрять ребенка разработать свой личный план преодоления кризиса.

 

6.     Заключение (10 минут):

o   Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o   Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o   Объяснить, что следующая консультация будет посвящена механизмам совладания со стрессом и тревогой.

 

Методы и материалы:

o   Диаграммы или схемы для иллюстрации кризисных ситуаций.

o   Ролевые игры или сценарии для практики стратегий преодоления кризиса.

o   Бумага и карандаши для записи мыслей и плана преодоления кризиса.

o   Музыка или релаксационные упражнения (по желанию).

 

Оценка эффективности:

o   Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o   Анализ записей или плана преодоления кризиса ребенка.

o   Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

 

Примечания:

o   Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o   Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.

o   Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.

 

Дополнительные советы:

o   Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.

o   Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать кризисные ситуации и стратегии преодоления.

o   Рассказать ребенку, что нормально испытывать трудности и что важно научиться эффективным стратегиям преодоления кризиса.

 

 

 Приложение 4

Консультация 4: «Механизмы совладания со стрессом»

 

Цель: Помочь ребенку понять концепцию стресса, его причины и последствия, а также научиться эффективным механизмам совладания со стрессом.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

 

План консультации:

1.     Введение (5 минут):

o   Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o   Объяснить цель текущей консультации: понимание стресса и механизмы совладания с ним.

 

2.     Определение стресса (10 минут):

o   Объяснить ребенку, что такое стресс и как он может проявляться в жизни.

o   Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать стрессовые ситуации.

 

3.     Причины стресса (10 минут):

o   Обсудить с ребенком возможные причины стресса, такие как школа, семья, друзья или личные проблемы.

o   Помочь ребенку понять, что стресс может быть вызван различными факторами.

 

4.     Последствия стресса (10 минут):

o   Обсудить с ребенком возможные последствия стресса, такие как головные боли, проблемы со сном или снижение самооценки.

o   Помочь ребенку понять, что стресс может иметь серьезные последствия, если не решать его эффективно.

 

5.     Механизмы совладания со стрессом (15 минут):

Обсудить с ребенком эффективные механизмы совладания со стрессом, такие как:

o   глубокое дыхание и релаксация;

o   физические упражнения и спорт;

o   творческие занятия, такие как рисование или музыка;

o   общение с друзьями или доверенными взрослыми.

Поощрять ребенка разработать свой личный план совладания со стрессом.

 

6.     Заключение (10 минут):

o   Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o   Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o   Объяснить, что следующая консультация будет посвящена развитию социальных навыков и отношений.

 

Методы и материалы:

o   Диаграммы или схемы для иллюстрации стрессовых ситуаций.

o   Ролевые игры или сценарии для практики механизмов совладания со стрессом.

o   Бумага и карандаши для записи мыслей и плана совладания со стрессом.

o   Музыка или релаксационные упражнения (по желанию).

 

Оценка эффективности:

o   Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o   Анализ записей или плана совладания со стрессом ребенка.

o   Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

 

Примечания:

o   Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o   Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.

o   Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.

 

Дополнительные советы:

o   Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.

o   Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать стрессовые ситуации и механизмы совладания со стрессом.

o   Рассказать ребенку, что нормально испытывать стресс и что важно научиться эффективным механизмам совладания с ним.

 

 

Приложение 5

Консультация 5: «Коммуникация и дружба»

 

Цель: Помочь ребенку понять важность коммуникации и дружбы, а также научиться эффективным навыкам коммуникации и построению дружеских отношений.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

 

План консультации:

1.     Введение (5 минут):

o   Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o   Объяснить цель текущей консультации: понимание коммуникации и дружбы.

 

2.     Определение коммуникации (10 минут):

o   Объяснить ребенку, что такое коммуникация и как она важна в жизни.

o   Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать коммуникацию.

 

3.     Навыки коммуникации (15 минут):

Обсудить с ребенком эффективные навыки коммуникации, такие как:

o   активное слушание;

o   ясное выражение мыслей и чувств;

o   уважение к мнению других.

Практиковать навыки коммуникации через ролевые игры или сценарии.

 

4.     Дружба (15 минут):

o   Обсудить с ребенком, что такое дружба и как она важна в жизни.

o   Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать дружеские отношения.

 

5.     Построение дружеских отношений (10 минут):

Обсудить с ребенком, как построить и поддерживать дружеские отношения, такие как:

o   общие интересы и хобби;

o   уважение и доверие;

o   помощь и поддержка друг друга.

Поощрять ребенка развивать дружеские отношения с другими детьми.

6.     Заключение (10 минут):

o   Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o   Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o   Объяснить, что следующая консультация будет посвящена решению конфликтов и разрешению проблем.

 

Методы и материалы:

o   Диаграммы или схемы для иллюстрации коммуникации и дружбы.

o   Ролевые игры или сценарии для практики навыков коммуникации и построения дружеских отношений.

o   Бумага и карандаши для записи мыслей и плана построения дружеских отношений.

o   Игры или активности для развития навыков коммуникации и дружбы (по желанию).

 

Оценка эффективности:

o   Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o   Анализ записей или плана построения дружеских отношений ребенка.

o   Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

 

Примечания:

o   Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o   Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.

o   Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.

 

Дополнительные советы:

o   Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.

o   Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать коммуникацию и дружбу.

o   Рассказать ребенку, что нормально иметь друзей и что важно научиться эффективным навыкам коммуникации и построению дружеских отношений.

 

 

Приложение 6

Консультация 6: «Решение конфликтов»

 

Цель: Помочь ребенку понять концепцию конфликтов и научиться эффективным навыкам решения конфликтов, а также развить навыки коммуникации и разрешения проблем.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

 

План консультации:

1.     Введение (5 минут):

o   Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o   Объяснить цель текущей консультации: понимание конфликтов и решение конфликтов.

 

2.     Определение конфликтов (10 минут):

o   Объяснить ребенку, что такое конфликты и как они могут возникать в жизни.

o   Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать конфликты.

 

3.     Причины конфликтов (10 минут):

o   Обсудить с ребенком возможные причины конфликтов, такие как разные мнения, интересы или ценности.

o   Помочь ребенку понять, что конфликты могут быть вызваны различными факторами.

 

4.     Навыки решения конфликтов (15 минут):

Обсудить с ребенком эффективные навыки решения конфликтов, такие как:

o   активное слушание;

o   ясное выражение мыслей и чувств;

o   поиск компромисса;

o   уважение к мнению других.

Практиковать навыки решения конфликтов через ролевые игры или сценарии.

 

5.     Разрешение конфликтов (10 минут):

Обсудить с ребенком, как разрешить конфликты, такие как:

o   поиск помощи у доверенных взрослых;

o   извинение и примирение;

o   поиск компромисса.

Поощрять ребенка развивать навыки разрешения конфликтов.

 

Заключение (10 минут):

o   Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o   Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o   Объяснить, что следующая консультация будет посвящена развитию самооценки и уверенности.

 

Методы и материалы:

o   Диаграммы или схемы для иллюстрации конфликтов и решения конфликтов.

o   Ролевые игры или сценарии для практики навыков решения конфликтов и разрешения конфликтов.

o   Бумага и карандаши для записи мыслей и плана решения конфликтов.

o   Игры или активности для развития навыков решения конфликтов и разрешения конфликтов (по желанию).

 

Оценка эффективности:

o   Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o   Анализ записей или плана решения конфликтов ребенка.

o   Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

 

Примечания:

o   Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o   Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.

o   Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.

 

Дополнительные советы:

o   Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.

o   Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать конфликты и решение конфликтов.

o   Рассказать ребенку, что нормально иметь конфликты и что важно научиться эффективным навыкам решения конфликтов и разрешения конфликтов.

 

 

Приложение 7

Консультация 7: «Правила и границы»

 

Цель: Помочь ребенку понять важность правил и границ, а также научиться уважать и следовать им.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

 

План консультации:

1.     Введение (5 минут):

o   Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o   Объяснить цель текущей консультации: понимание правил и границ.

 

2.     Определение правил и границ (10 минут):

o   Объяснить ребенку, что такое правила и границы, и как они важны в жизни.

o   Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать правила и границы.

 

3.     Важность правил и границ (10 минут):

Обсудить с ребенком, почему правила и границы важны, такие как:

o   безопасность и защита;

o   уважение к другим;

o   поддержание порядка и дисциплины.

Помочь ребенку понять, что правила и границы необходимы для счастливой и безопасной жизни.

 

4.     Уважение к правилам и границам (15 минут):

Обсудить с ребенком, как уважать и следовать правилам и границам, такие как:

o   слушать и выполнять указания взрослых;

o   уважать права и пространство других;

o   брать на себя ответственность за свои действия.

Практиковать навыки уважения к правилам и границам через ролевые игры или сценарии.

 

5.     Последствия нарушения правил и границ (10 минут):

Обсудить с ребенком, что может произойти, если он нарушит правила и границы, такие как:

o   получение наказания или штрафа;

o   потеря доверия и уважения;

o   негативное влияние на отношения с другими.

Помочь ребенку понять, что нарушение правил и границ может иметь негативные последствия.

 

6.     Заключение (10 минут):

o   Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o   Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o   Объяснить, что следующая консультация будет посвящена развитию самооценки и уверенности.

 

Методы и материалы:

o   Диаграммы или схемы для иллюстрации правил и границ.

o   Ролевые игры или сценарии для практики навыков уважения к правилам и границам.

o   Бумага и карандаши для записи мыслей и плана уважения к правилам и границам.

o   Игры или активности для развития навыков уважения к правилам и границам (по желанию).

 

Оценка эффективности:

o   Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o   Анализ записей или плана уважения к правилам и границам ребенка.

o   Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

 

Примечания:

o   Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o   Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.

o   Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.

 

Дополнительные советы:

o   Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.

o   Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать правила и границы.

o   Рассказать ребенку, что нормально делать ошибки и что важно научиться уважать и следовать правилам и границам.

 

 

Приложение 8

Консультация 8: «Последствия поступков»

 

Цель: Помочь ребенку понять, что его действия имеют последствия, и научиться думать о потенциальных последствиях своих поступков.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

 

План консультации:

1.     Введение (5 минут):

o   Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o   Объяснить цель текущей консультации: понимание последствий поступков.

 

2.     Определение последствий (10 минут):

o   Объяснить ребенку, что такое последствия и как они связаны с его действиями.

o   Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать последствия.

 

3.     Типы последствий (10 минут):

Обсудить с ребенком разные типы последствий, такие как:

o   положительные последствия (например, похвала, награды);

o   отрицательные последствия (например, наказание, штраф).

Помочь ребенку понять, что последствия могут быть разными в зависимости от ситуации.

 

4.     Думая о последствиях (15 минут):

Обсудить с ребенком, как думать о потенциальных последствиях своих поступков, такие как:

o   Что может произойти, если я сделаю это?

o   Как другие люди могут отреагировать на мое действие?

o   Какое влияние это может иметь на меня и других?

Практиковать навыки думания о последствиях через ролевые игры или сценарии.

 

5.     Принятие ответственности (10 минут):

Обсудить с ребенком, почему важно принимать ответственность за свои действия и их последствия, такие как:

o   признание ошибок и извинение;

o   взятие на себя ответственности за свои действия;

o   учеба на ошибках и улучшение.

Помочь ребенку понять, что принятие ответственности является важным частью взросления и личного роста.

 

6.     Заключение (10 минут):

o   Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o   Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o   Объяснить, что следующая консультация будет посвящена развитию самооценки и уверенности.

 

Методы и материалы:

o   Диаграммы или схемы для иллюстрации последствий.

o   Ролевые игры или сценарии для практики навыков думания о последствиях.

o   Бумага и карандаши для записи мыслей и плана думания о последствиях.

o   Игры или активности для развития навыков думания о последствиях (по желанию).

 

Оценка эффективности:

o   Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o   Анализ записей или плана думания о последствиях ребенка.

o   Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

 

Примечания:

o   Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o   Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.

o   Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.

 

Дополнительные советы:

o   Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.

o   Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать последствия.

o   Рассказать ребенку, что нормально делать ошибки и что важно научиться думать о последствиях и принимать ответственность за свои действия.

 

 

Приложение 9

Консультация 9: «Моя роль в обществе»

 

Цель: Помочь ребенку понять свою роль в обществе, его ответственность и вклад в общее благо, а также развить чувство гражданской ответственности и социальной сознательности.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

 

План консультации:

1.     Введение (5 минут):

o   Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o   Объяснить цель текущей консультации: понимание своей роли в обществе.

 

2.     Определение общества (10 минут):

o   Объяснить ребенку, что такое общество и как оно состоит из разных людей, групп и институтов.

o   Использовать примеры из жизни ребенка или его окружения, чтобы проиллюстрировать общественные структуры.

 

3.     Моя роль в обществе (15 минут):

Обсудить с ребенком, какая его роль в обществе, такие как:

o   член семьи;

o   ученик школы;

o   сосед;

o   гражданин.

Помочь ребенку понять, что каждая роль имеет свои обязанности и ответственность.

 

4.     Ответственность и вклад (15 минут):

Обсудить с ребенком, как он может внести свой вклад в общество, такие как:

o   помощь другим;

o   участие в общественных мероприятиях;

o    уход за окружающей средой.

Поощрять ребенка развивать чувство ответственности и гражданской сознательности.

 

5.     Примеры положительного вклада (10 минут):

Обсудить с ребенком примеры положительного вклада в общество, такие как:

o   волонтерство;

o   участие в школьных проектах;

o   помощь в доме или семье.

Помочь ребенку понять, что каждый может сделать свой вклад, независимо от возраста или обстоятельств.

 

6.     Заключение (10 минут):

o   Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o   Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o   Объяснить, что следующая консультация будет посвящена развитию самооценки и уверенности.

 

Методы и материалы:

o   Диаграммы или схемы для иллюстрации общественных структур.

o   Ролевые игры или сценарии для практики навыков социальной ответственности.

o   Бумага и карандаши для записи мыслей и плана положительного вклада.

o   Игры или активности для развития навыков социальной ответственности (по желанию).

 

Оценка эффективности:

o   Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o   Анализ записей или плана положительного вклада ребенка.

o   Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

 

Примечания:

o   Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o   Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.

o   Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.

 

Дополнительные советы:

o   Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.

o   Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать общественные структуры и положительный вклад.

o   Рассказать ребенку, что каждый может сделать свой вклад в общество, независимо от возраста или обстоятельств.

 

 

Приложение 10

Консультация 10: «План действий для будущего»

 

Цель: Помочь ребенку разработать план действий для будущего, определить цели и задачи, и научиться принимать решения и нести ответственность за свои выборы.

Возрастная группа: Дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, а также дети с девиантным поведением в возрасте 8-12 лет.

Время: 45-60 минут.

 

План консультации:

1.     Введение (5 минут):

o   Напомнить ребенку о предыдущих консультациях и его прогрессе.

o   Объяснить цель текущей консультации: разработка плана действий для будущего.

 

2.     Определение целей (10 минут):

Обсудить с ребенком, какие цели он хочет достичь в будущем, такие как:

o   образование;

o   карьера;

o   личностный рост.

Помочь ребенку определить конкретные и достижимые цели.

 

3.     Разработка плана действий (15 минут):

Обсудить с ребенком, какие шаги он может предпринять для достижения своих целей, такие как:

o   создание расписания и графика;

o   поиск ресурсов и поддержки;

o   преодоление препятствий и проблем.

Помочь ребенку разработать план действий и определить необходимые ресурсы.

 

4.     Принятие решений (10 минут):

Обсудить с ребенком, как принимать решения и нести ответственность за свои выборы, такие как:

o   взвешивание плюсов и минусов;

o   рассмотрение последствий;

o   принятие ответственности за результаты.

Помочь ребенку понять, что принятие решений является важной частью взросления и личного роста.

 

5.     Ответственность и мотивация (10 минут):

Обсудить с ребенком, как оставаться мотивированным и ответственным за свои цели и план действий, такие как:

o   создание системы наград и поощрений;

o   поиск поддержки и мотивации;

o   празднование успехов и достижений.

Помочь ребенку понять, что ответственность и мотивация являются важными для достижения целей.

 

6.     Заключение (10 минут):

o   Подвести итог тому, что было обсуждено во время консультации.

o   Спросить ребенка, есть ли у него вопросы или он хочет что-то добавить.

o   Объяснить, что следующая консультация будет посвящена поддержке и сопровождению ребенка в его дальнейшем развитии.

 

Методы и материалы:

o   Диаграммы или схемы для иллюстрации плана действий.

o   Ролевые игры или сценарии для практики навыков принятия решений и ответственности.

o   Бумага и карандаши для записи мыслей и плана действий.

o   Игры или активности для развития навыков принятия решений и ответственности (по желанию).

 

Оценка эффективности:

o   Наблюдение за поведением и реакциями ребенка во время консультации.

o   Анализ записей или плана действий ребенка.

o   Обратная связь от ребенка и его опекунов о консультации.

 

Примечания:

o   Консультация должна проводиться в комфортной и безопасной обстановке.

o   Консультант должен быть внимательным и поддерживающим, создавая доверие и понимание.

o   Консультант должен быть готов к различным реакциям и эмоциям ребенка и иметь план на случай кризисных ситуаций.

 

Дополнительные советы:

o   Поощрять ребенка выражать свои эмоции и чувства без страха осуждения или критики.

o   Использовать примеры из жизни ребенка, чтобы проиллюстрировать план действий и принятие решений.

o   Рассказать ребенку, что каждый может создать свой план действий и достичь своих целей с помощью поддержки и мотивации.