Отдел образования администрации г. Тореза
Общеобразовательная школа I-III ступеней №6 г. Тореза
Цикл уроков по теме:
Конструирование и моделирование изделий прямоугольной формы(фартук)
5 класс
Разработала учитель
трудового обучения
I квалификационной категории
Таранова Оксана Викторовна
г. Торез 2017
Аннотация.
Данный цикл уроков составлен в соответствии с действующей учебной программой по трудовому обучению для 5 класса общеобразовательной школы. Здесь представлены различные формы и методы работы: игровые формы работы, работа с различными дидактическими карточками. При выполнении практических работ учащиеся принимают участие в различных видах трудовой деятельности. Данные разработки позволят сделать занятия по трудовому обучению интересными и познавательными
Тема: Понятие «снятие мерок», «конструктивные линии». Мерки, необходимые для построения основы чертежа швейного изделия прямоугольной формы(фартука). Правила снятия мерок.
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с понятиями «снятие мерок», «конструктивные линии», изучить мерки необходимые для построения фартука, научить снимать мерки.
Развивающая: развивать интерес к профессия швейного производства, логическое мышление, расширять кругозор учащихся; наблюдательность, самоконтроль.
Воспитательная: воспитывать аккуратность во время выполнения работы, внимательность.
Компетентности: социальная, коммуникативная, личностная, самообразовательная.
Методы обучения: словесный, демонстрационный, игра, практический.
Оборудование: иллюстрации, манекен, сантиметровая лента, ТСО, инструкционные карты.
Тип урока : формирование знаний , умений, навыков.
Ход урока.
I. Организационный момент.
ü Готовность к уроку.
ü Создание благоприятного психологического климата.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Чтобы перейти к нашей теме урока давайте с вами немного поиграем в игру закончи предложения.
1.Бывает у милиционеров, и у школьников (форма)
2.Бывает на одежде в виде отделки(аппликация)
3.Бывает у рубашек, кофточек (рукав).
4.Бывает хлопчатобумажной и льняной (ткань)
5. Электроприбор, предназначенный для глажения одежды (утюг)
6. Бывает нагрудным, накладным, в шве(карман)
Какое слово получилось? Фартук
Тема урока: Мерки, необходимые для построения основы чертежа швейного изделия прямоугольной формы(фартука). Правила снятия мерок.
Задачи урока:
Знать: конструктивные линии, мерки необходимые для построения чертежа фартука,
правила снятия мерок.
Уметь: правильно снимать мерки с фигуры человека для построения выкройки фартука.
III. Изучение нового материала.
1. Понятие «снятие мерок», «конструктивные линии».
Прежде чем изготовить одежду, надо построить чертёж, затем сделать выкройку. Чертёж строят по меркам, снятым с фигуры человека. Мерки являются основными исходными данными при построении чертежа изделия.
Мерки -это основные размеры фигуры человека полученные путем её измерения.
Снятие мерок – это измерение фигуры человека для построения выкроек. Снятие мерок заключается в измерении основных линий на фигуре. Для удобства снятия мерок на фигуре человека мысленно проводят основные вертикальные и горизонтальные линии( работа учащихся с инструкционными картами)
Для снятия мерок используется сантиметровая лента длинной 150 см, с сантиметровыми делениями. Изобрел её французский портной Алексис Лавинь в 1847 году. Обычно она делается из нерастяжимого материала и заканчивается металлическими закрепками. Шкала на ней должна быть нанесена с двух сторон.
2. Мерки необходимые для построения фартука. Правила снятия мерок.
В условной краткой записи мерок первая прописная буква обозначает название измерения, например: С — полуобхват, Д — длина. Строчные буквы обозначают место измерения, например: Ст — полуобхват талии, Ди — длина изделия. Для построения чертежа фартука необходимо снять следующие мерки. (Работа с таблицей запись в тетрадь).
Meрки для построения чертежа фартука с нагрудником
Обозначение мерок |
Название мерок |
Порядок снятия мерок |
Назначение мерок |
Имерки Мои мерки |
1.Ст |
Полуобхват талии |
Измеряется по самому узкому месту туловища |
Для расчета длины пояса |
|
2.Сб |
Полуобхват бедер |
Измеряется по линии бедер горизонтально |
Для расчета ширины фартука |
|
3.Дн |
Длина нагрудника |
Измеряется от линии талии вверх до желаемой длины |
Для определения длины нагрудника |
|
4. Днч |
Длина нижней части фартука |
Измеряется от линии талии вниз до желаемой длины |
Для определения длины фартука. |
|
Правила снятия мерок.
1. мерки снимают по правой стороне фигуры;
2. сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длин;
3. при измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять;
4. на обмеряемом должна быть легкая одежда;
5. талию предварительно опоясывают шнурком;
6. мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.
(Демонстрация учителем на учебном манекене приёмы снятия мерок).
3. Физкультминутка
IV. Практическая работа.
1. Работа выполняется в виде игры “Ателье” (заказчик и приемщик заказа).
2.Практическую работу по снятию мерок проводим по партам, т. е. по 2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их (в таблицу “Мерки” в графу “Мои мерки” для заказчика).
3.Выполняю целевой обход с целью предупреждения ошибок. Контролирую правильность выполняемой работы, снятие мерок.
V. Закрепление знаний учащихся
Беседа
1. По какой стороне фигуры снимаются мерки?
2. Как записать мерки длины , ширины, обхвата?
Индивидуальное задание.
Напишите (на доске) и покажите на манекене, как обозначается и снимается мерка длены нагрудника, полуобхват талии, полуобхват бедер.
V. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
Снятие мерок - важный этап конструирования изделия. От того, правильно ли сняты необходимые мерки, будет зависеть общий вид изделия и соответствие его фигуре конкретного человека.
VII. Домашнее задание.
Подготовить материалы и инструменты для построения чертежа фартука.
Тема: Последовательность построения чертежа швейного изделия прямоугольной формы (фартук с карманом и нагрудником).
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с правилами построения чертежа передника, научить выполнять чертеж в масштабе 1:4 и в натуральную величину.
Развивающая: развивать пространственное мышление и образное воображение учащихся.
Воспитательная: воспитывать аккуратность и четкость при выполнении чертежных работ.
Компетентности: социальная, личностная, самообразовательная, коммуникативная, информационная.
Методы обучения: репродуктивный, демонстрационный, практический.
Оборудование: таблица «Чертеж передника», инструкционные карты, карандаш, сантиметровая лента, линейка, тетрадь.
Межпредметные связи: математика , черчение.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
ü Готовность к уроку
ü Создание благоприятного психологического климата.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Работа по карточкам заданиям.
№1
От каких мерок зависит размер нижней части фартука?
_______________________________________________________
№2
Расскажите по какой стороне снимают мерки почему?
_______________________________________________________
№3
Какие требования предъявляются к осанке и одежде человека при снятии мерок ? Почему?
№4
Какие мерки записывают в половинном(полном) размере?
______________________________________________________
III. Изучение нового материала с практическим закреплением.
1. Понятие о конструировании швейного изделия.
Прежде чем использовать фартук его надо изготовить. Под изготовлением понимают: изготовление выкройки, раскрой, шитьё. Изготовлением выкройки занимается конструктор.
Конструктор – инженер, разработчик конструкций, инструмента и механизмов одежды.
Конструирование одежды- это построение чертежей выкроек деталей швейного изделия.
Чертеж – это графическое изображение какого – либо предмета на бумаге в натуральную величину, в уменьшенном или увеличенном виде.
Пред построением чертежа определяют, из каких деталей, состоит изделие, их количество, размеры деталей. Сначала строят чертежи больших деталей, а потом – мелких.
Задание учащимся
- Рассмотрите образец передника и определите, из каких деталей он состоит, их количество, форму, расположение.
2. Правила построения чертежа выкройки передника.
Рассказ учителя.
На данном этапе урока происходит объяснение последовательности построения чертежа выкройки передника, пользуясь инструкционной картой. Объяснение сопровождается построением чертежа на доске. Учащиеся выполняют чертеж в М1:4 в тетрадях, используя стандартные мерки на 36-й размер.
Инструкционная карта «Построение чертежа выкройки передника»
Буквенное обозначение на чертеже точек и отрезков |
Назначение отрезка |
Расчетная формула |
Расчет на 36-й размер |
Расчет на свой размер. |
Базисная сетка |
||||
В |
Построить прямой угол с вершиной в точке В |
|
|
|
ВН |
Длина передника |
Дн+Днч |
20+45=65 |
|
ВВ1 |
Ширина передника |
Сб : 2+6 |
32 : 2+6=22 |
|
ВТ |
Длина нагрудника |
Дн |
20 |
|
ВВ1Н1Н |
Достроить прямоугольник |
|
|
|
Детали конструкции |
||||
ВВ2 |
Ширина нагрудника |
Цг |
10 |
|
ТК |
Расстояние от ЛТ до линии входа в карман |
10 |
- |
|
КК1 |
Расстояние от линии середины переда до кармана |
5 |
- |
|
К1К2 |
Ширина кармана |
12-15 |
- |
|
К1К3=К2К4 |
Глубина кармана |
12-15 |
|
|
Т2Т3 |
Закругление бока нагрудника(по биссектрисе) |
5 |
- |
|
Мерки на 36-й размер.Ди=45, Дн=20, Цг=10,Ст=25,Сб=32.
По ходу построения чертежа напоминаю, что базисная сетка – это пересечение вертикальных и горизонтальных линий, проведенных в соответствии с мерками. Они определяют общие размеры изделия: длину и ширину. Совместно с учащимися определяем положение ЛГ, ЛТ, ЛБ,ЛН, линии середины изделия. Акцентирую внимание на том, что узкие и длинные детали(пояс, бретели), можно кроить без выкроек, размечая непосредственно на ткани.
IV. Практическая работа.
Построение чертежа выкройки в натуральную величину.
Инструменты и оборудование: инструкционные карты, сантиметровая лента, карандаш, бумага для выкроек.
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, в ходе работы учащиеся закрепляют полученные знания , выполняя построение чертежа выкройки передника по своим мерками на бумаге для выкроек. При выполнении работы учащиеся пользуются инструкционными картами.
V. Подведение итогов урока.
Оценивание результатов практической работы(построение чертежа выкроек передника в натуральную величину), анализируются типичные ошибки. Учащиеся которые самостоятельно и быстро выполнили работу, привлекаются к проверке работ других учащихся.
VI. Домашнее задание
Подготовить материалы для моделирования.
Тема: Способы моделирования передника..
Цели урока:
Образовательная: ознакомить учащихся с приёмами моделирования выкройки, с понятиями «моделирование», с видами моделирования, со специальностями «художник – модельер», «конструктор – модельер»; изучить требования к моделированию научить выполнять моделирование передника несколькими способами.
Развивающая: развивать художественный вкус при подборе отделки, пространственное и логическое мышление.
Воспитательная: воспитывать аккуратность во время выполнения работ.
Компетентности: социальная, личностная, коммуникативная, самообразовательная.
Методы обучения, словесно- наглядный, репродуктивный, демонстрационный, практический.
Объект труда: выкройка передника.
Оборудование: таблица «Моделирование передника», образцы передника различных фасонов, образцы отделки для передника( тесьма, вышивка, аппликация, канты).
Инструменты и материалы: лекала выкроек, цветная, бумага, цветные карандаши, линейка , ножницы, лекало передника в масштабе.
Тип урока: формирование знаний, умений, навыков.
Ход урока.
I. Организационный момент
ü Готовность к уроку
ü Создание благоприятного психологического климата.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Два процесса “конструирование и моделирование” очень сильно взаимосвязаны. Чтобы легче было усвоить новую тему, нам необходимо вспомнить основные элементы конструирования.
Беседа
· Как называется процесс построения чертежа фартука?
· Что нам необходимо, чтобы построить чертеж фартука?
· Какие мерки необходимо снять, чтобы построить чертеж фартука?
· Из каких деталей состоит фартук? Какой формы детали?
· Назвать линии чертежа.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Если мы посмотрим на коллекцию различных фартуков, то увидим, что все они разные и неповторимые. Как вы думаете, чем они отличаются? Сегодня мы с вами будем учиться создавать эксклюзивный фартук.
Тема урока: Способы моделирования передника.
Задачи урока
Знать: Способы моделирования передника, виды отделки передника.
Уметь: Применять полученные знания по моделированию на практике.
IV. Изучение нового материала.
Моделирование – творческий процесс создания нового по внешнему виду швейного изделия путем изменения формы деталей выкроек, а также художественного оформления. Занимаются этим художники модельеры.
Задача моделирования – создание красивой и разнообразной одежды на уровне мировых образцов.
Изменение выкроек производится в соответствии с фасоном изделия. Форму изделия, которую используют для разработки целого ряда подобных изделий, называют базовой. Модель, которая создана на основе базовой модели, но отличается формой деталей или отделкой, называют моделью – аналогом. На основе базовой модели можно смоделировать большое количество фасонов передников, но одного размера.
Различают художественное моделирование и техническое моделирование.
Художественное моделирование заключается в следующем: художник – модельер продумывает, какой формы сделать детали, из какой ткани и из скольких видов ткани можно выполнить изделие. Какую отделку можно применить, какая цветовая гамма будет.
Модельер должен хорошо знать человеческую фигуру, её пропорции и пластику, законы и правила гармоничного сочетания цвета, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела.
Художник-модельер работает в тесном контакте с конструктором-модельером. Потому что именно конструктор-модельер знает, как изменить чертеж изделия и получить тот фасон изделия, который придумал художник-модельер.
Конструктор-модельер наносит на чертеж новые линии, разрезает по ним и получает новые формы деталей.
Можно выделить несколько способов моделирования фартука:
- изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей фартука;
-применение художественной отделки.
-моделирование цветом.
Работа в группах.
Учащимся раздаются конверты с различной формой , отделкой деталей фартука
Задание. Подберите карман и нагрудник к нижней части фартука, подходящие по форме.
Задание. Подберите детали по форме и отделке, рисунку ткани.
V. Физкультминутка
VI. Практическая работа.
Моделирование выкройки фартука.
Инструменты и материалы: цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, ластик, шаблон фартука.
Инструктаж по технике безопасности.
Сегодня мы с вами будем конструкторами-модельерами. Наша задача: изменить форму деталей фартука с помощью нанесения новых линий и получить новые фасоны фартуков.
Последовательность выполнения.
1. Обвести шаблон.
2. Зарисовать эскиз.
3. Сравнить чертеж с эскизом.
4. Нанести новые линии.
5. Вырезать из цветной бумаги и наклеить.
Необходимо выполнить 3 фартука.
Первый фасон разбираем на доске.
VII. Закрепление знаний и умений учащихся.
Работа в парах
Предлагаю вам обменяться выполненными работами, проверить и прокомментировать работы.
Оценить работы учащихся, выставить оценки.
VIII. Итоги занятия.
Заключительное слово учителя.
Используя несложные приемы моделирования, можно создавать разнообразные фасоны передников
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.