Цикл уроков в рамках изучения темы "Металлы" 9 класс
Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
химия
9 кл
26.02.2017
В курсе химии много тем, которые можно связать с предприятиями нашего города – предприятиями ЕВРАЗа. Многие родители наших детей работают на НТМК. И именно через связь с профессиями родителей и родственников, заинтересованностью заводом необходимо, на мой взгляд, пробуждать интерес к химии у школьников. Сегодня существует множество технологий которые позволяют построить урок так, что бы всем ученикам было бы интересно, та, что бы даже самый глубокий «гуманитарий» мог проявить себя, показать свои знания и умения. Именно поэтому на своих уроках я использую методы технологии критического мышления.
Многие темы в 9 классе на прямую связаны с предприятиями нашего города. Это и тема «Металлы» и «Производство серной кислоты» и многие другие. В своей работе я хотела бы показать некоторые моменты, которые, на мой взгляд, действительно делают уроки химии интереснее и активизируют внимание наших учеников на изучение того, что находиться рядом с ними.
Цикл уроков в рамках изучения темы.docx
Цикл уроков в рамках изучения темы «Металлы»
Вводный урок по теме «Металлы»
Цель урока: привлечение интереса к профессиям ЕВРАЗа
Задачи:
Повысить интерес к специальностям технической направленности
Знакомство с профессиями родителей, работающих на предприятиях
ЕВРАЗа
Урок, так же как и все последующие уроки цикла проводится с применением ТКМ.
1 этап: стадия вызова.
1. Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, не объявляя при этом
темы урока.
2. Анкета
3. Какие промышленные предприятия города ты знаешь?
4. Что производят на этих предприятиях?
5. Что связывает тебя и твою семью с НТМК?
6. Кто из твоих родственников работает (работал) на НТМК и в какой
должности(по какой профессии)?
7. Почему НТМК называют градообразующим предприятием города?
8. Планируешь ли ты в дальнейшем связать свою судьбу с НТМК или какимлибо
другим промышленным предприятием?
Далее учащимся предлагается ответить на вопрос «Какую тему неорганической
химии мы начинаем изучать?»
После определения темы краткое введение учителя после которого
предлагается детям чьи родители работают на НТМК рассказать о профессии
своих родных. (Сообщения готовятся заранее, и длятся не более35 мин.)
За время выступлений учитель обрабатывает анкеты учащихся.
В конце урока (после выступления ребят) он дает краткий анализ анкет, который
можно оформить в виде круговой диаграммы «наш класс и ЕВРАЗ» где будут
отображены соотношение семей класса имеющих отношение к НТМК и нет.
Классу предлагается сделать вывод о значимости предприятия и оформить его
творчески (рисунок, шарж, стихотворение, частушка, сказка и т.д.)работы могут
быть как индивидуальными, так и групповыми. Из этих работ оформляется стенд
в кабинете, некоторые из них можно использовать на разных этапах следующих
уроков. Урок 1«Металлы. Век медный, бронзовый, железный»
Цель урока: восстановить знания по теме, связать знания о металлах из разных
отраслей. активизировать интерес к данной теме.
Вызов: (2 мин)
«Они отверзают недро земное к плодородию; они служат нам в ловлении земных и
морских животных для пропитания нашего; они облегчают купечество удобною к
сему монетою... И кратко сказать, ни едино художество, ни едино ремесло простое
употребление их миновать не может.» Как вы думаете, кому посвятил эти строки
великий русский ученый М.В. Ломоносов? Совершенно верно речь идет о металлах и
именно им будут посвящены наши следующие уроки.
Далее беседа учителя с учениками (5 мин), основная цель, которой выяснить, что
дети помнят и знают о металлах из опыта изучения природоведения, истории,
географии, физики и химии.
В ходе беседы на доске записываются ключевые слова.
Далее класс делиться на 3 группы: «век медный», «бронзовый век», «век
железный»
Перед ребятами ставиться задача:
Прочитать материал параграфа №4 и составить по своему веку таблицу толстых и
тонких вопросов. При этом им поясняется, что «тонкие» вопросы требуют
односложных вопросов, а «толстые» развернутого ответа.
В ходе работы над материалом группа делиться на 3 части (не обязательно
равномерные).
1. Почемучки (составляют вопросы)
2. Знайки (готовят ответы на возможные вопросы со стороны других групп)
3. Литераторы(готовят стихотворение или басню о своем металле)
Оргмомент 3 мин
Групповой мозговой штурм
На работу групп отводиться 15 мин. В это время учитель наблюдает за работой
класса, координирует, направляет.
Представление начинает «медный век», далее «бронзовый», и «железный».
На выступление каждой группы – 34 мин.
Рефлексия (5 мин) каждой группе предлагается составить и зачитать синквейн на
тему металлы. Например:
Металлы
Родные, нужные
Куются, защищают, блестят
Без них не возможна наша жизнь.
Необходимы.
Домашнее задание: прочитать материал параграфа №4. Знать ответы на вопросы
команд. Повторить характеристику химического элемента по периодической
системе химических элементов. Урок №2 «Металлы. Их положение в периодической системе, физические
свойства»
Цель: сформировать у учащихся представление о зависимости физических свойств
металлов от типов кристаллических решеток и особенностей строения атомов.
Работа ведется в группах по 45 человек. Класс делиться на 6 групп (состав групп
не соответствует предыдущему уроку),
Проверка Д/З: каждая группа получает лист – опросник в виде таблицы с
«толстыми и тонкими»заданными на предыдущем уроке, в течении 3 мин группа
должна ответить на них.
Ход урока.
Каждая группа получает лист на котором напечатано стихотворение, о каком –
либо металле.
Железо – самый распространенный металл
А кто ответит, что в ядре земном?
В ядре Земли железо, в основном.*
Но и в земной коре его немало.
И в рудах есть оно, и в минералах.
Добавив углерод, когдато стали
Из чистого железа делать стали.
Железо применяться стало шире,
Теперь оно повсюду в нашем мире!
Шурупы, гвозди, цепи, крючья, пилы,
Напильники, ножи, болты, зубила,
Мосты и трубы, рельсы и стропила,
Железо крыш и балки, и перила,
Станки, подковы, двигатель железный...
Какой металл еще такой полезный?
Всё новые предметы в этом длинном списке:
Оксид железа применяют в жестком диске!
А знаешь, как оно открыто?Его нашли... в куске метеорита!
* железа в ядре около 90 %
Металл медь
Медь освоил человек В стародавний «медный век».
Позже стали делать сплавы.
И пошла по миру слава.
Сплавы бронза*, мельхиор**
Всем известны с давних пор.
Украшения, посуду
Мы из них встречаем всюду.
Был у меди шаг победный!
Нынче провод чаще медный,
Медь во многих есть предметах
Трубах, кровле и монетах.
Медь устойчивый металл,
Потому и нужным стал.
*сплав меди с оловом
**сплав меди с никелем
Легкий металл – алюминий
Где металла только нет! Он в горючем для ракет!
В самолетах и судах! В черепице! В проводах!
В микрочипах! В трубах! В лодках! В кирпиче и в сковородках!
Он на вид седой, как иней, А зовется ...
Где находят алюминий? Например, в обычной глине.
Щелочные металлы Li, Na и K.
Литий, калий или натрий
Дома вы встречали вряд ли.
Там, где нужен гвоздь железный,
Эти просто бесполезны!
Все мягки они, как глина,
Чуть потверже пластилина.
Нож легко разрежет их
(Литий тверже остальных).
Так активны, что беда!
Если встретится вода,
Непременно вот народ!
Вытесняют водород!
Вам металлы калий, натрий Пригодятся в доме вряд ли.
Ведь проблем немало с ними,
А хранят их… в керосине!
Керосина легче литий,
Он всплывает в нем, учтите.
Помнить вы должны отныне:
Держат литий в вазелине.
Жидкий металл
Металлы цинк, железо, медь
Довольно твердые, заметь.
И лишь один металл не в счет.
Представь: металл и вдруг течет!
Имеет он блестящий вид,
Но знай: металл тот ядовит!
Любой болел когданибудь,
А в каждом градуснике ...
Благородный металл золото
В земле пролежит он года и века
И прежним останется наверняка.
Удары снесет он стихии природной,
А все потому, что металл благородный!
Он признан повсюду валютою Мира,
Он в слитках, монетах, кольце ювелира.
А блеск его блеск чемпионской медали.
Так как называется он, угадали?
Ему (и об этом, смотри, не забудь!)
Опасны и «царская водка»*, и ртуть.
* смесь соляной и азотной кислот
в соотношении 3:1
Благородный металл серебро
С давних пор металл сверкал
На поверхности зеркал.
Он звенел в колоколах
И в посуде на столах. Он в сережках и в браслетах,
В древних кубках и монетах.
Применяется давно
В фотографии, в кино.
Медицинский шприц, перо.
И повсюду ...
Итак, ваш металл на листе. Ответьте , что вы можете сказать о любом металле,
глядя на периодическую систему? (рассказать о его положении, строении атома,
предположить его свойства). После ответа учащихся: вам необходимо сейчас, не
озвучивая название вашего металла, подготовить рассказ, о нем пользуясь только
периодической системой. А задача остальных групп будет угадать, о каком металле
идет речь. (на работу отводиться 3 мин и 2 мин на выступление группы – 15 мин)
Сегодня мы с вами должны не только разобраться с положением металлов в ПС, но
и изучить их физические свойства. В этом нам помогут коллекции металлов, ваш
учебник и конечно же ваш незаменимый жизненный опыт.
У каждой группы на столе лежат листы с этапами работы.
1. «Перепутанные логические цепочки»
Каждой группе предлагается заполнить таблицу стадия вызов не заглядывая
в учебник (3 мин)
Утверждения
Стадия
«Вызов»
Стадия
«Рефлексия»
Металлы могут быть жидкими, и твердыми
Металлы обладают свойствами неметаллов
Все металлы пластичны
При нагревании электропроводность
уменьшается
Металлов в ПС меньше чем неметаллов
А теперь откройте учебник параграф 6 и составьте характеристику вашего
металла согласно тем физическим свойствам, о которых идет речь в этом
параграфе.(8 мин) в группе заранее выбирается учащийся, который будет
фиксировать все добытые сведения на листе (секретарь). В дальнейшем он
же фиксирует их в сводной таблице на доске.
(работа на доске 3 мин)группа вышедшая вперед имеет возможность выбрать
свойство.
Физическое свойство
Пластичность
Электропроводность
Теплопроводность
Формулировка, или
объяснение
Способность изменять свою
форму при ударе,
прокатываться в листы,
вытягиваться в проволоку
Примеры изменения
свойств
В ряду Au, Ag, Cu, Sn, Pb
Zn, Fe уменьшается
В ряду Ag, Cu Au, Al, Fe…
В ряду Ag, Cu Au, Al, Fe… Металлический блеск
Плотность
Температура плавления
Твердость
Стадия рефлексии:
Давайте вернемся к таблице, перепутанных цепочек, теперь вы можете еще
раз ее просмотреть и снова ответить на те же самые вопросы.(2 мин)
А закончим мы сегодняшний урок индивидуальной работой. Каждый из вас
должен ответить на вопрос: что меня больше всего удивило (поразило,
ошарашило)в изучении данной темы.
Задание домой: прочитать параграф 6 и 7, ответить на вопросы 3 и 4 на с.
32
Урок № 3 «Получение металлов»
Цель урока: сформировать представления о металлургии, способах
получения металлов разной степени активности; развивать умение
составления уравнений химической реакции.
Проверка д/з: ответить на вопросы теста (7 мин, тест получает каждый
ученик. Источник: КИМ для 9 класса). После того как работы сданы на доске
открываются слова: железняк, самородок, колчедан, киноварь, свинцовая
обманка, минерал. Учащимся предлагается среди данных слов выбрать одно,
которое могло бы объединить все остальные, и объяснить почему именно это
слово им взято.(3 мин)
Затем выступают учащиеся, которые заранее подготовили сообщение на тему
«Руда» и «Металлургия», сообщение в виде короткой справки, которая
включает в себя информацию: определение, какие виды бывают (все
сообщения построены на местном материале, с привязкой к местным
месторождениям или нуждами наших предприятий).
Далее работа класса ведется в парах. Каждая пара получает свой вид
металлургии: пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия.
На стадии осмысления учащимся предлагается прочитать материал
параграфа №9 с.44 – 46 и составить таблицу по своему виду металлургии:10
мин
Процессы, которые включает данный вид
металлургии
Уравнения реакций (или описания процессов
происходящих при этом)
После заполнения таблицы пары представляют свой вид металлургии,
дополняя друг друга(10 мин) На стадии рефлексии класс встает, образуя круг (овал). Рефлексия
проводиться с помощью «клубочка» каждый у кого клубочек окажется в
руках, должен ответить на вопрос: «Что нового я узнал на сегодняшнем
уроке?» или «Что меня больше всего удивило в теме получение металлов?»
т.к класс большой вопросы можно чередовать, или предложить ребятам
задать свой вопрос по данной теме. «Клубочек » можно передавать как по
кругу так и перекидывая от одного к другому, при этом образуется
«Паутина». Прием «Паутины» лучше применить в том случае, когда вопрос
задается не один или два на всех, а каждый ученик спрашивает другого: «Я
хотел бы спросить у Светы – что нового ты узнала сегодня?» или «Миша,
какой вид металлургии чаще других используют на предприятиях нашего
города?»
Д/З параграф 9 с.47 упр.5,6
Список источников:
Химия 9 О.С.Габриелян М ДРОФА2009
Книга для учителя О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «химия 9» М ДРОФА 2010
http://www.chitalnya.ru
Цикл уроков в рамках изучения темы "Металлы" 9 класс
Цикл уроков в рамках изучения темы "Металлы" 9 класс
Цикл уроков в рамках изучения темы "Металлы" 9 класс
Цикл уроков в рамках изучения темы "Металлы" 9 класс
Цикл уроков в рамках изучения темы "Металлы" 9 класс
Цикл уроков в рамках изучения темы "Металлы" 9 класс
Цикл уроков в рамках изучения темы "Металлы" 9 класс
Цикл уроков в рамках изучения темы "Металлы" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.