Цикл занятий "Азбука общения" с использованием ЛЕГО-конструктора. (старший дошкольный возраст)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цикл занятий "Азбука общения" разработан для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Целью данных занятий является развитие коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями с использованием ЛЕГО - конструктора. Цикл занятий содержит три блока. Первый блок : развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и восприятия. Второй блок: использование дидактических игр, игровых упражнений, направленных на накопление и активизацию средств коммуникаций. Третий блок: создание ситуации речевого общения, высказывание собственного мнения.
Иконка файла материала Цикл занятий Азбука общения.docx
Конспекты занятий  по развитию коммуникативных навыков  для детей старшего дошкольного возраста  с использованием ЛЕГО­конструктора  Автор­составитель: учитель­логопед  МБОУ «ООШ № 3 г. Юрги» Фалилеева Н.В. ЮргаЗанятие 1. «Знакомство с ЛЕГО ­ страной» Цели:  активизация речи, формирование у детей заинтересованности к работе с Лего­конструктором на логопедических занятиях. Задачи:  1. Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику с использованием Лего­конструктора. 2. Развивать фонематический слух и восприятие. 3. Развивать слуховое внимание и память. 4. Развивать интерес к моделированию и конструированию. 5. Совершенствовать   коммуникативные   навыки   детей   при   работе   в коллективе. 6. Развивать эмоциональную сферу. Оборудование:  зеркала,   игровой персонаж Лего­друг,   предметы из Лего­ конструктора, музыкальное сопровождение. Ход занятия 1. Организационный момент ­ Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычная встреча, к нам пришла в гости сказка.  2. Пальчиковая гимнастика Вагончики, вагончики, по рельсам тарахтят, Везут в деревню Сказкино компанию ребят! Все на свете в сказки верят Открываем в сказку двери! 3. Знакомство с темой ­   Садитесь   удобнее   внимательно!   (Звучит   плавная, музыка.)   и   слушайте   сказочная Сказка о Лего – Мире ­   В   некотором   царстве,   в   некотором государстве есть  прекрасный  город, и называется он Лего­Мир.  С   незапамятных   времен   жители   этого   города   очень   дружные,   добрые   и веселые. Славится город красотой своих улиц, аккуратностью домов, чистотой и радостным настроением маленьких человечков ­ жителей города. А все это было возможно   потому,   что   жители   Лего­Мира   умеют   все   делать   вместе.   Они   очень маленькие, поэтому только все вместе могут справиться с любыми делами… Вместеим   легче   договориться,   если   они   в   чем­то   не   согласны.   Вместе   они   помогают друзьям, если у них трудности (например, у кого­то не получается испечь вкусный пирог или построить красивый дом)… Вместе жители решают, какого цвета и какой формы   построить   дома   на   одной   улице.   Вместе   жители веселятся, гуляют, празднуют дни рождения. А ещё, Лего­ человечки любят узнавать что­то новое и интересное! Вот почему этот город вся округа называет Лего­Мир.  ­ Ребята, вам понравилась сказка? ­ А вы хотите познакомиться с Лего­человечком из Лего­Мира?  ­ А вот и он! Посмотрите, какой он разноцветный, красивый и весёлый. (Логопед показывает детям Лего­ человечка, дети  его рассматривают).  его Лего–друг! ­ А давайте подружимся с ним! И будем называть 4.  Физминутка  Собрались сейчас мы в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся Лего ­  другу улыбнемся! Влево ­ вправо повернемся, И еще раз улыбнемся. Я приветствую всех вас ­ Всё получится у нас! 5. Развитие артикуляционной моторики ­ Ребята, посмотрите, Лего­друг принес с собой  волшебные  Лего­ кирпичики и   разные предметы собранные из них. Давайте   назовём их (логопед показывает детям   предметы   из   Лего­конструктора  ­  чашечка,   лопаточка,   лошадка, кораблик,  змейка,  грибок, молоточек, машинка). ­ Ребята, а давайте покажем нашему Лего­другу, какие упражнения  мы умеем делать язычком. А эти предметы нам очень помогут. Я показываю вам предмет, а вы за   мной   повторяете   упражнение.   (Выполнение   артикуляционных   упражнений: «лопаточка»,   «грибок», «молоточек»).   «лошадка»,   «чашечка»,   «парус»,   «змейка»,   6. Игра на звукоподражание ­  Ребята, а сейчас каждый  выберите себе один  из предметов  и подберите подходящий для него звук. (Дети выбирают предмет и произносят подходящий звук: кораблик – звук [Л], змейка – звук [Ш], машинка – звук [Р], молоточек – звук [Д]). 7. Игра «Подбери словечко» ­  Ребята,  Лего­друг предлагает поиграть в игру «Подбери словечко».  Вам надо   придумать   слово,   которое   будет   начинаться   на   тот   звук,   который   вы произносили. (Дети придумывают слова). 8. Итог занятия ­ Ребята, вам понравилось играть с нашим новым Лего­другом?  ­ Лего­друг обещает приходить к нам в гости на наши занятия, и приносить что­нибудь интересное из своего Лего­Мира! А пока мы попрощаемся с ним. ЛЕГО­друг! Вернее нет! Ты наш добрый ЛЕГОпед! Ты научишь нас творить, Строить, петь и говорить! Занятие   2.  «Закрепление   понятия «гласные звуки» Цели:  уточнение представлений детей об   понятиях:   «звук», основных   фонетических   «гласный звук»; соотнесение звука с буквой.  Задачи: 1. Развивать   у   детей:   фонематический слух,   восприятие,   общую,   мелкую   и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица, силу голоса.   2. Развивать навыки звуко­буквенного и звуко­слогового анализа. 3. Учить определять место звука в слове. 4. Развивать слуховое внимание и память. 5. Формировать     представление   о   гласных   буквах   при   помощи   Лего­ 6. Воспитывать   интерес   к   занятию,   доброжелательное   отношение   друг   к конструктора. другу. Оборудование:    Лего­конструктор, недостроенные   буквы   из   Лего­конструктора   на   платформах,   карточки­схемы, паровозик с Лего­вагончиками. игровой   персонаж   Лего­друг, Ход занятия 1. Организационный момент ­ Сегодня мы продолжим играть с нашим Лего­другом. Посмотрите, сколько разных   Лего­кирпичиков   он   нам   принёс.   Лего­друг   предлагает   построить   нам лесенки (Дети строят лесенки из Лего­конструктора).  Построили мы лесенки Споём мы логопесенки! 2.   Пропевание   слоговых   рядов   с   использованием   лесенок   из   Лего­ конструктора Са­со­су­сы­си,ла­ло­лу­лы­ли,  ша­шо­шу­ши,  ра­ро­ру­ры­ри.   (Дети   пальчиками   двигаются по ступенькам, пропевая слоги). 3. Знакомство с темой ­   Ребята,   давайте   вспомним,   какие   звуки называются гласными?  (Гласные  можно петь. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.) ­ Верно. А каким цветом они обозначаются? (Красным.) 4. Уточнение артикуляции звуков [А], [У], [И], [О], [Э], [Ы] ­ Ребята, я сейчас буду беззвучно показывать вам гласные звуки, а вы должны догадаться, какой звук я говорю. 5. Игра «Хитрый звук» ­   Лего   –   друг   предлагает   нам   поиграть   в   игру   «Хитрый   гласный   звук». Внимательно слушайте звуки, которые произносит Лего­друг,     услышав гласный звук   поднимите   вверх   красный   Лего­кирпичик (логопед  отчетливо произносит каждый из звуков: [а], [о], [с], [у], [т], [к], [и], [ы], [п]). 6. Игра «Иностранные буквы»  (соотнесение звука с буквой) ­ Ребята, Лего­друг предлагает нам поиграть в игру   «Иностранные   буквы».   Вам   надо   догадаться, какая   буква   у   каждого   из   вас,     и   добавить недостающие   Лего­кирпичики   (дети   достраивают   недостающие   элементы гласных букв). 7.  Физминутка Гласных звуков только шесть, Их легко пропеть,  прочесть: [А] – на Астре расцветает, [И] – на Иволге летает, [О] – на Ослике сидит, [У] – на Улицу глядит, [Э] – на Эхо отозвался, [Ы] ­  во внутрь слов забрался, Сыром  тыкву закусил и добавки попросил!  8. Работа со схемами слов ­ Ребята, перед вами карточка ­ схема, вам надо  положить лего­кирпичик в то окошко, где находиться гласный звук в слове (кот, дом, лиса, луна, сыр, лимон)  ­ Назовите сколько гласных  звуков в слове? Сколько слогов? 9. Определение места гласного звука в слове ­ Ребята, посмотрите, какой красивый паровозик  принёс с собой Лего­друг. Загудел паровоз И вагончики повёз. «Чу­чу­чу» ­ Далеко я укачу ­ А давайте поиграем с вами в игру. У каждого из вас по 3 картинки. Вы по очереди называете свою  картинку и определяете, где находится  гласный звук:  в начале, середине или конце слова, и ставите красные лего­кирпичики на первый, второй или третий вагончики паровозика  (картинки:  дом,  оса, лук, сыр,  шары, гриб, груша, усы, нос, лист и т.п.). 10. Итог занятия ­ Ребята, вам понравилось сегодня играть с Лего – кирпичиками, выполнять задания нашего Лего­друга? До скорой встречи, наш Лего­друг! Занятие 3. «Закрепление понятий   «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» Цель: развитие умения различать твердые и мягкие согласные звуки. Задачи: 1. Развивать     фонематический   слух,   восприятие;   общую,   мелкую   и артикуляционную моторику. 2. Развивать мимические мышцы лица, силу голоса, дыхание. 3. Развивать   навыки     звуко   ­   буквенного   и   звуко   ­   слогового   анализа   и синтеза. 4. Расширять словарный запас. 5. Учить дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки. 6. Формировать сотрудничества,   навыки   доброжелательности, инициативности.      взаимопонимания, Оборудование:  зеркала,   игровой   персонаж   Лего­друг,   Лего­кубики, «Чудесный   мешочек»,   картинки   с   предметами,   Лего­замки   (синего   и   зелёного цветов), мелкие игрушки. Ход занятия 1. Организационный момент ­ Здравствуйте, ребята! Сегодня Лего­друг приготовил вам много интересных игр. Давайте поприветствуем его: Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре, Верно, четко говорим, Не вертимся, не шалим! 2. Развитие артикуляционной моторики Артикуляционные упражнения с применением  построенных Лего ­ игрушек. 3. Работа по развитию дыхания и голосаРазвитие диафрагмального дыхания. Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем (надуваем живот), Шарик лопнул – выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Голосовые упражнения: ▪  Усиление голоса: беззвучная артикуляция звука – произнесение шепотом – тихо – громко: А – А – А; ▪  Ослабление голоса: громко – тихо – произнесение шепотом – беззвучная артикуляция: А – А – А. 4. Знакомство с темой ­   Ребята,   давайте   вспомним,   какие   бывают   звуки речи? (Гласные, согласные твёрдые, согласные мягкие.) ­ А какими цветами они обозначаются?  (Гласные ­ красным, согласные твёрдые ­ синим, согласные мягкие ­ зелёным.) ­ Ребята, посмотрите, какой красивый мешочек принёс нам Лего­друг. Он предлагает нам поиграть в игру «Чудесный мешочек». В мешочке находятся Лего­ кирпичики красного, синего и зелёного цветов. Какого цвета вам достанется Лего­ кирпичик,   такой   звук   вы   должны   назвать:   гласный,   согласный   твёрдый   или согласный мягкий.   5. Развитие фонематического слуха и восприятия Упражнение   «Ушки   на   макушке».  (Логопед   отчетливо   произносит сочетания   звуков,   дети   воспринимают   их   только   на   слух   и   последовательно выкладывают порядок звуков  Лего­кубиками: апу, руа, аим, ута, оми, ави, сим, роу.) 6. Физминутка Ножками затопали, Зашагали по полу. Там, там, там – Тихо сели по местам. 7. Работа над звуко­буквенным и звуко­слоговым анализом На столе у   каждого ребёнка картинка. Детям необходимо выложить Лего­ кубиками звуковую схему данных слов. Затем определить количество слогов в этих словах.  8. Игра «Посели слово в замок» Дифференциация твёрдых и мягких согласных  (Синий и зелёный замок из Лего­конструктора). ­ Ребята, посмотрите, какие красивые замки построил наш Лего­друг. Давайте заселим в синий замок игрушки, названия которых начинаются на твёрдый звук, а в зелёный  –   на  мягкий  звук  (дети   определяют,   какой   именно   звук   находится   в словах и поселяют игрушки в соответствующий замок. Игрушки: мячик, слон, кот, кубик, лягушка, мишка и др.). 9. Итог занятия Занятие 4. «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» Цели: закрепление артикуляции и изолированного произношения звука [Ш]. Упражнение   в   правильном   произнесении   звука   [Ш]   в   слогах,  словах, предложениях. Задачи: 1. Автоматизировать у детей звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. 2. Развивать общую, мелкую,  артикуляционную  и мимическую моторику. 3. Развивать фонематический слух и восприятие. 4. Развивать звуко ­ буквенный и звуко ­ слоговой анализ. 5.  Закреплять   умение   определять   позицию   звука   в   словах   (в   начале, середине, конце). 6. Формировать умение правильно строить предложения. 7. Развивать навыки конструирования. 8. Формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильный и акустический контроль. Оборудование:  зеркала,   игровой   персонаж   Лего­друг,   Лего­человечки   с разной   мимикой,   Лего­предметы   для   артикуляционной   гимнастики,   Лего­ конструктор и платформа. Ход занятия 1. Организационный момент ­ Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в гостях наш любимый Лего­друг. Он привёл с собой своих друзей. Посмотрите, какие они разные!  2. Развитие мимических мышц Мы умеем улыбаться. Мы умеем огорчаться. Мы умеем удивляться. Мы умеем восхищаться! ­   Ребята,   а   давайте   покажем   эмоцию   каждого   Лего­человечка.  (Дети выполняют мимическую гимнастику. Затем логопед сам показывает какую­тоиз этих эмоций, а дети должны догадаться, какого Лего­человечка изображает логопед. Второй вариант: ребёнок показывает эмоции, а дети отгадывают).   3.   Развитие   артикуляционной   моторики   с   использованием   Лего­ предметов Артикуляционные   упражнения:   «Рупор»,   «Вкусное   варенье»,   «Чашечка», «Грибок», «Лошадка», «Змейка шипит». 4. Знакомство с темой (Закрепление изолированного звука [ш], развитие мелкой моторики). ­ Ребята, Лего­друг предлагает нам построить дорогу из Лего­кирпичиков и прокатиться по ней на машине. Лего­деталей здесь много, Значит крепкая будет дорога! (Дети на платформе строят дорогу из  Лего­деталей. Затем проводя по дороге пальчиком, произносят на выдохе звук [ш]. Логопед следит за правильной артикуляцией). 5. Развитие фонематического слуха ­   Ребята,   поиграем   в   игру   «Кто   самый   внимательный».   Я   сейчас   буду произносить разные звуки, а вы,   как только услышите звук [ш], должны поднять вверх синий Лего­кирпичик.  6. Соотнесение звука с буквой Построение из Лего­деталей синего цвета буквы Ш.  ­ Ребята, на что похожа буква Ш? Давайте проведём по ней пальчиком и ещё раз произнесём звук [Ш]. Характеристика звука [Ш]  (звук [Ш] – согласный, всегда твердый, глухой, шипящий). ­   Попробуйте   превратить   букву   Ш   в   другую букву (Е, Т, П, Н).    7. Автоматизация звука [Ш] в слогах Проговаривание   чистоговорок   с   применением Лего­лесенок. Ша­ша­ша, моет мама малыша. Шо­шо­шо,  как в лесу хорошо. Шу­шу­шу, я письмо пишу. Ши­ши­ши, зашумели камыши. 8. Звуковой анализ слова ШУМ с помощью Лего­кубиков ­ Сколько звуков в слове ШУМ?  ­ Слогов?  ­ Назовите гласный звук. 9. Физминутка Шофёр. Качу, качу во весь опор. Я сам мотор,  Я сам шофёр! Нажимаю на педаль И машина мчится в даль! 10. Автоматизация звука [Ш] в словах Определение места звука [Ш] в слове: начало, середина, конец при помощи Лего­  кубика и Лего­  вагончиков.  Первый вагончик –  Звук  [Ш]  в начале слова, второй вагончик – звук [Ш] в середине слова, третий вагончик – звук [Ш] в конце слова. Слова: шайба, кошка, шахматы, ландыш, душ, мешок, камыш, шуба, игрушки. Логопед контролирует правильное произношение звука [Ш] в словах. 11. Автоматизация звука [Ш] в предложении  Составление предложения со словом шофер. Поделить   его   на   слова   и   на   платформе     при   помощи   Лего­кирпичиков выложить  графическую схему.  12.  Итог занятия Занятие 5. «Звуко ­ слоговой анализ и синтез слова» Цели:  развитие   навыков   слогового   анализа   и   синтеза,   развитие фонематического восприятия. Задачи:  1. Развивать общую, мелкую,  артикуляционную  и мимическую моторику. 2. Развивать дыхание и силу голоса. 3. Развивать фонематический слух и восприятие. 4. Совершенствовать   умение   определять   количество,   порядок   и последовательность слогов в словах, соотносить слова со схемой. 5. Совершенствовать  навыки конструирования. 6. Совершенствовать   умение   произносить   слова   различной   слоговой сложности. 7. Развивать   речемыслительную   деятельность   при составлении звуко ­ слогового анализа слов. 8. Воспитывать   у   детей   творческое   воображение, инициативность,   вежливость,   самостоятельность,  взаимопомощь. Оборудование: зеркала, игровой персонаж Лего­друг, Лего­человечки   с   разными   эмоциями,   Лего­кубики,   Лего­ игрушки   для   артикуляционной   гимнастики,   коробка   с игрушками, дидактическое пособие «Ромашка», Лего­конструктор. Ход занятия 1. Организационный моментРабота по звуко – слоговому анализу и развитию чувства ритма. Дети   и   логопед   приветствуют   друг   друга,   проговаривая   по   слогам   и отхлопывая слово «Здравствуйте».  Логопед предлагает игру «Имя на ладошке». Дети по очереди прохлопывают свои имена.   2. Развитие мимических мышц с использованием Лего­человечков ­   Вот   после   осеннего   дождика   выглянуло   солнышко,   и   вы   улыбнулись, обрадовались. ­ Но вдруг набежала туча, и вы нахмурились, огорчились. ­ Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись. 3.   Развитие   артикуляционной   моторики   с   использованием   Лего­ построек. Упражнения «Окошко»   ­   для   челюсти:   рот   открыть   (удерживать   под   счет   до   10); попеременно открывать и закрывать рот;  «Лопатка», «Горка», «Часики», «Лошадки», ­ для языка;  «Заборчик» ­  для губ (удержать под счет до 10). 4.  Работа по развитию речевого дыхания и голоса Изобразить завывание осеннего ветра: у­у­у­у… громко     (сильный ветер), тихо (слабый ветер). 5. Знакомство с темой  Развитие фонематического слуха ­ Ребята, Лего­друг предлагает нам поиграть в игру «Заколдованные слова». Я   называю   вам   несколько   слов,   а   вы   должны   поднять   вверх     Лего­кубик,   как услышите расколдованное слово.  Произносимые слова:  баман, паман, банан, ваван, даван, баван; аньбом, айбом, альбом, аньбом, альпом; къетка, тлетка, клетка, кветка; контета,   фонфета,   конкета,  конфета, танфета мегемот,   бегебот,  бегемот,   гибидот, бегитот. 6.   Работа   над   звуко­буквенным   и   звуко­ слоговым анализом ­   Ребята,   посмотрите,   Лего­друг   принёс   нам сегодня   очень   красивую   коробку.   Вам   интересно посмотреть, что в ней лежит?  ­ Посмотрите на звуковую схему и определите, что лежит в коробке, конфеты или игрушки? (На столе звуковая схема слова ИГРУШКИ из Лего­кубиков. Дети соотносят слова со схемой и определяют подходящее слово). ­ Давайте произнесём слово игрушки по слогам. Сколько слогов в этом слове? Сколько гласных звуков? ­   Лего­друг   предлагает   посмотреть,   какие   игрушки   лежат   в   коробке (каждый   ребёнок   достаёт   из   коробки   Лего­игрушку,   называет   её   по   слогам. Игрушки: машина, жираф, собака, жук, кошка, корова, самолёт). ­  Составьте из Лего­кубиков звуко ­ слоговую схему своего слова.  7. Физминутка Как­то жарким летним днём Говорят букашки: «А давайте­ка начнём Собирать ромашки! В холодочке у реки Мы сплетём из них венки. Но пчела сказала вдруг:      (Логопед показывает картинку.) «Ну­ка, погодите! Муха, бабочка и жук,­ Все ко мне летите! Выбрав для себя цветок, Сядьде в серединку.          (Логопед вывешивает сердцевинки.) 8. Отработка слоговой структуры слова. Конструирование ­ Ребята, Лего­ друг предлагает нам построить из Лего­кирпичиков Жука, Муху и Бабочку. Но сначала, давайте определим,   сколько слогов в этих словах. (Жук – 1 слог, муха – 2 слога, бабочка – 3 слога. Затем дети по парам строят насекомых из Лего­конструктора). Игра «Ромашки» Дети рассаживают на серединку ромашки сделанных из Лего насекомых: на первую ромашку Жука, на вторую – Муху, на третью – Бабочку, а на лепестках ромашки нарисованные картинки, которые надо распределить по количеству слогов: один слог, два слога и три слога.   Ты подумай хорошо, сидя на травинке, Подойдёт ли лепесток к этой сердцевинке. Их непросто подобрать: Нужно слоги сосчитать». Что ж, поможем мы букашкам –  Сами соберём ромашки? Лепестки   ромашек:   дом,   мяч,   кукла,   зонт,   бегемот,   лодка,   сыр,   парашют, диван, конфета, помидор и др.  Вы надежды оправдали: Лепестки все подобрали. У ромашек яркий вид – Вас пчела благодарит. 9. Итог занятияЗанятие 6.  «Активизация словаря по теме «Транспорт» Цели:  активизация   словаря   по   теме   «Транспорт»,   совершенствование лексико­грамматического строя речи. Задачи: 1. Развивать   фонематический   слух   и восприятие. 2. Развивать общую и мелкую моторику. 3. Отрабатывать конструкции. предложные   4. Развивать связную речь. 5. Совершенствовать навыки конструирования. 6. Воспитывать   самостоятельность,   инициативность,   доброжелательность, навыки сотрудничества. Оборудование:  игровой   персонаж   Лего­друг,   Лего­дорожки,   Лего­ конструктор, Лего­постройки, альбомы, музыкальное сопровождение. Ход занятия 1. Организационный момент ­   Здравствуйте   ребята,   сегодня   у   нас   необычное   занятие.   Лего­друг приглашает   нас   в     сказочный   город   Легоград.   Давайте   мы   встанем в   круг,   и улыбнёмся   друг   другу. От   ваших   улыбок   стало   тепло   и   солнечно.   А   теперь   мы закроем глазки и отправимся в путешествие (звучит музыка). ­ Открывайте глазки, вот мы и оказались в этом чудесном городе. Будем с  ЛЕГО мастерить и красиво говорить! 2. Знакомство с темой ­ Ребята, какой странный город. В нём есть аэропорт, но нет…(самолётов).  ­ Есть широкая река, но нет…(пароходов и теплоходов). ­   Есть   широкие   дороги,   но   нет… (машин).  ­ Как назвать одним словом, чего нет в городе? (Транспорта). ­   Ребята,   Лего   –   друг   рассказал,   что Легоград     город   молодой,   и   Лего­жители   не успели построить транспорт.  И они надеются на нашу помощь. ­ Поможем, ребята, нашим друзьям?  ­   Сегодня   мы   будем   строить   модели   разных   видов   транспорта, и   учиться составлять рассказ о них. 3. Пальчиковая гимнастика  Логопед приглашает детей сесть за круглый стол, на котором лежат Лего­ дорожки и сделать пальчиковую гимнастику. Автобус, троллейбус, машина, трамвай, О них ты на улице не забывай. В море уплывают корабли далеко, В небо взлетают самолёты высоко. 4. ЛЕГО – конструирование Дети выбирают, что будут конструировать и приступают к работе. 5. Представление моделей ­ Какие красивые у вас получились модели. Давайте мы расскажем о них жителям Легограда. Дети рассказывают о своих моделях по плану:  1. Название. 2. Вид транспорта. 3. Что он перевозит?  4. Из каких частей состоит? 5. Кто им управляет? 6. Деление на слоги названий транспорта. 6. Физминутка Раз, два, три — сложи детали, Чтоб они машиной стали. Собери гараж. Потом, Не забудь построить дом. Можно к самому порогу, Проложить еще дорогу, Выбрать место для моста — То­то будет красота! Из конструктора такого Что ни сделай — все толково! 7. Работа с предлогами ­ Ребята, посмотрите, вы сделал машину. А какие действия, умеет выполнять машина?  (На   стол   выставляются   постройки   из  Лего   –конструктора:  гараж, дорога, дом, гора. Дети комментируют действия машины в игровой форме). ­ Машина заезжает в гараж. ­ Машина выезжает из гаража. ­ Машина стоит на дороге.  ­ Машина едет по дороге. ­ Машина подъезжает к дому. ­ Машина отъезжает от дома. ­ Машина въезжает в гору.  ­ Машина съезжает с горы. 8. Игра «Скажи наоборот» Ребёнок   называет,   что   делает   его   транспорт,   а   другой   называет   действие наоборот.9. Составление рассказа по постройке из ЛЕГО ­ Теперь в Легограде стало шумно и оживленно. Посмотрите, как радуются Лего – жители. Я предлагаю вам составить рассказ о новом   Легограде (Рассказы детей.   Логопед   предлагает   оценить   работу   друг   друга   и   выбрать   лучшего рассказчика). ­   Ребята,   Лего­жители     дарят   вам   в   благодарность   альбомы   для раскрашивания с разными машинами и  надеются, что они вам понравятся. 10. Итог занятия Логопед предлагает детям перечислить понравившиеся игры и модели Лего.  Занятие 7. «Закрепление лексической темы «Дикие животные зимой» Цели:  активизация   словаря   по   теме   «Дикие   животные   зимой»,   развитие лексико­грамматического строя речи. Задачи:  1. Расширять и углублять представления о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни. 2. Развивать мелкую, артикуляционную моторику, мимические мышцы лица. 3. Обучать детей образованию притяжательных прилагательных. 4. Закреплять у детей навык использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, в. 5. Упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме. 6. Развивать навыки словообразования. 7. Совершенствовать навыки конструирования. 8. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.  9. Формировать навыки взаимопонимания и доброжелательности. Оборудование:    зеркала,   игровые   персонажи:   Лего­друг,   Лего­человечки, Лего­игрушки,   сюжетные   картинки   к   игре   «Кто   спрятался?»,   картинки   с изображением диких животных и их пищи в зимнее время, Лего­конструктор. Ход занятия 1. Организационный момент У лисы в лесу глухом Есть нора – надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге «косолапый», До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. ­   О  каком   времени   года   говорится   в  стихотворении?   Как   живется   диким животным зимой?      2.   Развитие   мелкой   и   артикуляционной   моторики.   Работа   по развитию дыхания, мимики Упражнение «Ежик» (с использованием Лего­лесенок) По сухой лесной дорожке: ­ Топ­топ­топ, ­ топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. Ищет ягодки, грибочки Для сыночка или дочки. Артикуляционные упражнения с использованием Лего­игрушек: ­ «Чашечка»; ­  «Лопатка»; ­  «Мостик»; ­  «Грибок». Мимическая гимнастика с использованием Лего­человечков. ­ В лесу бегает злой волк. (Нахмурить брови.) ­ Вдруг не стало волка! (Поднять брови – удивление.) ­ Это мишка косолапый прогнал злого волка. (Подмигнуть правым глазом  ­ радость.) Развитие дыхания. Показать, кто как будет дуть?  (Слабо­ зайчик, белочка сильнее, волк ещё сильнее и т. д.) 3. Знакомство с темой ­ Ребята, мы побывали с вами в чудесном городе Легограде, а сегодня Лего­ друг  приглашает  нас в сказочный зимний Лего­лес.  Там мы познакомимся  с его Лего­жителями. 4. Развитие лексико­грамматических категорий ­ Ой, что это? Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики выглядывают.   Давайте   попробуем   угадать   животных,   которые   прячутся   от   нас. Посмотрите   внимательно   и   расскажите,   чей   хвост   выглядывает   и   какое   там животное. Игра «Кто спрятался?» Образование притяжательных прилагательных. ­ Это лисий хвост. За елью прячется лиса. ­ Это заячий хвост. Под кустом прячется заяц. ­ Это олений хвост. За сосной спрятался олень. ­ Это беличий хвост. В дупле прячется белка. ­ Это волчий хвост. В снегу прячется волк. ­ Это лосиный хвост. В чаще леса прячется лось.­ Это рысий хвост. На дереве притаилась рысь. ­  Лего­друг     поговорил  со своими  друзьями,  и они теперь  больше нас  не боятся.  5. Конструирование животных по образцу из Лего­конструктора ­ Лего­друг  приготовил угощение для своих лесных Лего­друзей. Но получат они его тогда, когда вы расскажете, чем питаются дикие животные зимой. А помогут вам картинки.  Игра   «Кто   чем   питается?»  (Дети   называют   картинки.   Логопед объясняет, что такое ягель, и называет животных, которые его едят.)  Зайцы   зимой   питаются   корой   и   ветками   деревьев.   Белки   зимой   питаются семенами шишек. Лисы зимой питаются мышами­полевками. Волки зимой питаются зайцами   и   другими   животными.   Олени   и   лоси   зимой   питаются   травой,   ягелем, который откапывают копытами из­под снега.  6. Физкультминутка Вот летят, кружась, снежинки, Кружевной плетут узор, На поляны, на тропинки Ляжет сказочный ковер. Кто теперь заметит зайку, В белой шубке на снегу? Ну­ка где он? Угадай­ка, В поле или на лугу? 7. Игра «Подбери признак» ­ Давайте порадуем Лего­друга и расскажем ему, как много мы знаем о диких животных.  Заяц   (какой?)   –   быстрый,   трусливый,   серый,   белый, ловкий.  Лиса (какая?) – быстрая, ловкая, шустрая, пушистая, красивая, рыжая.  Белка (какая?) – рыжая, ловкая, быстрая.  Волк – злой, голодный, серый, зубастый, лохматый.  Олень – рогатый, длинноногий, короткохвостый, пятнистый.  Медведь – косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый. Еж – колючий, умный, смелый. ­ Кого из этих животных мы зимой в лесу не увидим?  (Ежа и медведя.) ­ Почему? (Потому что эти животные зимой впадают в спячку.) 8. Игра «Назови семью» ­ Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок (зайчата).  Аналогично (медведь, олень, белка, рысь, лось, волк, еж.) 9. Игра «Скажи наоборот»   Лев смелый, а заяц …. (трусливый). Медведь большой, а ежик …. (маленький). Заяц бегает быстро, а еж …. (медленно). У лисицы шерсть гладкая, а у ежа иголки … (колючие). Волк злой, а заяц … (добрый). Олень рогатый, а волк … (безрогий). Заяц ловкий, а медведь … (неуклюжий). У волка хвост опущен вниз, а у белки … (поднят вверх). 10. Итог занятия Занятие   8.   «Закрепление   лексической темы «Деревья, кустарники» Цели:  активизация   словаря   по   теме  «Деревья   и   кустарники»,   развитие лексико­грамматических конструкций. Задачи: 1. 2. Развивать   общую,   мелкую   и   артикуляционную   моторику;   дыхание   и Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки. звонкость голоса. 3. Развивать фонематический слух и восприятие. 4. Формировать навыки словоизменения. 5. Развивать зрительно­пространственные отношения. 6. Учить составлять описательные рассказы. 7. Воспитывать самоконтроль детей за речью. 8. Совершенствовать навыки конструирования. 9. Формировать сотрудничества,     навыки   взаимопонимания, доброжелательности. 10. Воспитание любви и бережного отношения к природе.  Оборудование:  игровой   персонаж   Лего­друг,   бумажная   дорожка   с наклеенными Лего­кубиками, листочки с разных деревьев, картинки с изображением деревьев и кустарников, Лего­конструктор. Ход занятия 1. Организационный момент ­  Здравствуйте,  ребята.   Наш  Лего­друг     пришёл  с прогулки.  Он  видел  на улице много листочков, деревьев, но он ничего о них не знает. Давайте расскажем ему о них. Развитие зрительно­моторной координации Тропинка, тропинка, ты нас проводи Пойдем за тобою, а ты впереди. Веди через поле, ручей и овраг, Вот только зачем же ты крутишься так!  (На длинном рулоне бумаги расставлены  Лего – кирпичики. Дети рисуют змейку между ними так, чтобы не задеть. Задание можно выполнять как нагоризонтальной,   так   и   на   вертикальной   поверхности   (предметы   лучше приклеить).   2. Развитие дыхания и голоса   «Дует   легкий   ветер   –   листочки   едва   шевелятся»  (Логопед   предлагает детям   изобразить   деревья   и   листочки,   которые   качает   ветерок.  Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.) «Сильный   ветер   –   качаются   деревья»    (Дети   выполняют   наклоны туловища.) Осенние листочки на веточках сидят. Осенние листочки ребятам говорят: Осиновый: а­а­а! Рябиновый: и­и­и. Дубовый: о­о­о! Березовый: у­у­у. 3. Развитие лексико­грамматических категорий. ­ Ребята! Посмотрите сколько у нас под ногами листочков. ­ Назовите правильно листья (с опорой на картинки). Игра «Узнай дерево по листу, веточке, шишке». ­ Лист дуба – дубовый. ­ Лист березы – березовый. ­ Лист липы – липовый. ­ Лист рябины – рябиновый. ­ Лист осины – осиновый. ­ Лист клена – кленовый. ­ Шишка сосны – сосновая. ­ Шишка ели – еловая. 4. Знакомство с темой Игра «Части дерева»  На рассмотрение детей предлагаются лиственное и хвойное деревья: рябина, сосна. Если дети затрудняются, логопед приходит им на помощь, называет части дерева, а дети за ним повторяют: «У сосны: ствол, ветки, корни, шишки, иголки», «У  рябины:  ствол, ветки, корни, листья, ягоды». Можно задать  вопрос, чем  эти деревья похожи, а чем отличаются. ­  Ребята,   а     теперь  подумайте  и  скажите,   чем   отличаются  кустарники  от деревьев?  (Размером, высотой.)  ­ Какие кустарники вы можете назвать?  (Смородина, крыжовник,  малина и т.д.) 5. Конструирование деревьев и кустарников  из Лего­конструктора ­  А   сейчас     давайте   расскажем     Лего­другу   о   деревьях   и   кустарниках, которые мы построили (дети по очереди рассказывают о своём дереве по схеме). ­ Как называется дерево? ­ Лиственное или хвойное?  ­ Какое оно по величине? ­ Где чаще всего растет?  ­ Из каких частей состоит? ­ Какую пользу может принести людям? ­ Как изменяется в разные времена года? ­ Что можно сделать из этого дерева? ­ Почему люди сажают деревья на улицах города? 6. Физкультминутка На поляне дуб стоит, Во все стороны глядит. Ветки к солнцу свои тянет, Ветер часто дуб качает. Дуб к земле от ветра гнется, Но нисколько не сдается. 7. Развитие зрительно­пространственных отношений ­ Берёза стоит справа от дуба, дуб находиться ниже ели, рябина слева от сосны, шиповник растёт справа от дуба и т.д. (Дети расставляют свои постройки на общей платформе по очереди, следуя инструкциям логопеда.) 8. Игра «Один ­ много» ­ Одна осина ­ много осин.  ­ Один клён ­ много клёнов ­ Одна липа ­ много лип.  ­ Одна берёза ­ много берёз.  ­ Один дуб ­ много дубов.  ­ Одна рябина ­ много рябин.  9.  «Подбери слова – признаки» ­ Ребята, а давайте подберем красивые слова, как можно сказать про деревья? Какие они? Например, береза какая?  ­ Береза (какая) –… стройная, белоствольная, кудрявая. ­ Дуб (какой) –… могучий, мощный, крепкий, выносливый. ­ Рябина –… тонкая, нарядная, красивая. ­ Клен – … резной, красивый, кудрявый, тенистый. ­ Липа – … красивая, липкая, лечебная. ­ Ива –… раскидистая, плакучая. ­ Ель, сосна (какие) –… вечнозеленые, колючие, душистые, хвойные.  ­ Ребята скажите, а почему так говорят «Береза кудрявая»?  (Дуб могучий, ель колючая, клен тенистый). 10. Итог занятия Занятие 9. «Закрепление лексической темы «Мебель» Цели:  расширение   и   активизация   словаря   по   теме   «Мебель», совершенствование лексико­грамматического строя речи. Задачи:1. Развивать общую, мелкую,  артикуляционную  и мимическую моторику. 2. Развивать фонематический слух и восприятие. 3. Учить  детей подбирать глаголы  к  именам существительным,  подбирать стол?  ­ Как назвать одним словом: платяной шкаф, кровать, диван, книжный шкаф, ­ Ребята, давайте построим мебель и расставим её в доме. А потом пригласим антонимы. 4. Упражнять детей в назывании частей мебели. 5. Закреплять   навык   правильного   употребления   имен   существительных   в форме множественного числа родительного падежа. 6. Развивать навыки конструирования. 7. Развивать коммуникативные навыки. Оборудование:  игровые   персонажи:   Лего­друг,   Лего­человечки;     Лего­ игрушки, дом с комнатами из Лего­конструктора, Лего­конструктор, предметные картинки с изображением мебели. Ход занятия 1. Организационный момент ­ Здравствуйте, ребята.  Послушайте и отгадайте загадки. В этом доме этажи называют полками, Тут белье мое лежит: Кофточки с футболками. Все всегда на месте в доме: Сарафан, халат и шарф, Как зовется этот домик? Угадали? Это….(платяной шкаф). Днем спит на ней подушка, А вечером Андрюшка.   (Кровать.)  На нем сидят, телевизор глядят. Если устали, то полежат.   (Диван.)     Под крышей ножки, А на крыше суп да ложки.   (Стол.) 2. Развитие артикуляционной моторики и мимики Артикуляционные упражнения с использованием Лего­игрушек:  ­ «Заборчик», ­ «Парус»,  ­ «Чашечка»,  ­ «Лопатка»,  ­ «Мостик», ­ «Грибок». Мимическая   гимнастика   с   использованием   Лего­человечков: изображение разных эмоций. 3. Знакомство с темой в гости нашего Лего­друга.  4. Упражнение «Чуткие ушки» ­   Хлопните в ладоши, когда услышите название предмета мебели: береза, шкаф, капуста, стол, ракета, диван, ковёр, цветы, стул, комод и т. д.  5. Конструирование мебели из Лего­конструктора 6. Игра «Расставим мебель»  ­   Ребята,   у   вас   получилась   очень   красивая   мебель.   Теперь   нам   нужно расставить её по комнатам. (Дети расставляют мебель по комнатам ­ кухонный стол,   табурет   –   это   кухонная   мебель.   Ее   нужно   поставить   на   кухню.   Это детская   мебель.   Я   поставлю   ее   в   детскую   комнату.     Диван   поставим   в гостиную. Кровать поставим в спальню и т.д.)  ­ А как используют различную мебель? Для чего она нужна? Игра «Что для чего нужно?»  ­ Что делают за письменным столом?   (Пишут.)   ­ За обеденным?   (Обедают.)   ­ За кухонным?   (Готовят пищу.)   ­ Стул?   (Чтобы сидеть.)   ­ Платяной шкаф?   (Чтобы хранить одежду.)   ­ Посудный шкаф?   (Чтобы хранить посуду.)   ­ Книжный шкаф?   (Чтобы хранить книги.) ­ Для чего нужен диван?  (Чтобы сидеть, отдыхать.)   7. Физкультминутка Скоро мы переезжаем, Все с собою забираем. Стулья, стол, сервант, комод, Переедут тоже. Вот! В новом доме будут с нами Два стола, комод с вещами, Кресла два, диван, кроватка, Где братишка спит мой сладко. Игра «Скажи наоборот»  Старая мебель – новая мебель,  тяжелая – легкая,  старинная – современная,  большая – маленькая,  взрослая – детская,  мягкий диван – жесткий диван,  широкая кровать – узкая кровать,  тонкие ножки у стола – толстые ножки,  открытый шкаф – закрытый шкаф, поставить   посуду   на   полку   –   взять   посуду   с полки,  внести мебель в квартиру – вынести из квартиры,грязная – чистая,  высокий шкаф – низкий шкаф,  сломать кресло – отремонтировать кресло. Игра «Назови части» Дети называют части предметов мебели.  Стол – ножки, крышка.  Кресло – ножки, подлокотники, сиденье, спинка.  Стул – ножки, сиденье, спинка.  Шкаф – ножки, дверцы, полки. Игра   «Один   –   много»  Образование   имен   существительных   в   форме множественного числа. Одна полка, а много…(полок). Один диван, а много... (диванов). Один стол, а много... (столов). Один шкаф, а много …(шкафов). 8. Итог занятия Занятие   10.   «Обобщение   и   систематизация   знаний   по   теме   «Морские обитатели» Цели: расширение и активизация словаря по теме «Морские обитатели». Задачи:  1. Обогащать словарный запас детей по теме. 2. Развивать   мелкую   и   общую   моторику   с   использованием   Лего­ конструктора. 3. Развивать фонематический слух и восприятие. 4. Учить употреблять предложно­падежные конструкции. 5. Учить подбирать признаки к предметам. 6. 7. Закреплять правильное согласование существительных с числительными. Закреплять   правильные   окончания   единственного   и   множественного числа, подбирать слова – антонимы. 8. Развивать интерес к моделированию и конструированию. 9. Воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия.  Оборудование:   игровой персонаж Лего­друг, аудиозапись «Шум морского прибоя», Лего­лесенки,  предметные картинки с изображением морских обитателей, схемы построения морских обитателей из Лего­конструктора,   Лего­конструктор, аквариум. Ход занятия 1.   Организационный   момент  (играет   аудиозапись   «Шум   морского прибоя») ­ Здравствуйте, ребята! Прислушайтесь! Что это за шум? ­   Сегодня   мы   с   вами   отправимся   в   морское   путешествие.   Мы   с   вами опустимся   на   дно   моря,   потом   погуляем   по   берегу.   Мы   будем   знакомиться   с морскими обитателями. И обязательно пригласим с собой нашего Лего­друга. 2. Пальчиковая гимнастика (с применением Лего­лесенок) Жил да был один дельфин, Два конька дружили с ним. Приплывали к ним киты, И акула и моржи. Те учили их считать: Раз, два, три, четыре, пять. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла. Рыбка хвостиком махнула, Очень быстро уплыла. 3. Знакомство с темой ­   В   подводном   царстве   живет   очень   много   обитателей   водного   мира. Послушайте загадки и угадайте, про кого они. Эта рыба – хищник злой. Всех проглотит с головой. Зубы, показав, зевнула И ушла на дно … (акула) Он, как дом, огромный, Но спокойный, скромный. В море ест и в море спит –  Так живет на свете … (кит) Она отлично всем знакома. Она всегда и всюду дома. Нет дома для нее родней – Дом постоянно вместе с ней. С такой защитой нет и страха Кто – эта крепость? … (черепаха) ­ Всем вам знакомы черепахи. Но есть черепахи, которые живут на суше, а есть такие, которые очень любят плавать, поэтому они живут в воде. И называются «водоплавающие».  ­   А   какой   отличительный   признак   есть   у   черепахи?   (У   черепахи   есть панцирь.) Плывет прозрачный зонтик. «Обожгу! – грозит. – Не троньте». Ручки у нее и пузо, А зовут ее … (медуза). ­   Медузы   внешне   напоминают   колокол   или   зонтик.   Медуза   в   основном состоит из воды, поэтому она может жить только в воде. Если волна выкинет медузу на берег, то она под лучами солнца может погибнуть.Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я … (осьминог). Глубоко на дне она  Словно на небе видна.  Но не светит и не греет,  Потому что не умеет. (Морская звезда.) Только мимо нас проплыли, Поиграли и уплыли. Среди волн мелькают спины,  Дети, кто это? (Дельфины.) Ползет в море паук ­  Восемь ног, пара рук.  В руках клещи,  В глазах испуг. (Краб.) 4. Подбор прилагательных к существительным ­ Ребята, посмотрите внимательно на картинки и опишите каждого морского обитателя.  (Акула: зубастая, злая, большая, хищная,    опасная; кит:  большой, добрый,   медленная, водоплавающая;   медуза:   прозрачная,     скользкая,   желеобразная,   опасная; осьминог: большой, добрый, сильный; морская звезда: красивая, пятиконечная, иглокожая, медленная; дельфины: добрые, быстрые, гладкие, длинные; краб: круглый, маленький, неторопливый.)   синий;   черепаха:   большая,   добрая,     длинный, 5. Конструирование морских обитателей из Лего­конструктора ­   Ребята,   Лего­друг   принёс   нам   много   Лего­кубиков   и   предлагает   самим сделать   морских   обитателей  (детям   раздаются   схемы,   каждый   ребёнок выбирает понравившегося ему животного).  6. Физминутка Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя,  А над морем — мы с тобою! Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. 7. Работа с предлогами (Дети выкладывают построенных морских обитателей в аквариум). ­   Посмотрите,   ребята,   как   интересно   выстроились   морские   обитатели. Скажите мне, кто находится перед дельфином?  ­ Кто находится за китом?  ­ Кто под китом?  ­ Кто над крабом?  ­ Кто перед морской звездой?  ­ Кто за медузой?  ­ Кто между осьминогом и крабом? ­ Кто под медузой?  ­ Кто над дельфином? ­ Кто между черепахой и морской звездой?  8. Игра «Посчитаем до пяти» ­   Один   кит,   два   кита,   три   кита, четыре кита, пять китов. ­ Один краб, два краба, три краба, четыре краба, пять крабов. ­   Один   дельфин,   два   дельфина,   три   дельфина,   четыре   дельфина,   пять дельфинов. ­ Один осьминог, два осьминога, три осьминога, четыре осьминога, ­ пять осьминогов ­ Одна ракушка, две ракушки, три ракушки, четыре ракушки, пять ракушек.  ­   Один   морской   конек,   два   морских   конька,   три   морских   конька,   четыре морских конька, пять морских коньков. 9. Игра «Один – много» ­ Морской лев ­  …    морские львы. ­ Добрый кашалот ­ … добрые кашалоты. ­ Черный краб ­ …  черные крабы. ­ Серый дельфин ­ … серые дельфины. ­ Морской конёк ­… морские коньки. ­ Морской ёж ­ … морские ежи. ­ Ядовитая медуза ­ … ядовитые медузы. ­ Морская змея ­ … морские змеи. 10. Игра «Скажи наоборот» ­ Это кит большой, а этот кит … (маленький). ­ Эта рыбка длинная, а эта рыбка … (короткая). ­ Этот краб быстрый, а этот краб … (медленный). ­ Эта черепаха наземная, а черепаха … (морская). ­ Эта акула злая, а этот дельфин … (добрый). 11. Итог занятия Занятие 11. «Сказка «Гуси­лебеди»Цели: развитие у детей связной  речи, обучение пересказу. Задачи: 1. Учить   детей   пересказывать   сказку   по   объёмному   образцу   из   Лего­ конструктора по ролям. 2. Учить   понимать   и   уметь   объяснять   фразеологизмы:   «молочная   река, кисельные берега». 3. Учить   употреблять   слова   в   уменьшительно­ласкательной   форме, соотносить   числительное   с   существительным;   учить   согласовывать прилагательное с существительным. 4. Формировать  любовь к художественной литературе. 5. Воспитывать чувство товарищества; умение работать коллективно. Оборудование:  музыкальное   сопровождение;   Лего­дорожка,   Лего­ конструктор, слайды по сюжету сказки «Гуси – лебеди», предметные картинки.    Ход занятия 1. Организационный момент Упражнение – приветствие «Здравствуйте!» Ручки, ручки, просыпайтесь – здравствуйте! Пальчики сердитые – здравствуйте! И ладошки, наши крошки – здравствуйте! Разбудите наши рожки – здравствуйте! И притопы, и пружинки – здравствуйте! Глазки, ушки, носик, ротик – здравствуйте! И улыбки, и улыбки – здравствуйте! Все друг другу улыбнулись – здравствуйте! И лукаво подмигнули – здравствуйте! 2. Знакомство с темой     ­ Ребята, мы с вами сейчас отправимся в сказку. Давайте закроем глаза и скажем слова: Повеселились, покрутились,  В волшебной сказке очутились! (Во   время   слов   звучит   сказочная мелодия, на мониторе появляется заставка по сказке «Гуси ­ Лебеди».) ­ Ребята, в какой сказке мы оказались? («Гуси­Лебеди»)   ­ Что произошло в сказке?   ­ Трудный ли путь был у Маши, пока она искала братца?   ­ Поможем Машеньке  найти братца? ­   Прежде   чем   отправиться   в   путь   мы проговорим чистоговорки, каждое слово будем делить на слоги хлопками. Сначала произнесу я, а затем все вместе. уть ­ уть ­ уть — отправляемся мы в путь! да – да ­ да — трудно будет, не беда!  ой ­ ой ­ ой — Ванечку вернем домой! 3. Конструирование героев и декораций к сказке из Лего­конструктора В   ходе   конструирования,   дети   делятся   на   микрогруппы,   одна   группа конструирует декорации, другая – героев сказки).  4.   Работа   по   содержанию   сказки   с использованием построенных Лего­декораций ­ Отправляемся на поиски братца. Что за персонаж сказки встретился на нашем пути?  ­ К персонажу сказки обратимся с лаской! Ребята, назовите Яблоню ласково. Ребята, Яблонька просит вас стряхнуть яблоки. ­  Будем снимать аккуратно яблоки и считать их: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок.   Смотрите, одно яблоко упало, где оно лежит? (Яблоко лежит под яблоней.) ­ Давайте будем  передавать яблоко по кругу и говорить какое оно? (Яблоко круглое, яблоко красное, яблоко сочное, яблоко витаминное, яблоко полезное, яблоко сладкое.) ­ Как будет называться варенье из яблок? (Яблочное варенье.) ­ Как будет называться повидло из яблок? (Яблочное повидло.) ­  Как будет называться сад,  в котором растут яблони? (Яблоневый сад.) ­   Как   будет   называться   пирог,   приготовленный   с   яблоками?  (Яблочный пирог.)  5. Физминутка Белые лебеди, Лебеди летели И на воду сели, Сели, посидели. Лебеди летят, Крыльями машут, Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо и гордо умеют держаться Очень бесшумно на воду садятся. ­   Нам   пора   идти   дальше.   Какой     персонаж сказки нам встретился дальше по пути? ­ Мимо путник не пройди!   Пирожок  прихвати!   С пылу, с жару вынимай!  С пирожком поиграй!Загадки: капуста, сосулька, собака, лимон. Какой предмет лишний по количеству слогов в слове? Какой предмет лишний по отношению (мой, моя)? Какой предмет лишний по отношению одушевленный или неодушевлённый? Какой предмет лишний по наличию звука [К] в слове. ­ Скажем Печке спасибо. А нам пора в путь. ­ Какой сказочный персонаж встретится нам на пути?  Отгадайте  загадку: Летом бежит, Зимой спит.  Весна настала — Опять побежала. (Река) ­ Давайте сядем на бережок и отдохнём ­ Как вы думаете, почему речку в сказке  называют молочной?   ­ Что значит «кисельные берега»?  Сейчас будем по     два слова: «кисель», «молоко». Будьте внимательны и запоминайте, кому какое слово достанется. проговаривать очереди      (Дети делятся  на две команды.) Одна команда будет готовить молочные продукты, а вторая — варить кисель. (На   отдельном   столе разложены   картинки   с   изображением молочных продуктов   и   ягод.   Дети,   выбирают   нужные картинки. По окончании работы каждая команда показывает  и  рассказывает,  что  приготовили  из молока и из чего сварили кисель.) ­ Нам пора отправляться  дальше. За болотом стоит избушка на курьих ножках.  Там живет баба Яга.   Давайте   подойдем   поближе,   Дорожка   до избушки   непростая   —   то   узкая,   то   широкая,   то каменистая   (пальчиковая   гимнастика   при   помощи Лего­дорожек). В тёмном лесу есть избушка Стоит задом наперёд В той избушке есть старушка Бабушка­Яга живёт Нос крючком Глаза большие Словно угольки горят Ух, сердитая какая, Дыбом волосы стоят! ­ Баба Яга   улетела  по делам, а Ване сказала сидеть за печкой и не выходить на улицу, но Ваня не послушал.  ­ Давайте Ваню  тихо позовем. 6. Пересказ  конца сказки по ролям с использованием Лего­декораций 7. Итог занятия Занятие 12. «Сказка «Теремок» Цель: формирование у детей диалогической речи. Задачи: 1. Развивать связную диалогическую речь. 2. Развивать фонематический слух, силу голоса; общую и мелкую моторику. 3. Развивать память, внимание. 4. Формировать театральные навыки. 5. Развивать интерес к моделированию и конструированию. 6. Совершенствовать   коммуникативные   навыки   детей   при   работе   в коллективе. Оборудование:  Лего­конструктор,   музыкальное   сопровождение,   шапочки героев сказки (Лягушка, Заяц, Медведь, Волк, Лиса, Мышка). Предварительная работа: построение теремка из Лего­конструктора, чтение сказки «Теремок». Ход занятия 1. Организационный момент Много сказок есть на свете, Сказки очень любят дети, Все хотят в них побывать, И немножко поиграть. Все садитесь рядом, Поиграем ладом. Приготовьте ушки, глазки, Начинаем нашу сказку. ­   Ребята,   сегодня   мы   с   вами   отправимся   в   сказку.   Угадайте,   в   какую? (Логопед показывает картинки на экране. Дети называют сказку   «Теремок». Под   музыку   проходят   через   домик,   построенный   из   большого   Лего   ­ конструктора. Все дети в домике надевают шапочки героев, выходят и садятся на модули В сказке участвуют 6 человек.) 2. Основная часть ­ Теперь, вы, герои сказки. Догадайтесь, о каком из ваших героев   я буду говорить: Зимой ­ белый, а летом – серый. (Заяц) Летом по лесу гуляет,  Да малину собирает,  Очень любит сладкий мед,  Лапу он зимой сосет.  (Медведь)Кто зимой холодный Ходит злой, голодный? (Волк) Говорят, она хитра, Кур уносит со двора. Но зато красавица – Всем ребятам нравится! (Лиса) Летом в болоте Вы ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это?     (Лягушка) Маленький рост, Длинный хвост, Серенькая шубка, Остренькие зубки. (Мышь) 3. Конструирование  героев сказки из Лего­конструктора Дети конструируют из Лего­ конструктора героев сказки. В это время звучит музыка. Дети выстраивают сделанных Лего­игрушек на стол рядом с уже сделанным теремком.  4. Игра «Кого не хватает?» Логопед убирает одного из сделанных героев, а дети должны угадать, кого не хватает, игра повторяется с несколькими героями. 5. Физминутка Стоит в поле теремок, теремок Он не низок, не высок. Терем, терем покружись, покружись Покружись, остановись. К лесу задом, к нам лицом И окошком и крыльцом. 6. Инсценировка сказки с помощью Лего­ декораций   Логопед начинает рассказывать сказку. Дети самостоятельно говорят слова своего героя характерным голосом и изображая его повадки.    7. Игра «Угадайте, кто это говорит?»  Ребенок   голосом   героя   говорит   фразу   за   ширмой:   «Я   в   этом   теремке живу». Остальные должны угадать героя сказки. 8. Итог занятия. Занятие 13. «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка». Составление синквейна» Цели: обучение пересказу и составлению синквейнов. Задачи: 1. Обучать последовательному пересказу с опорой на объёмные постройки из Лего­конструктора. Закреплять навыки словообразования. 2. 3. Учить составлять синквейны о героях сказки опираясь на заданную схему. 4. Упражнять   в   подборе   слов­ признаков, слов­действий. 5. Развивать   раскрепощение. воображение, 6. Формировать   навыки Оборудование:  сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности. предметные картинки: лиса, заяц, собака, медведь, петух, каменный   дом,   соломенный   дом,   избушка лубяная, избушка ледяная; текст русской народной сказки «Заюшкина избушка»; иллюстрации к сказке; схема составления синквейна, Лего­конструктор. Ход занятия 1. Организационный момент Здравствуйте, мои дорогие И маленькие и большие! Вижу, как вы подросли До чего же хороши! Внимание! Внимание! Дорогие зрители, Чудеса сейчас придут Интересно будет тут! Я на вас погляжу, Да и сказку расскажу! Вы на ус всё намотайте, Сказку рассказать мне помогайте! Не грусти, улыбнись! Сказка дарит нам сюрприз! 2. Основная часть Игра «Какой дом?»   (На доске картинки: каменный дом, соломенный дом, лубяная избушка, ледяная избушка.) ­ Дом из соломы (какой?) ­ соломенный дом. ­ Избушка изо льда (какая?) ­ ледяная избушка. ­ Избушка из луба (какая?) ­ лубяная избушка. ­ Как вы думаете, эти дома настоящие или сказочные?­ Избушки ледяная и лубяная из какой сказки? 3. Беседа по содержанию сказки ­ Какую избушку построила лиса?  ­ Почему она называется ледяная?  ­ Какую избушку построил зайчик?  ­ Она из луба, поэтому лубяная.  ­ Какая беда случилась с зайчиком?  ­ Поступок лисы какой?  ­ Кто хотел помочь зайчику?  ­ Почему собака и медведь не помогли ему?  ­ Кто же зайчику помог выгнать лису?  ­ Почему петуху это удалось?  ­ Что петух пел лисе?  ­ Какая это песенка, ласковая или грозная?  ­ Кто из сказочных героев вам понравился?  ­ Почему?  4. Конструирование героев скази из Лего­конструктора 5. Физминутка Зайка наш в избушке жил Никогда он не тужил Песню весело он пел И на дудочке дудел. Но лисичка постучала Зайца нашего прогнала. Теперь зайчишка грустный ходит. Себе он места не находит И собака, и медведь К зайцу нашему подходят И ни с чем они уходят. Лишь единственный петух Зайке нашему помог И теперь живут в дому Припеваючи, в ладу! 6. Подбор признаков к персонажам сказки по их поступкам ­ Назовите сказочных героев  и опишите их. ­ Собака (какая?) – трусливая. ­ Медведь (какой?) – трусливый. ­ Петух (какой) – храбрый, смелый, бесстрашный. ­ Заяц (какой?) – трудолюбивый, слабый, боязливый.  ­ Лиса (какая?) – хитрая,  наглая, коварная. 7. Психогимнастика ­ Изобразите, как боится заяц. ­ Изобразите, лису, которая хитрит и  обманывает  зайчика. ­ Изобразите, как зайчик просит помощи. ­ Изобразите, как петушок идёт и несёт на плечах косу. 8. Составление синквейнов с опорой на схему (На доске схема составления синквейна) ­ Ребята, мы будем составлять рассказ о сказочных героях. Давайте вспомним правила составления рассказа по этой схеме. Первая строка: слово­предмет. Кто это? Вторая стока: два слова­признака. Какой сказочный герой? Третья строка: три слова­действия. Что делал или сделал сказочный герой? Четвёртая   строка:  предложение,   где   вы,   расскажите,   как   относитесь   к сказочному герою или к его поступку. Пятая строка: итоговая характеристика героя.  (Работа по составлению синквейна о сказочных героях проводится в трёх группах: синквейны о зайчике, о лисе, о петухе.) Лиса Хитрая, наглая. Выгнала, обманула, обхитрила. Лиса поступила плохо. Зайчик Слабый, трусливый. Плачет, боится, просит (помощи). Мне жалко зайчика. Добрый трусишка. Петух Смелый, отважный. Спас, защитил, выгнал (лису). Петух поступил смело. Герой. ­   Ребята, вы молодцы! Вы, как, настоящие писатели! Чему научила вас эта                            Плутовка. сказка? На кого бы вы хотели быть похожим? 9. Итог занятия Занятие 14. «Сказка «Три медведя» Цели:  развитие  связной речи,   обучение  составления  рассказа с  опорой  на объёмные декорации из Лего­конструктора. Задачи: 1. Расширять   и   активизировать   словарь   по   лексическим   темам   «Посуда», «Мебель», «Дикие животные». 2. Отрабатывать   грамматические   категории:   уменьшительно­ласкательные формы существительных. 3. Обучать   использованию   в   речи   описательных   рассказов   при   помощи объёмных построек из Лего­конструктора. 4. Совершенствовать   звуковую   сторону   речи   в   сфере   произношения, восприятия и выразительности.5. Развивать у детей умение логически правильно выстраивать свой рассказ. 6. Развивать общую и мелкую моторику. 7. Совершенствовать коммуникативные навыки. Оборудование:  картина   из   сказки   «Три   медведя»,   предметные   картинки диких животных и их детенышей, предметные картинки для загадок, ёлочка, Лего­ конструктор. Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Три медведя». Ход занятия 1. Организационный момент ­ Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами – волшебный сказочный лес. Что бы в нем очутиться, нужно сказать волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете?  ­  А   чтобы   волшебство   произошло,   как   надо   произнести   эти   слова? (Загадочно, ласково, тихо, таинственно). ­ Давайте их вместе произнесем, и посмотрим, что произойдет: Я на ножке покручусь В сказочном лесу окажусь! 2. Основная часть ­ Ребята, отгадайте, о какой сказке идет речь в загадке: Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Отгадайте без подсказки. Кто герои этой сказки? ­ В какой сказке мы оказались?  (Выставляется  картина по сказке «Три медведя») ­ Как бы вы назвали эту картину?  ­ А может, назовем «Изба медведей»?  ­  В сказке изба – в наше время дом, в наше время  комната –  а в сказке горница, еда – похлебка, тарелка – миска, печка – плита. ­ Что находится в избе?     ­ Подумайте, поразмышляйте.  ­ Чья это кровать? Как вы думаете?  ­ Расскажите мне, как расположены предметы?   ­ Где стоят миски?  ­ Где находится окно?  ­ Что висит над кроватью?  ­   Как  по­другому  можно  назвать  картину?  (Портрет,  большая   семейная фотография). ­ Что изображено справа на портрете?  ­ Кто сидит слева от Настасьи Петровны?  ­ Кто сидит справа от Настасьи Петровны?  ­ Что висит на гвозде? 3. Игра «Назови семейство»   (На елочке висят картинки животных.)                               ­ Ребята, в сказке «Три медведя» есть семья?  ­ Назовите членов медвежьей  семьи? (Медведь,  медведица,  медвежонок). ­  В  гости   к   медведям   приходят   лесные   жители.  (Логопед   показывает картинки животных, дети называют.) Волк – волчица – волчонок.                    Лис – лиса – лисенок. Заяц – зайчиха – зайчонок. Еж – ежиха – ежонок. 4. Игра «Чей предмет?» ­ На нашем пути еще одна необычная елочка, она украшена предметами. ­ Большая ложка в сказке чья?  ­   А   маленькая   ложечка   чья?  (Большая   ложка   –   медведя,   маленькая ложечка – медвежонка.) Дети называют:  ­ Большая чашка – медведя, а маленькая чашечка – медвежонка. ­ Большой стул ­ медведя, а маленький стульчик – медвежонка. ­ Большая кровать – медведя, а маленькая кроватка медвежонка. 5. Игра  «Скажи наоборот» Большой – маленький, высокий – низкий, голодный – сытый. Открыть – закрыть, пустой – полный, громко – тихо. Тонкий – толстый, сломанный – отремонтированный. 6. Физминутка Три медведя шли домой. Папа был большой­большой. Мама чуть поменьше ростом. Ну, а сын – малютка просто. Очень маленький он был, С погремушками ходил. 7. Конструирование героев и декораций к сказке из Лего­конструктора 8. Инсценировка сказки по ролям с Лего­игрушками 9. Итог занятия Занятие 15. «Знакомство со сказкой  Н. А. Павловой «Котята» Цель:  обучение   детей   выразительному   пересказу   текста   с   опорой   на объёмные декорации из Лего­конструктора. Задачи:Закреплять навык словообразования относительных прилагательных. 1. Активизировать предметный словарь и словарь признаков. 2. Учить подбору синонимов к прилагательным, обозначающим цвет. 3. 4. Развивать у детей умение использовать в речи сравнения. 5. Развивать наглядно­образное, ассоциативное мышление. 6. Развивать зрительное внимание. 7. Совершенствовать   коммуникативные   навыки   детей   при   работе   в   паре, коллективе, распределении обязанностей. 8. Способствовать   воспитанию   положительных   нравственных   качеств личности: доброта, взаимопомощь, уважение к товарищам и к результатам их труда. Оборудование:  картинка   радуги,   предметные   картинки,   картина   с замаскированными Котятами, Лего­конструктор. Ход занятия 1. Организационный момент ­   Ребята,   что   это?  (Логопед   демонстрирует   детям   картинку   с изображением радуги.) ­ Какая она? (Разноцветная.) ­   Какие   цвета   вы   видите?  (Красный,   оранжевый,   жёлтый,   зелёный, голубой, синий, фиолетовый.) ­ Сегодня мы с вами поиграем с цветами. Вы узнаете, как по­разному можно называть   один   и   тот   же   цвет.   Увидите,   как   иногда,   пользуясь   своим   цветом, прячутся животные. 2. Основная часть ­ Послушайте загадку. Явился в жёлтой шубке, Прощайте две скорлупки. (Цыплёнок.) ­ Какой этот цыплёнок? (Он жёлтый.) ­ Он жёлтый, как что? (Как солнышко, как золото, как песок, как солома и ­ Как ещё можно сказать о жёлтом цвете, он какой? (Солнечный, песочный, т.д.) золотой.) Пушистый и зелёный хвост На грядке горделиво рос, Ухватился Ваня ловко: Вылезай на свет… (морковка). ­ Какого цвета морковь? (Оранжевая.) ­ Она оранжевая, как…(лиса, огонь, кирпич, апельсин и т.д.) Как   ещё   можно   назвать   оранжевый   цвет,   какой   он?  (Рыжий,   огненный, кирпичный, морковный.)    Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла, Здесь дрозды, скворцы снуют, И, галдя, его клюют. (Рябина.) ­Рябина какая?» (Красная.) ­ Она красная, как…(земляника, вишня, коралл, кровь и т.д.). ­ Как ещё можно назвать красный цвет, он какой?   (Земляничный,   вишнёвый,   коралловый, рябиновый). Колосится в поле рожь, Там, во ржи, цветок найдешь. Ярко­синий и пушистый, Только   жаль,   что   не   душистый. (Василёк.) ­Василёк какой? (Он синий.) ­   Он   синий,   как…(небо,   море,   сапфир, колокольчик и т.д.) ­   Как   ещё   можно   назвать   синий   цвет?   Он   какой?  (Небесный,   лазурный, сапфировый, васильковый.) Чёрный, темноты темней, Нету птиц, его умней. На высокой ели – вон он. Это старый, мудрый…(ворон). ­ А какой ворон? (Он чёрный.) ­ Он чёрный, как….(ночь, смола, уголь, земля). ­ Как по­другому можно назвать чёрный цвет?  (Угольный, вороной (конь), смоляной.) Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, для зимы, ­ другого цвета. (Заяц.) ­ Заяц зимой какой? (Белый.) ­ Он белый, как…(снег, молоко, облако, пух, вата и т.д.).  ­ Как ещё можно назвать белый цвет? (Белоснежный, молочный, светлый.) 3. Развитие зрительного внимания Логопед знакомит детей с картиной, на которой изображены персонажи, замаскированные   предметами   того   же   цвета,   и   просит   детей   найти   на картинке Огонька, Уголька, Снежка, Черныша и других героев. (Дети подходят к мольберту, чтобы внимательно рассмотреть картину и находят персонажей.) 4.   Знакомство   с   текстом   сказки   Н.А.   Павловой   «Котята»   с последующим пересказом Жили­были   три   котёнка:   Огонёк,   Уголёк   и   Снежок.   Огонёк   был   рыжий­ рыжий,   как   огонь.   Уголёк   был   чёрный­чёрный,   как   уголь,   а   Снежок   ­   белый   и пушистый, как снег. Как­то раз их хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Во двор вбежал   огромный,   злой  пёс   Буян.   Что   делать   малышам?   Умные   котята   вот   чтопридумали:  Снежок  подбежал  к  белой двери и остановился,  Огонёк прижался к кирпичной   стене,   а   Уголёк   спрятался   за   ведёрко   с   углём.  Стоит   Буян,   головой вертит, а котят не видит. Тут и хозяйка вернулась. Чужую собаку прогнала со двора, а котят  позвала обедать. Едят котята, про своё приключение вспоминают  и над Буяном смеются. 5. Конструирование героев сказки из Лего­конструктора 6. Физминутка Пушистые комочки Умыли лапкой щечки, Умыли лапкой носик, Умыли лапкой глазки – Правый глазик, левый глазик. Умыли лапкой ушки – Правое ушко, левое ушко. А ушки у котят, как домики стоят. 7.  Беседа по содержанию сказки ­ Кто главные герои сказки? (Главные герои ­ три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок.) ­ Почему котят назвали Уголёк, Огонёк и Снежок? (Огонёк был рыжий, как огонь. Уголёк ­ чёрный, как уголь, а Снежок ­ белый и пушистый, как снег.) ­ Почему пса назвали Буян? (Потому что пёс обижал малышей, дрался и буянил.) ­   Как   по­другому   можно   было   назвать   пса?  (Его   можно   было   назвать Драчун, Задира, Забияка.) ­   Что   забыла  сделать   хозяйка,   когда  уходила?  (Хозяйка   забыла   закрыть калитку.) ­ Кто вбежал во двор? (Во двор вбежал злой пёс Буян.) ­ Где спрятались котята и почему?    (Снежок подбежал к белой двери и остановился,   потому   что   белого   котёнка   не   видно   на   белом   фоне.   Огонёк прижался к кирпичной стене, так как его шёрстка была рыжая, как кирпич. Уголёк спрятался за ведёрко с углём, потому что цвет его шёрстки был похож на уголь.)  ­ Что сделала хозяйка, когда вернулась? (Хозяйка чужую собаку прогнала со двора, а котят позвала обедать.) ­   Что   можно   сказать   о   котятах,   какие   они?  (Котята   умные, сообразительные, находчивые, смышлёные, храбрые, смелые, отважные.) ­   А   пёс?   Какой   он?  (Пёс   сердитый,   злой,   грубый,   задиристый,   глупый, трусливый.) 8. Пересказ сказки Воспроизведение сказки с помощью Лего­игрушек.  9.  Итог занятия ЛИТЕРАТУРА 1 2 Глухов   В.   П.   ­     Методика   формирования   связной   монологической   речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996. Гомзяк О.С. – «Говорим правильно в 6 – 7 лет/конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной группе», Изд.: ГНОМ и Д, 2013 3 Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. – «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», Изд.: ГНОМ, 2014 4 Крупенчук О.И. ­  «Научите меня говорить правильно», Изд.: Литера, 2005 5 Лусс Т.В.­ «Формирование навыков конструктивно­игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО, Изд.: ВЛАДОС; Москва, 2003 6 Пожиленко Е.А. – «Волшебный мир звуков и слов», Изд.: М.:ВЛАДОС , 2001 7 Спивак Е.Н. – «Звуки Ш, Ж, Ч, Щ», Изд.: ГНОМ, 2013 г. 8 Цвынтарный   В.В.   –   «Играем,   слушаем,   подражаем   звуки   получаем",   Изд.: Центрполиграф, 2005