Цитологические основы наследования признаков. Независимое распределение хромосом при дигибридном скрещивании. Наследование сцепленное с полом. Множественные аллели. Решение задач.
Оценка 5

Цитологические основы наследования признаков. Независимое распределение хромосом при дигибридном скрещивании. Наследование сцепленное с полом. Множественные аллели. Решение задач.

Оценка 5
docx
28.04.2021
Цитологические основы наследования признаков. Независимое распределение хромосом при дигибридном скрещивании. Наследование сцепленное с полом. Множественные аллели. Решение задач.
биол 10 б.docx

Раздел долгосрочного плана:

10.3В Закономерности наследственности и изменчивости

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

Класс: 10

Количество

присутствующих:

Количество

отсутствующих:

Тема урока

Цитологические основы наследования признаков. Независимое распределение хромосом при дигибридном скрещивании. Наследование сцепленное с полом. Множественные аллели. Решение задач.

Цели обучения, которые будут достигнуты                       с помощью данного урока

10.2.4.2 применять цитологические основы дигибридного скрещивания, наследования признаков сцепленных с полом при решении зада

Цели урока

Ученик знает:

·         понятие «кодоминантность»;

·         взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Ученик понимает:

·         важность знания о кодоминантности для решения генетических задач.

Ученик умеет:

·         применять генетические схемы для решения задач;

сравнивать взаимодействия аллельных и неаллельных генов.

Критерии оценивания

Применяют цитологические основы дигибридного скрещивания, наследования признаков сцепленных с полом при решении задач.

Сравнивают взаимодействие аллельных и неаллельных генов

Языковые цели

 

 

 

 

Учащиеся могут:

Устно объяснять составленные схемы скрещивания с использованием ранее полученных знаний об изменениях, происходящих в мейозе

 

Предметная лексика и терминология

Доминантность, кодоминантность, не полное доминирование, Гомозигота, гетерозигота, гомологичные хромосомы, аллели генов, полигибридное, моно-, дигибридное скрещивание, фенотип, генотип,  мейоз, хромосома

 

Серия полезных фраз для диалога/письма

Если у обеих родителей X, то...

 

Привитие ценностей

Открытость

Учитель представляет одинаковый доступ к получению информации;

Ученики и учитель совместно разрабатывают цели и задачи урока;

Учитель и учащиеся открыто оценивают друг друга и обосновывают оценку, дают обратную связь;

Уважение к себе и окружающим

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга.

Учитель и учащиеся выдерживают вежливый тон, используют вежливую форму обращения друг другу (по имени друг другу, учителю по имени и отчеству).

Предварительные знания

Знания основ клеточной биологии, включая структуру хромосом и функции, необходимые для освоения материала данного раздела.

Базовые знания о размножении, как описано в разделах G6, G7;

Идеи о наследственности, в том числе генетическое скрещивание, как описано в разделах G8, G9 и G10

План

Запланирован-ное время проведения

Запланированная деятельность на уроке

Учебные ресурсы

Начало урока

1 мин

Оргмомент

Приветствие

 

2-5 мин

Проверка знаний:

Выполнение задания на соответствие.

По завершении работы учащиеся обмениваются листочками для взаимопроверки. Учитель дает комментарии.

Лист с заданием

5-10 мин

Вызов: В родильном доме перепутали двух младенцев с группами крови О и А. Одна пара предполагаемых родителей имеет группы крови О и А, другая - А и АВ.

-          Можно ли достоверно установить, кто чей сын?

Ответы учащихся.

Обратная связь учителя.

Ответ:

В судебной практике встречаются случаи, которые требуют установления родственных связей. Для этого используют различие методы, в том числе используют групповую принадлежность крови (по аллелем А,В,О и М,N), резус-фактор. Существуют очень сложные методы, называемые “генетической дактилоскопией” - т.е. распознавании опреде-ленных участков ДНК, характерных для родственных организмов.

 

Тема нашего урока «Генетические схемы для решения задач на кодоминантность, множественные аллели».

Ученики подумав в парах выходят на цели урока. При необходимости учитель дополняет.

ИД

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

11-20 мин

 

Осмысление:

Рассказ учителя: сегодня мы разберем взаимодействия аллельных и неаллельных  генов:

Алле́ли (от греч.ἀλλήλων — друг друга, взаимно) — различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичныххромосом и определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака. В диплоидном организме может быть два одинаковых аллеля одного гена, в этом случае организм называется гомозиготным, или два разных, что приводит к гетерозиготному организму. Термин «аллель» предложен В. Иогансеном (1909 г.)

 

Аллельные гены

Неаллельные гены

Полное доминирование

Комплементарность

Не полное доминирование

Эпистаз

Кодоминантность

Полимерия

Множественный аллелизм

Плейотропия

Доминантность, или домнирование - форма взаимоотношений между аллелями одного гена, при которой один из них (доминантный) подавляет (маскирует) проявление другого (рецессивного) и таким образом определяет проявление признака как у доминантных гомозигот, так и у гетерозигот.

·                   При полном доминировании фенотип гетерозиготы не отличается от фенотипа доминантнойгомозиготы по данному аллелю.

·                   При неполном доминировании гетерозиготы имеют фенотип, промежуточный между фенотипами доминантной и рецессивной гомозиготы. Например: При скрещивании растений ночной красавицы, имеющей пурпурные цветки (АА), с растением, имеющим белые цветки (аа), все растения первого поколения будут иметь промежуточную розовую окраску (рис. 1). Это не противоречит правилу единообразия гибридов первого поколения Г. Менделя: ведь действительно в первом поколении все цветки розовые. При скрещивании двух особей ночной красавицы из первого поколения во втором поколении происходит расщепление, но не в соотношении 3:1, а в соотношении 1:2:1, т.е. один цветок белый (аа), два розовых (Аа) и один пурпурный (АА).

неполное доминирование

·                   При кодоминировании, в отличие от неполного доминирования, у гетерозигот признаки, за которые отвечает каждый из аллелей, проявляются одновременно и в полной мере. Типичный пример кодоминирования — наследование групп крови системы АВ0 у человека. Всё потомство людей с генотипами АА (вторая группа) и ВВ (третья группа) будет иметь генотип АВ (четвертая группа). Их фенотип не является промежуточным между фенотипами родителей, так как на поверхности эритроцитов присутствуют оба агглютиногена (А и В). При кодоминировании назвать один из аллелей доминантным, а другой — рецессивным нельзя, эти понятия теряют смысл: оба аллеля в равной степени влияют на фенотип. На уровне РНК и белковых продуктов генов, видимо, подавляющее большинство случаев аллельных взаимодействий генов — это кодоминирование, ведь каждый из двух аллелей у гетерозигот обычно кодирует РНК и/или белковый продукт, и оба белка или РНК присутствуют в организме. Как известно, в начале XX в. были открыты группы крови человека. Оказалось, что существует четыре группы крови, которые обозначили 0, А, В и АВ. В 1924 г. немецкий врач Ф.Бернштейн показал, что группы крови системы АВ0 определяются тремя аллелями одного гена: IA, IB, i. Гены IA и IB являются кодоминантными. Сведения о возможных генотипах и фенотипах для системы групп крови АВ0 приведены в таблице.

·                   Сверхдоминирование — более сильное проявление признака у гетерозиготной особи, чем у любой гомозиготной. На этом типе аллельного взаимодействия основано явление гетерозиса (превосходство над родителями по жизнеспособности, энергии роста, плодовитости, продуктивности.

 

20-35 мин

 

 

 

Учитель предлагает ученикам решить задачи на определение доминантности.

 

Активити 1 «Группы крови»

Задание:прочитайте информационный бюллетень (Приложение 1) и выполните задания (Приложение 2) на карточках.

 

Обратная связь по итогам выполнения заданий.

 

Задачи

 

 

 

Приложение 1,

Приложение 2

 

Конец урока

 

36-38 мин

Учитель предлагает ученикам тест в качестве проверки.

 

Выполнение теста индивидуально.

Взаимопроверка по ключу в парах.

 

Подведение итогов урока.

Возврат к целям.

 

Приложение 3

 

ИД

 

 

 

39-40 мин

Рефлексия «Партнеры по обсуждению»

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.  

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Раздел долгосрочного плана: 10

Раздел долгосрочного плана: 10

Запланирован-ное время проведения

Запланирован-ное время проведения

При полном доминировании фенотип гетерозиготы не отличается от фенотипа доминантнойгомозиготы по данному аллелю

При полном доминировании фенотип гетерозиготы не отличается от фенотипа доминантнойгомозиготы по данному аллелю

Учитель предлагает ученикам решить задачи на определение доминантности

Учитель предлагает ученикам решить задачи на определение доминантности

Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2:

Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2021