Раздел долгосрочного плана: 10.3В Закономерности наследственности и изменчивости |
Школа: |
|||||||||||||||
Дата: |
Ф.И.О. учителя: |
|||||||||||||||
Класс: 10 |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
||||||||||||||
Тема урока |
Цитологические основы наследования признаков. Независимое распределение хромосом при дигибридном скрещивании. Наследование сцепленное с полом. Множественные аллели. Решение задач. |
|||||||||||||||
Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока |
10.2.4.2 применять цитологические основы дигибридного скрещивания, наследования признаков сцепленных с полом при решении зада |
|||||||||||||||
Цели урока |
Ученик знает: · понятие «кодоминантность»; · взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Ученик понимает: · важность знания о кодоминантности для решения генетических задач. Ученик умеет: · применять генетические схемы для решения задач; сравнивать взаимодействия аллельных и неаллельных генов. |
|||||||||||||||
Критерии оценивания |
Применяют цитологические основы дигибридного скрещивания, наследования признаков сцепленных с полом при решении задач. Сравнивают взаимодействие аллельных и неаллельных генов |
|||||||||||||||
Языковые цели
|
Учащиеся могут: Устно объяснять составленные схемы скрещивания с использованием ранее полученных знаний об изменениях, происходящих в мейозе
Предметная лексика и терминология Доминантность, кодоминантность, не полное доминирование, Гомозигота, гетерозигота, гомологичные хромосомы, аллели генов, полигибридное, моно-, дигибридное скрещивание, фенотип, генотип, мейоз, хромосома
Серия полезных фраз для диалога/письма Если у обеих родителей X, то...
|
|||||||||||||||
Привитие ценностей |
Открытость Учитель представляет одинаковый доступ к получению информации; Ученики и учитель совместно разрабатывают цели и задачи урока; Учитель и учащиеся открыто оценивают друг друга и обосновывают оценку, дают обратную связь; Уважение к себе и окружающим Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель и учащиеся выдерживают вежливый тон, используют вежливую форму обращения друг другу (по имени друг другу, учителю по имени и отчеству). |
|||||||||||||||
Предварительные знания |
Знания основ клеточной биологии, включая структуру хромосом и функции, необходимые для освоения материала данного раздела. Базовые знания о размножении, как описано в разделах G6, G7; Идеи о наследственности, в том числе генетическое скрещивание, как описано в разделах G8, G9 и G10 |
|||||||||||||||
План |
||||||||||||||||
Запланирован-ное время проведения |
Запланированная деятельность на уроке |
Учебные ресурсы |
||||||||||||||
Начало урока 1 мин |
Оргмомент Приветствие |
|
||||||||||||||
2-5 мин |
Проверка знаний: Выполнение задания на соответствие. По завершении работы учащиеся обмениваются листочками для взаимопроверки. Учитель дает комментарии. |
Лист с заданием |
||||||||||||||
5-10 мин |
Вызов: В родильном доме перепутали двух младенцев с группами крови О и А. Одна пара предполагаемых родителей имеет группы крови О и А, другая - А и АВ. - Можно ли достоверно установить, кто чей сын? Ответы учащихся. Обратная связь учителя. Ответ: В судебной практике встречаются случаи, которые требуют установления родственных связей. Для этого используют различие методы, в том числе используют групповую принадлежность крови (по аллелем А,В,О и М,N), резус-фактор. Существуют очень сложные методы, называемые “генетической дактилоскопией” - т.е. распознавании опреде-ленных участков ДНК, характерных для родственных организмов.
Тема нашего урока «Генетические схемы для решения задач на кодоминантность, множественные аллели». Ученики подумав в парах выходят на цели урока. При необходимости учитель дополняет. |
ИД
|
||||||||||||||
Середина урока 11-20 мин
|
Осмысление: Рассказ учителя: сегодня мы разберем взаимодействия аллельных и неаллельных генов: Алле́ли (от греч.ἀλλήλων — друг друга, взаимно) — различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичныххромосом и определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака. В диплоидном организме может быть два одинаковых аллеля одного гена, в этом случае организм называется гомозиготным, или два разных, что приводит к гетерозиготному организму. Термин «аллель» предложен В. Иогансеном (1909 г.)
Доминантность, или домнирование - форма взаимоотношений между аллелями одного гена, при которой один из них (доминантный) подавляет (маскирует) проявление другого (рецессивного) и таким образом определяет проявление признака как у доминантных гомозигот, так и у гетерозигот. · При полном доминировании фенотип гетерозиготы не отличается от фенотипа доминантнойгомозиготы по данному аллелю. · При неполном доминировании гетерозиготы имеют фенотип, промежуточный между фенотипами доминантной и рецессивной гомозиготы. Например: При скрещивании растений ночной красавицы, имеющей пурпурные цветки (АА), с растением, имеющим белые цветки (аа), все растения первого поколения будут иметь промежуточную розовую окраску (рис. 1). Это не противоречит правилу единообразия гибридов первого поколения Г. Менделя: ведь действительно в первом поколении все цветки розовые. При скрещивании двух особей ночной красавицы из первого поколения во втором поколении происходит расщепление, но не в соотношении 3:1, а в соотношении 1:2:1, т.е. один цветок белый (аа), два розовых (Аа) и один пурпурный (АА). · При кодоминировании, в отличие от неполного доминирования, у гетерозигот признаки, за которые отвечает каждый из аллелей, проявляются одновременно и в полной мере. Типичный пример кодоминирования — наследование групп крови системы АВ0 у человека. Всё потомство людей с генотипами АА (вторая группа) и ВВ (третья группа) будет иметь генотип АВ (четвертая группа). Их фенотип не является промежуточным между фенотипами родителей, так как на поверхности эритроцитов присутствуют оба агглютиногена (А и В). При кодоминировании назвать один из аллелей доминантным, а другой — рецессивным нельзя, эти понятия теряют смысл: оба аллеля в равной степени влияют на фенотип. На уровне РНК и белковых продуктов генов, видимо, подавляющее большинство случаев аллельных взаимодействий генов — это кодоминирование, ведь каждый из двух аллелей у гетерозигот обычно кодирует РНК и/или белковый продукт, и оба белка или РНК присутствуют в организме. Как известно, в начале XX в. были открыты группы крови человека. Оказалось, что существует четыре группы крови, которые обозначили 0, А, В и АВ. В 1924 г. немецкий врач Ф.Бернштейн показал, что группы крови системы АВ0 определяются тремя аллелями одного гена: IA, IB, i. Гены IA и IB являются кодоминантными. Сведения о возможных генотипах и фенотипах для системы групп крови АВ0 приведены в таблице. · Сверхдоминирование — более сильное проявление признака у гетерозиготной особи, чем у любой гомозиготной. На этом типе аллельного взаимодействия основано явление гетерозиса (превосходство над родителями по жизнеспособности, энергии роста, плодовитости, продуктивности. |
|
||||||||||||||
20-35 мин
|
Учитель предлагает ученикам решить задачи на определение доминантности.
Активити 1 «Группы крови» Задание:прочитайте информационный бюллетень (Приложение 1) и выполните задания (Приложение 2) на карточках.
Обратная связь по итогам выполнения заданий.
|
Задачи
Приложение 1, Приложение 2
|
||||||||||||||
Конец урока
36-38 мин |
Учитель предлагает ученикам тест в качестве проверки.
Выполнение теста индивидуально. Взаимопроверка по ключу в парах.
Подведение итогов урока. Возврат к целям.
|
Приложение 3
ИД
|
||||||||||||||
39-40 мин |
Рефлексия «Партнеры по обсуждению» |
|
||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение
техники безопасности |
||||||||||||||
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру). Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени. |
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. |
Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.
|
||||||||||||||
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
|
||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.