Цитологические основы наследования признаков. Независимое распределение хромосом при дигибридном скрещивании. Наследование сцепленное с полом. Множественные аллели. Решение задач.

  • docx
  • 28.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала биол 10 б.docx

Раздел долгосрочного плана:

10.3В Закономерности наследственности и изменчивости

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

Класс: 10

Количество

присутствующих:

Количество

отсутствующих:

Тема урока

Цитологические основы наследования признаков. Независимое распределение хромосом при дигибридном скрещивании. Наследование сцепленное с полом. Множественные аллели. Решение задач.

Цели обучения, которые будут достигнуты                       с помощью данного урока

10.2.4.2 применять цитологические основы дигибридного скрещивания, наследования признаков сцепленных с полом при решении зада

Цели урока

Ученик знает:

·         понятие «кодоминантность»;

·         взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Ученик понимает:

·         важность знания о кодоминантности для решения генетических задач.

Ученик умеет:

·         применять генетические схемы для решения задач;

сравнивать взаимодействия аллельных и неаллельных генов.

Критерии оценивания

Применяют цитологические основы дигибридного скрещивания, наследования признаков сцепленных с полом при решении задач.

Сравнивают взаимодействие аллельных и неаллельных генов

Языковые цели

 

 

 

 

Учащиеся могут:

Устно объяснять составленные схемы скрещивания с использованием ранее полученных знаний об изменениях, происходящих в мейозе

 

Предметная лексика и терминология

Доминантность, кодоминантность, не полное доминирование, Гомозигота, гетерозигота, гомологичные хромосомы, аллели генов, полигибридное, моно-, дигибридное скрещивание, фенотип, генотип,  мейоз, хромосома

 

Серия полезных фраз для диалога/письма

Если у обеих родителей X, то...

 

Привитие ценностей

Открытость

Учитель представляет одинаковый доступ к получению информации;

Ученики и учитель совместно разрабатывают цели и задачи урока;

Учитель и учащиеся открыто оценивают друг друга и обосновывают оценку, дают обратную связь;

Уважение к себе и окружающим

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга.

Учитель и учащиеся выдерживают вежливый тон, используют вежливую форму обращения друг другу (по имени друг другу, учителю по имени и отчеству).

Предварительные знания

Знания основ клеточной биологии, включая структуру хромосом и функции, необходимые для освоения материала данного раздела.

Базовые знания о размножении, как описано в разделах G6, G7;

Идеи о наследственности, в том числе генетическое скрещивание, как описано в разделах G8, G9 и G10

План

Запланирован-ное время проведения

Запланированная деятельность на уроке

Учебные ресурсы

Начало урока

1 мин

Оргмомент

Приветствие

 

2-5 мин

Проверка знаний:

Выполнение задания на соответствие.

По завершении работы учащиеся обмениваются листочками для взаимопроверки. Учитель дает комментарии.

Лист с заданием

5-10 мин

Вызов: В родильном доме перепутали двух младенцев с группами крови О и А. Одна пара предполагаемых родителей имеет группы крови О и А, другая - А и АВ.

-          Можно ли достоверно установить, кто чей сын?

Ответы учащихся.

Обратная связь учителя.

Ответ:

В судебной практике встречаются случаи, которые требуют установления родственных связей. Для этого используют различие методы, в том числе используют групповую принадлежность крови (по аллелем А,В,О и М,N), резус-фактор. Существуют очень сложные методы, называемые “генетической дактилоскопией” - т.е. распознавании опреде-ленных участков ДНК, характерных для родственных организмов.

 

Тема нашего урока «Генетические схемы для решения задач на кодоминантность, множественные аллели».

Ученики подумав в парах выходят на цели урока. При необходимости учитель дополняет.

ИД

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

11-20 мин

 

Осмысление:

Рассказ учителя: сегодня мы разберем взаимодействия аллельных и неаллельных  генов:

Алле́ли (от греч.ἀλλήλων — друг друга, взаимно) — различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичныххромосом и определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака. В диплоидном организме может быть два одинаковых аллеля одного гена, в этом случае организм называется гомозиготным, или два разных, что приводит к гетерозиготному организму. Термин «аллель» предложен В. Иогансеном (1909 г.)

 

Аллельные гены

Неаллельные гены

Полное доминирование

Комплементарность

Не полное доминирование

Эпистаз

Кодоминантность

Полимерия

Множественный аллелизм

Плейотропия

Доминантность, или домнирование - форма взаимоотношений между аллелями одного гена, при которой один из них (доминантный) подавляет (маскирует) проявление другого (рецессивного) и таким образом определяет проявление признака как у доминантных гомозигот, так и у гетерозигот.

·                   При полном доминировании фенотип гетерозиготы не отличается от фенотипа доминантнойгомозиготы по данному аллелю.

·                   При неполном доминировании гетерозиготы имеют фенотип, промежуточный между фенотипами доминантной и рецессивной гомозиготы. Например: При скрещивании растений ночной красавицы, имеющей пурпурные цветки (АА), с растением, имеющим белые цветки (аа), все растения первого поколения будут иметь промежуточную розовую окраску (рис. 1). Это не противоречит правилу единообразия гибридов первого поколения Г. Менделя: ведь действительно в первом поколении все цветки розовые. При скрещивании двух особей ночной красавицы из первого поколения во втором поколении происходит расщепление, но не в соотношении 3:1, а в соотношении 1:2:1, т.е. один цветок белый (аа), два розовых (Аа) и один пурпурный (АА).

неполное доминирование

·                   При кодоминировании, в отличие от неполного доминирования, у гетерозигот признаки, за которые отвечает каждый из аллелей, проявляются одновременно и в полной мере. Типичный пример кодоминирования — наследование групп крови системы АВ0 у человека. Всё потомство людей с генотипами АА (вторая группа) и ВВ (третья группа) будет иметь генотип АВ (четвертая группа). Их фенотип не является промежуточным между фенотипами родителей, так как на поверхности эритроцитов присутствуют оба агглютиногена (А и В). При кодоминировании назвать один из аллелей доминантным, а другой — рецессивным нельзя, эти понятия теряют смысл: оба аллеля в равной степени влияют на фенотип. На уровне РНК и белковых продуктов генов, видимо, подавляющее большинство случаев аллельных взаимодействий генов — это кодоминирование, ведь каждый из двух аллелей у гетерозигот обычно кодирует РНК и/или белковый продукт, и оба белка или РНК присутствуют в организме. Как известно, в начале XX в. были открыты группы крови человека. Оказалось, что существует четыре группы крови, которые обозначили 0, А, В и АВ. В 1924 г. немецкий врач Ф.Бернштейн показал, что группы крови системы АВ0 определяются тремя аллелями одного гена: IA, IB, i. Гены IA и IB являются кодоминантными. Сведения о возможных генотипах и фенотипах для системы групп крови АВ0 приведены в таблице.

·                   Сверхдоминирование — более сильное проявление признака у гетерозиготной особи, чем у любой гомозиготной. На этом типе аллельного взаимодействия основано явление гетерозиса (превосходство над родителями по жизнеспособности, энергии роста, плодовитости, продуктивности.

 

20-35 мин

 

 

 

Учитель предлагает ученикам решить задачи на определение доминантности.

 

Активити 1 «Группы крови»

Задание:прочитайте информационный бюллетень (Приложение 1) и выполните задания (Приложение 2) на карточках.

 

Обратная связь по итогам выполнения заданий.

 

Задачи

 

 

 

Приложение 1,

Приложение 2

 

Конец урока

 

36-38 мин

Учитель предлагает ученикам тест в качестве проверки.

 

Выполнение теста индивидуально.

Взаимопроверка по ключу в парах.

 

Подведение итогов урока.

Возврат к целям.

 

Приложение 3

 

ИД

 

 

 

39-40 мин

Рефлексия «Партнеры по обсуждению»

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.  

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru