«Цветоообозначение в художественно-речевой системе поэта А.С. Пушкина»
Оценка 4.6

«Цветоообозначение в художественно-речевой системе поэта А.С. Пушкина»

Оценка 4.6
docx
10.03.2021
«Цветоообозначение в художественно-речевой системе поэта А.С. Пушкина»
Жанатаева З.И. Статья. Цветобозначение в художественно - речевой системе поэта А.С. Пушкина.docx

 

«Цветоообозначение в художественно-речевой системе поэта А.С. Пушкина»

 

 

Жанатаева Зауреш Ильинична.

 Преподаватель спецдисциплин.

Учреждение «Костанайский гуманитарный колледж»

 

 

Аннотация: На протяжении многих лет люди пытались разгадать тайну символики цветов, изучая сложившиеся о них мифы и легенды. В том числе и в литературных произведениях. Теоретической основой послужили работы С.М. Соловьева «Цвет и жанр в произведениях Пушкина», Т.В. Зуевой Сказки А.С. Пушкина, А.С. Пушкина «Избранные сочинения», на предмет выявления цветовой палитры как способа формирования полноценного восприятия художественного произведения литературы и особенности передачи авторского видения мира в художественном произведении через цветовую палитру.

Ключевые слова: «литература», «символика цветовая палитра», «анализ».

Annotation: Over the years, people have tried to unravel the mystery of the symbolism of flowers, studying the myths and legends that have developed about them. Including in literary works. The theoretical basis was the work of S.M. Soloviev «Color and genre in the works of Pushkin», T.V. Zueva Tales A.S. Pushkina, A.S. Pushkin's «Selected Works», on the subject of identifying the color palette as a way of forming a full-fledged perception of a literary work of art and especially the transmission of the author’s vision of the world in a work of art through a color palette.

Keywords: «literature»,«symbolism color palette», «analysis».

 

 

Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. На протяжении многих лет люди пытались разгадать тайну символики цветов, изучая сложившиеся о них мифы и легенды. Народные легенды за четырьмя сторонами света закрепили следующие цветовые свойства: для севера – белый, для юга – коричневый, для востока – желтый, для запада – голубой. За временами года также закреплена своя цветовая гамма: весна – бело-розово-зеленая, лето – тёмно-зелёное, осень – желто-оранжево-золотая, зима – белая.

Таким образом, цвет – это представление жизни человека во всех проявлениях его сознания. Он раскрывает все грани человеческого существования, определяет разум живших в прошлом и живущих в современном мире людей, отношение человека к бытию, к самому себе, к окружающим людям и явлениям, которые предстают перед человеком в результате внутренних изменений бытия и его собственного сознания.

Актуальность темы заключается в том, что возрастает интеграция и синтез разных видов искусств, расширяется роль цвета в литературных произведениях.

Цель: анализ произведений А.С. Пушкина на предмет выявления цветовой палитры как способа формирования полноценного восприятия художественного произведения литературы.

Объект исследования: особенности передачи авторского видения мира в художественном произведении через цветовую палитру.

Предмет исследования: роль цвета в творчестве Пушкина.

Гипотеза исследования: цветовые символы в художественном произведении усиливают его эмоциональную нагрузку и помогают раскрыть идейный замысел.

В ходе работы нами решались следующие задачи:

1)  проанализировать психолого-педагогическую, методологическую литературу по данной проблеме;

2)  дать контекстуальный анализ использования цветообозначений с целью установления содержательных закономерностей этого использования.

Теоретической основой послужили работы С.М. Соловьева «Цвет и жанр в произведениях Пушкина», Т.В. Зуевой «Сказки А.С. Пушкина»,
А.С. Пушкина «Избранные сочинения».

 

 

Цвет интересен не только психологам, но и литературоведам, которые исследуют цветовые предпочтения разных авторов. Мы постараемся рассмотреть роль цвета в творчестве А.С. Пушкина, выявить соотнесение цветов по разным этапам творчества поэта, определим набор цветовой палитры наиболее часто встречающихся в творчестве поэта.

А.С. Пушкин – особенно в своем раннем творчестве – был, прежде всего, учеником Жуковского и Батюшкова. Особенность творческого метода Жуковского заключается в том, что он описывает реальную природу не как объективный факт, а как субъективное переживание. Изображается не природа, а чувство природы, и все языковые средства подчинены данному субъектно-психологическому заданию. Таким образом, пейзаж природы оказывается не картиной природы, а «пейзажем души» по определению А.Н. Веселовского. Поэт рисует душу, воспринимающую природу, а не саму природу. Манера Жуковского, его принципы рассеяны у Пушкина повсюду. Но мировоззрение Пушкина и его стиль явно отличаются и от мировоззрения, и от стиля Жуковского. Слово у Пушкина более точно, менее расплывчато. Это определяет и характер использования цветовой лексики.

В работах, посвященных творчеству А.С. Пушкина, утверждается, что поэт создал гибкую поэтическую систему, способную сконцентрировать на пространстве творчества, понимаемого как единый текст, и даже на пространстве отдельного стихотворения, включенного в универсальную систему взаимодействия, весь мировой культурный опыт.

В «смысловой» и «семантической» поэзии Пушкина значительное место принадлежит цветовой лексике. Цветовые атрибуты позволяют более точно и в то же время более ярко и образно описать признаки качества, свойства реалий окружающей действительности, изображаемых поэтом. По словам академика А.В. Щербы, цветопись является «одним из существенных элементов стиля писателя, посредством которого выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений». Кроме того, цветовые характеристики, благодаря своей смысловой и эмоциональной насыщенности являются одним из средств воплощения эстетических идеалов автора, выражают его оценки и отношение к описываемому, служат раскрытию идеи, представлений и взглядов поэта, т.е. особенностей его мировосприятия.

В произведениях поэта наиболее употребительными являются цветовые характеристики реалий, номинации которых включены в следующие лексико-семантические группы:

1)     растительный мир, ландшафт и рельеф;

2)     стихии;

3)     небо, светила, части света (эти лексико-семантические группы входят в состав семантического поля «природа»);

4)     организм человека;

5)     предметы быта и др. сфер деятельности человека;

6)     строения, населенные пункты (сем: поле «человек»).

При описании и мира природы, и мира человека в произведениях поэта преобладают цветообозначения черного, белого, синего и желтого цветов. Вследствие контрастности данных цветовых тонов и яркости входящих в эту гамму оттенков, стихи приобретают неповторимость.

Одним из первых, кого заинтересовала эта область изучения творчества поэта, был С.М. Соловьев, он отмечает, что «лирика, поэмы, сказки, драматические произведения «окрашены» по-разному: в каждом из жанров сильно различаются не только второстепенные, но и главные тона спектра. Наиболее поразительным является спектр драматических произведений. Здесь только две краски: всеопределяющая черная, составляющая в спектре драмы 46,1%, и белая – 16,6%. Синий и желтый занимают в спектре по 8,4%, в то время как упоминания других цветов совершенно единичны».

В отличии от обильной колористики сказок, Пушкин в лирике зрелых лет смягчает краски. Более того, при чтении лирики и поэм Пушкина с первого взгляда поражает одна особенность: они кажутся почти лишенными цвета. При огромном количестве портретов, пейзажей, описаний Пушкин необычайно скуп на краски, с неохотой оперирует ими, и везде, где это оказывается возможным, красочный эпитет заменяет эпитетом иного плана. А так ли это проанализирую произведения поэта.

С самого раннего детства нас увлекаю сказки Пушкина. Как интересно и увлекательно поэт рассказывает о мертвой царевне, о царе Салтане. Все мы выросли на сказках А.С. Пушкина. Но никто не посмотрел на насыщенность цветовой палитры, которую использует поэт. Читая, мы как будто перелистываем красочные картинки и познаем уроки жизни. Видим Добро и печалимся вместе с героями, которые повстречали Зло.

Попробуем рассмотреть цветовую насыщенность семи сказок
А.С. Пушкина: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведице», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Жених». Нас будет интересовать цвет, количество упоминаний данного цвета, контекст, в котором упоминается данный цвет. Получается интересное сочетание.

 Проведя анализ, мы увидели, что цвет употребляется 73 раза в 6 сказках А.С. Пушкина.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в сказках употребляется 8 цветов в таком количестве:

 

- золотой – 28 раз;

- белый27 раз;

- синий – 19 раз;

- красный – 13 раз;

- черный – 6 раз;

- зеленый – 3 раза;

- серый – 3 раза;

- бурый-чернобурый – 3 раза.

Постарались посчитать количество употреблений цветовых символов сказки располагаются в следующем порядке:

- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – 32 раза;

- «Сказка о рыбаке и рыбке» – 29;

- «Сказка о царе Салтане» – 26;

- «Сказка о медведице» – 8;

- «Сказка о золотом петушке» – 4;

- «Жених» –  2;

Анализируя, мы увидели и еще одну закономерность. Цветовые колориты можно распределить по функциональным сферам:

- так в описании человеческой внешности преобладает золотой цвет, как символ благополучия, бытовые понятия и домашний уклад также представлены бело-золотым цветом – символом сказочной безотказности и изобилия;

- природа представлена, в основном, синим цветом, который меняет свои оттенки в зависимости от изменения характера повествования, отношений между действующими лицами, психологического состояния персонажей;

- животный мир также представлен золотым – символом безотказности;

- человеческие взаимоотношения описываются символичной парой красный-черный, в описании функциональной сферы прочих объектов преобладает золотой – символ благополучия.

Для определения цветовой палитры поэзии А.С. Пушкина как способа восприятия художественного произведения были предложены серии заданий следующего типа:

1.                 Психологическое тестирование по М. Люшеру:

Из предложенных цветов выберите тот, который вам ближе всего:темно-синий, темно-зеленый, оранжево-красный, лимонно-желтый, светло-коричневый, чёрный.

Данное тестирование основано на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Так, по М.Люшеру, характеризуется психологическое состояние человека в зависимости от выбора цвета:

1)  темно-синий: покой, гармония, удовлетворенность;

2)  темно-зеленый: воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство;

3)  оранжево-красный: экспансия, расширение "Я", подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях;

4)  лимонно-желтый: новые горизонты, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.

5)  светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт;

6)  черный: пустота, ночь, смерть, уничтожение.

2.                 Анализ звукоцветового соответствия стихотворений:

Прочитайте стихотворение, заполните таблицу и опишите свои эмоции, которые у вас возникают со звукобуквой.

Таблица 1 – Анализ звукоцветового соответствия стихотворений.

Цветовой эпитет

Положительные

Отрицательные

1

2

3

Белый

Добро

Чистота

Лень

Грусть

Черный

Отвага

Единство

Зло

Безысходность

Серебристый

Чистота помыслов

Гордость

Холодность

Уныние

Серый

Покой

Нежность

Тоска

Холод

Коричневый

Беспечность

Волнение

Угроза

Разочарование

Красный

Страсть

Ярость

Яркость

Упрямство

Желтый

Благодать

Веселье

Лень

Самоуверенность

 

Синий

Вдохновение

Спокойствие

Холод

Ненависть

 

Зеленый

Честность

Красота

Тоска

Эгоизм

 

 

3.                 Анализ иллюстраций к стихотворениям:

Нарисуйте иллюстрации к стихотворениям.

4.                 Рассмотрите цветовую насыщенность семи сказок А.С. Пушкина: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведице», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Жених» и определите количество упоминаний золотого цвета.

5.                 Практическая работа по выявлению цветописи в стихотворениях русских поэтов.

Таблица 2 –Анализ цветообозначения в стихотворениях русских поэтов.

Название стихотворения

Звукобуквенный ряд

Цветовые эпитеты

Цвет произведения

1

2

3

4

М. Ю. Лермонтов

«Осень»

Преобладающие ударные гласные: «о» -  9 повторений «и»-7

«э»-7

«у»-5

Светлые цвета чередуются с тёмными. В последней строфе цвета становятся темнее.

Преобладают зелёный и тёмно-зелёный цвет. Общий цвет – зелёный

А.А.Фет

«Первый ландыш»

«е»-24 ударных

«о»-15 ударных

«и»-9 ударных

Разные оттенки голубого чередуются с жёлтым, который символизирует яркие всплески весеннего солнца.

Преобладают синий, голубой и жёлтый цвета.

Общий цвет – бирюзовый

Ф.И. Тютчев

 «Осенний вечер»

«е»-19 ударных

«у»-9 ударных

«а»-8 ударных

Одно из самых светлых стихотворений. Общий зеленый фон с темными и яркими пятнами.

Основные цвета: зеленый,

красный.

Общий цвет –  коричневый.

В.Я.Брюсов

 «Первый снег»

Больше всего

 

Автор создал неживую, застывшую картину,

Основные цвета: серебристый, голубой и жёлтый.

Продолжение таблицы 6

 

«е»-11 в безударной позиции,

«ы»-6 ударных.

В каждой строке ударные «о» и «а»

наполненную блеском серебра и золота.

Общий цвет – бирюзовый.

С.А.Есенин

«Топи да болота»

Позиционное чередование ударных «о»-12 и «и»-9.

Чередование спокойного цвета и ярких пятен в каждой строке.

Основные цвета: синий, зелёный и жёлтый. Общий цвет – бирюзовый.

А.С. Пушкин

 «Осеннее утро»

Позиционное чередование ударных «э» - 11 и «е» - 10, затем «о» и «ё»

Зеленовато-жёлто-красный фон цветов ранней осени.

Основные цвета: зелёно-жёлтый, синий, красный.

Общий цвет: зеленый

Проанализировав цветовую палитру в поэтических произведениях
А.С. Пушкина, можно сделать вывод, что поэт цвету уделял огромное значение. Так в сказках А.С. Пушкина цвет не только придает сказкам эмоциональность, помогает представить ярко и образно картины и сюжеты сказок, но и увидели, что поэт намеренно использует цвета для описания внешности человека, бытовых понятий, природы, во взаимоотношении с героями.

Таким образом, можно отметить, что цветовую символику
А.С. Пушкин использует преимущественно для описания природы, животного мира (неотъемлемой части природы) и человеческой внешности. При этом используются постоянные эпитеты, которые при многократном повторении приобретают символическое метафорическое значение: «руки белы», «золотые перстни», «красные сапожки», «лебедь белая», «красное солнце», «рыбка золотая», «сивая кобыла», «бурая медведица», «золотой петушок», «зайка серенький» и другие. Это дает возможность слушателям, а как ясно, сказки нацелены для детей, это помогает юным слушателям, оценить мастерство поэта и взять уроки добра и справедливости.

А в стихотворениях цвета выступают в качестве средства передачи эмоций, душевных переживаний. В творчестве А.С. Пушкина цвет символизирует не только отношение к предметам действительности, он отражает внутренний мир автора через переживания его героя. А исходя из анализа цветовой палитры, душевного покоя у поэта нет, он в поисках, в смятении, поэтому и преобладают в его философской лирике, о назначении поэта мрачные краски, лишь цвет окрашивается и появляется блеск там, где поэт находит покой – в друзьях, любви, на лоне природы. Краски сменяют одна другую, как быстротечный ритм жизни, который задал себе поэт. Он прожил мало, но жизнь его была насыщена событиями и огромным количеством душевных переживаний, смятений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1     Алефиренко Н.Ф. Значение и смысл в структуре языковой личности [Текст] / Алефиренко Н.Ф. – Тамб. гос. ун-т, –  1995. –  С. 11-14.

2     Алефиренко Н.Ф. Смысловая структура текста [Текст] /
 Н.Ф. Алефиренко // Текст как объект многоаспектного исследования: Сборник статей научно-методического семинара «Textus». Вып. 3.4.1. СПб.  – Ставрополь, –  1988. – С. 35-39.

3     Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. [Текст] / Бахилина Н.Б. – М.: Наука, 1975. – С.15-20.

4     Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма в 2 томах [Текст] / Белый А. – М.: Критика, 1994. – с.235-243.

5     Василевич А.П. Цветонаименования как характеристика языка писателя. [Текст] / Василевич А.П.// Цветонаименования как хар. языка писателя. М.: Учен., 1983. – С.123-138.

6     Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. [Текст] / Виноградов В.В. // Стилистика. Теория поэтической речи. –  М.: Поэтика. АН СССР, 1963. – С. 209.

7     Гете И.В. Трактат о цвете [Текст] / Гете И.В. – М.: 1957. – С.25-32.

8     Жирмунский В.М. Теория стиха. [Текст] / Жирмунский В.М. –  Л.: 1975. – С.345-352.

9     Журавлев А.П. Звук и смысл, [Текст] / Журавлев А.П. – М.: 1991. – С.7-16.

10 Журавлев А.П. Фонетическое значение, [Текст] / Журавлев А.П, – Л. 1974. – С.178.

11 И.Л. Финкель «Синтез формы и цвета в творчестве А.С. Пушкина, [Текст] / И.Л. Финкель – Л.: Изд. «Просвещение» 1968. – С.4.

12 Красавченко Т.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. [Текст] / Красавченко Т.Н. – М.: НПК «Интелвак», 2003. – С. 480.

13 Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. [Текст] / Лосев А.Ф. – М.: 1982. – С.252.

14 Львова С.И. Уроки словесности V-IX кл. Пособия для уч-ся. [Текст] / М.: 1996. –  С.25.

15 Москович В.А. Семантическое поле цветообозначения. [Текст] / Москович В.А. М.: 1965. – С.9.

16 Обухов Я.Л. Красный цвет, Журнал практического психолога. [Текст] // Обухов Я.Л. – М.: Просвещение – 1996. – № 5 –  С.312.

17 Оствальд В. Цветоведение. Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей. [Текст] / Оствальд В. – Л.: Промиздат, 1926. – С.201.

18 Прокофьева Л.П., Цветовая символика звука в лирике А.С. Пушкина периода «Болдинской осени» (опыт психолингвистического анализа) [Текст] / Прокофьева Л.П., – С.: 1999. – С.215.

19 Пушкин А.С. Избранные произведения – Лен издат, [Текст] /
Пушкин А.С.  Избранные произведения Л.:1968. – С.274.

20 Рихтер Л. Основы учения о цветах. – [Текст] / Рихтер Л. – М., Л.: Гос. изд-во, 1927. – С. 136.

21 Рождественский В. Читая Пушкина. [Текст] / Рождественский В. – Л., 1966. – С.35.

22 Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. [Текст] // Тимофеев Л.И. – М., 1974. – С. 348.

23 Фарино Е. Введение в литературоведение. Учеб. Пособие. [Текст] / Фарино Е.  – СПб, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – С.639.

24 Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. [Текст] / Фрумкина Р.М – М., 1984, – С. 175.

25 Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство: аспект психологического анализа. [Текст] / Фрумкина Р.М. – М.: 1984. – С.127.

26               Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. [Текст] / Холл Д. – М.: Транзиткнига, 2004. – С. 655.


 

Цветоообозначение в художественно-речевой системе поэта

Цветоообозначение в художественно-речевой системе поэта

Keywords: «literature»,«symbolism color palette», «analysis»

Keywords: «literature»,«symbolism color palette», «analysis»

Гипотеза исследования: цветовые символы в художественном произведении усиливают его эмоциональную нагрузку и помогают раскрыть идейный замысел

Гипотеза исследования: цветовые символы в художественном произведении усиливают его эмоциональную нагрузку и помогают раскрыть идейный замысел

В работах, посвященных творчеству

В работах, посвященных творчеству

Одним из первых, кого заинтересовала эта область изучения творчества поэта, был

Одним из первых, кого заинтересовала эта область изучения творчества поэта, был

Таким образом, мы пришли к выводу, что в сказках употребляется 8 цветов в таком количестве: - золотой – 28 раз; - белый – 27 раз;…

Таким образом, мы пришли к выводу, что в сказках употребляется 8 цветов в таком количестве: - золотой – 28 раз; - белый – 27 раз;…

Для определения цветовой палитры поэзии

Для определения цветовой палитры поэзии

ЧерныйОтвага ЕдинствоЗло Безысходность

ЧерныйОтвага ЕдинствоЗло Безысходность

А.А.Фет «Первый ландыш» «е»-24 ударных «о»-15 ударных «и»-9 ударных

А.А.Фет «Первый ландыш» «е»-24 ударных «о»-15 ударных «и»-9 ударных

При этом используются постоянные эпитеты, которые при многократном повторении приобретают символическое метафорическое значение: «руки белы», «золотые перстни», «красные сапожки», «лебедь белая», «красное солнце», «рыбка золотая»,…

При этом используются постоянные эпитеты, которые при многократном повторении приобретают символическое метафорическое значение: «руки белы», «золотые перстни», «красные сапожки», «лебедь белая», «красное солнце», «рыбка золотая»,…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. [Текст] /

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. [Текст] /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2021