Цветовая гамма в литературе
Оценка 4.8

Цветовая гамма в литературе

Оценка 4.8
Лекции
docx
русская литература +1
Взрослым
14.04.2018
Цветовая гамма в литературе
Цвет в литературе используется очень широко. Цвет как таковой – колер (окраска) – белый шарф, голубые глаза, вороной конь. Цвет как отличительная черта, сущность героя, явления, состояния мира, человека – щенок Белолобый («Белолобый» А.П. Чехова), полуволк, полусобака Белый клык («Белый клык» Д. Лондона), белый окрас и черное ухо у Бима («Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского). Благодаря семантическому богатству и разнообразию прилагательные, обозначающие цвет, выполняют роль эпитетов как средства художественной выразительности, особенно в поэзии. Например, в стихотворениях Сергея Есенина «Белая береза», «В багровом зареве закат шипуч и пенен», «Вечером синим, вечером лунным», «Выткался на озере алый свет зари» и т.д.цвет
цвет.docx
Цветовая гамма и литература Великий живописец Природа одарила художников (живописцев, музыкантов, писателей, поэтов)  богатейшей палитрой красок и их оттенков. Не все возможно передать обычными словами.  Поэтому писатели, поэты прибегают к языку символов. Поэт Валерий Брюсов по этому поводу  писал: «В истинно художественном создании за внешним конкретным содержанием должно  скрываться иное, более глубокое. На место художественного образа, определенно выражающего  одно явление, художественный символ, таящий в себе целый ряд значений». Цвет в литературе Цвет в литературе используется очень широко. Цвет как таковой – колер (окраска)  – белый шарф,голубые глаза, вороной конь. Цвет как отличительная черта, сущность героя,  явления, состояния мира, человека – щенок Белолобый («Белолобый» А.П. Чехова), полуволк,  полусобака Белый клык («Белый клык» Д. Лондона), белый окрас и черное ухо у Бима («Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского). Благодаря семантическому богатству и разнообразию  прилагательные, обозначающие цвет, выполняют роль эпитетов как средства художественной  выразительности, особенно в поэзии. Например, в стихотворениях Сергея Есенина  «Белая   «Выткался на озере алый свет зари» и т.д.   береза», «В багровомзареве закат шипуч и пенен», «Вечером синим, вечером лунным»,  Цвет как символ На этом остановимся подробнее. Начнем необычно. Отдав дань французскому поэту Артюру  Рембо, «Шекспиру­дитя», как назвал его Виктор Гюго. Виртуозное использование символики цвета предстает в стихотворении «Гласные», написанное  16­летним А. Рембо: «А – черный, белый – Е, И – красный, У – зеленый, О – синий… Гласные, рождений ваших даты Еще открою я … А – черный и мохнатый Корсет жужжащих мух над грудою зловонной. Е – белизна шатров и в хлопьях снежной ваты Вершина, дрожь цветка, сверкание короны; И – пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный, Иль опьяненный покаяньем в час расплаты. У – цикл, морской прибой с его зеленым соком, Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком Алхимией запечатлен в тиши ночей. О – первозданный Горн, пронзительный и странный. Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны, ­ Омега, синий луч и свет Ее Очей. (перев. М. Кудинова) Структура стихотворения, как видим, проста. В нем представлены гласные. С ними ассоциируются различные цвета. Они, в свою очередь, разворачиваются в целые живописные миниатюры, где  цвет символизирует определенные картины, явления, даже космос, первородство мира. Так, сопоставив звуки с палитрой, шестнадцатилетний поэт с удивительной художественной силой воплотил юношеское стремление объять мир и познать его во всей полноте, не страшась ни его  безобразия, ни его красоты, ни глубины бездны, отделяющей от Бога и Ангелов. Сам же А. Рембо в «Алхимии слова» («Одно лето в аду», гл. «Бред ІІ») писал: «Я придумал цвет  гласных! А – черный, Е – белый, И – красный, У – зеленый, О – синий. Я установил движенье и  форму каждой согласной и льстил себя надеждой, что с помощью инстинктивных ритмов я избрал  такую поэзию, которая когда­нибудь станет доступной для всех пяти чувств». Цвет и литературный псевдоним Многообразие, многоликость символики цвета подтверждают и литературные псевдонимы: Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаёв) и Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг). Начнем с последнего. Эссе Марины Цветаевой «Пленный дух», посвященное А. Белому,  начинается так: « ­ Спаси, Господи, и помилуй папу, маму, няню, Алю, Андрюшу, Наташу, Марину и  Андрея Белого… ­ Ну, помолилась за Андрея Белого, теперь за Сашу Чёрного помолись! Самое забавное, что нянька и не подозревала о существовании Саши Чёрного, что она его в  противовес, в противоцвет Андрею Белому – сама сочинила, по женскому деревенскому  добросердечию смягчив полное имя на уменьшительное …» Саша Чёрный – сатирик, но он же и  тонкий лирический детский поэт, милый, трогательный. Мог бы сказать о себе словами любимого  поэта Г. Гейне: «Геральдом моим будет юмор С смеющейся слезкой в щите». Почему такой псевдоним Саша Чёрный (имя сохранил)? Может, потому что был настоящим брюнетом с блестящими чёрными непослушными волосами,  чёрными печальными глазами? Как знать. Может, «чёрный» совпал со всем тем,  (тёмным, пошлым,никчемным, подлым, обывательской самодовольной тупостью) что его сатире  пришлось высмеивать? Здесь мы можем только, увы, предполагать. Но, несомненно, одно –  «чёрный», кроме всего перечисленного выше, символизирует и неизреченную горечь, трагедию  судьбы поэта, чей лирический голос вынужден смеяться и высмеивать, не щадя собственной души. Намного сложнее с псевдонимом Андрея Белого. По собственному признанию Б.Н. Бугаёва,  придумал псевдоним отец друга Михаил Сергеевич Соловьев, сын знаменитого автора «Истории  России с древнейших времён» Сергея Соловьева. Идейным же учителем был старший брат  Владимир Соловьев, поэт, религиозный философ. В. Соловьев развивал учение о мировой душе, превосходстве интуиции над разумом, значении  слов как символов, дающих возможность доступа за грань сущего. И, возможно, псевдоним имеет  теолого­символистический смысл: белый цвет – цвет «Богопознания». Попытаемся и мы понять или приблизиться к пониманию. Обратимся к толковому Словарю  русского языка Ожегова С.И. и Полному церковно­славянскому словарю протоирея Дьяченко Г. Белый – цвет снега, молока: светлый, чистый, незамаранный, свободный, бледный, в первые годы  советской власти – контрреволюционный. Эпитет «белый» был взят неспроста. Он символизирует душевную чистоту, высоту помыслов,  непорочность, святость, к чему стремился в жизни, творчестве, поиске истины Б.Н. Бугаёв. А ещё, может, отражает главное – его сущность – поэтический дух воображения, дух,  устремленный к Небу, Богу, к совершенству. В подтверждение в стихотворении «Я» читаем: «В себе, ­ собой объятый (Как мглой небытия), ­ В себе самим разъятый, Светлею светом «Я»…»……………………. «Я» ­ это Ты. Грядущий Из дней во мне – ко мне – В раскинутые кущи Над «Ты Еси на не­бе­си». Марина Цветаева, как всегда, глубоко чувствовавшая, любила в Борисе Николаевиче Бугаёве  (Андрее Белом), в этом странном человеке, чудаке, гении Дух Поэта, представший в его земной  оболочке. Одинокий дух Поэта, смятенный и мятущийся, обречённый чуждой ему земной жизни.  Дух, не способный ни слиться с окружающим, ни вырваться из него. Таким именно предстает  Андрей Белый в эссе М. Цветаевой «Пленный Дух», посвященное ему, поэту А. Белому. Что же касается имени Андрей, то ближе всего оно ассоциируется, на наш взгляд, с Андреем  Первозванным (призванным прежде других к апостольскому служению; само же слово «апостол»  (с греч. посланник) первоначально ­ проповедник христианства, последователь какого­либо  учения, идеи). Что органично подходит Андрею Белому, своеобразному «проповеднику»  потустороннего, тайного в душе человека, религиозного мировоззрения, веры, «духовной жизни»,  потребности совершенствовать свою душу. Все было не просто, трагично, со множеством  заблуждений и разочарований. Если кратко – «Андрей Белый» ­ проповедник духовной жизни,  божественного начала в человеке, стремления к совершенству. Таким образом, использование писателем символики, символики на всех уровнях, ­ это различные  формы иносказательной выразительности. Встречается символика везде: в названиях, в сюжете,  в композиции, в образной системе. Символика является неотъемлемой частью, становясь неким  орудием в руках автора, помогает ему подчеркнуть свои мысли и вместе с тем создать своё  особое, отличное от других писателей, настроение в произведении. Я считаю, что такой приём  помогает писателю передать свою мысль неравнодушному читателю. Но ничто не может более доказать такое утверждение, как конкретный пример со страниц  литературных произведений. Литература: 1. Андрей Белый. Всемирная библиотека поэзии. Избранное. Издательство «Феникс», Ростов­на­ Дону, 1996. 2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред.чл.­корр. АН СССР  Н.Ю.Шведовой.—20­е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.—750 с. 3. Рембо Артюр. В Зеленом Кабаре. – М.: Из­во Эксмо, 2005. 4. Цветаева М. И Сочинения. В 2 т. Т.2 Проза. – Мн. : Нар. Асвета, 1988

Цветовая гамма в литературе

Цветовая гамма в литературе

Цветовая гамма в литературе

Цветовая гамма в литературе

Цветовая гамма в литературе

Цветовая гамма в литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2018