«Твой духовный мир» Урок 1

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка занятия по факультативу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по теме: «Твой духовный мир» Урок 1 по программе: Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова Цель урока - формирование представления о том, что человеческие ценности родились, хранятся и передаются из поколения к поколению через культурные, духовные традиции, общенациональные и межнациональные отношения.- способствовать осознанию того, что человеческое общество и конкретный человек могут благополучно существовать и развиваться, если есть стремление к нравственному совершенствованию и готовность к духовному развитию.
Иконка файла материала дух. мир .docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное                                            учреждение    "Средняя общеобразовательная         казачья  школа,  с. Знаменка  "   Нерчинский район,  Забайкальский край                     Разработка  занятия по  факультативу  «Основы духовно­нравственной культуры народов России»                                         в 5 классе по теме:                          «Твой духовный мир»   Урок 1              по программе:  Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко,                                                                   А.В. Полякова                                                    Составила: учитель музыки и искусства:                                                               Трушина Светлана ЮрьевнаТема: «Твой духовный мир».  Урок 1  Цель  урока ­ формирование  представления о том, что человеческие ценности родились,  хранятся  и передаются из поколения к  поколению через  культурные,  духовные традиции,  общенациональные и межнациональные отношения. Задачи урока: ­ способствовать осознанию того, что человеческое общество и конкретный  человек могут благополучно существовать  и развиваться, если есть стремление к нравственному совершенствованию и готовность к духовному развитию. ­ создать условия для становления ценностных ориентаций, чувства  любви к своей родине, уважения к народам,  населяющим ее, их  культуре и традициям.                                                   Ход  занятия  1.  Организационный  момент Повторение темы прошлого урока­ «Хранить память предков»  Ответим на вопрос: «Что значит „человек беспамятный“?» Объясним слова  автора «Без памяти нет совести». 2. Актуализация знаний. ­ Повторим  понятия, которые будут для нас сегодня важны. В этом нам  поможет игра «Твой номер».  (на слайде  пронумерованный список понятий)  1. Добро. 2. Зло. 3. Духовность. 4. Бездуховность. 5. Нравственность.           6. Безнравственность. Задание: Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер,  встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее  понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу.– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?  – Попробуем сопоставить понятия в каждой паре. – Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех  людей? (учитель не  даёт  комментариев и оценок) 3. Целеполагание. Формулирование темы урока. У   каждого   из   нас   есть   свои   интересы,   симпатии,   увлечения,   свои разочарования   и   радости.   В   процессе   жизни   мы   приобретаем   собственные убеждения и взгляды — на мир, на людей и на самих себя. Всё это составляет наш внутренний, духовный мир. Духовность человека в немалой степени зависит от его образованности, нравственных качеств. Она проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству   других.   Духовное   богатство   человека   не   даётся   ему   при рождении. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир. ­ О чём пойдёт речь на уроке? Какую цель поставим? 4. Постановка проблемных вопросов. Поиск решения проблемных  ситуаций. Что вы вкладываете в понятие «Духовный мир»?  Корзина идей:  интересы, культура, знания, взгляды, нравственность, религиозность,  душевность, божественный,  возвышенный и др.  ­ Говорят, что у человека, кроме сердца, есть душа. С каким предметом у вас  ассоциируется душа человека, духовный мир.  (Слайд)­  чаша, сосуд, кувшин (Слайд)  Посмотрите на фотографию.  Скажите, у кого, по­вашему, духовный мир  более развит? (младенец, старец) Значит, какой вывод мы можем сделать? (духовный мир не развит с  рождения) ­ Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима  духовная пища. Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе  необходима духовная пища –это правда, красота, добрые дела, хорошие  мысли ­О душе можно услышать такие слова: «светлая душа», «добрая душа» или,  наоборот, –«черствая душа», «мелкая душонка». Как вы понимаете эти  выражения. Приведите пример.­ Мудрые люди знают, что лучше пожертвовать удовольствием, выгодой,  успехом, чем обеднить душу. Какой­то голос внутри нас говорит, поступили  мы хорошо или плохо. Он стыдит нас, когда мы делаем что­то некрасивое,  плохо себя ведем, огорчаем близких. Это голос совести, нашего духовного  сторожа. ­ В народе говорят: «Не хлебом единым жив человек» – Как вы понимаете эти слова? ­ Да, слово «хлеб» здесь употребляется в переносном смысле, под ним  подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и  красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает   язык и обычаи других народов. 5. Выполнение продуктивных заданий  по теме А) .ТЕСТ ­ Практическая часть  ­ Распределите  в две колонки то, что вы считаете духовными и   материальными ценностями (Слайд) Деньги, здоровье , семья , занятия творчеством,  природа, знания,  дружба,  дача, развлечения, отдых , спорт , автомобиль  Б) .­ Представьте , что у вас  есть два часа свободного времени. Как вы им  распорядитесь? Сколько времени потратите? (Слайд) На просмотр телевизора ________ Игру на компьютере________ Чтение книги_________ Разговор по телефону _________ Прогулку и игры с друзьями _________ ­ Проанализируйте  полученные результаты: сколько времени вы отдаете   чтению книг?  ­Что нужно изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать  более образованным человеком? В) Кого из известных нам литературных героев можно назвать  человеком духовным?   (Слайд)­ Кто из них совсем не подходит под это определение? Объясним почему. ­ Какие занятия человека формируют круг его знаний, его культуру? ­ Оценим следующий факт: в последнее время число читателей библиотек снизилось, школьники больше увлекаются «сидением» в Интернете и  компьютерными играми.  Выскажем свое мнение: может ли Интернет заменить книги и чтение? Г) . Объясни смысл пословиц.  (Слайд)  Хлеб питает тело, а книга питает разум. Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. Ум без книги, как птица без крыльев. Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт. Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает. Книги читать — скуки не знать. Много прочёл, да мало учёл. Кто работает без книг, решетом воду черпает. Объясните  смысл пословиц и поговорок. Как вы оцените роль книги и чтения на духовное развитие человека?  Д) Ученикам раздаются карточки . «Как ты пополняешь свои знания?»    Нужное подчеркнуть .  Беседую с родителями и друзьями  Читаю книги и журналы  Посещаю музеи и выставки  Пользуюсь Интернетом  Посещаю библиотеку 6. Подведение итога урока (физкультминутка)  (Слайд)  Ученики встают, если отвечают на вопрос «да», если ответ­ «нет» хлопки в  ладоши   Россия – многонациональное государство. Человек обязан исповедовать какую­либо религию. Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь,  милосердие, справедливость, совестливость.Неотъемлемой частью духовно­нравственной культуры является   религия.  Традиционные религии России не  способствуют укреплению  нравственности. Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга,  терпимо  относиться к представителям разных национальностей, религий и  культур. Твои нравственные качества Обсудим вместе. Рассмотрим схему. Расскажем, какие нравственные качества мы считаем самыми важными. Дополним схему (составление кластера) 7. Домашнее задание  Дополнить фразы (письменно в тетрадях)  Я мечтаю увидеть и полюбоваться... Я знаю, что красота души –это... Самое главное в человеке доброта, потому что... Духовное важнее материального, потому что...                                            Источники: Основы духовно­нравственной культуры народов России.  5 класс.  учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И.  Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана­Граф, 2013.  Основы духовно­нравственной культуры народов России.  5 класс.   методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. — М. : Вентана­Граф, 2016

Посмотрите также