Отзыв
на произведение Бориса Васильева « А зори здесь тихие…»
Вот уже 65лет прошло со времени окончания Великой
Отечественной
войны,
но о ней продолжают вспоминать, рассказывать, писать. Говорят, что
искусство
рождается из великой трагедии в не меньшей степени, чем из
великого
счастья. И свидетельство тому - наши литературные произведения о
Великой
Отечественной войне. Количество их поистине необъятно. Многие из
них создавались в те огневые годы,
когда шла война, другие писались в последующие годы, когда писатели продолжали осмысление народного подвига, открывая всё новые грани события, имевшего всемирное историческое значение. Эта тема породила большое количество выдающихся произведений, вызвала к жизни значительное число неординарных талантов. О войне писали её непосредственные участники — бойцы, которые за послевоенные годы возмужали, выросли в писатели и сумели по-своему рассказать о пережитом. Они писали неподдельную правду, которую невозможно выдумать. Их жизненный опыт позволил им говорить так, что читатель чувствует за их словами пролитую кровь и смерть их товарищей, павших в борьбе за дело, которое они защищали.
Одним из таких произведений является повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие...», о которой я и хочу рассказать. Хотя эта повесть небольшая по размеру, но она оказала на меня очень сильное эмоциональное впечатление.
Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...» появилась в печати в 1969году и сразу покорила читателей. Но это было лишь начало успеха. «Зори...» вошли в репертуар многих театров нашей страны. На экраны вышел прекрасный фильм с этим же названием. И до сих пор это произведение вызывает негаснущий интерес и симпатию у многих и многих людей.
Мне кажется, что секрет успеха повести Б. Васильева в поэзии подвига и героизма, которой проникнута повесть, и в той нравственной естественности, с какой изображен в ней смертный бой пяти русских девушек и старшины Васкова отрядом диверсантов - гитлеровцев.
Никто - ни юные зенитчицы с тихого разъезда номер 171, ни умудренный опытом их командир - старшина Васков не предполагали, что,
получив задание найти и захватить в плен замеченных в лесу двух фашистских разведчиков, их маленькая «поисковая группа», вооруженная лишь винтовками, неожиданно наталкивается на шестнадцать с головы до ног вооруженных фашистов.
Силы совсем, совсем неравные... Незаметно отойти, отступить и открыть гитлеровским диверсантам дорогу к Кировской железной дороге и Беломорканалу? Или любой ценой, любыми средствами помешать фашистам осуществить их замысел? Отходить и отступить Васкову и его девичьему воинству и в голову не приходит. Они и не выбирают...
И пришлось Рите Осяниной, Жене Комельковой, Соне Гурвич, Лизе Бричкиной, Гале Четвертак сложить свои головы в том карельском лесу.
Тяжелые испытания выпали на долю старшины Васкова. Ему суждено было схоронить всех своих бойцов, превозмочь горе, раны и нечеловеческую усталость и в последней схватке жестоко отомстить фашистам, а потом ещё до конца дней нести на душе тяжесть оттого, что не уберёг девчат.
Затаив дыхание, мы следим за передвижением маленького отряда Васкова, почти физически ощущаем опасность и препятствия, подстерегавшие его на каждом шагу, облегченно вздыхаем, когда старшине удаётся придумать удачный манёвр, радуемся ловкости и смелости Жени Комельковой, готовы кричать вслед потерявшей голову Галке Четвертак... Васильев не отпускает нашего внимания ни на минуту и заставляет шаг за шагом пройти за пятью девушками и старшиной — то болотом, то между валунами, то лесной чащей.
Пять совершенно различных девичьих характеров представляет нам Васильев в своей повести. Что, казалось бы, общего между строгой Ритой Осяниной, натурой сильной и чистой, и ребячливой фантазёркой, неуверенной в себе Галке Четвертак; какая может быть близость между выросшей на лесном кордоне молчаливой Лизой Бричкиной и поклонницей Блока Соней Гурвич, что общего со всеми ними у озорной, дерзкой Женьки Комельковой, «сосланной» на 171-й разъезд после штабного романа? Между тем девчата не просто ладят - ни тени непонимания между ними, ни тени какой-то «несовместимости»!
И старшина Васков, который Блока не читал, которого девушки поначалу считают в его тридцать два года чуть ли не стариком, а, подметив его пристрастие к порядку и воинской дисциплине — служакой и придирой, оказался просто незаменимым в их походе, и не только потому, что по-солдатски опытен, находчив, смел, но потому, что человечен, умён, проявляет поистине отеческую заботу о девушках. И умирая, Рита Осянина поручает Васкову своего сына, потому что старшина совестлив и надёжен.
Конечно, те исключительные обстоятельства, в которых оказались Васков и девушки, неизбежно сближают людей. Но есть в их судьбах и та, подчеркнутая Васильевым общность, перед которой отступает разность воспитания, образования и прочие особенности биографии - это народное сознание, преданность и любовь к Родине.
Васкову и его девчатам надо «держать позицию», «как ни тяжело, как ни безнадёжно - держать». «И такое чувство у него было, - пишет Васильев о
Васкове, - словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Басков, был сейчас её последним сынком и защитником. И не было во всём мире больше никого: лишь он, враг да Россия. Только девчат ещё слушал каким-то третьим ухом: бьют ещё винтовочки или нет. Бьют - значит, живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!..»
Басков и его девчата выиграли свою войну: немцы не прошли. Но не сберёг старшина своих бойцов, не смог предотвратить их гибели. Все пять девушек навеки остались лежать в краю, где зори тихие-тихие. Горе и печаль переполняют душу их командира. И вместе с ним скорбим мы, читая повесть, какой-то комок встаёт в горле и трудно дышать, а слёзы сами бегут из глаз. И его боль за недоживших и недолюбивших девушек соединяется с болью за все страшные жертвы, принесённые нашим народом на алтарь войны.
Б. Васильев не преуменьшает и не смягчает бедствий войны, не уклоняется от изображения её трагедий, ужасов и тяжелых последствий и не скрывает цены победы. Ему дорога истина, суровая, мужественная правда. Однако всем своим содержанием повесть говорит, что наши жертвы были не напрасны, что принесены они во имя спасения Родины и всего человечества от фашизма. Из боя в карельских лесах девушки шагнули в наш день, в бессмертие. Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому тёмная вода». Но сегодня мы знаем: всем память, всем слава.
В своей повести автор избежал высоких слов, плакатности. Он понимал, что подлинный подвиг требует простоты, естественности.
Группа Васкова, её бойцы, их бой с гитлеровцами изображены в повести «в естественном переплетении героического и будничного, смешного и возвышенного, радости и горя». Это настоящие живые люди с их натуральными чувствами и невыдуманным поведением. Мне кажется, что человечность и правда - вот основа повести «А зори здесь тихие...» Благодаря им в повести соединились поэзия и проза, юмор и драма, лиричность образов и точность описаний, романтика и реализм. Отсюда своеобразие и очарование повести.
Я думаю, что на всех, кто прочтёт эту повесть, она окажет такое же огромное эмоциональное впечатление, затронет все струнки души и сердца. Ведь то, что сделали эти пять девушек и старшина Васков - подвиг человеческого и воинского долга, который и определяет смысл их жизни.
65 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, но каждый из нас должен знать об этой войне, каждый должен испытывать чувство благодарности к тем, кто защитил нас с вами.
Давно закончилась война. Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну - в тылу иль на полях сражений,
Принёс победную весну — Поклон и память поколений.
Отзыв
на произведение Бориса Васильева
« А зори здесь тихие…»
Софьина Мария Ивановна ( 15 лет)
9 а класс
Адрес: г. Слюдянка,
улица Бабушкина, дом 13, квартира 9.
МБОУ СОШ № 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.