Творческая разработка по теме «Исследовательская и проектная работа школьников»
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +1
Взрослым
01.04.2017
Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.
исследов. работа.docx
МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации»
Творческая разработка по теме
«Исследовательская и проектная работа школьников»
Работу выполнила: Ткаченко С.Г.
Работу проверила: Иванова Т.А.
1 Новокузнецк 2016
Содержание.
1.Введение. стр 34
2. Чем исследовательская деятельность отличается от проекта. стр 5
3. Структура исследовательской и проектной работы. стр 6
4.Подготовка результатов исследований к презентации и работа на конференции. Стр 78
5. Диагностика эффективности учебных исследований стр 9
2 1. Введение
Для чего нужна исследовательская и проектная деятельность в условиях реализации ФГОС
?
В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание
основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного
развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих
идей и ключевых понятий. Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе
системнодеятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система
целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся осваивают
универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории,
существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними. Какое место при этом
подходе к образованию будет занимать исследовательская деятельность как на занятии, так и вне его?
Исследовательское обучение особый подход к обучению, построенный на основе естественного
стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского
обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески
осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры .
В концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что прочное усвоение знаний
учащимися возможно при условии готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации
творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности, высокой социальной
профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции "уметь учиться".
Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности
к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты,
целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей
познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами
познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами
общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа
подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования.
Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных
предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9х и 11х классах
предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная
деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не
случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше
всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация
позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать
образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго
поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А
всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через
3 проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные
в Стандарте.
Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.
1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы
должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные
результаты);
2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия
(программы формирования УУД);
3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно
деятельностный подход;
4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является
проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС
второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
4 1.Чем исследовательская деятельность отличается от проекта?
Исследовательская деятельностьобразовательная технология, использующая в качестве главного
средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее
неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении
окружающего мира, под руководство специалиста.
В процессе исследования, учащиеся получают субъективно новые знания с помощью научного метода.
Проектирование это создание новых, прежде не существовавших объектов или явлений.
Проект предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации.
Цельсоздать, построить, достичь.
Например, создание сайта, модели технического устройства, выработки определенного научного
мнения.
Главный критерий оценки эффективности является практическая значимость.
Если коротко, то Проект знаю, что будет в конце.
Исследование – не знаю, чем закончится.
Уяснение учащимися разницы между проектом и исследованием является очень важным,
поскольку качество работ, выполненных в этих двух жанрах, оценивается по разным
критериям.
5 2.Структура исследовательской работы.
Исследовательская работа должна иметь следующую структуру:
1.обоснование темыавтор раскрывает, что ему неясно и что нуждается в прояснении.
2.постановка цели и задач автор формулирует генеральное направление исследований(цель) и
поэтапные шаги для достижения цели(задачи)
3.гипотезапредположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследования.
4.методика главный инструмент получения автором собственных данных
5.собственные данные главный этап работы. Данные должны быть получены автором путем
самостоятельного применения методики.
6.выводыавтор обобщает полученные данные, анализирует их и формулирует резюме своей работы.
Структура проектной работы
1. постановка проблемыобоснование важности и актуальности заявленного проекта.
2.определение критериев результативности.
3.создание концепции проекта, анализ ситуации, прогнозирование последствийрезультаты
исследования, анализ последствий
4.опредделение доступных ресурсов –что необходимо для реализации проекта.
5.план выполнения проектавремя, необходимые ресурсы, методы работы.
6.реализация плана, корректировка описание хода выполнения, возникшие трудности и способы их
разрешения.
7.оценкка эффективности и результативностисравнение результата с первоначальным замыслом
6 3.Подготовка результатов исследований к презентации и работа на конференции.
Работа выполнена, но это только полдела. Важной работой является написание отчета по
проделанной работе и ее презентация.
Требования к проведению устного представления работы.
Главным в этих требованиях является соблюдение норм ведения научной дискуссии и
представлении докладов.
Главная цель научной дискуссии высветить как можно больше мнений и точек зрения по поводу той
или иной проблемы.
Научной дискуссии соответствует ряд норм.
1.Докладчик выступает по предварительно сформулированной теме.
2.Придерживается определённого регламента выступления. В пределах регламента реплики и
вопросы не допускаются.
3 После выступления задаются вопросы по работе.
4.После вопросов высказывается мнение по поводу информации, содержащейся в докладе.
5.Председатель подводит итог обсуждению.
Наиболее распространенной является стендовая форма презентации работ. Она дает возможность
всем авторам представить свои результаты на равноправной основе, а всем желающим выбрать только
интересующие их вопросы и расспросить авторов об их сути.
В настоящее время принято по каждой работе делать компьютерную презентацию., которая может
дополнять стендовое представление или использоваться в устном докладе.
Требования к компьютерной презентации
7 1 программа Power Point
2.продолжительность 57 мин
3.состоит из 8 слайдов
4. размер шрифта от 24
5.докладчик излагает содержание своими словами, периодически обращаясь к изображению.
6.примерный состав слайдов
1.ФИО автора, ФИО руководителя, название организации.
2.цели, задачи
3.блоксхема выполнения работы.
4.демонстрация хода исследования (фото, схемы, карты)
5.демонстрация объектов исследования
6.таблица полученных данных
7.выводы
7.слайды не перегружены анимация минимальная
8.может включать аудиозаписи.
Ключевым вопросом является установка контакта с экспертом, перед автором две задачи получить
высокую оценку и выслушать мнение эксперта о работе.
Необходимо донести до эксперта личную заинтересованность в работе оригинально выглядит, когда
автор сам задает вопросы относительно его мнения об актуальности данной проблемы.
8 4.Диагностика эффективности учебных исследований.
Критерием эффективности учебных исследований является развитие способности занимать
исследовательскую позицию и самостоятельно разрешать ситуации, связанные с необходимостью
получения новых знаний.
Основные группы диагностических процедур:
1.анкетирование (почему он занимается именно этим и именно в этой группе, что он лично хочет
получить в результате своих занятий?
2.проектирование и реализация собственного портфолио развития ( в нем учитель и ученик создают
проект личностного роста ученика,, выстраивают логику портфолио от простых работ к сложным,
сохраняя преемственность в развитии тематики и ее связи с общеобразовательными дисциплинами.)
3.психологическое тестирование по одной из методик определения уровня мотивационно
личностного развития учащихся.
4.педагогическое наблюдение педагога, позволяющее выявить личностный рост учащегося в период
между началом и концом образовательной программы.
Для повседневной практики предлагаются более простые способы диагностики уровня развития
исследовательски позиции.
1.выполнение исследовательской работы, удовлетворяющей требованиям и характеру, этапам и
структуре исследовательской работы.
2 результативность участия учащихся в конференциях.
3.оценка уровня мотивации к освоению программы и выполнению исследовательской работы
9 4.экспертная оценка педагогом самостоятельности при планировании работы каждым учащимся
10
Творческая разработка по теме «Исследовательская и проектная работа школьников»
Творческая разработка по теме «Исследовательская и проектная работа школьников»
Творческая разработка по теме «Исследовательская и проектная работа школьников»
Творческая разработка по теме «Исследовательская и проектная работа школьников»
Творческая разработка по теме «Исследовательская и проектная работа школьников»
Творческая разработка по теме «Исследовательская и проектная работа школьников»
Творческая разработка по теме «Исследовательская и проектная работа школьников»
Творческая разработка по теме «Исследовательская и проектная работа школьников»
Творческая разработка по теме «Исследовательская и проектная работа школьников»
Творческая разработка по теме «Исследовательская и проектная работа школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.