ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

  • doc
  • 08.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ.doc

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ВООБРАЖЕНИЯ

Игра «Почемучки»

Задача: развить фантазию детей, умение форму­лировать и задавать вопросы.

Оборудование: сюжетные картинки с изображе­нием каких-либо интересных ситуаций.

Описание. Взрослый и ребенок по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них. Вопросы фор­мулируют с помощью картинок.

Например: «Почему люди меняют одежду? Поче­му осенью улетают птицы? Почему летом не катают­ся на санках?» и т. д.

Игра «Загадочные письма»

Задача: развить воображение, представления, со­образительность детей, тренировать умение состав­лять предложения из отдельных слов.

Оборудование: карточки, на которых с помощью картинок, заменяющих существительные, и стре­лок (или схематического изображения человечка), заменяющих глаголы, загадана фраза. На одной карточке - одна фраза, где символы идут друг за Другом, как слова в предложении.

Описание. Лучше играть с группой детей из 3-4 человек, тогда из разгаданных фраз можно соста­вить целый рассказ. Играющим раздается по одной карточке.

Взрослый объясняет, как разгадывать письмо: картинки (или схемы) предъявляются по одной, ос­тальные - прикрыты.

Сначала идет картинка - существительное, затем схема - глагол (могут быть заслушаны несколько ва­риантов, из которых выбирается самый подходя­щий) и так все загаданные слова. Затем слова объе­диняются в целое предложение.

 

Игра «Несмеяна»

Задача: развить мимику, подражательность, фантазию детей.

Описание.

I вариант. Играющие становятся вокруг водяще­го (Несмеяны). Каждый из них по очереди старается рассмешить царевну с помощью мимики и жестов (без речи). Тот, кому это удалось, сам становится Несмеяной.

// вариант. Водящий встает в центр между игра­ющими и старается кого-то из них рассмешить. Ему запрещено дотрагиваться до кого-либо и разгова­ривать.

Каждый водящий водит не более минуты. Если ему не удалось никого рассмешить, ему на помощь дается еще один водящий, и они вместе повторяют  попытку.

Если же ребенок добился успеха, он меняется ме­стами с тем, кто рассмеялся.

 

Игра «Волшебные очки»

Задача: развить связную речь, представления де­тей.

Описание. Взрослый рассказывает детям сказку: «Жил-был на свете добрый волшебник, который создал волшебные очки. Если их одеть, можно уви­деть только радостные события. Давайте по очереди примерим такие очки и расскажем о радостных со­бытиях в своей жизни ».

Игра «Обижалка»

Задача: развить у детей чувство сострадания, умение сопереживать, ставить себя на место другого человека.

Оборудование: сюжетные картинки с плохими поступками героев (обида, насмешка, злость и т. п.)

Описание. Взрослый и дети обсуждают непра­вильное поведение героев, затем каждый из детей вспоминает случай из своей жизни, когда он, как ему кажется, кого-то обидел, какие чувства, по его мнению, испытывал этот человек. Чтобы показать пример такого рассказа, начинает игру взрослый.

 

 

Игра «Фото на память»

Задача: развить воображение, подражатель­ность, мимику детей.

Описание. Взрослый говорит детям, что он будет фотографом на представлении, а они (дети) - артис­тами, которые будут изображать мимикой и жеста­ми различных героев. «Представление» начинается: взрослый берет воображаемый фотоаппарат и пред­лагает изобразить, например, злую и страшную Бабу-Ягу. После чего всем нужно замереть - фотограф должен сделать фото на память.

Следующий герой: вспомните, как хитро улыба­лась Лиса Колобку, чтобы ему понравиться, изобра­зите, как она это делала, а теперь снова сделаем фо­то и т. д.

 

 

 

 

Игра «Перестановки»

Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы в одном слове для обра­зования другого, расширить словарный запас.

Описание. Взрослый показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них бук­вы: нос - сон, тело - лето, луг - гул, лес - сел. Посте­пенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них количество букв.

Например:

банка - кабан;

мышка - камыш;

волос - слово;

баян - баня;

марка - рамка;

насос - сосна;

колос - сокол;

масло - смола;

шнурок - коршун;

вобла - обвал;

вилка - валик;

майка - кайма;

атлас - салат;

марш - шрам;

Мария - армия.

 

 

Игра «Превращалки»

Задача: расширить словарный запас детей, уме­ние переставлять, изменять буквы в словах.

Описание. Взрослый дает задание придумать и вписать в клеточки такие слова, чтобы первое слово превратилось в последнее или цепочка опять вернулась к исходному слову. В каждом следующем слове меняется только одна буква.

МЯЧ - меч - мел - мол - ГОЛ

СОК - сак - лак - лай - ЧАЙ

ЛУГ - лук - лик - лис - ЛЕС

УРОК - срок - сток - стон - СЛОН

РОЗА - роса - рост - тост - тест - тент - тень -пень - пена - вена - вина - виза - риза - РОЗА

 

 

Игра «Обиженный котенок»

Задача: научить ребенка (детей) сопереживать, сочувствовать другому человеку, развить связную речь.

Описание. Каждый из детей по очереди играет роль обиженного котенка, рассказывая о самой обидной ситуации в своей жизни. Остальные играю­щие стараются утешить его, подбирая для утешения подходящие слова.

Игра «Неизвестное животное»

Задача: развить воображение, мелкую моторику детей.

Оборудование: листы бумаги по количеству игра­ющих, карандаши или ручки.

Описание. Каждый играющий на своем листе ри­сует вверху голову человека, животного, птицы и т. д., затем, загнув листок так, чтобы было видно только кусочек шеи, передает лист соседу. Тот дол­жен продолжить рисунок верхней частью тела и, за­гнув, снова передать листок следующему игроку, ко­торый рисует конечности. Таким образом дорисовы­ваются листы всех играющих, не зная, чья голова или туловище были нарисованы партнером. В конце игры получается коллекция неизвестных, смешных животных.

 

Игра «Потрогаем слово»

Задача: развить у детей воображение.

Описание. Взрослый предлагает ребенку мыслен­но потрогать какой-либо предмет: подушку (какая она мягкая), елку (колючая), кошку (пушистая), во­ду (мокрая), пол (твердый) и т. д. и рассказать о сво­их ощущениях.

Игра «Двигай фишку»

Задача: развить воображение, представления де­тей, умение мысленно передвигать предметы, пред­ставляя изменение их положения.

I вариант. Оборудование: нарисованный на листе бумаги квадрат 4x4, расчерченный на клетки, на одной из которых нарисована фишка.

Описание. Взрослый называет ребенку ходы, а тот старается мысленно передвигать фишку по до­ске. Рисовать или вести фишку пальцем запрещает­ся. Ребенок должен мысленно привести фишку в по­лучившуюся точку и указать ее на доске.

Ходы:

2 клетки влево; 2 клетки вниз;

1  клетку вправо;

2  клетки вверх;
1 клетку влево;

I клетку вниз.

II вариант более сложный. Вся игра проводится мысленно. Взрослый указывает начальное место фишки и диктует ходы, а ребенок должен предста­вить себе доску, как в I варианте игры, и мысленно передвигать фишку по ней. Например, фишка нахо­дится в левом верхнем углу.

Ходы:

1 клетку вниз;

3 клетки вправо;

1 клетку вверх;

1  клетку влево;

2  клетки вниз;
2 клетки влево;
1 клетка вниз.

В итоге фишка должна оказаться в левом ниж­нем углу.

 

Игра «Услышим слово»

Задача: развить воображение и представления у детей.

Описание. Взрослый предлагает ребенку предста­вить звук, издаваемый каким-либо предметом: жужжание шмеля или пчелы, вой милицейской си­рены, звон колокольчика, стук молотка, гудок ма­шины, пение кукушки и другие знакомые, много раз слышимые звуки.

Игра «Увидим слово»

Задача: развить воображение и представления у детей.

Описание. Взрослый объясняет ребенку, что сло­ва можно увидеть в своем воображении, предста­вить, как они выглядят. Например, закрыть глаза и представить себе живую бабочку, яркий одуван­чик, зеленую елку и т. д. (озеро, дерево, дом, облако и другие слова). Взрослый должен предупредить ре­бенка, что поначалу он может ничего не увидеть или видеть какое-то пятно. Постепенно образ предмета станет похожим на фотографию (или картинку), а затем на настоящий предмет, как наяву.

Игра «Придумай продолжение»

Задача: развить фантазию, воображение, связ­ную речь детей.

Оборудование: начало рассказа или сказки, при­думанное взрослым.

Описание. Взрослый читает ребенку придуман­ное им начало рассказа и просит его придумать, что случилось потом и чем закончилась эта история. По­началу взрослый может направлять мысли ребенка,  начиная предложение, а ребенок будет его заканчивать.

Например: «Два друга, Саша и Дима, поспорили о том, кто из них быстрее бегает. Придумай, как они разрешили этот спор, как соревновались, кто из них победил, как вели себя друзья после спора».

Или: «Однажды летом папа и его сыновья пошли в поход. Они шли в основном лесом, и по дороге один из сыновей, Андрейка, отстал и заблудился. При­думай, как и почему это случилось, как Андрейка бродил один по лесу, как его потом разыскали и чем закончился этот поход.

 

Игра «Понюхаем попробуем слово»

Задача: развить у детей воображение.

Описание. Взрослый говорит ребенку, что неко­торые слова можно понюхать и попробовать на вкус. Например, лимон (апельсин), роза, ромашка, хлеб, костер, шоколад и т. д., после этого дети должны рассказать о своих впечатлениях.

Игра «Елочные шары»

Задача: расширить словарный запас детей, тре­нировать навыки послогового чтения и составления слов из заданных слогов.

Оборудование: вырезанная из картона и раскра­шенная елка, отдельно вырезанные елочные шары со слогами внутри.

Описание. Взрослый прикрепляет на елку елоч­ные шары со слогами внутри и предлагает ребенку составить из них слова.

 

 

 

Игра «Арифметика в словах»

Задача: развить у детей умение отгадывать загад­ки, составлять отгадку из заданных частей.

Описание. Взрослый на одном из слов показыва­ет, как решить такой словесный пример, затем ребе­нок пробует сделать это самостоятельно.

БА + большой деревянный сосуд = летающее на­секомое (БАБОЧКА)

БА + водное животное с клешнями = временное жилье (БАРАК) БА + полезный фруктовый напиток = низкий го­лос (БАСОК)

БА + музыкальный звук = белый хлеб вытянутой

формы (БАТОН)

БА + мягкая кожа + первая буква алфавита - те­семка с подвесками (БАХРОМА)

Игра «Оживи рисунок»

Задача: развить воображение, мелкую моторику детей.

Оборудование: лист бумаги, разделенный на не­сколько квадратов, простой карандаш.

Описание. В каждой клетке рисуют овал (или другую фигуру: прямоугольник, квадрат, треуголь­ник), который затем нужно превратить в какую-ли­бо картинку

Игра «Звездочки»

Задача: совершенствовать у детей навыки звуко-буквенного анализа, тренировать в умении состав­лять слова из заданных букв, располагая их в нуж­ном порядке.

Оборудование: подготовленные взрослым «звез­дочки» с буквами.

Описание. Взрослый предлагает ребенку соста­вить и прочитать слова с помощью букв и звездочек, располагая их в правильной последовательности.

 

 

Игра «Задания на смекалку»

Задача: научить детей вдумываться в условие (текст) задачи, развить их слуховое внимание, сооб­разительность.

Оборудование: тексты подготовленных, доступ­ных ребенку в этом возрасте заданий.

Описание. Взрослый старается медленно и выра­зительно читать текст загадки. Затем дает время ре­бенку поразмышлять над ней, при необходимости задавая ему наводящие вопросы и тем самым подво­дя к правильному решению.

1. В доме четыре угла. В одном углу стоит стол,  у него четыре ножки. В другом углу лежит кошка, у нее четыре лапы. У кошки появилось четверо ко­тят. Вошел в дом хозяин.

Сколько стало ног?

ОТВЕТ: Две ноги, так как у кошки и котят лапы, а у стола - ножки.

2. Шли гурьбой: теща с зятем да муж с же­ной, мать с дочерью, да бабушка с внучкой, да дочь с отцом.

Много ли всех?

ОТВЕТ: Четверо - бабушка, мать, отец, дочь.

3.  Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?

ОТВЕТ: Всего летело три утки, одна за другой.

4.  Что это такое: две ноги сидели на трех, а когда пришли четыре и утащили одну, то две ноги, схватив
три, бросили их в четыре, чтоб четыре оставили одну.

ОТВЕТ: Человек сидел на стуле, у которого три ножки. Вдруг пришла собака и утащила куриную ногу. Человек бросил стул в собаку, чтобы она оста­вила куриную ногу.

5. Два отца и два сына поймали трех зайцев, каждому досталось по одному зайцу.

Возможно ли это?

ОТВЕТ: Это были дедушка, его сын и внук. Из троих двое являются отцами и двое - сыновьями. Каждому досталось по одному зайцу.

 

 

Игра «Кроссворды»

Задача: развить сообразительность, внимание, воображение детей, расширить их словарный запас.

Оборудование: доступные ребенку по возрасту кроссворды.

Описание. Совместно со взрослым ребенок учится подбирать подходящие по смыслу и количеству букв слова в ответ на прочитанное взрослым задание (за­гадку).

 

 

Игра «Кроссворд»

По горизонтали:

1)           куча снега, наметенная ветром;

2)     ледяная площадка для катания на коньках;

3)          сильный ветер со снегом.
По вертикали:

 

1)         кто рисует на окне зимние узоры;

2)         стальные полозья для катания по льду.

 

Игра «Слово в слове»

Задача: совершенствовать у детей навыки звуко-буквенного анализа, умение придумывать и состав­лять слова из заданных букв.

Оборудование: ряд заданных слов.

Описание. Совместно со взрослым ребенок учится подбирать слова (не менее двух), входящих в исход­ные слова.

ДУДОЧКА - дочка, удочка.

ДУБРАВА - дуб, вар, раб, ура.

ДНЕВНИК - веник, вид, дни.

ДРАМА - рама, дама, дар, рад.

ЖАВОРОНОК - ворона, вор, кожа, вар, кран.

 

Игра «Слова и буквы»

Задача: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, развить у детей умение составлять и придумывать слова, расширить их словарный запас.

Описание.

I вариант. В течение ограниченного времени иг­рающие должны вспомнить и записать как можно больше названий определенной группы предметов: городов, животных, цветов, профессий, фруктов и т. д.

По мере тренировки задание можно усложнить, придумывая слова определенной группы, которые начинаются на выбранную участниками букву.

Например: животные - кошка, собака, тигр, лев, медведь, лиса, зубр и т. д.; животные на букву К: кенгуру, коза, корова, крот, кот, куница и т. д.

// вариант. Играющие должны написать опреде­ленное количество слов - существительных, в которых часто встречается выбранная буква (например, буква А: барабан, карандаш, атаман, саламандра и др.) или которые начинаются и заканчиваются на эту букву (на­пример, на букву О: окно, озеро, одеяло и др.)

Ill вариант. Играющие должны написать в ал­фавитном порядке слова определенной группы (на­звания городов, рек, животных, профессий и т. д.) по одному слову на каждую букву алфавита, кроме  ы, й, ъ, ь.

Например: животные - антилопа, белка, волк, гепард, дикобраз, енот, еж, жираф, зубр, крот, лось, мышка, носорог и т. д.

 

Игра «Рифмы»

Задача: развить у детей языковое чутье, умение подбирать слова, заканчивающиеся похожими зву­ками, расширить словарный запас детей.

Оборудование: слова, к которым будут подби­раться рифмы.

Описание. Один из играющих называет слово, желательно простое и короткое, к которому следую­щие игроки подбирают рифмующиеся слова. Тот, кто не сможет придумать слово в рифму, получает минус. Если у игрока набирается три минуса, он вы­ходит из игры. Выигрывает последний оставшийся.

Примеры рифмующихся слов:

Торт - корт - сорт - борт - порт - лорд - рекод - аккорд.

Сок - носок - песок - лесок - кусок - поясок - ко­лосок.

Этаж - стаж - монтаж - трикотаж - репортаж.

 

 

 

 

 

Игра «Записка»

Задача: расширить словарный запас детей, со­вершенствовать навыки звукобуквенного анализа, умение придумывать слова на заданную букву и объ­единять слова в небольшие фразы.

Оборудование: заданные слова.

Описание. За основу записки берется одно из главных слов. Каждый играющий должен приду­мать фразу, в которой каждое слово начинается с од­ной из букв этого слова.

Например, взяли слово «СУМКА». Из букв этого слова можно придумать записку (объявление) из зо­опарка: «Сегодня Убежал Медведь. Караул. Адми­нистрация». Или слово: «УБОРКА» - «Утром буду. Очень рада каникулам. Аня».

По мере тренировки можно усложнить игру, что­бы играющие придумывали записки на определен­ные темы: шуточные, деловые, объявления и т. п.

Игра «Инсценировки»

Задача: развить подражательность, эмоциональ­ность, воображение детей, умение перевоплощаться в изображаемый персонаж.

Оборудование: атрибуты по теме инсценировки: маски, некоторые детали для костюмов (шапочки с ушками, усы, хвосты, короны, шляпы, фартуки, косынки и т. п.), несложные декорации (елки, бе­резки, грибы, цветы).

Описание. Взрослый выбирает доступную по объ­ему и речевому материалу сценку, затем распреде­ляет роли между детьми и в виде вопросов - ответов проводит обсуждение содержания будущего «спектакля» (какие будут декорации и костюмы, какие свойства характера присущи каждому герою, как он должен разговаривать, ходить, вести себя) и неболь­шие репетиции. В ходе них взрослый показывает де­тям, как нужно произносить слова (четко, громко, красиво), говорит им, чтобы они смотрели на собе­седника при разговоре, старались держаться естест­венно, не опускали голову.

На начальном этапе проводится разыгрывание небольших диалогов, можно в стихах, причем каж­дый «актер» должен знать свои слова наизусть. В этот период ребенок выступает с 1-2 репликами и общается только с одним партнером. Постепенно, по мере тренировки объем слов, реплик и партнеров, с которыми играет ребенок, увеличивается.

Игра «Небылицы»

Задача: развить связную речь и фантазию ре­бенка.

Описание. Взрослый предлагает ребенку предста­вить себя в какой-либо невероятной ситуации, поду­мать, как он будет себя вести, что делать, и расска­зать об этом. Для этого взрослый дает ребенку нача­ло рассказа, а ребенок старается его продолжить так, чтобы в нем было выдуманное и невыдуманное, и его было интересно слушать.

Например: «Вы с родителями и братом отправи­лись в путешествие на корабле. Но вдруг начался шторм, и тебя унесла большая волна. Ты не утонул, а попал на небольшой необитаемый остров. Что ты будешь делать дальше? » (Начало рассказа для маль­чика.)

Или: «Фея перенесла тебя в образе принцессы в сказку на бал в Королевском дворце. Что произош­ло с тобой там?» (Начало рассказа для девочки.) Или: «Представь(те), что окружающие нас неживые предметы могут думать и разговаривать. О чем они говорят? Какие у них характеры? »

 

Игра «Что на что похоже?»

Задача: развить ассоциативное мышление детей, умение сравнивать предметы между собой, фантази­ровать, совершенствовать связную речь.

Описание. Взрослый предлагает для сравнения любые знакомые детям слова. На начальном этапе можно использовать соответствующие им картинки. Взрослый может также прочитать ребенку стихотво­рение по теме игры, написанное Р. Сефом, и сам придумать какое-либо сравнение для примера, объ­яснив, почему он сравнил именно эти два предмета. Например, фары у машины как глаза у человека, стрекоза похожа на самолет и т. п. На свете все на все похоже, Змея - на ремешок из кожи, Луна - на круглый глаз огромный, Журавль - на тощий кран подъемный, Кот полосатый - на пижаму, Ты на меня, а я - на маму.

При обучении грамоте для быстрого и эффектив­ного запоминания букв полезно сравнивать их с ка­ким-либо предметом, придумывать, фантазировать, на что они похожи.

Например, буква Д - на дом, У - рогатка, Ж -жук, Т - молоток, О - пирожок, блюдо или дупло и т. д.

 

Игра «Отчего — почему» («Сочиним свою сказку»)

Задача: развить связную речь, воображение детей, умение рассуждать, объяснять и делать вы­воды.

Оборудование: начало рассказа или вопрос, придуманные взрослым, карандаши или краски, альбом.

Описание.

I вариант. Взрослый предлагает ребенку сочи­нить свою сказку, например про героя любимого мультфильма, и начинает ее рассказывать: «Жил-был в лесу медвежонок Винни-Пух. Однажды пошел он гулять и встретил Ежика, который на спине нес яблоко.  Винни-Пух был большим сладкоежкой, и ему тоже захотелось вкусных яблок поесть...» Ре­бенок должен придумать продолжение сказки.

IIвариант. Взрослый задает ребенку интересные вопросы, а тот должен придумать оригинальный от­вет-объяснение .

Например: «Почему идет дождь? Отчего лето на­зывают красным? Почему снег зимой белый?»

На начальном этапе взрослый направляет мысли ребенка, задавая уточняющие вопросы или начиная фразы, которые ребенок заканчивает. При необхо­димости можно использовать иллюстрации к обсуж­даемым вопросам или самим вместе нарисовать кар­тинки о сказанном-рассказанном. Через какое-то время с помощью этих картинок можно вспомнить и пересказать составленную сказку, похвалить ре­бенка, отметить его старания и хорошую память, по­ощрять его желание добавить какие-то новые дета­ли, рассказать историю по-своему.

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Ребусы и шарады»

Задача: развить сообразительность, логику де­тей, совершенствовать навыки звукобуквенного ана­лиза, расширить словарный запас.

Описание. Взрослый должен объяснить ребенку, что ребусы и шарады - это загадки, в которых задан­ное слово или фраза изображены в виде сочетания фигур, букв или других знаков.

По мере тренировки взрослый рассказывает о су­ществовании нескольких правил для разгадывания ребусов.

1. Кавычка означает, что нужно убрать одну букву в начале или конце слова; две кавычки – две буквы, «стрекоза» получим «трек».

2. Если над картинкой написана зачеркнутая - буква, то ее необходимо выбросить из слова, обозна­ченного картинкой.

3.      Буквы могут находиться друг в друге или сто­ять ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД чем-либо.

4.     Стрелка означает движение, т. е. заменяется буквой «К».

5.           Если рисунок или предмет перевернут, то его значение читается с конца. Кавычки в этом случае действуют на перевернутое слово.

6.      Если под картинкой или словом даны цифры, это означает порядковый номер буквы в новом сло­ве. Чтобы получить это слово, следует переставить буквы согласно этим цифрам.

Игра «Твоя комната»

Задача: развить воображение, представления и связную речь детей, выявить их предпочтения: ка­кие вещи, предметы и игрушки им нравятся, есть ли интерес к книгам.

Оборудование: лист бумаги - «пустая комната» -на каждого ребенка, маленькие карточки с изобра­жением предметов мебели, игрушек, бытовых при­боров, книг, комнатных растений, домашних жи­вотных и т. д.

Описание. Взрослый предлагает ребенку выбрать нужные ему карточки, расставить их по своим мес­там в пустой комнате, затем рассказать о своем вы­боре.

Игра «Правильные поступки»

Задача: сформировать у детей представления о положительных и отрицательных поступках чело­века в повседневной жизни.

Оборудование: серия картинок, на которых изоб­ражены правильные и неправильные поступки де­тей, стихотворение В. Маяковского «Что такое хоро­шо и что такое плохо?»

Описание. Взрослый предлагает рассмотреть кар­тинки, дать оценку поступкам героев или разложить на кучки картинки с положительными и отрица­тельными поступками, объясняя свое решение.

Игра «Посмотри свой фильм»

Задача: развить у детей зрительное внимание, память и воображение, умение мысленно просматривать события уже прошедшие или представлять будущие.

Оборудование:

I вариант: ряд любых слов для запоминания и фантазии.

II           вариант: предложенная взрослым ситуация для придумывания продолжения или вопрос, требующий для ответа воспоминаний о прошедших собы­тиях или впечатлениях.

Описание.

I вариант. Взрослый предлагает ребенку запом­нить последовательность любых слов. А чтобы сделать это лучше и интереснее, можно представить слова как героев какой-либо истории. Например, даны слова: жираф, газета, ветер, ромашка, вечер, река. Можно мысленно представить себе, как идет по африканской саванне ЖИРАФ. Вдруг он видит под ногами ГАЗЕ­ТУ и начинает ее разглядывать. Легкий теплый ВЕ­ТЕР переворачивает страницу, а там нарисована боль­шая яркая РОМАШКА. Она выглядит как настоя­щая, так и хочется ее потрогать и понюхать. Потом наступает тихий летний ВЕЧЕР. Жираф укладывает­ся спать и ему снится голубая, бегущая РЕКА.

Если нужно вспомнить заданные слова, пусть ре­бенок попробует закрыть глаза и просмотреть этот фильм еще раз. Слова вспоминаются в заданной по­следовательности сами собой.

// вариант. Взрослый предлагает ребенку вспом­нить, например, как он отдыхал прошлым летом (ез­дил на море, в деревню к бабушке, гулял в парке и т. д.). Пусть он вспомнит, как теплая прозрачная вода качала его на волнах, как весело было ездить с друзьями на велосипеде, как захватывало дух от быстрой карусели и т. д., и потом как бы мыслен­но просмотрит эти свои воспоминания еще раз, как фильм.

Или взрослый предлагает ребенку представить себя, например, в роли президента (короля) какой-нибудь страны: какие приказы он отдавал бы своим подчиненным, где бы он хотел побывать, какие зако­ны принять и т. д.

Игра «Дизайнеры»

Задача: закрепить у детей представления о пред­метах мебели, посуды, бытовых приборах, их назна­чении, развить воображение, умение украшать и на­водить порядок в квартире.

Оборудование: листы бумаги разной величины («пустые комнаты» в квартире), карточки с изобра­жением предметов мебели, бытовых приборов, книг, комнатных растений, обоев, ковров, занавесок раз­личных оттенков, домашних животных или игра «Моя квартира» с отдельными элементами.

Описание. В игре могут участвовать несколько детей, каждый из которых оборудует какое-то одно помещение (спальню, гостиную, кухню и т. д.): под­бирает обои, ковры, расставляет мебель и другие предметы быта в зависимости от назначения ком­наты.

Затем листы - «комнаты» выставляются в опре­деленном порядке, а каждый «дизайнер» рассказы­вает, почему он выбрал именно эти предметы и цве­та для своей «комнаты».

 

 

Игра «Четыре сезона»

Задача: уточнить и расширить представления де­тей о смене сезонов в природе, расширить словарный запас, умение сравнивать и придумывать слова-при­знаки, характеризующие времена года.

Оборудование: лист ватмана, разделенный на че­тыре части для каждого времени года, карточки с изображением природных явлений (дождь, снего­пад, ветер, листопад, сбор урожая, отлет птиц и т. д.).

Описание. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них должен выбрать карточки для своего времени года и положить их на соответствующую часть ватмана.

Затем ребенок рассказывает о природных явле­ниях «своего» времени года, придумывая по ходу рассказа сравнения, слова-признаки, характеризу­ющие его.

Например: снежная, лютая, суровая зима; долго­жданная весна-красна; жаркое, знойное веселое ле­то; золотая, урожайная осень.

Игра «Все трудятся»

Задача: развить у детей интерес и уважение к труду, представления о физическом и умственном труде людей, выявить у детей склонности к опреде­ленному виду труда.

Оборудование: картина, разделенная на две час­ти: на одной изображен человек за столом, на дру­гой - человек с молотком; картинки с изображением людей разных профессий: учителя с детьми, врача в медкабинете, рабочего на заводе, инженера с чер­тежами, водителя грузовика, строителя на стройке, продавца в магазине и т. д.

Описание. Двое играющих должны рассмотреть картинки с изображением людей разных профессий, выбрать и назвать те, которые относятся к умствен­ному и физическому труду. Затем каждый из них может составить предложения о каждой из профес­сий. Например: «Продавец продает разные товары. Учитель учит детей в школе. Врач лечит людей».

Игра «Ресторан»

Задача: сформировать у детей умение планиро­вать, представлять свою деятельность, выявить и расширить знания детей о продуктах, которые нужны для приготовления какого-либо блюда, ка­кими приспособлениями и посудой при этом пользу­ются.

Оборудование: картинки с изображением предме­тов посуды (кастрюля, сковорода, ложка, нож и т. д.), кухонных приборов (плита, мясорубка, со­ковыжималка, холодильник и т. д.), различных продуктов (овощи, яйца, мясо, хлеб, макароны и т. д.).

Описание. Взрослый предлагает выбрать среди картинок изображения тех предметов посуды, при­боров и продуктов, которые нужны для приготовле­ния, например, супа или котлет.

Каждый из играющих выкладывает карточки и рассказывает о процессе приготовления заданного блюда в правильной последовательности. Блюда, предлагаемые ребенку, должны быть ему хорошо знакомы.

 

 

Игра «Дорожное движение»

Задача: закрепить знания детей о правилах до­рожного движения, поведения на улице, сформиро­вать умение соотносить себя с фигурами пешеходов, водителей, милиционера, представлять себя в его роли, т. е. разыгрывать повседневную жизнь города и побывать на месте взрослого.

Оборудование: макеты домов, зеленых насажде­ний, светофоров, моделей машин (или игрушечные машины), фигурки пешеходов, водителей, милици­онера и т. д.

Описание. Каждый играющий выбирает себе фи­гурку, которую будет представлять. После этого все участники игры начинают переставлять свои фигур­ки, подчиняясь при движении сигналам светофора и знакам милиционера.