Творческие мастерские
Оценка 4.7

Творческие мастерские

Оценка 4.7
docx
22.02.2024
Творческие мастерские
Творческие мастерские.docx

Отдел образования, спорта и туризма

администрации Советского района г.Гомеля

Государственное учреждение образования

«Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ

ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ»

 

 

 

 

 

 

 

Гомель

 

1. Информационный блок

1.1. Название опыта работы

«Развитие креативного мышления учащихся через творческую деятельность в условиях творческой мастерской».

1.2. Актуальность опыта

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы создать условия для развития способностей всех его представителей. Никто не станет отрицать, что сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать себя. Очень многое зависит от семьи, от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя разглядеть способности ребенка, а задача системы образования - развить его способности и создать все условия, чтобы они были реализованы.

Проблему творчества в разное время изучали психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, педагог В.П. Пархоменко, Е.С. Полат и другие. Современный подход к обучению требует от нас, педагогов, поиска новых форм преподавания. Обучение должно быть творческим, активным, поисковым.

Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют большое значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. Каждый ребенок имеет право на помощь и адекватное развивающее воздействие извне.

Я являюсь руководителем объединения по интересам «Азбука моды». Основным направлением моей деятельности является развитие творческих способностей учащихся через занятия декоративно-прикладным творчеством. В своей работе применяю следующие педагогические технологии: технология дифференцированного обучения, групповые технологии, личностно-ориентированные технологии, технология коллективной творческой деятельности, игровые технологии, технология мастерских.

Остановлюсь подробнее на технологии мастерских, которая способствует развитию креативных способностей учащихся.

1.3. Цель опыта

Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся в процесс использования технологии мастерских.

1.4. Задачи опыта

-       рассмотреть научно-методологическую и методическую базу технологии мастерских (разнообразие методов, форм и средств обучения);

-       включить учащихся в художественно-творческую деятельность;

-       создать условия для развития креативного мышления учащихся через творческую деятельность в условиях творческой мастерской;

-       формировать у учащихся убеждение, что труд – основа жизни человека.

1.5. Длительность работы над опытом

Работа проводится в рамках образовательного проекта «NOO INFORM»:

-       подготовительный этап (2017/2018 учебный год) – изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы, ознакомление с опытом работы педагогов г. Санкт-Петербурга;

-       этап практической реализации (2018/2019 учебный год) – творческая деятельность в объединении по интересам «Азбука моды» в условиях творческой мастерской, анализ результативности и эффективности их использования;

-       этап обобщения опыта (2019/2020 учебный год) – проведение серии открытых занятий, представление эффективности использования технологии мастерских в процессе обучения на заседании методического объединения, на педагогическом совете.

 

 

2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм).

Важно новые знания присоединять к тому, что ребенок уже знает. Учиться - значит придумывать (из публикаций французских учителей).

Основная идея технологии мастерских – создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Движущая сила образовательного процесса – это противоречие. Принцип интереса - новизна, новый материал. Хорошее занятие – это занятие вопросов и сомнений.

Сущность технологии мастерских заключается в специально организованном педагогом-мастером развивающем пространстве, которое позволяет учащимся в индивидуальном и коллективном поиске приходить к «построению или открытию знания».

Мастерская – это технология, требующая от педагога перехода на позиции партнерства с учащимися, приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. В мастерской педагог – это мастер. Он не передает свои знания и умения не знающему и не умеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают участие в нем все, в том числе и сам педагог-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого [3]. 

Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Творческая мастерская, как отмечает В.Г. Алямовская, - это специальная программа образовательной деятельности, имеющая строго ориентированную творческую направленность и выход в самостоятельную деятельность. В случае отсутствия подобной программы мы можем говорить только о наличии предметно-развивающей среды, организованной определенным образом [11].

2.1. Технология педагогической мастерской, как условие успешности ребёнка в дополнительном образовании.

Мастерская – педагогическая технология XXI века, разработанная педагогами «Французской группы нового образования» - GFEN [9]. Эта технология уже несколько десятилетий успешно применяется во Франции. Ее основы заложили известные психологи и общественные деятели Анри Валлон, Поль Ланжевен и Жан Пиаже. Они и их последователи - французская группа нового образования (ОРЕИ), объединяющая тысячи педагогов, - полагают, что прогрессивные трансформации в обществе стимулируются положительными изменениями в образовании. В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции: книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой, Н.И. Запрудского и других педагогов, владеющих технологией педагогических мастерских.

С данной технологией я познакомилась впервые, прочитав книгу педагогов-мастеров из Санкт-Петербурга Н.И. Беловой и И.А. Мухиной «Педагогические мастерские: теория и практика» [3], Н.И. Запрудского. «Современные школьные технологии» [5].

Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем занятие. Это форма организации многомерного, многоуровневого диалога детей и взрослых, который создает условия для восхождения к новым знаниям, новому опыту, новым открытиям. Все задания на мастерской направлены на обнаружение многочисленных связей человека и окружающего мира, а также его компонентов между собой. При этом личность ребенка должна максимально погрузиться в ситуацию мастерской, что приводит к рождению новых, уникальных, индивидуальных или групповых картин, а в общем итоге приводит к формированию практически ориентированного мировоззрения (схема 1).

Схема 1

Технология мастерской как процесс

Мастерские строятся в соответствии с простыми и понятными формулами: ребенок должен сам искать знания; труд учащегося должен иметь смысл; все способны; ребенок должен двигаться; дети любят работать руками. В творческих мастерских учащийся не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Уникальность мастерской заключается в том, что все могут проявить свои таланты, а главной задачей педагога-мастера является обеспечение сопровождения самостоятельного творческого исследования в рамках мастерской. Атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы позволяет обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания. В мастерской исключается официальное оценивание работ учащихся, доминирует самооценка через афиширование и работу в группах.

Главное правило мастерской: все способны! Принципы построения мастерской отличаются от традиционной педагогики, но не противоречат ей (схема 2).

Схема 2

-       Равенство всех участников, включая мастера: все способны к творчеству, саморазвитию.

-       Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации.

-       Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. вместо этого в качестве стимулов  - самооценка, самокоррекция, самовоспитание.

-       Сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

-       Важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.

-       Работа мастерской основывается на природном материале и результатах духовной деятельности человечества. поэтому язык - важнейший материал для работы во всех мастерских независимо от предмета.

-       Возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, ибо без выбора нет свободы.

-       Нравственная ответственность каждого за свой выбор, свою деятельность и ее результаты.

Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, полицентрической, рефлексивной. Она вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу деятельности в ситуации общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, интерпретации, к самоанализу и самоконтролю. Таким образом, технология мастерских создает условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.

2.2. Технология творческой мастерской, как средство развития учащихся в объединении по интересам «Азбука моды»

Меня привлек опыт педагогов и методистов г. Санкт-Петербурга. Узнав об основных особенностях, принципах, алгоритме построения мастерских открыла для себя новый облик современного педагога – мастера, помощника, консультанта, тьютера, создающего условия и мотивацию детей на творческий процесс. 

Технологию творческой мастерской я успешно применяю на занятиях в объединении по интересам «Азбука моды». Она позволяет мне решать задачи личностного развития ребёнка. В мастерской каждый учащийся проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям. В процессе ведения мастерской я создаю условия для выявления проблемы, постановки вопросов и путей их решения. Таким образом происходит формирование нового знания, выстроенного на основе личного опыта.

В своей работе я придерживаюсь следующих установок.

Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка для меня основополагающая.

Дети должны удивляться и восхищаться. Через такие приемы, как удивление, озарение, догадка, отсутствие критиканства удается достигать гораздо больших результатов. Эти способности содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.

Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.

Соблюдение границ личности ребёнка. Всем известно, что чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.

Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.

Научить ребёнка смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира. Ребёнок должен уметь слышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.

Особенности организации деятельности учащихся и педагога-мастера (схема 3, 4).

Схема 3, 4

 

Образовательный процесс в творческих мастерских организуется на основе образовательной программы объединения по интересам «Азбука моды». Программа творческих мастерских систематизирована в трех взаимосвязанных модулях: занятия с педагогом, самостоятельная практическая деятельность с помощью педагога, самостоятельная творческая деятельность (схема 5).

Схема 5

В своей работе я применяю разнообразные мастерские по своей тематике, содержанию и формам организации. Вся система занятий организована в виде серии мастер-классов, экспериментов, проектно-исследовательской деятельности с учащимися (учащимися и родителями) по группам не более 10-12 человек. Творческих мастерских проводится несколько: Сувенир, Коллекция, Hand-Made. Программа каждой творческой мастерской включает 3-5 занятий, которые проводятся 1-2 раза в неделю. Таким образом, обеспечивается свобода выбора деятельности, интересной для каждого ребенка.

При организации образовательного процесса группы основной акцент делаю на создание индивидуальных творческих мастерских. Оборудование пространства для коллективной деятельности не исключается.

Построение мастерской технологично, следовательно, создается по определенному алгоритму. Алгоритм деятельности в мастерской зависит от ее типа, форм и методов организации образовательного процесса (схема 6, 7).

Схема 6,7

  

Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля педагога. Мастерская - это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребенка. Учащиеся вместе с тем, имеют возможности выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т. п. Выполненные учащимися задания педагог не проверяет. В группе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания. Это происходит на основе соотнесения и сравнения учащимися их образовательных продуктов с тем, что сделали учащиеся в паре и группе, а также с «общепринятыми достижениями человечества» (по А. В. Хуторскому - культурно-историческими аналогами), зафиксированными в учебниках и других текстах. В результате такого соотнесения вырабатывается, конструируется собственное понимание фактов, процессов и явлений (собственное содержание образования), устраняется ограниченность или ошибочность субъектного опыта учащегося, осуществляется личное образовательное приращение в его знаниях, умениях, отношениях, чувствах и способностях.

А. А. Окунев предлагает 6 алгоритмов мастерских (приложение 1). Последовательность и номенклатура этапов в приведенных алгоритмах весьма различаются. На основе предложенных алгоритмов я разработала свой алгоритм построения процесса работы творческой мастерской в объединении по интересам «Азбука моды» (схема 8).

Схема 8

Индукция. Прием, обеспечивающий «наведение на проблему». Педагогу необходимо подобрать такие индукторы, которые в комплексе будут воздействовать на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности учащегося. Индуктор – средство активации творческой и исследовательской работы учащегося. В качестве индуктора могут быть использованы совершенно разные объекты (слово, стихотворение, изображение, звук, запах, цвет, знак, загадка, необычное задание), так как именно они должны мотивировать участников мастерской на активную деятельность. Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.

Самоконструкция. Диалог учащегося с самим собой. Индивидуальная деятельность учащихся предполагает переход от эмоций к реальным действиям. Данный этап предполагает личное видение решения проблемы. После выполнения задания каждый учащийся сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения.

Социоконструкция. Выполнение задания в группе. Парная работа. Взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет учащемуся сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их и выдвинуть появившиеся идеи, которые будут озвучены на следующем этапе мастерской. На данном этапе дети объединяются в группы. Это самый плотный и продуктивный этап конструирования группового мнения, варианта решения проблемы.

         Социализации. Соотнесение учащимися или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учащихся или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. На этом этапе дети учатся говорить. Мнение всех и каждого должно быть услышано. Это позволяет педагогу вести занятие в одинаковом темпе для всех групп.

         Афиширование. Далее результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется афиширование работ детей и педагога, презентация различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов. На данном этапе формируется творческий коллективный опыт.

         Разрыв. Внутреннее осознание участниками мастерской того, чего они не знали и не чувствовали раньше. Кульминация творческого процесса, переход к новому осознанию явления.

         Рефлексия. Последний обязательный этап. Это самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Внимание к информации, полученной в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном коллективе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей учащихся. Этот этап особенно важен для педагога.

         Панель. Фронтальное обсуждение возникшей проблемы. На панели все желающие высказываются по сути новой проблемы, нового видения объекта изучения, тех чувств, которые возникли на мастерской. Данный элемент мастерской может быть включен на различных этапах занятия.

Главной задачей педагога в технологии творческих мастерских является подбор заданий для учащихся, чтобы каждый из них смог найти для себя посильное и, самое главное, интересное задание, которое бы стимулировало его к дальнейшей творческой деятельности. Задания не должны быть очень простыми, в каждом из них должна быть какая-то загадка, тайна, недосказанность. У учащегося не должно быть прямого пути к истине, и мастер не должен вести к ней. В результате выполнения заданий он выберет свой путь к познанию, руководствуясь только своей интуицией, и своим знанием, а роль педагога - хорошо подготовить заданиям и не вмешиваться в самостоятельный процесс освоения нужной информации.

В ходе мастерской учащимся предлагаю задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению, но каждый участник мастерской ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения. Работая в творческой мастерской «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважать мнение партнера», «каждый имеет право на ошибку», «важно все: наши знания, чувства и эмоции».

2.3. Результативность и эффективность опыта

Результатом работы мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

Одним из результатов моей деятельности и показателем роста творческих способностей учащихся являются результаты их участия в мероприятиях разного уровня: конкурсах, выставках, мастер-классах, создание коллекций. У нас есть интересные творческие работы: коллекции «Эллегия», «Шарм», «Сладкая рапсодия», «Мозаика», проект «Костюм региона «Сожский» (приложение 3-5). Чтобы владеть своими творческими способностями, необходимо ежедневно использовать их на практике. Участие в проектах, конкурсах, фестивалях, показах способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, способствует формированию предметных умений и универсальных учебных действий моих учащихся.

В итоге обработки результатов изучения мотивов участия учащихся в совместной деятельности (приложение 2) можно отметить, что учиться в пространстве творческих мастерских детям нравится. Наблюдая за учащимися, увлечёнными коллективной работой, замечаю, что каждый ребёнок чувствует свою значимость и важность в общем деле, значимость личного вклада в результат совместной деятельности. Технология творческих мастерских ставит учащегося в позицию активного деятеля, раскрывает его потенциальные возможности, развивает его личное своеобразие, стимулирует поиск новых знаний. Через коллективную деятельность развивается потребность в эстетическом общении и интерес к творческой деятельности. Успех способствует проявлению положительных взаимоотношений со сверстниками, развивает умение сотрудничать, взаимодействовать, договариваться, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою позицию, понимать и ценить творчество других.

Заключение

В мастерской каждый учащийся проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям. В процессе ведения мастерской создаются условия для выявления проблемы, постановки вопросов и путей их решения. Позиция педагога предполагает консультирование учащихся, помощь им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности. Таким образом происходит формирование нового знания, выстроенного на основе личного опыта ребёнка.

Созданная творческая атмосфера в детском коллективе, взаимодействие всех участников (детей, педагога, родителей) способствует объединению детей и взрослых, обеспечивает условия для толерантного общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками творческой мастерской.

Успех – это состояние человека, качественная характеристика деятельности, чувство уверенности в собственных силах, позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Творческая мастерская позволяет обрести учащимся ощущение успешности, моделируя творческую деятельность.

Резюмируя, хочется еще раз отметить, что при наличии желания и правильного использования методов обучения, у каждого из нас появляется возможность развивать творческий потенциал ребенка, что будет являться гарантией качества его дальнейшей жизни.


 

Литература

1.     Ачаповская, М. З. Использование активных методов обучения для проведения практических занятий: методические рекомендации / М. З. Ачаповская. - Минск, - 2010. - 103 с.

2.     Белова, Н.И., Наумова, Н.Н. Экология в мастерских: Методическое пособие. - СПб.: «Паритет» (Серия «Педагогическая мастерская»), 2004. - 224 с.

3.     Белова, Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: теория и практика. - СПб., 1998. - 318 с.

4.     Буйлова, Л. Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт / Л. Н. Буйлова. - М., 2002.

5.     Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей. – 2-е изд. / Н.И.Запрудский. – Мн., 2004. – 288 с. – (Мастерская учителя).

6.     Матюшкин, А. М., Снек, Д.А. Одаренные и талантливые / А. М. Матюшкин, Д. А. Снек // Вопросы психологии. – 1982. - № 4 – С.88.

7.     Мосина, Ю. В. Современные подходы к использованию педагогических технологий / Ю. В. Мосина // Педагогический калейдоскоп. – Ярославль. - 1. – 1999. – с. 26-28.

8.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М, 2000. 

9.     Окунев, А.А. Урок? Мастерская? Или… / А.А. Окунев. – М.: Просвещение, 2001.

10. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие / А. П. Панфилова. - М., 2009. – 192 с.

11. Петрова, С.Н. Организация творческих мастерских в условиях дошкольной образовательной организации / С.Н. Петрова // Методист. – 2019. - № 9. – С.52.

12. Электронный сборник педагогических публикаций «Вестник Просвещения» - Липецк. - 2018. – С.59. – Режим доступа: www.vestnikprosveshheniya.ru

Приложение 1

Алгоритмы мастерских

(по Окуневу А. А.)

Алгоритм 1.

Индукция — самоконструкция — социоконструкция — социализация — афиширование — разрыв — рефлексия.

Алгоритм 2.

Индукция — панель — работа с литературой — обсуждение в парах, а затем в группах — постановка вопросов — выбор группой вопроса для исследовательской работы — понимание проблемы (каждым) — социализация в группе — поиск гипотезы (каждым) — выбор наиболее вероятной гипотезы (в группе) социализация — планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы — представление выводов и обоснование соседней группой — коррекция (в группе) — составление проблемы, решаемой на основании сделанного вывода (в группе) — обмен проблемами и сделанными выводами между группами — оценка каждой группой представленных им выводов и возможности их использования при решении поставленной проблемы

(социализация).

Алгоритм 3.

Слово мастера — индивидуальная работа с полученной информацией — работа с литературой (пополнение, уточнение информации) — словесное, художественное — пластическое, схематическое — письменное представление образов, объектов. Понятия, идеи, представленные в слове мастера (социализация) — составление и сбор вопросов по изученной теме — выбор

вопроса каждой группой — работа с литературой — панель — слово мастера— работа групп с документами — постановка опыта по проверке гипотезы — сбор и обсуждение новой информации — формулирование выводов — доказательство выводов — критический анализ выводов — социализация.

 

 

Алгоритм 4.

Индуктор — создание модели объекта, понятия, действия, схемы, рисунка, графика — описание свойств продукта — обмен описаниями — воспроизведение модели по описанию — обмен построенными моделями — уточнение описания модели — слово

мастера (мастер предлагает свой алгоритм действия) — использование модели на практике каждым из участников группы — обмен заданиями в группе — анализ всех выполненных заданий в группе — выделение условий правильного выполнения задания — обмен заданиями и моделями к ним между группами — корректировка моделей.

Алгоритм 5.

Мастер предлагает две-три темы — выбор — каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования — обнародование проблемы — каждый выясняет все, что он знает об этой проблеме — создание групп по схожим проблемам — формулирование общей темы исследования (остальные могут быть подтемами) — создание банка

данных — план исследования — работа по плану: индивидуальная, парная, групповая — обсуждение в группе — оформление первого результата — представление — каждая группа, после знакомства с результатами исследования других групп, составляет для них задание (мастер также) — работа над заданиями — оформление и представление второго результата исследования — индивидуальное размышление о проблеме — подготовка и оформление индивидуальных результатов.

Алгоритм 6.

Разговор в группах по новой теме — панель — в группах, привести пример нового понятия — группы обмениваются примерами, дают их обоснование, предлагают решения проблем, связанных с новым понятием — группы получают свои примеры с обоснованием, которое предложили их соседи — коррекция — группы представляют свои примеры на доске — вопросы других групп — коррекция — группы у доски говорят о тех моментах, которые они исправили — каждый записывает в своей тетради всю необходимую информацию — каждый у доски выполняет задание мастера по новому материалу».

Как видим, последовательность и номенклатура этапов в приведенных алгоритмах весьма различаются. Мастерская — очень гибкая форма учебных занятий, она характеризуется большой вариативностью. При этом важно соблюдать баланс в сочетании индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работы.

Слово мастера: мастер находится как бы в тени. На разных этапах мастерской он умело управляет работой учащихся с помощью различных заданий. Эти задания задаются графически, рисунком, с помощью эксперимента, видеоряда, словом. Педагог «солирует», когда, наравне с детьми, представляет свои проекты, решения, идеи, гипотезы. Могут быть ситуации, когда мастер сообщает дополнительную информацию, если она оказалась востребованной учащимися.

 


 

Приложение 2

Методика изучения мотивов участия учащихся в совместной деятельности

(разработана Л. В. Байбородовой)

Цель: выявление мотивов участия детей в деятельности.

Детям предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и рядом с каждым номером варианта ответа проставить цифру от 3 до 0.

Для ответа используется следующая шкала:

3 - привлекает очень сильно;

2 - привлекает в значительной степени;

1 - привлекает слабо;

0 - не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

1.     Интересное дело.

2.     Общение с разными людьми.

3.     Помочь товарищам.

4.     Возможность передать свои знания.

5.     Возможность проявить творчество.

6.     Приобретение новых знаний, умений.

7.     Возможность руководить другими.

8.     Участие в делах своего коллектива.

9.     Возможность заслужить уважение товарищей.

10. Желание сделать доброе дело для других.

11. Возможность выделиться среди других.

12. Возможность выработать у себя определенные черты характера

Дети отвечают на вопросы, и ставят оценку напротив каждого пункта.

Обработка и интерпретация результатов.

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия учащихся в деятельности.

 


 

Приложение 3

Коллекция «Мозаика»

 

Коник Анастасия Андреевна,

обучающаяся объединения по интересам «Азбука моды»

 

Если у вас растет дочь, вы в ответе за безопасность своего чада и должны не только заботиться о внешнем виде своего ребёнка, но и с пониманием относится к его потребностям и мнению.

Представленная коллекция платьев - это сочетание яркости, креативности и в то же время простых и понятных фасонов. Коллекция состоит из пяти платьев в стиле прет-а-порте.

Ткань - светлогорский трикотаж. Светоотражающие элементы в виде отделки представлены отделочной тесьмой.

Идея яркой коллекции «Мозаика» заключается в том, чтобы быть «заметной».

 

 

Коллекция «Мозаика» - это платья «на каждый день», для спортивного отдыха и для вечерней прогулки, которые помогут подчеркнуть вашу индивидуальность, раскрыть не только внешние, но и внутренние достоинства.

Стильный, комфортный и универсальный вариант повседневного платья. Помогает создать в повседневной жизни яркий и запоминающийся образ.

Эти платья подходят для любительниц активного образа жизни. Ткань таких платьев не линяет, рассчитана на большое количество стирок.

 

 

Простое, универсальное платье, можно носить в дневное и вечернее время – в магазин, в университет, в библиотеку, на вечернюю прогулку.

 

 

Модель с контрастными деталями и воротничком удовлетворит даже самых консервативных девушек.

 

 

Завершить представление коллекции хочется словами дизайнера Коник Анастасии Андреевны: «Заботясь о красоте – не забывайте о безопасности!»

  

 

  

 


 

Приложение 4

Костюм региона «Сожский»

 

Евсеенко Анастасия и Бердникова Яна,

обучающиеся объединения по интересам «Азбука моды».

 

Белорусский национальный костюм – сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе. Костюм представляет собой одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, его обрядов и обычаев. Как вид декоративно-прикладного искусства костюм дает представление о многих традиционных ремеслах белорусов: ткачестве, плетении, ювелирном искусстве, обработке кожи и др.

Как одевались наши предки? Как выглядел женский костюм нашего региона? До последнего времени почти ничего не было известно. Более-менее был изучен народный костюм последних двух веков. По старым гравюрам и портретам мы можем составить представление об одежде знати XVI-XIX веков. О более ранних эпохах до сих пор судили разве что по летописям, но в летописях как-то больше о политике, нежели об одежде, писали.

На помощь нам пришла археология. Ученые нашли сотни предметов, по которым можно, как мозаику, восстановить костюм пращуров белорусов, живших тысячу и более лет тому назад. При раскопках на Гомельщине, над Сожем, был найден девичий костюм X-XIII в., который реконструировала Людмила Владимировна Дучиц, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. Много исторических сведений для создания костюма региона «Сожский» было найдено в книге Л. В. Дучиц «Касцюм жыхароў Беларусi X-XIII ст.ст.», в которой описываются виды одежды, различия ее в зависимости от социального статуса и материального положения.

Внешний вид женщины строго соответствовал ее возрасту и статусу: девочка, девушка, невеста, кабета, вдова, пожилая женщина, старая. Женский традиционный белорусский костюм более разнообразен, чем мужской, кроме того, он богаче украшен.

Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Беларуси, два последних в восточных и северо-восточных районах. Женская рубашка была намного длиннее мужской. Имеется три типа рубах: туникообразная, с кокеткой и с прямыми плечевыми вставками. Шились из домотканого полотна. Основу женской сорочки у белорусок составляла «станина» из цельного прямого полотна или из двух частей. Наиболее простой тип кроя - туникоподобный. Характерной его особенностью является отсутствие шва на плечах (материал просто перегибался). Но в XIX - начале XX века он почти не использовался и сохранялся лишь в обрядовом (погребальном) костюме.

На основе реконструированного Людмилой Дучиц материала мы попытались максимально точно воссоздать девичий костюм X-XIII в. нашего региона.

Девушки-крестьянки надевали по праздникам белую сорочку (рубашку) отделанную кружевами или вышитую. Поверх сорочки надевался сарафан, украшенный кружевом. Головной убор девушки состоял из повязки или нарядного платка.

Сарафан выполнен из льняного полотна натурального цвета, декорирован кружевом ручной работы, подвязан ремешком и дополнен декоративным украшением. Сорочка сделана из белого ситца и отделана кружевом ручной работы. Головной убор – косичка из льняных нитей.

 

рисунок.TIF     фото.tif

 

В результате, данная модель выполнена из современных тканей и аксессуаров и соответствует реконструированной модели.

 

 

 Приложение 5

 

 

 


 

Отдел образования, спорта и туризма администрации

Отдел образования, спорта и туризма администрации

Информационный блок 1.1. Название опыта работы «Развитие креативного мышления учащихся через творческую деятельность в условиях творческой мастерской»

Информационный блок 1.1. Название опыта работы «Развитие креативного мышления учащихся через творческую деятельность в условиях творческой мастерской»

Остановлюсь подробнее на технологии мастерских, которая способствует развитию креативных способностей учащихся

Остановлюсь подробнее на технологии мастерских, которая способствует развитию креативных способностей учащихся

Описание технологии опыта 2.1

Описание технологии опыта 2.1

В случае отсутствия подобной программы мы можем говорить только о наличии предметно-развивающей среды, организованной определенным образом [11]

В случае отсутствия подобной программы мы можем говорить только о наличии предметно-развивающей среды, организованной определенным образом [11]

Схема 1 Технология мастерской как процесс

Схема 1 Технология мастерской как процесс

В мастерской исключается официальное оценивание работ учащихся, доминирует самооценка через афиширование и работу в группах

В мастерской исключается официальное оценивание работ учащихся, доминирует самооценка через афиширование и работу в группах

Работа мастерской основывается на природном материале и результатах духовной деятельности человечества

Работа мастерской основывается на природном материале и результатах духовной деятельности человечества

В своей работе я придерживаюсь следующих установок

В своей работе я придерживаюсь следующих установок

Образовательный процесс в творческих мастерских организуется на основе образовательной программы объединения по интересам «Азбука моды»

Образовательный процесс в творческих мастерских организуется на основе образовательной программы объединения по интересам «Азбука моды»

Схема 6,7 Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля педагога

Схема 6,7 Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля педагога

Азбука моды» (схема 8). Схема 8

Азбука моды» (схема 8). Схема 8

Социоконструкция. Выполнение задания в группе

Социоконструкция. Выполнение задания в группе

Панель. Фронтальное обсуждение возникшей проблемы

Панель. Фронтальное обсуждение возникшей проблемы

У нас есть интересные творческие работы: коллекции «Эллегия», «Шарм», «Сладкая рапсодия», «Мозаика», проект «Костюм региона «Сожский» (приложение 3-5)

У нас есть интересные творческие работы: коллекции «Эллегия», «Шарм», «Сладкая рапсодия», «Мозаика», проект «Костюм региона «Сожский» (приложение 3-5)

Созданная творческая атмосфера в детском коллективе, взаимодействие всех участников (детей, педагога, родителей) способствует объединению детей и взрослых, обеспечивает условия для толерантного общения, диалога и достижения…

Созданная творческая атмосфера в детском коллективе, взаимодействие всех участников (детей, педагога, родителей) способствует объединению детей и взрослых, обеспечивает условия для толерантного общения, диалога и достижения…

Литература 1. Ачаповская,

Литература 1. Ачаповская,

Приложение 1 Алгоритмы мастерских (по

Приложение 1 Алгоритмы мастерских (по

Алгоритм 4. Индуктор — создание модели объекта, понятия, действия, схемы, рисунка, графика — описание свойств продукта — обмен описаниями — воспроизведение модели по описанию —…

Алгоритм 4. Индуктор — создание модели объекта, понятия, действия, схемы, рисунка, графика — описание свойств продукта — обмен описаниями — воспроизведение модели по описанию —…

Как видим, последовательность и номенклатура этапов в приведенных алгоритмах весьма различаются

Как видим, последовательность и номенклатура этапов в приведенных алгоритмах весьма различаются

Приложение 2 Методика изучения мотивов участия учащихся в совместной деятельности (разработана

Приложение 2 Методика изучения мотивов участия учащихся в совместной деятельности (разработана

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия учащихся в деятельности

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия учащихся в деятельности

Приложение 3 Коллекция «Мозаика»

Приложение 3 Коллекция «Мозаика»

Эти платья подходят для любительниц активного образа жизни

Эти платья подходят для любительниц активного образа жизни

Модель с контрастными деталями и воротничком удовлетворит даже самых консервативных девушек

Модель с контрастными деталями и воротничком удовлетворит даже самых консервативных девушек

Творческие мастерские

Творческие мастерские

Приложение 4 Костюм региона «Сожский»

Приложение 4 Костюм региона «Сожский»

Приложение 5

Приложение 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2024