Доклад на тему:
«Творческие задания на уроках математики и во внеурочное время»
Подготовила:
учитель математики Орлова Л.С.
2020 – 2021 уч.год
Нельзя быть настоящим математиком,
Не будучи немного поэтом
(К. Вейерштрасс)
Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Будучи ученицей, мне нравились новые, нетрадиционные подходы на уроках. Поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание нововведениям, чтобы каждый урок был интересен. На мой взгляд, ученик должен чувствовать себя творцом и незаменимым звеном большой цепи.
Каждый раз, идя на урок, я задавалась вопросом, как же научить ребенка мыслить творчески? Ведь существует мнение, что математика «сухая и скучная» наука. Как помочь самой себе сделать каждый новый урок интересным и неповторимым? С этой проблемой, я считаю, сталкивается каждый педагог на том или ином этапе своей деятельности. Поэтому нетрадиционные уроки стали неотъемлемой и, чуть ли не обязательной формой обучения в моей «творческой лаборатории».
Одной из форм творческой работы является составление и отгадывание ребусов. Разгадывание или составление ребуса – это такая деятельность, которая мотивируется не результатами: ученики получают удовольствие от самого процесса работы. А это важное условие формирования полноценной учебной деятельности.
Следующей формой творческой внеурочной работы учащихся является составление кроссвордов. Эта деятельность важна для запоминания понятий и терминов математики, причем, при анализе составленных кроссвордов особое внимание уделяется четкости определения. Создаю банк творческих проектов учащихся и использую их в обучении для других школьников. Применяю творческие работы проверочного характера, так как контрольные работы в традиционной форме вызывают у учащихся дискомфорт, волнение, что может сказываться на результатах.
В условиях увеличения потока информации, с которой связана деятельность учащегося, особенно важно сохранить его положительное отношение к учебе, чувство радости от каждого прожитого дня, удовлетворение результатами своей учебной и трудовой деятельности. «Очень важно,— писал В. А. Сухомлинский,— чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью». И поэтому особую значимость приобретает создание обстановки, позволяющей учащемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей. Этому способствует использование на уроках игровых приемов обучения.
Игра позволяет организовать поэтапную отработку в процессе игрового взаимодействия новых способов ориентировки школьника в жизненных ситуациях. Это особое качество, благодаря которому учащиеся – участники игры «практически» включаются в сложнейшие отношения, анализируя различную информацию, ищут оптимальное из возможных, не всегда явных решений.
Игра стимулирует формирование, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и возможность оказать в случае необходимость помощь своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. Игра позволяет снять авторитарную позицию педагога, уравнивает в правах всех участников. Это очень важно для получения социального опыта, в том числе взаимоотношений с взрослыми людьми.
Использую следующие виды игр:
◄на развитие внимания и закрепления терминологии;
◄игры-тренинги;
◄игры-конкурсы (с делением на команды);
◄сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
◄интеллектуально-познавательные игры;
◄интеллектуально-творческие игры.
Приведу некоторые игровые компоненты, формирующие творческое мышление, которые использую в своей практике.
«Найди ключ»
Необходимо среди набора букв отыскать слово, которое подскажет тему урока или слово, относящееся к теме.
лимынеодерквснцедьячвыуаваждолстепеньцбуетотьвы |
Ответ:
лимынеодерквснцедьячвыуаваждолстепеньцбуетотьвы |
«Зашифровщик» Отрабатывая алгоритм решения задач по определенной теме, чтобы избежать усталости от однообразной работы, можно в наборе заданий с помощью букв зашифровать какое-либо слово. После решения всех заданий ребята смогут его расшифровать и узнать для себя что-то новое, полезное из разных областей знаний. Здесь можно использовать интересные факты из географии, истории, биологии, музыки, литературы … Тема: Деление нацело (5 класс) Такие задания можно использовать как в процессе общей работы, так и на самостоятельной. Хорошо пригодятся такие задания и для индивидуальных заданий. Действие деление очень сложно, длительно. Вот набор зашифрованных примеров. Правильно решив все примеры, вы прочтете названия небольшого музыкального инструмента.
|
|
|
||||||
1742:13 44829:51 19229:67
|
|
||||||
|
|||||||
19824:236 92550:75 140751:351
|
|
|
55974:57 152160:16 80772:381
982 |
134 |
9510 |
212 |
287 |
1234 |
84 |
879 |
401 |
м |
а |
н |
д |
о |
л |
и |
н |
а |
Вы можете дать на самостоятельное решение, можете решать по одному примеру и т.д., но обязательно найдутся ученики, которые попытаются сделать быстрее и заработать оценку. И по такому принципу можно составлять задания на действия с положительными и отрицательными числами, на отработку основного свойства пропорции, при решении уравнений.
«Крестики – нолики»
Из предложенных чисел надо выбрать пару чисел, а затем найти их частное. Если частное принадлежит таблице, игрок отмечает его соответственно « крестиком» или « ноликом». Выигрывает тот, кто первым заполнит строку, столбец, диагональ. Игру можно организовать по группам. От каждой группы выбирается представитель, который записывает решение на доске. Члены группы полностью диктуют ему решение. Данная игра может проводиться по парам.
100
|
0,5 |
3,6 |
20 |
1,8 |
5,1 |
10 |
0,6 |
0,4 |
0,1 |
250 |
0,4 |
2 |
9 |
0,18 |
3 |
50 |
51 |
6 |
36 |
5 |
1000 |
18 |
0,004 |
0,255 |
0,02 |
40 |
0,006 |
Этими же таблицами можно пользоваться, поменяв десятичные дроби на обыкновенные или натуральные числа.
« Кто быстрее»
Эту игру лучше использовать как вид устной работы.
Найди в таблице строчку, столбик или диагональ, сумма чисел в которых равна числу, записанному над таблицей. Докажи правильность своего решения с помощью вычислений.
|
0,4 |
0,9 |
2,6 |
0,5 |
3,8 |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
0,2 |
|
0,2 |
0,4 |
0,2 |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
0,4 |
0,9 |
0,3 |
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, именно этот аспект помогает формировать личность.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.
Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работ.
2. Систематическое проведение творческих работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.
3. Связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач.
4. Контроль над выполнением таких работ содействует организации тематического учета знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию творческого мышления школьников.
Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.
2. Развитие творческой активности школьника/Под ред. А. Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.
3. Царёва С. Е. Математика и конструирование. Программа начальной школы и методические рекомендации учителю. Новосибирск, 1991.
4. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.
5. Зильберберг Н. И. Приобщение к математическому творчеству. Уфа, Башкирское книжное издательство,1988.
6. Пичурин Л. Ф. Воспитание учащихся при обучении математике. Просвещение,1987.
7. Глейзер. З. Д. Повышение эффективности обучения математике в школе. Просвещение, 1989.
9. Приложение к газете «Первое сентября». Математика №13,1997; №21, 1997; №24, 1999; №19, 1997; №4, 1999.
10. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. Просвещение, 1989.
11. Амонашвили Ш. А., Лысенкова С. Н. и т. д. Педагогический поиск, 1987.
12. Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников. М.:Педагогика, 1991.
13.
Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. –
2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.