Творческие задания на уроках русского языка
Оценка 4.9

Творческие задания на уроках русского языка

Оценка 4.9
Особые потребности
doc
русский язык
9 кл
25.05.2017
Творческие задания на уроках русского языка
Первые шаги в творчество, порой такие неуверенные, со временем обретут твердость, заставят поверить в собственные силы. Результатом этого являются представленные творческие работы, написанные обучающимися в самых разных жанрах. Творческие задания пробуждают любознательность и несомненный интерес к родному языку. Цзацзуань, хокку, спич, этимологическое исследование, сочинение на грамматическую тему - это лишь небольшая часть работ, представленная в данном материале.
Творческие задания на уроках русского языка.doc
Осипова Н. В., учитель русского языка и литературы Сампурского филиала МБОУ «Сатинская СОШ», Сампурский район, Тамбовская обл. Творческие задания на уроках русского языка Твори, выдумывай,  пробуй! В. Маяковский Первые   шаги   в   творчество,   порой   такие   неуверенные,   со   временем обретут твердость, заставят поверить в собственные силы. Результатом этого являются представленные творческие работы, написанные обучающимися в самых разных жанрах. Творческие задания пробуждают любознательность и несомненный   интерес   к   родному   языку.   Цзацзуань,   хокку,   спич, этимологическое   исследование,   сочинение   на   грамматическую   тему   ­   это лишь небольшая часть работ, представленная в данном материале. При повторении пунктуации восьмиклассники пробовали свои силы в создании цзацзуаней. Справка:  цзацзуань  –   комическое   изречение   китайских   писателей (начиная   с  XI  века),   подаваемые   в   виде   перечня   ситуаций,   объединенных одним названием). Жалко:  когда заканчиваются каникулы и нужно снова идти в школу; наступить в новых туфлях в грязную лужу; сесть мимо стула; когда все едят мороженое, а тебе нельзя; когда убивают людей; когда гибнут дети; когда браконьеры стреляют в животных. (Илюшина Марина) Странно видеть: пожилую тетеньку, одетую как молоденькая девушка; молодую девушку, принимающую ухаживания взрослого мужчины; человека, который выдает себя за другого. (Саликова Марина) Двойная неприятность: сломать руку во время каникул; получить двойку сразу по двум предметам; 1 попасть под дождь и забыть дома ключи; знать, что ты не виноват и быть наказанным; упустить большую рыбу и потерять удочку. (Сорокин Владимир) Невыносимо: полоть в жару свеклу; когда тебя унижают; терпеть хамство со стороны подруги; терять близких друзей; надолго расставаться с родителями. (Прохорова Юлия) Люблю: болтать ногами, сидя на мостике у реки; слушать, как за окном шумит дождь; когда вся семья собирается вечером за ужином; ездить   в   поездах   дальнего   следования   и   смотреть   в   окно   со   второй полки. (Гаврилова Мария) Не люблю: когда мучают кошек, надевая им на хвост консервные банки; выслушивать нотации взрослых, особенно нудные; когда летом бесконечно идут дожди; когда при мне хвастаются такими качествами, которых нет и в помине; когда кто­то опаздывает на свидание; когда кто­то подглядывает за тобой в окно; когда сильные обижают слабых; когда не уступают место старикам в автобусе;  когда в тарелке с супом плавает вареный лук; рано просыпаться – чувствую потом себя целый день разбитой; когда кто­то осуждает других за то, что сам когда­то совершил или может совершить; когда по телевизору показывают фильмы ужасов; долго стоять, ожидая своей очереди, в поликлинике. (Ветрова Дарья, Авдеева Юля) А на уроке лингвистического анализа поэтического текста осваивали японские трехстишия – хокку. Справка:  хокку  –  лирическое   стихотворение   о   природе;   рифмы   нет, важна звуковая организация трехстишия). Осень наступила, 2 Кленовый желтый лист В ладонь мою упал… Увядает мой сад, Я увидел в окно, Как октябрь пришел. Вслушайтесь только: У осени есть свои звуки, У осени есть свои краски. (Чечевицина Настя) Листья сбросили свои Старый вяз да три рябины – Это осень пришла! (Дорохова Дарья) Последняя птица Крылом на прощанье махнула, И ветер завыл от тоски. Лес, еще вчера зеленый, Ослепляет нас сейчас Ярким цветом осени. (Корец Ольга) Все волнения, всю печаль Твоего смятенного сердца Холодной осени отдай. Прогнала  Злодейка осень Белых журавлей (Панюшкин Андрей) Ветер кружит Листьев золотистый рой –  Это осень пришла. По лесу пронесся Вихрь желтого снега. И все преобразилось. (Азаренко Сергей) 3 Последняя вечерняя звезда, Родишься снова ты, Но лета не вернуть, Осенний дождь, Как ты печален В безмолвной тишине. Во мне печаль, И небо плачет. Не за горами холода. Ярко – красная рябина. Тяжелые кисти –  Алые слезы осени на снегу. (Антропова Ирина) Вечер осенний Тихо подкрался, Плачет небо дождем. (Половинкина Анна) На   уроке   развития   речи,   посвященному   созданию   спича,   учащиеся тренировались в построении такого текста. И хотя этот жанр   не входит в круг   жанров,   с   которыми   знакомятся   дети   на   уроках   русского   языка   и литературы, его практическая необходимость большая, ведь каждый человек сталкивается   с   таким   моментом,   когда   нужно,   не   раздумывая,   произнести короткую,   в   меру   юмористическую   речь,   направленную   к   реальным   или воображаемым   слушателям.   Важно,   чтобы   речь   произвела   впечатление легкостью и изяществом построения, заразила слушателей своим блеском. Гимны вещам, нас окружающим Холодильник О   холодильник!   Ты   занимаешь   почетное   место   на   нашей   кухне   и заслуживаешь уважения, почитания и даже поклонения. Трудно представить современную жизнь, наполненную бешеными ритмами, без тебя, любимого. 4 Как часто, придя из школы, я лечу к тебе, забыв даже повесить пальто на   вешалку,   заглядываю   в   твою   глубину   и   млею   от   удовольствия   в предвкушении праздника живота. Вот мой любимый украинский борщик из красной свеклы в кастрюльке с голубыми цветочками. А вот макарончики по­ флотски,   удобно   разместившиеся   в   сковородке   со   стеклянной   крышечкой. Вот салатик «Оливье» в салатнике, подаренном маме ее коллегами по работе. А   на   десерт   восхитительное   суфле,   украшенное   ягодами   клубники   и кусочками   киви   в   вазочке   на   тонкой   ножке.   Сердце   бьется   в   ожидании праздника.  Осторожно захлопываю твою  гостеприимную дверь, мой  белый гигант,   рысцой   направляюсь   в   ванную   комнату,   мою   руки   и   не   перестаю думать о твоем «внутреннем содержании», мой  БОЛЬШОЙ  БРАТ! Твоему внешнему виду также можно петь хвалебные песни без устали: и высокий, и красивый, настоящий блондин! А чего стоит твое гордое имя – Норд! Пусть святится оно в веках, прославляется вечно поэтами всех времен и народов! (Корец Ольга) Электрофен Ты прочно вошел в мою жизнь и занял почетное место в моей комнате – в верхнем ящике письменного стола. Я даже представить себе не могу,  как могла   обходиться   без   тебя   раньше.   Сколько   времени   тратила   я   на   сушку волос и сооружение на голове «вавилонов». А теперь? Легкий щелчок – и через две­три минуты пышные волосы послушно улеглись в прическу. У тебя несколько   скоростных   режимов   и   целых   три   насадки.   Захоти   я   продлить удовольствие,  понежиться  под  ласковым   твоим  ветерком  чуть  подольше – включаю   минимальную   скорость,   нужно   побыстрее   высушить   волосы   – пожалуйста, самый сильный режим! Нужен массаж головы – надеваю насадку с «пальчиками», срочно требуются волны на волосах  – насадку с круглой щеткой – расческой. Не устану петь тебе гимны, мой добрый друг и помощник, электрофен славной фирмы «Vitek»! (Илюшина Марина) Мобильный телефон О чудо XXI века! Хвалебную песнь пою тебе, мой мобильный телефон! Я   был   на   седьмом   небе,   когда   родители   наконец­то   осознали   твою практическую необходимость и подарили мне тебя, мой самый верный друг! Не будь тебя, как узнал бы я о том, что нам задали по физике или какое сочинение надо срочно написать по литературе к завтрашнему дню. Не будь тебя, как бы я скрасил свой досуг на уроке… Впрочем, не буду называть каком, дабы никого не обидеть! Я был так поглощен нажатием твоих блестящих   кнопочек,   что   не   заметил,   как   ко   мне   на   опасно   близкое 5 расстояние подошел учитель. О, я чуть было не лишился тебя, мой славный товарищ!  Всего за несколько секунд можно дозвониться до любой точки нашей необъятной страны и получить удовольствие от общения. Ты будишь меня по утрам бодрой мелодией, заставляя немедленно открыть глаза. Ты выручаешь меня на уроке алгебры, когда нужно произвести быстрые и точные подсчеты; твой калькулятор как нельзя кстати в магазине, где не совсем добросовестный продавец пытается неправильно дать сдачу, в свою пользу, разумеется. Ты… Мне не хватит целого дня, чтобы воспеть все твои положительные качества, да и вряд ли это нужно. Потому что сегодня уже никто не сомневается в твоей необходимости и незаменимости. (Азаренко Сергей) Электросковородка «Чудо» Вы думаете это просто сковородка? Нет, это величайшее изобретение человечества! Она досталась мне по наследству от бабушки, ей почти столько же лет, сколько и мне, и она оправдывает свое название – «Чудо». Ах, какие чудесные пироги, пирожки и бисквиты можно испечь с ее помощью! А чего стоит торт «Кардинал», который научила меня выпекать мама или пирожные «Эклеры», рецепт которых я позаимствовала в одной из женских журналов. А печенье «Каприз», а пряники «Домашние», а коржики, песочники, кексы и булочки, слойки и ватрушки, трубочки и кулебяки, пицца, наконец! Перед волшебными запахами, доносящимися из­под массивной крышки, терзающими обоняние всех обитателей нашего дома, устоять не может никто. Королева кухни скромна и непритязательна и никогда не ворчит, если мы, увлеченные поглощением очередной порции вкуснейшего пирога с корицей, забываем   помыть   и   почистить   ее.   Она   терпеливо   ждет,   когда   мы, насытившись, наконец, вспомним про нее. И как же благодарна бывает наша сковородка   за   щедрый   душ,   устроенный   в   ее  честь!   Ее   нежная   выпечка   с каждым разом делается все аппетитнее. Все наше дружное семейство не устает петь гимны этому одному из самых полезных приобретений, доставшихся нам от бабушки. (Авдеева Юлия) Часто   после   изучения   грамматической   темы   дети   пишут лингвистические сочинения. Так,   после   освоения   односоставных   предложений   были   написаны миниатюры, в которых использовались такие виды предложений. 6 Зимний пейзаж Ночью вьюга снежная Заметала след, Розовое, нежное Утро будит свет. А.А. Блок Январь. Мороз. Родное село. За ночь замело узкую тропинку, ведущую к лесу. Тропинка   вилась   вдоль   реки.   Местами   реку   застелило   толстым снеговым   одеялом,   кое­где   только   припорошило   снегом,   через   который виднелся лед. Вот тропинка обогнула куст, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны   в   белых   сверкающих   одеждах   стоит   красавица   сосна,   огромная   и величественная, как собор. Деревья словно почтительно расступились, чтобы дать ей развернуться во всю силу. Нижние ветви ее совсем близко от земли. На солнце казалось, что вся сосна окутана серебряными нитями. Она блестела мириадами крошечных звездочек, сверкающих, переливающихся. Как здорово, что в нашем селе есть такой чудесный уголок природы, где можно полюбоваться удивительным пейзажем, радующим глаз. (Кольцов Алексей) Зимний лес Зима.  Как   прекрасен   лес   в  это   время   года!   Метель   намела   большие сугробы,   запорошила   дорожки.   Так   и   хочется   прокатиться   по   пушистому снегу на лыжах! Тихо в лесу. Только слышно, как скрипит под ногами снег. На деревьях большие снежные шапки. А на полянке в лесу выросли маленькие елочки. Издали их трудно заметить, почти по самые макушки их занесло снегом. Небо в лесу кажется голубым. Как приятно бродить по лесу в ясный зимний день. (Чечевицына Анастасия) В лесу зимой Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой,  Подвязалася сосна… С. Есенин 7 Зима. Лес. Иду по тропинке. Вижу заячьи следы на снегу. Тихо вокруг. Дышится легко. Деревья поражают своим превосходным убранством. Где­то синица, пролетая, задела ветку, и упал ком снега. Иду дальше и вижу, что тропинку замело. Пробираюсь через сугробы. Прибавляю шаг – дома меня ждут. (Азаренко Сергей) А   после   изучения   темы   «Частица»   дети   получили   задание   написать сочинение о весне с использованием частиц. И вот что у них получилось. Весной Весна   для   меня   –   необыкновенное   время   года,   ведь   все   вокруг пробуждается от долгого зимнего сна. Прилетают с юга птицы, пробуют свои голоса.   Тает   снег,   появляется   первая   травка.   Еще   ни   разу   не   встречал   я человека, который бы ни радовался приходу весны. А   как   хорош   лес   весной!   Нельзя   не   удивляться   нежности   первых зеленых листьев, красоте первоцветов. Пригревает солнышко, жужжат пчелы, перелетая с цветка на цветок. Однажды   после   обильных   дождей   образовались   большие   лужи.   Я смастерил кораблик и отправил его в большое плавание. Лишь через два часа я смог оторваться от такого увлекательного занятия. Что ни говори, а весна приносит много радости и много новых надежд! (Азаренко С.) Приход весны Бушует талая вода, Шумит и гулко, и протяжно Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно… И. Бунин Нельзя предугадать приход весны. Иногда ее ждешь, а она не спешит заявлять о своих правах. Бывает и наоборот: утром проснешься, выйдешь на улицу, а там весна! Но когда бы она ни пришла, люди ей всегда рады. В этом году весна ранняя. Уже в конце февраля начались оттепели. Как обычно в такую пору, погода не из приятных: льет дождь, на дорогах слякоть. Иногда встречаются такие лужи, которые ни обойти ни объехать. И все­таки весна – замечательное время года! Люди чаще улыбаются и живут надеждами на лучшее. (Корец Ольга) 8 На   одном   из   уроков   после   комплексного   анализа   текста девятиклассники   получили   задание   написать   домашнее   сочинение­ исследование   о   происхождении   некоторых   достаточно   известных   и распространенных   фамилий.   Для   исследовательской   работы   использовали толковый   словарь   В.И.   Даля,   этимологические   словари   М.   Фасмера   и Н. М. Шанского. Во­первых,  необходимо   толкование   слова,   от   которого   произошла Требования к сочинению фамилия. Во­вторых,  поразмышлять,   кто,   по­вашему,   мог   быть   ее   первым носителем, каким вы представляете этого человека. В­третьих, возможно, написать небольшую историю из его жизни – ведь когда­то   фамилия   отражала   не   только   род   деятельности,   общественное положение, но и характер, и внешность человека. И еще необходимо помнить, что русские фамилии – это энциклопедия русского быта, истории, этнографии. Они хранят и всегда будут хранить в своих основах память о событиях, явлениях, свойственных тем эпохам, когда они создавались. О русских фамилиях На Руси вплоть до 17века фамилии были очень похожи на современные прозвища.   Они   отражали   характер,   внешность   или   занятие   человека,   их носящего.   Такие   фамилии   прошли   сквозь   века   и   дожили   до   наших   дней. Конечно, сейчас редко встретишь человека по фамилии Бирюк или Веселой, но   вот   Бирюков   и   Веселов   встречаются.   Всегда   интересно   узнать   тайну происхождения фамилии. А если проявить любознательность, то можно ее разгадать. Что   можно   сказать,   например,   о   фамилии   Князев   и   Балагуров? Вероятно, дальний родственник Князева, был князь и, возможно, имел свою вотчину и свою дружину, ходил в походы против печенегов и половцев. А предок   Балагурова, несомненно, был первым балагуром на деревне, любил пошутить да посмеяться. Ну, с этими фамилиями просто. А как быть, например, с такой, как Гагарин? В словаре прочитала, что гагара – это крупная водоплавающая птица с   густым     оперением.   Этимология   этого   слова   такова:   исконно   русское, производное от звукоподражания: «га­га». 9 Скорее   всего,   первый   человек   по   фамилии   Гагарин,   разводил   гусей.   Я представила себе небольшую деревеньку под названием Северка. Жил в ней простой парень Иван. Привез он однажды с ярмарки пару диковинных птиц – с   прекрасным   оперением,   с   длинной   шеей.   Своим   громким   гоготом   они привлекли к себе Ивановых соседей. Гордый хозяин каждое утро выводил их на луг, что находился за околицей села. Люди выходили из своих дворов, чтобы посмотреть на необычных птиц да послушать их чудной разговор: га­га­ га да га­га­га. И прозвали Ивана ­ Иваном Гагарой, а сыновей его ­ Гагаринами.                                      (Корец Ольга) О фамилии Кержаков Что можно сказать о такой фамилии, как Кержаков? Обнаружил я в словаре   В.И.   Даля   толкование   слова   «кержакъ».   Оказывается,   кержаками называли   сибирских   раскольников.   «Кержачить»   ­   значит   держаться особняком. Почему же меня привлекла именно эта фамилия? Дело в том, что игрок футбольной команды «Зенит», Александр Кержаков мне очень симпатичен. Это   один   из   лучших   игроков   России.   Интересно,   а   он   сам   знает   историю происхождения своей фамилии? (Андрей Панюшкин) О фамилии Рюхин Рюхин – еще одна фамилия, этимология которой очень забавна, на мой взгляд. В. И. Даль так объясняет слово «рюхать». Рюхать – значит хрюкать, кричать свиней. Скорее всего, человек, которому когда­то дали прозвище рюха не умел себя вести в обществе людей и своим поведением доставлял им беспокойство. Словом, вел себя, как настоящий поросенок. Вот и получили его потомки такую «интересную» фамилию. (Азаренко Сергей) Полагаю, что фамилия Рюхин произошла от глагола «рюхать» ­ хрюкать, кричать   свиней.   Но   возможна   и   другая   версия.   Собирательное существительное «рюха» ­ промокший до нитки. Кроме того, «рюшниками» называли в старину охотников. Так что, как знать, может эта, на первый взгляд, смешная фамилия не имеет ничего общего со свиньями, а ее первым носителем был отважный охотник, который искусно готовил волчьи ямы, в них­то и «врюхивались» серые хищники, а оттуда уже не имели никакой возможности выбраться. (Ирина Антропова) 10 О фамилии Рагозин Рагоза – свара, ссора, брань. И человек, получивший такое прозвище, вряд ли отличался покладистым характером. Вечно он бранился да ссорился с соседями, был неуживчивым, нередко в ход пускал кулаки, устраивая драки, сам был частенько бит. Словом, неуживчивый был товарищ. А вот его далекие потомки даже и не подозревают, какую фамилию получили в наследство. Но, может, они и люди, не в пример своему пращуру – покладистые и добрые, мирно уживаются  с соседями и приятные во всех отношениях. (Илюшина Марина) О фамилии Рындин  В словаре В.И. Даля слово «рында» имеет два значения. Одно из них – связано с морской службой. Это колокольный звон, означающий полдень «Бей в рынду!» ­ звони в колокол». Бить в рынду следовало три раза. Другое   значение   более   древнее.   Рындой   в   старину   называли телохранителя   князя,   оруженосца.   Так   что   предок   человека,   носящего фамилию Рындин, мог служить у князя, быть его правой рукой, хранить от всякой опасности. Не раз, возможно, рисковал жизнью, закрывая собой своего господина.   Но,   возможно,   первый   Рындин   плавал   на   морском   судне,   и   в обязанности   его   входило   бить   в   судовой   колокол­рынду,   возвещая   о наступлении полдня. (Наумова Анна) О фамилии Басманов Федор Басманов – герой исторического романа А.К. Толстого «Князь Серебряный», повествующего об одной из самый трагических эпох в русской истории   –   эпохе   Ивана   Грозного   (1530   –   1584).   Герой   далеко   не положительный, служивший у царя кравчим. Теперь   о   происхождении   фамилии   Басманов.   Басманом   называли дворцовый или казенный хлеб, а басманником – жителя Басманной слободы, а еще дворцового пекаря, хлебника. Таким образом, первоноситель фамилии Басманов, скорее всего, был царским пекарем, пекшим хлеб для самого государя. Если привелось служить во времена самого Ивана Грозного, судьба его могла сложиться трагически. Лютой казнью казнили на Красной площади и старых и малых, рекой лилась кровь русских людей. Ложь, клевета и доносы были обычным делом. Так, по 11 доносу кровожадного Малюты был схвачен и подвергнут пыткам хитрый и жестокий   Федор   Басманов,   который   сам   нередко,   исполняя   царский   указ, губил людей, поднося им на пиру чашу с отравленным зельем. (Юлия Авдеева) 12

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка

Творческие задания на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017