Творческий диктант по картине как эффективное средство формирования орфографических навыков и развития речи учащихся
Оценка 4.7

Творческий диктант по картине как эффективное средство формирования орфографических навыков и развития речи учащихся

Оценка 4.7
docx
17.11.2023
Творческий диктант по картине как эффективное средство формирования орфографических навыков и развития речи учащихся
методическая разр. твор д.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Никитская основная школа

Сычевского района  Смоленской области

 

 

 

 

Творческий диктант по картине как эффективное средство формирования орфографических навыков и развития речи учащихся.

 

 

 

 

 

 

Подготовила : Иванова Нина Нефедьевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никитье-2023

В настоящее время в методике  преподавания русского языка актуальным является вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи.

Как показывает практика, особое место в системе разнообразных видов письменных работ,  которые служат одновременно задачам развития речи и обучения правописанию,   принадлежит творческому диктанту на расширение текста. Кроме того,  этот вид диктанта, благодаря подбору нужного, наиболее удачного слова,  позволяет выявить стилистические функции грамматических категорий.  

Обращаясь к этому виду работ, исхожу из того, что «орфографический навык является необходимым компонентом письменной речи». При написании   творческих диктантов правила начинают приобретать особую содержательность: работа ученика перестаёт быть чисто орфографическим упражнением, а становится письменной речью в собственном смысле этого слова, т.е. орфографические умения и навыки становятся коммуникативно  обусловленными. 

В речевой деятельности важное место занимают мотивационные, побудительные моменты. Как показывают исследования Л.В. Занкова, Н.М. Зубаревой, М.Н.Кониной, прекрасным средством создания на уроке речевых ситуаций и обеспечения мотивации высказывания является изобразительная наглядность. Поэтому особенно эффективен, на мой взгляд,  творческий диктант  на расширение текста (вставку слов)  по картине. С одной стороны, картина,  сохраняя перед глазами учащихся образы действительности, адекватные словесному описанию, помогает школьникам легче найти нужное слово,  точнее выразить свои мысли, с другой, –   она усложняет условия задачи: дописываемое должно соответствовать изображённому на картине.

Такие диктанты  можно проводить  на  разных этапах изучения темы, а также на подготовительном этапе перед написанием сочинения по картине.

Методика проведения творческого диктанта  на вставку слов включает черты поисковой, исследовательской деятельности, где наряду с воспроизведением накопленных знаний, большую роль играют интуиция, сообразительность, самостоятельность. Это заставляет ученика по-новому  взглянуть на орфографическое правило и использовать его в новых  языковых ситуациях.

В качестве текста для диктанта целесообразно наряду с искусствоведческим текстом, который в силу своей специфики несёт информацию о картине, средствах выражения замысла художника,  использовать отрывки из художественных произведений,  соответствующие  содержанию картины или затрагивающие  отдельные её микротемы.

Важным моментом в проведении диктанта является выбор картины. Он определяется программным материалом по развитию речи, так как тексты диктантов являются хорошим средством для выработки у школьников навыков создания собственных текстов, дают образцы для будущих сочинений.

В работе над творческим диктантом по картине можно наметить следующие этапы.

1.     Предварительная подготовка учителя к работе.

Она предполагает подбор и изучение картины (картина подбирается с учётом той  педагогической цели, которая ставится на уроке), обдумывание вопросов для беседы. Для проведения диктанта подбирается текст, дающий возможность закрепить изученный материал. Текст диктанта должен быть понятен учащимся, интересен  по содержанию, давать школьникам новую информацию об окружающем мире.

2.     Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.

Учитель организует повторение изученного по теме урока, сообщает краткие сведения о художнике, его замысле, истории создания картины. Так проводится  подготовка  к работе над конкретной картиной и текстом.

3.     Рассматривание картины, самостоятельное её восприятие.

Неторопливое рассматривание картины имеет большое значение для развития мышления учащихся. Общее знакомство с картиной  даёт толчок чувству и воображению, порождает желание высказаться.

4.     Беседа по картине.

Учитывая эмоциональную сторону воздействия живописи, беседу следует начать с вопроса, выявляющего первое,  наиболее яркое впечатление. Далее выделяется группа вопросов, связанных с определением темы и основной мысли картины, способами выражения замысла художника.

Русский язык как учебный предмет позволяет успешно решать задачи эстетического воспитания школьников. Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей имеет реализация межпредметных связей между русским языком и музыкой. Если тема урока даёт возможность использования музыкальных произведений, ею обязательно нужно воспользоваться.

5.     Чтение текста диктанта.

Чтение сопровождается показом на картине описываемых в тексте предметов. Затем проводится словарная работа (если есть необходимость),  обращается внимание на то, что данное описание картины можно сделать более полным, ярким.  Далее уточняется задача – распространить диктуемые предложения за счёт слов   определённой грамматической  категории, но так, чтобы употреблённые слова соответствовали изображённому на картине, были яркими, образными и выразительными.

6.     Следующий этап – запись текста по предложениям.

Темп диктовки должен  быть таким, чтобы дать учащимся возможность обдумать прочитанное учителем предложение и найти нужное слово.

7.     После записи диктанта прослушивается ученический текст.

Класс привлекается к обсуждению прочитанного, отмечаются удачные (неудачные) вставки, предлагаются более точные и выразительные. Проводится орфографический или пунктуационный разбор.

8.     Делается вывод о значении изучаемой категории в  нашей речи.

Поделюсь опытом проведения творческого диктанта на вставку слов   по картине. Известно, что труднее всего запоминается описательный текст.  Среди жанров живописи пейзаж вызывает наибольший интерес школьников. По-видимому, это объясняется тем, что пейзажный жанр больше перекликается с их жизненным опытом. Являясь художественным выражением красоты природы, пейзажная живопись обогащает  естественное чувство природы, заложенное в человеке. Узнавание на картине виденного, но необычного, одухотворённого  рукой художника, находит отклик в душе  ребёнка, а значит, способствует порождению высказывания.

Для работы в пятом классе выбираю картину И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», т.к. этот пейзаж, на мой взгляд, наиболее интересен, доступен восприятию учащихся, связан с  изучаемой лексико-грамматической темой.  

Живописное полотно даёт благодатный материал для воспитания любви к родной  природе и формирования эстетических вкусов учащихся.

От  повторения изученного по теме урока  переходим к работе по картине.  Для создания у школьников определённого настроения и подготовки к восприятию картины эта часть урока начинается с рассказа о художнике.

Игорь Эммануилович Грабарь – известный  советский художник-пейзажист. Он очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются  особой поэтичностью. Художник любил  изображать  начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. На картине,  с которой  мы сегодня будем работать, изображён самый конец зимы. Это одно из самых известных  полотен художника  –  «Февральская лазурь». Картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.  Вот она.

После молчаливого рассматривания картины задаю вопросы:

·        Нравится вам  картина  «Февральская лазурь»?

·        Что именно понравилось?

·        Приходилось ли вам самим наблюдать нечто подобное в природе?

·        Каков, по-вашему, замысел художника? Почему картина названа «Февральская лазурь»?

Далее учащимся предлагается прослушать текст диктанта и подумать, достаточно ли точно описана в нём картина, которую они рассматривали.

Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от фантастической красоты зрелища: какие-то перезвоны и радужные перекликания, объединённые голубой эмалью неба. Прошло некоторое время. Настали чудесные февральские дни. Утром, как всегда я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник,  – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. «Если бы хоть десятую долю предать этой красоты, то  и это будет бесподобно», – подумал я.

(И.Э.Грабарь)

Прослушав текст, учащиеся  сравнивают описание с содержанием картины, приходят к выводу о том, что текст обедняет картину,   и  получают задание восстановить авторский текст путём введения имён прилагательных, подобрав их к записанным на доске словам.

Экземпляра (какого?)

Красоты (какой?)

Перекликания (какие?)

Эмалью неба (какой?)

Дни (какие?)

Нечто (какое?)

Праздник (какой?)

Неба (какого?)

Берёз (каких?)

Веток (каких?)

Теней (каких?)

На снегу (каком?)

При повторном чтении  ученики записывают изменённые предложения, затем сравнивают продиктованный и записанный тексты и отмечают, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний, одновременно проводят орфографический разбор вставленных   слов, делают вывод  о роли  изучаемой грамматической категории в нашей  речи.

Таким образом, творческий диктант по картине – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию коммуникативно-речевых и правописных умений. Систематическое написание   подобных диктантов  помогает детям усвоить основные лингвистические категории и понятия,  осознать их роль  в речи; учит по образцам выстраивать собственное высказывание, учитывая  требования типа речи, стиля, композиции, особенности содержания предложенного текста; способствует обогащению словарного запаса школьников; глубокое осмысление правила в процессе орфографического разбора в сочетании с решением коммуникативных задач способствует лучшему усвоению правил и обеспечивает прочность  орфографического  навыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал для творческих диктантов по картине.

Творческий диктант по картине А.А. Пластова

«Ужин трактористов»

 

Материал  для вступительного слова учителя

о художнике.

 

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)  известен  в нашей стране как певец родной русской природы. Большую  часть своей жизни он провёл в родном селе Прислониха Ульяновской области, близко знал и горячо любил деревенских людей, поэтично воспринимал родную природу.

Тихой, внешне неброской поэзией повседневного труда сельских тружеников овеяна его картина «Ужин трактористов»

 

Текст творческого диктанта.

Солнце ещё не (скрылось) за горизонтом, но на землю уже (опускаются) сумерки.  Вспаханное поле (потемнело), и свет заходящего солнца (окрасил) всё в красновато- золотистые тона. Около трактора (расположились) на ужин тракторист и мальчик, его помощник, которым в поле принесла хлеб и молоко девочка.

Немолодой тракторист в накинутом на плечи пиджаке, со старой военной фуражкой на затылке, стоя на коленях,  режет хлеб. Суровый образ хозяина земли (подчёркивается) светлым обликом девочки в белом халате, старательно переливающей густое молоко из бидона в миску.

Необозримый простор вспаханного поля, над которым раскинулось затянутое вечерними облаками небо, (производит) впечатление величия и торжественности.

Природа, подобно людям, (наслаждается) покоем после жаркого солнечного дня. 

Творческий диктант по картине В.М.Васнецова

 «Алёнушка»

 

Материал  для вступительного слова учителя

о художнике.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)  –  выдающийся русский живописец. Родился он в вятской губернии, а детство провёл в Вятке – среди подлинно русской природы и живого фольклора. Во время учёбы в Петербурге (сначала в рисовальной школе, потом в Академии художеств) он много раз иллюстрировал книги. Делая иллюстрации к народным сказкам, он «репетировал» будущие картины. Художник написал  «Алёнушку» под впечатлением народной сказки. Образ русской девушки-сиротки, трудолюбивой и доброй, взволновал чуткое сердце мастера кисти и вдохновил на создание картины.

Вопросы для беседы по картине.

·        Какое впечатление создаётся у вас при первом взгляде на живописное полотно?

·        Кого художник изобразил на переднем плане?

·        Что художник особенно выделил во внешнем облике Алёнушки?

·        Как В.М.Васнецов показал, что на Алёнушку обрушилось большое горе?

 

Текст творческого диктанта.

Алёнушка убежала из дома в (дремучий) лес, к (глубокому) омуту, чтобы там выплакать своё горе.

Гаснет (вечерняя) заря. Одиноко сидит Алёнушка и смотрит на (холодную тёмную) воду омута.

(Тихая и грустная) природа перекликается с тоской девочки. В (печальном) молчании застыли вокруг (тонкие молодые) берёзки и осины. (Жёлтые) листья тихо падают на (зеркальную) поверхность пруда.

Ласточки сочувствуют Алёнушке и своим (нежным) щебетанием как бы стараются успокоить её.

(По Н.Краснову)

Задание: распространить текст  именами прилагательными так, чтобы они соответствовали изображённому на картине.

Словарная работа: слово «омут» записывается на доске, объясняется его значение.

 

Творческий диктант по картине И.И.Шишкина  «Рожь»

Материал  для вступительного слова учителя

о художнике.

На берегу Камы в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин –  будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая природа Приуралья, величественная красота сосновых рощ покорили юного Шишкина. Стремление запечатлевать эту красоту на полотне привело 20-летнего юношу сначала в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем – в Петербургскую Академию художеств. Пристальное изучение природы отточило талант художника, выдвинуло его в ряды лучших пейзажистов. Перед вами картина И.И.Шишкина «Рожь»

Вопросы для беседы по картине.

·        Какое настроение вызывает картина?

·        Какой цвет является основным в картине? Почему?

·        Что можно сказать о композиции этого живописного полотна?

·        Почему картина названа «Рожь»?

 

Текст творческого диктанта.

(Знойный летний) полдень. Широко расстилается перед нами (необъятное) поле (золотой)  ржи. (Тяжёлые) колосья гнутся к земле. (Яркая бархатистая) зелень на переднем плане картины подчёркивает (золотистые) тона ржи.

Мы видим среди (безграничного) поля (извилистую) тропинку, которая ведёт к (огромным) соснам. (Могучие стройные) сосны величественно возвышаются на фоне (голубого) неба.

Мы любуемся (золотистым) отливом (спелых) колосьев, радуемся обилию хлеба на (родной русской) земле.

(По Н.Краснову)

Задание: распространить текст  именами прилагательными. Графически объяснить написание безударной гласной в корне слова.

 

 

 

Творческий диктант по картине И.И.Шишкина «Зима».

 

Материал  для вступительного слова учителя

о художнике.

Художник Иван Иванович Шишкин (1832-1898)  –  непревзойдённый поэт и знаток русского леса. Будущий художник родился в городе Елабуге на Каме. Детство его прошло среди живописной природы, красоту которой маленькому Ване хотелось перенести на бумагу. Это огромное желание и любовь к природе привели И.И.Шишкина в художественное училище. Вначале он учился в Москве, затем переехал в Петербург и поступил в Академию художеств.

Художник не искал в природе «красивые», «изящные» мотивы. Наоборот, предметом искусства он делал и затянутую тиной болотистую лужу, и поросший бурым мхом валежник. Не обходил Шишкин вниманием и потайные уголки леса. Один из таких уголков он изобразил на картине «Зима»

Вопросы для беседы по картине.

·        Что изображено на картине?

·        Какие чувства хотел выразить художник?

·        Какие краски выбрал И.И.Шишкин, чтобы показать сказочную красоту русской зимы?

 

Текст творческого диктанта.

Снег выпал недавно, но за день мороз  уже сковал стволы деревьев. Белой пеленой затянуло (разбросанные) у их подножий (выкорчеванные бурями) лесные исполины. Застыли елочки, (отягощённые снежными хлопьями). Неподвижным и (звенящим),  как стекло, кажется воздух.

Всё замерло, и только одинокая птица, перелетая с ветки на ветку, стряхнёт с (качнувшегося) сучка серебряную пыль. В долгий, словно (зачарованный) сон погрузился старый лес.

(По И.Пикулеву)

Задание: распространить текст причастиями, причастными оборотами. Графически объяснить  написание Н НН в причастиях.

 

Творческий диктант по картине В.Г.Перова «Тройка»

 

Материал  для вступительного слова учителя

о художнике.

Василий Григорьевич Перов (1834-1882) родился в семье провинциального прокурора. С детства будущий художник был близок к простому народу. Грамоте он учился у дьячка, потом –  в народном училище. 18-летним юношей Перов поступил в Московское училище  живописи, демократическая среда этого учебного заведения окончательно сформировала общественную позицию молодого живописца. Перов является одним из основоположников «обличительного жанра» в живописи.

·        Вопросы для беседы по картине.

·        Каково общее впечатление от картины?

·        Что привлекает наше внимание в картине?

·        Какова главная мысль произведения  искусства?

·        Как автор выражает сочувствие, сострадание  детям, обречённым на такое существование?

 

Текст творческого диктанта.

Зимний вьюжный вечер. По (занесённой снегом) большой проезжей дороге, мимо (заиндевевшей) глухой стены трое (бедно одетых) детей тащат на салазках огромную бочку с водой.

(Леденящие) порывы морозного ветра срывают с крыш сухой снег, теребят рогожу,  (покрывающую обледенелую бочку), колют острыми иглами лицо и руки. Они выбивают из-под (изорванного) платка девочки прядки её чёрных волос, срывают у среднего мальчика тряпицу,  (надетую им вместо шарфа).

Какой-то сердобольный прохожий пытается помочь (измученным) детям, и его усилия ещё больше подчёркивают непосильность этого труда для слабых детских рук.

(По Р.Власовой)

 

Задание: распространить текст причастиями, причастными оборотами. Графически объяснить постановку знаков препинания.

Словарная работа: слово «сердобольный»  разбирается по составу, выясняется его значение, затем оно записывается на доску.

 

Творческий диктант по картине К.Е.Маковского

 «Дети, бегущие от грозы»

 

Материал  для вступительного слова учителя

о художнике.

 

Константин Егорович Маковский (1839-1913) родился в Москве. В семье, где жил и рос будущий художник, всё дышало искусством. Его отец, занимавший скромную должность бухгалтера, был человеком умным, образованным и богато одарённым. В его доме постоянно собирались художники, музыканты, писатели, артисты. Здесь бывали Пушкин, Гоголь, Щепкин. Замечательный живописец К.П.Брюллов был другом хозяина дома.

В атмосфере бескорыстной любви к искусству росли трое сыновей, ставших впоследствии художниками.

К.Е.Маковский – автор жанровой картины «Дети, бегущие от грозы» (1872)

Вопросы для беседы по картине.

·        Рассмотрим картину Маковского «Дети, бегущие от грозы».

·        Что изображено на картине?

·        Какие признаки надвигающейся грозы вы видите?

·        Что подчеркнул художник в облике детей?

 

Текст творческого диктанта.

На картине Маковского изображена (приближающаяся, надвигающаяся) гроза. На (потемневшем)  небе большая серая туча. Она закрыла почти всё небо. Солнца не видно. (Усиливающийся, налетевший, набежавший) ветер клонит к земле траву, цветы и спелую рожь (виднеющуюся, желтеющую вдали, расстилающуюся золотым ковром).

Перед нами (испуганные) крестьянские ребятишки (убегающие от грозы). Они, очевидно, ходили в лес за грибами. У девочки в (подвязанном у пояса переднике)  много грибов. Её льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у неё маленький братишка (крепко обнявший шею сестры ручонками, цепко обхвативший ручонкам шею сестры). Он боится хоть на минуту оторваться от неё. (Замирающее от страха) сердце девочки громко стучит: успеет ли она добраться до деревни, прежде чем яркая(сверкающая) молния вспыхнет в сером небе, загрохочет гром и хлынет дождь. Вот уже девочка на мостике (слегка прогнувшемся под тяжестью детей). Вот-вот разразится гроза.

 

Задание: распространите текст причастиями и причастными оборотами. Графически объясните постановку знаков препинания и выбор изученных орфограмм.

 

 

Творческий диктант по картине А.К.Саврасова

 «Грачи прилетели»

 

Материал  для вступительного слова учителя

о художнике.

 

Алексей  Кондратьевич Саврасов  – известный  русский  пейзажист. Художник прожил трудную жизнь. Родился Саврасов в 1830 году  в Москве в семье небогатого купца. Окончил Московское училище живописи, имел звание академика.  Перестав угождать вкусам великосветских заказчиков, был уволен из училища, лишён квартиры. Скончался 26 сентября 1897 года в отделении для бедных  Второй городской больницы.  Картина «Грачи прилетели» –   высшее творческое достижение А.К. Саврасова. 

И действительно, взгляните на картину. Её сюжет необычайно прост, но за этой простотой вы чувствуете мягкую, добрую душу художника, которому всё это дорого и близко.

Вопросы для беседы по картине.

·        Почувствовали ли вы дыхание весны?

·        Как бы вы описали картину?

·        В чём выразилась любовь художника к этому скромному русскому уголку?

 

Текст творческого диктанта.

Неизгладимое впечатление производит картина А.К.Саврасова  «Грачи прилетели».  В ней  –  печаль и радость, улыбка и раздумье. Выстроились в ряд (покривившиеся) берёзы. На их (голых)  ветках множество грачиных гнёзд, вокруг которых суетятся хозяева этого птичьего «посёлка», оглашая окрестность (неумолчным) гомоном.

За (бревенчатым) забором возвышается колокольня старой церквушки. До самого леса, узкой  лентой (синеющего) на горизонте,   раскинулись (побуревшие) поля с остатками (нестаявшего) снега.

Прозрачный весенний воздух чувствуется в (высоких) облаках, и в (синеватой) полоске леса над горизонтом, и в (неярком ) свете солнца, (окрасившем) в розоватые тона (облупившуюся) штукатурку колокольни и (осветившем) (бревенчатый) забор.

С каждой новой весной нам вспоминается саврасовская картина. Художник превосходно знал русскую природу, любил её. Это помогло ему создать в картине (поэтический)  образ русской природы.

(По Н.Краснову)

 

 

Творческий диктант по картине К.Ф.Юона

«Конец зимы. Полдень»

 

 (Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, тёплый). Небо всё светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) берёзках, (пышных, колючих) елях, на брёвнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу! В центре картины (пёстрые, весёлые, деловитые) куры выискивают зёрнышки в (талом, рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозелёные) ели. Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает (огромная, белая-белая) шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зелёного, бирюзового, лазоревого), как морская раковина.

Вдали виднеется (большой, тёмный) лес. Там ещё царство зимы. Солнце проникает в чащу, поэтому снег (белый-белый), как мел. Путём контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега на переднем плане картины.

Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создаёт (весеннее, праздничное) настроение.

 

 

Творческий диктант по картине И.К.Айвазовского

 «Девятый вал»

 

Материал  для вступительного слова учителя

о художнике.

На протяжении всей своей долгой жизни Иван Константинович Айвазовский  ( 1817-1900)  был связан с морем, ему он посвятил около 6 тысяч картин. Большую часть жизни он провёл в Крыму,  родной Феодосии. Здесь он написал лучшие свои картины. Одно из самых известных полотен Айвазовского  – «Девятый вал» (1850). Грозной, величественной в своей ярости стихии здесь противостоит слабый в сравнении с ней, но наделённый силой духа и мужеством человек.

 

 

Текст творческого диктанта.

 

Картина И.К.Айвазовского «Девятый вал» представляет собой одно из наиболее известных его произведений.

Художник изобразил рассвет на море после штормовой ночи. Огромные валы поднимаются и бушуют на безграничном просторе, сливающемся с небом, по которому мчатся гонимые бешеным ветром облака.

Солнце, едва поднявшееся над горизонтом, разрывает густую завесу туч и пронизывает золотым сиянием волны, пену и повисшую в воздухе водяную пыль.

На обломке мачты разбитого бурей корабля спасается маленькая группа людей. Гребни валов поднимаются над их головами. Люди судорожно прижимаются друг к другу, надеясь во взаимной поддержке найти спасение от нависшей над ними гибели.

Всё в картине охвачено стремительным порывом – бегущие облака, вспененные воды,  тесно прижавшиеся к мачте фигуры людей.

(По В.Петрову)

 

Пояснения учителя: девятый вал – наиболее сильная, бурная волна. По старинному народному поверью, самая опасная волна морского прибоя – девятая.

 

 

Творческий диктант по картине В.Г.Пузырькова

«Черноморцы»

 

Бурное, штормовое море. Сплошь покрытое тучами небо. И в эту непогоду высаживается на берег, занятый врагом, советский морской десант.  Не дожидаясь, пока моторная шлюпка пристанет к берегу, моряки прыгают в воду и сквозь бурлящие волны пробираются вперёд.

Врага не видно, но он притаился где-то здесь и в любой  момент может открыть огонь.  Такая  сила и решительность чувствуется в наклонённой вперёд фигуре   ближнего к зрителю матроса, что твёрдо веришь в успех задуманной операции.

Из шлюпки матросы прыгают в море, чтобы присоединиться к товарищам. Матрос, прильнувший к пулемёту, установленному на носу шлюпки, огнём поддерживает высаживающуюся группу.

Море волнуется, пенится у прибрежных камней. Ветер бросает в лица   матросам солёные брызги.  Непогода – союзница моряков, помогает им оставаться не замеченными врагом.  Непокорная  морская стихия созвучна беспримерному мужеству героев.

 

(По В.Краснову)

 

Творческий диктант по картине Н.А. Ярошенко

«Кочегар»

На фоне каменного подземелья, озарённого багровым отсветом пылающей топки, изображён только один человек. А как много говорит картина!

Пристально и угрюмо глядят усталые глаза кочегара. Натруженные жилистые руки опущен вдоль грузной фигуры. Голова со спутанными волосами словно вросла в плечи. Сумрачный взгляд, изборождённый  морщинами лоб, ссутулившаяся фигура со впалой грудью говорят о тяжёлом, изнурительном труде, выпавшем на долю кочегара.

За его спиной  виден угол низкой, полутёмной котельной, стены которой покрыты копотью и грязью.  Луч солнца не заглядывает сюда, кочегар не видит дневного света по двенадцать-четырнадцать часов в сутки.

Когда-то кочегар был здоровым  и сильным, но тяжёлый труд изнурил его. Мускулы рук застыли в привычном напряжении от тяжести лопат с углём. Но чувствуется, что ещё сильны эти натруженные руки. Кажется,  что вот –вот поднимутся они в знак протеста против несправедливого строя, обрекающего человека на непосильную работу.

 

(По Н.Краснову)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.     Алгазина. Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение, 1987

2.     Виноградова Л.А. Сборник диктантов по русскому языку . – М.: Просвещение, 1973

3.     Ульченко З.Ф.  Диктанты с изменением текста. – М.: Просвещение, 1982

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

В настоящее время в методике преподавания русского языка актуальным является вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи

В настоящее время в методике преподавания русского языка актуальным является вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи

Важным моментом в проведении диктанта является выбор картины

Важным моментом в проведении диктанта является выбор картины

Следующий этап – запись текста по предложениям

Следующий этап – запись текста по предложениям

Каков, по-вашему, замысел художника?

Каков, по-вашему, замысел художника?

Таким образом, творческий диктант по картине – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию коммуникативно-речевых и правописных умений

Таким образом, творческий диктант по картине – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию коммуникативно-речевых и правописных умений

Дидактический материал для творческих диктантов по картине

Дидактический материал для творческих диктантов по картине

Делая иллюстрации к народным сказкам, он «репетировал» будущие картины

Делая иллюстрации к народным сказкам, он «репетировал» будущие картины

Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем – в

Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем – в

Не обходил Шишкин вниманием и потайные уголки леса

Не обходил Шишкин вниманием и потайные уголки леса

Как автор выражает сочувствие, сострадание детям, обречённым на такое существование?

Как автор выражает сочувствие, сострадание детям, обречённым на такое существование?

Рассмотрим картину Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Рассмотрим картину Маковского «Дети, бегущие от грозы»

И действительно, взгляните на картину

И действительно, взгляните на картину

Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег

Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег

Всё в картине охвачено стремительным порывом – бегущие облака, вспененные воды, тесно прижавшиеся к мачте фигуры людей

Всё в картине охвачено стремительным порывом – бегущие облака, вспененные воды, тесно прижавшиеся к мачте фигуры людей

За его спиной виден угол низкой, полутёмной котельной, стены которой покрыты копотью и грязью

За его спиной виден угол низкой, полутёмной котельной, стены которой покрыты копотью и грязью

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2023