Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Колледж «Коломна» Структурное подразделение № 1
Выступление на педагогическом совете
Тема: Творческий подход к проведению уроков производственного обучения по профессии «Сварщик»
Подготовила мастер п/о Ткаченко Т.В.
2025 г.
Творческий подход к проведению уроков производственного обучения по профессии «Сварщик»
Вся методическая работа педагогов направлена на то, чтобы уроки были интересны, продуктивны и достигали поставленных целей. Эффективный урок – это педагогическое произведение, педагог вносит в него свое творчество, свой методический почерк
В условиях рыночной экономики в России необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в производственном обучении форм и методов деятельности учащихся, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний.
Урок производственного обучения – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования студентов. Решающая роль в этом принадлежит мастерам п/о. Они организуют не только свой труд на уроке, но и производственную деятельность студентов, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и учения. Методическая грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения – важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.
При этом перед мастером встают следующие задачи:
· создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе группы;
· стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. получить неправильный ответ;
· использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
· оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
· поощрение стремления учащегося находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других учащихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
· создание педагогических ситуаций общения на занятиях производственного обучения, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
· создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.
Для мастера п/о очень важно определиться, с помощью каких методов
можно достичь поставленных на уроке целей и задач.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Исходя из этого заключения для проведения урока необходимо подобрать такие формы и методы обучения, при помощи которых каждый учащийся был бы активно задействован на каждом этапе урока, Чтобы урок имел свой стержень, был рабочим, продуктивным и интересным, а на интересном уроке работает каждый и работают все.
В своей практике я применяю: творческий подход к организации активной деятельности обучающихся на каждом этапе урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, таких как урок-соревнование, урок-взаимообучение, урок-творческий отчет (проведение контрольно-проверочных работ), урок-конкурс, урок с использованием элементов проблемного обучения (решение производственных задач), урок с применением АМО технологий; сочетаю групповую, индивидуальную и парную работу.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Внутреннее содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки, наполнении каждого действия участников образовательного процесса смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придания этому процессу личностной значимости для каждого его участника, обеспечении самостоятельности обучающихся в постановке целей и определении путей их достижения, организации командной работы и построении истинных субъект-субъектных отношений.
Ценностное ядро данной технологии состоит в том, что обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется собственным интересом к учебной деятельности. И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.
АМО можно применять на всех этапах урока. Например: на вводном инструктаже с целью мотивации на обучение, создания положительного настроя на работу я применяю такие методы АМО, как «Верю – не верю», «Знаю-не знаю», «Умею-не умею». Суть метода АМО «Верю – не верю», заключается в следующем: подгруппа разбивается на бригады. Бригады занимают свои лавочки, расположенные на достаточном расстоянии друг от друга. В центре лавочек находятся пенал под электроды и электроды серые и синие.
Проведение: мастер п\о называет тему игры и знакомит учащихся с правилами игры. Мастер п\о задает студентам вопросы, которые начинаются со слов: «Верите ли вы, что…(например: металл разной толщины можно сваривать пламенем, одинаковой мощности?». При утвердительном ответе «Да» каждый обучающийся должен положить в пеналы своей команды по одному серому электроду; при отрицательном ответе «Нет» - по одному синему электроду. Обсуждение в команде разрешается тихим голосом, чтобы «противник» не услышал.
По окончанию игры каждая команда подсчитывает количество синих и серых электродов и записывает данные на доске под номером своей команды, а затем сравнивает с правильным количеством ответов «Да» и «Нет». Кроме элемента соревнования, можно ввести элемент поощрения. Например: победившей команде предоставить возможность поработать на занятии в сварочных масках «Хамелеон»
Эти методы АМО занимают небольшой отрезок времени, но заставляют учащихся быстро включаться в работу, позволяют актуализировать знания, подводят учащихся к формированию целей урока, помогают выявить пробелы в знаниях, которые можно будет ликвидировать при объяснении нового материала, развивают коммуникативные умения, повышают мотивацию на обучение.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы: «Ульи» обсуждение в группах; «Инфо-угадайка»; «Мозговой штурм»; «Карта группового сознания», «Кластер». Эти методы позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Часто на уроках производственного обучения применяю Метод «Мозговой штурм» На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. Сначала вписываются названия разделов темы. По ходу работы с темой обучающиеся выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна». отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме. Учащиеся активно участвуют в получении новой информации, посредством которой у них складывается ориентировочный образ действия. Метод очень нагляден, полученная картинка компактна и объемоинформативна и в любой момент любой учащийся может ей воспользоваться. Этот метод помогает студентам понять сущность приемов работы, операций и новых технологических процессов и указывает на наиболее рациональные трудовые приемы и способы выполнения трудовых заданий.
Метод «Составление Кластера» может быть использован на разных этапах урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Смысл этого метода заключается в концентрация внимания участников, в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы.
Часто на уроке применяю метод АМО «Карта группового сознания» Цель: анализ существующей проблемы, поиск решений. Группа разбивается на бригады. Каждая бригада получает чертеж. Необходимо составить технологический процесс сварки данного узла, перечислить необходимое оборудование и инструменты. Подумать, с какими трудностями они могут столкнуться при выполнении задания, как их избежать. После презентации и обсуждения представленного материала каждой бригадой, т.е когда четко сложился образ ориентировочного действия у каждого участника, и личного показа приемов работы, бригады идут выполнять задание.
В результате использования этих методов студенты сами по полочкам разобрали все свои действия, установили порядок и технику их выполнения, увидели конечный результат т. е. сами себе объяснили новый материал и составили ориентировочный образ действий – достигли главную цель вводного инструктажа.
При проведении производственных работ использую методы «Преодолей себя», «Ловушка». Цель метода «Ловушка»: преднамеренное создание проблем, поиск решений. Пример: учащиеся привыкли брать для работы электроды, не обращая внимание на их марку, на каких режимах они работают. Создала проблему: положила электроды, которые работают на переменном токе (а у нас источник постоянного тока). Через некоторый промежуток времени учащиеся стали выходить из своих кабин с недоумениями: « Что это за электроды?! Не швы, а одна сплошная зашлаковка!» Предлагаю им пойти и посмотреть.
Пришлось им самостоятельно решать проблему, изучив и марку электродов и на каком токе они работают и в каком положении этими электродами можно производить сварку.. И конечно же, все ,что прошло через их опыт, запомнится им надолго и затем эти знания будут использоваться ими в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
На заключительном инструктаже при оценке работ и рефлексии учащихся можно применить метод «Схема Фишбоун» («Рыбий скелет»). К анализу выполненных работ привлекаются сами обучающиеся, что повышает их ответственность и самостоятельность. Например, одна бригада оценивает качество работ, выполненных второй бригадой и наоборот. На доске рисуется скелет рыбы. В голове скелета находится рассматриваемая проблема (например: почему возникли дефекты во швах?) На нижних косточках констатируются ключевые факты (перечисляются дефекты), а на верхних косточках отмечаются причины появления этих фактов (дефектов). Этот метод очень эффективен, нагляден, позволяет выявить причины возникновения проблем и в дальнейшем не допустить их повторения
Заключение
Технология активных методов обучения нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции. Технология АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры студента, отвечающие современным потребностям общества. На уроках с применением АМО технологии обучающиеся не просто слушают мастера п/о и выполняют задания по шаблону, а принимают активное участие в процессе всего урока.
Литература:
1. Г.И. Кругликов Методическая работа мастера профессионального обучения Москва, Издательский центр «Академия», 2014г, 3-е издание
2. Г.И. Кругликов Учебная работа мастера профессионального обучения Москва, Издательский центр «Академия», 2015г, 4-е издание
3.Т.В. Лазарев Образовательные технологии новых стандартов Часть 1, Технология АМО. Петрозаводск 2012
4. Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал «Мой университет»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.