Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Лесная поляна»
Творческий проект
« Эвенкийская сказка»
Автор проекта:
Петрова Т.Ф.
Пгт. Новый Уоян
2019
Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
1. Паспорт проекта………………………………………………………....4
2. Актуальность проекта…………………………………………………...5
3. Этапы реализации проекта…………………………………………...…7
4. Проектная деятельность с воспитанниками………………………..….8
5. Риски. Предполагаемые результаты……………………………………9
Вывод………………………………………………………………………….10
Литература…………………………………………………………………….11
Приложения…………………………………………………………………...12
Проект « Эвенкийская сказка» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Паспорт проекта
Тема проекта: « Эвенкийская сказка».
Вид проекта: долгосрочный, творческий, коллективный, с участием родителей, детей, педагогов.
Введение
Интерес к национальным культурам, обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов активно возрождается в наше время. Родители окружают детей вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, пальчиковых игр. Сказки и загадки присутствуют в воспитании ребенка, как элемент фольклора, а обрядовая часть отсутствует вовсе. Знакомство со своей родной культурой имеет, поверхностное внешнее.
Академик Г.Н. Волков утверждает, что "народная сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. Сказки высоко поэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ребенка "кирпичики", из которых строятся основы восприятия мира. В глубокой древности сказки, вероятно, выполняли все эти функции" ("Этнопедагогика". М.: Академия, 1999, с. 223.
Эвенкийские сказки наиболее распространенный жанр эвенкийского фольклора. Эвенкийская сказка скрашивала тяжелое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после тяжелого трудового дня. Сказка в жизни эвенков играла и большую воспитательную роль, являлась своего рода школой жизни, как впрочем, и сейчас. Эвенкийские сказки рисуют яркие образы рыбаков и оленеводов, знакомят с представлениями эвенков о мировом устройстве, обычаях. Героями сказок являются отважные оленеводы и храбрые охотники, и находчивые рыболовы. В сказках эвенков фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, смерть и оживление. Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных, они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя. Основная мысль эвенкийской сказки проста: на земле недолжно быть место страданиям и бедности, а зло и обман обязательно должны быть наказаны.
Используя разнообразные методы по ознакомлению детей с эвенкийской сказкой, мы учим их думать – какой же можно сделать вывод из прочитанной сказки. Послушаешь сказку – подумай, о чем она, чему учит.
Как писал Владимир Маяковский: «Сказка сказкою, а вы вот сделаете из сказки вывод».
Срок реализации проекта: сентябрь – апрель.
Место события: МБДОУ детский сад « Лесная поляна»», Северобайкальский район, республика Бурятия.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников ДОУ, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель проекта;
Создание условий для духовно- нравственного развития через эвенкийскую народную сказку.
Задачи проекта
1. Разработать систему работы по ознакомлению детей с культурой родного края на основе использования эвенкийских народных сказок.
2.Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.
3.Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям произведений.
Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.
Актуальность проекта: Приобщение детей к духовным ценностям народной культуры. Обогащение словарного запаса детей и привитие любви к устному народному творчеству
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития социально-коммуникативных и речевых способностей ребенка. Это происходит через создание развивающей предметно-пространственной среды . Средством служит театрализованная деятельность, являющаяся одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Игровая деятельность незаметно активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный, грамматический строй, диалогическую речь. Такие методы как чтение и беседы приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.
Проблема
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные нарушения, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка, на общении со сверстниками и взрослыми. Наша задача создать условия для внутреннего комфорта, раскованности, раскрепощенности воспитанников.
Средством для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, для обогащения словаря детей, использования в речи разнообразных языковых средств, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений служит создание предметно-пространственной среды.
Прогнозируемый результат
Компетенции:
Воспитанники знают и хорошо ориентируются в художественной литературе, определяют жанровую принадлежность;
владеют расширенным словарным запасом;
владеют навыками продуктивной деятельности;
владеют выразительными способами общения.
Коммуникативные навыки:
получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
пользуются выразительными средствами речи.
Предпосылки научной деятельности:
имеют устойчивый интерес к художественной литературе;
способны выражать эмоции, поддерживать диалог.
Продукт проекта
Наглядные пособия: игры, картотеки.
Материал по работе с воспитанниками.
Консультации для родителей.
Фотовыставка.
Презентация проекта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (аналитический)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий атрибутов.
Основной (реализация намеченных планов)
Практическая работа (создание условий для социально-коммуникативной, речевой деятельности)
Заключительный этап (презентация, продукт деятельности)
Обобщение результатов работы.
План реализации проекта
Подготовительный этап:
Выявление первоначальных знаний детей об эвенкийских сказках.
Информация для родителей о предстоящем проекте.
Подбор литературы, оборудования.
Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.
Основной этап:
Работа с воспитанниками
1. Чтение и рассказывание эвенкийских сказок, беседа по прочитанным сказкам.
2. Рассматривание иллюстраций к эвенкийским сказкам.
3.Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр.
4. Продуктивная, изобразительная деятельность.
5.Создание атрибутов для игр-драматизаций.
Работа с родителями
Подбор художественной литературы.
Выполнение творческих заданий.
Консультации для родителей.
Заключительный этап:
Выставка детских работ, фотовыставка.
Викторина по эвенкийским сказкам.
Презентация проекта.
Проектная деятельность с воспитанниками
Перспективное планирование
Сентябрь
Беседа об эвенкийских сказках.
Задачи: учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.
Беседа «В руку книгу я беру».
Задачи: учить детей бережно обращаться с книгой: рассказать, сколько людей создавали для нас это чудо - книгу, обсудить правила работы с книгой.
Рассматривание книги «Сказки народов Севера»
Чтение эвенкийской сказки « Снегирь»
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, учить выделять основных персонажей, рассказывать об их поступках, характерах.
Чтение сказки «Волк Мироза»
Рассматривание иллюстраций «Эвенкийские сказки»
Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.
Чтение сказки «Заяц-врун»
Д/и «Из какой сказки герой»
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.
«Сказки-раскраски»
Задачи: использовать различные средства выразительности.
Игра-драматизация «Заяц – врун».
Задачи: учить детей передавать образы персонажей, используя различные выразительные средства, точно передавать черты героев сказки.
Эвенкийская игра "Ловля оленей» Выбирали двух водящих, которые брали аркан за концы и старались поймать кого-нибудь из бегающих в пределах определенной зоны игроков, т.е. сомкнуть концы аркана так, чтобы тот оказался охвачен арканом. Пойманные игроки сменяли водящих.
Октябрь
«Лиса и рысь»
Задачи: учить детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по сюжету сказки, оценивать поступки героев.
Д/и « Из какой сказки герой»
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.
Беседа с детьми о характерах сказочных героев.
Задачи: учить оценивать поступки героев.
Игровое задание: «Обведи и раскрась».
Задачи: развивать графические навыки, передавать характер героев.
Чтение сказки « Дятел»»
Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение, учить внимательно, слушать товарищей, дополнять их ответы.
Игра-драматизация «Дятел»
Задачи: развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений, учить подбирать их в соответствии с характером персонажей.
Эвенкийская игра «Кто перетянет» (тангматкан). В игре участвуют двое. Они садятся друг к другу, а ноги упираются ступнями. Между ступнями кладут круглую прочную палку диаметром 7–8 сантиметров, длиной 1 метр и упираются в нее. Берутся за нее руками. Потом тянут, стараясь перетянуть друг друга. Кто перетянет, перебрасывает побежденного через голову и считается победителем.
Просмотр мультфильма «Медвежьи истории»
Задачи: понимать содержание произведения.
Чтение сказки « Как карась плоским стал»»
Задачи: учить слушать сказки, понимать содержание произведения.
Беседа «Пойдем в театр!»
Задачи: формировать у детей представления о театре, работе актеров, учить правильно вести себя в театре.
Поделки из природного материала «В гостях у сказки»
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, передать характер героев.
Беседа с детьми о характере сказочного героя.
Задачи: учить оценивать поступки героев.
Рассматривание альбома «Сказочная страна».
Рассказывание сказки «Как был наказан медведь» по цепочке.
Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение, учить внимательно, слушать товарищей, дополнять их ответы.
Ноябрь
Чтение сказки «Как журавли стали небесными оленями».
Задачи: учить детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.
Театрализованная игра «В гостях у сказки».
Задачи: учить детей четко проговаривать слова, последовательно выражать свою мысль, развивать воображение.
Игра разрезная «Собери сказку»
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре
Дидактическая игра «Собери узор»
Эвенкийская игра «Орокот» — игра в оленей. Дети изображают оленей и бегают по тайге.
Изготовление масок для театрализованной деятельности.
Задачи: вызвать желание сделать театр масок своими руками.
Д/и « Из какой сказки герой»
Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, речь, формировать умение играть в паре.
Рисование по сказке «Снегирь». Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.
Декабрь
Игра « Добрые слова»
Задачи: развивать связную, грамматически правильную речь.
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Задачи: учить детей располагать картинки с персонажами знакомой сказки в той очередности, в которой они появляются в тексте, сопровождая свои действия пересказом. Развивать связную речь, память, внимание.
Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций.
Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, знакомить с иллюстрациями разных художников, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.
Чтение сказки «Лиса и налим»
Задачи: учить детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.
Знакомство с кумаланами (украшениями из меха )
Аппликация «Твой любимый герой эвенкийской сказки»
Изготовление масок для театрализованной деятельности.
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, вызвать желание сделать театр своими руками.
Январь
Чтение сказки «Изюбр и сохатый».
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества
Д/И «Подбери словечко»
Задачи: развивать грамматически правильную речь.
Изготовление настольного театра по сказкам.
Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, вызвать желание сделать театр своими руками.
Рассматривание иллюстраций к эвенкийским сказкам
Задачи: познакомить детей с иллюстрациями к сказке.
«Сказки-раскраски»
Задачи: использовать различные средства выразительности.
Отгадывание загадок «Из какой сказки герой»
Февраль
Чтение сказки «Асаткан»
Задачи: учить детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.
Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».
Аппликация с элементами рисования «Из какой сказки герой» (совместно с родителями).
Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.
Просмотр мультфильма «Таежная сказка»
Задачи: помочь детям понять содержание мультфильма.
Март
Чтение сказки «Агды – гром»
Задачи: Продолжать знакомить детей с эвенкийскими сказками, внимательно слушать произведение, давать оценку поступкам героев.
Эвенкийская
игра "Олени и волк" (орор - ахилкан)
Играющие выбирали "волка" и разделялись на две команды
"оленей". Каждая из команд чертила себе круг и становилась внутрь
его. Задача оленей состояла в том, чтобы перебежать из одного круга в другой.
Волк ловил перебегающих оленей. Игра заканчивалась, когда волк поймает всех
оленей.
Д/и «Опиши героя сказки»
Задачи: учить оценивать поступки героев.
Речевая игра «Доскажи словечко»
«Сказки-раскраски»
Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.
Рассматривание альбома «В гостях у сказки »
Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.
Игра-драматизация «Лиса и рысь », «Заяц- врун».
Задачи: учить детей передавать характер сказочных героев, объяснять поступки персонажей, видеть последствия этих поступков.
Апрель
Чтение сказки «Два слабых и один сильный».
Подвижная игра «Медведь и пчелы».
Эвенкийская
игра. Групповое перетягивание - куркат.
Две группы участников садились на землю в ряд, держась сзади за пояс сидящего
впереди. Самые сильные занимали передние позиции и держались за палку.
Победителем признавалась команда, которая заставляла соперников отпустить
захват.
Беседы: «Добрые слова".
Задачи: развивать грамматически правильную речь.
Игра «Что сначала, что потом?»
Речевая игра «Угадай героя по словесному описанию»;
Задачи: учить отвечать на вопросы по сюжету сказки.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»
Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.
Викторина по сказкам «Отгадай сказку»
Задачи: учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.
Риски
1.Низкий познавательный интерес.
2.Низкая информированность родителей, их пассивность.
Предупреждение рисков
Для повышения познавательного интереса воспитанников и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по проекту « Эвенкийская сказка», привлечь родителей к активному участию в проекте со своими детьми, к пополнению книжного уголка.
Предполагаемые результаты проекта:
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, обогащение словаря детей, развитие диалогической речи, умения использовать в речи разнообразные языковые средства, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений.
Вывод
В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, увлекательная игровая, творческая деятельность на основе эвенкийских сказок ,способствует развитию у детей навыков социально-коммуникативного общения, активизацию речевого развития.
Список литературы:
1.Акбальян Е.Р. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.-М.: «Северные просторы», 2002.-544с.
2.Ермаков В. Человек сильнее всех - Красноярское книжное издательство, 1986.-144с.
3.Шимичев В. Узорочье жизни. - М.: «Узорочье жизни», 1989. – 315с.
4.http://www.PlanetaSkasok.ru
5.http://www.roman.by
6.http://www.prosa.ru
7. Эвенкийские сказки. Монгун. http://www.vknigge.ru
Приложение 1
Викторина по эвенкийским сказкам.
Цель:
Закрепление знаний детей о эвенкийских народных сказках.
Задачи:
Образовательные:
· Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
· закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;
· закрепить навыки детей пересказа сказок.
· расширить словарный запас;
· закрепить названия эвенкийских сказок.
Развивающие:
· развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
· развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
· воспитывать интерес к эвенкийским сказкам.
· формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Ход занятия:
Зал оформлен в виде леса, в углу стоит чум, в котором живут герои эвенкийских сказок Асаткан и Олень.
Воспитатель: Ребята, какие эвенкийские сказки вы знаете? Хотели бы вы отправиться в путешествие в страну сказок? У меня есть волшебные крылья, которые помогут нам перенестись в сказку. (Дети присоединяют крылья и под звучание кордауна изображают полет на крыльях.)
Воспитатель: Вот мы и попали с вами в волшебный сказочный лес. А предложила я вам в сказочный лес отправиться не просто так. Сорока мне на хвосте принесла, что трудные времена наступили в эвенкийских сказках. Помощь нужна сказочным жителям. Хотите помочь? А вы справитесь?
В лесу детей встречает Асаткан.
Асаткан: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Давно к нам в сказку никто не заглядывал.
Олень: Асаткан, неприятности в нашем лесу случились!
Асаткан: Рассказывай, Олешек, что произошло!
Олень: Дябдар-чудовище опять шалить начал… Заколдовал он наши сказки эвенкийские, все в них перепутал!
Асаткан: Да что ты! Загляну-ка я сейчас в свою книгу заумную, может, вычитаю там, как сказки из беды выручить. (Читает, ничего не может разобрать, что в книге написано). Ничего разобрать не могу… Вроде, названия сказок написаны, да что-то тут не так… А включи-ка,пожалуй , наш экран волшебный, в котором я наш лес, как на ладони вижу. Может быть, у ребят получится расшифровать названия сказок…
ЗАДАНИЕ 1.
«Исправь ошибки»
1. « Агды - дождь» - « Агды – гром»»
2. «Как карась круглым стал » - «Как карась плоским стал»»
3. «Как журавли стали небесными лошадками» - «Как журавли стали небесными оленями».
4. «Дябдар – красавец» - «Дябдар - чудовище»
5. «Заяц - правдолюб» - « Заяц - врун»
Дети «расколдовывают» книгу, Асаткан и Олень их хвалят за это.
Асаткан: Спасибо ребята, что помогли нам нашу книгу волшебную расколдовать. Ну, что там книга нам рассказывает, друг мой?
Олень (читая книгу): А написано тут, красавица Асаткан, что сказки смогут спасти от Дябдара только дети из детского сада, потому, как знают они очень хорошо наши сказки эвенкийские, волшебные. Ребята, Вы хотите нам помочь?
Дети: Хотим!
Олень: Заблудились персонажи сказочные, не могут попасть в свои сказки. Вернем их в сказку?
ЗАДАНИЕ 2.
«Из какой сказки персонажи».
(В данном задании использованы иллюстрации из сказок «Асаткан», «Два слабых и один сильный», «Дятел», «Агды -гром»).
Олень. (заглядывая в книгу): Ох, Дябдар –чудовище совсем расшалился совсем ! Все в сказках перепутал! Совсем запутал он героев наших сказочных, забыли они, кто кем должен быть! Поможем героям сказок?
ЗАДАНИЕ 3.
«Найди ошибки художника»
(«В задании использованы персонажи из сказок «Лесной воробей и серая мышь», «Как журавли стали небесными журавлями», « Лиса и рысь», «Как был накзан медведь»).
АСАТКАН: А Дябдар –чудовище не унимается… Теперь он перепутал все сказки жителей тайги. … Попробуйте, ребята, отгадать, из какой сказки эти слова.
ЗАДАНИЕ 4.
«Угадай сказку»
1. «Старик согласился. Стал ковать. А старуха была вроде шамана. Ковал старик девять лет. Все выковал. Пальцы, ноги – все. Старик спрашивает:– Что мы должны сделать, чтобы он живым стал? Старуха говорит:– Ты поймай дятла. Мы его сердце и внутренности железному сыну вложим.Старик поймал дятла. Сделал, как сказала старуха.Старуха говорит железному сыну:– Через три дня, если будешь живым, шевельни мизинцем.И, правда, через три дня железный сын начал шевелиться. Стал как настоящий человек. Мясом оброс, волосами». («Железный сын».)
2. Агды никого не послушался. Пошел странствовать. Перебывал у восьми племен, переговорил с восьмью могущественными женщинами. Женщины обещали собраться и сделать для него большие железные крылья. Но это могло быть лишь через три года. С нетерпением ждал Агды этого срока. («Агды – гром»).
3. Несет пену вниз по реке. Авахи за ней по речке гонится, поймать хочет.Принесло пену туда, где лебеди плавают. Просит девушка лебедей:– Лебеди, лебеди, спрячьте меня от авахи.Спрятали лебеди пену под крылья. Подплыл авахи к лебедям. Те испугались, взлетели. Пена из-под крыльев выпала. Схватил авахи пену в рот, держит.Прилетела тут откуда-то птичка. Стала вокруг авахи кружиться. То на голову авахи сядет, то в длинный нос клюнет. Плывет авахи по реке, руки заняты. Нечем ему птичку отогнать. Решил он схватить ртом ее. Открыл авахи рот. Птичка выхватила пену, улетела. Взлетела на дерево. Оттуда вместе с пеной камнем о землю ударилась. Сильный гул по речке да по тайге пошел. («Асаткан»)
4. Давным-давно жил одинокий человек в своем маленьком домике. И было у него скота всего три лошади. Одна лошадь была рыжая, другая – каряя и третья – белая. Но зато таких лошадей ни у кого не было: рыжая лошадь могла догнать лося, каряя – птиц, а третья, белая, – волков и лис.Однажды пошел человек на охоту. Лошадей оставил, привязав их хорошенько, а дом подпер палкой.
5. Довела синичка медведя до рощи, показала, где колода лежит. А медведь уже и сам ее увидел, кинулся к колоде, облизывается, сопит, пыхтит… Только он к колоде подошел, а пчелы всем роем налетели на него. Стали жалить со всех сторон! Машет на них медведь лапой, в сторону отгоняет, а пчелы – на него! Заревел медведь, бросился назад. А глаза у него запухли от пчелиных укусов и закрылись совсем. Не видит медведь дороги. Лезет напрямик по всем буеракам, по всем валежинам и корягам. Плачет, спотыкается, в кровь изодрался. А пчелы за ним! («Два слабых и один сильный»).
ЗАДАНИЕ 5.
Асаткан: Пришла пора поиграть – повеселиться. А какую эвенкийскую игру вы знаете?
«Игра "Олени и волки" (орор - ахилкан)
Играющие выбирают "волка" и делятся на две команды
"оленей". Каждая из команд чертит себе круг и становится внутрь его.
Задача оленей состоит в том, чтобы перебежать из одного круга в другой. Волк
ловит перебегающих оленей. Игра заканчивалась, когда волк поймает всех оленей».
Асаткан:
Большое спасибо!
Вы, ребята нам очень помогли.
Вот пришла пора прощаться
И из сказки возвращаться!
А поможет вам вернуться назад
Наш
чудесный хороводный танец «Одер».
Приложение№2
Консультация для родителей и педагогов.
«Эвенкийские сказки».
«В каждой детской сказке живет еще одна, которую в полной мере может понять лишь взрослый» М.М. Пришвин
Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю.
Тургенев И.С.
Мир чудес и волшебства – сказка! Через сказку ребёнок входит в жизнь, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего и старшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Эвенки — сибирский малочисленный коренной народ .Основное занятие эвенков — охота на лося, оленя, кабаргу, косулю, медведя. Позднее распространение получила товарная пушная охота. Эвенки охотились с осени по весну, небольшими группами. По тайге они передвигались на лыжах-голицах или подбитых камусом, оленеводы - верхом на оленях. Оленеводство для эвенок имело транспортное значение, животных использовали при езде верхом, нагружали вьюки, доили. Преобладали небольшие оленьи стада, выпас - вольный.
В древности эвенки представляли созвездие Большой Медведицы огромным небесным лосем. А Млечный Путь – снежным следом от лыж охотника.
Настоящие охотники Эвенкии делают лыжи из дерева, а снизу подбивают мехом. На таких лыжах любого зверя можно обогнать.
После окончания зимнего сезона несколько семей соединялись и перекочёвывали в другие, удобные для отёла места, где совместный выпас продолжался целое лето. Зимой олени обычно паслись у жилых стойбищ. Перекочёвки шли по новым местам в зависимости от сезона - зимой по рекам, летом по водоразделам, постоянные тропы вели к торговым пунктам. Рыболовство имело для эвенок подсобное значение, а в Прибайкалье или в озёрных районах – товарное. На Байкале эвенки промышляли нерпу.
Была развита обработка шкур и бересты; до прихода русских уже было известно кузнечное дело. Современные эвенки сохраняют традиции охоты и оленеводства.Основу традиционной пищи составляет мясо и рыба. Летом эвенки употребляли оленье молоко, дикий чеснок и лук, ягоды. У русских они заимствовали печеный хлеб. Основной напиток — чай, его иногда пьют с оленьим молоком или солью.В 1986 году в Красноярске выходит сборник собранных эвенкийских народных сказок, преданий, загадок, примет, наставлений: «Человек сильнее всех» («Илэ упкаттук энгэситмэр»). Они были записаны на эвенкийском языке Николаем Константиновичем Оёгиром и опубликованы в пересказе Виктора Ермакова на русском языке. В 2016 году издательством «Сибирские промыслы» было издано переиздание этой замечательной книги.
Материалы по фольклору эвенков, собранные как в дореволюционное время, так и за советский период, позволяют произвести классификацию эвенкийских сказок-нимнгакан (нимнгакавун, нимнгакачивун), включающая, в свою очередь, следующие виды сказок:
1) сказки о животных;
2)волшебные сказки;
3) бытовые сказки;
4) детские сказки.
Эвенкийский фольклор.
Эвенки не имели своей письменности, поэтому духовная жизнь их удовлетворялась из устной передачи преданий, сказок, загадок, умной шутки, веселого анекдота или тут же на ходу сочиненной песней. Нередко все сменялось веселыми играми и хороводным танцем, который длился по два-три вечера подряд. В летние дни во время отдыха и в длинные зимние вечера эвенки любили вспомнить о прошлом, о своих героях-воинах, посмеяться над тупостью и жадностью своих бывших эксплуататоров-купцов и богачей. Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому сказки ярко отражают жизненную обстановку и мораль охотников тайги. Таким образом, фольклор эвенков тесно связан с их историей, социальной и материальной культурой По названиям сказок народов вроде бы схожи, и с ходу можно сказать, что эти сказки о животных, но если прочитать и вникнуть в суть текста, то можно найти различия.
Сказки эвенков – это увлекательное чтение для тех, кто умеет думать и понимать смысл образов, чувствовать слово. Эти сказки основаны на мифах, потому что в них рассказывается об устройстве жизни на земле. Наиболее популярных в народе сказителей эвенки называют «нимнгакалан» (мастер сказки сказывать) и «давлалан» (мастер песни петь).В мифология эвенков сохранилось достаточно резкое разделение на своих и чужих - по роду занятий, языку, внешнему виду, т. д. и поэтому в данном фольклоре представлено несколько типов культурных героев. К ним относятся: животные, прежде всего медведь и лиса, передавшие человеку навыки оленеводства и охоты; шаманы, научившие пользоваться огнем и указавшие лучшие пути для кочевий и места расселения; - герои-охотники, богатыри, научившие бороться с врагами; мать-прародительница или девушка, наделяющая героев магическим знанием и открывающая тайны природы.
Эвенкийские сказки обычно начинались с вопроса познавательного характера: «Почему гагара по земле ходит», «Почему у кукушки на голове завитые перья» и т. д. Главная тема сказок — борьба со злом. За героем-богатырем в эвенкийских сказках всегда стоит его род. Встретив в лесу всего лишь нескольких своих, герой готов выступить против целого народа, похитившего его сестер ("О людях в рыжих одеждах и храбром юноше"). Часто ему помогает шаман - камланием или советом, например, как в рассматриваемом сказании, посоветовав выпить кровь из сердца кабарги. Эта магическая процедура позволяет стать храбрым, и, видимо, ловким. Кабаргу нужно поймать и убить без стрелы. В эвенкийском фольклоре образы врагов представлены многогранно. Это и враждебное окружение инородцев, и завоеватели-разбойники, среди которых наиболее часто называются чангиты и Нурговуль.
Образы эвенкийских сказок
Эвенки рассказывали о самых распространенных на Севере представителях мира природы (птицах, животных, рыбах), о силах природы (огне, воде, земле, воздухе), об охотниках и оленях, о власти богатых и несчастьях бедных.
Ведущим персонажем в сказках о животных у эвенков является лиса. Здесь проявляются ее качества. В сказке «Лиса и старичок» она показана обманщицей, обидела старика, съев его оленей, хотя должна была пасти их, а в сказках «Хитрая лиса», «Лисица и росомаха», «Лиса и рысь», «Лиса и медведь» и др. она обхитрила многих зверей и людей, показав себя намного умнее и изворотливее других животных.
Все герои эвенкийских сказок имеют яркую оценочную окраску. Народная фантазия создала впечатляющие образы: огненный Соболь, огонь Дегэ, большой Мороз и другие. Народная фантазия приписывала животным образ жизни людей и наделяла человеческими качествами и характерами. Благодаря этому эвенкийские сказки отражают жизненную обстановку, красоту и мораль охотников тайги. Для таких сказок характерны конкретность и выразительность. Именно поэтому эвенкийские сказки поучительны.
Особо интересны сказки про «Монгун». Заглавный герой олицетворяет характер настоящего эвенка, обладающего такими чертами характера, как сила, храбрость, ловкость, справедливость, отзывчивость, уважительное отношение к себе, близким, родным и народу в целом.
Монгун – золотой сын - счастье, обещанное мужу-богачу старшей любимой женой. Его рождение сопровождается рядом ритуальных действий: построение для матери отдельного чума (образ чума олицетворяет начало творения и утверждения космического порядка), заворачивание новорожденного в шкуру (по эвенкийским обычаям родившегося ребенка обтирали мягкой шкуркой и заворачивали в одеяльце), подмена ребенка щенком (чтобы ребенок рос здоровым, в новую колыбель клали сначала щенка, ребенка при этом не называли по имени).
Далее младенец-Монгун проходит ряд испытаний-инициаций: попадает в озеро – замкнутое сакральное пространство, в котором происходит формирование его личности, взросление и приобщение к родовому опыту. Здесь особый интерес представляет образ тайменя. Таймень в шаманской мифологии считается одним из носителей шаманской души в водной стихии, этот образ воздействует на общественную жизнь человека, позволяет формировать представления и взгляды людей на природу. В сказке таймень выполняет функцию героя-помощника.
Только достигнув определенного возраста, Монгун встречается с матерью. Он уже становится полноправным членом племени, о чем свидетельствует умение использовать охотничьи принадлежности. Герой должен проверить свои силы и, «когда он вырос до спины оленя», отправляется «правду искать, злу мстить».
Долгий путь приводит юношу в чум отца. При этом, чтобы не быть узнанным, он накрывается берестой. В религиозных верованиях и обрядах эвенков береста играла большую роль. Она противостояла злым подземным духам, недоброжелательным шаманам и их духам, была охранительницей семьи, святынь рода.
Сын, узнав отца, рассказывает сказку (а по сути, историю своей жизни). Правда открылась, зло наказано.
В эвенкийской сказке «Табакерка» рассказывается, как охотник, спасший змею, берет от нее подарок – чудодейственную табакерку. Но жадный купец отнимает у охотника табакерку. Охотник мстит купцу при помощи ягод, от которых у купца вырастают на лбу рога. Он долго мучается. Затем охотник приносит другие ягоды и исцеляет жадного купца. В этой сказке затрагивается социальная тема, народная мечта о счастье, справедливости.
Чаще всего волшебным помощником героя бывает конь, или олень. Конь золотой, с золотой гривой, иногда с золотыми подковами. Конь и олень летают по воздуху. Они помогают герою, доставляют его в Верхний мир, часто дают ценные советы, воскрешают его. Волшебными помощниками могут быть звери тайги, рыбы, птицы, а также домашние животные: собака, кошка, жеребенок. Эти помощники могут вместе с героем сказки переживать радость, страдание и горе.
Наряду с волшебными помощниками действуют волшебные предметы. В эвенкийской сказке, например, волшебная табакерка доставляет человеку яства, волшебный ящичек приносит охотнику богатства; люлька превращается в мальчика, гребень – в чащу, ножницы – в скалу, камни – в горы, платок – в непроходимую топь, бич вызывает волшебного коня, шуба может усилить и приостановить течение реки, зуб воскрешает и умерщвляет человека.
Бытовые сказки отличаются от волшебных и сказок о животных тем, что в них преобладает не фантастика, а реальная действительность.
Во всех районах обитания эвенков распространен сказочный сюжет о двух братьях – умном и глупом. Обычно глупого называют Ивул, а умного (ловкого вора и авантюриста, иногда к честного, смелого охотника, человека с высокими моральными качествами) называют Кодоном, Акарамэ, Демпэ, Чоро и т. д. Ивул выступает и в волшебных сказках, но здесь вовсе не глуп а, наоборот, преодолевает любые преграды и выходит почти всегда победителем. Повсеместное распространение и бытование сказок об Ивуле свидетельствует о том, что эти сюжеты являются наиболее древними и складывались в тот период, когда эвенки были объединены во фратрии и племена.
Недоумок Ивул, выполняя поручения умного брата, совершает тягчайшие преступления, но все это он делает по своей глупости. Когда Ивулу велят принести для лодки ребра, он убивает свою мать и приносит ее ребра. Отправляясь на охоту, он выполняет наказ брата «что увидишь, то и стреляй» и убивает насекомых.
В настоящее время в эвенкийских районах имя «Ивул» стало нарицательным, так называют людей глупых, ленивых, тунеядцев.
Эвенки живут на Севере, где воздух бывает очень холодным. Они усвоили из опыта жизни, что спастись от холода можно только движением, то есть своим теплом. Эти знания нашли отражение в сказке про быстрого оленя («Как олень эвенкам достался»). В сказке «Спор оленей» проводится идея, что человек является защитником полезных животных. Это выражается в споре оленей, после которого часть животных ушла к человеку и сохранилась от хищников, а другая часть осталась дикой и беззащитной.
Эвенки внимательно наблюдали за влиянием на них природных стихий: воды, земли, огня, воздуха. Исключительный интерес представляют сказки о борьбе человека за обладание огнем. Огонь обычно хранится у старика-волшебника, и в эвенкийских вариантах сказки старик просит рассказать семь веселых рассказов, после чего победителю отдается вечный огонь.
Особое отношение у эвенков к стихии огня, потому что без тепла и света от огня они могут погибнуть («Огонь»).
Эвенки любят и берегут свою землю. Они знают, что если не любить ее, то она отплатит тем же, не будет давать человеку пищу и кров («Жили пять человек»).
Если обратиться к сказкам «Монгуна», то узнаем, что сказочное пространство становится местом, где проверяются убеждения и взгляды героев на соответствие общечеловеческой норме. Монгун и его мать, столкнувшись с препятствиями, не пали духом, не ожесточились, а мужественно преодолели их и получили награду, воссоединившись и обретя новый дом вместо старого «лесного» чума.
«Чум» по представлениям эвенков мыслился заполненным водами, символизировавшими первозданное состояние вселенной. Образ дома, символизирующий приобретение душевного покоя, счастья, семейной гармонии.
Благодаря огню отвергнутая мать Монгуна сумела выжить в суровых таежных условиях. По верованиям эвенков, огонь обладает сверхъестественной силой изгонять злых духов. Огонь выступает как хозяин и глава семьи или рода, хранителя человеческих душ. В мифологиях огонь считался «главной домашней святыней. Он обладал силой изгонять злых духов, им очищали жилище, охотничье снаряжение, перед камланием – шаманские атрибуты, он способствовал благополучию, хозяйственной деятельности, удачной охоте, здоровью оленей, предупреждал о предстоящих событиях треском горящих дров, вспышек от пламени, отколовшимся угольком, полетом искр.
Почитание огня выражалось в многочисленных запретах: нельзя бросать в очаг острые предметы или рубить дрова близко от костра, чтобы не поранить духа, проливать кровь, воду в огонь, плевать, класть кости животных, рыбы и др. При этом эвенки приносили ему жертвы, бросали первый лакомый кусочек еды. Охотники в тайге угощали духа огня, прося послать зверя, поскольку от него успех зависел не меньше, чем от духа-хозяина охоты. Считалось, что дух-хозяин огня идет впереди и, если поймает душу зверя, тот станет добычей охотника»
В эвенкийских сказках содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы: солнце, месяц, ветер, выступающие не только как силы природы, но и как персонажи со своим характером. Эвенкийские сказки поэтизируют красоту родной природы, что, наряду с другими особенностями, придает им высокую художественную ценность и национальное своеобразие.
Эвенкам хорошо знакомы съедобные свойства растений. В народе также хорошо известны и лечебные свойства растений. В арсенале эвенкийской народной медицины насчитывается всего 114 видов местной флоры. Близкое общение с природой вырабатывало у людей наблюдательность.
Так, дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, зверьку или насекомому. Например, никому не разрешается рубить крупное дерево, наоборот, любой проходящий мимо как бы “одаривает” его, развешивая на его ветках что-либо памятное. В некоторых местах вокруг такого дерева строят изгородь.
Детский фольклор
Репертуар детского фольклора у народностей Севера почти не изучен. Мы нашли несколько сказок, бытующих в детском коллективе. Такие сказки бывают трех видов:
1)нимнгакан-эвивун (сказка-игра или сказка-игрушка). Это коротенькие сказки, построенные на диалоге – вопросы и ответы:
– Пойдем купаться.
– Утону.
– За траву держись.
– Руки порежу.
– Рукавицы надень.
– Вымочу.
– Высуши.
– Засохнут.
- Разомни.
– Сломаются
2) улгучэвун – сказка-рассказик, в основе которого лежит аллитерация.
3) сказки, заимствованные из репертуара русской народной сказки, но с некоторыми изменениями, например, «Колобок» (у эвенков «Лепешка»); «Репка» (у эвенков «Самородок золота»).
Заключение
Эвенки – народ выносливый, мужественный, терпеливый. Им всегда были присущи такие качества, как честность, открытость, искренность. Среди эвенков, по нашим наблюдениям, особо можно выделить стремление жить интересами людей, уважительное, равноправное, справедливое и чуткое отношение к запросам и устремлениям старшего поколения, бескорыстная взаимопомощь и забота об окружающих людях, взаимная солидарность и заинтересованность.
Особенности северных сказок - эти сказки о природе, традициях, быте людей. Именно из сказок мы впервые узнаем о том, что в разных странах люди живут по-разному, получаем первое представление о культуре разных народов. Поэтому любой сборник сказок народов мира – это своеобразная энциклопедия, источник знаний о культуре стран и народов
Эвенкийские сказки учат думать о завтрашнем дне, они наполнены любовью к родному краю и природе, к которой человек не должен относиться потребительски, а должен быть бережливым хозяином своей родной земли.
Вот такие пословицы помогают сделать выводы из эвенкийских сказок:
Рано уходи на охоту — тогда будешь иметь добычу.
Часто не сердись и не дуйся, а то скоро состаришься и заболеешь.
Если ты будешь жадным, то будешь одиноким и тебе никто не поможет.
Не бей оленя, а то дух оленя рассердится, и от тебя уйдут все олени.
Счастливый тот человек, который любит жизнь, работает и никому не завидует.
Не ругай женщину-мать, а то ее ребенок вырастет плохим человеком.
Помоги старому человеку.
Радость старого человека осчастливит других людей.
Не ругай и не бей маленького ребенка, а то душа ребенка испугается и улетит от тебя.
Не убивай орла, а то все птицы на тебя обидятся.
Детям нельзя дразнить старых людей. Дети, которые дразнят стариков, вырастают глупыми людьми.
В заключении пришли к такому выводу, что ни один народ не может без сказок жить.
В них заключается его мудрость, и всегда прославляется добро, справедливость, правда, осуждается и наказывается зло. Сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала, сказка учит добру.
Список литературы
1.Акбальян Е.Р. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России.-М.: «Северные просторы», 2002.-544с.
2.Ермаков В. Человек сильнее всех - Красноярское книжное издательство, 1986.-144с.
3.Шимичев В. Узорочье жизни. - М.: «Узорочье жизни», 1989. – 315с.
4.http://www.PlanetaSkasok.ru
5.http://www.roman.by
6.http://www.prosa.ru
7. Эвенкийские сказки. Монгун. http://www.vknigge.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.