Творческий проект на тему "Возрождение народных традиций"
Оценка 4.8

Творческий проект на тему "Возрождение народных традиций"

Оценка 4.8
docx
12.06.2023
Творческий проект на тему "Возрождение народных традиций"
проект.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

города Магнитогорска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип работы: Творческий проект

Направление: Глобальные компетенции

 

 

 

Тема: Возрождение народных традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы: Хазиева Эльвина, 7 «Б» класс

Руководитель: Солодовникова Елена Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Магнитогорск, 2023

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2

1.    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5

1.1.     Что такое традиции. 5

1.2.     Возникновение новых традиций. 5

1.3.     Чем традиция отличается от обычая. 6

1.4.     Связь национальных и семейных традиций. 6

1.5.     Разновидность народных традиций. 7

1.6.     Народные промыслы.. 12

2. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ПРОЕКТНОГО ПРОДУКТА.. 14

2.1. Сценарий праздника Масленицы на улице, 2023г. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

            Жизнь показала, что игнорирование народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, уже дали свои отрицательные плоды: выросли целые поколения людей, которые равнодушны к истории родного края, родному языку, судьбам своего народа. Это произошло потому, что нами была забыта истина, о которой так хорошо сказал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных, на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа

Актуальность темы обусловлена решением задачи гуманизации образования. 
Приобщать детей к изучению истории нужно постоянно. У школьников есть интерес к прошлому – событиям, историческим личностям, жизни и быту людей.
      

Также тема возрождения народных традиций на сегодняшний день очень актуальна среди молодёжи, ведь они не знают традиций своих предков, и то чем они занимались. 

            Чтобы возрождать традиции в школах и показывать жизнь предков, можно ввести специальный урок. Где как не в школе дети проявляют свои интересы к различным предметам? Там дети могут развивать свои навыки и получать дополнительные знания. На таких уроках учитель будет рассказывать о культуре разных народов, тем самым знакомя их с традициями.

            На уроках технологии дети могут проявить свои творческие способности, интерес изготовлению различных изделий, к инструментам и способам обработки различных материалов. И если при работе с детьми ставить дополнительную задачу: возрождения народных традиций, и преподносить им различные исторические справки и предметы, сделанные народными мастерами, то дети начинают интересоваться народным искусством и историей своего края, некоторые пытаются научиться и повторить некоторые изделия мастеров. Но школьный курс не всегда позволяет выполнить всю полноту программы задуманной учителем и поэтому необходимо создавать спецкурсы для детей, которые заинтересовались историей своего народа и его промыслов.

            Цель проекта: познакомить обучающихся с народными традициями.

Основная задача проекта – ввести обучающихся в контекст предмета истории, помочь им ориентироваться в информации вообще и в исторической информации в частности, возродить народные традиции.

            Задачи:

1.      Составление плана действий, сбор материала;

2.      Проанализировать собранный материал;

3.      Выяснить, как появились традиции;

4.      Познакомить молодежь с основными культурами и цивилизациями, существовавшими в истории человечества;

5.      Сделать выводы по работе.

Практическая значимость: подготовить и провести школьное мероприятие, которое познакомит и возродит народные традиции среди молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация наставника

Проектная работа «Возрождение народных традиций» выполнена ученицей, которая увлекается танцами. А также любит русские народные танцы и занимается изучением народных традиций. Ей удалось создать сценарий мероприятия, которое посвящено празднованию Масленицы.

Данный проект ученица планирует представить в следующем году среди обучающихся 5-8 классов.

1.      ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.            Что такое традиции

 

Традиции — это сложившиеся в обществе модели поведения, которые передаются из поколения в поколение и связаны с историей народа или государства. В основном традиции появляются двумя путями: их можно условно назвать «снизу» и «сверху».

Первый вариант означает, что традиция рождается из самой жизни людей, её формируют бытовой уклад, религия, природные изменения или символически значимые для сообщества события. Например, такие традиционные праздники в России — это день Ивана Купалы и Масленица. История этих обычаев тянется из глубоких языческих времён, а люди с удовольствием отмечают их до сих пор.

Второй путь возникновения традиций — изобретение. Иногда традиции появляются с подачи государственной власти или политической элиты. В качестве примера такой традиции можно вспомнить праздник в честь Дня народного единства четвёртого ноября, который появился в Российской культуре совсем недавно — 16 лет назад.

1.2.            Возникновение новых традиций

 

‍            Государство по разным причинам стремится сделать некоторые модели поведения общепринятыми среди населения, и традиции хорошо подходят для этой задачи, ведь они апеллируют к коллективной исторической памяти и объединяют людей. Поэтому часто именно правители инициируют распространение или создание новых обычаев.

Изобретённая традиция может стать родной или остаться непринятой среди народа. Позитивный пример в этом случае — это такая неотъемлемая часть российской культуры, как празднование Дня Победы девятого мая. Традиция возникла не естественным путём, а с подачи государственной власти. Сразу после окончания Великой Отечественной войны День Победы не отмечался в Советском Союзе, такая практика появилась лишь спустя несколько лет. Этот праздник оказался принят повсеместно, потому что затрагивает многие глубинные чувства народа и вызывает тёплый отклик.

1.3.            Чем традиция отличается от обычая

 

Традиция — более широкое понятие, а обычаи порой называют элементом традиции. Обычаи, как правило, связаны с вопросами морали, которые волнуют общественность. Традиция же затрагивает любые взаимоотношения: семейного, культурного или экономического плана. Она часто вольно трактуется людьми, в то время как обычаи предполагают строгий порядок действий.

Главные функции традиции — регулятивная и социализирующая. Как и любая социальная норма, традиция формирует поведение людей. В декабре мы, готовясь к зимним праздникам, украшаем свои квартиры и общественные пространства, в канун Нового года поздравляем друзей и родственников, готовим привычные нам с детских лет блюда. Так люди подчиняются негласным правилам, которые передаются из поколение в поколение.

Вторая функция традиций — стабилизировать общественные отношения. Приобщаясь к социальным устоям, люди приобретают представления о том, как нужно себя вести, а также о том, чего можно ожидать от других людей. Так социальные связи становятся более стабильными.

 

Основные различия

 

Обычай

Традиция

Стереотип поведения, унаследованный от предков и не нуждающийся в логическом обосновании, воспринимается как нечто привычное для определенной социальной группы или нации.

Анонимно сложившаяся система представлений, норм и правил поведения, которыми пользуется большая группа людей. Традиции передаются из поколения в поколение, являются регулятором общественных отношений.

 

1.4.            Связь национальных и семейных традиций

 

Многие национальные праздники отмечаются в кругу семьи, поэтому можно сказать, что эти две группы традиций во многом пересекаются. Например, как мы помним из кино, в США на День благодарения принято собираться всей семьёй в одном доме, вместе обедать и отдыхать. В таких мероприятиях переплетаются история народа и история семьи.

При этом, конечно, бывают и домашние традиции, значимые для конкретной семьи, — они связаны с памятными датами, днями рождения, символическими ритуалами.

Национальный праздник часто становится государственным выходным, когда у людей есть возможность отдохнуть от работы и провести время с близкими. Кроме того, застолье и увеселительные мероприятия приносят положительные эмоции, и поэтому основной массой общества такие обычаи принимаются радостно, их ждут. Праздники выполняют терапевтическую функцию: разгружают общество от рутинных будней, создавая атмосферу радости и смеха, дают возможность встретиться с друзьями.

1.5.            Разновидность народных традиций

 

Русские традиции формировались и видоизменялись на протяжении многих веков. Некоторые пришли из язычества, другие — после крещения Руси. Современные обычаи представляют собой симбиоз прошлого и настоящего, это культурное наследие, которое стало отличительной чертой русского народа.

Большое количество праздничных традиций в стране были и остаются связанными со сменой времен года (началом и концом земледельческих работ, сбором урожая) и датами православного календаря.

В России много этносов, у каждого из них — свои традиции, формировавшиеся в зависимости от климата, местоположения, культуры, под влиянием политических событий. Много изменений было вызвано революцией 1917 года, заменившей религиозные нормы. На сегодняшний день основными остаются советские традиции празднования Нового года, Первомая и Дня Победы, а также обычаи отмечать Рождество и Пасху.

Новый год

До начала XVII века Новый год на Руси наступал вместе с весной — 1 марта, потом сместился на осень. В период правления Петра I праздник стали отмечать как и в Европе, по григорианскому календарю в середине зимы.

Впервые это произошло 1 января 1700 года. Во времена СССР, после отмены празднования Рождества, Новый год стал общенациональным торжеством.

На сегодняшний день празднование вобрало в себя:

1.      традиции императорской России: елка, Дед Мороз, подарки;

2.      советского времени: Снегурочка, салат "Оливье", мандарины, бой курантов, обращение главы страны, новогодние огоньки, пришедшие на смену балам;

3.      веяния конца XX века: украшенные венки и ветки, оленья упряжка Санта-Клауса (в дополнение или как замена Деду Морозу), фейерверки и совместные гуляния во дворах, на новогодних ярмарках.

Рождество Христово (7 января по григорианскому календарю).

Православный праздник, связанный с рождением Христа и окончанием поста. В этот день принято накрывать праздничный стол. Есть можно не раньше "первой звезды" (по аналогии с Вифлеемской, которая указала волхвам путь к Спасителю).

На Рождество было принято колядовать: ходить по дворам, петь песни и получать угощения. Эта традиция почти не сохранилась, зато практикуется другая — гадание на суженого, на будущее, на судьбу и др.

Святки (6 — 18 января).

Святки — двенадцать праздничных дней, когда прославляют рождение Христа. Они начинаются на Рождество и заканчиваются в крещенский сочельник, в народе говорят: "от звезды до воды". На святки устраивали ярмарки, балы, открывались вертепы, проводились гадания. По одной из традиций в эти дни посещали тех, кому трудно: больных, сирот в детских домах, одиноких стариков, заключенных.

Крещение (в ночь с 18 на 19 января).

Крещение — православный праздник, который также называется Богоявлением. Один из самых популярных крещенских ритуалов — купание в проруби (не церковный обряд), символизирует очищение души и тела.

На Крещение принято святить воду в храме, а потом пить ее по утрам с молитвой. Считается, если такой водой окропить углы комнат, то дом будет защищен. В некоторых деревнях остался обычай рисовать крест над дверью и оконными проемами с этой же целью.

Масленица (в 2023 году - с 20 февраля до 26 февраля).

Восточнославянский праздник, который изначально означал поминовение усопших. Позднее Масленицу стали связывать с победой весны над зимой и началом Великого поста.

На Масленицу принято сжигать чучело, кататься с горок и на санях, участвовать в ярмарочных забавах: кулачных боях, метании валенка, лазании по столбу, перетягивании каната.

Неотъемлемая часть праздника — угощение блинами с разными начинками: медом, сметаной, икрой, рыбой и пр.

Пасха

Древний и главный христианский праздник, связанный с воскресением Иисуса Христа после распятия. В этот день пекут куличи, готовят пасху, просят прощения и обмениваются крашеными вареными яйцами. При этом один человек говорит: "Христос Воскресе", второй отвечает - "Воистину Воскресе".

Троица

Праздник Троицы, символизирующий божественное триединство, отмечают через семь недель после Пасхи, в воскресенье.

По православной традиции полы в храмах устилают свежей травой, иконы украшают березовыми ветвями. До становления советской власти, Троицу отмечали широко:, Троицу отмечали гуляниями и гаданиями, праздник символизировал начало лета, приход тепла. Сейчас это преимущественно церковный праздник.

Иван Купала (7 июля).

Иван Купала совмещает два праздника. Первый — языческий Иванов день, посвященный солнцестоянию, цветению, плодородию. Второй — церковный, связанный с рождением Иоанна Крестителя. В этот день принято гадать на суженого, прыгать через костер, плести венки и опускать их в воду, а также искать цветущий папоротник.

Семейные традиции

Семейные традиции, передаваемые из поколения в поколения, позволяют укрепить родственные связи и создать ощущение стабильности. Популярные обряды связаны с рождение детей, крестинами, свадьбами, похоронами и даже хождением в баню.

Рождение детей

С таинством рождения на Руси было связано много поверий и обрядов, но не все дошли до наших дней. Несколько веков назад только что родившая женщина считалась нечистой, поэтому над ней читали молитву. Если появлялся на свет мальчик, мать не могла посещать храм до сорокового дня, если девочка — до восьмидесятого.

Современные традиции выглядят иначе. Большинство современных женщин рожают в больницах при помощи врачей и акушеров. Домашние роды практикуют единицы, приглашая в качестве помощницы доулу (раньше была бабка-повитуха).

Выписку из роддома чаще всего проводят торжественно, с фото- и видеосъемкой, воздушными шариками и цветами. Родителям принято дарить подарки.

Один из новых обычаев связан с озвучиванием пола ребенка на вечеринке перед родами — gender party. Будущие родители разрезают торт или прокалывают воздушные шарики и по цвету содержимого узнают, кого ждут — мальчика или девочку.

Крестины

Согласно русской православной традиции, ребенка крестят в младенческом возрасте, предварительно выбрав церковь и крестных родителей. С благословения батюшки на церемонию приглашают фотографа или видеографа.

Как правило, после обряда гости вместе с семьей отправляются домой, чтобы отпраздновать крещение и вручить подарки: икону покровителя, серебряную ложку с гравировкой, игрушки, одежду, деньги и пр.

Свадьба

Рождение новой семьи на Руси праздновали с размахом и по устоявшейся схеме:

1.      сватовство

Церемония, когда жених просит благословения на брак у родителей невесты. Семьи, планирующие породниться, собирались за накрытым столом и обсуждали детали предстоящего торжества. В современном мире процедура сватовства постепенно уходит в прошлое.

2.      приданое

Богатое приданое могло сделать девушку завидной невестой. Чем больше вещей (украшения, предметы быта, одежда и пр.) заготавливали к будущей свадьбе родители, тем выше были шансы найти жениха.

Сегодня слово "приданое" употребляют редко, а материальную помощь молодым, как правило, оказывают родители и жениха и невесты.

3.      девичник

Популярный ритуал, когда невеста собирается с подругами перед свадьбой, чтобы порадоваться последним часам беззаботной незамужней жизни. Раньше местом отдыха служил дом девушки или баня. Современная индустрия развлечений предлагает разные варианты: лимузины, кафе, гостевые дома, спа-салоны и пр.

По аналогии проводится мальчишник.

4.      выкуп

Часть торжества, когда приехавшего за невестой жениха проверяют на смекалку. Подружки и родные девушки встречают гостей и предлагают пройти испытания. Если не получается справиться с заданием, следует откупиться деньгами. Веселый обряд популярен до сих пор.

5.      благословение

Мать невесты или жениха подходит к молодым с семейной иконой, чтобы благословить их на счастливый и крепкий брак. Брачующиеся или уже молодожены должны стоять на коленях, пока звучит напутственная речь. Постепенно традиция уходит в прошлое.

Застолье

Гости собираются за праздничным столом, поздравляют молодых, дарят подарки. После каждого пожелания произносят слово "горько", что служит сигналом для крепкого поцелуя молодоженов.

В советское время застолье устраивали дома, сегодня — в ресторанах, отелях, на базах отдыха и т.д.

Похоронный обряд

Похоронный — наиболее стабильный и консервативный из обрядов, что связано с медленно меняющимися представлениями о смерти и неизменной задачей похорон — подготовкой усопшего к загробной жизни.

В России похороны состоят из:

·         проводов, когда тело готовят к погребению: моют, облачают в новую одежду, покрывают саваном;

·         выноса из дома, обязательно ногами вперед. Считалось, при таком положении покойный не заберет никого из присутствующих;

·         шествие с гробом. Во главе — мужчина с распятием или иконой, за ним несколько родных и друзей усопшего, несущих гроб. Следом — остальные провожающие. Процессия сопровождалась рыданиями и причитаниями;

·         панихида, церковная и светская. При первой священник читает псалмы и молитвы, чтобы успокоить и подготовить душу. При второй прощание происходит у гроба, иногда в присутствии батюшки;

·         захоронение. Умершего кладут головой на восток, крест чаще ставят в ногах, чтобы покойный "видел" символ христианства.

Еще несколько лет назад все этапы строго соблюдались. Сейчас часть их потеряла актуальность, поскольку организацией большинства похорон заведуют ритуальные фирмы.

Поминки

Особая традиция почитания памяти усопшего. Главная часть поминок — трапеза, в которую как правило входят блюда: кутья — рисовая каша с изюмом, приправленная медом (означает воскресение и райскую жизнь), блины (как один из символов смерти и возрождения) и кисель (означает дорогу покойного).

Поминальные обеды устраивают несколько раз:

·         в день похорон;

·         на девятый день;

·         на сороковой день;

·         через год после смерти.

Кулинарные традиции

Кулинарные обычаи русского народа — сформировавшиеся в разное время ритуалы, некоторые из них стали олицетворять национальные черты.Например, о русском гостеприимстве складывают легенды.

Чаепитие

Знакомство с чайной церемонией в России пришлось на XVII век, после получения первой партии китайской заварки. Поначалу чай пили только состоятельные люди, позднее, когда возможность чаевничать появилась у людей разных сословий, традиция получила широкое распространение.

Для чаепития накрывали большой стол, покрытый скатертью, по центру ставили самовар на подносе (чтобы вода не проливалась), рядом — пиалы со сладостями: медом, вареньем, кусковым сахаром, конфетами и пр. За чаем вели беседы. За одно чаепитие выпивали, по разным сведениям, от пяти до 20 чашек чая.

Каравай

Круглый румяный хлеб, который пекли на Руси, символизировал благополучие и процветание, считалось, что он оберегал от напастей. Каравай готовили накануне важных событий и праздников, например, для встречи гостей или перед сговором между родителями жениха и невесты (обряд рукобития). На свадьбу и новоселье пекли большие пышные караваи — считалось, что размеры влияют на то, как будут жить молодые: в достатке, мире и пр.

Гостеприимство

Радушие, с которым в России принимали желанных и даже незваных гостей, называлось хлебосольством. С тех временем гостеприимство стало отличительной национальной чертой, оно выражалось определенным образом:

·         гостей встречали хлебом-солью;

·         за столом им выделяли самое почетное место — в красном углу, где находились иконы;

·         угощал гостей хозяин дома, что являлось признаком особого расположения;

·         оставшимся ночевать выделяли самые удобные спальные места;

·         на проводах полагалось посидеть и выпить на посошок.

После гостю собирали угощение в дорогу и желали доброго, гладкого как скатерть, пути. Отсюда и пошло выражение "скатертью — дорога", которое сейчас приобрело иронический, недоброжелательный оттенок.

 

1.6.            Народные промыслы 
Художественные промыслы

 Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий,  неотъемлемая часть культуры, отражающая традиции народа,  его миропонимание и мировосприятие. Это  сложное и многогранное явление, поскольку уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство.

Русские народные художественные промыслы, ставшие визитной карточкой страны, зародились в глубокой древности. Некоторые из них  берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, т.д. стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы получили развитие  от деревенских ремесел, например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях и другое.  С искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий появилась, к примеру, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро. Народные промыслы возникали вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на севере, где добывали "рыбий зуб" - моржовый клык, издавна служивший основным материалом русским косторезам.  Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов, а художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах. Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны. Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, которые отражают своеобразие соответствующей местности. Поэтому центры народных помыслов расположены как в сельскохозяйственных, так и в промышленных районах, а во второй половине XX века изделия народных промыслов становятся торговой маркой того или иного района.

Произведения художественных промыслов шли, главным образом,  на продажу и славились не только в России, но и за рубежом. На них все больше сказывались веяния времени, капризы моды, вкусы заказчиков. Крестьянское же искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания. Оно  веками вбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа.

Русские народные инструменты

 Первые русские народные музыкальные инструменты возникли давным-давно, еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков. Некоторое количество инструментов было найдено во время раскопок, и теперь уже ни у кого не может быть сомнений, что они действительно были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству. Вечерами люди собирались и играли, отдыхая от трудового дня.

 2. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ПРОЕКТНОГО ПРОДУКТА

 

Создание моего проектного продукта связано со школьным праздником, который был посвящен Масленице. С самого детства я люблю этот праздник за красочные народные одеяния, запоминающиеся традиции, обычаи, игры.

В связи с этим я решила углубиться в народные традиции, связанные с этим праздником и представить свой сценарий мероприятия. Своей работой я планирую удивить обучающихся 5-8 классов в 2024 году.

Ведь многие ребята даже не представляют, какое множество традиций и обычай таит в себе удивительный праздник Масленицы.

Задача, поставленная мной, при  реализации проекта – познакомить обучающихся с народными традициями, которые относятся к празднику масленицы, расширить знания и представления ребят об этом празднике.

2.1. Сценарий праздника Масленицы на улице, 2023г.

 

План мероприятия

Время

Название этапа

9.00

Украшение школьного стадиона, организация праздника

10.00

Проведение игровых конкурсов

11.40

Дегустация блинов

12.40

Сжигание чучела

13.30

Подведение итогов, награждение победителей

           

В этом году Масленица пройдет с 20 по 26 февраля 2023 года.

Необходимый реквизит:

·         Чучело Масленицы,

·         для народных забав и состязаний: три длинных веревки или ленты, ходули, мешки для бега, гиря, канат, длинная скакалка, фигуры снеговиков, лыжи с тремя креплениями и т.д.,

·         призы для победителей,

·         угощения: блины, посуда, чай.

Организаторы: главный ведущий, Масленица, Весна, Зима.

Организация праздника пройдет на школьном стадионе, на котором необходимо будет выставить парты вокруг стадиона. На этих партах будет расположен необходимый реквизит, места, отведенные для игр и чаепития. Также необходимо привлечь учителей технологии с целью заранее установить чучело и приготовить огнетушитель.

Игровая программа:

Главный ведущий:

- Добрый день вам, гости дорогие, Гости званые, гости желанные!

Люди старые и молодые, Женатые и холостые!

Масленицу нам отпраздновать нужно!

Весну-красну встретить. Зиму-матушку проводить как положено, дружно!

Выходит Зима

Зима:

- Эй, ребята! Погодите,

Разрешения спросите –

Ведь хозяйка я пока,

Власть моя ещё крепка!

Зима:

-Здравствуйте, красны девицы!

Аль нет здесь девиц-красавиц?

Что-то не слышно, не видно вас?

Здравствуйте, красны девицы!

Будьте здоровы и вы, добры молодцы!

Видно добры молодцы либо попрятались,

либо совсем состарились?

Будьте здоровы и вы, добры молодцы!

Вы, ребята, попотейте,

Проводить меня сумейте.

Зиму проводить с почётом

Непростецкая работа!

Главный ведущий (обращение к ребятам):

- А как назывался первый день на масленичной неделе?

Правильно понедельник-встреча. В этот день наряжали чучело Масленицы и возили её по дороге в санях. А сжигали это чучело в конце недели, в день воскресения, делали это для того, чтобы уходило всё плохое. Праздник этот проходил с хороводами, песнями и плясками, специальными напевами – «закличками».

Забава 1. Хороводная игра с валенками. Ребята встают в хоровод и хоровод условно делится пополам. Образуется 2 полукруга-команды. Ребята по кругу передают валенки. Кто быстрей передаст от начала команды к последнему участнику.

Зима:

- Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас – (заигрыш).

Главный ведущий:

- С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях и лыжах «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных горок. В этот день парни высматривали себе невест, а девушки женихов.С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: “У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать”. Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем (горячий напиток из воды, мёда и пряностей), чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Во время катания с гор молодые люди высматривали невест, а девушки суженых.

 

Забава 2. Катание на санях  и ледянках. (северная аллея)

Посередине дороги обозначен круг. Участник садится на ледянку или ватрушку. Задача команды толкнуть игрока на ватружке с такой силой, чтобы он ровно въехал в отмеченный круг.

Или другой вариант игры:

«Прокати масленицу» (2 саней, 2 юбки, 2 шапки)

Детей делят на 2 команды. Каждой команде дают шапку, юбку и сани. Первый берет сани, второй наряжается масленицей, садится в сани, а первый везет его до определённой точки, высажывает его, забирает одежду и бежит к команде. Сам становится масленицей а след. чен команды везет его до точки. Чья команда быстрее сделает все задание - побеждает.

Зима:

- Считается, чтобы год был богатым, нужно Масленицу встречать весело и вкусно. Не зря следующий день — среду — называли «Лакомка».

Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины –
Едем к теще на блины!
В среду тещи угощают своих зятьев блинами.

Ребята вместе с Зимой проходят по школьному двору.

Появляется Масленица.

Зима:

- Что же это за красотка? -

Из соломы грудь, бока,

Ни старуха, ни молодка,

Парни носят на руках.

Главный ведущий:

- Что за куколка такая?-

Каждый рад ей, каждый ждет,

Удалая, озорная,

Вкусные блины печет.

Масленица –кривошейка!

Встречаем тебя хорошенько!

Масленица:

- Эй народ! Люди добрые!

Я масленица – девка вольная,

Блинами щедрая! Хлебосольная!

Давайте животы набивайте

Песни пойте и играйте!

Игра «Блинопад»

В руки участнику игры дается тарелка с горой блинов. Задача: пронести блины, не уронив до следующего участника команды.

Масленица:

- Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге,

В этот день ты не зевай

Он зовется… (разгуляй)

Главный ведущий:

- В четверг заканчивалась “узкая” Масленица и начиналась “широкая”. Именно с этого дня начиналось всеобщее празднование Масленицы. В этот день в города и села приезжали балаганы, проводили театральные представления, песни и пляски на улице В этот же день проводились кулачные бои.

Забава 3. Забег в ведрах и на ходулях.

Состязание «Бой мешками».

Главный ведущий:

- Кто любит махать кулаками,

Следующий конкурс для вас.

Но сейчас надо драться мешками

И при этом с бревна не упасть.

Игра для богатырей «Полено».

 

Масленица:

- Эх, Зима загостилась ты всласть, пора Весну красну закликать да встречать.

Весна, весна! Приходи красна!

Принеси радугу в облаках, цветы белые на кустах, солнце яркое в небесах!

(пробегают по школьному стадиону, кричат закличку на Весну)

Появляется Весна.

Зима:

- Здравствуй Вёснушка Весна! С чем, ты к нам пришла? Что с собою принесла?

Весна:

- Я весна красная, солнечная ясная,

Выйдет в поле солнышко и растает горшка

Я снежком умоюсь, зеленью прикроюсь

Буду ещё краше на просторах ваших!

Здравствуй милая Зима, тебе на смену я пришла.

Зима:

- Тогда давай посоревнуемся с тобой, проверю я как старшая сестра, готова ли ты вступить в свои права.

Игра ручеек.

Масленица:

- Закрутились карусели, полетели дни недели.

Вот и пятница пришла – «Тёщины вечёрки».

В пятницу зятья тёщу

Кормили блинами не тощими.

Весна:

- Продолжаем праздник наш!

У нас для вас, сто затей.

Хочешь. Не хочешь. Выходи играть, не робей!

Забавы для самых смелых.

Многие из зимних забав на Руси сохранились лишь в дневниковых записях, на рисунках и в работах историков. Среди таких игр – «Селезень и утка». Молодежь водила хоровод, внутри которого стояла девушка – «утка». За пределами круга находился парень – «селезень». Молодой человек должен был изловчиться таким образом, чтобы прорваться через хоровод и поймать девушку. При этом остальные участники игры могли помогать или мешать каждому из главных героев, поднимая и опуская руки, делая хоровод шире или, наоборот, плотнее. Поймав «утку», селезень имел право поцеловать ее в щечку.

Хороводные игры.

Масленица:

Наконец пришла суббота,

Ну ,какая тут работа!

Надо в гости нам сходить,

Воду к чаю наносить,

Самовар там растопить.

У золовки чай попить.

Весна:

- Молодцы ребята наши, и поют они и пляшут,

Закрутились карусели, полетели дни недели.

Вот и воскресенье – Прощёный день.

- Наступило воскресенье,

Попроси у всех прощенье.

Сразу станет легче жить,

И не будете тужить.

- Все в этот день просят друг у друга прощение, обнимаются и целуются, не оставляя обид в душе, прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

Участники мероприятия просят друг у друга прощения и обнимаются.

Зима:

- ну что ж сестрица, вижу я, что наступил твой черед.

Наигралась детвора, мне уходить пришла пора.

Бери всю власть – работай всласть!

Твори земные чудеса, чтоб зеленью трава взошла

Чтоб зазвенели все ручьи, запели соловьи в ночи!

(Зима передает посох Весне)

Весна:

- Спасибо сестрица Зима за твой заботливый наказ

Мы не прощаемся с тобой

Ты к нам вернешься и не раз,

Но мне действительно пора уже вступить в свои права!

И на морях растают льды и зацветут везде сады!

Масленица:

- Вы блинов давно не ели?

Вы блиночков захотели?

Напекли их вам поесть сотен пять, а может шесть.

Угощение на славу, всем ребятам на забаву!

Награждение участников игр, общее чаепитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Я изучила историю народных традиций, познакомилась с разнообразными видами праздничных и семейных традиций, попыталась самостоятельно составить сценарий мероприятия, который посвящен празднованию Масленицы обучающимися 5-8 классов.

Я пришла к выводу, что роль современного народного праздника состоит в соблюдении фольклорных традиций народа, в проявлении и воздействии их на каждого человека. Народные праздники влияют на весь уклад жизни общества, укрепляют взаимоотношения между людьми всех возрастов. Традиционная культура развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Если говорить о продолжении темы возрождения народных традиций, то её можно продолжать бесконечно. Эта тема очень широка и необъятна. Можно составить и мини- энциклопедию, посвященную познанию обучающимися народных традиций, а также пособие, которое будет включать инструкции по проведению классных часов по данной теме.

Результаты проделанной работы могут послужить материалом для знакомства обучающихся с народными традициями в школе, а именно на дополнительных занятиях или кружках.

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.    Князева О.Л. Моханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2-е изд. перераб. и доп – СПб: Детство- пресс,2008.-304с.

2. Пашина О.А. Народное музыкальное творчество: Учебник. / Отв. ред. О.А. Пашина. – СПб.: Композитор, 2005. - 533с.

3. Сидорова, М. Е. Значение народных традиций и их сохранение в современных календарных обрядах и праздниках / М. Е. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 682-684. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71245/ (дата обращения: 11.03.2023).

4. Блинова Г. П. Русские народные праздники «Теория и история» Учебн. пособие / Г. П. Блинова- М.: Вузовская книга, 2000- 168с.

5. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведения/1999.-168с.

6. Папкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа. М: Олма- Пресс, 2006.- 541с.

7. Риа новости. От кулинарных до студенческих: традиции и обычаи русского народа. – URL: https://ria.ru/20220305/traditsii-1776736598.html (дата обращения 11.03.2023)

8. Русские народные праздники. – URL: http://prazdniki-online.ru/russkie-narodnye-prazdniki/ (дата обращения 11.03.2023)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» города

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» города

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь показала, что игнорирование народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, уже дали свои отрицательные плоды: выросли целые поколения людей, которые равнодушны к…

Жизнь показала, что игнорирование народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, уже дали свои отрицательные плоды: выросли целые поколения людей, которые равнодушны к…

Познакомить молодежь с основными культурами и цивилизациями, существовавшими в истории человечества; 2

Познакомить молодежь с основными культурами и цивилизациями, существовавшими в истории человечества; 2

Проектная работа «Возрождение народных традиций» выполнена ученицей, которая увлекается танцами

Проектная работа «Возрождение народных традиций» выполнена ученицей, которая увлекается танцами

Чем традиция отличается от обычая

Чем традиция отличается от обычая

Праздники выполняют терапевтическую функцию: разгружают общество от рутинных будней, создавая атмосферу радости и смеха, дают возможность встретиться с друзьями

Праздники выполняют терапевтическую функцию: разгружают общество от рутинных будней, создавая атмосферу радости и смеха, дают возможность встретиться с друзьями

На Рождество было принято колядовать: ходить по дворам, петь песни и получать угощения

На Рождество было принято колядовать: ходить по дворам, петь песни и получать угощения

Сейчас это преимущественно церковный праздник

Сейчас это преимущественно церковный праздник

Церемония, когда жених просит благословения на брак у родителей невесты

Церемония, когда жених просит благословения на брак у родителей невесты

В России похороны состоят из: · проводов, когда тело готовят к погребению: моют, облачают в новую одежду, покрывают саваном; · выноса из дома, обязательно ногами…

В России похороны состоят из: · проводов, когда тело готовят к погребению: моют, облачают в новую одежду, покрывают саваном; · выноса из дома, обязательно ногами…

Для чаепития накрывали большой стол, покрытый скатертью, по центру ставили самовар на подносе (чтобы вода не проливалась), рядом — пиалы со сладостями: медом, вареньем, кусковым…

Для чаепития накрывали большой стол, покрытый скатертью, по центру ставили самовар на подносе (чтобы вода не проливалась), рядом — пиалы со сладостями: медом, вареньем, кусковым…

Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, т

Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, т

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ПРОЕКТНОГО ПРОДУКТА

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ПРОЕКТНОГО ПРОДУКТА

Организация праздника пройдет на школьном стадионе, на котором необходимо будет выставить парты вокруг стадиона

Организация праздника пройдет на школьном стадионе, на котором необходимо будет выставить парты вокруг стадиона

Забава 1. Хороводная игра с валенками

Забава 1. Хороводная игра с валенками

Едем к теще на блины! В среду тещи угощают своих зятьев блинами

Едем к теще на блины! В среду тещи угощают своих зятьев блинами

Забава 3. Забег в ведрах и на ходулях

Забава 3. Забег в ведрах и на ходулях

Хочешь. Не хочешь. Выходи играть, не робей!

Хочешь. Не хочешь. Выходи играть, не робей!

Зима передает посох Весне) Весна: -

Зима передает посох Весне) Весна: -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Я изучила историю народных традиций, познакомилась с разнообразными видами праздничных и семейных традиций, попыталась самостоятельно составить сценарий мероприятия, который посвящен празднованию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Я изучила историю народных традиций, познакомилась с разнообразными видами праздничных и семейных традиций, попыталась самостоятельно составить сценарий мероприятия, который посвящен празднованию

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Князева

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Князева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2023