Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Снежинка» с.Тогул Алтайский край
Краткосрочный проект
«Эта удивительная соль»
в подготовительной к школе группе
Воспитатель: Шебалина М.Н.
2025 г.
Вид проекта: Информационно - исследовательский - творческий.
Длительность: краткосрочный с 03.02.2025 по 14.02.2025г.
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Актуальность. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.
Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.
Реализация эксперимента показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей.
Тема исследовательского проекта возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.
Гипотеза: если провести исследования, опыты и эксперименты с солью, то можно расширить свои знания о соли.
Нами была составлена анкета из 5-ти вопросов. В анкетировании приняли участие 17 воспитанника.
Результаты анкетирования Приложение № 1.
Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи: Формировать умение дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи.
Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.
Способствовать развитию логического мышления детей, интереса и внимания к явлениям неживой природы, творческих способностей, воображения, любознательности.
Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.
Создать условия для приобщения родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.
Принципы реализации проекта:
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
Принцип «спирали», когда ребёнок возвращается к изучаемой проблеме несколько раз: в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
На подготовительном этапе мы определяли цели и задачи проекта. Подбирали познавательную, научную литературу по теме: пословицы, загадки, поговорки про соль; иллюстрации, фотографии мест добычи соли. Разрабатывали тематические беседы про соль. Подбирали презентации про соль.
Внутри данного проекта были организованы индивидуальные детско-родительские мини-проекты. Родители вместе с детьми изготовили книжки – малышки про соль, в которых были загадки, пословицы, поговорки. Кроме этого помогали в поиске информации по теме (открытки, фотографии, иллюстрации с поделками из соли). Весь этот материал был использован нами во время проведения проекта.
На основном этапе реализация проекта проходила в процессе разных видов деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность.
В процессе организованной познавательной деятельности по темам «Волшебная соль» - дети знакомились со свойствами соли, использовании ее в жизни человека. Проводили беседу с детьми «Что мы знаем про соль?» - содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. Просматривали презентации про соль. Проводили опытно-экспериментальную деятельность «Кристаллизация соли» - способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.
Продуктивная деятельность.
Дети с удовольствием и энтузиазмом рисовали нетрадиционным способом – цветной солью.
Музыкально –художественная деятельность.
Прослушивали песни про соль из мультфильма «Незнайка на луне», просмотрели мультфильм «Как казаки соль добывали»
Игровая деятельность.
Совместно с родителями были изготовлены дидактические игры «Узнай на вкус», «Выбери правильное слово». Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони»
Заключительный этап.
Ну, и конечно самым замечательным мероприятием, вызвавшем много радостных эмоций как у детей так и у родителей стала организация выставки поделок «Разве соль не волшебница?».
Была создана картотека опытов «Волшебница соль» - обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом.
Ожидаемые результаты:
1. Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, используют разные методы для получения информации.
2. У детей появляется интерес к исследованию окружающего мира 3.Обогащается опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность
4.. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.
Реализация проекта
Сроки |
Мероприятие |
Тема |
Участники |
03.02.2025 |
беседы с детьми: |
«Что такое соль?» «Интересные факты из истории про соль» «Полезные советы» «Что мы знаем про соль?» |
Воспитатели-дети |
04.02.2025
|
Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций тематического альбома.
|
Разучивание поговорок, пословиц, образных выражений про соль |
Воспитатели- дети |
05.02.2025
|
Художественно – эстетическое развитие. Слушание песен:
просмотр мультфильма |
про соль из мультфильма «Незнайка на луне»
«Как казаки соль добывали» |
Воспитатели – дети. |
06.02.2025 |
дидактические игры
Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: |
«Узнай на вкус», «Выбери правильное слово».
«Попади в цель», «Пройди и не урони» |
Воспитатели – дети – родители. |
07.02.2025 |
Чтение русской народной сказки
Опыт 1. |
«Соль» с элементами драматизации.
«Соль растворяется в воде, но не испаряется»
|
Воспитатели - дети |
10.02.2025 |
Опыт 2. |
«Плавающее яйцо» (соль делает жидкость плотнее) |
Воспитатели – дети. |
11.02.2025 |
Опыт 3. |
«Чудо –кристалл»(соль подвержена к кристаллизации) |
Воспитатели – дети |
12.02.2025 |
Пальчиковая гимнастика
Опыт 4.
|
«Паучок», «Воронка»
«Незамерзающая соль» |
Воспитатели – дети |
13.02.2025 |
Рисование цветной солью |
«Эта удивительная соль» |
Воспитатели – дети – родители. |
14.02.2025 |
Итоговое мероприятие: организация выставки поделок |
«Разве соль не волшебница?» |
Воспитатели – дети – родители. |
Приложение № 1.
Анкета для детей.
1. Что такое соль?
2. Какая бывает соль?
3. Как добывают соль?
4. Где используют?
5. Какие свойства соли вы знаете?
Выводы
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Приложение № 2
Беседа о соли
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте
посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек. Что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Воспитатель высыпает соль из мешочков в емкости и задает детям вопросы
. Для чего нужна соль? ( Соль необходима для жизни и здоровья человека)
. Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи)
. Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)
- А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Соль - это природное вещество. Она бывает разной и её используют в пище. Соль просто необходима человеку. На кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам.
Соль нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах.
- Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна? (соль полезна)
- Конечно, полезна, так как соль содержит минеральное вещество – ЙОД
А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
Наша планета очень богата солеными месторождениями.
Люди научились добывать соль различными способами
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель: - Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
А еще соль полезна и животным.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Приложение № 3
Конспект открытого занятия на тему «Эта удивительная соль»
Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли.
Задачи:
- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;
- Уточнить знания детей о свойствах соли ; продолжать знакомить с ее видами;
- Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Формировать представления о соли и её свойствах;
- Продолжать развивать речь как средство общения.
- Упражнять в использовании нетрадиционного приёма рисования;
Методы и приёмы работы с детьми:
- практические: опыты с солью;
- наглядные: иллюстрации; «волшебный сундучок», письмо, разные виды соли.
- словесные: беседы, загадки, объяснения, обсуждение, анализ работы.
Оборудование: тарелочки с солью, одноразовые ложечки и стаканчики с тёплой водой, 2 большие ёмкости ( одна с пресной водой, другая с солёной водой), сырые куриные яйца , гуашь, клей.
Ход занятия:
Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела посылку и в ней письмо. Наверное это для Вас. Может быть прочитаем письмо и узнаем что в посылке?. Присаживайтесь.
«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам письмо-загадку. А что в ней находится вы отгадайте!!!
Хозяйка медной горы («владелицу земных богатств, хранительницу тайн прекрасного и секретов) высокого мастерства»
На столе стоит всегда,
Внешне белая она
И на вкус, не вкусна
Но в пищу каждому нужна.
В: Ребята, а вы догадались о чем идет речь?
Воспитатель открывает посылку, достает солонку с солью. Правильно это соль. А зачем она нужна?
Дети: Чтобы солить пищу, для полоскания больного горла и чтобы ей посыпать ледяные дорожки, потому что соль растворяет лёд.
В: А зачем солить пищу?
Д: Пище без соли не имеет вкуса.
Вы знаете, что соль бывает разная? (поваренная мелкая и крупная соль (достать из посылки и сравнить), йодированная соль (в такую соль добавлен йод. Она нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, как называется эта соль?
А еще ребята, есть морская соль!
Кто знает зачем она нужна? Как косметическое средство, чтобы кожа была чистой, мягкой и ухоженной.
(подходим к столам)
Пальчиковая гимнастика.
Мышка в норку пробегает, мышка норку запирает. Мышка в дырочку глядит. На заборе кот сидит.
Воспитатель: Посмотрите ребята, мы свами попали в лабораторию. А вы хотели бы как настоящие исследователи провести опыты с солью?
Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).
Попробуйте соль на вкус? Какая она на вкус? (соленая).
Возьмите ложки и насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).
Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду).
А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).
А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).
А еще проводим опыт с яйцами. В соленой воде яйцо остается на плаву, в пресной воде яйцо тонет.
Вывод: соленая вода держит предметы на плаву и не дает утонуть.
Ребята наши работа в лаборатории подошла к концу
Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для нее маленький подарок. Который мы отправим хозяйке медной горы. А подарок мы будем делать с помощью соли.
Мы с вами покрасим соль. У вас на столах есть стаканчики с солью, , ложка, гуашь, тарелочка. И так приступаем к эксперименту. Берем ложечку с солью и высыпаем в стаканчик, затем берем ложечку с гуашью и выкладываем ее в стаканчик, затем начинаем мешать соль с гуашью пока соль не подкрасится. Соль покрасилась,.. Ребята а сейчас на занятии мы с вами сделаем поделку из цветной соли для хозяйки медной горы.
Физминутка
Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.
Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.
А теперь мы все потопаем, потопаем,
И ещё разок потопаем, потопаем.
Стройными, здоровыми все хотим мы стать.
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять
Итог. Что мы узнали о соли. (Дети отвечают и делают выводы)
Вывод:
1. Дети получили представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, использовали разные методы для получения информации.
2. У детей появился интерес к исследованию окружающего мира.
3. Обогатился опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.
Приложение № 4
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Зимнее дерево».
Цель: познакомить
детей с нетрадиционной техникой рисования солью.
Задачи:
- формирование у детей творческих способностей
при использовании нетрадиционных техник рисования.
- развивать любознательность, познавательный
интерес ребёнка в процессе экспериментирования, познавательную активность.
- воспитывать любовь к природе, к
изобразительной деятельности.
Материал: цветные листы тёмных цветов, клей,
кисточки, салфетки, контейнеры с солью (по количеству детей), презентация.
Ход
занятия:
- Ребята, а вы любите сказки? Тогда я предлагаю
вам туда отправиться. ( Детям предлагается панорама зимнего леса).
- Смотрите мы очутились в сказочном лесу. Как
вокруг красиво? Ребята, а в какое время
года
мы очутились в лесу? А как вы узнали, что это зима?
Дидактическое упражнение «Что бывает зимой?»
Зимой... падает снег,
Зимой... бывает холодно,
Зимой... бывает метель,
Зимой... на реках лежит лёд,
Зимой... на окнах морозные узоры,
Зимой... бывают сосульки,
Зимой... люди одевают теплую одежду,
Зимой... люди катаются на коньках, на лыжах,
санках,
Зимой... день короткий, а ночь длинная,
Зимой... солнце светит, но не греет.
Рассказ воспитателя, обобщающий ответы детей:
- Зимой часто идёт снег, он укрывает всю землю
белым пушистым "одеялом", снег ложится на крыши домов, на ветки
деревьев, и они наряжаются в белые шапочки. После
снегопада всё кругом белоснежное, нарядное.
- Ну, что ж ребята, а я предлагаю вам
отправиться дальше.. Ой, кто это? (Ответы
детей)
- Что делает медведь зимой? (ответы детей).
- Мишка, а почему ты не спишь? Ведь сейчас зима.
Медведь: Потому и не сплю, что я очень хочу
узнать, что такое зима. Ребята, а вы знаете, что такое зима? (ответы детей).
Воспитатель: ребята, давайте Мишке опишем нашу
красавицу-зиму, назовём её приметы.
Будто легкие пушинки,
Тихо падают снежинки,
Кружат, вьются, как живые,
Озорные, кружевные.
Но хотя мороз и злится,
Нам гулять – одна потеха.
И горят ребячьи лица
И от снега,
И от смеха. (И. Мельничук.)
Медведь: Да, я представил, как зимой красиво, но
мне хочется иметь в своей берлоге картинки о зиме. Нарисуйте мне, пожалуйста,
зиму в моем лесу.
- Ребята, а как называется картина, где
изображена природа? (Ответы детей)
- Да, правильно – это пейзаж.
- Дети, поможем Мишке, нарисуем для него
картинки, выполним зимний пейзаж? (Ответы детей).
- А чем можно нарисовать настоящий снег, чтобы
было похоже на зиму? (Ответы детей)
- Я сегодня для вас приготовила интересный
материал, раскройте коробочки и посмотрите, что там лежит. (Дети рассматривают
содержимое в контейнерах, можно даже попробовать на вкус и понюхать).
- Узнали вы, что это такое? Какого цвета? (ответы
детей)
- Молодцы, вы ответили правильно.
- Как вы думаете, а нам она подойдет? Как же мы
сможем ей рисовать? (Ответы детей)
- Хорошо, но для начала нам нужно немного
отдохнуть.
Динамическая
пауза
- На дворе у нас мороз (обхватить плечи)
Чтобы носик не замёрз (потереть носик)
Надо ножками потопать (топают)
И ладошками похлопать (хлопают)
С неба падают снежинки (фонарики)
Как на сказочной картинке (фонарики)
Будем их ловить руками (сжимают ладошки)
И покажем дома маме (расправить ладошки)
А вокруг лежат сугробы (машут руками
вправо-влево)
Снегом замело дороги (тоже)
Не завязнуть в поле, чтобы (поднимаем ноги)
Поднимаем выше ноги (поднимаем ноги)
Мы идём, идём, идём (шагаем)
И к себе домой придём.
- А теперь я предлагаю нарисовать картинки для
Мишки солью (детей пригласить к столу воспитателя для показа приёмов рисования)
1. Я уже нарисовала для вас силуэты деревьев,
назовите их.
2. Вам надо закрасить клеем внутреннюю часть
дерева (показ)
3. Затем там, где нанесли клей, посыпаем солью
(воспитатель показывает последовательность
выполнения работы).
4. Добавляем снежинки, сугробы.
5. Когда рисунок немного просохнет, лишнюю соль
стряхиваем.
(Дети садятся за столы и самостоятельно
выполняют рисование под лирическую музыку).
Подведение итогов
– Чем вы сегодня рисовали? Вам понравилось?
– Ну а теперь я предлагаю подарить наши работы
мишке, чтобы и у него были картинки с красивым зимним пейзажем.
Медведь: Спасибо, ребята, снег на ваших рисунках
и правда, как настоящий, замечательные у вас работы получились. Очень хочется
скорее повесить их в своей берлоге. Буду вас вспоминать и зиму представлять.
Спасибо!
Русская народная сказка «Соль»
В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.
В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.
Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть.
Купец долго не соглашался:
— Ты и головы домой не привезешь! — но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.
Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.
Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.
— Ну, ребята, — закричал Иван корабельным работникам, — приворачивайте к берегу!
Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.
Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.
Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.
Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару — русской соли.
Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:
— Говори, в чем дело — какая нужда?
— Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.
— А каким товаром торги ведешь?
— Русской солью, ваше величество!
А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?
— А ну, — говорит, — покажь!
Иван — купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою:
— Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!
Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят — какую они соль кладут?»
Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.
Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все явства и приправы.
Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалось, как никогда прежде; подали другое кушанье — это еще больше понравилось.
Призвал царь поваров и говорит им:
— Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?
Отвечают повара:
— Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?
— Позвать его сюда!
Привели Ивана — купеческого сына к царю.
— Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.
— А почем соль продаешь?
Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:
— Да не очень дорого: за две меры соли — мера серебра да мера золота.
Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар. Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь —
прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.
Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал — живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.
Царевна вышла на палубу, глянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.
Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний — корабль с серебром и золотом.
И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.
Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы — вачеги — висят: после дождя сушит.
— Что тебе здесь надобно? — спрашивает великан.
Иван рассказал ему все, что случилось.
— Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.
Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.
— Ах, — говорит, — ведь я шапку сронил!
— Ну, брат, далеко твоя шапка — верст с пятьсот назади осталась, — отвечал великан.
Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:
— Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься — худо тебе будет.
Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.
Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.
— Вот, — говорит, — мой жених, а не тот, что за столом сидит!
— Что такое? — спрашивает отец.
Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.
Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.
Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:
— Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!
Только вымолвил — в ту же минуту является у ворот великан:
— А, Иван — купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?
— Прости меня! — говорит Иван купеческий сын. — То не я хвалился, то хмель хвалился.
— А ну покажи: какой-такой хмель?
Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.
А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:
— Ну, Иван — купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку.
Словацкая сказка «Сказка про соль».
Есть старинная словацкая народная сказка — Соль и золото.
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:
- Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, — ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, — сказала средняя.
- Как соль, — сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.
Тогда король понял, какая необходимейшая вещь — щепотка соли.
Дидактическая игра «Соленый - несоленый».
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (мешочек с солью дети передают друг другу по кругу, отвечая на вопрос)
1. Чтобы консервировать овощи
2.Чтобы использовать в медицине
3.Чтобы посалить суп
4.Чтобы посыпать дорожки зимой
5.Чтобы добавить в жаренную картошку
6.Чтобы посалить салат
7.Чтобы засолить грибы и т. д.
Дыхательная гимнастика с использованием соли
Дуть на соль можно
прямо изо рта, а можно из трубочки. Каждый раз упражнение можно обыгрывать с
разным сюжетом, так как разная соль это позволяет:
- «Вьюга» - ребенок раздувает сугроб из соли в
разные стороны;
- «Буря в пустыне» - ветер в пустыне раздувает
барханы из желтой соли;
- «Буря в песочном океане» - ребенок изображает
волнение моря;
- «Лыжник» - ребенок дует на фигурку лыжника,
скользящего по снегу;
- «Насекомые» - сдуть насекомых с полянки –
зеленой соли;
- «Змейка» - змейка ползет по пустыне – желтой
соли.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.