ГККП «Уральский колледж газа, нефти и отраслевых технологий УОА ЗКО »
Доклад
на тему: «Применение проектной деятельности на занятиях строительных специальных дисциплин»
к творческому отчету
(в рамках методичесого совета)
Разработала: преподаватель специальных
дисциплин Утебаева Д.К.
Уральск 2016
«Это невозможно», – сказала Причина.
«Это безрассудно» – заметил Опыт.
«Это бесполезно!» – отрезала Гордость.
«Попробуй...» – шепнула Мечта.
Этим эпиграфом можно описать мои сомнения перед тем, как я пришла работать в систему образования из производственной сферы. Не было педагогического опыта, не было теоретической базы по педагогике
Мне посчастливилось учиться у талантливых педагогов, и в начале педагогической деятельности иметь наставника, от которого я услышала слова: «Лучше целить в совершенство и промахнуться, чем целить в несовершенство и попасть».
Первой ступенью обучения стало постоянно действующая школа «Молодого педагога» при колледже, где мне помогли восполнить все пробелы знаний по педагогике. На курсах преподаватели первой и высших категории показывали классы мастерства.
Нам, преподавателям специальных дисциплин с техническим образованием, немного сложнее вести преподавательскую деятельность. Дело в том, что нам приходится вести несколько предметов, хоть и имеющих общую направленность, но все-таки разных по содержанию. Я инженер - строитель, веду такие предметы, как «Основы расчета строительных конструкции», «Инженерно-техническое оборудование здания», «Основы проектирования гражданских зданий». Все эти предметы связаны общей темой – строительство, а по содержанию все сильно отличаются друг от друга. Отсюда и подходы к преподаванию этих предметов разные. Необходимо для каждого предмета выбирать более приемлемые методики и технологии.
И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде.
Большую помощь оказали различные курсы в межрегиональном центре по повышению квалификации педагогических работников на базе РГКП ЗКАТУ имени Жангир хана
Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
И метод самостоятельная работа с нормативной документацией при курсовом проектировании (2007-2009г.) которую я применяла, отвечала этим требованиям.
В 2009 году в помощь учащимся обучающихся по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», а также консультантам строительно-конструктивной части дипломного проекта разработала методические указания к курсовому проекту «Основы расчета строительных конструкций»
Поскольку одна из основных тенденций современного образования является индивидуализация обучения, вектор реализации моего передового опыта движется в этом направлении. В период с 2010 по 2013 годы, я работала над методической темой «Индивидуальная работа с учащимися на занятиях специальных дисциплин».
За время моей педагогической деятельности я проходила аттестацию как преподаватель специальных строительных дисциплин (на вторую категорию) в 2011 году.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении обучающимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Целью моего труда был поиск оптимальных технологий и методов обучения учащихся.
Просмотрев и проанализировав множество технологий и методов обучения, я сделала выбор в пользу технологии проектного обучения (метод проектов).
Что такое метод проектов? Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – естественная среда для формирования и оценивания компетенций.
И вот результаты моей работы, дает мне начало новой методической темы «Применение технологий проектной деятельности на занятиях строительных дисциплин», которую я начала в 2014 году и применяю по сегодняшний день.
Первый этап: поисково-исследовательский (организационный).
Они определяют тему проекта и способствуют формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний и умений.
Этот этап включает в себя:
1.
Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного
проекта (объекта проектной деятельности).
2. Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе
с помощью информационных банков, каталогов и других источников, а также
проработка оптимальной идеи.
3. Планирование проектной деятельности:
Работа над проектом включает в себя решение ряда вопросов, согласно задания на проектирования. В центре его записывается подлежащий решению основной вопрос. Затем вокруг него указываются возможные решения других вопросов, без которых невозможно решение главного. Второй этап: конструкционно-технологический.
Конструкционно-технологический этап включает в себя планирование, составление необходимой документации. Этот этап является центральным, основополагающим, системообразующим, связанным с репродуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности (продукта труда)..
Третий этап: проектно-ориентированный этап (Технологический этап) на этом этапе учащиеся выполняют расчеты:
Расчетные характеристики материалов
Сбор нагрузок на плиту перекрытия;
Расчет плиты по нормальным и наклонным сечениям;
Сбор нагрузок на фундамент и расчет ширины фундамента;
ТЭП и спецификация арматурных изделий
4. На этапе открытая защита курсовой работы (Рефлексивно-оценочный) учащиеся занимались:
-Подготовкой открытой защиты курсового проекта;
-Анализом проделанной работы;
-Отвечали на вопросы участников группы и комиссии.
Четвертый этап: заключительный – презентационный.
Заключительный этап включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и преподавателем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, и экономические критерии, и качество выполнения проекта.
В него вошли:
Оценка качества реализации проекта.
Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), защита (презентация).
►.Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите. Сделанное автором проекта 10-минутное сообщение о ходе выполнения проекта, представленный наглядный материал (проект) может быть оценено преподавателем
►1.Проектная работа позволила провести комплексную оценку знаний и умений каждого учащегося
2. Проектный метод позволил организовать реальную, практическую деятельность учащихся по выполнению курсового проекта, курсовой работы и дипломного проектирования
3. Проверка подготовленности будущих специалистов для присвоения им квалификации техника – строителя;
Современному преподавателю важно видеть выход своего труда, а это успехи и достижения его учащихся. Удовлетворенность результатами своей работы – залог творческого успеха. А где могут проявить себя творческие учащиеся? Во всевозможных конкурсах, конференциях, олимпиадах
Современный преподаватель должен быть профессионально компетентным человеком, как минимум, а как максимум – быть всесторонне развитым, интересным и многогранны как преподавателем, так и человеком. Преподаватель - человек, который не может останавливаться на достигнутом. Он не только на высоком уровне должен знать предмет, но и понимать суть процесса обучения, владеть современными образовательными технологиями.
Девизом каждого преподавателя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед….»
Педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов
Посетив в 2015 году курсы повышения квалификации в Национальный центре повышения калификации АО “Орлеу” я стала понимать некоторое преимущество новых педагогических методик и применять их..
Стажировка в проектной организации в ТОО«Проектстройсервис» с 20.01.14 по 02.02.14 года ознакомила меня с изменениями и новыми нормативами в проектировании.
Открытые уроки проведенные мной за последние три года показали мне уровень моих усилий. Постоянно работая над своими материалами по предмету «ИТОЗ», разработала учебно-методический комплекс по предмету «Инженерно-техническое оборудованиях зданий» в 2014-2015 годах.
Ежегодно учащиеся успешно показывают высокие результаты на НОК,
сейчас «уровень оценки профессиональной подготовки» 100%.
Итоги дипломного проектирования 100%
Успеваемость учащихся по моим предмету стабильная, качества в среднем за три года 70%.
Таких показателей качества обучения достигаются за счет использования современных образовательных технологий, разнообразных методов и приемов:
-использую информационно-коммуникативные технологии в процессе обучения для повышения наглядности и информационной насыщенности занятий
-применением в практике метод проектов на занятиях по «ОРСК» и «ИТОЗ»
► Метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки, как со стороны педагога, так и со стороны студентов, и не менее тщательной координации всей деятельности обучающихся в процессе работы над проектом.
В заключении хотелось бы отметить, что именно в проектном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения. Внедрение метода творческих проектов в учебный процесс позволяет сохранить, по выражению Н.И.Пирогова, «самость ребенка». Учащийся становится равноправным участником совместной деятельности с преподавателем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправлении ошибок. Хотелось бы видеть учащихся – наших будущих специалистов – инициативными, умеющими логически подходить к проблемам и самостоятельно принимать решения, быть кооперативными и ответственными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.