Наталья Владимировна Дырда, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №9, г. Иркутска
Творческое чтение и развитие одарённости
Отличительная черта одаренных детей, независимо от сферы их интересов, – активность воображения.
Реализация творческого потенциала ребенка во многом зависит от его отношения к книге и чтению, которые тренируют воображение, а через него актуализируют творческие способности читателя. Человек учится думать, переживать, и тем самым познавать себя, открывать собственные возможности.
Лауреат Нобелевской премии в области физики, академик Виталий Лазаревич Гинзбург, выдвинул проект развития творческого потенциала нации за счет детского чтения. Он считал: одаренный ребенок это, прежде всего, читающий ребенок. Именно в чтении он реализует свои способности, развивает личностные интеллектуальные задатки
Новая парадигма образования в информационном обществе центрируется на формировании социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает людям знания и навыки, помогающие адаптироваться в современном многообразном и подвижном информационном поле. Это предполагает умение читать, понимать прочитанное, эффективно использовать получаемую информацию на протяжении всей жизни. Чтение является базовым компонентом, характеризующим жизнедеятельность человека, чтение лежит в основе формирования инновационных компетенций.
О роли детского чтения для вхождения в науку рассказал Фазиль Искандер в рассказе «Авторитет», герой которого ученый-физик. Анализируя свой путь в сферу научных знаний, он пришел к выводу, что начало этого пути было заложено в его детском чтении и связано с прочитанными любимыми книгами. Именно они рождали в нем состояние вдохновения, какое позже он испытывал при занятии наукой. Счастье этого состояния, испытанного еще до физики в детские годы, и вывело его позже на путь увлечения научной деятельностью.
В современном образовательном пространстве активно идёт освоение интерактивных стратегий чтения как формирование универсальных учебных действий в режиме введения ФГОС: знание алгоритмов деятельности; обновление методического инструментария; расширение опыта творческой деятельности; создание условий социализации личности; организация нового качества самостоятельной работы; освоение современного стиля работы с информацией; развитие способности к самоорганизации.
Большинство приемов, представленных в технологии, существовали разрозненно в рамках традиционной отечественной методики (маркировка текста, систематизация материала, работа в группах и др.). Объединение и структурирование таких приемов для формирования критического мышления дает, безусловно, высокие результаты в процессе обучения и развития одарённости ребёнка.
Особое значение для развития одаренности ребенка имеет творческое
чтение.
Структура процесса творческого чтения и модель деятельности сознания одаренного ребенка, где интегрирующим центром является воображение, полностью совпадают. Тут и там на основе воображения возникают аналогии и ассоциации, тут и там большое значение имеют эмоции и память, восприятие и самосознание, мотивация и мышление, интерес и интуиция. Процессы, происходящие в сознании ребенка и процессы деятельности мозга творящего ребенка оказываются идентичными. Находясь у руля чтения, предоставляя свободу для самовыражения ребенка по следам прочитанного, учитель, может быть, не осознавая этого, развивает человеческие таланты.
Технология формирования критического мышления учит такой работе с текстом, в процессе которой информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
Стратегия «З-Х-У» (Знаю–Хочу знать–Узнал) - один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
Стратегия «Инсерт» - интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.
Стратегия «Магнит» - это стратегия суммирования информации, направлена на выявление ключевых слов текста и установление связей между ними.
Стратегия «Кластер» - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Стратегия «Море вопросов» - помогает научить детей задавать к тексту вопросы разной сложности, разных уровней.
Стратегия «Чтение с остановками» применима к небольшому по объему эпическому тексту.
Стратегия «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Великий швейцарский ученый Карл Юнг говорил: «Многие проблемы воспитания одаренных детей, пожалуй, в наибольшей степени связаны с
развитием эмоциональной сферы, чувств и переживаний… Дары сердца
зачастую не столь явны и навязчивы по сравнению с интеллектуальными или техническими способностями. Они часто остаются в тени. Озабоченные воспитанием взрослые даровитость ума ценят выше даровитости сердца. Хотя именно она выдвигает весьма высокие требования к взрослым».
Не информация и технологии и даже не достижения одаренных детей
должны ставиться педагогами во главу угла своей деятельности по выращиванию талантов, а сама личность ребенка, его духовный мир, мир его стремлений и ценностей.
Список литературы
1. Н.Н. Сметанникова. Стратегиальный подход к обучению чтению. М.: Школьная библиотека 2005.
2. Т.Г. Галактионова. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. СПб., 2009.
3. Успешное чтение: теория и практика. Методическое пособие для педагогов. СПб.: Просвещение, 2009.
4.Чтение с листа, с экрана и «на слух»: опыт России и других стран. М.: Рус.шк.библ.ассоц, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.