Творческое чтение и развитие одарённости
Оценка 4.6

Творческое чтение и развитие одарённости

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
русская литература +1
4 кл—9 кл
24.03.2017
Творческое чтение и развитие одарённости
Новая парадигма образования в информационном обществе центрируется на формировании социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает людям знания и навыки, помогающие адаптироваться в современном многообразном и подвижном информационном поле. Это предполагает умение читать, понимать прочитанное, эффективно использовать получаемую информацию на протяжении всей жизни. Чтение является базовым компонентом, характеризующим жизнедеятельность человека, чтение лежит в основе формирования инновационных компетенций. Статья рассказывает о технологиях формирования творческого мышления, об освоении интерактивных стратегий чтения как формирование универсальных учебных действий в режиме введения ФГОС
Творческое чтение и развитие одарённости.doc

Наталья Владимировна Дырда, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №9,  г. Иркутска

 

Творческое чтение и развитие одарённости

 

        Отличительная черта одаренных детей, независимо от сферы их интересов, – активность воображения.

        Реализация творческого потенциала ребенка во многом зависит от его отношения к книге и чтению, которые тренируют воображение, а через него актуализируют творческие способности читателя. Человек учится думать, переживать, и тем самым познавать себя, открывать собственные возможности.

 Лауреат Нобелевской премии в области физики, академик Виталий Лазаревич Гинзбург, выдвинул проект развития творческого потенциала нации за счет детского чтения. Он считал: одаренный ребенок это, прежде всего, читающий ребенок. Именно в чтении он реализует свои способности, развивает личностные интеллектуальные задатки

Новая парадигма образования в информационном обществе центрируется на формировании социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает людям знания и навыки, помогающие адаптироваться в современном многообразном и подвижном информационном поле. Это предполагает умение читать, понимать прочитанное, эффективно использовать получаемую информацию на протяжении всей жизни. Чтение является базовым компонентом, характеризующим жизнедеятельность человека, чтение лежит в основе формирования инновационных компетенций.

       О роли детского чтения для вхождения в науку рассказал Фазиль Искандер в рассказе «Авторитет», герой которого ученый-физик. Анализируя свой путь в сферу научных знаний, он пришел к выводу, что начало этого пути было заложено в его детском чтении и связано с прочитанными любимыми книгами. Именно они рождали в нем  состояние вдохновения, какое позже он испытывал при занятии наукой. Счастье этого состояния, испытанного еще до физики в детские годы, и вывело его позже на путь увлечения научной деятельностью.

В современном образовательном пространстве активно идёт освоение интерактивных стратегий чтения как формирование универсальных учебных действий в режиме введения ФГОС: знание алгоритмов деятельности; обновление методического инструментария; расширение опыта творческой деятельности; создание условий социализации личности; организация нового качества самостоятельной работы; освоение современного стиля работы с информацией; развитие способности к самоорганизации.

Большинство приемов, представленных в технологии, существовали разрозненно в рамках традиционной отечественной методики (маркировка текста, систематизация материала, работа в группах и др.). Объединение и структурирование таких приемов для формирования критического мышления дает, безусловно, высокие результаты в процессе обучения и развития одарённости ребёнка.

Особое значение для развития одаренности ребенка имеет творческое

чтение.

Структура процесса творческого чтения и модель деятельности сознания одаренного ребенка, где интегрирующим центром является воображение, полностью совпадают. Тут и там на основе воображения возникают аналогии и ассоциации, тут и там большое значение имеют эмоции и память, восприятие и самосознание, мотивация и мышление, интерес и интуиция. Процессы, происходящие в сознании ребенка и процессы деятельности мозга творящего ребенка оказываются идентичными. Находясь у руля чтения, предоставляя свободу для самовыражения ребенка по следам прочитанного, учитель, может быть, не осознавая этого, развивает человеческие таланты.

Технология формирования  критического мышления учит такой работе с текстом, в процессе которой информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Стратегия «З-Х-У» (Знаю–Хочу знать–Узнал) - один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

Стратегия «Инсерт» - интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Стратегия «Магнит» - это стратегия суммирования информации, направлена на выявление ключевых слов текста и установление связей между ними.

Стратегия «Кластер» - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Стратегия «Море вопросов» -  помогает научить детей задавать к тексту вопросы разной сложности, разных уровней.

Стратегия «Чтение с остановками» применима к небольшому по объему эпическому тексту.

Стратегия «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Великий швейцарский ученый Карл Юнг говорил: «Многие проблемы воспитания одаренных детей, пожалуй, в наибольшей степени связаны с

развитием эмоциональной сферы, чувств и переживаний… Дары сердца

зачастую не столь явны и навязчивы по сравнению с интеллектуальными или техническими способностями. Они часто остаются в тени. Озабоченные воспитанием взрослые даровитость ума ценят выше даровитости сердца. Хотя именно она выдвигает весьма высокие требования к взрослым».

Не информация и технологии и даже не достижения одаренных детей

должны ставиться  педагогами во главу угла своей деятельности по выращиванию талантов, а сама личность ребенка, его духовный мир, мир его стремлений и ценностей.

 

Список литературы

 

1. Н.Н. Сметанникова. Стратегиальный подход к обучению чтению. М.: Школьная библиотека 2005.

2. Т.Г. Галактионова. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. СПб., 2009.

3. Успешное чтение: теория и практика. Методическое пособие для педагогов. СПб.: Просвещение, 2009.

4.Чтение с листа, с экрана и «на слух»: опыт России и других стран. М.: Рус.шк.библ.ассоц, 2009.


Наталья Владимировна Дырда, учитель русского языка и литературы

Наталья Владимировна Дырда, учитель русского языка и литературы

Стратегия «З-Х-У» (Знаю–Хочу знать–Узнал) - один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала

Стратегия «З-Х-У» (Знаю–Хочу знать–Узнал) - один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017