Познавательный интерес является важным компонентом эмоционального и познавательного отношения студентов к процессу биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.
Значение познавательного интереса для учебного процесса заключается в том, что он является глубоким внутренним мотивом учения, вызывая чувство удовольствия и радости познания, стимулирует волю и внимание студентов; облегчает процесс усвоения материала; препятствует возникновению стресса в процессе обучения; повышает работоспособность.
Студент, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания как "мертвый груз", а сам процесс обучения - как тяжелую и бессмысленную нагрузку. Отсутствие интереса приводит также к тому, что студент не стремится углублять свои знания. Волевых усилий в этом случае хватает лишь на то, чтобы более или менее успешно освоить материал школьной программы, но далее познавательные потребности студентов не распространяются.
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционального и познавательного
отношения студентов к процессу биологии и обязательным условием эффективности этого
процесса.
Значение познавательного интереса для учебного процесса заключается в том, что он
является глубоким внутренним мотивом учения, вызывая чувство удовольствия и радости
познания, стимулирует волю и внимание студентов; облегчает процесс усвоения материала;
препятствует возникновению стресса в процессе обучения; повышает работоспособность.
Студент, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания
как "мертвый груз", а сам процесс обучения как тяжелую и бессмысленную нагрузку.
Отсутствие интереса приводит также к тому, что студент не стремится углублять свои
знания. Волевых усилий в этом случае хватает лишь на то, чтобы более или менее успешно
освоить материал школьной программы, но далее познавательные потребности студентов не
распространяются.
Основными дидактическими и методическими условиями развития познавательного интереса
на уроках общей биологии является следующее:
1. Вовлечение в процесс самостоятельного поиска, который необходим и возможен при
решении проблемных познавательных задач;
2. Обеспечение разнообразия учебного труда;
3. Установление связи нового материала на уроке биологии с уже известными знаниями,
полученными на предыдущих уроках;
4. Использование разнообразных форм проверки качества знаний и умений, которыми
овладевают студенты;
5. Обсуждение на уроках общей биологии интересных и новых фактов;
6. Эмоциональность самого учителя;
7. Использование на уроке активных форм, методов и приемов обучения (поисковая,
эвристическая беседа; постановка и решение проблемных вопросов; решение творческих
задач; проведение наблюдений, дискуссия);
8. Обращение преподавателя к личному опыту студентов, его собственным первоначальным
представлениям о природе и обществе;
9. Реализация на уроках общей биологии межпредметных связей с разными предметами;
10. Доброжелательное отношение преподавателя, доверительное общение с ними.
Основной способ формирования познавательного интереса и развития творческого
мышления у студентов это использование на уроках идей проблемного обучения биологии.
Если педагог не реализует принцип проблемности на своих занятиях, то он нередко
осуществляет так называемое "догматическое" обучение (главными видами деятельности
были слушание и механическое заучивание), средние века, религиозное обучение.
Согласно данным исследования В.С.Ротенберга и С.М.Бондаренко, более 80% вопросов, с
которыми учителя обращаются к ученикам, требуют только механического воспроизведения
выученного. Следствием такого обучения является то, что вопросы, требующие
рассмотрения чеголибо с непривычной стороны или с нескольких сторон, обычно ставят в
тупик.
Подавляющее большинство вопросов и заданий в учебниках биологии и пособиях биологии
предполагают деятельность преимущественно на репродуктивном и частично поисковых
уровнях. Задания творческого уровня встречаются гораздо реже и рассчитаны в большей
степени на внеклассную работу (примерами являются вопросы и познавательные задачи для
проведения школьных биологических олимпиад разных уровней).
1Догматическое обучение ведёт к тому, что студенты не видят новых или альтернативных
способов решения проблем, не могут смириться с опровержением некогда ставших ему
известными истин.
Шаблонность, негибкость ума затрудняет процесс накопления опыта творческой
деятельности. В то же время известно, что интеллектуальное развитие человека
осуществляется только в условиях преодоления препятствий, а также интеллектуальных
трудностей.
Поэтому формирование творческой личности предполагает особую организацию процесса
обучения, при котором достигается усвоение опыта творческой деятельности.
Проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению
знаний и умений помогает проблемное обучение.
Оно основывается на постановке перед студентами учебных проблем, которые затем
самостоятельно или с помощью педагога разрешаются учащимися. Формирование учебной
проблемы приводит к возникновению проблемной ситуации.
Под проблемной ситуацией понимают определенное психологическое состояние, возникшее
в процессе выполнения задания, требующего новых знаний об объекте или явлении, о
способе или условиях выполнения действия.
В психологической литературе имеется указание на наличие пяти этапов решения учебной
проблемы:
1. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
2. Использование известных способов решения;
3. Расширение области поиска новых способов решения, нахождение нового принципа
действия;
4. Реализация найденного принципа;
5. Проверка правильности решения.
В проблемном обучении особую важность приобретает поддержание своевременной
обратной связи. Система управления "учитель ученик" должна отвечать следующим
требованиям:
1. Ясность цели управления.
2. Хорошая организация прямых и обратных связей.
3. Выбор адекватных методов преподавания на основе полученной информации.
4. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке.
5. Требовательность учителя по отношению к студентам должна быть позитивной и
обоснованной.
6. Учитель выбирает методы работы со студентами, развивающие в них такие
положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание,
желание сотрудничать и помогать другим.
7. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения, к укреплению веры в их
силы способности.
Основной формой передачи студентами опыта творческой деятельности в процессе
проблемного обучения является разработанные педагогом творческие задачи, в процессе
самостоятельного решения которых студенты и должны накапливать опыт поиска способов
решения.
2К творческим задачам относятся такие, которые требуют от студентов самостоятельного
применения знаний в новых условиях, создания чегото субъективного (а иногда и
объективного) нового.
Под творческой задачей понимают словесную, речевую формулировку проблемы,
выступающую в форме интеллектуального задания.
При решении проблемной задачи студенты понимают, что имеющихся знаний им уже не
достаточно. В этой ситуации у студентов возрастает потребность в учении, более четко
выявляются мотивы познавательной деятельности.
Немаловажную роль в развитии творческого мышления и познавательного интереса
составляет ИГРА. Игра старейшая, и, видимо самая универсальная форма обучения всех
живых существ, обладающих интеллектом.
Включая в уроки игровые моменты можно заинтересовать предметом самых пассивных,
равнодушных, привлечь их внимание к, казалось бы, сухому и малоинтересному материалу.
Например: Логическая цепочка "Что из чего состоит?"
Учащимся раздаются в двух экземплярах карточки, на которых крупно написано:
ОРГАНИЗМ, СИСТЕМЫ ОРГАНОВ, ОРГАНЫ, ТКАНИ, КЛЕТКА, ОРГАНОИДЫ, МОЛЕКУЛЫ,
АТОМЫ. Две группы по команде должны выстроить их в логическую цепочку. Выигрывает та
группа, которая закончит первой.
Игры могут отличаться учебными целями, задачами, формой проведения, способом
организации, степенью сложности, составом участников, нацеленные на действие с
объектами, текстом или взаимодействия с партнерами. Учебные игры можно использовать
на разных этапах урока или как вариант обобщающего урока по теме.
В заключение можно отметить, что в применении проблемного подхода на уроке биологии
имеются свои трудности:
1. Проблемное обучение требует большого количества времени, чем "традиционное"
изложение материала преподавателем;
2. Студенты должны обладать определенной биологической эрудицией, поскольку
отсутствие знаний не позволит успешно обсуждать поставленную проблему.
Следовательно, проблемный урок проводить значительно труднее, чем работать в
объяснительноиллюстративном плане, как это обычно бывает при догматическом обучении.
Однако преимущества проблемного подхода также не менее очевидны:
1. У студентов в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
2. У студентов формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи;
3. При реализации проблемного подхода большинство учащихся начинают положительно
относиться к учебе.
Таким образом, проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение студентов
всех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений и навыков,
опыта творческой деятельности и опыта эмоциональноценностного отношения к миру,
природе и изучению биологии.
Итак, для повышения эмоциональной активности на уроках биологии, пробуждения у них в
дальнейшем стабильного интереса к изучению, необходимо в полной мере развивать
эмоциональную сферу: эмоции, чувства, переживания, настроения, используя многообразие
проявлений самой природы.
А игры помогают пополнить недостающие знания, заставляют вспомнить и лучше осознать
старый материал, воспитывают такие качества, как любознательность и наблюдательность.
Особенность учебной игры состоит в том, что она вводится в учебный процесс в качестве
3творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной
мыслительной деятельности, способствуя формированию и развитию интеллектуальных
умений, выработку рефлексивных умений.
Следует широко применять методы, средства и формы обучения, способствующие
повышению эмоциональной насыщенности урока, делающие процесс общения ребенка с
педагогом естественным и гармоничным.
4