МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8 Г. МАКЕЕВКИ»
ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
(выступление на заседании педагогического совета школы «О работе педагогического коллектива по созданию условий для творческого самовыражения, раскрытия профессионального потенциала педагогов, повышения их профессиональных компетенций», ноябрь, 2017г.)
Подготовила учитель русского языка и литературы Мельник Инна Витальевна
г. Макеевка, 2017
Хочу начать свое выступление со слов Дмитрия Лихачева: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую».
У каждого учителя, работающего в школе, складываются свои принципы. Расскажу о своих.
Главный мой принцип – педагог должен быть сильной личностью и примером для своих учеников, и обучать он должен не словом, а делом. Учитель должен быть требовательным, справедливым. У учителя должно быть, по крайней мере, как минимум три способности:
· Умение находить выход из любой ситуации.
· Иметь артистические способности.
· Иметь доброе сердце и умение понимать людей.
Второй принцип: сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования системы образования, учитель должен постоянно заниматься самообразованием. Он должен знать все инновационные технологии, уметь применять их в своей работе, а также должен владеть компьютерными знаниями и доступом в Интернет.
Третий принцип – это уважение личности учащегося. Как считает Эмануил Ильенков: «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо!» и я считаю, что каждый ребенок талантлив по-своему. Только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребенка.
Четвертый принцип – обучать ребенка необходимо в сотрудничестве, где роль учителя заключается в помощи добычи знаний учащимися самостоятельно. Ведь учеными доказано, что самостоятельно добытые знания прочнее готовых знаний, и наиболее успешное обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так школьники учатся быстрее и запоминают лучше.
Придерживаясь данных принципов, я в своей работе применяю модульную технологию, интерактивные методы обучения, которые позволяют у учащихся
· развивать мышление;
· воспитывать уверенность в себе;
· совершенствовать навыки ораторского искусства, а также способность слушать;
· повышают сознание своего права на собственное мнение;
· лучше запоминать новый материал.
«Обучать – значит вдвойне учиться», - сказал Ж. Жубер
Тема моей методической работы «Использование инновационных технологий с целью повышения качества обучения».
Основная цель:
· повышение качества знаний;
· развитие логики мышления;
· развитие умения видеть связи между различными явлениями и фактами;
· развитие способностей ребенка, его воображения, памяти, самостоятельности;
· развитие умений оценивать себя и друг друга.
На уроках я применяю дидактические приемы ( использую большое количество дидактических лингвистических игр: это и задание по типу “Исключи лишнее”, “Узнай меня”, “Виртуальное справочное бюро” и "Да - нет-ка"...)
Также использую
· лингвистические карты (это и алгоритмы анализа сложного предложенияи др. ...);
· лингвистические задачи;
· исследование текста;
· работа с тестами (тестовые задания учащиеся решают и по знанию текста, и по анализу образа художественного произведения. Вопросы раскрывают последовательность событий, установление последовательности событий, цитирование произведений, восстановление логической цепочки последовательности и цитирования);
· задания поискового характера (заполнение таблиц по сравниванию героев в различных произведениях различных авторов, создание собственных кластеров к проблемам произведения, создание кроссвордов и тестов и викторин - творческих заданий по самым разным произведениям. Эта работа проводится при помощи электронной почты);
· «Снежный ком»,
· «Мозговой штурм»,
· «Счастливый случай»,
· «Ты – мне, я – тебе»,
· «Эстафета»,
· «Путешествие»,
· «Конвейер»,
· «Вопросы – ответы» и др.
Также использую различные виды работ:
· коллективные,
· индивидуальные,
· парные,
· групповые,
· индивидуально-групповые и другие.
Я работаю над методической темой «Использование инновационных технологий с целью повышения качества обучения». К инновационным технологиям относятся и интерактивные методы обучения. Обучение интерактивной модели требует отношений, основанных на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии школьников. Учитель и ученик – часть одной команды, работающей для достижения общей цели. Учитель только обеспечивает контекст, в котором ученики сами могут найти решение. Если традиционная модель обучения основана на простой передаче знаний, то интерактивная модель обучения основана на совместном «добывании» знаний, и построена на участии и взаимодействии всех членов обучающего процесса. Взаимодействие между учителем и учениками нацелено не столько на овладение предметом обучения, сколько на овладение собой, точнее на формирование его поведения для достижения успеха. При интерактивной модели обучения ведущая роль в процессе обучения на всех этапах принадлежит самому обучающемуся. Основным отличием интерактивного метода обучения является его направленность на увеличение активности и взаимообмена информацией среди учеников.
Так, работая над определенными темами, ребята создают кластеры, которые помогают другим учащимся в понимании темы.
При изучении других тем мы, работая в группах, никого не оставляем равнодушным, метод заставляет каждого думать, участвовать в дискуссии, помогает активно развивать творческие способности, мыслить системно, излагать идеи в научном стиле.
Так, на уроке по изучению «Слова о полку Игореве» мы говорили о многих произведениях искусства, которые были созданы на основе «Слова…». На уроке звучала музыка из оперы, были просмотрены проанализированы (насколько это было возможно) картины и переводы нескольких авторов.
Особенно большое внимание уделяю работе в малых группах. Здесь ученики всей группой активно занимаются решением проблем без учителя. при этом повышается активность учащихся, они выполняют задание учителя совместно. Например, работа с текстом, составление рассказа по картине, эссе анализ литературного образа, решение ситуативной задачи, решение задач работы творческой группы по участию в городском конкурсе и т.д.
Синквейн (учащиеся создают синквейны при изучении самых различных произведений и образов). Эта работа на первый взгляд кажется простой. Но если вникнуть в нее, можно увидеть всю сложность и обширность этой работы.
Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов). Данная технология работает давно, но название ее появилось недавно. Я часто использую такие технологии для решения труднопонимаемых вопросов. Начинаются вопросы по предоставлению понятий (правила или мнения исследователей вопроса) затем учащиеся получают вопросы по решению задачи с применением собственного взгляда на жизнь, а потом только вопросы о возможности выхода из ситуации (согласен или нет с автором).
Так, например, изучая «Слово о полку Игореве» давались вопросы и по междоусобным войнам, и по карте, и по понятию чести и справедливости. Дальше шли вопросы по пониманию цели похода Игоря, по пониманию следствий поражения Игорева войска и пленения самого князя. Дальше пытались показать свое видение выхода из ситуации. Именно кейс технология помогла выйти из серьезной дискуссии с честью. Мы показали свое видение проблемы и вышли на цель единения всех русских князей для борьбы с половцами. А еще была очень серьезная проблема соединения «Слова» с современностью
Ситуационную задачу можно определить как один из видов учебных материалов, в котором перед учеником ставится познавательная проблема и предлагается её решить различными способами. «Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности» (О.Е. Лебедев).
Во время подготовки написания изложения «Бескорыстие» мы решали ситуативные задачи, в которых рассказывалось о способе сжатия текста, о решении проблемы бескорыстия (психологической, нравственной, человеческой). Многие учащиеся приводили примеры своего бескорыстия, которые ограничились подачей стакана воды или походом за лекарствами в аптеку для соседской бабушки. Но самое главное, в чем я уверена, это то, что ребята поняли сам смысл понятия «бескорыстие». По мнению Д.С. Лихачева, "изучение русского языка... требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знаний математики, реалий той или иной эпохи, эстетических представлений о своем времени, истории идей и т.п." На развитие аналитических способностей обучающихся направлено решение лингвистических задач.
Лингвистическая задача предлагает обучающемуся провести свое небольшое исследование, анализируя приведённый в задаче языковой материал, опираясь на собственное языковое чутьё, здравый смысл и логику. Таким образом обучающийся не просто демонстрирует свои знания, а с их помощью получает новые.
В прошлом учебном году мы решали проблему по описанию личности Емельяна Пугачева А.С. Пушкиным, С.А. Есениным и представлением народа. Это весьма трудная задача. Ребятам надо было сравнить много текста, найти определенные слова и выражения, которые помогли бы им доказать свою точку зрения на вопрос.
Некоторые темы по русскому языку предлагала ребятам понять при помощи ребусов и головоломок. Эта технология настолько стала понятна детям, что они многие понятия начали шифровать уже в этом учебном году.
Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, особую роль я отвожу самообразованию. В 2018 году пройду курсовую переподготовку у современного учителя-новатора, автора программы по литературе Даниловой И.Н. учителя русского языка и литературы, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Торезского лицея «Спектр» Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
Одним из перспективных способов получения образования в наше время является
обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.
Первые опыты использования телекоммуникаций в практике уже тогда определили место дистанционному обучению, остающееся таковым и поныне: это дополнительное, то есть не базовое образование. Обычные же уроки как шли очно, так и идут до сих пор, несмотря на взрывное развитие телекоммуникационных и информационных технологий.
В моей работе ежегодно встает вопрос о возможности общения с учениками вне урока. Идет серьезная подготовка к урокам на перспективу или идет работа по выполнению творческих заданий, полученных на уроках.
На уроке дети зажаты рамками оценки. Они боятся допустить ошибку и получить низкую оценку в связи с этим. Таким образом, они боятся выразиться неправильно, неточно, боятся быть осмеянными одноклассниками. Ведь ни для кого не является секретом то, что дети очень жестоки. Об этом я задумалась уже давно, еще тогда, когда дети рассказывали с глазу на глаз выученные ими стихи. Они стесняются красиво рассказать, показывая свои навыки на всеобщее обозрение. Так совершенно замкнутый ребенок, который совершенно незаметен никому в классе, может раскрыться с очень неожиданной стороны. Вот я и пытаюсь достучаться до тех, кто просто отсиживается на уроках. Испробовала большое количество способов. В том числе и рассказ стихотворений наедине.
Многих открыла для себя при помощи метода динамического театра. Дети вначале с большой опаской производят какие-то действия. К следующим урокам эта скованность уже становится все меньше заметной.
Так, например, в 11-А классе мы на уроках литературы инсценировали отдельные сцены из «Мастера и Маргариты» Булгакова. Мне очень понравилось поведение Мещерской Елены. Она играла со всеми группами. Девочка жила своими маленькими ролями. Для нее эти уроки были бенефисом. До этого момента Лена в глазах одноклассников, Лена была очень серой мышкой, на которую никто в классе не обращал внимание. Я предложила ей серьезно задуматься над поступлением в театральный. Вы бы видели ее глаза, она загорелась. Начала спрашивать, что ей подготовить для поступления, какой отрывок прозы, чтобы прочитать на экзамене. Я посоветовала ей выучить «Ваньку А.П. Чехова». Лена настолько прониклась этой идеей, что сделала презентацию по этому рассказу, сняла несколько своих видео, где она читает этот рассказ. Я отправила это видео на конкурс «Юных чтецов» в город. Теперь Ленино выступление участвует в республиканском конкурсе.
Вся эта работа происходила в очно-дистанционном режиме. Дистанционная работа мне помогает раскрыть ребенка глубже, узнать его как личность, проникнуть в его способности, связанные не только со знаниями компьютерных технологий, но и, что самое для меня важное, в способности, связанные с литературой и русским языком.
При помощи дистанции мы с детьми участвуем в различных конкурсах как школьного уровня, так и республиканского. Мы можем общаться просто по поводу выполнения домашнего задания, а можем вместе создавать телепередачи «Победа одна на всех». При помощи компьютера мы можем участвовать в различных конкурсах, выполнять задания городских и республиканских олимпиад.
А еще в этом учебном году моя ученица Санина Наталия, работая со мной на дистанции, создала работу МАН на тему «Тема греха и покаяния в романе Коллин Маккалоу «Поющие в терновнике»». Я работала с детьми и раньше, еще, когда не понимала важности компьютера. Такого результата я не имела. В этом году, благодаря Интернету, мы с Наташей смогли защитить неплохую работу на уровне города. 15 апреля Наташа без меня участвовала в научной конференции в МЭГИ. Там ее наградили дипломом III степени. Теперь она в 20-х числах будет защищать честь города в республике. Для работы над серьезной темой надо приложить немало труда. На мой взгляд, в школе на перемене, настолько глубоко и всесторонне так вникнуть в тему не получится.
Конечно, у меня много противников, которые скажут, что это не оплачивается, нет отдачи… Поверьте! Отдача есть! Я не говорю сейчас о местах, хотя они тоже есть. Я говорю сейчас о тех детях, которым в Инете с умным человеком нет общения. Ведь сколько всего плохого несут в себе социальные сети. Я предлагаю им общение на уровне живого литературного языка, да еще на том языке, на котором они хотят. И это работает. Некоторые просто присылают простые сообщения с текстом «Спасибо». Некоторые, если серьезные творческие работы в виде презентаций, рефератов, сообщений, синканов, даймондов, различных сундучков знаний…, то просто те фотографии с урока, которые они сделали просто на телефон. Эти фото могут подтвердить в любой момент, что на уроке тоже идет серьезная плодотворная работа.
А еще дистанционное обучение просто несет детям простое человеческое тепло. Я правлю стихи, мы вместе подбираем музыку к презентациям, вместе дорабатываем сами презентации. Без ложной скромности могу сказать, что многих детей я научила вставлять гиперссылки, видео.
Но, чтобы этому я смогла научить, я долго и серьезно сижу в компьютере сама. Это забирает очень много времени, но это так увлекает. А еще больше увлекает то, что я вижу отдачу. Только благодаря Интернету, Дворянкина Карина раскрылась для меня и всего класса как девочка, которая может читать стихи, писать сочинения, стать участницей Республиканской олимпиады по литературе городского этапа, участвовать в конкурсах. В 9-Б классе есть Солодун Илья, который написал прекрасную сказку о фее, которая помогает людям поверить в чудо Нового Года и Деда Мороза. А Симонова Виолетта написала о том, как она спасала от бомбежки в 14-м году себя и своих маленьких подружек.
Развивая своих учеников, учитель тоже должен развиваться. Я могу показать результаты своего развития только на участии в различных конкурсах и мероприятиях:
· Выступление на заседании педагогического совета школы «О некоторых итогах работы школы по повышению уровня профессиональной компетентности педагога через личностное развитие учителя, повышение квалификации, участие их в инновационной деятельности» на тему «Самообразовательная деятельность учителя», январь, 2017
· "Молодежное движение" МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС "Учитель года по версии сайта midv.ru-2016" (участие)
· Участие в Республиканском конкурсе буктрейлеров «Cambeck читателя русской литературы» среди учителей русского языка и литературы
· Участие в конкурсе фотографий общественной организации «Оплот Донбасса» «Блокадный Донбасс», номинация «Жизнь продолжается ».
· Участие в экспертной комиссии тотального диктанта, май, 2017
· Участие в чтении текста изложения ГИА 11 класса в вечерней МОШ № 8, май, 2017
· Также имею грамоту за информатизацию образования и обмен педагогическим опытом на сайте образовательного форума «Знанио», июнь, 2017.
Применение различных методик в моей практике, в работе по обучению русскому языку и литературе дает свои результаты. Мои ученики ежегодно участвуют в школьных мероприятиях, в школьных и районных олимпиадах, декадах русского языка и литературы.
· Морякова Анна, муниципальный этап Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2016-2017 учебном году по русскому языку, II место; участие в муниципальном этапе Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2016-2017 учебном году по литературе
· Международный творческий конкурс «Всемирный Пушкин» - участие (Морякова Анна, 8-Б; Солодун Илья, 8-Б ) (участие);
· Международный конкурс «Классно быть хорошим!»-2016 (Галаев Игорь, 8-Б, Морякова Анна, 8-Б) (участие)
· Всероссийский литературный конкурс «Сказка для моего младшего» (Мельник Елена, 8-Б, Солодун Илья,8- Б) (участие)
· Республиканский конкурс сочинений «Забвению не подлежит» (Галаев Игорь, 8-Б, Солодун Илья, 8-Б) (участие)
· «Алтарь Отечества» - участие в номинации «Литературное творчество» (Симонова Виолетта, 8-А; Солодун Илья, 8-Б), номинация «Фоторепортаж» (Яфарова Анна, 8-В)
В этом учебном году мы планируем поучаствовать в конкурсах. На данный момент — это конкурс
· «Макеевка – моя малая Родина» (готовится коллективный проект «Виртуальная экскурсия по моей улице» Солодун Илья, Рябова Арина, Проценко София, Муратиди Лия (9-Б), Калашник Мария, Чернова Дарья, Гончаров Максим (9-В), подготовили эссе о своих близких людях Симонова Виолетта и Афинец Анастасия (9-А))
Какой бы урок мы не проводили, каких бы детей мы не учили, сильных или слабых, основной задачей учителя остается нравственное воспитание ребенка, расширение его кругозора, развитие эстетических, творческих, этических сторон его характера, то есть формирование личности, способной адаптироваться в современной жизни.
Свое выступление позвольте закончить словами В.О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить тех, кому преподаешь. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согреть руки. Так и учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души...»
Наверное, каждый из вас задумывался, каким же все-таки должен быть учитель? Я думаю, что
· Учитель должен быть добрым, отзывчивым и доброжелательным к детям и коллегам.
· Учитель должен владеть тоном и тактом в общении с детьми и коллегами.
· Учитель должен делиться своим опытом с коллегами и не стесняться учиться у них.
· Учитель не имеет права завидовать успехам коллег и смотреть на них свысока.
Напоследок, хочется пожелать вам добра, успехов в труде и здоровья.
Здоровье народа дороже всего,
Богатства земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его береги как сердце, как глаз.
Благодарю за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.