Творчество Бунина

  • ppt
  • 20.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Творчество И.Бунина 7 класс.ppt

Бунин И.А.

Цель урока:

- знакомство с лирикой и прозой Бунина,
- чтение и комментирование стихотворений Бунина,
- анализ рассказа «Сверчок».

Знаете – он так стал писать прозу, что если скажут о нём: это лучший стилист современности – здесь не будет преувеличения.
Горький

Стихотворение «Полевые цветы»

Почему поэт, говоря о красоте одних цветов, искусственно взращённых, и других, выросших в естественных условиях, называет стихотворение «Полевые цветы»?
Какой глубинный смысл скрыт в стихотворении?
Только ли о цветах идёт речь?

План анализа стихотворения

      I. Выходные данные.
      1. Автор, название произведения, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено.
      2. Сведения о литературной ситуации, о восприятии стихотворения современниками, о литературных течениях и направлениях, существовавших в то время, и о том, с каким из них был связан автор.      

  II. Структура образов и развитие конфликта.       – Тема и идея.       – Композиция.       – Движение мыслей и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета (если таковой есть).       – Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека, его чувствами.       – Черты лирического героя.

III. Жанровое своеобразие произведения (ода, элегия, гимн, романс и т. д.)       IV. Основные особенности поэтического языка:       – Тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения).       – Аллюзия, реминисценция (если есть).       – Языковой поуровневый анализ: поэтическая фонетика (аллитерация, звукозапись, ассонанс); поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы); использование морфологических и синтаксических средств.

  V. Ритм, стихотворный размер, рифма.       VI. Особенности интонации.       VII. Личное восприятие стихотворения. Ассоциации, суждения, оценки, истолкование.       8. Совершенствование написанного.

Стихотворение «Ещё и холоден и сыр…»

Отметьте художественные детали в картине пробуждающейся природы, нарисованной в стихотворении.
Как вы понимаете последнюю строфу?

Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги»

Как в стихотворении опоэтизирована красота и сила жизни?

Сравните стихотворение Бунина «Слово» и стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык».

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана.
Из древне тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена!
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бесценный - речь.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! . . . . . . . . . . . . Правдивый и свободный Русский язык!

Обдумаем рассказ «Сверчок»

1. Почему писатель не сразу передаёт повествование герою, а сначала подробно рисует убогую обстановку и детально показывает внешность и поведение Сверчка?

2. Какими средствами выражается противоречие между физической немощью Сверчка и его жизнелюбием и силой воли в труднейших обстоятельствах?

3. Как изменился невзрачный, косноязычный человек во время рассказа о трагической ночи?

4. Какими деталями писатель передаёт душевные переживания Сверчка, вспоминающего страшную ночь?
О каких внутренних качествах героя говорят они?