Цель урока:
- знакомство с лирикой и прозой Бунина,
- чтение и комментирование стихотворений Бунина,
- анализ рассказа «Сверчок».
Знаете – он так стал писать прозу, что если скажут о нём: это лучший стилист современности – здесь не будет преувеличения.
Горький
Стихотворение «Полевые цветы»
Почему поэт, говоря о красоте одних цветов, искусственно взращённых, и других, выросших в естественных условиях, называет стихотворение «Полевые цветы»?
Какой глубинный смысл скрыт в стихотворении?
Только ли о цветах идёт речь?
План анализа стихотворения
I. Выходные данные.
1. Автор, название произведения, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено.
2. Сведения о литературной ситуации, о восприятии стихотворения современниками, о литературных течениях и направлениях, существовавших в то время, и о том, с каким из них был связан автор.
II. Структура образов и развитие конфликта. – Тема и идея. – Композиция. – Движение мыслей и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета (если таковой есть). – Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека, его чувствами. – Черты лирического героя.
III. Жанровое своеобразие произведения (ода, элегия, гимн, романс и т. д.) IV. Основные особенности поэтического языка: – Тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения). – Аллюзия, реминисценция (если есть). – Языковой поуровневый анализ: поэтическая фонетика (аллитерация, звукозапись, ассонанс); поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы); использование морфологических и синтаксических средств.
V. Ритм, стихотворный размер, рифма. VI. Особенности интонации. VII. Личное восприятие стихотворения. Ассоциации, суждения, оценки, истолкование. 8. Совершенствование написанного.
Стихотворение «Ещё и холоден и сыр…»
Отметьте художественные детали в картине пробуждающейся природы, нарисованной в стихотворении.
Как вы понимаете последнюю строфу?
Стихотворение«Густой зелёный ельник у дороги»
Как в стихотворении опоэтизирована красота и сила жизни?
Сравните стихотворение Бунина «Слово» и стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык».
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана.
Из древне тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена!
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бесценный - речь.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! . . . . . . . . . . . . Правдивый и свободный Русский язык!
Обдумаем рассказ «Сверчок»
1. Почему писатель не сразу передаёт повествование герою, а сначала подробно рисует убогую обстановку и детально показывает внешность и поведение Сверчка?
2. Какими средствами выражается противоречие между физической немощью Сверчка и его жизнелюбием и силой воли в труднейших обстоятельствах?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.