Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве
Моя педагогическая деятельность началась в 2002 году, когда я пришла работать в ЧОУ школа "Аврора". На сегодняшний день опыт работы составляет 17 лет. В связи с этим, хотелось бы отметить, что в последнее десятилетие система образования значительно изменилась, появились новые подходы, формы работы, и, соответственно, новые требования.
В настоящее время отдельной стратегией развития стоят крупные изменения, происходящие в системе инклюзивной практики российского образования. Все нововведения направлены на гарантию равных прав ребенка по доступу к обучению, в том числе возможность получения общего образования для категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На основании данных изменений школа "Аврора" была включена в программу реализации инклюзивного образования.
Руководству школы, педагогическому коллективу, в том числе мне, при включении детей с ОВЗ в общее образовательное учреждение требовалось решить многие задачи, например: создание комфортного образовательного пространства; помощь каждому ребенку в развитии, обучении, социализации; построение индивидуального образовательного маршрута; развитие психолого-педагогической компетенции педагогов, работа с родителями.
В целях работы с вышеназванными задачами в условиях инклюзии появилась необходимость в тьюторстве как важном ресурсе для создания эффективной и гибкой системы сопровождения.
При освоении данной деятельности я пришла к выводу, что понятие тьюторство выражается в практике, ориентированной на построении и реализации личной образовательной стратегии, которая также учитывает потенциал каждого ребенка, образовательную и социальную среду и задачи основной деятельности.
В российской системе образования деятельность тьютора закреплена в нормативно-правовых актах. Должность "тьютор" входит в число работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования приказам Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 №216-н и 217-н [1]. Специальность "тьютор" внесена в "Единый квалификационный справочник должностей, руководителей, специалистов и служащих" приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 №761-н [2].
В ходе работы в должности тьютора в образовательном учреждении мне представлялось необходимым опровергнуть ошибочное мнение, что взаимодействие тьютора ограничивается одним подопечным. Приведу полную систему работы тьютора на моем примере:
- Тьютор ↔ подопечный. Конечно, ключевым ядром и моей задачей является работа с учеником, где мне требовалось формировать доверительные отношения с ребенком; следить за его психическим, эмоциональным и физическим состоянием; координировать его деятельность, следить на учебной нагрузкой.
- Тьютор ↔ учитель/учителя. Моя работа с другими учителями была направлена на обсуждение построения и протекания образовательного маршрута, совместное решение возможных трудностей, намечание дальнейшего пути развития.
- Тьютор ↔ другие дети. Кроме того, мне необходимо было также следить за происходящем в классе и в школе, помогать выстраивать взаимоотношения между моим подопечным, его одноклассниками и другими детьми, помогать решать возможные проблемы в их общении и взаимодействии.
- Тьютор ↔ родители. Совместная работа с родителями очевидна и необходима. Для этого мне требовалось координировать родителей для приложения совместных усилий по развитию и воспитанию ребенка, рассказывать о его успехах и проблемах, давать рекомендации, отвечать на возникающие вопросы [3].
Рассмотрим систему моей работы в качестве тьютора на конкретном примере. В 2012 году к нам в школу пришёл ребёнок, Иван с РАС. Особенностями его поведения были отказ от общения, нарушение и соблюдение школьных правил, проявление агрессий в новых обстоятельствах. Ребёнку с такими трудностями необходимо сопровождение тьютором. Я стала тьютором Ивана. Как и в любой работе необходим чёткий план сопровождения ребёнка. В таблице 1 представлены задачи, которые стояли передо мной в 1 классе и результативность тьюторского сопровождения с 1 по 4 классы.
Реализация системы тьюторского сопровождения
|
Задачи тьюторского сопровождения в 1 классе |
Результативность тьюторского сопровождения к концу 4 класса |
Тьютор - подопечный |
|
|
Тьютор - учитель |
1. Ознакомление учителей с особенностями Ивана, рекомендации по его обучению. 2. Совместный с учителями анализ процесса обучения Ивана. 3. Активное участие в заседаниях школьного ПМПК. 4.Составление индивидуального маршрута.
|
1.Полная осведомлённость учителей об особенностях поведения и обучения Ивана, что даёт возможность учителю самостоятельно принимать решения в затруднённых ситуациях, спровоцированных Иваном. 2. Сформированы механизмы взаимодействия с учителем, что положительно влияет на результаты обучения. 3. Владение содержанием и оформлением документации необходимых для предоставления на консилиуме. |
Тьютор – другие дети |
|
|
Тьютор - родители |
|
|
Таким образом, моя деятельность в роли тьютора является в своем роде связующим звеном всего образовательного и воспитательного процесса, направленного на гармоничное развитие подопечного.
Для более полного понимания деятельности тьютора предлагаю ознакомиться с основными этапами моей работы.
1. Предварительный. На данном этапе осуществляется запрос на сопровождение, сбор необходимых документов, заключение ПМПК.
2. Знакомство и установление контакта как с ребенком, так и с его родителями. Изучение его особенностей, интересов, сильных и слабых сторон.
3. Адаптация - введение ребенка в образовательный процесс и новое окружение, организация включения в учебную и внеурочную деятельность. Работа над снятием напряженности, дискомфорта, тревоги ребенка.
4. Основная работа - заключается в наблюдении, диагностики процесса обучения и воспитания, фиксировании результатов, оценивании достижений или затруднений, корректировка индивидуальной программы.
5. Заключительный этап. Важно отметить, что тьютору необходимо постепенно уходить от постоянной опеки ребенка, уменьшать свое влияние и выполнения роли посредника. Подопечному следует предоставлять больше самостоятельности в образовательном процессе, что будет являться залогом его успешного развития и социализации [4].
Таким образом, при анализе научных разработок и основываясь на моем личном опыте работы в данной должности, я прихожу к выводу, что сопровождение тьютора в условиях инклюзивного образования необходимо для повышения качества обучения, успешной адаптации ребенка к общественной жизни и развития его самостоятельности и активности.
Список литературы
1. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н (ред. от 23.12.2011) "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования"
2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования
3. Карпенкова, И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. - М.: ЦППРиК «Тверской», 2010. - 88 с.
4. Ковалева, Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1-4. / Т.М. Ковалева, М.:Педагогический университет "Первое сентября", - 2015.- 56 с.
5. Истоки, основные цели и задачи тьюторского сопровождения //Кафедра открытых образовательных технологий Московский институт открытого образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/pavino/ledengsk/Doc (дата обращения 22.01.2020)
6. Шумакова, К. С. Тьюторинг как форма повышения квалификации педагогов / К. С. Шумакова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 1. – С. 135–140.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.