Тьюторство в современной школе
1. Краткая аннотация работы:
Стремление ввести инклюзивное образование способствует гуманизации общества, введению новой профессии – тьютора, как помощника педагогов и родителей для реализации внедрения инклюзии. Тьютор осуществляет сопровождение ребёнка в процессе его обучения, воспитания и развития; помогает в выполнении задач, поставленных педагогами и другими специалистами; ведёт работу по адаптации обучающегося к новым условиям, регулирует его поведение в образовательной среде и с ближайшим окружением. Организует режим дня, помогает в выполнении самостоятельной работы, выстраивает индивидуальную работу с педагогами. Тьютор является связующим звеном в организации взаимодействия и работы всех участников образовательных отношений.
2. Содержание
2.1. Введение
В настоящее время в системе российского образования произошли преобразования в развитии инклюзивной практики, которые обеспечили равные права и доступность общего образования для детей с ОВЗ, возможность выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с особыми образовательными потребностями не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. А здоровым детям это дает возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы к другим людям, что является необходимым современному обществу.
Важнейшим условием перехода к инклюзивной форме образования и его успешности является тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – новая специальность в нашем образовании. Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки остаются в тени, потому что не касаются открытия нового для всего человечества, но только – для очередного подопечного.
Опыт работы (попыток передать опыт тьюторства) показывал, что учителю подчас трудно встать в позицию тьютора. Прежде всего, потому что, они знают ответы, знают, как правильно к ним подвести – и это есть часть их профессии, они учат правилам и преподают законы. У тьютора другие цели, другой стиль и повод для общения.
2.2. История тьюторства
Университеты средних веков и современные университеты далеко не одно и то же. По содержанию образования низшая ступень средневекового университета – факультет свободных искусств - соотносима с нашей средней и старшей школой, на ней школьники осваивали так называемые семь свободных искусств: арифметику, геометрию, музыку, астрономию, грамматику, риторику (искусство доказывать) и диалектику (искусство вопрошать). Изначально сроки обучения не ограничивались, в том числе потому, что программ обучения не существовало и происходило оно в основном стихийно – в форме самообразования. Процесс самообразования, а значит пребывания в университетском сообществе, мог длиться от 10 до 20 лет.
Возраст школьников мог быть самый разный, но ходу того, как университетская жизнь упорядочивалась, совсем молодые люди - 14-15 лет - поселялись в университетских городках.
Современная школа имеет ряд преимуществ перед вузом в возрождении тьюторских традиций. Школа относится к еще нецелевому периоду освоения мира знания, когда знание может присваиваться ради собственной ценности. Она является заведением, где проходит 10 лет жизни ученика, а значит, есть возможность узнавать его в его отношениях к знанию, есть время для индивидуальной образовательной истории.
Интересно, что еще в XIX веке большая часть тьюторов в коллегиях обязана была принять духовный сан, в то время как в университете профессорами со временем стали светские лица. В ситуации интеллектуализации знания необходимо было сохранить целостность индивидуальной жизни, не разрывая веру и разум. На обеспечение этой целостности во многом и была направлена тьюторская система. О тьюторстве как сложившейся форме университетского наставничества можно говорить, начиная с XIV века. С XII по XIV век университеты постоянно воевали с городами, отстаивая свои права, и жизнь в них еще не являлась установившейся.
Тьюторами в отличие от преподавателей могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Тем самым, появление тьюторов было особенно актуально для тех школяров, кто хотел сократить срок получения образования.
К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. Так как в университеты приходили учиться все более молодые люди, тьюторам вменялся надзор над определенным числом школяров. Тьютор заменял школяру родителей, был ближайшим помощником во всех затруднениях; сопровождал его жизнь в коллегии, включая быт.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор теперь готовил подопечного к академическим лекциям и руководил в частных занятиях.
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVIII-XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней. Тьютор помогал ему в этом: советовал школьнику, какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его подопечный хорошо занимался и был готов к университетским экзаменам.
Основную идею тьюторской деятельности определяли, как идею практического учения в противоположность спекулятивному учению, получившему распространение в академических университетских аудиториях.
Традиционная структура тьюторской системы включала в себя три элемента:
- собственно тьюторство – коллегиальные чтения (в том числе в ситуации полного отсутствия профессориальных лекций: например, с 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов вообще).
- руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу школяров, в том числе в каникулярное время;
- моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни школяра в университете.
Тьютор задавал путь, выстраивал траекторию освоения знания, линии его освоения его вглубь и вширь. Тьютор отвечал за индивидуальную готовность каждого школяра к сдаче экзамена. Школяры звали тьютора - извозчик, тренер. Сдать экзамен в условиях отсутствия курсов по всем необходимым дисциплинам или выбора их из множества без тьютора было крайне затруднительно. Тьютор принимал самое активное участие в образе жизни школяра вплоть до XIX века: в клубных мероприятиях, спортивных занятиях, играх и развлечениях.
В целом через деятельность тьютора осуществлялась состыковка различных форм образования (самообразования, воспитания, формирования образа жизни) и возможностей их индивидуального освоения. Во все эти процессы тьютор был включен не из внешней позиции, как специалист, но как включенная фигура: он продолжал заниматься научным исследованием, самообразованием и жил вместе со школяром по законам университетской жизни, одними ценностями и одним образом.
Профессиональность тьютора, оценивается следующие характеристики:
-уровень профессиональных знаний - тех самых, которые являются предметом нашего курса;
- уровень профессиональных умений или навыков;
- способности к выполнению деятельности тьютора; - желание или настрой на выполнение деятельности.
Рост профессиональности тьютора рассматривают, как расширение области знаний, навыков, способностей и профессиональных намерений тьютора. Рост компетентности проявляется в расширении знаний, оттачивании навыков деятельности, развитии способностей, усилении настроя на деятельность.
В деятельности тьютора хорошие навыки и способности значат больше теоретических познаний. Это связано с несколькими обстоятельствами. Деятельность тьютора осуществляется в реальном времени и связана с людьми. Это требует быстрых решений без промедления, без рассуждений, обусловленных устойчивыми навыками.
Тьютор - больше организатор образовательной, мыслительной и других видов деятельности обучающихся, чем теоретик-консультант. Эта роль требует больше хороших навыков, чем знаний.
Можно найти много отличий между требованиями к компетентности тьютора и обычного преподавателя. Перечислим некоторые из них:
- От тьютора требуется в большей степени управление активностью обучающихся, чем своей.
- Тьютор должен изменять свое поведение в зависимости от потребностей обучающихся.
- У тьютора существуют особые области компетентности, которых нет у традиционного преподавателя (например осуществление целеполагания вместе с обучающимися и др.).
- От тьютора требуется проявление многих высоких личностных качеств, что обусловлено, прежде всего, особыми взаимоотношениями между тьютором и обучающимися.
2.3. Тьюторская практика в школе
У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне определенные задачи, которые можно представить в виде определенной последовательности.
Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандартных) задач в отношении обучающихся:
Таблица 1. Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся.
Типовые задачи |
Действия тьютора |
Знакомство (вхождение в деятельность) |
- Определение целей и задач совместной деятельности. - Оказание психологической поддержки, снятие барьеров, - Диагностика начального и текущего состояния обучающихся. - Разработка стратегии работы группы на презентацию. - Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон. - Определение собственной роли и позиции в группе. - Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. - Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение. - Определение учебного потенциала группы. - Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом. - Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе. |
Размораживание (проблематизация) |
- Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. - Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся. - Включение обучающихся в активную работу. - Создание мотивации. - Выделение индивидуальных проблем обучающихся. - Поддержка мотивации. - Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися. - Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. - Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы. - Вовлечение всех обучающихся в работу группы. - Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. - Работа с проблемами, предложенными группой. |
Организация изучения концепций курса |
- Объяснение сложных вопросов, концепций, - Системное представление концепций курса, - Выделение главных идей в теме, курсе, - Организация работы обучающихся с кейс-стади. - Объяснение концепций курса. - Демонстрация связи курса с реальной практикой обучающихся. - Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией, видеть и формулировать проблему. - Представление более полного и более широкого, чем в материалах курса, взгляда на изучаемую область. - Подготовка и чтение мини-лекций. - Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. - Работа с проблемами, предложенными группой. - Оформление опыта обучающихся. - Обзор материалов всего курса. - Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся идей, адекватных изучаемым материалам. - Оценка адекватности применения концепций. |
Организация групповой и индивидуальной |
- Организация групповой работы, - Обучение обучающихся навыкам рефлексии, - Обучение обучающихся практическому применению работы концепций. - Организация межгруппового взаимодействия. - Выбор адекватных методов обучения. - Организация дискуссии. - Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы. - Вовлечение всех обучающихся в работу группы. - Обучение обучающихся навыкам эффективного общения. - Выбор и использование разнообразных групповых упражнений. - Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися. - Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. - Обучение обучающихся способам рационального мышления. |
Организация обратной связи и рефлексии |
- Определение сильных и слабых сторон в деятельности обучающихся. - Выделение индивидуальных проблем обучающегося; диагностика начального и текущего состояния обучающихся. - Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. - Организация обратной связи. - Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы. - Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию. - Проведение рефлексии собственной деятельности. - Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития. - Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах. - Предоставление обучающимся советов по организации личной работы. - Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся. - Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон. - Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок. |
Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.
Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:
- диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
- осуществление целеполагания;
- мотивация и вовлечение обучающихся;
- управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
- коррекция деятельности обучающихся;
- контроль выполнения заданий;
- рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся (табл. 2):
Таблица 2. Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся
Типовые задачи |
Функции |
Знакомство |
Диагностика; целеполагание |
«Размораживание» (проблематизация) |
Мотивация |
Организация изучения концепций курса |
Организация деятельности |
Организация групповой и индивидуальной работы |
Коррекция |
Организация обратной связи |
Контроль |
2.4. Тьюторское сопровождение как форма развития наставничества в системе образования
С введением образовательных стандартов третьего поколения, построенных на усилении принципов вариативности, открытости, практической направленности образовательных программ современный педагог должен решить ряд очень важных задач, а именно: обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, развивать креативные способности учащихся и научить их одному из важнейших умений – умению учиться самостоятельно, кроме того, он сам должен владеть не только традиционными, но и принципиально новыми средствами организации учебно-воспитательного процесса – обладать новым педагогическим мышлением, уметь осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностного подхода, владеть инновационными технологиями обучения. В решении этих задач существенная роль принадлежит системе наставничества (тьюторству), способной оптимизировать процесс становления молодых людей, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Практический опыт наставничества опирается сегодня на парадигму личностно-ориентированного образование, такая форма, как тьюторство, позволяет при сохранении достаточной свободы выбора, оказать действенную помощь в построении индивидуальной образовательной программы, как школьнику, так и студенту ВУЗа.
Современная педагогика рассматривается тьюторство как универсальную технологию, направленную на индивидуализацию обучения. Использование тьюторских технологий в процессе обучения позволяет актуализировать и расширить границы профессиональной деятельности, формировать профессиональные компетенции, требуемые практикой на базе субъектного опыта; проводить анализ образовательных и иных ресурсов образовательного учреждения для построения новой модели своей профессиональной деятельности.
Тьюторство обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию образования за счет изменения структуры, содержания, технологий и организации образовательного процесса. Тьютор, выстраивая определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответственно его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляет координирующую, организующую, консультирующую деятельность педагогов во взаимосвязи с родителями. Для успешной работы педагог-тьютор должен обладать следующими качествами:
являться профессионалом в своем деле;
всегда находить контакт с подопечными;
полностью понимать цели наставничества и получать нужный результат;
составлять вместе с подопечными четкие и выполнимые планы работы;
владеть разнообразными методиками педагогической работы и применяет их в соответствии с индивидуальными особенностями своих подопечных;
постоянно заниматься саморазвитием;
должен способствовать личным примером раскрытию потенциала своего подопечного, содействовать развитию его креативных, творческих способностей.
Тьюторская деятельность в своей основной части является совместной с учащимся деятельностью по выстраиванию и реализации его образовательной траектории. При этом ученик получает опыт поставки цели и интеграции для ее достижения различных результатов образования, а в итоге – осознает процесс управления своей образовательной деятельностью.
Тьютор организует свою деятельность в следующих формах:
разработка индивидуальных образовательных проектов на основе ресурсной базы образовательного учреждения;
тьюторские встречи, направленные на совместную аналитическую деятельность, проведение рефлексии;
создание портфолио своего подопечного.
Гибкая и мобильная система наставничества (тьюторство) как одна из форм работы с обучающимися сочетается с педагогическими технологиями индивидуализации обучения, поддерживает вариативность, открытость образовательного процесса. Посмотрим на деятельность тьютора в образовательном процессе с нескольких точек зрения: с точки зрения функций тьютора, исполняемых им ролей, уровней компетентности, построения карьеры, особенностей психологии
Функциональный взгляд на деятельность показывает то, что тьютор должен делать в ходе образовательного процесса с обучающимися. Под функциями тьютора, здесь рассмотрим - задачи, которые тьютор должен решать с обучающимися.
Ролевой взгляд на деятельность покажет особое поведение тьютора, которое максимально способствует осуществлению функций. Рассмотрим роли, которые тьютор может играть в отношениях с обучающимися, чтобы успешно влиять на образовательный процесс.
Компетентностный взгляд на деятельность тьютора подчеркивает необходимые знания, умения, навыки, способности и другое, что характеризует тьютора как профессионала. Карьерный взгляд на деятельность тьютора показывает его развитие. Этот аспект деятельности (по мнению многих авторов) важен для тех, кто мыслит процессами, а не состояниями, кто лучше понимает любое явление, когда видит его в изменениях.
Психологический взгляд на деятельность тьютора показывает тонкие грани внутренней готовности в ее исполнении. Этот аспект деятельности дополняет ее внешнюю сторону различением ее внутренних событий.
2.5. Разработка и реализация индивидуальных программ при помощи тьютора
Модель тьюторского сопровождения актуальна как для обучающихся в школе, так и для студентов ССУЗов и ВУЗов, потому что учитывает интересы, способности учащихся, стимулирует интерес к продолжению образования, к получению отвечающей индивидуальным запросам профессии на основе выстраивания индивидуального плана продвижения к самостоятельно выбранным целям в процессе обучения. Такое сопровождение направлено на становление субъектной позиции учащегося в процессе обучения, на помощь в оформлении, анализе и презентации учащихся своих учебных и образовательных достижений.
При рассмотрении организации тьюторского сопровождения видно, что тьютор помогает в определении эффективности обучения через осуществление индивидуальной образовательной программы, организует обратную связь, помогает оформлению образовательной инициативности, оказывает помощь в самоопределении относительно дальнейшего образования. Подобное сопровождение предусматривает два способа его организации: первый способ заключается в том, что тьюторские функции исполняют кураторы класса или группы, их обычно двое. Второй способ предполагает, что тьюторские функции выполняют педагоги, работающие в классе. В первом случае кураторы являются тьюторами для каждого из учеников, во втором – в качестве тьюторов выступают не только кураторы, но и педагоги, работающие в классе. Тьютором должен быть человек, который сталкивается с учащимся еще в какой-то деятельности. Он должен знать коллектив, в котором находится его подопечный, а также видеть ученика (студента) в деятельности, поэтому лучше всего этому критерию подходят педагоги, работающие в классе, поэтому второй способ организации тьюторской деятельности предпочтителен. Всю работу по запуску тьюторского сопровождения можно условно разделить на три этапа: подготовительный этап, этап вхождения и этап функционирования.
На подготовительном этапе основной целью является организация осмысленного вступления учеников, их родителей (если имеются в виду несовершеннолетние ученики) и педагогов в эту деятельность. В качестве основной задачи тьютор-организатор ставит создание мотивации у обучающихся иметь тьютора, а у педагогов выступать в качестве такого наставника. Затем тьютор-организатор оказывает помощь в создании пар тьютор-тьюторант, где последний является подопечным своего наставника. Затем на этапе вхождения тьютор готовит основу индивидуального учебного плана. Он проводит встречу отдельно с родителями (в случае учеников школы), отдельно со своим тьюторантом. Эти встречи нужны для фиксации образовательного заказа и решения спорных ситуаций, когда заказ сформированный ребенком не совпадает с тем, чего ожидают родители. Результатом этого этапа должен явиться индивидуальный образовательный план, сформирован запрос на количество учебных часов по дисциплинам, запрос на дополнительные учебные курсы, составлено ежедневное расписание.
Этап функционирования включает еженедельные встречи тьюторанта со своим наставником, в ходе которых будут анализироваться достигнутые результаты по реализации индивидуальной программы, возможно, вноситься коррективы, и, безусловно, на этих встречах должно осуществляться дальнейшее планирование индивидуальной образовательной траектории, ставиться новые образовательные цели.
Благодаря тьюторскому сопровождению у учащихся отношение к учебе стало более ответственным, повысилась активность, инициативность учащихся, стимулируемая осознанием своей собственной образовательной траектории. Деятельность педагогов-наставников, направленная на диалогическое взаимодействие с подопечными, способствует переходу от закрытого к открытому образовательному пространству. Однако, на мой взгляд, остаются еще ряд не решенных проблем, а именно: не достаточно проработана нормативно-правовая база модели тьюторского сопровождения, не достаточно разработано методическое обеспечение и отсутствуют четкие рекомендации для такого сопровождения.
2.6. Заключение
Сущность тьюторского сопровождения заключается в целенаправленном создании педагогом-наставником ситуации осмысления своим подопечным собственных образовательных выборов и действий. Тьютор знает, как удовлетворить образовательную потребность учащегося, но не учат его готовому знанию! Тьютор поможет своему подопечному выстроить самостоятельные шаги для решения своего образовательного вопроса, обсуждает результаты его действий, корректирует его образовательный маршрут. Тьюторское и менторское сопровождение очень интересно и привлекательно для педагога, который ценит и поддерживает самостоятельность ученика, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность за свой выбор. Основным приемом работы наставников является вопрос. Видов вопросов очень много, роднит их то, что любой тьюторский и менторский вопрос, во-первых, опирается на реальную деятельность учащегося или моделирует ее, во-вторых, создает ситуацию выбора, в-третьих, проблематизирует основания выбора или способ деятельности.
Уже на сегодняшний день во многих средне специальных и высших образовательных учреждениях профессия тьютора и ментора востребована. Даже в общеобразовательных школах пока введенная только профессия тьютора зарекомендовала себя с лучшей стороны. Важно понимать, что тьютор это не просто административный работник школы, который помогает обучающемуся выстроить индивидуальную образовательную траекторию только путем набора обучающих курсов, где особого выбора предметов и нет, именно школьный тьютор может выступать в роли координатора совместных усилий педагогов, направленных на индивидуализацию обучения и развитие учащихся.
3. Список использованных источников и литератур
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
2. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проективной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М., 2010.
3. Бирюкова, Ю. С. Организационно-педагогические условия инклюзивного образования в образовательных организациях [Текст] / Ю. С. Бирюкова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / Урал. Гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2018. – С. 64-66.
5. Власова, О. А. Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве Франции: проблемы и перспективы (2013-2014) [Текст] / Современная зарубежная психология / О. А. Власова. – 2015. Том 4. № 2. – С. 28-39.6. Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3., – С. 35-39.
7. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе» М., ЦППРиК «Тверской» 2010.
9. На пути к инклюзивной школе: Пособие для учителей. USAID, 2007.
10. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. – 2012. – № 5., – С 16-25.
21.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.