Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь
Вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Актуальность проблемы учебной мотивации младших школьников обусловлена самой ведущей деятельностью этого возраста — учебной. Мотивация по отношению к учебной деятельности выполняет ряд важных функций: побуждает, направляет и организует поведение, придает ему личностный смысл и значимость. Отсутствие изучения и управления мотивационной сферой учения может привести снижению уровня мотивации, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного контроля над этой стороной учения. И здесь возникают вопросы:
— Почему ученик начинает плохо учиться?
— Почему вдруг снижается его активность?
— Это вызвано снижением возможности, эффективно использовать полученные знания или это связано с изменением отношения ребенка к самому процессу учения? Или же причиной служат семейные обстоятельства?
С каждым годом на фоне обострения социальных проблем, самоустранения родителей от воспитания детей всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального звена.
Поэтому одной из первых задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.
Виды мотивации.
1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности
• «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.
• Положительная в двух формах:
! Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)
! Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.
2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности
• Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)
• Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)
Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:
а) Познавательная мотивация
Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного
предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей
привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.
Если ребенок в процессе обучения начинает
радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него
развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности.
б) Мотивация достижения успеха
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена
мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание,
получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится
доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами,
— наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.
в) Престижная мотивация
Престижная мотивация характерна для детей с
завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика
учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.
г) Мотивация избегания неудачи
У неуспевающих учеников престижная мотивация не
развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой
оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо
проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать
«двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, —
недовольства учителя, санкций родителей.
д) Компенсаторная мотивация
К этому времени у неуспевающих детей возникает и
особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной
деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях
спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда
потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности,
низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.
Выход: привитие интереса через внеклассную работу
В ходе индивидуального и возрастного развития
структура мотивов изменяется.
Обычно в школу ребенок приходит
положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к
школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации
достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.
Блоки по формированию мотивов обучения.
1.Эмоциональный блок.
Работа по формированию
мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой
набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности
(эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок
рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием
для использования в других блоках.
Таким образом, каждый новый блок возникает на основе предшествующего и становится на данном этапе приоритетным, управляющим и подчиняющим себе другие. В зависимости от учебной ситуации один блок может пронизывать или дополнять другой. Так, эмоционально-волевые проявления младших школьников становятся мотивом поведения, ориентированного на достижение цели. В развитии способности к целеполаганию, важная роль отводится умению ребёнка управлять своими эмоциями, поведением и деятельностью. В свою очередь, благодаря развитию самостоятельности у младших школьников формируется умение ставить цель и предвидеть результат предстоящей деятельности. Параллельно у ребёнка проявляются такие качества как инициативность, любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение.
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.
Учитель использует для этого следующие приемы:
1)
создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся,
изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке
доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь
учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других,
оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов
(например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на
уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных
фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
2. Мотивационно-целевой блок.
Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности,
через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей
последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания (см. приложение),
дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке,
варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость
деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин
ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с
конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
3.Познавательный блок.
Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:
1)
включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в
группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск
решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися
помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов,
организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний,
установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение
противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных
признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии,
использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка
промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное
поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи,
усложнение заданий.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Как развивать у школьника интерес к предмету?
Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
Как развивать у школьника интерес к предмету?
Интересный урок можно создать за счет следующих условий:
• личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
• содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
• методов и приемов обучения.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
От учеников мы часто слышим слова «интересно» и «неинтересно» У. Герберт определяет «интерес», как синоним учебной мотивации. Посмотрите: «хочу», следовательно – «могу», а «могу», следовательно - «выполняю с интересом», а это значит личностно, а личностно, значит значимо каждому! Получилась интересная цепочка обучения, где интерес стоит в центре. Как же сформировать его у ребёнка? Как мотивировать ученика на «ХОЧУ»? Практика показывает, что все этапы урока, весь процесс учебной деятельности на уроке должен нести в себе мотивацию.
Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
· в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг с другом, с соседом по парте);
· предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
· девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»)
Ребёнка «мотивирует» достижение цели, поставленной им самим. Поэтому на уроках я использую такие приёмы, как «Инсерт», «Да-нет», «Яркое пятно», «Тонкие и толстые вопросы».
ИНСЕРТ — это умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом.
Специфика обучения в начальной школе требует переработки приёма ИНСЕРТ, направленной на сокращение и упрощение маркированных категорий текста. Методисты предлагают ограничиться всего лишь двумя графами: «знаю» и «не знаю».
На уроках литературного чтения в 1–4 классах приём эффективного чтения «Инсерт» позволяет прочно усвоить факты биографии писателя. Например, творчества Пушкина.
Первоклассники при изучении темы «Народные сказки» могут заполнять ИНСЕРТ-таблицу картинками. Например, сказку «Репка» дети с лёгкостью перескажут, глядя на изображения.
Пример применения приёма «Да-нет» на уроке при
определении видов сказок.
Задание: Определи вид сказки «Сивка-Бурка»
Ученики заполняют приведённую ниже таблицу, используя слова «да» или «нет» и
определяют вид сказки.
Бытовая |
Да/нет |
Волшебная |
Да/нет |
О животных |
Да/ нет |
Герои – простые люди |
Волшебство |
Веселое настроение |
|||
Веселое настроение |
Герои-злодеи |
Герои-животные |
|||
Смешные ситуации |
Герои-помощники |
Волшебное условие (животные разговаривают) |
|||
Высмеиваются плохие черты характера |
Необычные испытания |
Сильный защищает слабого |
|||
Восторг умом, находчивостью |
Таинственное настроение |
||||
Волшебные предметы |
|||||
Троекратные повторы |
Приём «Яркое пятно»
Урок русского языка 1 класс
«Звуки и буквы»
- Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.
- Ребята на доске буквы. Нам надо их разделить на две группы. Одни в группу сестры, вторые - брата.
- Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие в группу брата?
А И Ж М Н Щ Ы У Д О
Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением".
Учитель делает на доске запись
2 + 5 х 3 = 17 2 + 5 х 3 = 21
Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!
Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Три уровня домашнего задания:
1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное любому ученику.
2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет.
3 уровень - творческое задание. Выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой. Например:
- разработка сказок, фантастических рассказов по учебным темам.
- чайнворды, кроссворды.
- учебные комиксы, стихи и другие задания.
Высокими способностями к обучению обладают те учащиеся, которые внутренне мотивированы на задачу, например, будучи заинтересованными в теме. Более низкие способности к обучению характеризуют учащихся, мотивированных на формальное выполнение задания, например, учащиеся, которые выполняют задание, чтобы избежать неприятностей.
Условия и технологии повышающие уровень положительной учебной мотивации.
Для повышения уровня положительной учебной мотивации младших школьников я использую в своей работе:
1. Использование игровых ситуаций и других элементов занимательности.
2. Использование проблемных ситуаций на уроке.
3. Привлечение детей к работе с энциклопедическим материалом
4. Реализация индивидуального и дифференцированного подхода к ученику (беседа, индивидуальные занятия, наблюдения и т. д.)
5. Система психологически продуманных приемов, создание ситуации успеха.
6.Как можно больше использовать различных творческих заданий.
7.Использование современных технологий в обучении и воспитании
Немаловажное значение в формировании положительной учебной мотивации имеет использование современных образовательных технологий. В работе я использую следующие современные технологии:
1.Технология индивидуальной работы
2.Метод исследовательской и творческой деятельности
3.Урок-презентация
4.Технология перспективно-опережающего обучения
5. Диагностики воспитательного процесса
6. Тренинги
7. Использование здоровьесберегающих технологий
8.Технология коллективная творческая деятельность (объединение разных видов деятельности в сочетании форм, средств, способов действия педагогов и учащихся)
Заключение.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Хочется подчеркнуть, что, работая с детьми младшего школьного возраста, важно «не навредить», и работа должна быть направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.
«Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Мать Тереза
Эта мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации учения младшего школьника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.