1. Пояснительная записка.
Преподавание истории изобразительного искусства в УЧЕРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА г.ГОРЛОВКА (далее ОУ) Донецкой Народной Республики направлено на всестороннее гармоничное развитие личности обучающихся, формирование их мировоззрения, эстетического и нравственного идеала, воспитание культуры чувств.
Занятия историей изобразительного искусства способствуют выработке у обучающихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формирование сферы их духовных интересов и убеждений. Учащиеся приобретают умения видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественное произведение; учатся преобразовывать действительность по законам красоты.
Целью данного курса является гармоничное развитие личности учащегося, т.е. не только получение им конкретных знаний по истории изобразительного искусства, но и получение навыков общения с произведениями искусства, понимание их. Это единственный теоретический курс в рамках обучения в ОУ.
Программа художественной школы является базовой, т.е. первой отправной ступенью в процессе изучения теории изобразительного искусства (в условиях дальнейшего художественного образования). Основными задачами курса являются:
· Научить обучающихся видеть/оценивать произведения искусства;
· Предоставить учащимся информацию о мировом художественном процессе;
· Помочь выстроить приобретенные знания в систему.
В основе данной разработки
лежит программа по истории мирового искусства, практикуемая на всех ступенях
художественного образования (школа – училище – институт/университет
академия). Данная программа ставит целью создание у обучающихся ОУ эмоционально
окрашенного образа прошедших эпох, знакомство с наследием мировой
художественной культуры. Основная программа рассчитана на 4 года обучения (с 3
по 6 класс включительно). В учебном году – 35 учебных недель, 35 – учебных
часов. Всего по курсу – 140 учебных часов (из расчета – 1 час в неделю).
В первый класс ОУ поступают дети возрастом 10-12 лет. Наполняемость групп 1-4 класс (10-15 человек), 5-6 класс (6-9 человек). Преподавание истории изобразительно искусства ведется с 3 класса с учетом знаний, полученных обучающимися в общеобразовательных организациях (школах) по предметам «История», «Мировая художественная культура», в связи с чем, большой упор делается не на фиксацию хронологических событий, а на воспитание исторического восприятия изобразительного искусства.
Данная программа предусматривает постепенное, последовательное усложнение тем, выразительности видеоряда, желательно также совмещение теоретических знаний с практическими, т.е. посещение музеев, выставок и т.д. В этом случае у обучающихся создается более целостный художественный образ эпохи, что способствует легкому и полному восприятию материала.
В процессе обучения обучающиеся знакомятся со специальными терминами и их значениями, правильным произношением и написанием. В случае пропуска занятий для обучающихся предусмотрено выполнение докладов (рефератов) или составление кроссвордов с использованием понятий и терминов из пропущенной темы. Важной частью реферативного занятия является последующее выступление с сообщением перед аудиторией. При соблюдении учебно-тематического плана занятия строятся творчески, исходя из конкретных условий работы, возраста и уровня подготовки обучающихся.
2. Учебно-тематический план.
Первый год является базовым в изучении истории изобразительного искусства, поэтому достаточно времени следует уделить знакомству детей со всеми основными видами и жанрами изобразительного искусства, со множеством тем, образов, сюжетов; рассказать о различных техниках изобразительного искусства, секретах старых мастеров. Важная тема для первого года обучения – возникновение искусства и появление различных его видов. Самое главное в ходе первого года обучения заключается в выработке у обучающегося привычки рассматривать произведение искусства, видеть его.
Очень удобно начинать изучение жанровой системы с вопроса о том, что может быть изображено на картине. Ребята активно включаются в процесс обучения и легче усваивают материал. В рамках подтемы «натюрморт» можно дать самостоятельное задание – придумать натюрморт, характеризующий человека (например, «бабушка», «младший брат», «ученый-химик»), тем самым детям становится ближе и интересней мир вещей, с которым они постоянно «контактируют» на практических занятиях рисунком и живописью.
В изучении жанра пейзажа (если позволяет время) желательно рассмотрение вопроса о степени освещенности (дневной, ночной), и разговор об эпическом и лирическом пейзаже. При изучении данной темы полезно обращение к примерам работ одних и тех же художников – дети не только начинают узнавать их, но и чувствовать индивидуальную манеру мастера, что позволяет обучающимся самостоятельно определить авторство незнакомых им картин.
В рамках изучения анималистического жанра (также, если позволяет время) возможно знакомство со скульптурой Европы и Востока и графикой Китая и Японии (изучению которых специально не уделяется внимание в рамках программы).
Уже в третьем классе при ознакомлении с темами «Искусство первобытного человека», «Искусство Древнего мира» необходимо объяснить обучающимся, почему на протяжении истории человечества существовали разные системы изобразительности. Ребенок должен понять, что создание, восприятие и оценка произведений искусства определяются внутренней логикой развития художественного мышления человека. Это результат определенных способов видения мира, осознания человеком свойств пространства и времени, в которых он живет и действует. Любое произведение искусства создается конкретным человеком в конкретных исторических, географических и социальных условиях, и является отражением его мировидения. И, что при дальнейшем развитии искусства, эти характеристики становятся связаны с понятием стиля.
В рамках изучения искусства Европы от Средневековья до Нового времени особое внимание уделяется искусству эпохи Возрождения. Это позволяет учащимся глубже понять причины изменения самой изобразительной системы – становления станковой живописи (воспроизводящей окружающую реальность – трехмерное пространство), что способствует лучшему усвоению материала на практических занятиях по предметам рисунок, живопись, скульптура.
3 класс (ОУ) – 1 год обучения дисциплине история изобразительного искусства.
№ занятия |
Содержание дисциплины |
Кол-во часов |
Дата |
Раздел 1 |
Введение в теорию изобразительного искусства |
8 |
|
|
Тема 1. Виды и жанры ИЗО, их происхождение, выразительные средства. |
6 |
|
Занятие №1 |
Искусство как вид деятельности человека, его особенности, значение искусства в жизни человека. Многообразие искусства, его виды: временные (динамические), пространственные (пластические), пространственно-временные. Виды пластических искусств: изобразительное (живопись, скульптура, графика, монументально-декоративное искусство) и неизобразительное (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн). |
1 |
|
Занятие №2 |
Особенности живописи как вида пластического искусства. Цвет как основное изобразительное средство живописи. Понятие колорита. Виды живописи (монументальная, станковая, миниатюра, театрально-декорационная, икона). Материалы станковой живописи: темпера, энкаустика, масло, акварель, гуашь, пастель, акрил и их изобразительные возможности. Особенности графики как вида изобразительного искусства. Основные изобразительные средства: пятно, линия, тон, штрих, контур. Виды графики: станковая (уникальная – рисунок, печатная – гравюра и др.), монументально-плакатная, книжно-журнальная, прикладная, компьютерная. |
1 |
|
Занятие №3 |
Особенности скульптуры как вида изобразительного искусства. Виды скульптуры: монументальная, станковая, скульптура малых форм (мелкая пластика). Круглая скульптура и рельеф (барельеф, горельеф, контррельеф, сквозной). Материалы и способы изготовления. Особенности архитектуры как вида пластического искусства. Виды архитектуры: 1объемные сооружения, ландшафтная архитектура, градостроительство. Понятия «архитектурный ансамбль», «синтез искусств». |
1 |
|
Занятие №4 |
Особенности декоративно-прикладного искусства. Виды дпи: керамика, батик, художественная обработка дерева, ткани, металла, стекло, кружевоплетение и др. Народные промыслы. Дизайн. Научные основы дизайна – техническая эстетика, эргономика. Классификация произведений искусства по содержанию. Жанры (и их виды) в изобразительном искусстве: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, библейско-мифологический, сказочно-былинный, бытовой, интерьерный, анималистический. |
1 |
|
Занятие №5 |
Изучение вопросов композиции. Термины «формат», «композиционный центр», «композиционная схема» и др. |
1 |
|
Занятие №6 |
Тематическое оценивание. Тестовое задание. |
1 |
|
|
Тема 2. Происхождение изобразительного искусства. Искусство первобытного человека |
2 |
|
Занятие № 7 |
Введение в историю искусства первобытного общества. Краткая характеристика. Периодизация. |
1 |
|
Занятие № 8 |
Основные версии о происхождении искусства. Памятники первобытного искусства (наскальная 1живопись, скульптурные изображения и др.) в мире и на территории ДНР. |
1 |
|
Раздел 2 |
Искусство Древнего Мира |
9 |
|
|
Тема 3. Искусство Древнего Египта |
4 |
|
Занятие № 9 |
Культура Древнего Египта. Географическое положение и исторические условия Древнего Египта. Древнее, Среднее и Новое царства. Связь искусства с религией и заупокойным культом. Синтез искусств. Каноны. Монументальность. |
1 |
|
Занятие № 10 |
Архитектура Древнего Египта. Типы гробниц: мастаба, ступенчатая пирамида, классическая пирамида, скальная гробница. Комплекс пирамид в Гизе. Сфинкс. Принципы построения храмов. Храмы в Луксоре и Карнаке и др. |
1 |
|
Занятие № 11 |
Скульптура и живопись. Круглая скульптура: монументальная и мелкая пластика (ушебти). Рельеф и живопись: «повествовательность», «плоскостность», разномасштабность фигур и др. Иероглифы и изображение. Изменение искусства в эпоху Нового царства – канон и реалистические тенденции. |
|
|
Занятие № 12 |
Опрос обучающихся или проверка знаний в тестовой форме. |
|
|
Раздел 3 |
Искусство Античности |
8 |
|
|
Тема 4. Искусство Древней Греции |
4 |
|
Занятие № 13 |
Понятие «античность». Географическое положение и исторические условия развития Древней Греции. Мифы и их роль в искусстве. Эстетический идеал Древней Греции. Периодизация. Крито-Микенский период. |
1 |
|
Занятие № 14 |
Искусство архаики: архитектура (сложение ордерной системы, основные типы храмов), скульптура (куросы и коры, «архаическая улыбка»), вазопись (чернофигурный и 1краснофигурный стили). |
1
|
|
Занятие № 15 |
Искусство греческой классики: ведущая роль Афин, строительство Афинского акрополя. Создание образа гармоничного человека (пропорции) в творчестве скульпторов: Мирона, Поликлета, Фидия, Скопаса, Праксителя, Лисиппа. |
1 |
|
Занятие № 16 |
Искусство Эллинизма. Героическая патетика и виртуозность исполнения (статуя Лаокоон, Пергамский алтарь). Значение древнегреческого искусства для дальнейшего развития мирового искусства. |
1 |
|
|
Тема 5. Искусство Древнего Рима |
4 |
|
Занятие № 17 |
Географическое положение и исторические условия развития Древнего Рима. Этапы: искусство этрусков, искусство Римской республики, искусство Римской империи. Своеобразие древнеримского искусства – развитие традиций Древней Греции. Научные достижения древних римлян (изобретение бетона, строительство акведуков и пр.). Архитектура Древнего Рима (Пантеон, Колизей). |
1 |
|
Занятие № 18 |
Скульптура в Древнем Риме (реалистический скульптурный портрет). Памятники искусства, сохранившиеся в Помпеях. «Фаюмский портрет».
|
1 |
|
Занятие № 19 |
Просмотр документального фильма BBC: Искусство всемирной живописи. Греция и Рим Оригинальное название: BBC: Sister Wendy's Story Of О фильме: Серия "Всемирная история живописи" приглашает совершить увлекательное путешествие по знаменитым музеям и художественным галереям. https://www.youtube.com/watch?v=OPS7yl6FL3A |
1 |
|
Занятие № 20 |
Опрос обучающихся по пройденному материалу (возможно, в тестовой форме). |
1 |
|
Раздел 4 |
Искусство Средних веков |
9 |
|
|
Тема 6. Искусство Средневековья. Происхождение христианства. Искусство Византии |
5 |
|
Занятие № 21 |
Повторение пройденного материала. Падение Римской империи. Понятие «иконография». Христианская символика. Значение искусства Византии. |
1 |
|
Занятие № 22 |
Особенности раннего средневековья на территории Европы: становление европейских государств, распространение христианской религии.
|
1 |
|
Занятие № 23 |
Зарождение христианства, его основы. Византия – первое государство с Христианством как государственной религией. Искусство Византии. |
1 |
|
Занятие № 24 |
Крестово-купольный тип храма как отражение христианских идей и создание модели мира (Собор Св.Софии в Константинополе). |
1 |
|
Занятие № 25 |
Мозаичное искусство (памятники Равенны). Икона. Каноничность. |
1 |
|
|
Тема 7. Романский стиль |
2 |
|
Занятие № 26 |
Романский стиль и его характеристики («мой дом – моя крепость»). Христианский храм как «дом Бога» и как «Библия для неграмотных». |
1 |
|
Занятие № 27 |
Просмотр документального фильма. Фильм на тему "Романский стиль" (Архитектура,Искусство,Монументальная скульптура) https://www.youtube.com/watch?v=CFMYKpeu9AQ Тематическое оценивание. |
1 |
|
|
Тема 8. Готика |
2 |
|
Занятие № 28 |
Архитектура готики: новая конструкция храма. Понятия «контрфорс», «аркбутан», «нервюра» и др. Витражи. |
1 |
|
Занятие № 29 |
Готическая скульптура и ее характеристики (зависимость от архитектуры, вытянутость и др.). Особенности готики в разных европейских странах. |
1 |
|
Раздел 4 |
Искусство Возрождения |
6 |
|
|
Тема 9. Искусство Возрождения в Италии |
3 |
|
Занятие № 30 |
Основные характеристики эпохи Возрождения, терминология (понятия «Гуманизм», «проторенессанс», «кватроченто» и др.). Обращение к античному наследию и его интерпретация. Проторенессанс. Творчество Джованни Чимабуэ, Дуччо ди Буонисенья, Джотто ди Бондоне. Становление классической системы живописи. |
1 |
|
Занятие № 31 |
Раннее Возрождение: живопись (творчество С.Боттичелли и др.), архитектура (творчество Ф.Брунеллески), скульптура (творчество Донателло). |
1 |
|
Занятие № 32 |
Высокое Возрождение. Поиски идеала человеческой личности. Творчество Леонардо да Винчи. Его наследие как художника, теоретика искусства, ученого.Творчество Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти. Творчество Тициана и других представителей «венецианской школы». Маньеризм. |
1 |
|
|
Тема 10. Искусство Северного Возрождения |
3 |
|
Занятие № 33 |
Термин «Северное Возрождение». Особенности Северного Возрождения в Нидерландах (творчество бр. ван Эйк, П.Брейгеля). |
1 |
|
Занятие № 34 |
Особенности Северного Возрождения в Германии. Творчество А.Дюрера, Г.Гольбейна и др. Задание для самостоятельной работы – сравнительный анализ учащимися итальянского и северного возрождения (письменно, устное обсуждение). |
1 |
|
Занятие № 35 |
Тематическое оценивание |
1 |
|
4 класс (ОУ) – 2 год обучения дисциплине история изобразительного искусства.
В рамках изучения искусства Европы от Средневековья до Нового времени особое внимание уделяется искусству эпохи Возрождения. Это позволяет обучающимся глубже понять причины изменения самой изобразительной системы – становления станковой живописи (воспроизводящей окружающую реальность – трехмерное пространство), что способствует лучшему усвоению материала на практических занятиях по предметам рисунок, живопись, скульптура. А также в течение учебного года у обучающихся должно сформироваться целостное представление о развитии русского изобразительного искусства от древних времен до конца 19 века. Особый акцент в преподавании делается на изменение изобразительной системы в эпоху Петра 1. Подробно анализируется становление и развитие художественного образования в России, традиции академического искусства, продолжающиеся и в современном художественном образовании (в том числе, и в детских художественных школах).
№ занятия |
Содержание дисциплины |
Кол-во часов |
Дата |
Вводное занятие |
Повторение пройденного материала |
1 |
|
Раздел 5 |
Искусство Нового времени |
8 |
|
|
Тема 11. Искусство Италии 17 века |
|
|
Занятие №2 |
Особенности итальянского искусства XVII века. Стиль «Барокко». Творчество Л.Бернини. Живопись Караваджо, его влияние на других европейских художников. Термин «натурализм». |
1 |
|
Занятие №3 |
Живопись Фландрии XVII века. Творчество П.Рубенса. Портреты А. ван Дейка. Натюрморты П.Снейдерса. |
1 |
|
|
Тема 12. Искусство Фландрии 17 века |
1 |
|
Занятие №4 |
Живопись Фландрии XVII века. Творчество П.Рубенса. Портреты А. ван Дейка. Натюрморты П.Снейдерса. |
1 |
|
|
Тема 13. Искусство Голландии 17 века |
1 |
|
Занятие №5 |
Голландская живопись XVII века. Творчество Рембрандта ван Рейна. Бытовой жанр, пейзаж, натюрморт в творчестве «малых голландцев». Портреты Ф.Хальса. |
1 |
|
|
Тема 13. Искусство Испании 17-18 веков |
1 |
|
Занятие № 6 |
Особенности испанской школы живописи. Творчество Эль Греко, Д.Веласкеса, Ф.Гойи. |
1 |
|
|
Тема 14. Искусство Франции 17-18 веков |
1 |
|
Занятие № 7 |
Классицизм и барокко в архитектуре Франции (Версаль, Лувр). Барочная живопись (творчество А.Ватто, О.Фрагонара). Рококо (творчество Ф.Буше). Реалистические тенденции в живописи Ж. де Латура, Ж.-Б.Шардена и скульптуре Ж.А.Гудона. Творчество Н.Пуссена: «программа» классицизма в живописи. |
1 |
|
Занятие №8 |
Опрос обучающихся, тестовые задания или письменная самостоятельная работа на тему «Характеристика стилей Барокко и Классицизм в европейском искусстве 17 – 18 веков». |
1 |
|
Занятие №9 |
Закрепление материала. Просмотр фильма |
1 |
|
Раздел 6 |
Русское искусство |
30 |
|
|
Тема 15. Древнерусское искусство (10-17 веков) |
7 |
|
Занятие №10 |
Повторение пройденного материала с особым акцентом на искусство Византии, преемницей которой становится Древняя Русь. |
1 |
|
Занятие №11 |
«Догосударственный» период (славянские племена). Языческие верования. Образование Киевского государства, его связь с Византией. Деревянное и каменное зодчество. Собор Св.Софии в Киеве. Особенность архитектуры собора и его оформления (фрески, мозаика). Система иконописания на Руси. |
1 |
|
Занятие №12 |
Древнерусское искусство периода феодальной раздробленности (12 – 13 века). Своеобразие местных художественных школ. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества: культовое (Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, Рождественский собор в Суздале, храм Покрова на Нерли) и светское зодчество (дворцовый ансамбль в Боголюбово). Характерные черты местной школы иконописи, влияние иконы «Богоматерь Владимирская». |
1 |
|
Занятие №13 |
Искусство Древнего Новгорода. Новгородский Кремль. Собор Св.Софии, церковь Спаса на Нередице, церковь спаса Преображения на Ильине улице. Монументальная живопись (творчество Феофана Грека). Своеобразие иконописной школы: влияние Византийского искусства и своеобразие местного «понимания» ( «Спас Нерукотворный», «Ангел Златые власы», иконы Ф.Грека), «аристократическая» и «народная» линии (на примере икон «Чудо Св.Георгия о змие»: изменение цветового канона – добавление красного и зеленого цветов и др.) Особенности Псковского зодчества (звонницы) и иконописания («Илья-пророк в Пустыне» и др.) |
1 |
|
Занятие №14 |
Искусство Москвы 14 – 16 веков. Расцвет московского княжества. Архитектура: Троице-Сергиев монастырь, Андроников монастырь, Московский Кремль (воплощение традиций древнерусской архитектуры и итальянского зодчества), Церковь Вознесения в Коломенском, Храм Покрова на рву (Собор Василия Блаженного). |
1 |
|
Занятие №15 |
Московская иконописная школа. Творчество Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова. Особенности древнерусского искусства в 17 веке. |
1 |
|
|
Тема 16. Искусство Петровской эпохи |
3 |
|
Занятие №16 |
Опрос обучающихся или выполнение тестового задания. Задание для самостоятельной работы – сравнение икон московской и новгородской школы. |
1 |
|
Занятие №17 |
Реформы Петра 1, экономические и политические перемены в России. Становление нового мировоззрения и отражение его в изобразительном искусстве нач. 18 века (становление светского искусства). Санкт-Петербург как новая столица (система планировки города). Европейская преемственность: стили барокко и классицизм в архитектуре (творчество Д. Трезини) и скульптуре (творчество Б.К.Растрелли). |
1 |
|
Занятие №18 |
Портретный жанр в русской живописи 1-ой пол. 18 века. Творчество И.Никитина, А.Матвеева, И.Вишнякова, А.Антропова, И.Аргунова. Термин «россика» (зарубежные художники в России 18 века). |
1 |
|
|
Тема 17. Русское искусство середины и 2-й половины 18 века |
3 |
|
Занятие №18 |
«Русский ампир»: стилевые особенности позднего классицизма, патриотические идеи, развитие общественной архитектуры. Ансамблевое строительство. Синтез архитектуры и скульптуры. Творчество А.Д.Захарова, А.Н.Воронихина, К.И.Росси, О. Монферана. |
1 |
|
Занятие №20 |
Восстановление Москвы после пожара 1812 года. Творчество О.И.Бове, Д.И.Жилярди. Скульптурная пластика, оформляющая здания классицизма (творчество Ф.Щедрина и др.). |
1 |
|
Занятие №21 |
Творчество К.П.Брюллова: портретная живопись, «Последний день Помпеи». Творчество А.А.Иванова, создание «Явления Христа народу», пленэрная живопись. Пейзажная живопись 1-й половины 19 века: творчество С.Ф.Щедрина, И.К.Айвазовского. |
1 |
|
|
Тема 18. Русское искусство 1-й половины и середины 19 века |
6 |
|
Занятие №22 |
Реалистические тенденции в искусстве сер. 19 века. А.Г.Венецианов как представитель «крестьянского жанра». Творчество Г.Сороки. Бытовой жанр в творчестве П.А.Федотова: сатирическая направленность ранних работ («Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа или не в пору пришедший гость», «Разборчивая невеста»), трагические ноты поздних произведений («Вдовушка», «Анкор, еще анкор»!») |
1 |
|
Занятие №23 |
Протест против академического искусства. «Бунт 14», образование «Товарищества передвижных художественных выставок». Творчество В.Г.Перова, И.Н.Крамского. Роль в развитии русского искусства художественного критика В.В.Стасова, художника-педагога П.П.Чистякова, основателя картинной галереи П.М.Третьякова. |
1 |
|
Занятие №24 |
Творчество И.Е.Репина. Исторический жанр в творчестве Н.Н.Ге, В.И.Сурикова. |
1 |
|
Занятие №25 |
Творчество В.В.Верещагина. |
1 |
|
Занятие №26 |
Интерес к русской истории и национальному наследию: сказочно-былинный жанр в творчестве живописца В.М.Васнецова, портреты русских правителей (Иван Грозный, Петр 1) |
1 |
|
Занятие №27 |
Скульптора М.М.Антокольского, мотивы древнерусского зодчества в творчестве архитектора А.Н.Померанцева (Верхние торговые ряды в Москве – здание ГУМа). |
1 |
|
|
Тема 19. Русское искусство 2-й половины 19 века |
8 |
|
Занятие №28 |
Развитие пейзажного жанра во 2-й половине 19 века – обращение к красоте русской природы: творчество А.К.Саврасова. |
1 |
|
Занятие №29 |
Творчество Ф.А.Васильева, А.И.Куинджи, |
1 |
|
Занятие №30 |
Творчество В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, |
1 |
|
Занятие №31 |
Творчество И.И.Левитана. |
1 |
|
Занятие №32 |
Просмотр репродукций работ европейских художников творивших в жанре пейзажа во 2-й половине 19 века (сравнение с работами русских живописцев). |
1 |
|
Занятие №33 |
Задание для самостоятельной работы – исследовательская работа по экспозиции Государственной Третьяковской галереи |
1 |
|
Занятие №34 |
Просмотр документального фильма про собрание Эрмитажа. |
1 |
|
Занятие №35 |
Повторение пройденного материала, опрос обучающихся (возможно, тестовое задание). |
1 |
|
5 класс (ОУ) – 3 год обучения дисциплине история изобразительного искусства.
В 5-м классе в силу специфики изучаемого материала – интернационализация искусства конца Х1Х – ХХ веков – происходят изменения в его подаче. При рассмотрении тем этого периода отсутствует «четкое разделение» зарубежного и русского искусства, напротив, начиная с изучения стиля «модерн» раскрываются взаимовлияние и взаимопроникновение национальных искусств, преломление в них общих для одного стиля художественных особенностей и парадоксы вынужденной изоляции (советское искусство).
№ занятия |
Содержание дисциплины |
Кол-во Часов |
Дата |
|
Повторение пройденного материала |
4 |
|
Занятие №1 |
Повторение истории русского искусства с 10 до конца 19 веков (роль петровских реформ в становлении классицистически-академической системы изображения, протест против академических традиций во 2-й половине 19 века). |
1 |
|
Занятие №2 |
Повторение истории русского искусства с 10 до конца 19 веков (роль петровских реформ в становлении классицистически-академической системы изображения, протест против академических традиций во 2-й половине 19 века). Продолжение работы. |
1 |
|
Занятие №3 |
Повторение истории европейского искусства до нач. 19 века (cтановление и развитие классической системы изобразительности, классицизм и «академизм» 18 века.) |
1 |
|
Раздел 6 |
Русское и Зарубежное искусство 19-20 веков |
32 |
|
|
Тема 20. Искусство Франции 19 века |
4 |
|
Занятие №4 |
Историко-культурная ситуация во Франции начала 19 века. Романтизм (творчество Т.Жерико, Э.Делакруа). Традиции классицизма в творчестве Ж.-Л.Давида, Д.Энгра. |
1 |
|
Занятие №5 |
Реализм во французском искусстве середины 19 века: творчество Г.Курбе, Ф.Милле, К.Коро, О.Домье, «барбизонцев» (Ш.Добиньи, Т.Руссо, Э.Будена). |
1 |
|
Занятие №6 |
Импрессионизм. Изменение традиционной системы изображения в живописи – отход от академизма. Пленэр. Изменение композиции – серийность и «кадрированность» работ. Изменение колорита и техники живописи. Творчество К.Моне, Э.Дега, Э.Мане, О.Ренуара, К.Писсаро и др. |
1 |
|
Занятие №7 |
Неоимпрессионизм (творчество Ж.Сера, П.Синьяка). Скульптура 2-й пол. 19 века: творчество О.Родена и др. |
1 |
|
|
Тема 21. Искусство Западной Европы в 19 веке |
4 |
|
Занятие №8 |
Живопись Англии 18 – 19 веков: общая характеристика.
|
1 |
|
Занятие №9 |
Творчество У.Хоггарта, Т.Гейнсборо, Д.Рейнольдса, Д.Констебля, У.Тернера, |
1 |
|
Занятие №10 |
Прерафаэлиты. |
1 |
|
Занятие №11 |
Живопись Германии 19 века: творчество Ф.Рунге, К.-Д.Фридриха, А.Менцеля, художников бидермейера. |
1 |
|
|
Тема 22. Искусство Западной Европы конца 19- начала 20 веков. |
6 |
|
Занятие №12 |
Постимпрессионизм: субъективизм искусства (творчество П.Сезанна, В.ван Гога, П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека). |
1 |
|
Занятие №13 |
Интернациональность искусства рубежа 19 – 20 веков. Символизм в творчестве французских художников П.де Шавана, О.Редона, Г.Моро, немецком искусстве (А.Беклин), бельгийца Д.Энсора. |
1 |
|
Занятие №14 |
Стиль Модерн. Терминология. Архитектура и декоративно-прикладное искусство: творчество А.Гауди, Э.Гимара и др. Художники Модерна: О.Бердсли, Д.Уистлер, А.Муха, Г.Климдт и др. |
1 |
|
Занятие №15 |
Искусство европейского авангарда: фовизм (творчество А.Матисса и др.), экспрессионизм (творчество Ф.Марка и др.), кубизм (творчество П.Пикассо и др.). Примитивное искусство (творчество «Таможенника»-Руссо). |
1 |
|
Занятие №16 |
Закрепление пройденного матеиала. Просмотр документального фильма «Искусство западной европы 19 -20 века в коллекции Эрмитажа». |
1 |
|
Занятие №17 |
Тематическое оценивание в тестовой форме. |
1 |
|
|
Тема 23. Русское искусство конца 19- начала 20 веков |
5 |
|
Занятие №18 |
Импрессионизм и символизм в России (творчество К.А.Коровина, В.А.Серова). Объединения «Голубая роза» и «Мир искусства» (творчество В.Э.Борисова-Мусатова А.Н.Бенуа и др.). |
1 |
|
Занятие №19 |
Неорусский стиль и особенности стиля Модерн в России. Архитектура: творчество Ф.О.Шехтеля и др. «Универсализм» художественной деятельности М.А.Врубеля: живопись, книжная иллюстрация, декоративно-монументальное и декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационная живопись. |
1 |
|
Занятие №20 |
Особенности русского авангарда. Ориентация на национальное народное и примитивное искусство и достижения французской живописи. Объединение «Бубновый валет»: творчество И.Машкова, К.Кончаловского, Р.Фалька и др. Примитивизм в творчестве М.Ларионова, Н.Гончаровой и др. |
1 |
|
Занятие №21 |
Возникновение абстрактного (творчество В.В.Кандинского) и беспредметного искусства (творчество М.Ф.Ларионова, К.С.Малевича). Творчество П.Н.Филонова. Конструктивизм (творчество А.М.Родченко, В.Степановой и др.) |
1 |
|
Занятие №22 |
Подведение итогов по теме. Просмотр фильма «Авангард и русские художники XX века»https://www.youtube.com/watch?v=z4bK3m7lnQg
|
1 |
|
|
Тема 24. Советское искусство |
8 |
|
Занятие №23 |
Особенности искусства постреволюционного периода. Новые «формы» искусства: праздничное оформление улиц и др. Графика: «Окна сатиры РОСТА» – содружество художников и поэтов (творчество М.Черемных, В.Лебедева, В.Маяковского и др.), плакат. Агитационный фарфор. |
1 |
|
Занятие №24 |
Становление и развитие книжной графики в 1920-е годы (московская школа во главе с В.А.Фаворским, ленинградская школа). Творчество архитектора К.С.Мельникова. |
1 |
|
Занятие №25 |
Искусство 1930-х годов – «социалистический реализм». Творчество М.В.Нестерова, П.Д.Корина. |
1 |
|
Занятие №26 |
Статуя «Рабочий и колхозница» В.И.Мухиной и др. |
1 |
|
Занятие №27 |
Особенности искусства военных лет: графика (плакат, «Окна ТАСС»). |
1 |
|
Занятие №28 |
Поствоенная скульптура – памятники и монументы героям (творчество Е.В.Вучетича и др.). |
1 |
|
Занятие №29 |
«Суровый стиль» в живописи. |
1 |
|
Занятие №30 |
«Неофициальное искусство» 1960-х годов. |
1 |
|
|
Тема 25. Зарубежное искусство 20 века |
2 |
|
Занятие №31 |
Основные направления в зарубежном искусстве 20 века: сюрреализм, поп-арт, «бедное искусство», концептуализм, минимализм. |
1 |
|
Занятие №32 |
Новые формы в изобразительном искусстве 2-ой пол. 20 века: инсталляции, акции, перформансы и др. Развитие дизайна и архитектуры. |
1 |
|
|
Тема 26. Русское искусство рубежа 20-21 веков |
3 |
|
Занятие №33 |
Состояние современного изобразительного искусства в России. Понятие актуального искусства. Сосуществование в современном мире классического и актуального искусства. |
1 |
|
Занятие №34 |
Состояние современного изобразительного искусства в России. Понятие актуального искусства. |
1 |
|
Занятие №35 |
Сосуществование в современном мире классического и актуального искусства. Подведение итогов по курсу. |
1 |
|
6 класс (ОУ) – 4 год обучения дисциплине история изобразительного искусства.
В 6 классе ОУ, способ изложения меняется из лекционного в исследовательский, это не способ дань новую информацию, а закрепить знания, полученные за 3 года обучения дисциплине (3, 4, 5 классы). Информация дается в виде обобщения и сравнения.
№ занятия |
Содержание дисциплины |
Кол-во часов |
Дата |
Занятие №1 |
Введение в историю изучения изобразительного искусства. Вводная лекция |
1 |
|
Занятие №2 |
История искусства. Появление и семантика искусства. |
1 |
|
Занятие №3 |
Первобытное искусство. Общая характеристика. Обобщение. |
1 |
|
Занятие №4 |
Первобытное искусство. Связь искусства и культуры. |
1 |
|
Занятие №5 |
Тематическое оценивание в тестовой форме. |
1 |
|
Занятие №6 |
Культура античного общества. Зарождение нового вида искусства. |
1 |
|
Занятие №7 |
Искусства в Античном мире. |
1 |
|
Занятие №8 |
Образ человека в искусстве Античности. |
1 |
|
Занятие №9 |
Тематическое оценивание в игровой форме. |
1 |
|
Занятие №10 |
Искусства в Средние века. Общая характеристика. |
1 |
|
Занятие №11 |
Культура Средневековья |
1 |
|
Занятие №12 |
Готика |
1 |
|
Занятие №13 |
Романский стиль |
1 |
|
Занятие №14 |
Тематическое оценивание по иллюстративному материалу (атрибуция памятников) |
1 |
|
Занятие №15 |
От Возрождения до Современности. Общая характеристика культурных изменений. |
1 |
|
Занятие №16 |
Зарождение гуманизма. |
1 |
|
Занятие №17 |
Художники эпохи Романтизма. |
1 |
|
Занятие №18 |
Академизм. Анализ художественного стиля. |
1 |
|
Занятие №19 |
Символизм. Анализ художественного стиля. |
1 |
|
Занятие №20 |
Импрессионизм. Анализ художественного стиля. |
1 |
|
Занятие №21 |
Фовизм. Анализ художественного стиля. |
1 |
|
Занятие №22 |
Экспрессионизм. Анализ художественного стиля. |
1 |
|
Занятие №23 |
Сюрреализм. Анализ и мастера. |
1 |
|
Занятие №24 |
Кубизм. Анализ художественного стиля. |
1 |
|
Занятие №25 |
Дадаизм. Анализ художественного стиля. |
1 |
|
Занятие №25 |
Занятие в игровой форме. Найди свой художественный стиль (Выполнение творческой работы по любому из изученных направлений) |
1 |
|
Занятие №27 |
Занятие в игровой форме. Найди свой художественный стиль. |
1 |
|
Занятие №28 |
Занятие в игровой форме. Найди свой художественный стиль. |
1 |
|
Занятие №29 |
Занятие в игровой форме. Найди свой художественный стиль. |
1 |
|
Занятие №30 |
Растущая глобализация. Идеи коммунизма и постмодернизма. |
1 |
|
Занятие №31 |
Модерн и постмодерн. Сходства и различия. |
1 |
|
Занятие №32 |
Художники стиля модерн. |
1 |
|
Занятие №33 |
Классификация видов искусства. |
1 |
|
Занятие №34 |
Искусство и критика. |
1 |
|
Занятие №35 |
Подведение итогов по курсу |
1 |
|
3. Методическое обеспечение.
Методические рекомендации преподавателю даются во вступлении перед учебно-тематическим планом по каждому учебному году.
Оценка знаний обучающихся в конце 3 – 6 классов проводится в виде опроса либо зачетно-тестового задания. В некоторых случаях (большие пропуски) – обучающимся выполняется реферат с устным сообщением либо составляется кроссворд по пропущенному материалу.
Итоговая работа по истории искусств в 6-ом классе – реферат, который самостоятельно пишется и его основные положения высказываются устно в форме доклада в присутствии всей группы. Выбор темы – прерогатива обучающихся, это позволяет сделать итоговое занятие не строго отчетным, а более интересным, создавая удобную, не напряженную атмосферу для ребят. При этом обязанность преподавателя – не позволять повторяться темам (например, при желании нескольких обучающихся выступить с сообщением по творчеству одного художника преподаватель настаивает на кандидатурах разных художников, хотя может предложить разграничить периоды творчества одного художника, т.е. несколько скорректировать выбранную обучающимся тему). Объем реферата 4 – 6 стр. – это позволяет в процессе урока заслушать всех. Подготовка к устному ответу дает учащемуся возможность практиковать навыки грамотной речи, а у слушающих данная форма воспитывает уважение к труду лектора. Данный вариант итогового занятия позволяет охватить большой объем материала по всему курсу.
В ОУ занятия по истории искусств проходят в помещении библиотеки (специально оборудованный кабинет), поэтому вспомогательным (дидактическим) материалом служит весь библиотечный фонд. Во время урока при необходимости ребята работают со словарями художественных терминов, книжными репродукциями. Помимо книжного иллюстративного ряда в школе есть коллекция слайдов по всеобщей истории искусства и собрание видеофильмов по истории изобразительного искусства (о коллекциях Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи и др.)
4. Рекомендуемая литература
1. Алексеева В.В. Что такое искусство? Альбом. (Любое издание).
2. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1 – 3. (Любое издание).
3. Гнедич П.П. История искусств. Т. 1 – 3. (Любое издание).
4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. (Любое издание).
5. История мирового искусства. М., 1998.
6. Малая история искусств (серия.) М., 1974 – 1984.
7. Энциклопедия мирового искусства. Т. 1 – 8. М., 2003 – 2005.
8. Европейское искусство. Энциклопедия. «Живопись. Скульптура. Графика». Т. 1 – 3. М., 2006.
9. История мировой живописи. Т. 1 – 22. М., 2001 – 2008.
10. Мастера мировой живописи. Т. 1 – 2. М., 2002.
11. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.
12. Искусство Древнего мира. Энциклопедия. М., 2001.
13. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1 – 2. М., 1987.
14. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Изд. на рус. яз. 2000.
15. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись. Изд. на рус. яз. 2000.
16. Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. Изд. на рус. яз. 2001.
17. Овсянников Ю. История памятников архитектуры. М., 2001.
18. Великие музеи мира (серия). М., 2001 – 2009.
19. Великие дворцы мира (серия). М., 2001 – 2009.
5. Условия реализации программы (оборудование).
Теоретические занятия по истории изобразительного искусства в системе художественного образования традиционно сопровождаются зрительным (визуальным) материалом. Курс ОУ основан на объемном видеоряде: видеокассеты, слайды, и – что особенно важно – книги.
Так как в последнее время все ярче проявляется тенденция уменьшения обучающийся, читающих непосредственно литературу по предмету, на занятиях по истории искусств достаточно много внимания уделяется книге как источнику информации. В школе занятия по истории искусств успешно проходят непосредственно в помещении школьной библиотеки, что позволяет разнообразно, плодотворно и весьма интересно совмещать все имеющиеся у преподавателя технические средства обучения и работу обучающихся с книгами по искусству, в том числе самостоятельную.
Помещение школьной библиотеки специально оборудовано для проведения занятий по истории искусств. Кабинет оснащен почти всем необходимым для занятий: книгами, коллекцией видеоматериалов, необходимой справочной и образовательной литературой в количестве, достаточном для полноценного и качественного проведения учебных занятий.
6. Критерии оценивания.
Уровни знаний |
Баллы |
Общие критерии оценки учебных достижений обучающихся |
1. Начальный |
2 |
Обучающийся владеет незначительной частью тематического материала и курса истории искусств, демонстрирует недостаточно сформированный уровень восприятия художественных произведений, обнаруживает недостаточно сформированные умения анализировать и интерпретировать культурно-художественные явления, владеет незначительной частью специальной терминологии; словарный запас в основном дает возможность изложить мысль на элементарном уровне. |
II. Средний |
3 |
Обучающийся владеет знаниями и умениями, которые дают возможность анализировать, интерпретировать отдельные культурно-художественные явления, недостаточно умеет воспринимать, интерпретировать художественные произведения, которые нуждаются в абстрактном мышлении; обнаруживает недостаточные знания специальной терминологии; словарный запас небогат. |
III. Достаточный |
4 |
Обучающийся умеет воспринимать и интерпретировать художественно-культурные явления, достаточно полно характеризует художественно-образное содержание художественных произведений, но демонстрирует стандартное мышление, ему недостает собственных выводов, ассоциаций, обобщения, не всегда умеет соединить своеобразие художественных образов и жизненных явлений; не всегда владеет специальной терминологией во время анализа и интерпретации культурно-художественных явлений. |
V. Высокий |
5 |
Обучающийся владеет тематическим материалом из курса истории искусств в пределах программы, использовать приобретенные знания, умения и способности в новых интегрированных художественно-творческих заданиях, обнаруживает знание специальной терминологии, ее осознание и прочность, умение систематизировать, обобщать, анализировать, интерпретировать культурно-художественные явления в их взаимосвязях, ассоциировать их с жизненными явлениями. |
Итоговое оценивание осуществляется в конце семестра или учебного года. Итоговая оценка за семестр выставляется по результатам тематического оценивания, а за год на основе семестровых оценок.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.