Учебная программа "Подготовительный класс (Основы музыкальной грамоты)"
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
музыка +1
Все классы
12.04.2018
Программа учебного предмета "Основы музыкальной грамоты" предполагает изучение элементарной музыкальной грамоты детьми 6-7 лет. Сроки реализации данной программы - 1 год. Она составлена в соответствии возрастным особенностям учащихся и их основному виду деятельности. в игровой форме дети знакомятся с нотами, понятиями: лад, гамма, тон и полутон, интервалы.
основы музыкальной грамоты - поджготовительный класс.doc
«Одобрено»
Педагогическим советом
МБОУ ДОД «ДШИ № 25»
«Утверждаю»
Директор МБОУ ДОД «ДШИ № 25»
___________ Лодкина О. Л.
дата рассмотрения _______________
________________
дата утверждения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования муниципального образования
«Верхнетоемский муниципальный район»
«ШКОЛА ИСКУССТВ № 25»
Программа по учебному предмету
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС»
Составитель: Вежливцева Наталья Николаевна
преподаватель фортепиано, хора, вокала, теоретических дисциплин Верхняя Тойма
2018 г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе;
Цели и задачи учебного предмета;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Методы обучения;
Описание материальнотехнических условий реализации учебного
предмета;
II. Содержание учебного предмета
Учебнотематический план обучения;
Содержание образовательной программы;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Формы и методы контроля;
Требования для поступающих в 1 класс;
Критерии оценки;
V. Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям;
Рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся;
VI. Список учебной и методической литературы. I.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Учебная рабочая программа по предмету «Основы музыкальной
грамоты» входит в основную часть учебного плана образовательной
программы «Подготовительный класс» и
составлена на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств» Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013
№1910139/06ГИ, примерных требований к программам дополнительного
образования детей и программы И.Е.Домогацкой «Развитие музыкальных
способностей детей 35 лет», Москва 2003.
Учебная рабочая программа по предмету «основы музыкальной
грамоты» предназначена для учащихся подготовительного класса,
ориентированных на поступление в 1 класс ДШИ на музыкальное отделение.
Активное формирование музыкальных способностей, творческих и
исполнительских навыков у детей в условиях музыкального учебного
заведения, в частности, в подготовительных классах музыкальных
отделений школ искусств является одним из важнейших факторов,
определяющих успех дальнейшего музыкального обучения.
Раннее
приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего
гармонического развития личности ребенка, а так же помогает выявлению
детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.
Детям младшего возраста свойственна свободная творческая
деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, движении под
музыку, фантазировании различных мелодий. В процессе занятий педагог
руководит творческими поисками детей, стимулирует и направляет их
фантазию. Используя способность детей к подражанию, педагог умело
организует детское творчество, показывая для начала возможные варианты
выполнения заданий. Это способствует пробуждению инициативы и
Практические навыки,
воспитанию самостоятельности у детей. приобретенные в процессе интуитивной творческой деятельности, постепенно
подводит детей к осознанному творчеству.
В процессе обучения широко используется дидактический материал в
виде различных наглядных пособий, помогающих освоению программных
требований по основам музыкальной грамоты. В программе большое внимание
уделено развитию ритмических и вокальных навыков, формированию
образного и абстрактного мышления, представлений о звуковом пространстве,
характеристике звука.
Актуальность программы – данная программа позволяет более
качественно подготовить учащегося к дальнейшему обучению в музыкальной
школе и на музыкальных отделениях в школах искусств.
Назначение программы – обучение детей младшего дошкольного
возраста.
Направленность программы художественная.
Цели и задачи учебного предмета
Цель программы – создание условий для формирования навыков и
умений путем развития у учащихся стабильного интереса к музыкальным
занятиям.
Перед курсом «Основ музыкальной грамоты» в подготовительных
классах в музыкальных школах ставятся следующие задачи:
образовательные:
выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей,
формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков;
развивающие:
приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте;
воспитательные:
привитие детям любви интереса к музыке, накопление музыкальных
впечатлений и воспитание художественного вкуса.
Срок реализации учебного предмета
Учебная рабочая программа «Основы музыкальной грамоты» рассчитана на
1 год. Продолжительность учебных занятий составляет 33 учебные недели в
год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета. Основной формой учебной работы является урок продолжительностью 40
минут 1 раз в неделю. Общий объем 33 часа в год. Рекомендуемый возраст
для начала занятий 67 лет.
Таблица 1
Срок обучения/класс
Максимальная учебная нагрузка (в
часах)
Количество часов на аудиторные
занятия
Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
1 год
66
33
33
Форма проведения учебных занятий
Программа предусматривает групповую форму учебной работы с
учащимися. Наполняемость групп 4 8 человек. Основная форма занятий
урок.
Групповая работа позволяет оптимизировать учебный процесс и
облегчает проведение урока. Освоение учащимися комплекса знаний,
приобретение ими умений и навыков возможно при условии постоянной
фронтальной работы со всей группой по всем разделам программы, что
требует разумного планирования учебного процесса в целом и детальной
подготовки к каждому уроку. В процессе обучения используется
тематическая форма учебных занятий. Используется принцип чередования
разных видов работы на уроке.
Методы обучения
Основными методами обучения, используемыми при изучении предмета
«Основы музыкальной грамоты» в подготовительном классе являются:
объяснительноиллюстративный;
словесный метод и метод графического изображения мелодии;
наглядный (использование пособий «Столбица», «Подвижная нота»,
«Музыкальное лото», дидактические карточки, ритмокарточки, таблицы
интервалов, принадлежностей для дидактических игр);
нагляднослуховой метод;
проблемнопоисковый (метод наводящих вопросов, метод разрушения и
т.д.);
метод игровой мотивации (использование дидактических игр); научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального
опроса);
метод перспективы и ретроспективы;
метод сравнения;
метод повтора.
Описание материальнотехнических условий реализации учебного
предмета.
Материальнотехническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда. Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектовывается
печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и
учебнометодической литературы по учебному предмету «Основы
музыкальной грамоты»,.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета «Основы музыкальной грамоты», оснащаются пианино или роялями,
звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В обучении учащихся активно используется наглядный материал –
карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка»,
изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями
интервалов и аккордов, плакаты с информацией по основным теоретическим
сведениям.
Дидактический материал подбирается педагогом на основе
существующих методических пособий,
сборников для
сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом
самостоятельно.
учебников,
II. Содержание учебного предмета.
Учебнотематический план обучения
Темы
№
1. Музыка в нашей жизни
2. Такие разные звуки
3. Длинные и короткие
4. Клавиатура. Регистры. Октавы.
5. Ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ.
Общее колво часов
1
1
2
1
4 6. Сильные и слабые доли. Такт. Тактовая черта.
7. Размер 2/4.Тактирование.
8. Длительности.
9. Паузы.
10. Знаки альтерации.
11. Тон и полутон
12. Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени.
Гамма До мажор
13. Гамма Соль мажор
14. Гамма Фа мажор
15. Интервалы
16. Интервалы прима и октава
17. Интервалы секунда и терция
18. Интервалы кварта и квинта
19. Интервалы секста и септима
20. Музыкальные игры
21. Подготовка к итоговой аттестации
Всего
1
2
2
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
2
33
Содержание программы
Музыкальная грамота
Высота и длительность звука. Скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
Запись нот первой октавы. Освоение всего семиступенного звукоряда.
Гамма как принцип следования звуков и ступенек по порядку в
пределах октавы. Понятие тоники. Реприза. Темп.
Знаки альтерации: диез, бемоль и бекар. Тон и полутон.
Понятие сильной доли. Такт и тактовая черта. Размер 2/4.
Лад. Мажор. Минор.
Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима,
октава в песенках и на слух.
Слово как метроритмическая единица. Ритмы одно – двух –
трехсложных слов. Половинная длительность, шестнадцатые, паузы.
Интонационное развитие Артикуляционные упражнения на правильное произнесение и
пропевание гласных звуков. Приемы стаккато и легато в распевании и
песенках. Поступенное движение вверх и вниз в вокальном интонировании и
определении на слух.
Навыки сольфеджирования (пение по нотам с тактированием).
Выучивание песенок с названием нот наизусть.
Ритмическое развитие
Понятие и восприятие двухдольности через двигательное ощущение.
Двигательные упражнения, дифференцированные метром и жанром.
Восьмые, четверти, половинные, шестнадцатые, паузы в песенках и
ритмических упражнениях.
Восьмые, четверти и половинные в размере 2/4. Усложнение
ритмического рисунка.
Шесть ритмоформул однодвухтрехсложных слов. Определение ритма
стихотворений. Показ ритма стихотворений условными движениями.
Упражнение “ритмическое эхо”.
Творческие задания
Навыки подбора на слух. Двигательные импровизации.
Сочинение песенок и пьес с педагогом.
Сочинение рассказов на предложенную тему.
Сочинение песенок на заданные стихи, навыки подбора песенок от
разных звуков, использование знакомых интервалов в музыкальных
сочинениях и импровизациях.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Основы
музыкальной грамоты» в подготовительном классе является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
чистое интонирование знакомых песен;
сольфеджирование простых нотных примеров;
знание нот, их правописание;
знание первичных теоретических знаний;
умение записать элементарный нотный текст;
умение определять на слух 2хдольный размер, лад, регистр, темп,
динамику;
умение передать ритмический рисунок, включающий в себя сочетание
длительностей: четверть, две восьмые, четыре шестнадцатых.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Формы и методы контроля Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником
уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным
требованиям.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на
уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, на качественное
усвоение программы. При выставлении оценок учитываются качество
выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность,
темпы продвижения ученика.
Промежуточный контроль контрольный урок в конце каждой
четверти. Учитывая возрастные особенности детей, форма контрольного
урока может быть: игра, викторина, конкурс, тест, концерт.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года в форме
экзамена. На нем учащийся демонстрирует приобретенные в течение учебного
года знания, умения, навыки. Экзамен показывает уровень готовности
ребенка к поступлению в 1 класс на обучение по разным образовательным
программам. Форму экзамена и методы педагог выбирает самостоятельно, в
зависимости от наполняемости группы и уровня развития учащихся.
Требования для поступающих в 1 класс
Экзаменационные требования
1. Исполнить знакомую песню (на выбор).
2. Повторить несложную песню с текстом без сопровождения, с
одновременным прохлапыванием ритмического рисунка.
3. Повторить попевку на сопоставление одноименного мажора и минора.
4. Определить на слух количество звуков.
5. Определение регистров
6. Повторить данный ритмический рисунок.
7. Артикуляционные задания: повторить скороговорки в разных темпах.
8. Письменные задания по карточкам
Экзаменационная приемная комиссия оценивает знания ученика по
пятибалльной системе и выносит решение о приеме ребенка. Максимальная
оценка по данному предмету 40 баллов.
3140 высокий уровень подготовки
2230 – средний
821 низкий
Уровень приобретенных знаний,
умений и навыков должен
соответствовать программным требованиям.
Критерии оценки Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного
на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и
навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по
сложности материале при однотипности задания.
Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5
балльная система оценок.
Сольфеджирование,
анализ
интонационные упражнения,
слуховой
Оценка 5 (отлично) – чистое интонирование, хороший темп ответа,
правильное тактирование, демонстрация основных теоретических знаний.
Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы: небольшие
погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в
тактировании, ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией,
замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.
Оценка 2 (неудовлетворительно) грубые ошибки, не владение
интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.
Письменные задания
Оценка 5 (отлично) – в установленное время и без ошибок выполнены
все предложенные задания.
Оценка 4 (хорошо) – в установленное время задания выполнены с 12
ошибками.
Оценка 3 (удовлетворительно) – в установленное время без ошибок
выполнено 50% заданий.
Оценка 2 (неудовлетворительно) в установленное время без ошибок
выполнено менее 50% заданий.
V. Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Работа по программе «Основы музыкальной грамоты» строится по
следующим направлениям:
1) формирование вокальноинтонационных навыков ладового чувства;
2) воспитание чувства метроритма;
3) формирование музыкально слуховых представлений.
Интонационные упражнения
выработка равномерного дыхания, умения распределять его на музыкальную
фразу;
слуховое осознание чистой интонации; пение песенупражнений из 23х соседних звуков с постепенным
расширением диапазона и усложнением (с ручными знаками, с названиями нот,
на слоги и т.д. по выбору педагога);
пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов;
пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней с разрешениями, опевания
устойчивых ступеней;
Сольфеджирование, пение с листа
пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях;
пение по нотам простых мелодий с дирижированием.
Ритмические упражнения
движения под музыку;
повторение ритмического рисунка (простукивание, проговаривание на слоги);
исполнение ритмического рисунка по записи (ритмические карточки, нотный
текст);
узнавание мелодии по ритмическому рисунку;
ритмические фигуры в размере 2/4 (две четверти, четверть и две восьмые,
две восьмые и четверть, четыре восьмые, половинная);
навыки тактирования и в размерах 2/4;
исполнение ритмического сопровождения (к выученным песням, с
аккомпанементом фортепиано или без) на основе изученных ритмических
фигур.
Слуховой анализ
определение на слух и осознание характера музыкального произведения;
определение на слух лада (мажор, минор, сопоставление одноименного
мажора и минора);
определение на слух структуры, количества фраз;
определение на слух устойчивости, неустойчивости отдельных оборотов;
определение на слух размера музыкального построения, знакомых
ритмических фигур;
определение на слух отдельных мелодических оборотов (поступенное
движение вверх и вниз, повторность звуков, движение по устойчивым звукам,
скачки, опевания);
определение на слух мажорного и минорного трезвучия.
Музыкальный диктант
Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха.
воспроизведение (на слоги, с названием нот, проигрывание на фортепиано);
устные диктанты: запоминание небольшой фразы и ее
воспроизведение (на слоги, с названием нот, проигрывание на фортепиано);
запись ритмического рисунка мелодии;
запись мелодий, предварительно спетых с названием звуков;
запись мелодий в объеме 48 тактов в пройденных тональностях.
Творческие упражнения допевание мелодии до устойчивого звука;
запись сочиненных мелодий;
рисунки к песням, музыкальным произведениям
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым
условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования
умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание,
которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и
закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:
выполнение теоретического (возможно письменного) задания,
сольфеджирование мелодий по нотам,
разучивание мелодий наизусть,
интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов,
аккордов),
ритмические упражнения,
творческие задания ( сочинение мелодии, ритмического рисунка).
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает
преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Самостоятельные
занятия должны быть регулярными и
систематическими.
Ученик должен быть физически здоров.
Объем задания должен быть посильным для ученика. Необходимо
разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от
урока к уроку, ежедневными или через день, по 1020 минут. Задания
должны выполняться в полном объеме. Начинать подготовку к следующему
уроку лучше с той части задания, которая предусматривает проработку
новых теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной
памяти (заучивание наизусть, транспонирование), или с тех форм работы,
которые вызывают у ученика наибольшие трудности, чтобы иметь
возможность в течение недели проработать данное задание несколько раз. На
уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом
домашнего задания . Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно
работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху
различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и
записывая музыкальные построения.
VI. Список учебной и методической литературы
1. Абелян А. «Забавное сольфеджио»
2. Берак О.Л. Школа ритма. Часть 1. М; 2007
3. Берак О.Л. Школа ритма. Часть 2. М; 2007. 4. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. М; 2006.
5. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. М; 1984.
6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. Издание седьмое. – М.:
Издательство «Музыка» 1969.
7.Вогралик Т. Метроритмический букварь. СПб; 2008.
8. Давыдов Е. Методика преподавания сольфеджио. М; 1986
9.Домогацкая И. Музыкальные прописи. М; 1995.
10. Ефремова Л. Учиться интересно. СПб; 2006.
11. Железнова Е. Бим! Бом! М;2008.
12. Зебряк Т. Музыкальная грамота в сказках и сказочках. М; 2002.
13. Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь
14. Камаева Т., Камаев А. Азартное сольфеджио. М; 2004.
15. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. СПб; 2005.
16. Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. СПб; 2008.
17. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном
воспитании дошкольников. М; 1986.
18. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. Подготовительная группа.
СПб; 2004.
19. Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах
детских музыкальных школ. М; 1998.
20. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. Л; 1970
21. Поплянова Е. Королева Гамма. Ч; 2009.
22. Поплянова Е. Уроки господина канона. СПб; 2009.
23. Середа В.П. Каноны. М; 2009.
24. Серединская В. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М;
1962.
25.Синяев Л. Воспитание метроритмических навыков на уроках
сольфеджио. М; 1988.
26.Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М; 1961.
27.Фролова Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс. РД;2002.
28. Червоная М. Интервалы мы поем. СПб;2004.
Учебная программа "Подготовительный класс (Основы музыкальной грамоты)"
Учебная программа "Подготовительный класс (Основы музыкальной грамоты)"
Учебная программа "Подготовительный класс (Основы музыкальной грамоты)"
Учебная программа "Подготовительный класс (Основы музыкальной грамоты)"
Учебная программа "Подготовительный класс (Основы музыкальной грамоты)"
Учебная программа "Подготовительный класс (Основы музыкальной грамоты)"
Учебная программа "Подготовительный класс (Основы музыкальной грамоты)"
Учебная программа "Подготовительный класс (Основы музыкальной грамоты)"
Учебная программа "Подготовительный класс (Основы музыкальной грамоты)"
Учебная программа "Подготовительный класс (Основы музыкальной грамоты)"
Учебная программа "Подготовительный класс (Основы музыкальной грамоты)"
Учебная программа "Подготовительный класс (Основы музыкальной грамоты)"
Учебная программа "Подготовительный класс (Основы музыкальной грамоты)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.