Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода
Оценка 4.7

Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода

Оценка 4.7
Лекции
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
16.09.2019
Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода
Статья учителя начальных классов о приемах реализации ФГОС НОО. В статье раскрываются возможности и приводятся примеры учебных ситуаций для начальной школы, дается понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности. Данная статья поможет в создании банка учебных ситуаций как важнейшая задача технологии достижения планируемых результатов.
Учебная ситуация.doc
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА   ПОГРЕБНАЯ Ольга Владимировна учитель начальных классов МБОУ лицей № 4 г. Данкова Липецкой области   pogrebnaya      _  o  @   mail  .  ru В статье дается   понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности (с точки зрения ФГОС НОО), предложены примеры таких учебных ситуаций для начальной школы. Ключевые   слова:  базовые   образовательные   технологии,   ФГОС   НОО,   деятельностный подход, учебная ситуация. Согласно   теории   Л.С.   Выготского,   А.Н.   Леонтьева   и   их   последователей,   процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда   они   имеют   деятельностные   формы   и,   обладая   соответствующим   содержанием,   в определенных   возрастах   способствуют   формированию   тех   или   иных   типов   деятельности (например, в дошкольном возрасте – игровой деятельности, а в младшем школьном возрасте – учебной).   Между   обучением   и   психическим   развитием   человека   всегда   стоит   его деятельность.[3] Иными словами, обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале   учебного   предмета,   и   в   ходе   психологического   процесса   интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие). Деятельность,   таким   образом,   выступает   как   внешнее   условие   развития   у   ребенка познавательных   процессов.   Это   означает,   что,   чтобы   ребенок   развивался,   необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит.   (Например,   сколько   бы   ребенок   ни   смотрел   на   образцы   написания   букв   в прописи, пока он сам не начнет писать – пробовать – никакого навыка письма у него не сформируется). Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.   Эти   условия   могут   задаваться   и   описываться   с   помощью   описания   образцов деятельности,   с   помощью   описания   различных   методических   или   дидактических   средств, через описание последовательности выполняемых действий, через особенности организации урока или иной единицы учебного процесса. Можно также использовать понятие учебной ситуации  как особой структурной единицы  учебной деятельности,  содержащей ее полный замкнутый цикл. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью   учителя   обнаруживают   предмет   своего   действия,   исследуют   его,   совершая разнообразные   учебные   действия,   преобразуют   его,   например,   переформулируют,   или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.[1] Создание   банка   таких   учебных   ситуаций   –   одна   из   важнейших   задач   технологии достижения   планируемых   результатов.[4]   Важно,   что   этот   банк   является   принципиально открытым – любой новый опыт может быть добавлен в общую копилку. Каждый учитель соберет   свою   коллекцию   учебных   ситуаций   с   учетом   особенностей   класса,   своих возможностей.  Круглый стол «Давайте обсудим» Отведите специальное место в классе для столика, на котором дети смогли бы разместить различные предметы, принесенные от дома. Дети подходят к столу и неформально обсуждают демонстрируемые предметы. Совместно с детьми прикрепите на каждый предмет ярлычок. Дети могут выбрать объект и в ходе групповой или фронтальной работы с классом устно его описать или дать пояснения.  Дети могут маркировать некоторые объекты, принесенные одноклассниками. История, рассказываемая по очереди Выберите  и распределите  между детьми иллюстрированную  книгу без  слов  (лучше – в мягкой обложке). Приготовьте и держите отдельно еще две дополнительных копии. (Нужно иметь три копии каждого ресурса.) Каждый ребенок берет себе одну из разрозненных страниц. Распределите класс по группам, и помогите детям сесть в круг, в порядке, совпадающем с выбранной ребенком страницей. Прочтите с выражением заголовок, после чего каждый ребенок по очереди рассказывает про свою страничку. Пишем в книге Выдайте каждому ребенку тетрадь без линеек и попросите детей ежедневно рисовать и писать в этой тетради. Напомните детям, что они могут писать и рисовать все, что захотят. Установите систему, которая позволяет ежедневно отвечать на ежедневные записи детей. Тихая прогулка «Мы слушаем» Пригласите   учащихся   на   "тихую   прогулку",   во   время   которой   будем   только   слушать. После   прогулки   совместно   выявите   разнообразие   звуков   в   окружающей   среде   и   методом «мозгового   штурма   составьте   список   звуков.   Рожденные   во   время   обсуждения   идеи используйте для того, чтобы создать банк слов, соотнесенных с тем или иным звуком, чтобы учащиеся могли их читать, классифицировать и иллюстрировать. Учащиеся могут идентифицировать и классифицировать ряд звуков, услышанных в ходе специального   прослушивания.   Они   могут   предложить   по   крайней   мере   один   способ сгруппировать   их.   Учащиеся   могут   читать,   классифицировать   и   иллюстрировать   слова, содержащие или указывающие на выявленные звуки. Поведите класс на прогулку "В поисках печатного знака" по классной комнате, или по Прогулка «В поисках печатного знака» школе или по школьному двору. Воспользуйтесь   "волшебной   палочкой",   чтобы   указать   ее   на   какой­либо   важный   знак (например, подпись, или ярлык, или название) и сделайте классную книгу знакомых текстов и знаков. Создайте стенд "Я могу читать", используя слова, принесенные с прогулки. Делайте именные книжки, используя фотографии детей (например, «Я люблю», «Я могу», «Моя семья»). Дети могут составлять и читать слова или надписи, добавлять их к общему списку на стенде или в классной книге и читать их самостоятельно. Эта учебная ситуация особенно ценна в период обучения грамоте. А во 2 классе учащиеся могут сделать подобную книжку­ малышку на английском языке.  Учащиеся изобретают игру для маленьких и объясняют им, как в нее играть. Создаем игру Дети   ведут   дневник   наблюдений,   в   котором   описывают,   насколько   удачными   были   их объяснения и приводят доказательства, подтверждающие высказанную ими самооценку.  У нас в классе гость Пригласите в класс гостя. Напишите с учащимися пригласительное письмо. Проведите мозговой штурм и наметьте возможные   вопросы   для   интервью;   обсудите   с   детьми,   какие   могут   быть   ответы   на   эти вопросы. Учащиеся, индивидуально или в группах, составляют свои варианты вопросов. Во время посещения учащиеся задают свои вопросы, внимательно выслушивают ответы посетителя, а затем задают следующие вопросы. После посещения обсудите с учащимися, что удалось узнать про посетителя. Результаты зафиксируйте, и используйте их для того, чтобы сделать настенный рассказ или большую книгу, к которой учащиеся создают иллюстрации. Учащиеся могли бы читать это другому классу, родителям или друг другу. Дискуссия в классе Поместите в углу плакат с провокационным «новым  правилом» (например,  "Учащимся разрешается   есть конфеты только по выходным" или "Учащиеся должны посещать школу семь дней в неделю"). Дайте возможность детям обсудить это положение. Открыто следите за соблюдением правил ведения дискуссии. Учащиеся обсуждают положение, пользуясь правилами ведения дискуссий. Прогулка «В поисках цифр» Пригласите класс на прогулку «В поисках цифр»: по классной комнате, по школьному зданию   или   по   территории   школы.   Дети   начинают   указывать   числа   в   непосредственном окружении и использовать их для создания стенда "Числа, которые мы можем видеть". Дети могут узнавать числа в непосредственном окружении и могут читать числа на часах или на клавиатуре компьютера. Ежедневно   у   детей   случаются   события,   которые   можно   использовать   для   построения диаграмм: Кто присутствует и кто отсутствует? Ботинки каких цветов мы носим? Кто наши любимые герои в историях, которые мы читали? Создание диаграмм Дети   создают   диаграмму   с   реальными   объектами,   используя   обертки   от   завтраков, наклеенные на большой лист бумаги. Дети   могут   два   правильных   утверждения   в   ответ   на   прямые   вопросы,   заданные   по предъявленной им диаграмме. Дети   могут   делать   диаграмму,   используя   реальные   данные   им     объекты.   Они   могут описывать отображенные на ней данные, используя названия цифр и сравнения. Очень интересно проходит эта работа про помощи ПК. Дети не только учатся составлять диаграммы,   понимать   их,   но   и осваивают   навыки   работы   на компьютере.  Одной   из   разновидностей данной   работы   можно   считать создание   «облака   слов»   с помощью   интернет­сервисов http://www.wordle.net/  или http://tagul.com/. Ученики пишут ответы   на   вопрос   учителя сначала на листах, затем все ответы вводятся в специальное поле. Компьютер обрабатывает информацию и выделяет наиболее часто употребленные фразы, словосочетания, слова. Это позволяет   наглядно   представить   «разброс»   мнений,   сделать   выводы.   Вот,   например,   как может   выглядеть   «облако   слов»   по   теме   «Каким   должен   быть   настоящий   мужчина?» (составляли ученика 2 класса). Сколько на это потребуется времени? Учащиеся оценивают, сколько раз они могут написать свое имя за одну минуту. Включите таймер. Учащиеся продолжают эту деятельность, оценивая, сколько раз за одну минуту они могут подпрыгнуть вверх­вниз. Они объясняют, почему оценка числа прыжков больше или меньше их оценки количества написанных имен. Учащиеся   предсказывают,   как   они   думают,   сколько   еще   времени   осталось   до   обеда, основываясь на оценке количества получасовых интервалов, оставшихся до этого времени. Установите таймер на 30­минутный интервал, сбрасывая его и вновь включая, и отмечая каждое новое включение таймера, в течение всего промежутка времени до обеда. Учащиеся могут сравнить свои оценки с фактическим количеством записанных имен. Учащиеся могут сравнить свои оценки с фактическим временем, которое прошло до обеда. Учащиеся предсказывают время, остающееся до конца уроков. Они могут объяснить, почему их оценки времени, остающегося до конца уроков больше или меньше предыдущих оценок. Учащиеся ищут  примеры  симметрии  в журналах  и архитектуре.  Рекламные  эмблемы  и колеса   автомобиля   –   часто   приводящиеся   хорошие   примеры   симметрии.   Учащиеся коллекционируют и обсуждают примеры, которые они находят.  Ищем симметрию Учащиеся могут найти примеры симметрии в непосредственном окружении. Они могут объяснить,   в   чем   проявляется   симметрия   в   данном   объекте   и   как   можно   сделать   его асимметричным. Создаем симметричные проекты Работая   в   парах,   учащиеся   используют   кубики   и   бумагу   в   клетку,   чтобы   создать симметричный   проект.   Они   сгибают   пополам   бумагу   в   клетку,   чтобы   создать   линию симметрии. Один ученик помещает кубик на одну из клеточек бумажной сетки, а другой ученик должен разместить расположить кубик на другую клеточку сетки с другой стороны линии симметрии, так, чтобы сделать проект симметричным. Учащиеся пользуются зеркалом, чтобы убедиться, что их проект симметричен. Учащиеся могут использовать образчик из блоков для создания симметричного проекта и могут   выверить   линию   симметрии   с   помощью   зеркала.   Они   могут   объяснить,   почему   их проект симметричен. Учащиеся   могут   раскрасить   клеточки   бумажной   сетки,   чтобы   сохранить   отчет   об   их проекте. Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом  – возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет  равнодушным и пассивным подростка), – специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части  окружающего типами формируемых умений), – меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно  поначалу, только при активном участии учителя).[2] Список литературы: 1. Асмолов А. Г.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. ­   М.:  Просвещение, 2008. 2. Блохина Е.А. Подходы к решению задач формирования универсальных учебных действий  младших школьников //Начальная школа плюс», №3, 2010 3. Леонтьев А.А. Деятельный ум: (Деятельность, Знак, Личность) – М.: Смысл, 2001 4. Логинова О.Б, Фирсов В.В. Разработка и апробация технологии достижения планируемых  результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир». – М.: Просвещение, 2010 5. Примерные программы начального общего образования: Стандарты второго поколения. В 2 ч.  Ч. 1. / ред. совет: Л.И. Льняной и др. ­ М.: Просвещение, 2008. – 317 с.

Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода

Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода

Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода

Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода

Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода

Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода

Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода

Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода

Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода

Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2019