УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ
Одной из главных и актуальных задач Российского образования (стандарты второго поколения) является эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования, формирование экологической культуры школьников.
«В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования…».
Актуализация образования означает приведение его научного содержания в соответствие с динамической структурой современного знания. Образование должно не только давать актуальные знания в различных областях, учитывая новые открытия, изменения, новую информацию, которые появляются в мире, но и «отражать происходящие изменения в обществе, предопределять его будущее состояние.
Средством формирования экологических и естественнонаучных знаний учащихся является единая естественнонаучная картина мира. Принципом создания единых естественнонаучных основ является интеграция естественнонаучных и этнорегиональных экологических знаний школьников. Основой такой интеграции является единство принципов естественнонаучного, национально-регионального и нравственно-экологического образования, где основополагающими считаются: - фундаментальные закономерности сохранения, направленности процессов в природе и их периодичность (естественнонаучный аспект) и экологическая компетенции (национально-региональный аспект); - экологический императив, экологическая ответственность и экологически действенная активная позиция (нравстсвенно-экологический аспект).
Биосфера как единая и очень сложная система изучается многими науками. В недалеком прошлом природу считали не союзником, а неким противником человека, которого надо безжалостно покорять. Осознание того, что мы – люди - существуем на Земле не только ради самих себя, а выполняем определенную биосферную функцию, составляет суть экологической культуры. Научиться экологической культуре, а также грамотно проводить исследования помогают учащимся занятия в межрегиональных экологических экспедициях школьников России. Большинство методик, реализуемых при проведении исследовательской деятельности учащихся, ориентировано также на полевую, экспедиционную работу.
Успешное прохождение и освоение экологического и естественнонаучного практикума в условиях экспедиции и приобретение при этом соответствующих знаний и навыков способствует повышению уровня подготовки школьников, позволяет им в дальнейшем не только объективно оценивать состояние окружающей природной среды, вред, наносимый ей тем или иным предприятием, но и квалифицированно проводить необходимые природозащитные мероприятия, в том числе обеспечивать выбор наиболее приоритетных и эффективных из них, осуществлять свою гражданскую деятельность с позиций стратегии экологической безопасности.
Учащиеся нашей гимназии участвуют в Межрегиональных экологических экспедициях школьников России. Идея экспедиционной экологической и естественнонаучной деятельности не нова. С 2002 по 2018 год участниками конкурса «Учитель года» были проведены межрегиональные экологические экспедиции школьников России. Учащиеся нашей гимназии проводили исследовательскую деятельность на территории Байкала, Северного Урала, в Приазовье, в Адыгее, в Новгородской области, в Карачаево – Черкессии, Южном Урале, Волго – Ахтубинской пойме, на территории Куршской косы (Калининградская область), в Удмуртии, Псковской области, Ставропольском крае, Пермском крае, Липецкой области, в республике Алтай, в Ульяновской области. В ходе реализации программы экспедиции предусматривается выполнение следующих задач: реализация исследовательских и проектных образовательных программ естественнонаучного содержания в полевых условиях; проведение широкого спектра естественнонаучных исследовательских работ в различных районах; освоение основных приемов проведения экологического мониторинга окружающей среды; ознакомление с флорой и фауной заповедных зон России; пропаганда роли особо охраняемых территорий для сохранения биологического разнообразия; обмен опытом учителей России.
Помимо обучающих задач учебно-исследовательские экспедиции выполняют воспитательные и развивающие задачи:
- воспитание у ребят ответственного отношения к природе,
- формирование навыков самостоятельной творческой деятельности.
- укрепление здоровья детей;
- воспитание бережного отношения к природе - естественной среде обитания;
- реализация этапа преемственности школа - ВУЗ.
Комплексная учебно-исследовательская экспедиция является стержневой формой учебно-воспитательной работы при реализации концепции стандартов второго поколения.
В учебно-исследовательских экспедициях можно выделить несколько этапов:
1. Подготовительный этап: подготовка экспедиционного снаряжения с учетом возраста детей, набора продуктов питания с учетом обеспечения калорийности рациона. Знакомство с научной литературой по региону и проблеме исследования, овладение методами полевых исследований, постановка проблем, определение целей, хода, содержания экспедиции.
2. Полевые исследования: обязательные условия - распределение заданий между группами школьников или отдельными учащимися; проведение экспедиции.
3. Камеральная обработка материала: первая сортировка собранного материала проводится непосредственно в природе. Дальнейшие работы проводятся стационарно на базе экспедиции.
4. Итоговая конференция по результатам экспедиции.
Учебно - исследовательские экспедиции помогают преодолеть межпредметную обособленность знаний школьников, соединить теоретическую и практическую стороны программного материала, а также позволяют поддерживать и развивать интерес к дисциплинам, изучаемых школьниками.
Общий замысел экспедиции следующий: каждый учитель привозит с собой группу школьников 5-8 человек и исследовательские программы естественнонаучного и экологического содержания. Форма экспедиции позволяет сочетать широкий спектр полевых исследовательских работ и одновременное обучение ребят методикам исследования животного мира, растительного сообщества, полезных ископаемых, радиологическому и гидрологическому мониторингу, климатологическим наблюдениям и многому другому. Технология работы экспедиций отработана за многие годы. Всех ребят объединяют в 10 рабочих групп. Численность каждой группы 7-9 человек. Состав групп смешанный и по возрасту, и по представительству территорий. Разновозрастная группа – это сознательная установка. Такой подход, с одной стороны, нацеливает учителей на создание интегрированных программ, с другой стороны, провоцирует ситуацию взаимообучения в группах. Передача информации от старшего ученика к младшему идет легче, чем от учителя к ученику. Дело в том, что ученик сначала осмысливает информацию на своем уровне, а затем излагает ее младшему в более доступной форме. К тому же происходит обучение с опережением. Для решения поставленной задачи ребята используют не только те знания, которые у них есть, но и осваивают новые. И еще один плюс такого комплектования групп: для выполнения исследовательских заданий учащиеся разного возраста часто используют разные методы. Таким образом, получается своего рода симбиоз педагогических приемов и методов. Каждая рабочая группа, сформированная из учащихся, последовательно работает с каждым из педагогов. Мы называем это «работой в мастерских». В каждой мастерской – свой мастер (один из учителей) и своя исследовательская программа. А «помещения» для мастерской выбирают самые разные: это может быть участок степной зоны, водная гладь залива или моря, сосновый бор или лесополоса. За время экспедиции каждая группа побывала в каждой мастерской и прошла полный учебный цикл. В то же время каждый из учителей отрабатывал свою программу поочередно со всеми группами, но каждый раз на новом объекте. В каждой экспедиции бывает более 40 мастерских с разной тематикой. Например - «Флора и экология лишайников», «Исследование почв», «Осторожно, короеды!», «Янтарь глазами химика», «Радиационный мониторинг», «Биоиндикация по хвое сосны», «Анализ природных вод по донным отложениям» и другие.
Важнейшим этапом экспедиции является итоговая конференция. Она проходит обычно в базовом лагере. На конференцию прибывают все направления экспедиции и отчитываются о проделанной работе. Важно, чтобы для всех конференция стала главным, итоговым мероприятием экспедиции. Значимость этого события подчеркивает и оформление места проведения конференции, на котором обычно выстраивается амфитеатр, кафедра для докладчиков, стол президиума и т. д. Очень ответственная роль отводится председателю, который, с одной стороны, должен поддерживать атмосферу научности, а с другой стороны, обладать чувством юмора и нестандартностью мышления, т.е. уметь владеть аудиторией.
К выступлениям, на хорошо организованной конференции, ребята относятся с большой ответственностью, а результаты исследований своих товарищей выслушивают с интересом, задавая многочисленные вопросы. Еще бы, ведь вдруг оказывается, что та скала, мимо которой неоднократно ходили, представляет собой интереснейшее геологическое образование с вкраплениями интересных минералов, а место, где расположен лагерь экспедиции когда-то было морским дном. А название реки, которую исследовали экологи, имеет древнюю, интереснейшую топонимическую легенду.
На таких конференциях ребята на практике ощущают связь разных наук; осознают, что для исследования объектов, будь то лишайники или особенности современного бытования, они пользуются одними научными методами.
При этом решаются и многие другие образовательные задачи: развивается монологическая речь, умение доступно излагать узкоспециализированные дисциплины.
Необходимо помнить, что, в отличие от «взрослых» конференций, где о достоинствах работы обычно не говорят, а отмечают недостатки и спорные моменты, на детской конференции каждую работу обязательно нужно похвалить (независимо от ее качества). Это необходимо для того, чтобы у ребенка возникло чувство удовлетворения от выполненной работы и желание продолжать избранную деятельность.
Конференция — напряженная и длительная часть программы, после нее у ребят наступает разрядка: праздник с конкурсами, спортивными состязаниями, песнями у костра.
В заключение необходимо отметить, что экспедиция формирует единый коллектив - детей, педагогов, специалистов других организаций, участвующих в культурно-образовательном процессе.
Все это позволяет рекомендовать экологические экспедиции как эффективную форму организации обновляющего образовательного процесса.
Приведем примеры исследовательских работ школьников, выполненных в ходе научно-исследовательских экспедиций: «Определение чистоты воздуха по лишайникам (Челябинская область)», «Сравнительный анализ результатов полевых исследований природных объектов Южного Урала и Северного Кавказа», «Сравнительная оценка качества воздушной среды методом лихеноиндикации» (Волго – Ахтубинская пойма), «Оценка качества среды по уровню ассиметрии морфологических структур листа березы как вида биоиндикатора на территории Шарканского заповедника» и другие.
Работы, выполненные во время учебно-исследовательских экспедиций, получили высокую оценку на Международной научно-практической конференции «Проблемы природопользования и экологическая ситуация в Европейской России и сопредельных странах», организованной геолого – географическим факультетом БелГУ, на Международной научно-практической конференции «Наука и молодежь», организованной БГТУ имени Шухова, на Всероссийских конференциях школьников "Юность. Наука. Культура", «Первые шаги в науку», «Созидание и творчество» в городе Обнинске, на Международной научно-практической конференции школьников «Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития», а также на региональных и муниципальных конференциях.
Проводимые ежегодно экологические экспедиции способствуют обновлению содержания экологического образования и вовлекают учащихся в увлекательный процесс исследования природы.
Литература:
1. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П. Букин. - М.: Просвещение, 1991.- 134 с.
2. Захлебный, А.Н. На экологической тропе / А.Н.Захлебный. - М.: Знание,1986.- 121 с.
3. Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы / А.Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 1981.
3. Зверев, И.Д. Экологическое воспитание школьников / И.Д. Зверев. - М., 1993. – 197 с.
4. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении / И.Д.Зверев.- М., 1990.- 210с.
5. Кучер, Т.В. Экологическое воспитание учащихся / Т.В. Кучер. - М.: Просвещение, 1999. – 143 с.
8. Пакулова, В.М. Методика преподавания географии / В.М.Пакулова. - М.: Просвещение, 2000.-143 с.
9.Федеральный закон об охране окружающей среды (Принят Государственной Думой 20.12.2001 года).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.