Учебно-исследовательская работа "Сохраняя традиции образования"
Оценка 4.9

Учебно-исследовательская работа "Сохраняя традиции образования"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
преподавание
7 кл—11 кл
16.08.2021
Учебно-исследовательская работа "Сохраняя традиции образования"
краеведческая исследовательская работа
Исторический памятник.doc

                                                  Содержание:

Введение...................................................................................................2

   Глава 1.Через века. Через года............................................................4

        Раздел 1.1.Уездный город Царицын..............................................4

        Раздел 1.2. 2 – я Царицынская женская гимназия. /из семейного                   архива Белозеровых/..........................................................................................8

                  Раздел 1.3. История мемориальной доски на здании школы......10

       Раздел 1.4. Судьба здания в советский период.............................12

Заключение..............................................................................................14

Список использованных источников и литературы............................15

Приложения.............................................................................................16

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Уездный город Царицын на нижней Волге… Конец XIX века… Более ста лет разделяют нас, но мы снова и снова разглядываем фасады царицынских  купеческих особняков и лабазов, изучаем афиши и рекламные плакаты, всматриваемся в старинные фотографии в  поисках чего-то мимолетного, хрустального, хрупкого и, увы, давно ушедшего.¹

Во второй половине XIX  века город стал так стремительно развиваться, что его начали называть «русский Чикаго». Происходило множество больших и маленьких событий.

Строились заводы, возводились памятники, переименовывались улицы, строились здания. К истории одного такого здания мы обратились  в данной работе.²   

Читаем выписку из Списка памятников истории и культуры Волгоградской области, подлежащих государственной охране, как памятники местного значения (памятники архитектуры) и видим на 61 месте, сооруженное неизвестным архитектором в 1875 году здание 2-ой женской гимназии.

В нашем городе проживали уникальные люди. Трудно перечесть, во сколько больших и малых благодарных дел они вложили свою душу! Так в 1908 году царицынские купцы Серебряковы передают в городскую собственность гостиницу, расположенную в районе Скорбященской площади, на ул. Успенской. С этого момента это 2-я женская гимназия.

Интересно было узнать, как это было?

Историография данного вопроса очень скудна.  Работ,  исследующих судьбу данного исторического  памятника нет. Лишь в материалах, посвященный изучению развития образования в нашем городе есть ссылки на 2-ю Царицынскую женскую гимназию. Это работы: Материкина А. В., Мельниковой В. В., Колесниченко  В. С. Ссылок на предназначение здания после революции, в годы Великой Отечественной войны, в литературе нет вообще.

 

¹ Приложение 1

² Приложение 2

 Мы поставили перед собой цель  собрать в единое целое обрывочную информацию о более чем вековой истории архитектурного памятника XIX века  -  здания, в котором располагается наша школа.

В числе задач нашей работы выделяются следующие:

- рассмотреть историю открытия в Царицыне 2-й женской гимназии;

-  историю здания в советский период;

-собрать сведения о людях, чья судьба в разные периоды истории, так или  иначе, соприкоснулась с судьбой старинного здания.

Практической задачей исследования является пополнение материалов школьной музейной комнаты и разработка тематических экскурсий для использования в учебно - воспитательной работе школы.

Для начала мы провели опрос среди обучающихся старших классов нашей школы и задали им следующие вопросы:

1.    Знаете ли вы, в каком легендарном здании вы учитесь?

2.    Сколько зданию лет?

3.    Всегда ли здесь располагалась школа?

4.    Что вы знаете о человеке,  имя которого  написано на мемориальной доске, расположенной на фасаде здания?

Результаты опроса нас и огорчили и обрадовали. Огорчили, т. к. большинство учащихся ответили отрицательно на вопрос о возрасте здания и 87% учащихся ничего не знают об историческом прошлом этого исторического  памятника. Но нас обрадовало то, что  среди наших учеников нашлись такие, история семьи которых связана с историей этого здания. Член  общешкольного родительского комитета   Белозерова Елена Валерьевна – внучатая  племянница выпускницы 2-й Царицынской женской гимназии.  Мы обратились к архиву её семьи, который она любезно согласилась предоставить, и постарались представить картину начала XX века.

К счастью,  в материалах фонда Волгоградского областного архива,  Волгоградского областного краеведческого музея и музея – панорамы  «Сталинградская битва»  имеются  фотоматериалы и документы, связанные с интересующим нас  вопросом.

 

    До революции в Царицыне было две мужских и четыре женских гимназии, два реальных училища, учительская семинария, среднетехническое училище, коммерческое училище, торговая школа, художественная школа, музыкальные классы (училище), четыре высших начальных школы, два ремесленных училища и сорок четыре начальных школы.

        Сегодня, когда в городе сплошные университеты и академии, этот перечень, может быть, и не очень – то впечатляет.… Но ведь и проживало в то время в нашем городе чуть более 150 тысяч человек.

Двухэтажное кирпичное здание с подвалом принадлежало братьям Серебряковым. Александр Нестерович Серебряков – купец второй гильдии, Григорий Нестерович Серебряков – потомственный почетный гражданин Царицына. Они занимались благотворительной деятельностью в сфере образования и просвещения. Их  интересовали проблемы обустройства своего родного города.  В 1902 году Григорий Нестерович открыл приют для мальчиков и ремесленную школу, был председателем попечительского совета коммерческого училища, где учредил премию имени своего сына Григория Григорьевича Серебрякова. А, например, осенью 1914 года Г.Н.Серебряков изъявил желание приобрести для отделки строящегося Александро-Невского собора церковные вещи и утварь на сумму более 3900 рублей. А еще на средства купца были заказаны шесть зеркальных крестов на шесть глав собора, для оформления главной входной двери – 12 листов шлифованных стекол в медной пайке. Все это стоило еще 3600 рублей.¹

В 1875 году  на Скорбященской площади было построено здание – дом для «постояльцев из промышленного люда» ², приезжавших на заводы Серебряковых, проще говоря, их ведомственная гостиница. По истечении нескольких лет здание было передано братьями Серебряковыми городу Царицыну. Документального подтверждения факта передачи гостиницы в собственность города братьями Серебряковыми  не найдено.

 

¹ Рябец И. А. Жив в памяти Царицына. // «Здоровье и экология», №11, 2008.

² Литвинова И. Н. «Царицынские купцы Серебряковы»// Вопросы краеведения. Материалы краеведческих чтений и конференций. Вып. 8. Волгоград, 2007.

 

 

 Вторая  женская гимназия располагалась на Скорбященской  площади в доме Серебрякова.¹ Основана 12 сентября 1908 года, имеет 8 классов с 319 ученицами. Начальница гимназии М. К. Гермези (квартира при гимназии) председатель Педагогического совета М. Ф. Кузнецов (Скорбященская площадь, дом Жукова). Законоучители: о. С. В. Каверзнев (Соборная пл., дом Успенского Собора), о. Ф. П. Космолинский (Воронежская, церковный дом); преподаватель русского языка в старших классах Н. П. Доктусов (Крайняя ул., дом № 4); преподавательница русского языка в младших классах М. А. Федорова (Астраханская ул., дом Крутова).

Преподавательница математики в старших классах Е. А. Сердобольская (Анастасийская ул., дом Мишнина), преподавательница математики в младших классах А. И. Галиновская (Мариинская ул., дом Гурьевой), преподаватель истории и географии С. И. Троицкий (Астраханская ул., дом Халаджиева), преподаватель физики и естественной истории П. П. Рождественский (Пушкинская ул., д. Кузнецова),  преподаватель рисования и чистописания А. А. Смолин (Александровская пл., столичные номера), преподаватель латинского языка В. О. Генрих (Пушкинская ул., д. Зебауэр), учительница рукоделия М. В Иванова,  учитель пения С. А. Шевцов (Донецкая ул., соб. д. № 9), преподавательница немецкого языка К. Ф. Лонзингер (Мариинская ул.,  соб. Д. Никонова), М. А. Артамонова  (Клинская ул., д. Репникова), М. А. Федорова (Курская ул., д. Киркова), Л. Н. Леульт (Сурская ул., соб. д.). Почетной попечительницей гимназии состоит О. В. Максимова. Состав попечительного совета гимназии: председатель барон А. И. фон Остен-Сакен, члены: В. В. Кленов, И. Ф. Заморенов, А. Н. Зайцев, П. И. Никонов, А. А. Репников, В. П. Рубцов, А. К. Гергардт, Г. Н. Серебряков, Н. И. Лапшин. Родительский комитет: председатель Г. А. Гусев; члены комитета, первого класса: К. Н. Наумов, П. К. Знаменский, М. А. Гусева, от второго класса не избраны; от третьего класса: Г. Н. Гревцов, Г. Н. Поляков; от четвертого класса: Я. Л. Сегель (товарищ председателя), Н. М. Маккавеев, А. И. Хренов; от шестого класса: С. С. Вербин, А, Ф. Никольский; А. Ф. Белочкин; от седьмого класса не избраны; от восьмого класса: Е. И. Гринева, И. В. Корнев, А. Э. Гутовская.

 

¹ Приложение 3

 

 

При гимназии имеется Общество пособия недостаточным ученицам гимназии. Председатель общества М. Ф. Кузнецов, секретарь А. Никольский, казначей священник В. И. Космолинский, остальные члены: М. К. Гермези, А. И. Остен-Сакен, Г. А. Гусев, П. Н., Персидский, Н. П. Доктусов. Имеется фундаментальная и ученическая библиотеки, всего 900 с лишним названии по несколько томов в

носкаагаласья гимназия помещена утварь каждом. При гимназии имеется физический кабинет, заведует которым  учитель физики П. П. Рождественский. Плата за право учения: с городских - 55 руб., с иногородних -  75 руб. За языки особой платы не взимается.¹

        В первый класс принимали с 10 лет. Необходимо было знать 4 правила арифметики, главнейшие события священной истории Ветхого и Нового завета, бегло и со смыслом читать и пересказывать прочитанное и писать под диктовку без искажения слов, читать по церковно-славянски. В подготовительный класс гимназии принимаются дети  от 8  до 10 лет, знающие первоначальные молитвы и, умеющие читать и считать до 1000. выпускники гимназии могли без экзамена поступать в соответствующие классы реальных училищ. Педагоги гимназии были высокообразованные, по-настоящему интеллигентные люди, в большинстве своем  с университетским образованием. В отношении к учащимся  их отличало стремление понять каждого и повлиять там, где это возможно, убеждением. Особое внимание уделялось гуманитарному развитию личности.

         Царицынская городская дума ежегодно выделяла средства на стипендии учащимся, в том числе и для 2-й Царицынской женской гимназии:

- стипендия в память 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости – в размере 75 рублей (по постановлению городской думы о 8 июня 1911 года).

- стипендия в память 100-летия Отечественной войны – в размере 60 рублей (по постановлению городской думы от 15 января 1913 года);

 

 

 

 

¹ «Весь Царицын». Справочник по городу Царицыну и царицынскому уезду. 1911 год.

 

- стипендиаты по особым постановлениям городской думы – 4 ученицы по 60 рублей.¹

       Заслуживает внимания тот факт, что в гимназии была собственная библиотека из 900 наименований, в то время как до 1884 года в Царицыне не было библиотек. 5 января 1884 года при книжном магазине А.И. Абалаковой открылась первая библиотека с платным читальным залом. Плата за вход составляла 5 копеек, а для того чтобы получать для чтения книги домой, нужно было внести залог пять рублей и платить в месяц 60 копеек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¹ Попов В.М.Среднее образование в дореволюционном Царицыне.// Историко-краеведческие записки. Вып.1.Нижне-Волжское книжное издательство. Волгоград,1973.

 

 

 

Аврамова Варвара Васильевна (1901-1982). Родилась 18.12.1901 г. В г. Борисоглебске, в семье железнодорожного служащего. Отец, Аврамов Василий  работал кассиром железнодорожной  станции. Мать, Аврамова Капиталина  Александровна – домохозяйка.  В семье было четверо детей: Софья (1906г.), Женя (1904г.), старший Сергей (1898 г. р.) – учился в Царицынском реальном училище¹.

Варвара в 1909 г.  поступила во 2-ю женскую гимназию г. Царицына. Окончила гимназию  в 1918 г. ² Как и все гимназистки Варя носила форму василькового цвета, черный  фартук, шляпка с полями и лентой, на которой был изображен герб.

Мы представили себе  как  девушки – гимназистки из знатных семей подъезжали в экипажах к зданию гимназии, потому что до настоящего времени слева от входа сохранился врытый в землю странный предмет. Некоторые люди принимают его за старую неработающую водопроводную колонку. А это единственная сохранившаяся коновязь времен старого Царицына в виде массивной тумбы – обязательный элемент конной стоянки любого постоялого двора.³   

 В старших классах женской гимназии проводилось много танцевальных вечеров. Девочки танцевали в зале 1-ого этажа, где на сохранившемся крючке висела очень красивая люстра (ныне спортивный зал). За воспитанницами следила классная дама. На улице можно было появляться только в гимназической форме и с бантом. Коса у гимназистки была обязательна. 4

Девочкам запрещалось посещать кино в вечернее время. Провинившихся гимназисток классная дама наказывала выговором и больно трепала за косу.  В гимназии преподавались разнообразные виды женских рукоделий (вязание, вышивка, плетение кружев, шитье). Другие науки также

строго спрашивались. До 40 % учебного времени отводилось на преподавание латинского и греческого языков, изучали также немецкий и французский. Среди основных предметов назывались русский язык,

¹ Приложение 4

² Приложение  5

³ Приложение  6

4 Приложение 7     

литература, история, география. Физика и математика занимали 16% учебного времени, а химия вовсе отсутствовала в учебном плане. Не выделялось недельных часов на гимнастику. Юная Варвара любила математику и до глубокой старости сохранила умение перемножать трехзначные цифры в уме.

Всю жизнь Варвара занималась вязанием на спицах и вышивкой бисером. Долгое время в семье племянницы сохранились вышитые скатерти, детали театральных костюмов мужа Варвары.

Семья Аврамовых жила на ул. Воронежской, недалеко  от вокзала.  В 1918 году отец умер от тифа и мать,  Капиталина Александровна  пошла работать в  «Дом малютки», а  младшая Соня часто помогала ей нянчить детей.

Варвара в 1918 г. вышла замуж за актера Соколовского Василия Сергеевича (1894 г. р.).¹ Они с гастролями ездили в разные регионы страны. В 1921 году у Варвары родилась дочь, но умерла в 1922 г. В 1923 г. вновь родилась и умерла дочь. Больше детей не было.

Варвара с мужем продолжала гастролировать с театрами до конца 30-х годов. А потом  Василий работал в  Сталинградском  театре музыкальной  комедии. Во время войны он в составе концертных бригад ездил по фронтам, В это время Варвара вместе с сестрой Софьей и труппой Сталинградского театра эвакуировались в г. Воткинск. Там Варвара работала кассиром, а Софья завхозом.

После войны семья переехала в г. Ижевск. До 1952 г. Василий работал в театре муз. комедии Удмуртской ССР.

В Сталинград вернулись в том же  1952 г. Жили в ТЗР на ул. Дзержинского. Василий умер в 1967 году, Варвара – в 1982 г.

 

 

 

 

¹ Приложение 8                                                 

       

Изменение политической ситуации в стране после 1917 года а затем и гражданская война повлияли и на народное образование. Во второй половине 1919 года было образовано 7 отделов губисполкома, в том числе отдел народного образования.¹ Постановлением губревкома от 24 октября 1919 года №104 исполкомы обязаны «безусловно удовлетворять нужды школ, считая, что дело просвещения масс является одной из основных задач Советской республики…» ² Остро стоял вопрос ликвидации безграмотности. В 1922 – 1926 гг. в губернии было обучено грамоте 43 тыс. человек, но оставалось еще 130 тыс. безграмотных. В 1926 году в Царицыне работало 48 школ (средних, неполных, взрослых) на 16 тыс. учащихся, 6 техникумов, 5 школ ФЗУ  и около десятка различных специальных курсов. С 1921 г. действовал рабфак.

            2-я Царицынская женская гимназия в ноябре 1920 года была преобразована в школу II-й ступени с 4- годичным курсом обучения и стала называться «4-я Советская школа имени В.Г.Белинского» на улице Ленинской (прежнее название – улица Успенская).

В январе 1923 г. в губернии функционировало 727 школ I ступени, в которых обучалось 80357 детей и работало 1416 преподавателей, и 27 школ II ступени, в которых обучались 5505 детей, 242 преподавателя.³

         В справочной книге Сталинграда за 1936 год опубликован список школ города, в том числе указана полная средняя образцовая школа № 9 имени Ленина (на 588 мест) на улице Ленина,31. Именно здесь и работал директором Д.М.Основин.

С начала войны (22 июня 1941 года) и до начала Сталинградской битвы (17 июля 1942 года) органы здравоохранения Сталинградской области находились в условиях глубокого тыла и решали первостепенные задачи, в том числе по формированию эвакогоспиталей.

 

 

 

 ¹ГАВО, ф. Р-342, оп.2, д.1, л.37

²ГАВО, ф. Р-342, оп.2, д.1,л.128

³ ГАВО, ф. Р 37, оп.1, д.216, л.166 – 166 об,д.191 (кн.2),л.565 об

 

Уже к 30 июня 1941 года (на 8-й день войны) на территории Сталинграда были сформированы 11 эвакогоспиталей. Один из этих эвакогоспиталей (эвакогоспиталь № 1286, начальник Н.С.Амосов) размещался в здании нынешней школы по улице Ленина.¹ Развернутые в Сталинграде эвакогоспитали работали с большим напряжением: сюда прибывало почти ежедневно от 3 до санитарных поездов с ранеными, что в среднем составляло 3-5 тысяч человек.

После окончания Сталинградской битвы это здание было восстановлено  в числе первых городских зданий. В опубликованных документах архива о восстановлении Сталинграда имеется запись о первоочередном направлении средств  и людских средств на восстановление улицы Мира и улицы Ленина.²

1 сентября 1943 года возобновились занятия в школе № 9 имени Ленина: первые ученики пришли в первый класс.

С дальнейшим развитием Сталинградского медицинского института, находившегося в это время в Кировском районе, и улучшением  условий его работы, в период с 1944 года по 1951 год в Центральный район были переведены управление института, а также его теоретические кафедры и библиотека, разместившиеся в здании нынешней школы № 83 по улице Ленина.

С 1 сентября 1961 года и по настоящее время в этом здании располагается МОУ СШ № 83 Центрального района г.  Волгограда. ³

 

 

 

 

 

            ¹ Воробьев, А. Ф., Ежов, Н. И. Развитие служб здравоохранения Царицына – Сталинграда – Волгограда  и области. Волгоград, 1994. с. 239.

      ² Кузьмина, Э.В. Новые архивные документы о восстановлении Сталинграда. //  Научный ежегодник Стрежень. Выпуск2 Волгоград, 2001.

³ Приложение 9

 

Дмитрий Михайлович Основин родился 6 ноября 1904 года в селе Сулак Чембарского района Пензенской Области в семье сельского учителя.¹

В 1913 году окончил Земское  начальное училище и в 1914 году поступил в мужскую гимназию. В 1917 году гимназия была преобразована в школу II степени-девятилетку-эту школу окончил в 1923 году. Самостоятельным трудом жил с 1920 года.

В 1920 году работал летом нивелировщиком на железной дороге, а с октября 1920 года по декабрь 1921 год работал фальцовщиком в центропечати, с декабря 1921 года по июнь 1922 год библиотекарь Совпартшколы, с сентября 1924 года по сентябрь 1925 год – разъездной лектор школы политграмоты. С июня 1922 года по сентябрь 1924 года – преподаватель.

С сентября 1925 год по август 1929 года учился в Саратовском государственном университете имени Чернышевского на педфаке, который окончил в 1929 году и был направлен на работу в город в Сталинград.

С 1929 года по 1932 год работал завучем школы имени Федорова. С 1932 года школа имени Федорова была переименована в школу №9 им. В. И. Ленина с 1932 года по 1936 год работал директором школы № 9 имени Ленина.³ С 1936 года по 1941 год работал старшим преподавателем пединститута города Сталинграда. В 1922 году вступил в ВЛКСМ. С 1941 года член КПСС, с 1932 год по 1941 год был членом Горсовета и член пленума облисполкома с 1941 года был призван в Советскую Армию.

В мае 1942 года тяжело  контуженным  попал в плен в районе г. Изгома и был направлен в гитлеровский концлагерь в Верхней Австрии. Весной  1943 года Основин бежал из лагеря, воспользовавшись налетом союзной авиации.

 

 

 

¹ Приложение 10

² Приложение 11

³ Приложение 12

 

Он перешел границу Чехословакии и вступил в контакт с коммунистами подпольщиками.

По решению подпольного ЦК Словацкой компартии Дмитрий Михайлович стал одним из первых, в Восточной Словакии организатором партизанского отряда. Весь 1943 и начало 1944 год он провел, сколачивая отряд, помогая превратить его в боеспособную, дисциплинированную воинскую часть, способную выполнять задания подпольного ЦК Словацкой Компартии. В мае 1944 года Дмитрий Михайлович был арестован жандармами и препровожден последовательно в тюрьмы Премова, Илава, Братислава. 20 февраля 1945 года, при приближении Советской Армии, гестапо вывезло Основина в числе особо важных политических заключенных для уничтожения в лагере смерти Маутхаузене. По дороге в районе  г. Мельк /Австрия/, Дмитрий Михайлович Основин был убит при штурме автоколонны американскими самолетами.¹ Наш земляк Дмитрий Михайлович Основин в далеком тылу врага проявил мужество и героизм.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¹ Приложение 13

² Приложение 14

 

 

 

Заключение

В завершении работы следует отметить важность сохранения всех собранных по крупицам сведений. С момента открытия 2-й женской гимназии прошло 104 года.  Как здорово, что спустя век здание  на улице Ленина, 21 по-прежнему остается учебным заведением. Изменились времена, нравы, учебные дисциплины. В связи с этим тем более интересно прикоснуться к свидетельствам старины.

Цель, поставленная в начале работы, в целом достигнута. Задачи исследования решены. Нами была рассмотрена история открытия 2-й  женской гимназии, с помощью архивных документов мы выяснили, какие предметы преподавались в гимназии, как выглядела форма гимназисток, каким был педагогический коллектив гимназии.

Изучена  непростая судьба Д.М.Основина, директора школы, ставшего в годы Великой Отечественной войны комиссаром партизанского отряда, воевавшего на территории Чехословакии.

В музейной комнате созданы тематические экскурсии: «Д. М. Основин – учитель и партизан», «школьные годы чудесные», «Учитель, перед именем твоим…», «2-я Царицынская женская гимназия».

Жизнь архитектурного памятника 19 века продолжается и сегодня –  в краеведческих исследованиях, в новейшей истории нашей школы, ее учителях и учениках.

      Прошло  более ста лет со дня открытия 2-й женской гимназии, и сегодня мы вступили уже в 429 -й год истории Царицына – Сталинграда – Волгограда. Но иногда хочется представить: как это было? И нарисовать, хотя бы в своем воображении, колоритную, фактурную, яркую картину прошлого…

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

1.                Весь Царицын. Справочник по гор. Царицыну и Царицынскому уезду.1911 год.

2.                Волгоград: Четыре века истории. Волгоград,1989.

3.                ГАВО,ф.Р-342, оп.2,д.1,л37

4.                ГАВО,ф.Р-342,оп.2,д.1,л.128.

5.                ГАВО,ф.Р-37,оп.1,д.216,л.166-166об,д.191 (кн.»),л.565 об.

6.                Колесниченко В.С.Родная земля волгоградская. Волгоград,1983.

7.                Колесниченко В.С. Царицынские школы: история и опыт (1773 – 1917).Изд-во «Оптим». Волгоград,1993.

8.                Кузьмина Э.В. Новые архивные документы о восстановлении Сталинграда (Постановление СНК СССР №2141 от 22 августа 1945 года «О мерах по восстановлению города Сталинграда») //Научный ежегодник «Стрежень». Вып.2.Волгоград,2001.

9.                Литвинова И.Н.Царицынские купцы Серебряковы. //Вопросы краеведения. Вып.8.Материалы краеведческих чтений и конференций. Волгоград, 2007.

10.            Материкин, А. В. Царицынская городская дума 1870 -1914 гг.: опыт функционирования городского общественного управления. Волгоград, 2008.

11.            Мельникова В.В. Народное образование края в XIX –первой четверти XX в. Издание 2-е дополненное, Волгоградское научное издательство, 2005.

12.            Семейный архив Белозеровых.

13.            Сталинград. Справочная книга. Краевое книгоиздательство. Сталинград,1936.

14.            Старый Царицын.//Спутник.9 июня 1995 год.

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Рисунок Царицын 1РисунокЦарицын

 

 

Уездный город Царицын

 

 

Приложение 2

 

 

 

РисунокЦарицын 2

 

 

 

 

Уездный город Царицын

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

Школа №83 Женская гимназия

 

 

 

 

Здание 2-й Царицынской женской гимназии

 

 

 

Приложение 9

 

 

 

 

100_2713

 

 

 

 

Современный вид здания МОУ СШ №83

                                                                                                     

 

 

Приложение 4

 

 

 

100_2075

 

 

 

 

Варвара в кругу семьи.

Фото из семейного архива Белозеровых.

 

 

Приложение 5

 

 

 

100_2074

 

 

 

Варвара  после окончания 2-й Царицынской женской гимназии

Фото из семейного архива Белозеровых

 

 

 

Приложение 6

 

 

 

100_2719

 

 

 

 

 

Коновязь, сохранившаяся со времен 2-й Царицынской женской гимназии

 

 

Приложение 7

 

 

100_2665

 

 

 

 

 

Общее фото гимназисток

Фото из экспозиции музейного уголка

МОУ СШ №83

 

 

                                                 

Приложение 8

 

 

 

100_2076

 

 

 

 

Варвара с мужем Василием

Из семейного архива Белозеровых

 

Приложение 10

 

 

 

Основин - директор женск школы номер 9 - ныне сш 83

 

 

 

 

Д. М. Основин

Фото их экспозиции комнаты боевой славы МОУ СОШ №83

 

 

 

Приложение 11

 

 

 

 

1940

 

 

 

 

Д. М. Основин с учениками

Фото из экспозиции музейного уголка

 

 

          Приложение  12                              

 

 

 

100_2708

 

 

 

 

Мемориальная доска на фасаде здания

МОУ СШ №83

Приложение 13

 

 

место гибели партиз чех отряда основина

 

 

Место гибели партизанского отряда Д. М. Основина

Фото из экспозиции музейного уголка

 МОУ СШ №83

 

 

Приложение 14

 

 

 

100_2727

 

 

 

Памятник жертвам фашизма в г. Братиславе

Место захоронения Д. М. Основина

Фото из  экспозиции музейного уголка

МОУ СШ №83

 

 

 

 

 

 

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

КОМИТЕТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №83 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

 

 

Краеведческие чтения

«Край родной, навек любимый…»

секция: летопись памяти в камне

(исторические, природные,

культурные памятники нашего региона)

 

 

 

 

Сохраняя традиции образования

Архитектурный памятник XIX века

/здание 2-й Царицынской женской гимназии/

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Бирюкова Евгения.

учащаяся 10 класса

МОУ СШ №83

Руководитель:

Костяева Эльмира Ливадовна

учитель истории и обществознания

МОУ СШ №83

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание: Введение........

Содержание: Введение........

Введение Уездный город

Введение Уездный город

Мы поставили перед собой цель собрать в единое целое обрывочную информацию о более чем вековой истории архитектурного памятника

Мы поставили перед собой цель собрать в единое целое обрывочную информацию о более чем вековой истории архитектурного памятника

До революции в Царицыне было две мужских и четыре женских гимназии, два реальных училища, учительская семинария, среднетехническое училище, коммерческое училище, торговая школа, художественная школа, музыкальные…

До революции в Царицыне было две мужских и четыре женских гимназии, два реальных училища, учительская семинария, среднетехническое училище, коммерческое училище, торговая школа, художественная школа, музыкальные…

Вторая женская гимназия располагалась на

Вторая женская гимназия располагалась на

При гимназии имеется Общество пособия недостаточным ученицам гимназии

При гимназии имеется Общество пособия недостаточным ученицам гимназии

Заслуживает внимания тот факт, что в гимназии была собственная библиотека из 900 наименований, в то время как до 1884 года в

Заслуживает внимания тот факт, что в гимназии была собственная библиотека из 900 наименований, в то время как до 1884 года в

Аврамова Варвара Васильевна (1901-1982)

Аврамова Варвара Васильевна (1901-1982)

Физика и математика занимали 16% учебного времени, а химия вовсе отсутствовала в учебном плане

Физика и математика занимали 16% учебного времени, а химия вовсе отсутствовала в учебном плане

Изменение политической ситуации в стране после 1917 года а затем и гражданская война повлияли и на народное образование

Изменение политической ситуации в стране после 1917 года а затем и гражданская война повлияли и на народное образование

Уже к 30 июня 1941 года (на 8-й день войны) на территории

Уже к 30 июня 1941 года (на 8-й день войны) на территории

Дмитрий Михайлович Основин родился 6 ноября 1904 года в селе

Дмитрий Михайлович Основин родился 6 ноября 1904 года в селе

Он перешел границу Чехословакии и вступил в контакт с коммунистами подпольщиками

Он перешел границу Чехословакии и вступил в контакт с коммунистами подпольщиками

Заключение В завершении работы следует отметить важность сохранения всех собранных по крупицам сведений

Заключение В завершении работы следует отметить важность сохранения всех собранных по крупицам сведений

Список использованных источников и литературы: 1

Список использованных источников и литературы: 1

Приложение 1 Уездный город

Приложение 1 Уездный город

Приложение 2

Приложение 2

Здание 2-й Царицынской женской гимназии

Здание 2-й Царицынской женской гимназии

Современный вид здания МОУ СШ №83

Современный вид здания МОУ СШ №83

Варвара в кругу семьи. Фото из семейного архива

Варвара в кругу семьи. Фото из семейного архива

Варвара после окончания 2-й

Варвара после окончания 2-й

Коновязь, сохранившаяся со времен 2-й

Коновязь, сохранившаяся со времен 2-й

Общее фото гимназисток Фото из экспозиции музейного уголка

Общее фото гимназисток Фото из экспозиции музейного уголка

Варвара с мужем Василием Из семейного архива

Варвара с мужем Василием Из семейного архива

Д. М. Основин Фото их экспозиции комнаты боевой славы

Д. М. Основин Фото их экспозиции комнаты боевой славы

Д. М. Основин с учениками Фото из экспозиции музейного уголка

Д. М. Основин с учениками Фото из экспозиции музейного уголка

Мемориальная доска на фасаде здания

Мемориальная доска на фасаде здания

Место гибели партизанского отряда

Место гибели партизанского отряда

Памятник жертвам фашизма в г.

Памятник жертвам фашизма в г.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Учебно-исследовательская работа "Сохраняя традиции образования"

Учебно-исследовательская работа "Сохраняя традиции образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2021