Структура УМК по физической культуре
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов Учебники:
«Мой друг физкультура» для 1-4 классов;
«Физическая культура» для 5-7 классов;
8-9 и 10-11 классов; Методические пособия для учителей :
5-7 классов;
8-9 классов
10-11 классов;
Цель физического воспитания в школе состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личностиОсновное средство достижения этой цели – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность«Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков»
Основные отличия ипреимущества программы физического воспитания В. И. Ляха
Комплексный подход
Наличие базовой и вариативной части
Возможность использования для 2-х и 3-х уроков физкультуры в неделю
Подробное описание содержания и методов физического воспитания как для урочной, так и внеклассной работы
Удобная форма изложения материала, позволяющая легко планировать работу
Комплексный подход
Программа содержит материал четырех взаимосвязанных частей:
уроки физической культуры
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня
внеклассная работа
физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия
Содержание физического воспитания в общеобразовательной школеОсновное средство овладения физической культурой – освоение базовых ее основ – объективно необходимого для каждого человека обязательного уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы хотел заниматься человек в будущем
Обязательный уровень составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры
Другая, дифференцированная (вариативная) часть содержания физического воспитания обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации и интересов учащихся
Примерное распределение учебного времени (сетка часов) для 1-4 классов
№ | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | |||
класс | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. | Базовая часть | 52(78) | |||
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | |||
1.2 | Подвижные игры | 12(18) | |||
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | ||||
1.4 | Легкоатлетические упражнения | 14(21) | |||
1.5 | Лыжная подготовка | ||||
1.6 | Плавание | ||||
2. | Вариативная часть | 6(24) | |||
2.1 | Связанный с региональными и национальными особенностями | 8(12) | |||
2.2 | По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного из видов спорта |
Примерное распределение учебного времени (сетка часов) для 5-9 классов
№ | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | ||||
класс | ||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
1. | Базовая часть | 50(75) | 54(81) | 56(84) | ||
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | ||||
1.2 | Спортивные игры | 12(18) | ||||
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | |||||
1.4 | Легкая атлетика | 14(21) | ||||
1.5 | Лыжная подготовка | 12(18) | ||||
1.6 | Элементы единоборств | - | 4(6) | 4(9) | ||
1.7 | Плавание | |||||
2. | Вариативная часть | 18(27) | 14(21) | 12(18) | ||
2.1 | Связанный с региональными и национальными особенностями | 10(15) | 8(12) | 6(9) | ||
2.2 | По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного из видов спорта | 8(12) | 6(9) |
Примерное распределение учебного времени (сетка часов) для 10-11 классов
№ | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | |
класс | |||
10 | 11 | ||
1. | Базовая часть | 58(87) | |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | |
1.2 | Спортивные игры | 14(21) | |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 12(18) | |
1.4 | Легкая атлетика | 14(21) | |
1.5 | Лыжная подготовка | 12(18) | |
1.6 | Элементы единоборств | 6(9) | |
1.7 | Плавание | ||
2. | Вариативная часть | 10(15) | |
2.1 | Связанный с региональными и национальными особенностями | 6(4) | |
2.2 | По выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного из видов спорта | 4(6) |
В школах, имеющих соответствующие условия, приступать к обучению плаванию можно с первого класса.
Время на прохождение этого материала (10-12 ч при двухразовых, 16-18 ч при трехразовых занятиях в неделю) в равных пропорциях выделяется из других разделов программ, в том числе из вариативной части
При трехразовых занятиях возможно проведение занятий плаванием 1 раз в неделю (не самый лучший вариант).
При введении третьего (четвертого и т.д.) урока физической культуры в неделю, возможно значительное увеличение часов, выделяемых на вариативную часть программы
Выбор содержания вариативной части (третьего урока физкультуры) зависит:
От наличия спортивной базы и ее оснащения
От уровня подготовки и специализации учителей физкультуры
От региональных климатогеографических условий
От национальных особенностей
От пожеланий детей и родителей
Предпочтения следует отдавать:
Физическим упражнениям на открытом воздухе (лыжная подготовка, кросс, ОФП, легкая атлетика, подвижные игры, футбол, хоккей, лапта, фигурное катание и др.)
Корригирующей гимнастике; фитболгимнастике; элементам аэробики, степаэробики, фитнеса, шейпинга, каланетика, стретчинга, атлетической гимнастики и т.п.
Текст программы содержит методические рекомендации для учителей перед каждым разделом программы
Программный материал уроков физической культуры представлен в таблицах, что позволяет увидеть его усложнение (от класса к классу) и преемственность изложения
Кроме того, материал распределен по основной направленности
Основная направленность | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
На овладение техникой спринтерского бега | |||||
На овладение техникой длительного бега | |||||
На овладение техникой прыжка в длину | |||||
На овладение техникой прыжка в высоту | |||||
На овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность | |||||
На развитие выносливости | |||||
На развитие скоростно-силовых способностей | |||||
На развитие скоростных способностей | |||||
На развитие координационных способностей | |||||
Знания о физической культуре | |||||
Самостоятельные занятия | |||||
На овладение организаторскими умениями |
Программный материал по легкой атлетике
На примере раздела гимнастика представляем удобную форму изложения материала, позволяющую легко планировать работу
Основная направленность | Классы | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
На освоение и совершенствование висов и упоров | Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе. Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа | Мальчики: соскок поворотом Девочки: наскок прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев | Мальчики: подъем переворотом в упор толчком двумя; передвижение в висе; махом назад соскок. Девочки: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор на нижнюю жердь | Мальчики: из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев; подъем махом назад в сед ноги врозь; подъем завесом вне. Девочки: из упора на нижней жерди опускание вперед в вис присев; из виса присев на нижней жерди махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой на верхнюю жердь; вис лежа на нижней жерди; сед боком на нижней жерди, соскок | Мальчики: подъем переворотом в упор махом и силой; подъем махом вперед в сед ноги врозь. Девочки: вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю; переход в упор на нижнюю жердь |
На освоение опорных прыжков | Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80–100 см) | Прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100–110 см) | Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в ширину, высота 100–115 см) Девочки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 105–110 см) | Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 110–115 см). Девочки: прыжок боком с поворотом на 90о (конь в ширину, высота 110 см) | Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 115 см).Девочки: прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см) |
Учебник по физической культуре для учащихся 1-4 классов
Отлично иллюстрирован и доступен для младших школьников
Помогает родителям ознакомить детей с азами физической культуры и здорового образа жизни
В конце учебника помещены методические рекомендации для учителей
В учебниках хорошо представлен материал по обучению двигательным действиям и развитию физических качеств учащихся
Успешно решается проблема домашних заданий (самостоятельных занятий школьников)
В учебниках для 8-9 и 10-11 классов оптимальное количество материала по теории физической культуры, его изложение интересно и доступно школьникам , что немаловажно для подготовки к экзаменам по физической культуре
Учебные пособия для учителей физкультуры
Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя / В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, Ю.А. Копылов и др.; под ред. В.И.Ляха, Г.Б.Мейксона. – М.: Просвещение, 2002. – 192 с.
Физическая культура. 8-9 классы: Пособие для учителя / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2007. – 112 с.
Учебные пособия для учителей физкультуры
Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / А.В.Березин, А.А.Зданевич, Б.Д.Ионов и др.; под ред. В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2002. – 125 с.
Физическая культура. 5-9 классы: Тестовый контроль. Пособие для учителя /В.И. Лях. – 2007. – 144 с.
В пособиях учителя найдут рекомендации по планированию занятий, анатомо- физиологическим и психическим особенностям детей разного возраста и пола, рекомендации по развитию моторики и обучению двигательным действиям
Следует обратить внимание на раздел «Контроль и оценка успеваемости», позволяющий справиться с проблемой безотметочного оценивания школьников на уроках физической культуры
Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С.
Физическая культура: Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы: 1-4 классы (Папка)
Учебно-наглядное пособие подготовлено в соответствии с «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1–11 классов»
служит дополнением к учебнику по физической культуре для начальной школы
выполнено в виде рисунков, иллюстрирующих упражнения, изучаемые в начальной школе, и краткого пояснительного текста к ним
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.