Учебно-методическое пособие "Формирование навыка чтения с листа"
Оценка 5

Учебно-методическое пособие "Формирование навыка чтения с листа"

Оценка 5
doc
22.12.2020
Учебно-методическое пособие "Формирование навыка чтения с листа"
Чтение с листа Миланочке.doc

Работа  М.С. Домрачевой   

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА

      Содержание:

      Введение.

1.     Начальный этап обучения.

2.     Освоение аппликатурных формул.

3.     Ритмическое воспитание.

4.     Развитие навыка беглого чтения с листа.

5.     Заключение.

 

Введение.

            Целью обучения детей в детской школе искусств является подготовка в большинстве своём музыкантов, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить произведение, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней. Главная задача для преподавателя – параллельно с изучением классической программы уделять внимание формированию  навыков музицирования и чтения с листа.

            В последние годы проблема развития у детей столь необходимого для каждого музыканта навыка беглого чтения с листа беспокоит многих преподавателей.  Все чаще появляются новые интересные издания, посвященные решению этого вопроса.  Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже средние музыкальные данные. Однако это требует от преподавателей не только высокого профессионализма, но и большой творческой инициативы в подходе  к обучению детей.

           Все знания необходимо преподносить в виде интересной, увлекательной игры. Использование на уроках  всевозможных  игр, карточек, любых вспомогательных методических пособий делает процесс обучения более доступным для детей, а значит, учебный  материал  легче воспринимается, рождает желание что-то запомнить, повторить, научиться.

           В данной работе представлены игровые формы обучения детей чтению нот с листа.

1. Начальный этап обучения.

Воспитание навыка чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога с самого первого урока. В первую очередь необходимо  научить  ребенка  быстро читать нотные знаки. В отличие от букв они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность.

Сделать занятия по изучению нот более увлекательными помогает «нотное лото». Вначале ученик должен уметь с одного взгляда на карточку с изображением ноты быстро назвать ее. Затем количество нот на карточке можно постепенно увеличивать, располагать их в разных октавах, использовать поступенное движение и скачки, менять направление. 

Дети любят заниматься с карточками “Ноты спрятались в стихах”, в которых отдельные слоги в словах заменены нотами, записанными в разных ключах и регистрах.

Примеры:

v  «Дремлют у ли-«си»-чки хитрые «ре»-снички.

Не ложитесь «ми»-шки спать, попадетесь вы опять!».

v  «У бе-«ре»-га «ре»-чушки маленький «до»-«ми»-шко,

а в нем живет «ля»-гушка – зеленое пальтишко».

 

         Так как музыкальный текст состоит не только из одних нот, более сложные карточки должны содержать паузы, знаки альтерации, музыкальные размеры, обозначения аппликатуры, динамики. Скорость чтения нот - это основа подготовки к навыку беглого чтения с листа.

 Знакомство с клавиатурой лучше начинать с черных клавиш, включая в работу зрительные и осязательные ощущения. Определяя на ощупь группы из двух или трех нот, ребенок с закрытыми глазами должен находить черные клавиши по всей клавиатуре. Именно черные клавиши наиболее четко запечатлеваются в поле зрения ученика и становятся ориентиром при зрительном охвате всей клавиатуры.

 

Запомнить названия белых клавиш помогает рисунок, на котором  изображен сказочный  «до»-«ми»-к  с двумя черными трубами (клавишами) на крыше, с «ре»-зными ставнями на оконце.  Рядом огород с забором (три черные клавиши), где растет «фа-соль», живет «ля»-гушка и цветет «си»-рень. 

Чтобы как можно быстрее освоить клавиатуру, дети должны в быстром темпе называть очередность клавиш в разном порядке вверх и вниз - подряд, через одну, через две и т.д. Упражнения можно проводить при закрытой клавиатуре.

           На этом этапе важно начать подготовку к свободному владению игрой в пятипальцевой позиции, применяя упражнения «Отражение в зеркале» для параллельного развития двух рук.

     

2. Освоение аппликатурных формул.

 

Следующий этап в обучении – приобретение навыка  исполнения многих типичных ритмических и мелодических оборотов. Владение основными музыкальными формулами позволит ученику разделить сложный на первый взгляд  текст нового произведения  на простые, легко узнаваемые составляющие.

Для технического роста большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению нот с листа. С первых же уроков нужно познакомить ученика с основным аппликатурным принципом - стремиться к естественной последовательности пальцев. 

Это самая основная формула, основное правило:

- звуки движутся подряд, значит, пальцы  тоже движутся подряд,

- звуки движутся через один – пальцы тоже через один.

Немного позднее начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы – интервалы, аккорды.

Важно воспитать навык быстрого зрительно-слухового опознания интервала или аккорда по его специфическому рисунку.

Хорошо, если в работе есть карточки с интервалами и аккордами от разных звуков, чтобы ребенок мог зрительно увидеть и запомнить их написание.

 Особенно детям нравится по “внешнему виду” узнавать аккорды:

v  «снеговик» - трезвучие,

v  терция внизу – секстаккорд,

v  «небоскреб» - септаккорд,

v  «снеговик» и секунда вверху справа – квинтсекстаккорд,

v  «зигзак молнии» - терцквартаккорд и т.д. 

       

          Можно поискать уже знакомые “очертания аккордов” в нотных текстах, рисовать аккорды на память. Так воспитывается навык быстрого чтения с  листа.  Достаточно увидеть нижний звук, зрительно определить название аккорда, и  найти его на клавиатуре будет проще.

          Параллельно с этим идет освоение навыка  мгновенной реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал на основе элементарных, «типовых» аппликатурных формул:

б2 – соседние пальцы,

б3 – через палец,

ч4 – через 2 пальца;

ч5 , б6 , б7, октава – крайние пальцы.

 

          Полезно давать ученику творческие задания: самостоятельно проставить аппликатуру, с какого пальца лучше начать играть правой или левой рукой, определить, какой вид фортепианной фактуры используется (гаммообразные пассажи, аккорды, арпеджио, двойные ноты).

 

 

3. Ритмическое воспитание

Ритмическое воспитание является одним из самых важных моментов в развитии у ребенка навыка чтения с листа. Из большого разнообразия ритмических упражнений  можно выбрать такие:

          «Ритмические попевки» – карточки с изображением ритма песен нотами одной высоты. Ученики читают длительности нот, простукивают их и сопровождают простыми стишками. Ритмические схемы должны быть самыми разнообразными.

Примеры:

v «Выпал снег, первый снег, всюду шум, всюду смех» (размер 2/4),

v «Вырасту, буду летчиком смелым, нет для мальчишки лучшего дела» (размер 3/8),

v «Мимо речек и полей мчится поезд все быстрей» (размер 4/4).

 

Когда будут выучены несколько карточек, ребенок должен угадать песенку по ритму. При этом воспитывается зрительный охват ритмической линии нотного текста – главный элемент чтения с листа.

 

          «Ритмические загадки» - в этой игре используются стихоритмические карточки, состоящие из двух частей. На первой части загадка, ее может прочитать и прохлопать учитель, а ученик ищет ритмический ответ.

 

Примеры:

v «В золотой клубочек спрятался дубочек» = «Желудь» (2/4),

v «Держусь я только на ходу, а если встану – упаду» = «Велосипед» Отвечать дети могут по-разному: спеть или просто прохлопать ритмический рисунок.

 

4. Развитие навыка беглого чтения с листа.

           Важнейшим этапом в обучении беглому чтению с листа является приобретение навыка широкого зрительного охвата нотного текста. Нужно стремиться научить ребенка охватывать зрением всё большие группы нот с соответствующей подготовкой аппликатуры по позициям, охвату мотива, фразы в целом.

           Можно используют в своей работе так называемое «Движущееся окошечко» - сделать его легко из открытки или  рамки для слайдов.

«Движущееся окошечко» вынуждает при игре не задерживать взгляд на той ноте, которую играешь, а зрительно охватывать целый такт. Размер экрана можно постепенно увеличивать.

           Необходимо тренировать детей мгновенно схватывать характер движения (плавное поступенное или скачком, вверх или вниз), уметь сыграть группу нот или аккордов, определив звуковысотное положение лишь первого звука.                   

           Для закрепления навыка широкого зрительного охвата нотного  текста можно использовать игру с карточками «Угадай мелодию», на которых записаны короткие отрывки музыкальных произведений.  Учитель исполняет музыкальную фразу, ученик слушает, ищет среди карточек звучащее произведение. Начинать игру надо с небольшого количества карточек. Эта игра развивает способность концентрировать внимание, охватывать взглядом весь отрывок и быстро сравнивать с остальными.

            Более сложным заданием для учеников является собирание из отдельных тактов нотного текста целый текст – игра «Мозаика». Для нее нужно приготовить нотный текст в двух экземплярах, один – образец,  другой разрезать на такты. Карточки – такты перемешать, чтобы ученик собрал текст в правильной последовательности. Эта игра может иметь несколько степеней сложности.

            Развитию беглости чтения музыкальных произведений служит также игра в ансамбле с педагогом. Необходимость считаться с партнёром требует быстроты реакции и стимулирует сообразительность.

            Игра на фортепиано «Музыкальных диалогов» поочередно с педагогом помогает в паузах переключать внимание ученика.

 

Примеры:

I  -  «Ты скажи мне береза, отчего ты грустна?»

II  - «Оттого, что не скоро к нам вернется весна» (размер 6/8).

 

В то время, когда учитель исполняет свою тему, ученик следит за игрой по нотам, и это требует высокой степени концентрации внимания и слуха.

 

5. Заключение.

         Комплексное музыкальное воспитание, творческие методы обучения начинающего пианиста применимы к любому ребёнку. Разница лишь в том, что музыкантом-профессионалом может стать высокоодарённый ученик, в то время как подавляющее большинство учащихся становятся музыкантами-любителями.       

          Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: стимулирования активного, заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать, развивать художественный вкус и эрудицию во всём разнообразии жанров и стилей музыки.

           Свободное и беглое чтение с листа – один из ключевых моментов музыкального образования, основа будущей самостоятельности ученика. Оно пробуждает интерес к музыке и вселяет веру в свои возможности. Ребенок, свободно владеющий искусством чтения нот, не расстается с музыкой всю свою жизнь.

                                        

 

       


Работа М.С. Домрачевой

Работа М.С. Домрачевой

Начальный этап обучения. Воспитание навыка чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога с самого первого урока

Начальный этап обучения. Воспитание навыка чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога с самого первого урока

Запомнить названия белых клавиш помогает рисунок, на котором изображен сказочный « до »-« ми »-к с двумя черными трубами (клавишами) на крыше, с « ре…

Запомнить названия белых клавиш помогает рисунок, на котором изображен сказочный « до »-« ми »-к с двумя черными трубами (клавишами) на крыше, с « ре…

Хорошо, если в работе есть карточки с интервалами и аккордами от разных звуков, чтобы ребенок мог зрительно увидеть и запомнить их написание

Хорошо, если в работе есть карточки с интервалами и аккордами от разных звуков, чтобы ребенок мог зрительно увидеть и запомнить их написание

Ритмические попевки» – карточки с изображением ритма песен нотами одной высоты

Ритмические попевки» – карточки с изображением ритма песен нотами одной высоты

Движущееся окошечко» вынуждает при игре не задерживать взгляд на той ноте, которую играешь, а зрительно охватывать целый такт

Движущееся окошечко» вынуждает при игре не задерживать взгляд на той ноте, которую играешь, а зрительно охватывать целый такт

Заключение. Комплексное музыкальное воспитание, творческие методы обучения начинающего пианиста применимы к любому ребёнку

Заключение. Комплексное музыкальное воспитание, творческие методы обучения начинающего пианиста применимы к любому ребёнку