Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16» г. Великий Новгород
Учебно-методическое пособие
«Использование интеллект-карт на уроках в начальной школе»
Автор: Портаченко Наталья Николаевна учитель начальных классов
Великий Новгород 2019
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………...3
1. Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся………………………………………………………………………...4
2. Алгоритм создания интеллект-карт……………………………………………...5
3. Методические рекомендации по применению интеллект-карт в процессе обучения………………………………………………………….………..................6
Заключение ………………………………………………………………… …….....7
Используемые источники……………………………………………………………8
Пояснительная записка
Одной из самых актуальных проблем современной школы является формирование учебно-познавательных компетенций обучающихся в процессе обучения. Ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике; работать с различной информацией, анализировать и обобщать её. В данном методическом пособии представлен метод интеллект-карт, который обеспечивает решение данной проблемы.
Цель методического пособия: помочь учителю в разработке наиболее оптимальных методов изучения, закрепления и обобщения материала в процессе обучения младших школьников. Пособие состоит из трех частей и приложения. В первой части содержатся краткие теоретические сведения о методе интеллект-карт, его достоинствах. Во второй части представлен алгоритм создания интеллект-карт. В третьей части даны методические рекомендации по их применению. В приложении представлен практический материал: электронная презентация к методическому пособию.
Использование учителем метода интеллект-карт способствует:
- повышению мотивации и качества знаний обучающихся
- развитию универсальных учебных действий
- активизации деятельности
Составление интеллект-карт дает возможность:
- научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами
- развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность
1. Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся
Интеллектуальные карты разработаны британским психологом Тони Бьюзеном. Точного перевода на русский язык не существует, поэтому можно встретить в различных источниках достаточно широкий спектр названий: «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «карты осознания», «ментальные карты», «карты представлений», «мыслительные карты» и т.д. Интеллект-карта – это изображение информации в графическом виде, уникальный и простой метод её запоминания. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме.
Технология обучения с помощью интеллектуальных карт помогает сделать процесс обучения младших школьников более занимательным, т.к. составление карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой. В то же время это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект – карты можно по самым разным темам и на разных уроках. При этом процесс изучения темы становится интересным, так как дети могут самостоятельно экспериментировать, придумывать разные формы карт, свои условные обозначения, рисунки.
Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет
- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;
- формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией; - развивать память обучающихся;
- ускорять процесс обучения
2. Алгоритм создания интеллект-карт
Карта памяти реализуется в виде древовидной схемы. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет карте памяти постоянно дополняться.
При работе используются только цветные карандаши и фломастеры.
Лист А4 располагаем горизонтально
Главная проблема (тема) располагается в центре листа.
От центра рисуем основные ветви, они должны быть жирными. Каждая главная
ветвь должна иметь свой цвет.
Ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями, они рисуются
более тонкими.
Ветви лучше рисовать изогнутыми, а не прямыми.
Над каждой линией - ветвью пишутся ключевые слова печатными буквами.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки,
ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры для того, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Рисунок 1. Схема карты памяти
3. Методические рекомендации по применению интеллект-карт в процессе обучения.
Работать с картами памяти можно на каждом этапе урока. Главное слово помогает прогнозировать тему и ставить задачи урока. На уроке открытия новых знаний карта заполняется в течение всего процесса исследования. Во время систематизации и обобщения знаний дети получают карты лишь с несколькими ключевыми словами, а чаще с одним главным словом, затем заполняют их. На этапе контроля знаний работают по индивидуальным картам разного уровня. Детям, испытывающим трудности в процессе обучения, даются карты со словами помощниками.
Обучение составлению интеллект-карт проводится постепенно: сначала анализируем готовые образцы; затем коллективно составляем общую карту; после этого проводим работу в парах; затем идёт индивидуальная работа. При составлении карт необходимо оказывать помощь ученикам, консультировать их, совместно корректировать готовые схемы, учить выделять основные мысли, отбирать главное и второстепенное. На каждом этапе необходимо работать над формированием навыков поиска и систематизации информации по теме: извлечение информации из текста, составление списка понятий, определение связей между понятиями, относящимися к разным ветвям карты. Например, при составлении карты по теме «Состав слова», сначала выявляем основные признаки понятия «состав слова»: основа (корень, приставка, суффикс) и окончание. Ключевые ветки с основными признаками задают структуру карты. Затем дети расшифровывают каждый из признаков с помощью специальных заданий, добавляя на карте соответствующие ответвления. Так постепенно выстраивается карта памяти.
Можно применять разнообразные приёмы работы с использованием интеллектуальных карт: рисование карты, дополнение недостающих сведений, анализ и исправление допущенных ошибок (индивидуально или коллективно), воспроизведение пройденного материала, составление карты по готовой схеме, индивидуальный опрос, составление карты памяти по тексту (окружающий мир), по индивидуальным опорам и правилу в учебнике (русский язык), воспроизведение ранее составленных карт. Например, на уроке русского языка, при изучении темы «Личные местоимения», дети дома заучивают правило о личных местоимениях. На следующем уроке, на этапе проверки домашнего задания, дети составляют карту памяти «Личные местоимения», затем, изучив тему «Личные местоимения 3 лица», дополняют её. Карты периодически пополняются в процессе получения новых сведений.
С помощью карт памяти дети легче запоминают и классифицируют информацию. На уроках окружающего мира систематизировать материал помогают карты по темам: «Отрасли промышленности», «Круговорот веществ», «Дорожные знаки», «Разнообразие растений», «Разнообразие животных», «Золотое кольцо России», «Органы чувств», «Наши соседи».
На уроках русского языка в процессе изучения новых тем и с целью обобщения и систематизации знаний составляются и используются карты памяти по темам: «Части речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Личные местоимения», «Глагол», «Части слова». Все карты учеников хранятся в файловых папках, при необходимости используются детьми.
Также существует достаточно много сервисов для создания интеллект-карт. Наиболее удобна программа XMind. Она проста, занимает немного места на диске, русифицирована и имеется в бесплатном доступе в интернете.
Также создавать карты памяти можно с использованием программ SMART Notebook, Microsoft Power Point.
Заключение
Работа с использованием интеллект-карт даёт положительные результаты: легче запоминается материал обучающимися (в том числе и слабоуспевающими); быстрее и качественнее проходит подготовка к проверочным работам; повышается компьютерная грамотность учеников; дети учатся работать с информацией; неоднократное составление интеллект – карт способствует систематизации знаний учащихся, проявлению познавательной активности и интереса к изучению предметов.
Используемые источники
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. – М.: Просвещение, 2008г.
2. О методе интеллект-карт. Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.
http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32
3. «Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках»: Методическое пособие. Авторы-составители: В.М. Воробьева, начальник отдела доп. образования детей, Л. В. Чурикова, методист отдела подготовки кадров, Л. Г. Будунова, методист отдела подготовки кадров, - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013г.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/XMind
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.