Учебно-методическое пособие "Использование интеллект-карт на уроках в начальной школе"
Оценка 4.7

Учебно-методическое пособие "Использование интеллект-карт на уроках в начальной школе"

Оценка 4.7
docx
12.03.2020
Учебно-методическое пособие "Использование интеллект-карт на уроках в начальной школе"
Пособие. Портаченко.docx

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16» г. Великий Новгород

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое пособие

«Использование интеллект-карт на уроках в начальной школе»

 

 

                                                                         Автор:  Портаченко Наталья Николаевна                                                                                        учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород 2019

 

Содержание

 

 

Пояснительная записка……………………………………………………………...3                                                                           

1. Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции    обучающихся………………………………………………………………………...4                                                                    

2. Алгоритм создания интеллект-карт……………………………………………...5

 3. Методические рекомендации по применению интеллект-карт в процессе обучения………………………………………………………….………..................6

Заключение ………………………………………………………………… …….....7                                                                                              

Используемые источники……………………………………………………………8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Одной из самых актуальных проблем современной школы является формирование учебно-познавательных компетенций обучающихся в процессе обучения. Ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике; работать с различной информацией, анализировать и  обобщать её. В данном методическом пособии представлен метод интеллект-карт, который обеспечивает решение данной проблемы.

Цель методического пособия: помочь учителю в разработке наиболее оптимальных методов изучения, закрепления и обобщения материала в процессе обучения младших школьников. Пособие состоит из трех частей и приложения.  В первой части  содержатся  краткие теоретические сведения о методе интеллект-карт, его достоинствах.  Во второй  части представлен алгоритм  создания интеллект-карт. В третьей части даны методические рекомендации по их применению. В приложении представлен практический материал: электронная презентация к методическому пособию.

Использование учителем метода интеллект-карт способствует: 

- повышению мотивации и качества знаний обучающихся

- развитию универсальных учебных действий

- активизации деятельности

Составление  интеллект-карт дает  возможность:

- научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами

- развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность

 

 

 

1. Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся

Интеллектуальные карты разработаны британским психологом Тони Бьюзеном. Точного перевода на русский язык не существует, поэтому можно встретить в различных источниках достаточно широкий спектр названий: «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «карты осознания», «ментальные карты», «карты представлений», «мыслительные карты» и т.д.  Интеллект-карта – это  изображение информации в графическом виде, уникальный и простой метод её запоминания. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. 

Технология обучения с помощью интеллектуальных карт помогает сделать процесс обучения младших школьников более занимательным, т.к. составление карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой. В то же время это  эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект – карты можно по самым разным темам и на разных уроках. При этом процесс изучения темы становится интересным, так как дети могут самостоятельно экспериментировать, придумывать разные формы  карт, свои условные обозначения, рисунки.

 Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет

- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

- формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;                                                                                                                                          - развивать память обучающихся;

- ускорять процесс обучения

 

2. Алгоритм создания интеллект-карт

Карта памяти  реализуется в виде древовидной схемы. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет карте памяти постоянно дополняться.

При работе используются только цветные карандаши и фломастеры.

Лист А4 располагаем горизонтально
Главная  проблема (тема) располагается в центре листа. 
От центра рисуем основные ветви, они должны быть жирными.  Каждая главная ветвь  должна иметь свой цвет. 
Ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями, они рисуются более тонкими. 
Ветви лучше рисовать изогнутыми, а не прямыми. 

Над каждой линией - ветвью пишутся ключевые  слова  печатными буквами.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. 

 Разросшиеся ветви можно заключать в контуры для того, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. 

Рисунок 1. Схема карты памяти

 

 

3. Методические рекомендации по применению интеллект-карт в процессе обучения.

Работать с картами памяти можно на каждом этапе урока. Главное слово  помогает прогнозировать тему и ставить задачи урока. На уроке открытия новых знаний карта заполняется в течение всего процесса исследования. Во время систематизации и обобщения знаний дети получают карты лишь с несколькими ключевыми словами, а чаще с одним главным словом, затем заполняют их. На этапе контроля знаний работают по индивидуальным картам разного уровня. Детям, испытывающим трудности в процессе обучения, даются карты со словами помощниками.

Обучение составлению интеллект-карт проводится постепенно: сначала анализируем  готовые образцы; затем коллективно составляем общую карту; после этого проводим    работу  в парах; затем  идёт индивидуальная работа. При составлении карт  необходимо оказывать помощь ученикам, консультировать их, совместно корректировать готовые схемы, учить  выделять основные мысли, отбирать главное и второстепенное. На каждом этапе необходимо работать над  формированием навыков поиска и систематизации информации по теме: извлечение информации из текста, составление списка понятий, определение связей между понятиями, относящимися к разным ветвям карты.  Например, при составлении карты по теме «Состав слова»,  сначала выявляем основные признаки понятия «состав слова»: основа (корень, приставка, суффикс) и окончание. Ключевые ветки с основными признаками  задают  структуру карты. Затем дети  расшифровывают каждый из признаков с помощью специальных  заданий, добавляя на карте соответствующие ответвления. Так постепенно выстраивается карта памяти. 

 Можно применять разнообразные приёмы работы с использованием интеллектуальных карт: рисование карты, дополнение недостающих сведений, анализ и исправление допущенных ошибок (индивидуально или коллективно),   воспроизведение пройденного материала, составление карты  по готовой схеме, индивидуальный опрос, составление карты памяти по тексту (окружающий мир), по индивидуальным  опорам и правилу в учебнике (русский язык), воспроизведение ранее составленных  карт. Например, на уроке русского языка, при изучении темы «Личные местоимения», дети дома заучивают правило о личных местоимениях. На следующем уроке, на этапе проверки домашнего задания, дети составляют карту памяти «Личные местоимения», затем, изучив тему «Личные местоимения 3 лица», дополняют её.  Карты периодически пополняются в процессе получения новых сведений.

  С помощью карт памяти дети легче запоминают  и классифицируют  информацию. На уроках окружающего мира систематизировать материал помогают карты по темам:  «Отрасли промышленности», «Круговорот веществ», «Дорожные знаки», «Разнообразие растений», «Разнообразие животных», «Золотое кольцо России», «Органы чувств», «Наши соседи».

На уроках русского языка в процессе изучения новых тем и с целью обобщения и систематизации знаний составляются и используются карты памяти по темам:  «Части речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Личные местоимения», «Глагол», «Части слова». Все карты учеников  хранятся в файловых папках, при необходимости используются детьми.    

Также существует достаточно много сервисов для создания интеллект-карт. Наиболее удобна программа  XMind. Она проста, занимает немного места на диске, русифицирована и имеется в бесплатном доступе в интернете.

 Также создавать карты памяти можно с использованием программ SMART Notebook, Microsoft Power Point

 

Заключение

           Работа с использованием интеллект-карт даёт положительные результаты: легче запоминается материал обучающимися (в том числе и слабоуспевающими); быстрее и качественнее проходит подготовка к проверочным работам; повышается компьютерная грамотность учеников; дети учатся работать с информацией; неоднократное составление интеллект – карт способствует систематизации знаний учащихся, проявлению познавательной активности и интереса к изучению предметов.

 

Используемые источники

 

1.     Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как

проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. – М.: Просвещение, 2008г.

2.     О методе интеллект-карт. Сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.

http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32

          3. «Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках»: Методическое пособие. Авторы-составители: В.М. Воробьева, начальник отдела доп. образования детей, Л. В. Чурикова, методист отдела подготовки кадров, Л. Г. Будунова, методист отдела подготовки кадров, - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013г.

        4. https://ru.wikipedia.org/wiki/XMind

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» г

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………

Пояснительная записка Одной из самых актуальных проблем современной школы является формирование учебно-познавательных компетенций обучающихся в процессе обучения

Пояснительная записка Одной из самых актуальных проблем современной школы является формирование учебно-познавательных компетенций обучающихся в процессе обучения

Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся

Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся

Алгоритм создания интеллект-карт

Алгоритм создания интеллект-карт

Методические рекомендации по применению интеллект-карт в процессе обучения

Методические рекомендации по применению интеллект-карт в процессе обучения

Например, на уроке русского языка, при изучении темы «Личные местоимения», дети дома заучивают правило о личных местоимениях

Например, на уроке русского языка, при изучении темы «Личные местоимения», дети дома заучивают правило о личных местоимениях

Используемые источники 1.

Используемые источники 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2020