Управление образования
администрации г.Оренбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Отдел народных промыслов
Учебно-методическое пособие
для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Фантазия» (лепка и пластилинография)
Автор: педагог дополнительного
образования Бекешева Т.Н.
Оренбург, 2022
Аннотация
Учебно- методическое пособие содержит теоретические материалы и рекомендации для подготовки и проведения занятий по лепке, информацию, которую можно использовать для оформления учебного кабинета.
Издание будет полезно педагогам дополнительного образования, воспитателям, может оказать помощь учителям начальных классов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1ИСТОРИЯ ПЛАСТИЛИНА……………………………………………………5
2 ИНСТРУМЕНТЫ И РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ……………………...7
3 КАРТА СМЕШИВАНИЯ ЦВЕТОВ ПЛАСТИЛИНА……………………….10
4 БАЗОВЫЕ ФОРМЫ …………………………………………………………..11
5 ВИДЫ ЛЕПКИ…………………………………………………………………14
6 СПОСОБЫ ЛЕПКИ……………………………………………………………14
7 ПРИЕМЫ ЛЕПКИ……………………………………………………………..15
8 ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ. РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА КОМПОЗИИ……16
9 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДА…………………………….18
ВВЕДЕНИЕ
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Это одно из полезнейших занятий для ребенка, средство эстетического воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мышление, руки, пальцы, что способствует развитию речи, наблюдательности, фантазии.
В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации, или размером кубиков, как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так одни дети предпочитают миниатюрные изделия, другие тяготеют к монументальности. Трудно сказать, как влияет на ребёнка то, что он творит своими руками, по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии (будь то мелкая моторика или пространственное мышление, воображение) сразу отражается в лепке.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на некоторое время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, влажный песок, бумажная масса для папье-маше. Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем шире экспериментальное поле.
Из одного комка пластилина, глины или теста можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы его преобразования. Тесто, пластилин, глина – универсальные материалы, которые дают возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранять полученный результат.
1. ИСТОРИЯ ПЛАСТИЛИНА
История пластилина начинается со спорного вопроса об
авторстве изобретения. Немецкий фармацевт Франц Колб (Franz Kolb), запатентовал
изобретенную им модельную массу под названием “Plastilin” в 1880 году, тогда
как другой претендент на авторство, англичанин Вильям Харбутт (William
Harbutt), запатентовал в 1899 году изобретённую им в двумя годами ранее
незасыхающую глину “Plasticine”. Общественное мнение все же ссылается именно на
Харбатта, как на автора. Если учесть, что оба названия и патенты касались масс
с практически идентичным составом и считаются синонимами, то чтобы не путаться
так и будем называть все пластилином.
Изобретение пластилина стало результатом многочисленных экспериментов
Харбутта по созданию простого в использовании материала для моделирования. В
“глину которая никогда не высыхает”, как он ее вначале назвал, влюбились не
только художники, но и шестеро детей самого Вильяма. Они заполнили дом пластилиновыми
замками, кораблями, батальными сценами и фонтанами. Оригинальный пластилин был
серого цвета (его точная формула до сих пор - секрет), но поступил в продажу
уже в четырех цветах, а вскоре выпускался во множестве ярких цветов.
Вначале Вильям планировал использовать свое изобретение в
образовательных целях. Но, увидев, какое удовольствие от пластилина получила
его семья, принял решение о коммерческих продажах пластилина, чтобы и другие
дети могли ему радоваться. Название “Пластилин” придумывали всей семьей.
В 1900 году Харбутт открыл свою фабрику, которая проработала до
пожара 1968 года, в данный момент производство перенесено в Тайланд. Пластилин
Франца Колба так же до сих пор продается под названием “Мюнхенский художественный
пластилин”.
С тех пор художники, архитекторы, инженеры и дети использовали
тонны пластилина для создания самых разных вещей, будь то военные карты,
использовавшиеся в обеих Мировых войнах, или модель первого космического
скафандра, стоматологические модели или дизайн самолетов и, конечно же,
динозавров. Пластилин стал очень популярен среди аниматоров благодаря простоте
использования: ему легко придать нужную форму, он достаточно гибкий, чтобы
персонаж мог двигаться, и хорошо держит форму, особенно если использовать
арматуру. Ярким тому примером служат фильмы Ника Парка (Nick Park), гения
пластилиновой анимации, о приключениях Уоллеса и Громита. Его мультфильм
«Неправильные Штаны» получил премию Оскар в номинации «Лучший анимационный
короткометражный фильм» в 1993 года.
У нас же следует отметить анимационные работы Александра
Татарского, Гарри Бардина и Макса Свиридова, снявшего огромное количество работ
(сериал «От Ильича до Кузьмича» насчитывает уже 177 серий).
В 2000 году британский телепродюссер Джеймс Мэй (James May) при
помощи более чем 2000 участников создал сад, состоящий исключительно из
пластилина, и назвал его “Пластилиновый Рай”. На создание такого сада ушло 6
недель и 2,6 тонны пластилина 24 цветов. По словам Мэя “к сведению - это самая
большая и сложная композиция подобного типа когда-либо созданная”.
Франц Колба Уильям Харбут
Но подлинным героем, настоящим изобретателем пластилина считается Джо Маквикер из Цинцинати. Он, собственно, и не собирался ничего изобретать, а выпустил простую оконную замазку. К счастью для Маквикера, его сестра, работавшая в детском саду, стала использовать его для лепки вместо глины. Факт остается фактом, задолго до получения патента Харбуртом, на занятиях по лепке из глины появилась альтернатива.
Джо Маквикер
Позже совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать «нетоксичное чистящее средство для обоев» на занятиях. А в 1955 году на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги. Светлая масса была более пластичной, не высыхала, и вскоре прародитель современного пластилина сметался с полок подчистую.
Маквикер в 27 лет стал миллионером, а мы получили возможность творить в цвете.
Сегодня пластилин состоит из порошка глины и веществ, которые не дают ей высыхать: воска, животного сала, озокерита (минерала, похожего на пчелиный воск), церезина (это вещество получают из озокерита), вазелина.
Современные материалы для лепки
Материалов для лепки очень много, полет фантазии не обязательно ограничивать свойствами глины, теста или пластилина. Новые технологии дают возможность с удовольствием лепить из пластики, шарикового пластилина, «холодного фарфора», пластилина воскового или флуоресцентного. Разнообразие материалов открывает новые грани талантов, дает множество новых возможностей и решений.
2 ИНСТРУМЕНТЫ И РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ
Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для педагога и детей, хранения оборудования, незаконченных работ обучающихся, учебных пособий и выставки.
Рабочие места. Все рабочие места оснащаются доской для лепки. Обучающиеся лепят на столах с горизонтальными крышками. Педагогу надо предусмотреть, чтобы поверхность его рабочего места была видна каждому ребенку.
Основное оборудование: пластилин, набор стеков, одежда.
Дополнительное оборудование: зубочистки, куски картона, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий (в ёмкости изделия должны свободно размещаться), мягкая чистая тряпка (для чистки рук и стека по окончании занятий).
Демонстрационные пособия: предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); предметы, содержащие эти формы, а также предметы, имеющие формы, отличные от шара, цилиндра, конуса. Это мячики и шарики; катушки для ниток разных пропорций и размеров; деревянные яйца, желуди, плоды каштана и т.п.
Главную базовую фигуру – шар – дети должны особенно хорошо изучить, знать ее визуально (глазами) и на ощупь (руками). Для этого хорошо иметь комплект шариков для пинг-понга как раздаточный материал (достаточно нескольких шариков, чтобы дать их в руки тем, кто трудно осмысливает эту правильную форму).
Основным наглядным пособием педагога являются инструкционные карты, изображающие приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у педагога должны быть лепные программные изделия-образцы, которые демонстрируют объемные формы при анализе нового изделия, совмещаются с рисунком этой же формы на инструкционной карте, предъявляются при определении пропорций. Только при такой комплексной подаче информации формируются связи, позволяющие ребенку переносить объемное изображение на плоскость и, наоборот, формировать объемное видение плоского рисунка; активизируются образное мышление и фантазия. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия с их согласия. Постепенно лепных изделий накапливается довольно много, и часть из них разбирается на рабочий материал. Итогом работы над изучаемой темой должно быть создание тематической композиции. Работы, получившие лучшую оценку, в том числе и выполненные дома, достойны всеобщего обозрения. Такая выставка детям необходима, как и каждому художнику. Лучшие работы, находящиеся постоянно перед глазами, приучают к усвоению стандарта лепки, стимулируют стремление к лучшему. Выставка воспитывает уважительное отношение к работам товарищей и к искусству в целом. Выставку детских работ должны видеть и родители, поскольку она наглядно отражает уровень усвоения программы, уровень развития образного мышления. Первое время, пока дети не привыкнут к существованию выставки в кабинете, изделия лучше держать под стеклом на полке шкафа, в доступном для обозрения месте.
При приобретении оборудования для лепки родители должны знать назначение предметов и требования, предъявляемые к их качеству. Для этого целесообразно проводить организационное родительское собрание в начале учебного года.
Рабочая одежда. Рабочий халат с длинными рукавами или фартуком с нарукавниками.
Рабочий материал. В магазинах канцтоваров и в художественных салонах продают много различных материалов для лепки. Прежде всего, это большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением, разные виды глины и пластики. Для лепки надо выбирать пластилин по его лепным качествам. Цвет должен играть второстепенную роль, хотя в готовом изделии яркие цвета смотрятся лучше. Обычно пластилин выпускают наборами с различным количеством цветов (минимально их должно быть 5–6). Для выполнения всей программы ребенку понадобится 8–10 таких наборов. Не все цвета расходуются одинаково – больше всего уходят в изделия белый, желтый, зеленый, красный и близкие к ним цвета, меньше всего – черный. Некоторые цвета можно перемешивать, получая промежуточные. Например, желтый + красный = оранжевый; красный + черный = коричневый; желтый + синий = зеленый и т.д. Процесс смешивания, переминания пластилина занимает довольно много времени. Поэтому лучше всего иметь набор, дополняемый брикетами. Не рекомендуется в одном изделии использовать пластилин разного качества.
Рабочая доска. Дети лепят на рабочей доске. На доске раскатывают все исходные формы. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.
Рабочий нож. Главный рабочий инструмент – стек. Он должен быть небольшим, легким, прямым, не складным, безопасным, с тонким и не слишком острым лезвием, с заостренным, но не острым, концом. В некоторых наборах к пластилину прилагаются готовые пластмассовые стеки.
Картон для композиций. Для размещения предметов и композиций ребенку понадобится картон самых разных размеров и пропорций. Картон должен быть довольно жестким, чтобы не прогибаться под тяжестью пластилина.
Подсобный материал. Зубочистки используют для соединения деталей и выполнения декоративных элементов изделия. Зубочисток лучше иметь целую упаковку.
Уход за принадлежностями. Доску и пол чистят стеком, убирая с них пластилин. А стек и руки протирают тряпкой: мягкой, хлопчатобумажной, хорошо впитывающей. Пластилин легко входит в такую ткань, очищая руки и пластмассу. Остатки жира с рук нужно смыть водой с мылом, а тряпку заменять по мере загрязнения
3.КАРТА СМЕШИВАНИЯ ЦВЕТОВ ПЛАСТИЛИНА
4. БАЗОВЫЕ ФОРМЫ
Самое ценное качество пластилина как материала
для лепки – возможность создавать скульптуру путем соединения отдельных частей.
Много поделок можно сделать из самых простых
базовых форм.
Шар – начало всех начал
Лепка из пластилина очень многих поделок
начинается с формирования шара. Чтобы скатать шар, возьмите кусочек пластилина
и покатайте его между ладонями. Чем дольше катать шар из пластилина, тем ровнее
он получится.
На основе шара с помощью пластмассовой крышки
или линейки можно изготовить диск, конус, цилиндр, жгут, кирпичик.
Диск
1 способ: Накройте шар пластиной и слегка
придавите к столу. Если нужны хорошо выраженные края диска, поверните его на
ребро и покатайте по столу как колесо.
2 способ: Раскатайте пластилин в лепешку
нужной толщины и формой вырежьте диск.
Кирпичик
Повторив эту процедуру три раза и поворачивая
заготовку каждый раз на 90 градусов, вы получите кирпичик, вполне пригодный для
пластилинового строительства. Правда, если кирпичиков надо очень много, лучше
воспользоваться формой для их создания. Маленькие одинаковые кирпичики можно
нарезать из дважды обработанного подобным приемом жгута.
Бусина
Накройте шарик пластиной и покатайте круговыми
движениями. Получится овальная бусина с ребром по серединке.
Цилиндр
Накройте кусочек пластилина пластиной и
катайте вперед назад. Цилиндр получится ровный и гладкий. Чем дольше катается
цилиндр из пластилина, тем тоньше и длиннее он получается.
Жгут
Если продолжить раскатывать цилиндр, можно
получить ровный жгутик.
Если нужно большое количество жгутиков, можно
катать их партиями, расположив параллельно друг другу. При этом жгутики
получаются примерно одинаковой толщины.
На основе жгутика можно получить множество
самых разнообразных деталей. Лепка жгутиками из пластилина – самостоятельное
направление современного декоративно-прикладного искусства. Жгутиками можно даже
выкладывать картины.
Можно выдавить ровные жгутики с помощью
одноразового шприца без иглы. Если нужно сделать очень много жгутиков
одинаковой толщины, можно воспользоваться давилкой для чеснока. Пластилин надо
немного согреть в теплой воде. Тогда он будет мягче, выдавливать жгутики будет
легче. Единственный минус такого способа - невозможность менять диаметр
жгутиков по своему усмотрению.
Спираль
Накрутите жгутик на карандаш или ручку. Чтобы
получить ленточную спираль, проделайте тоже самое с полоской пластилина.
Конус
Приложите пластину к столу и шару под нужным
углом и катайте вправо-влево. При пологом расположении пластины конус получится
с острой вершиной, а при более высоком – с тупой.
Можно заранее подготовить базовые формы и играть с пластилином, как с готовым конструктором. Преимущество перед обычным конструктором в том, что любую деталь можно подкорректировать до нужной формы.
Сложные фигуры
Коса
Косу можно слепить как из полоски одного цвета, так и разноцветную. Для косы понадобятся три длинных жгута, их необходимо скрепить с одной стороны, а затем плотно переплести друг с другом. Готовую косу скрепить с другой стороны.
Из косы можно слепить:
переплетение лиан, волосы, гриву лошадей.
Сложная спираль
Сложную спираль можно делать из одного оттенка пластилина или использовать контрастные цвета.
Сложная спираль изготавливается из двух жгутов, аккуратно перекрученных между собой. Когда толщина полос покажется вам достаточной, сверните получившийся жгут в спираль.
Из сложной спирали можно слепить: рога, раковину улитки, усики растений.
Спиральный рулет
Для рулета лучше выбрать пластилин контрастных цветов (иначе слои будут плохо заметны на разрезе).
Для спирального рулета потребуются две тонкие прямоугольные лепешки контрастных цветов. Одну лепешку нужно наложить на другую. Получившуюся лепешку необходимо свернуть в рулет, его надо сворачивать как можно плотнее. Свернутый рулет оставить на 5-10 минут, чтобы остыл. Самым тонким стеком нарезается пластилиновый рулет на тонкие ломтики.Из спирального рулета можно слепить: оперение птиц, камни, морских моллюсков.
5 ВИДЫ ЛЕПКИ
По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.
В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения.
В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой по смыслу.
В декоративной лепке дети создают декоративные изделия: вазы, тарелки и др.
В комплексной лепке дети, для решения поставленной художественной задачи, комбинируют разные способы лепки.
6 СПОСОБЫ ЛЕПКИ
В лепке применяют следующие способы получения изделий:
1. Конструктивный способ лепки.
При этом способе
лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда
и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей
он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить
очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами “открывают” его для себя. Чаще всего
в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
- объединение одинаковых форм (бусы, заборчик,
колодец, сосиски);
- объединение похожих форм, отличающихся по
величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
- объединение различных форм (грибок, бабочка,
птичка, Чебурашка).
2.Скульптурный способ лепки из пластилина.
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.
3 Комбинированный способ лепки.
Этот способ объединяет два способа:
конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого
куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются
скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной
форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный
и
универсальный по своим возможностям.
4. Модульная лепка.
Этот способ напоминает составление объёмной
мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень
быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых
элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов
модульной лепки.
5.Лепка на форме.
Иногда для лепки удобно использовать готовые
прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр.
Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.
Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают
лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно
вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку,
ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо
лепить вазу, кашпо, карандашницу.
7 ПРИЕМЫ ЛЕПКИ
Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.
Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки.
Шлепанье - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движения можно варьировать.
Сплющивание - сжимание куска теста или пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющивать при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями к плоской поверхности.
Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным пальцами руки.
Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.
Вдавливание - расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия.
Раскатывание - формирование из куска пластилина жгута путем раскатывания его движениями вперед - назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Разрезание - деление куска пластилина при помощи стека на кусочки меньшего размера.
Сглаживание - придание гладкой формы изделию при помощи пальцев рук.
Оттягивание - оттягивание пальцами края изделия.
Защипывание - придание рельефа и фактуры, изображение отдельных деталей при помощи щипковых движений пальцев.
Загибание - придание формы краям тарелок, ваз при помощи круговых движений пальцев рук.
8. ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ. РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА КОМПОЗИЦИИ.
Термин «композиция» произошел от латинского слова и стал регулярно употребляться, начиная с эпохи Возрождения. Композиция в искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. В композиции важна целостность произведения, гармоничное равновесие его частей.
Композиция является базовым понятием, которое объединяет все сферы творческой деятельности: техническую, гуманитарную и художественную.
Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой - либо идеей.
В художественной области – это композиция конкретных произведений искусства, связанных с созданием художественного образа. Сюда относятся композиция картины, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства.
Композиция – это гармоничное целое, законченное произведение искусства. Композиционное начало подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняя ее элементы друг другу и целому. Еще одно понятие композиции подразумевает грамотную организацию картинной плоскости. Картинная плоскость – это лист бумаги с рисунком. Очень важно разместить (скомпоновать) изображение на листе таким образом, чтобы оно гармонично вписывалось в поле листа, было с ним соразмерно. В ходе компоновки рисунка на листе бумаги принципиальное значение имеет выбор формата. Он может быть вертикальным или горизонтальным в зависимости от характера изображения. Гармоничное равновесие всех элементов композиции дает самую реалистическую информацию об объекте рисования.
В композиции важно акцентировать внимание на самом важном элементе рисунка – композиционном центре, который помещают ближе к середине листа. Второстепенные элементы располагаются рядом, в гармонической взаимосвязи.
Чтобы облегчить поиски композиции в учебной работе с натуры, можно воспользоваться вырезанным из небольшого листа плотной бумаги «окошком», соразмерным с листом бумаги. Это «окошко» является своеобразным искателем композиции, посмотрев через который можно увидеть изображение в уменьшенном виде и поискать наиболее удачный вариант. Развитое чувство композиции в учебном рисунке является залогом его успеха. Удачная композиция закладывает основы интересного, выразительного рисунка на протяжении всех последующих стадий работы.
9 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДА
Правила поведения
1. На перемене не бегай и не прыгай в кабинете, чтобы не уронить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.
2. На занятии соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать педагога. Работай руками, а не языком.
3. Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.
4. Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина.
5. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна.
6. Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или педагога. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.
7. Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.
8. Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.
9. В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.
Правила
подготовки рабочего места перед началом занятия
1. Достань принадлежности лепки.
2. Надень рабочую одежду.
3. Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.
4. Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
(за 2–3 минуты до конца занятия)
1. Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на занятии, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.
3. Стеком почисти рабочую доску, стол, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри стек и крышку стола тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.
5. Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.
Материалы для лепки
· пластилин
· тесто для лепки
· масса для лепки
· Шариковый пластилин
· Плавающий пластилин
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.